План введение. Понятие «здоровье», его содержание и критерии. Валеология наука о здоровье и здоровом образе жизни




Скачать 1.27 Mb.
Название План введение. Понятие «здоровье», его содержание и критерии. Валеология наука о здоровье и здоровом образе жизни
страница 1/13
Дата публикации 31.03.2016
Размер 1.27 Mb.
Тип Реферат
edushk.ru > Биология > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТА. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗДОРОВЬЯ

ПЛАН

1. Введение.

2. Понятие «здоровье», его содержание и критерии.

3. Валеология - наука о здоровье и здоровом образе жизни.

4. Педагогика здоровья.

5. Физическая культура как средство сохранения и укрепления здоровья.

6. Основные требования, предъявляемые к здоровому образу жизни студенческой молодежи.

7. Правильный режим дня.

8. Рационализация умственного и физического труда.

9. Жизненная сущность, важнейшие средства и методы закаливания организма.

10. Рациональное питание в здоровом образе жизни.

11. Пагубные воздействия вредных привычек: курения, приема алкоголя и наркотиков.

Введение, Качество жизни любого человека и его успехи в личной и общественной деятельности, в труде, учебе, спорте и даже в любви самым тесным образом связаны с состоянием его здоровья. Без хорошего здоровья - хорошая и счастливая жизнь просто немыслима! Тысячи раз каждый из нас слышал это часто употребляемое слово «здоровье» в своей повседневной жизни, однако четко и правильно объяснить его смысл и содержание сможет далеко не каждый. Давайте ХОТЯ БЫ на время отвлечемся от назойливой мирской суеты, посторонних дел, забот, переживаний, сосредоточимся на чрезвычайно актуальной науке о здоровье и попытаемся обогатиться новыми ценными знаниями, позволяющими весьма выгодно, осмысленно и целенаправленно улучшить наше бренное существование в этом подлунном мире.

Понятие «здоровье», его содержание и критерии, В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) здоровье определяется тремя совокупными

критериями - как состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней или физических дефектов. Из этого следует, что здоровье человека является сложным, многоуровневым состоянием и его необходимо рассматривать с позиций современного структурного анализа.

Что же составляет основу здоровья?

На физиологическом уровне основу здоровья составляет способность организма обеспечивать постоянство своей внутренней среды вопреки внешним изменениям. Согласно принципу гомеостаза, здоровье сохраняется, если поддерживается постоянство внутренней среды организма. И, наоборот, оно ухудшается (возникает болезнь), если нарушение гомеостаза носит устойчивы» характер. (Г.К. Зайцев, 1997).

Однако организм человека, как известно, на протяжении всего своего развития не находится в состоянии равновесия или уравновешенности с окружающей средой. Он постоянно приспосабливается к естественно меняющейся окружающей среде, реагируя на поступающие из нее воздействия. Поэтому жизнедеятельность, а значит и здоровье, человека наряду с гомеостазом обеспечиваются еще одной фундаментальной способностью организма, которая называется адаптацией.

Приспособление к новым условиям не проходит для организма бесследно. Оно достигается ценой расходования функциональных ресурсов организма. И если «плата за адаптацию» выходит за пределы его резервных возможностей, то появляется опасность поломки адаптационного механизма и возникновения болезни.

Какие же физиологически обоснованные факторы наиболее перспективно использовать для увеличения резервов здоровья? Прежде всего, это физические упражнения, выполняемые в аэробном режиме с максимальным потреблением кислорода. Именно под влиянием аэробной тренировки в организме повышается количество «свободной энергии», увеличивается мощность коронарных, респираторных, эндокринных, буферных и иных резервов организма, а также

происходит перекрестная адаптация, в результате которой повышается устойчивость человека к различным стрессорным воздействиям патогенного характера (Г.Л. Апанасенко, 1992).

Сказанное дает представление о сущности соматического (т.е. телесного") компонента здоровья. В то же время в структуру здоровья входят еще психический и социальный компоненты. Важность их рассмотрения объясняется следующими причинами. Во-первых, возникновение многих соматических заболеваний связано с психическим и социальным неблагополучием жизнедеятельности людей. Во-вторых, здоровье человека в значительной мере зависит от него самого: его образа жизни, культурного развития личности, морально-волевых и ценностно-мотивационных установок, а также умения адаптироваться к социальной среде.

Что же представляет собой психическое здоровье человека?

Чаще всего в валеологии (науке о здоровье и здоровом образе жизни) выделяются два основных признака, по которым можно судить о хорошем состоянии психического здоровья человека (В.С. Фомин, 1996; Г.К. Зайцев, 1997 и др.).

Первый признак - это отсутствие выраженных психических расстройств и отклонений, проще говоря - неврозов, и так называемых пограничных состояний. Причиной нервных отклонений и расстройств обычно являются психические стрессы, которые возникают либо в ситуациях угрозы, опасности, обиды и других психотравмирующнх условий (эмоциональный стресс), либо в связи с информационной перегрузкой и невозможностью справиться с поставленной учебной, теоретической или иной задачей (информационный стресс).

Второй признак - наличие резерва психических возможностей (резерва психической адаптации), благодаря которому личность может преодолеть неожиданные трудности, возникающие в исключительных обстоятельствах. Этот резерв, с одной стороны, обусловлен наследственными факторами (особенностями темперамента и нейродинамическими характеристиками протекания корковых и вегетативных процессов), а с другой - психологической

подготовленностью человека (его умениями управлять своими эмоциями и выполняемой деятельностью, несмотря на сбивающие психогенные воздействия).

Интересно, что среди средств, повышащих психическую устойчивость личности к стрессам,-наиболее эффективными так же оказываются физические упражнения, выполняемые в аэробном режиме (8. В1аа1е, 1995; Р. 0)а, 2005 и др.).

Социальное благополучие, как компонент здоровья, также принято рассматривать, по аналогии с соматическим и психическим здоровьем, в аспекте адаптации к условиям общественной жизни. В-этом случае принципы валеологии находят свое отражение в соответствующих социальных механизмах. Так, принцип «сохранения здоровья» проявляется в механизмах социальной защищенности граждан, гарантирующих им относительное материальное благополучие и стабильность жизнедеятельности - неотложной медицинской помощи, социального обеспечения и т.д. А принцип «повышения резервов здоровья» связывается с правами граждан на свободное и активное проявление своих биологических и социальных возможностей и их реальное воплощение в действительность.

Отсюда вытекает, что уровень социального благополучия зависит от того, какому варианту адаптационного процесса индивид отдает предпочтение:

надеется ли он больше на социальную поддержку со стороны (пассивная позиция) или старается достигнуть социальных благ своими собственными усилиями (активная позиция), - пытается энергично проявить себя в учебе, спорте, общественной или трудовой деятельности, больше двигаться, развиваться умственно и физически, закаляться, беречь нервы, не курить, не употреблять наркотиков и алкоголя, а также прочих разрушителен здоровья и жизненного благополучия.

Резюмируя изложенное, можно констатировать, что вадеодогическое обеспечение жизнедеятельности человека происходит на биологическом (физиологическом), психологическом и социальном уровнях посредством двух основополагающих механизмов: сохранения здоровья и повышения его резервов. Эффективность этих механизмов зависит от целого ряда факторов - материального обеспечения, особенностей учебной, спортивной и трудовой деятельности, экологической обстановки (степени загрязнения вредными веществами потребляемой воды, воздуха, пищи) и т.д.

Немаловажное значение при этом имеют нравственность и культурный уровень самого человека, основной характеристикой которых, в рамках рассматриваемой проблемы, является его отношение к своему собственному здоровью и здоровью других людей в иерархии социальных потребностей.

Личностная установка на здоровый образ жизни не появляется у индивида сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия, сущность которого состоит в целенаправленном обучении людей принципам ЗОЖ с самого раннего возраста.

Педагогика ЗДОРОВЬЯ - относительно новое направление в валеологии. Ее основным предметом является здоровье подрастающего поколения. И здесь важно отметить, что здоровье взрослеющего организма не только способно сохраняться или наращиваться, но определенным образом строится и перестраивается. Поэтому в рамках валеологии студентов наиболее актуальной становится задача последовательного и целеустремленного формирования здоровья на протяжении всего периода обучения в высшем учебном заведении.

Как же реализуются основополагающие принципы валеологии подрастающего поколения РФ в современных рыночных условиях? Чтобы объективно ответить на этот вопрос, необходимо провести медико-социальный анализ различных аспектов здоровья, с которым поступают в МАИ и. др. вузы страны выпускники средних учебных заведений.

Материалы государственного доклада "Положение детей в Российской Федерации" в начале XXI века свидетельствуют, что уже в дошкольном возрасте от 15 до 25% детей имеют ту или иную хроническую неинфекционную патологию, а в возрасте 6-7 лет такие дети составляют уже 30 - 35%. Хронические заболевания диагностируются у 40 - 45% детей школьного возраста (3-я группа здоровья), у более 40% - имеются различные функциональные отклонения (2-я группа) и лишь около 15% детей практически здоровы (1-я группа здоровья).

По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи ГКСЭН РФ лишь 10°/о выпускников школ России могут считаться здоровыми, у 40 - 45% - имеется хроническая патология, а у 45 - 50% -морфофункциональные отклонения. За период школьного обучения особенно усиливаются миопия и дефекты опорно-двигательного аппарата (примерно в 1,5 -2 раза). Так, например, к моменту окончания средней школы близорукость и нарушения осанки и стопы констатируются в среднем у каждого третьего выпускника.

Приведенные цифры, безусловно, вызывают большую тревогу. К тому же эти данные, скорее всего несколько занижены, так как основываются на официальной статистике обращаемости к врачам. А сколько больных по самым разным причинам к врачам не обращаются и потому не включаются в медицинскую статистику? Один Бог знает.

В структуре заболеваемости выпускников школ и начинающих студентов ведущие места занимают болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (плоскостопие, болезни позвоночника и др.), хронические заболевания печени и желчевыводящих путей, психические расстройства (за счет неврозов), болезни органов чувств (прежде всего аномалии рефракции и аккомодации), болезни органов пищеварения (гастриты, дуодениты) и органов дыхания (хронические воспаления миндалин и аденоидов).

Основными причинами роста заболеваемости современной учащейся молодежи и взрослого населения специалисты считают: снижение двигательной активности, сидячий образ жизни, вредоносную экологию, резкое ухудшение материального положения подавляющего большинства населения, недостатки в системе здравоохранения и несбалансированность питания. В результате всех этих прискорбных явлений средняя продолжительность жизни московских мужчин снизилась в последние годы до 57 лет и многие из них не успевают дожить даже до пенсии, чтобы хотя бы на склоне жизни расслабиться душой и телом и предаться заслуженному отдыху после нескольких десятилетии своей

трудовой деятельности. Стоит ли дополнительно объяснять, что и нормальном, цивилизованном обществе это совершенно не допустимо.

Одним из наиболее действенных средств сохранения и укрепления здоровья является физическая культура. Грамотные и систематические занятия физической культурой, помимо красивой фигуры и привлекательного внешнего вида (правильная, гордая осанка, хорошее, пропорциональное телосложение и т.д.), создают благоприятные условия для деятельности внутренних органов, приводят к развитию и совершенствованию не только мышечной системы, но и всех других функциональных систем организма. Весьма благотворно мышечная работа отражается на деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и особенно нервной системы. При выполнении физических упражнений находит свое яркое выражение гармоническое единство физической и психической деятельности человека.

Именно в связи с этим психическая деятельность людей в конечном итоге находит свое жизненное выражение в форме явных или скрытых мышечных движений. Эту, искусно завуалированную природой истину, в свое время блестяще преподнес человечеству основоположник русской физиологической школы Иван Михайлович Сеченов в своей фундаментальной работе «Рефлексы головного мозга» следующей впечатляющей формулировкой: «Все бесконечное многообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению — мышечному движению. Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге - везде окончательным фактом является мышечное движение». '

Какие же требования предъявляются к здоровому образу жизни студенческой молодежи?

Простейшие из этих требований и правил вытекают из элементарной необходимости успешного выживания и адекватного приспособления к

окружающей среде и их взрослеющий человек усваивает с самого детства -одеваться с разумным учетом установившейся на сегодня погоды, мыть руки перед едой, регулярно чистить зубы и т. д.

Другие, более серьезные, содержательные особенности составляющих здорового образа жизни - правильный режим труда, отдыха, питания, двигательной активности, закаливания, профилактики вредных привычек, требования санитарии и гигиены, учет экологических условий, культура межличностного общения и т.п. познаются цивилизованным человеком в процессе обучения и воспитания на протяжении всей жизни. И чем раньше он эти полезные знания усваивает, чем осмысленнее и настойчивее им следует, тем более ярким и совершенным бывает его личностное развитие, жизнь становится более полноценной, приятной и интересной, а творческая деятельность более продуктивной, насыщенной и продолжительной.

Правильный режим дня предусматривает строгий и разумный распорядок, по-возможности, постоянное время подъема и утренней гигиенической гимнастики, водных процедур и завтрака, ухода на учебу или работу, обеденного перерыва и возвращения домой, приема пищи и отдыха, спортивных занятий и домашней работы, культурного досуга, вечерней прогулки и отхода ко сну.

Закрепленный многолетними повторениями, такой распорядок дня постепенно становится привычным и более легким в повседневной реализации. Впоследствии это находит полезное выражение не только во внешних проявлениях любой выполняемой деятельности, но и в протекании сложных внутренних процессов человеческого организма.

Например, привычка вставать утром в одно и то же время и обязательно делать утреннюю зарядку обеспечивает ритмичную деятельность всего организма, быструю врабатываемость и высокую умственную и физическую работоспособность, создает хорошее, приподнятое настроение на весь предстоящий день. Отсутствие же постоянного режима дня приводит к относительно замедленному вхождению в работу, менее хорошему или даже

студентам - при выполнении домашних задании рабочие перерывы используйте для выполнения нетрудных физических упражнений; в ходе подготовки к экзаменационной сессии не прекращайте занятия физкультурой и спортом. Помните, что чередование умственного и физического труда предохраняет вашу нервную систему от переутомления и повышает ее функциональную работоспособность.

Закаливание — это тренировка защитных сил организма или его приспособление к воздействиям неблагоприятных факторов внешней среды. Жизненная сущность закаливания заключается в совершенствовании механизмов образования, сохранения и отдачи тепла или, иначе говоря, в тренировке терморегуляторного аппарата. Этот процесс протекает при активном участии центральной нервной системы. Систематические воздействия воздуха, воды и солнечных лучей на тело человека способствуют 4юрмированию условных рефлексов, приспосабливающих организм к температурным колебаниям окружающей среды. Особенно эффективно такие рефлексы приспособления образуются при занятиях физической культурой и спортом, когда человек попадает в условия повышенных требований к организму: пловец в прохладной воде, лыжник на морозном воздухе, стайер на жаркой летней дорожке и т.д.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План введение. Понятие «здоровье», его содержание и критерии. Валеология наука о здоровье и здоровом образе жизни icon Задачи: рефлексия собственного отношения к здоровью, выявление проблем;...
«Здоровье не купишь», «Дал Бог здоровье, а счастье найдем». Действительно, здоровье необходимо каждому человеку. А какой смысл в...
План введение. Понятие «здоровье», его содержание и критерии. Валеология наука о здоровье и здоровом образе жизни icon Статья отнесена к разделу: Преподавание обж
Цель: активизировать внимание учащихся на значении состояния здоровья в жизни человека, на здоровом образе жизни и влиянии его на...
План введение. Понятие «здоровье», его содержание и критерии. Валеология наука о здоровье и здоровом образе жизни icon Закон больших чисел как теоретическая основа выборочного метода. Требования к выборочному методу
...
План введение. Понятие «здоровье», его содержание и критерии. Валеология наука о здоровье и здоровом образе жизни icon Урок в 10-м классе. Тема: «Здоровый образ жизни»
Вопросы урока. Понятие, функции и показатели здоровья. Индивидуальное здоровье человека. Общественное здоровье Составляющие здорового...
План введение. Понятие «здоровье», его содержание и критерии. Валеология наука о здоровье и здоровом образе жизни icon Программа развития общеобразовательного учреждения I. Введение
В течение «школьной жизни» здоровье данной категории детей почти не улучшается. Задача школы состоит в том, чтобы сохранить здоровье...
План введение. Понятие «здоровье», его содержание и критерии. Валеология наука о здоровье и здоровом образе жизни icon План введение 3 5 функциональные резервы огранизма 5 > факторы здоровья...
Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то...
План введение. Понятие «здоровье», его содержание и критерии. Валеология наука о здоровье и здоровом образе жизни icon Устное народное творчество как средство развития у ребёнка представлений о здоровом образе жизни
Периоды развития нашего общества, начиная с древности. Примером тому является устное народное творчество для детей. Цель статьи –...
План введение. Понятие «здоровье», его содержание и критерии. Валеология наука о здоровье и здоровом образе жизни icon Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 8 класса и их родителей "Питание и здоровье"
Цели: Пропагандировать здоровый образ жизни; активизировать познавательную деятельность учащихся; заинтересовать учащихся изучением...
План введение. Понятие «здоровье», его содержание и критерии. Валеология наука о здоровье и здоровом образе жизни icon Формирование здорового образа жизни
Здоровье величайшая ценность. Хорошее здоровье основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций,...
План введение. Понятие «здоровье», его содержание и критерии. Валеология наука о здоровье и здоровом образе жизни icon Конспект внеклассного мероприятия для учащихся 8-ых классов на тему:...
Перед проведением мероприятия дети получили домашнее задание: придумать название, девиз команды, составить памятку о здоровом образе...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов