Урок в 10-м классе. Тема: «Здоровый образ жизни»




Скачать 221.25 Kb.
Название Урок в 10-м классе. Тема: «Здоровый образ жизни»
Дата публикации 01.04.2016
Размер 221.25 Kb.
Тип Урок
edushk.ru > Биология > Урок

Урок в 10-м классе.

Тема: «Здоровый образ жизни»

Тип урока. Урок-лекция

Вопросы урока. 1. Понятие, функции и показатели здоровья. 2. Индивидуальное здоровье человека. 3. Общественное здоровье.4. Составляющие здорового образа жизни. 5. Практическая работа.

Цели урока. Познакомить учащихся с понятием, функциями и показателями здоровья. Изучить структуру и составляющие индивидуального и общественного здоровья.

Оборудование. Учебник, схемы, слайды, анкеты.

План урока.



Этап урока

Содержание (цель) этапа

Время

1

Организационный момент

Отметить присутствующих, сообщить тему урока

1

2

Проверка домашнего задания

Проверить усвоение материала предыдущего урока




3

Лекция

Изложение материала в форме лекции

20

4

Обобщение нового материала

Выводы из изложенного учителем материала урока

7

5

Сообщение домашнего задания

Разъяснить содержание домашнего задания

2

На доске:

^ Число, месяц

Тема: «Здоровый образ жизни».

Ход урока.

Изучение нового материала. Вводное слово учителя.

Определение понятия «Здоровья» имеет достаточно много интерпретаций. По определению ВОЗ в понятие «здоровье», наряду с физическим благополучием, входит психическое и социальное состояние человека.

Существуют данные социально-педагогического мониторинга "Здоровье и поведение школьников", проведенного в 12 регионах России. В результате исследований было отмечено, что только 20,7% мальчиков и 10,3% девочек очень высоко оценивают свою физическую подготовленность, 10,6% опрошенных мальчиков и 13,4% девочек считают, что они обладают очень хорошей фигурой. Выявлен низкий показатель оценки учащимися своих спортивных достижений (15,0% мальчиков и 8,8% девочек оценивают их как превосходные). В то же время была выявлена и низкая самооценка школьниками своего физического здоровья. Вполне счастливыми ощущают себя около 1/3 опрошенных школьников (37,2%), оценивают свое здоровье как превосходное 9,8% опрошенных девочек и 21,2% мальчиков. Очень низкий процент детей (не более 6% опрошенных) оценивают свои школьные успехи как превосходные [12,13]. Таким образом, из приведённых данных видно, что многие учащиеся достаточно низко оценивают своё здоровье.

Многие люди считают, что здоровье гражданина – дело сугубо личное. Но это не так. В ходе сегодняшнего урока мы с вами убедимся в этом.

^ Вопросы для активизации знаний.

Отвечая на вопросы, постарайтесь использовать свой жизненный опыт.

  • Как вы понимаете термин «здоровье человека»?

  • Есть ли какие-либо объективные показатели здоровья? Если есть, назовите их.

  • Для чего нужно здоровье человеку с точки зрения личной жизни? А с точки зрения общества?

  • Из чего складывается здоровье человека?

  • Есть ли какие-то показатели здоровья? Как оно связано с личным здоровьем каждого человека?

  • На какие стороны жизни общества влияет общественное здоровье?

В Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) написано: «Здоровье – состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

В понятии здоровья имеются три равноценные составляющие:

  1. ^ Физическое здоровье – здоровье тела. Оно складывается из двигательной активности человека, рационального питания, личной гигиены, безопасного поведения, оптимального сочетания труда и отдыха, отказа от вредных привычек.

  2. ^ Душевное здоровье – здоровье разума. Оно определяется системой мышления человека, развитием внимания и памяти, волевых качеств, степенью эмоциональной устойчивости, отношением к окружающему миру: к людям, знаниям, вещам и себе.

  3. ^ Социальное здоровье – определяется моральными принципами: сознательное отношение к труду, овладение сокровищами и мировой культуры, уровня воспитания и образования.


здоровье



Физическое Душевное

здоровье здоровье


Социальное

здоровье
Основные показатели здоровья:

- отсутствие болезней;

- нормальная работа организма;

- равновесие организма в системе «природа-человек» (нормальные показатели работы организма – температура тела, формула крови, кровяное давление, пульс);

- способность приспосабливаться к изменениям окружающей среды;

- способность полноценно участвовать в жизни общества;

- стремление к творчеству.

Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии душевных (психических) и физических сил организма. Гармония психофизических сил укрепляет здоровье, создаёт условия для творческого самовыражения в различных областях жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность, не позволяя «душе лениться».

Функции здоровья – внешние проявления свойств организма в системе природы и системы общества.

Учёные выделяют четыре основные функции здоровья:

  • биологическую, которая проявляется в способности производить на свет полноценное потомство;

  • физиологическую, проявляющуюся в нормальном функционировании организма;

  • психофизиологическую, проявляющуюся в нормальной работе организма как системы в природной и общественной среде;

  • социальную, которая проявляется в способности человека выполнять свои обязанности перед обществом, включиться в общественную жизнь, т.е. социально быть адаптированным.

Человек может быть физически и психически здоров, но он может пренебрегать устоявшимися нормами морали: совесть, сопереживание, честность, порядочность, чувство долга, уважение к окружающим. Всякое проявление неуважения, духовного и физического насилия, экстремизма является нравственным уродством и, следовательно, свидетельствует о нравственном нездоровье человека.

Можно говорить о здоровье индивидуальном и общественном. Индивидуальное здоровье человека зависит от образа жизни, который оно ведёт. Общественное здоровье – результат сложения состояния здоровья всех членов общества, оно зависит от политических, социально-экономических, природных и экологических факторов. В настоящее время экологические факторы, но мнению большинства учёных, играют решающую роль в состоянии общественного здоровья.

Изменения состава и свойств отдельных компонентов окружающей природной среды (атмосферный воздух, вода, почва, уровень радиации в местах проживания людей, уровень шума и другие) и, в конечном счёте, загрязнению среды и необратимым процессам, автоматически приводят к физиологическим изменениям человека, изменениям демографического и социального поведения.

Учёные разделяют следующие виды загрязнения окружающей среды: химическое, физическое, биологическое, информационное.

^ Химические загрязнители (ксенобиотики), попадая в окружающую среду в больших количествах, могут воздействовать на генетический аппарат живых организмов, вызывать их гибель и тем самым нарушать сложившиеся равновесие в природе.

К физическим загрязнителям относятся: ионизирующее и электромагнитное излучение, тепловое загрязнение, шум (уровень естественного шумового фона составляет 20-30 децибел). По медицинской статистике у 20% молодёжи из-за частого прослушивания громкой музыки слух притуплён.

^ Ионизирующее излучение – той же природы, что и при ядерном взрыве. Источником его может служит ядерная реакция (солнце, АЭС, «грязная бомба (ядерные отходы), природные источники»).

ЭМИ целиком и полностью имеет искусственную природу, за исключением крохотной части, приходящей из космоса. Космическое ЭМИ очень слабое и для человека не представляет серьёзной опасности. Искусственное – другое дело. Это телевизоры, компьютеры, мобильные телефоны, печи СВЧ.

^ Тепловое загрязнение. Оно меняет климат не только в пределах города, но и планеты в целом.

Биологическое загрязнение. Его носители – разнообразные микроорганизмы. Микробы и вирусы – носители чужеродной информации. Иммунитет.

Кроме перечисленных видов загрязнения, имеющих естественную природу и связанных (прямо или косвенно) с природными процессами, огромное влияние на здоровье человека оказывают различные виды «социального загрязнения» - перенаселённость больших городов, повышенный ритм жизни, постоянные стрессы, наркомания, алкоголизм и т.д.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

  1. Здоровье – состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

  2. Социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья.

  3. Здоровье бывает индивидуальное и общественное.

  4. Состояние здоровья не исключает наличия в организме ещё не проявившейся болезни, т.е. нарушения работы организма как системы.

  5. Загрязняя окружающую среду, человек ухудшает своё здоровье.

  6. Невозможность противостояния организма различным видам загрязнения возникает при нарушении механизма защиты организма.

Подведение итогов урока.

«Экспресс-диагностика ценностных представлений о здоровье для учащихся 9 классов»

Инструкция. Из следующих восьми утверждений о здоровье необходимо выбрать (отметить кружком номер утверждения) три, которые ты считаешь наиболее подходящими.

  1. Быть здоровым – значит редко болеть.

  2. Быть здоровым – значит быть внимательным к любым проявлениям своего тела, сразу реагировать на его потребности (вовремя есть, спать, отдыхать и др.)

  3. Быть здоровым – это когда не чувствуешь своего тела, потому что мы ощущаем только те части нашего тела, которые болят.

  4. Быть здоровым – это когда у тебя на душе хорошо и спокойно.

  5. Быть здоровым – это значит справляться с обычными проблемами, которые есть у каждого.

  6. Здоровье – это когда у тебя все получается, все в порядке, все хорошо.

  7. Быть здоровым – значит быть вместе со всеми в гуще событий, уметь приспособится к разным условиям, а не стоять в сторонке.

  8. Быть здоровым – значит жить, как тебе хочется, не волнуясь о своём здоровье.

Ключ к оценке выбранных высказываний приведен в таблице.

Таблица

Ключ к оценке выбранных высказываний

№ высказывания

1

2

3

4

5

6

7

8

Баллы

1

2

1

3

4

4

4

1

^ Твой результат (сумма баллов)




Оценка тестирования следующая:

Максимальное количество - 12-баллов-обозначает высокий уровень ценностного отношения к здоровью. Школьников, имеющих данное количество баллов, можно охарактеризовать как личностно-ориентированный тип;

набор 10-11 баллов обозначает уровень осознанного отношения к здоровью; школьников, имеющих данное количество баллов, можно охарактеризовать как ресурсно-прагматичный тип;

набор 8-9 баллов обозначает недостаточно осознанное отношение к здоровью; школьников, имеющих данное количество баллов, можно охарактеризовать как адаптационно-поддерживающий тип;

набор менее ^ 8 баллов обозначает отсутствие сознательного отношения к своему здоровью.

Домашнее задание
.

Использую конспект урока и знания по экологии, заполните таблицу «Составляющие здоровья и их характеристики»

^ Составляющие здоровья

В чём проявляются

Что определяют










^ РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ С ВОЗРАСТОМ

У новорожденного ребенка наблюдаются беспорядочные движения конечностей, туловища и головы. Координированные ритмические сгибания, разгибания, приведение и отведение сменяются аритмичными, некоординированными изолированными движениями. Двигательная деятельность детей формируется по механизму временных связей. Важную роль в формировании этих связей играет взаимодействие двигательного анализатора с другими анализаторами (зрительным, тактильным, вестибулярным). Нарастание тонуса затылочных мышц позволяет ребенку 1,5—2 месяцев, положенному на живот, поднимать голову. В 2,5—-3 месяца развиваются движения рук в направлении к видимому предмету. В 4 месяца ребенок поворачивается со спины на бок, а в 5- месяцев переворачивается на живот и с живота на спину. В возрасте от 3 до 6 месяцев ребенок готовится к ползанию: лежа на животе, все выше поднимает голову и верхнюю часть туловища; к 8 месяцам он способен проползать довольно большие расстояния. В возрасте от 6 до 8 месяцев благодаря развитию мышц туловища и таза ребенок начинает садиться, вставать, стоять и опускаться, придерживаясь руками за опору. К концу первого года ребенок свободно стоит и, как правило, начинает ходить. Но в этот период шаги ребенка короткие, неравномерные, положение тела неустойчивое. Стараясь сохранить равновесие, ребенок балансирует руками, широко ставит ноги. Постепенно длина шага увеличивается, к 4 годам она достигает 40 см, но шаги все еще неравномерные. От 8 до 15 лет длина шага продолжает увеличиваться, а темп ходьбы снижаться. В возрасте 4—5 лет в связи с развитием мышечных групп и совершенствованием координации движений детям доступны более сложные двигательные акты: бег, прыганье, катание на коньках, плавание, гимнастические упражнения. В этом возрасте дети могут рисовать, играть на музыкальных инструментах. Однако дошкольники и младшие школьники в связи с несовершенством механизмов регуляции трудно усваивают навыки, связанные с точностью движения рук, воспроизведением заданных усилий. К 12—14 годам происходит повышение меткости бросков, метаний в цель, точности прыжков. Однако некоторые наблюдения показывают ухудшение координации движений у подростков, что связывается с морфофункциональными преобразованиями в период полового созревания. С половым созреванием связано и снижение выносливости в скоростном беге у 14—15-летних подростков, хотя скорость бега к этому возрасту существенно возрастает. По мере роста ребенка развивается и такое движение, как прыжок. Дети раннего возраста при подпрыгивании не отрывают ног от почвы, и их движения сводятся к приседаниям и выпрямлениям тела. С 3 лет ребенок начинает подпрыгивать на месте, слегка отрывая ноги от почвы. Лишь начиная с 6—7 лет наблюдается координация нижних конечностей при прыжке. Наряду с совершенствованием координации движений при осуществлении прыжка растет его дальность. Дальность прыжка в длину с места возрастает у мальчиков до 13 лет, у девочек — до 12—13 лет. После 13 лет разница в прыжках в длину в зависимости от пола становится ярко выраженной, а при прыжках в высоту эта разница проявляется уже с 11 лет. Без обучения и тренировки сами по себе никогда не возникнут, не образуются такие навыки и умения, как ходьба, бег, прыжки, метание, плавание, танцевальные движения, вертикальные рабочие позы, не говоря уже о высоком искусстве управления движениями, которое имеет место в результате занятий такими видами спорта, как художественная гимнастика, фигурное катание, прыжки с трамплина, водное поло, баскетбол и др. Двигательный режим учащихся и вред гиподинамии. Для всестороннего гармонического физического развития, совершенствования/двигательных качеств и навыков, помимо выполнения определенных видов целенаправленных физических упражнений, дети нуждаются в удовлетворении естественной суточной потребности организма в движении. Суточная двигательная активность детей может быть выражена в объеме естественных локомоций. При свободном режиме в летнее время за сутки дети 7—10 лет совершают от 12 до 16 тыс. движений/У подростков суточное количество локомоций повышается. Например, у мальчиков 14—15 лет по сравнению со школьниками 8—9 лет суточная двигательная активность увеличивается более чем на 35%, а объем выполненной при этом работы — на 160%.

Естественная суточная активность девочек ниже, чем мальчиков. 'Девочки в меньшей мере проявляют двигательную активность самостоятельно и нуждаются в большей доле организованных форм физического воспитания. По сравнению с весенним и осенним периодами года зимой двигательная активность детей и подростков падает на 30—45%. В период учебных занятий двигательная активность школьников не только не увеличивается при переходе из класса в класс, В, наоборот, уменьшается у старшеклассников. Состояние здоровья (заболеваемость, степень тренированности к физическим нагрузкам сердечнососудистой системы, дыхания, экономичность энерготрат, сопротивляемость воздействию неблагоприятных факторов), уровень развития двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости) и физической работоспособности школьников 11—15 лет дали основание считать для них «высокий» уровень двигательной активности гигиенической нормой 21— 30 тыс. локомоций, объем работы ПО—150 тыс. кгм/сутки, динамический компонент 20—24%. Учащиеся этого же возраста при двигательной активности в 2-3 раза ниже гигиенической нормы находятся в состоянии «двигательного голода» — гиподинамии. У таких школьников страдают обменные процессы, снижены двигательная подготовленность, иммунобиологическая реактивность, работоспособность. Наблюдается неэкономичная деятельность сердечнососудистой системы и дыхания при физических нагрузках (при выполнении физических упражнений; в процессе общественно полезного, производственного труда).

Чрезмерная двигательная активность у детей и подростков, обусловленная преимущественно интенсивной" (очень частой в неделю и продолжительной в течение дня) систематической спортивной тренировкой или соревнованиями, в сочетании с большим эмоциональным напряжением нередко влечет неблагоприятные изменения со стороны опорно-двигательного аппарата: растяжение связок, деформации межпозвоночных дисков и суставов, конечностей, нарушения функционального состояния центральной нервной и сердечнососудистой систем, снижение сопротивляемости инфекционным заболеваниям, особенно легочной ткани к возбудителям болезней. У юных спортсменов наблюдаются признаки угнетения функции передней доли гипофиза и относительной недостаточности коры над почечников. Следует учитывать возможность неблагоприятного влияния повышенной двигательной активности на детей и подростков и строго, в соответствии с требованиями гигиены и врачебного контроля, дозировать нагрузку во время спортивным тренировок и соревнований. Двигательные качества развиваются успешнее, если моторные упражнения включаются с первых дней систематического обучения ребенка в школе. Из всех возрастных групп детей, охваченных общим средним образованием, младший школьный возраст (6—11 лет) оказывается наиболее продуктивным периодом развития двигательных возможностей и физического совершенствования. Обучение по комплексной программе физического воспитания должно обеспечивать детям и подросткам требуемое их организму количество движений. При поступлении детей в школу их двигательная активность сокращается вдвое. За счет самостоятельной двигательной активности учащиеся I—III классов реализуют уже только 50% оптимального числа движений. Существенное значение в этом возрасте приобретают организованные формы занятий физическими упражнениями.

Даже у здоровых, правильно развивающихся школьников только так называемая спонтанная двигательная активность и уроки физической культуры в школе не могут обеспечить нужный суточный объем движений! Урок физической культуры компенсирует в среднем 11 % необходимого суточного числа движений. Утренняя гимнастика дома, гимнастика перед началом уроков в школе, физкультпауза на уроках, подвижные игры на переменах, прогулки с подвижными играми после уроков позволяют детям 7—11 лет совершать до 60% требуемого для них суточного объема движений. Физкультурные паузы в школе и дома являются не только обязательной составной частью физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня школьников, но и необходимым мероприятием— активным отдыхом, препятствующим падению умственной работоспособности. Установлено, что эффективность активного отдыха в процессе умственной работы возрастает при сокращении времени его проведения (И. В. Муравов). Физкультурные минуты оптимальной длительности 55—70 с (не более 2 мин) включают упражнения в переходе из позы сидя в позу стоя, ходьбу на месте, потягивания с поворотами, наклонами туловища и движениями рук (сжимание и разжимание пальцев), прыжки на месте и дыхательные упражнения в сочетании с движениями рук. На уроках в школе физкультурные паузы следует включать в I—II классах на 15—17-й минутах урока, в III—IX классах — на 20-й минуте. В домашних условиях учащиеся начальных классов должны проводить физкультпаузу через 30—40 мин работы над выполнением учебных заданий.

Если урок физической культуры и физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного дня являются необходимым условием, обеспечивающим более чем наполовину оптимальный суточный объем движений школьников, то внеклассные формы занятий физическими упражнениями должны быть организованы таким образом, чтобы ликвидировать дефицит двигательной активности школьников.

Необходимо также широко внедрять ежедневные 15—20-минутные подвижные игры для детей I—II классов после третьего урока. В этих случаях умственная работоспособность возрастает в 3—4,5 раза, больше чем в тех случаях, когда они проводятся после первого или второго урока.

Для подростков тоже рекомендуется активный отдых после третьего или четвертого урока и во второй половине дня, перед приготовлением домашних заданий. Если дать активный отдых после пятого или шестого урока, то наряду с ухудшением показателей работоспособности наблюдается угнетение фагоцитарной активности лейкоцитов крови. Особое внимание надо уделить плаванию. Нет необходимости доказывать важность его как жизненно необходимого навыка. Плавание занимает одно из первых мест по своему оздоровительному влиянию.

^ НАРУШЕНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Осанка. Привычное положение тела человека во время ходьбы, стояния, сидения и работы называют осанкой. Правильная осанка характеризуется нормальным положением позвоночника с его умеренными естественными изгибами вперед в области шейных и поясничных позвонков, симметричным расположением плеч и лопаток, прямым держанием головы, прямыми ногами без уплощения стоп. При правильной осанке наблюдается оптимальное функционирование системы органов движения, правильное размещение внутренних органов и положение центра тяжести.

Целый ряд причин — нерациональный режим, различные заболевания, приводящие к ослаблению связочно-мышечного аппарата и организма в целом, а также неудовлетворительно поставленное физическое воспитание и недостаточное внимание взрослых к воспитанию у детей навыка правильной осанки — приводят к возникновению и развитию значительных нарушений телосложения. Эти нарушения в виде увеличения естественных изгибов позвоночника и появления боковых искривлений, крыловидных лопаток, асимметрии плечевого пояса, уплощения грудной клетки не только обезображивают форму тела, но затрудняют работу внутренних органов (сердца, легких, желудочно-кишечного тракта), ухудшают обмен веществ и снижают работоспособность, а у подростков и взрослых — производительность труда. Например, при сколиозах (боковых искривлениях позвоночника) диагностированы изменения работы как правого, так и левого желудочков сердца. Выражена асинхронность в их деятельности, и со временем возникают тяжелые нарушения в работе сердца. Подростки (учащиеся ПТУ, слесари, токари, фрезеровщики) со сколиотическими изменениями осанки выполняют производственные нормы с большой затратой сил и значительным утомлением организма. При начальных же формах сколиоза подростки указанных специальностей вообще не выполняют производственные нормы вследствие чрезвычайно быстрого утомления организма, выражающегося в учащении пульса, снижении насыщения крови кислородом, нарастании частоты и длительности произвольных перерывов; особенно страдает работоспособность таких подростков при работе во вторую смену. Искривления позвоночника у девочек, возникающие в период роста костей, часто изменяют форму таза, суживая его в продольном и поперечном направлениях, что впоследствии может привести к осложнению родов.

Ослабленные дети часто имеют нарушение осанки и искривления позвоночника. Большинство из них еще в раннем возрасте переносят многие детские инфекционные болезни, болеют рахитом, следы которого остаются на скелете в виде деформаций грудной клетки, искривлений ног, плоских стоп. Заболевания часто усугубляют формирование неправильной осанки и развитие деформаций позвоночника. Прежде всего следует отметить близорукость и косоглазие, гипотонию мышц, пороки развития позвоночника, заболевания легких и сердца. Небезызвестно, что близорукости часто сопутствует кифоз, по причине выработавшейся привычки держать голову и шейно-грудной отдел позвоночника наклоненными вперед. Слабость мышц, связанная с рахитом, ревматотоксикозом, при закрепившейся привычке неправильно! держать голову, корпус, плечи и тазовый пояс способствует развитию неправильной осанки и образованию деформаций.

При отсутствии внимания со стороны учителей и родителей дефекты осанки, возникшие у детей еще в дошкольном возрасте, в период школьной жизни существенно прогрессируют. Особенно быстрое прогрессирование деформаций возможно в препубертатный и пубертатный периоды.

Осанка в основном формируется в 6—7 лет. Равно как и другие навыки, поддержание правильной позы во время ходьбы, выполнения работ стоя или при ответах у доски, а также в период многочасовых учебных занятий за партой или дома за письменным столом требует систематичности и повторяемости. Образование и закрепление двигательных навыков, формирующих осанку детей, происходит постепенно и длительно с раннего возраста. Предпосылками нарушения осанки может стать то, что ребенка рано усаживают, обкладывая подушками, неправильно носят на руках, преждевременно (минуя стадию ползания) начинают учить ходить, во время прогулок постоянно держат за руку.

В дошкольные годы нарушению осанки способствуют уплощение стоп, неправильная поза во время рисования, выполнения работ на земельном участке с использованием инвентаря, не отвечающего своими размерами возрастным особенностям детей. С самого начала обучения в школе к этим отрицательным моментам могут присоединиться и другие: резкое ограничение двигательной активности (почти на 50% по сравнению с дошкольным периодом воспитания), увеличение статической нагрузки, связанной с вынужденной рабочей позой (сидя или стоя), ношение а одной руке портфеля с тяжелыми книгами и тетрадями. Нарушению осанки способствуют усвоенные привычки: сидеть горбясь (кифозируя позвоночник) или горбясь и искривляя позвоночник в бок (кифосколиозируя) в его поясничном и грудном отделах; стоять с упором на одну ногу (что также может вызвать боковое искривление позвоночника); ходить с наклоненной вниз головой, опущенными и сведенными вперед плечами. Нарушениям осанки и искривлениям позвоночника может способствовать неправильная организация ночного сна детей и подростков: узкая, короткая кровать, мягкие перины, высокие подушки. Привычка спать на одном боку, свернувшись «калачиком», согнув тело и поджав ноги к животу, влечет нарушение кровообращения и нормального положения позвоночника. Отрицательно сказывается на состоянии осанки и внутренних органов перетягивание живота в верхней его части тугими резинками и поясами. Этим вызываются изменения во внутренних органах брюшной полости, нарушается правильное, глубокое дыхание, координированное движение многих мышц, поддерживающих позвоночник и препятствующих его деформации.

Легко воспитывается и закрепляется у школьников навык правильной осанки, если одновременно с общеукрепляющими организм оздоровительными мерами (рациональный распорядок дня, гигиенически полноценный сон, питание и закаливание) учащиеся ежедневно выполняют разнообразные физические упражнения, если трудовое обучение, общественно полезный, производительный труд организованы с учетом возрастно-половых особенностей детей и подростков, а учебные и неучебные занятия проходят в школе и во внешкольных учреждениях в условиях, отвечающих требованиям гигиены.

Нарушения осанки в переднезаднем направлении проявляются в увеличении или уменьшении естественных изгибов позвоночника, в отклонениях от правильного положения плечевого пояса, туловища, головы. Наиболее частыми нарушениями осанки являются плоская спина, круглая, кругловогнутая

Плоскостопие, Деформация, заключающаяся в частичном или полном опущении продольного или поперечного свода стопы, часто обеих, называется плоскостопием. Это довольно частое нарушение опорно-двигательного аппарата у детей и подростков. Оно сопровождается жалобами детей и подростков на боль в ногах при ходьбе, быструю утомляемость, особенно во время длительных прогулок, экскурсий и походов.

У нормальной стопы с высоким сводом опорная поверхность занимает не более 7з поперечника стопы. Если опорная поверхность занимает 50—60% поперечника стопы—стопа уплощенная. При плоскостопии стопа соприкасается с полом (землей) почти всеми своими точками и след лишен внутренней выемки Плоскостопие чаще бывает приобретенным и значительно реже — врожденным. Приобретенное плоскостопие может быть статическим, травматическим и паралитическим. Статическое плоскостопие развивается у детей постепенно в результате несоответствия нагрузки на связки, мышцы и кости гигиеническим требованиям (избыточная масса тела, ношение чрезмерных для возраста тяжестей, ношение валяной обуви и обуви на твердой, лишенной эластичности подошве, а также обуви без каблука). Часто причиной развития у детей статического плоскостопия является рахит. Травматическое плоскостопие развивается после повреждения стопы, голеностопного.сустава, лодыжек. Паралитическое плоскостопие наблюдается в связи с заболеваниями нервной системы, чаще всего это последствие детского паралича.

Профилактика плоскостопия зависит от воспитания правильной походки. Необходимо, чтобы носки при ходьбе и стоянии смотрели прямо вперед, нагрузка приходилась на пятку, первый и пятый пальцы, а внутренний свод не опускался.

Для укрепления мышц, поддерживающих свод стопы, рекомендуется ходьба босиком по неровной, но мягкой (песок, мягкий грунт) поверхности. При ходьбе полезно периодически поджимать и расслаблять пальцы. Профилактически и для коррекции в ежедневную утреннюю гимнастику вводят ряд упражнений (ходьбу на носках, на пятках, на внутренних и внешних краях стоп, подскоки, упражнения с использованием специальных устройств). Подобные же упражнения выполняют на уроках физической культуры и на специальных занятиях корригирующей гимнастикой. Положительное влияние на укрепление свода стопы оказывают игры в волейбол, футбол. Большое значение имеет ношение обуви, отвечающей гигиеническим требованиям. Она должна точно соответствовать длине и ширине стопы (не жать, но и не быть слишком просторной), иметь широкий носок, чтобы пальцы не сжимались, широкий каблук 1,5—2,0 см и эластичную подошву. Девочкам противопоказано ношение обуви на высоких каблуках (4—5 см), чтобы не нарушалась осанка, не происходило искривление позвоночника и смещение позвонков, изменение правильного положения таза и его размеров. При плоскостопии, помимо лечебных упражнений, контрастных ножных ванн и массажа, бывает необходимо ношение по указанию врача вкладышей-супинаторов в обычную обувь или изготовление специальной ортопедической обуви. Всестороннее физическое воспитание детей и подростков, выполнение общеразвивающих и специальных физических упражнений ежедневно дома, на уроках в школе — основа профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, укрепления здоровья. Всестороннему гармоническому развитию и укреплению здоровья содействует и правильно организованное трудовое обучение, общественно полезный, производительный труд, особенно выполнение работ на открытом воздухе при благоприятных погодных условиях.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок в 10-м классе. Тема: «Здоровый образ жизни» icon Здоровый образ жизни – одна из составляющих благополучия специалиста
Здоровый образ жизни – это способ, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей. Как показывают современные исследования,...
Урок в 10-м классе. Тема: «Здоровый образ жизни» icon Практическая работа 1
...
Урок в 10-м классе. Тема: «Здоровый образ жизни» icon Доклад на заседании методического объединения классных руководителей...
«Образ жизни каждого человека определяет его представления о смысле жизни, его дела, поступки, отношение к окружающему миру, к себе,...
Урок в 10-м классе. Тема: «Здоровый образ жизни» icon Здоровый образ жизни: десять основных привычек
В любой момент нашей жизни клетки жировой ткани могут увеличиться или уменьшиться, и зависит это скорее от образа жизни (питания...
Урок в 10-м классе. Тема: «Здоровый образ жизни» icon Здоровый образ жизни
Влияние вредных привычек на физическое и психическое здоровье человека
Урок в 10-м классе. Тема: «Здоровый образ жизни» icon «Здоровый образ жизни»
Конкурс общественных инициатив в области здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий
Урок в 10-м классе. Тема: «Здоровый образ жизни» icon Целевая программа воспитательной деятельности «Здоровый образ жизни...
«здоровый образ жизни как необходимое условие успешности и конкурентоспособности современного человека» (зож)
Урок в 10-м классе. Тема: «Здоровый образ жизни» icon Название проекта: «Мы выбираем здоровый образ жизни»
Моу «Вурманкасинская основная общеобразовательная школа» Вурнарского района Чувашской Республики
Урок в 10-м классе. Тема: «Здоровый образ жизни» icon Статья отнесена к разделу: Преподавание обж
Цель: активизировать внимание учащихся на значении состояния здоровья в жизни человека, на здоровом образе жизни и влиянии его на...
Урок в 10-м классе. Тема: «Здоровый образ жизни» icon Здоровый образ жизни – одна из составляющих благополучия специалиста
Здоровье каждого человека является не только индивидуальный ценностью, но прежде всего общественной
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов