Скачать 59.34 Kb.
|
Программа по биологии. - - Химический лицей «Введение в биологию» - 5 класс. г. Тулы. ВВЕДЕНИЕ В БИОЛОГИЮ: ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ. 5 КЛАСС. ( 136 часов - 4 часа в неделю.)
Биология - наука о живой природе. Царства живой природы. Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий. Химический состав клетки. Содержание химических элементов в клетке. Вода и другие неорганические вещества, их роль в клетке. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты и их функции. История создания и использования увеличительных приборов. Строение клетки растения, животного и бактерии, отличия между нами. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы и их значение. Вирусы - неклеточная форма жизни. Основные вирусные заболевания человека. Рост, развитие, жизненный цикл клеток. Деление клетки (митоз, мейоз). Основные этапы митоза Сущность мейоза, его биологическое значение. Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов. Ткани растений и животных. Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных: строение и функции. Понятие "орган". Органы цветковых растений. Внешнее строение и значение корня. Виды корней и типы корневых систем. Видоизменения корней. Строение корня под микроскопом. Строение и значение побега. Почка - зачаточный побег. Листовые и цветочные почки. Стебель как осевой орган побега. Виды стеблей. Передвижение по стеблю веществ. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его строение и значение. Околоцветник, тычинки, пестик. Соцветия. Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян. Типы семян. Строение семян однодольного и двудольного растений. Понятие об органах и системах органов животных. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, половая. Организм как единое целое. Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Уровни организации живой природы: молекулярный, клеточный, тканевой, органный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный. Лабораторные работы:
Питание и пищеварение. Сущность понятия "питание". Питание растений: почвенное питание и роль корня, воздушное питание - фотосинтез и его роль. Особенности питания животных. Пищеварение и его значение, пищеварительные ферменты. Строение пищеварительной системы у различных групп животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды, паразиты, симбиотическое питание. Значение дыхания. Дыхание аэробное и анаэробное. Клеточное дыхание. Роль кислорода в процессе окисления органических веществ и освобождения энергии. Газообмен у растений. Устьичный аппарат растений и чечевички. Способы газообмена у животных. Строение дыхательной системы различных животных. Транспорт веществ у живых организмов и его значение. Диффузия веществ и ее роль в организме. Необходимость специализированных транспортных систем для крупных организмов. Проводящая система растений. Роль воды и корневого давления в транспорте у растений. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система позвоночных животных, круги кровообращения. Строение сердца. Кровь и ее функции. Гемолимфа и ее особенности. Выделение и его роль в организме. Продукты выделения у животных и растений. Строение выделительных систем у разных организмов. Выделение у растений. Листопад. Выделительная система простейших, червей, членистоногих, позвоночных. Обмен веществ и энергии. Сущность и значение обмена. Внутриклеточный обмен веществ и его две стороны: ассимиляция или пластический обмен и диссимиляция или энергетический обмен. Обмен веществ с окружающей средой у животных и растений. Интенсивность обмена веществ у разных организмов. Теплокровные (гомойотермные) и холоднокровные (пойкилотермные) организмы. Опора и движение. Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы у растений. Скелет у животных. Наружный и внутренний скелет: достоинства и недостатки. Опорно-двигательный аппарат позвоночных и его основные части. Движение - важнейшее свойство живых организмов. Значение двигательной активности. Движение одноклеточных организмов: ложноножки, жгутики, реснички. Способы движения в различных средах: воде, воздухе, в земле и на ее поверхности. Зависимость скорости передвижения от площади опоры. Стопоходящие, пальцеходящие и фалангоходящие животные. Двигательные реакции растений и их особенности. Жизнедеятельность организма и его связь с окружающей средой. Координация и регуляция у живых организмов. Раздражимость и возбудимость. Нервная система и ее особенности у различных организмов. Отделы головного мозга позвоночных. Поведение животных (рефлексы, инстинкты, элементы рассудочного поведения). Эндокринная система и ее роль в жизни животных. Функции основных желез внутренней секреции у человека. Гормональная регуляция у растений: ростовые вещества и ингибиторы роста. Биологическое значение размножения. Бесполое и половое размножение. Бесполое размножение у животных: простое и множественное деление клетки путем митоза, почкование у различных организмов, фрагментация. Бесполое размножение у растений: вегетативное частями тела и при помощи специализированных органов; размножение при помощи спор. Половое размножение у животных: образование и строение гамет, оплодотворение и его виды. Половое размножение растений на примере мха, папоротника и цветкового растения. Цветок - орган полового и бесполого размножения. Опыление и двойное оплодотворение. Роль соцветий. Образование плодов и семян. Индивидуальное развитие организмов. Рост и развитие растений. Распространение плодов и семян. Состояние покоя и его роль в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных. Развитие зародыша на примере ланцетника. Постэмбриональное развитие и его виды: прямое и непрямое. Лабораторные работы:
III. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ - 30 часов. Среды обитания. Экологические факторы среды: абиотические, биотические. Антропогенный фактор. Абиотические факторы: температура, свет, влажность и др. Биотические связи и их роль в регуляции численности. Понятие о сообществе живых организмов. Биоценоз и биогеоценоз. Экосистема и ее компоненты: биогенные элементы, продуценты, консументы, редуценты. Связи в экосистемах. Цепи и сети питания. Правило экологической пирамиды. Экологическое равновесие. Саморегуляция как основа устойчивости экосистемы. Сообщество лиственного леса. Биоценоз пресного водоема. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме. Поток энергии в сообществе, фотосинтез и дыхание. Естественные и искусственные биогеоценозы. Формирование, развитие и смена биогеоценозов. Рациональное использование биологических ресурсов. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека. Антропогенное опустынивание, загрязнения, экологические кризисы. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны. РЕЗЕРВНОЕ ВРЕМЯ - 10 часов. Может быть использовано для проведения экскурсий. Максимова Татьяна Владимировна |
![]() |
Урока по биологии 9 класс. Тема урока: Биология наука о живом мире.... «Введение в общую биологию и экологию»; сформировать у учащихся четкое представление о современных проблемах общей биологии и понимание... |
![]() |
Программа по биологии. Моу «Химический лицей» «Человек и его здоровье»... Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Наблюдения, гипотеза,... |
![]() |
Рабочая программа по биологии базовый уровень «Биология. Введение в общую биологию и экологию». Учебник для общеобразовательных учебных заведений. Дрофа, 2012 год (соответствует... |
![]() |
Рабочая программа по биологии 5 класс Пояснительная записка Биология 5–9 классы. М.: Просвещение, 2012), федерального перечня учебников, базисного учебного плана, рабочей программы «Биология.... |
![]() |
Никишов А. И., Петросова Р. А., Теремов А. В Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования, на основе Примерной программы основного общего образования... |
![]() |
Программа по биологии Химический лицей «Общая биология 11 класс.»... Предмет и методы экологии. Разделы экологии. Взаимосвязь экологии с другими науками. Роль экологии в решении практических задач.... |
![]() |
Календарно-тематическое планирование разработано на основе Программы... Рабочая программа предназначена для работы по учебнику А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник Биология «Введение в общую... |
![]() |
Календарно-тематическое планирование разработано на основе Программы... Рабочая программа предназначена для работы по учебнику А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник Биология «Введение в общую... |
![]() |
Урок по химии и биологии в 9 классе по теме: «Клетка- строение и химический состав» Интегрированный урок по химии и биологии в 9 классе по теме: «Клетка- строение и химический состав» |
![]() |
Рабочая программа по биологии в 10 -11 классе. Составитель: Учитель биологии Рабочая программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 10-11 классах. Программа составлена на основе стандарта... |