Скачать 138.67 Kb.
|
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛ 1 Строение и свойства живых организмов (26ч.) Тема 1.1. Основные свойства живых организмов (2 часа) Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Требования к ЗУН: Называть признаки живых организмов, их значение. Находить в тексте учебника и других источниках информации о признаках живых организмов. Тема 1.2. ^ (3 часа) Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. • Лабораторная работа Определение состава семян пшеницы. *Лабораторная работа Определение свойств белков жиров и углеводов. ^ Различать неорганические и органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки; Называть органические вещества и органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки; Находить в тексте информацию о химическом составе клетки. ^ (2 часа) Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, и значение. Гомологичные хромосомы. ^ Называть признаки живых организмов- клеточное строение. Распознавать и описывать на таблице основные части и органоиды клетки. Доказывать, что клетка- элементарная единица живого. Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать клетки живых организмов. Сравнивать клетки растений и животных и делать выводы на основе сравнения. Лабораторная работа Строение клеток живых организмов.(на готовых препаратах) Вирусы — неклеточная форма жизни. Различия в строении растительной и животной клеток. Тема 1.4. Деление клетки (2 часа) Деление клетки — основа роста и размножения организмов. Основные типы деления клеток. Митоз. Основные этапы митоза. Сущность мейоза, его биологическое значение. Демонстрация микропрепаратов митоза, хромосомного набора человека, животных и растений. Тема^ �) Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции. • Лабораторная работа Ткани растительных организмов. • Лабораторная работа Ткани животных организмов. ^ Давать определение понятию «ткань»; Называть и различать типы и функции тканей растений и животных организмов; Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать ткани живых организмов; Находить в учебнике и других источниках информацию о строении и функциях тканей растений. Сравнивать ткани растений и животных и делать выводы наа основе сравнения. 1 Курсивом в данной программе выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников. ^ (12 часов} Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Виды корней. Корневые системы. Видоизменения корней. Микроскопическое строение корня. Строение и значение побега. Почка — зачаточный побег. Листовые и цветочные почки. Стебель как осевой орган побега. Передвижение побега. Передвижение веществ по стеблю. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия. Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян. Типы семян. Строение семян однодольного и двудольного растений. Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения. • Лабораторная работа Изучение органов цветкового растения • Лабораторная работа Распознавание органов у животных ^ Давать определения понятиям ткань, орган, побег, вегетативные органы, репродуктивные органы, двудольные и однодольные растения, система органов. Называть типы корневых систем. Распознавать и описывать на таблицах органы цветкового растения- корень и корневые системы, побег и его части. Изучать биологические объекты- органы цветкового растения. Находить в тексте информацию об органах цветкового растения. Описывать многообразие соцветий. Приводить примеры многообразия плодов. Характеризовать строение цветка как органа размножения. Называть органы и системы органов, функции органов и систем органов. Изучать биологические объекты- органы и системы органов животных. Находить в тексте информацию об органах и системах органов животных. ^ (1час) Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда. ^ : Давать определения понятиям ткань, органы, системы органов. Называть особенности строения и функции многоклеточного оргапнизма. Называть причины нарушения целостности организма. Доказывать, что организм- единое целое. РАЗДЕЛ 2 ^ (36 часов) Тема 2.1. Питание и пищеварение (8 часов) Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Роль корня в почвенном питании. Воздушное питание (фотосинтез). Значение фотосинтеза. Значение хлорофилла в поглощении солнечной энергии. Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение. | • Демонстрация действия желудочного сока на белок, слюны на крахмал; опыта, доказывающего образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями; роли света и воды в жизни растений. ^ : Давать определения понятиям питание, почвенное питание, фотосинтез. Описывать сущность биологического процесса- почвенное питание, воздушного питания растений- фотосинтеза; питания животных. Объяснять значение почвенного питания в жизни растений; значение воздушного питания в жизни растений; значение фотосинтеза для жизни на Земле. Называть органы почвенного и воздушного питания у растений и узнавать их на рисунке, живых объектах. Характеризовать роль корня в почвенном питании растения; роль листа в процессе фотосинтеза. Находить информацию о почвенном и воздушном питании растений. Использовать приобретенные знании я и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними. Называть органы пищеварительной системы животных и узнавать их на рисунках и таблицах. Приводить примеры животных: травоядных, хищных, трупоедов, симбионтов, паразитов. Находить в биологических словарях и справочниках значение биологических терминов: симбионты, паразиты. Тема^ Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Типы дыхания. Клеточное дыхание. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов. • Демонстрация опытов, иллюстрирующих дыхание прорастающих семян, дыхание корней; обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе. ^ Давать определение дыханию. Описывать сущность биологических процессов: дыхание. Характеризовать особенности дыхания растений; роль органов растений в процессе дыхания. Находить информацию в тексте источника о дыхании растений. Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений и ухода за ними. Называть органы дыхания разных животных и узнавать их на рисунках, таблицах. Характеризовать особенности дыхания животных, роль дыхания в жизни животных. Находить в тексте учебника и других источниках информацию о дыхании животных. Использовать приобретенные знания и умения для выращивания животных, ухода за ними. ^ Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Роль воды и корневого давления в процессе переноса веществ. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции. Гемолимфа, кровь и составные части (плазма, клетки крови). • Лабораторная работа Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю. ^ пути передвижения органических веществ по стеблю; строения клеток крови лягушки и человека. Требования к ЗУН : Описывать процессы переноса веществ в растении, его значение. Характеризовать особенности перемещения воды, минеральных веществ и органических веществ по стеблю. Использовать приобретенные знания и умения для выращивания домашних животных, ухода за ними. Описывать сущность процесса переноса веществ в организме животного, его значение. Называть органы в кровеносной системы и узнавать их на рисунке; функции органов кровеносной системы; состав крови, ее функции; типы кровеносных систем. Приводить примеры животных с разными типами кровеносных систем. Характеризовать особенности транспорта веществ у животных. Тема 2.4. Выделение (4 часа) Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии. Сущность и значение обмена веществ и энергии. Обмен веществ у растительных организмов. Обмен веществ у животных организмов. ^ : Описывать сущность процесса выделения у животных организмов, его значение; процесса обмена веществ у животных организмов, его значение. Называть органы растений, различных животных ти узнавать их на таблице. Характеризовать особенности процесса выделения, процесса обмена веществ у растений и у разных животных. Находить в тексте учебника информацию о выделении у растений и у животных. Давать определения понятию обмен веществ. Называть органы, участвующие в выделении у растений и животных. Сравнивать обмен веществ у растений и у животных и делать выводы на основе сравнения. Тема 2.5.^ � (2 часа) Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных. Наружный и внутренний скелет. Опорно-двигательная система позвоночных. Лабораторная работа Разнообразие опорных систем животных. • Демонстрация скелетов млекопитающих, распилов костей, раковин моллюсков, коллекций насекомых. ^ Описывать строение и разнообразие опорных систем и узнавать их на рисунке. Называть значение опорных систем в жизни растений и животных; типы скелетов у животных. Распознавать и описывать на рисунках части внутреннего скелета. Соотносить строение опорных систем животных с условиями жизни. Тема 2.6. Движение (2 часа) Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Движение одноклеточных и многоклеточных животных. Двигательные реакции растений. • Лабораторная работа Движение инфузории туфельки. •Лабораторная работа Перемещение дождевого червя. ^ Называть роль движения в жизни растений и животных, способы передвижения животных. Описывать на таблицах органы движения животных. Приводить примеры животных с разными способами передвижения. Наблюдать за поведением животных. Сравнивать движения растений и животных и делать выводы на основе сравнения. ^ Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Основные типы нервных систем. Рефлекс, инстинкт. Эндокринная система.^ � жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений. • Демонстрация микропрепаратов нервной ткани, коленного и мигательного рефлексов, моделей неравных систем, органов чувств растений, выращенных после обработки ростовыми веществами. ^ Давать определения понятиям раздражимость, рефлекс. Распознавать и описывать на таблицах основные отделы и органы нервной системы. Называть системы, обеспечивающие координацию и регуляцию процессов жизнедеятельности у животных, значение НС, принцип работы НС, типы НС. Находить информацию в различных источниках о нервной регуляции процессов жизнедеятельности. Называть органы, обеспечивающие регуляцию процессов жизнедеятельности у животных, роль эндокринной системы в регуляции жизнедеятельности позвоночных. Наблюдать за поведением животных. Описывать сущность регуляции процессов жизнедеятельности растений. Наблюдать за ростом и развитием растений. Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними. Тема 2.8. Размножение (4 часа) Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. 'Половое размножение растений. Размножение растений семенами. Цветок как орган полового размножения; соцветия. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян. • Практическая работа Вегетативное размножение комнатных растений. • Демонстрация способов размножения растений; разнообразия и строения соцветий. ^ Давать определения понятиям размножение, вегетативные органы, гамета, оплодотворение, зигота, опыление, самоопыление. Называть значение размножения, полового размножения, виды размножения формы бесполого размножения у растений и животных, органы вегетативного размножения, полового размножения, виды размножения, формы бесполого размножения у растений и животных, органы вегетативного размножения, полового размножения растений и животных, узнавать их на рисунке; женские и мужские половые клетки. Описывать сущность бесполого и полового размножения растений и животных; строение цветка как органа полового размножения растений, двойного оплодотворения. Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними. Объяснять преимущества полового размножения организмов по сравнению с бесполым. Тема 2.9. ^ (4 часа) Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков; Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие. • Лабораторная работа ^ насекомых (на коллекционном материале) • Демонстрация способов распространения плодов и семян; прорастания семян. Требования к ЗУН: Давать определение понятию индивидуальное развитие. Распознавать и описывать на рисунке части цветка, семена 1- и 2-дольных растений, типы плодов. Называть роль семян и плодов в жизни растения, условия среды для формирования и прорастания семян, способы распространения семян. Наблюдать за ростом и развитием растений. Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, уход зан ними. Приводить примеры животных с разным типом постэмбрионального развития. Называть этапы развития животных, типы постэмбрионального развития. Описывать сущность эмбрионального и постэмбрионального развития животных. Наблюдать за ростом и развитием животных. Использовать приобретенные знания и умения для выращивания домашних животных, ухода за ними. РАЗДЕЛ 3 ^ (4 часа) Тема 3.1. Среда обитания. Факторы среды (2 часа) Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов. •Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи живых организмов, пищевые цепи и сети. ^ Давать определения понятиям природное сообщество, экосистема, цепи питания. Называть три группы организмов в экосистеме. Приводить примеры природных сообществ, продуцентов, редуцентов, консументов. Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды. Проводить самостоятельный поиск информации о состоянии природных сообществ. Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. Тема^ � (2 часа) Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания. • Демонстрация структуры экосистемы, моделей экологических систем. Требования к ЗУН: Давать определения понятиям природное сообщество, экосистемы, цепи питания. Называть три группы организмов в экосистеме. Приводить примеры природных сообществ, продуцентов, редуцентов, консументов. Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды. Проводить самостоятельный поиск информации о состоянии природных сообществ. Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. |
![]() |
Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение... |
![]() |
Учебнике. Строение клеток различных прокариот. Строение и многообразие бактерий Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Основные положения учения Ч. Дарвина о естественном отборе. Естественная... |
![]() |
Экзаменационный материал 6 класс Живой организм и его свойства. Многообразие живых организмов. Признаки живого. Уровни организации живого. Царства живой природы |
![]() |
Тема: Живые организмы и неживые предметы Знакомство с отличительными свойствами живых организмов. Формирование информационной компетентности |
![]() |
«Формы размножения живых организмов» Образовательные задачи: расширить и систематизировать знания об основных формах и способах размножения организмов |
![]() |
Возникновение и развитие Дарвинизма Б учение, объясняющее историческую схему форм живых организмов глобальными катастрофами |
![]() |
Реферат по курсу: Социальная экология тема: Формирование различных экосистем К экологии часто относят большое количество смежных отраслей знаний, главным образом из области охраны окружающей среды. В данной... |
![]() |
Рабочая программа учебного курса «Биология. Многообразие живых организмов» Распространения и экологии. Кроме этого, курс предусматривает разнообразные лабораторные работы |
![]() |
Е. Б. Шипилова Приказ №190 от 30 августа 2014 г Особенности раздела 7 класса «Разнообразие живых организмов» состоит в том, что он начинается с теоретического введения: положений... |
![]() |
Урок открытия нового знания. Оборудование: таблицы «Мейоз и митоз» Цель: сформировать знания об «онтогенезе», основных стадиях эмбрионального периода развития живых организмов |