2 Происхождение человека




Скачать 164.66 Kb.
Название 2 Происхождение человека
Дата публикации 01.04.2016
Размер 164.66 Kb.
Тип Документы
edushk.ru > Биология > Документы
СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1 Место человека в системе органического мира-(2 часа)

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.

• Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных.

Тема 2 Происхождение человека-(2 часа)

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.

•Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека. Требования к ЗУН:

Определять принадлежность человека к классу Млекопитающих, отряду Приматы.

Сравнивать человека с представителями класса и отряда и делать выводы на основе сравнения.

Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью.

^ Тема 3 Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 час)

Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.

• Демонстрация портретов великих ученых — анатомов и физиологов.

^ Требования к ЗУН:

Называть методы изучения человека, их значение в собственной жизни.

Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого уч-ся.

Использовать знания о методах изучения человека в собственной жизнедеятельности для сохранения здоровья.

^ Тема 4 Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа)

Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

• Демонстрация схем систем органов человека.

• Лабораторная работа Изучение микроскопического строения тканей*.

• Лабораторная работа Распознавание на таблицах органов и систем органов*.

^ Требования к ЗУН:

Называть органоиды клетки.

Распознавать и описывать на таблице органоиды клетки.

Сравнивать клетки различных организмов.

Характеризовать сущность процессов обмена веществ и роста, возбудимости и деления клеток.

Давать определения понятиям: ткань, орган, система органов.

Изучать микроскопическое строение тканей.

Рассматривать готовые микропрепараты тканей и описывать их.

Устанавливать соответствие между строением и функциями тканей и органов.

Называть органы и системы органов человека, распознавать их на рисунках.

Характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма.

^ Тема 5 Координация и регуляция (10 часов)

Гуморальная регуляция

Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.

• Демонстрация схем строения эндокринных желез; таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желез.

^ Нервная регуляция

Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.

Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.

Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

• Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов; безусловных рефлексов различных отделов мозга.

• Лабораторная работа Изучение головного мозга человека (по муляжам)*

• Лабораторная работа Изучение изменения размера зрачка*.

Контрольная работа №1

^ Требования к ЗУН:

Называть ЖВС,

Особенности строения и работы ЖВС.

Различать железы внутренней и внешней секреции.

Распознавать и описывать органы эндокринной системы.

Давать определение гормону, рефлексу, рефлекторная дуга, рецепторы, безусловный и условный рефлекс, рецептор, анализатор, орган чувств.

Называть заболевания гипо- и гиперфункций ЖВС.

Характеризовать роль гормонов в обмене веществ, росте, жизнедеятельности и развитии организма.

Оценивать действие факторов риска на организм.

Устанавливать связь между функциями нервной и эндокринной систем.

Называть особенности, строение, органы и отделы НС.

Называть принцип действия, роль и механизмы регуляции НС.

Составлять схему рефлекторной дуги простого рефлекса.

Называть принцип и особенности строения головного и спинного мозга человека, их отделы и части; описывать их на рисунке.

Различать функции соматической и вегетативной НС.

Характеризовать сущность регуляции функций организма.

Называть анализаторы, их строение, строение органов чувств, описывать их части на рисунках.

Характеризовать роль анализаторов и органов чувств в жизни человека.

Находить в тексте нужную информацию.

Объяснять наблюдения.

Устанавливать связь между строением и функциями органов чувств.

Называть заболевания, нарушения органов чувств.

Оценивать воздействие факторов риска на здоровье.

Использовать знания в профилактике вредных привычек и заболеваний.

^ Тема 6 Опора и движение (5 часов)

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.

Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.

• Демонстрация скелета человека, отдельных костей, распилов костей; приемов оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.

• Лабораторная работа Изучение внешнего строения костей*.

• Лабораторная работа Измерение массы и роста своего организма*.

*Лабораторная работа Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц*.

^ Требования к ЗУН:

Называть особенности строения скелета и функции ОДС.

Распознавать на таблицах части скелета.

Устанавливать взаимосвязи между строением и функциями костей скелета.

Характеризовать особенности строения человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением.

Использовать ЗУН для соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки, оказания ПДП при травмах.

Распознавать группы мышц на рисунках.

Раскрыть сущность работы мышц. Описывать результаты опыта по выявлению статической и динамической работы мышц на утомление.

Устанавливать связь между строением и функциями мышц.

Использовать полученные ЗУН для профилактики заболеваний и ЗОЖ.

^ Тема 7 Внутренняя среда организма (3 часа)

Понятие «внутренняя среда*. Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.

Значение работ Л. Пастера и И". И. Мечникова в области иммунитета.

* Демонстрация схем и таблиц, посвященных составу крови, группам крови.

*Лабораторная работа Изучение микроскопического строения крови*.

^ Требования к ЗУН:

Называть признаки биологических объектов внутренней среды, крови и плазмы крови.

Характеризовать сущность свертывания крови.

Рассматривать готовые микропрепараты крови человека и лягушки, сравнивать их и делать выводы на основе сравнения.

Устанавливать связь между функциями и строением крови.

Давать определение иммунитету.

Называть виды иммунитета.

Использовать знания для профилактики СПИДа, инфекционных и простудных заболеваний.

Называть особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, свою группу крови и резус фактор.

Анализировать и оценивать факторы риска для здоровья.

Находить нужную информацию по пересадке органов и тканей, об использовании донорской крови.

^ Тема 8 Транспорт веществ (5ч)

Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.

• Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения.

Контрольная работа №2

Лабораторная работа Измерение кровяного давления*.

Лабораторная работа Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений*.

^ Требования к ЗУН:

Называть особенности строения организма человека, органов дыхания, сердца.

Распознавать и описывать систему органов кровообращения, органы кровеносной системы, сущность работы сердца.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями сердца и сосудов.

Давать определения: аорта, артерии, вены, капилляры.

Называть признаки биологических объектов: кр.сосудов, лимфатической системы.

Распознавать и описывать систему кровообращения, лимфообращения на таблице.

Характеризовать сущность транспорта в-в, большого и малого кругов кровообращения, движения лимфы и крови по сосудам, жизнедеятельности, автоматизма сердца.

Устанавливать связь между строением и функциями кр.сосудов.

Объяснять роль гормонов в организме.

Использовать ЗУН для сохранения здоровья, профилактики вредных привычек, оказания ПП, ЗОЖ.

Находить полезную информацию.

Анализировать и оценивать факторы риска на здоровье, нормальную работу сердечнососудистой системы.

^ Тема 9 Дыхание (5 часов)

Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.

• Демонстрация моделей гортани, легких; схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха; приемов искусственного дыхания.

• Практическая работа №1 Определение частоты дыхания*.

^ Требования к ЗУН:

Называть особенности строения органов дыхания.

Распознавать и описывать на таблице систему органов дыхания.

Характеризовать сущность дыхания, газообмена, транспорта веществ, регуляции функций организма.

Устанавливать связи между функциями и строением органов дыхания, между процессами дыхания и кровообращения.

Использовать приобретенные знания для сохранения здоровья и профилактики заболеваний, профилактики вредных привычек, оказания ПП и применять эти знания..

Объяснять зависимость здоровья от окр. среды, анализировать воздействие факторов риска на здоровье человека.

Находить полезную информацию.

Называть заболевания органов дыхания.

^ Тема 10 Пищеварение (6 часов)

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения.

• Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов.

• Лабораторная работа Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал*

*Лабораторная работа Определение норм рационального питания*.

^ Требования к ЗУН:

Называть питательные вещества и пищевые продукты.

Объяснять роль питательных веществ.

Называть сущность питания, пищеварения, процесса регуляции жизнедеятельности организма.

Называть строение организма- органы пищеварительной системы, описывать и распознавать их на рисунке.

Установить взаимосвязь между строением и функциями органов пищеварения*

Давать определения: фермент, рефлекс, безусловный и условный рефлекс.

Описывать и объяснять результаты опытов.

Использовать приобретенные знания для сохранения здоровья и профилактики заболеваний, профилактики вредных привычек, отравлений, оказания ПП и применять эти знания.

Объяснять зависимость здоровья от окр. среды, анализировать воздействие факторов риска на здоровье человека.

Находить полезную информацию.

Называть заболевания органов пищеварения.

^ Тема 11 Обмен веществ и энергии (2 часа)

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.

Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.

Требования к ЗУН:

Давать определения понятиям пластический и энергетический обмен.

Характеризовать сущность пластического и энергетического обмена, роль витаминов, их влияние на организм.

Использовать приобретенные знания для сохранения здоровья и профилактики заболеваний, профилактики вредных привычек, отравлений, связанных с избытком или недостатком витаминов.

Называть группы витаминов, продуктов, в которых они содержатся.

Находить полезную информацию в источниках.

^ Тема 12 Выделение (2 часа)

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.

• Демонстрация модели почек.

^ Требования к ЗУН:

Давать определения понятиям: почка, моча.

Называть особенности строения мочевыделительной системы человека, его части и функции.

Распознавать и описывать на рисунках органы МВС.

Характеризовать роль органов МВС в обмене веществ, устанавливать взаимосвязь между строением и функциями МВС.

Использовать знания для сохранения собственного здоровья, профилактики вредных привычек и заболеваний.

Анализировать и оценивать факторы риска для здоровья.

^ Тема 13 Покровы тела (3 часа)

Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.

• Демонстрация схем строения кожных покровов человека. Производные кожи.

^ Требования к ЗУН:

Называть особенности строения кожи.

Находить и описывать структурные элементы кожи на рисунке.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кожи.

Характеризовать роль кожи в обмене веществ и жизнедеятельности организма.

Оценивать воздействие факторов риска для организма.

Находить полезную информацию в источниках.

Использовать знания для сохранения собственного здоровья, профилактики вредных привычек и заболеваний.

^ Тема 14 Размножение и развитие (3 часа)

Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.

^ Требования к ЗУН:

Называть особенности строения мужской и женской половых систем.

Распознавать и описывать на рисунках органы половой системы.

Использовать знания для сохранения собственного здоровья, профилактики вредных привычек и заболеваний, ВИЧ.

Давать определение понятиям размножение, оплодотворение.

Характеризовать сущность процессов размножения и развития человека.

Анализировать воздействие факторов о/среды на здоровье человека.

Проводить самостоятельный поиск информации о достижениях генетики в области наследственных заболеваний.

Тема 15 ^ Высшая нервная деятельность (5 часов}

Рефлекс — основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К.Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда, Память. Эмоции. Особенности психики человека.

^ Требования к ЗУН:

Давать определения условный и безусловный рефлекс.

Называть принцип работы НС, особенности ВНД и поведения человека, психологические особенности личности.

Характеризовать ГМ и СМ., значение сна, регуляции, поведения, и воспитания в развитии психики и поведения человека.

Использовать знания для рациональной организации сна, труда, отдыха и учебы, сохранение здоровья, соблюдение правил поведения в о/ среде, наблюдения за своим здоровьем, профилактики вредных привычек и заболеваний.

Анализировать воздействие факторов о/среды на здоровье человека.

Проводить самостоятельный поиск информации о достижениях биологии в области ВНД.

^ Тема 16 Человек и его здоровье (4 часа)

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.

• Лабораторная работа Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений*

• Лабораторная работа Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье*.

Итоговая контрольная работа. Летние задания.

В результате изучения предмета в 8 классе учащиеся должны:

Знать/понимать

- место человека в системе органического мира, черты сходства человека и животных -факторы антропосоциогенеза;

- основные черты древнейшего, древнего и ископаемого человека современного типа, единство человеческих рас;

- науки, изучающие организм человека;

- особенности строения органов и систем , функционирования, расположения органов ;

- нервно-гуморальную регуляцию деятельности организма человека ;

- внутреннюю среду организма , иммунитет;

- обмен веществ и энергии;

- развитие организма человека;

- вредное влияние алкоголя, курения, наркотических веществ на организм человека. Уметь

- распознавать изученные органы и системы органов на таблицах;

- оказывать доврачебную помощь при травмах тепловых, солнечных ударах, обморожениях, кровотечениях.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

^ Сонин Н.И., М.Р.Сапин « Биология.Леловек » 8 класс: Учеб.для общеобразоват. учеб.заведений- М.: Дрофа, 2006.-215 с.;

И тетради с печатной основой

Сонин Н.И. Биология.Человек 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику « Биология. Человек..»

М.:Дрофа.200б.-б4с.;

А также методических пособий для учителя:

1) Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 касс. Биология. 6-11 кассы. - М.: Дрофа, 2006;

2)Н.Б.Ренева , Н.И.Сонин . « Биология.Человек.» 8 класс Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонин « Биология.Человек.» 8 класс .-М.: дрофа, 2005-06 гг. Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

2 Происхождение человека icon Трофобластическая болезнь
Имея разную гистологическую структуру, различные формы трофобластической болезни обладают такими общими чертами, как происхождение...
2 Происхождение человека icon 1. Контрольная 5 класс по Древнему Двуречью
Кто учил в Древней Индии, что главное – личное достоинство человека, а не его происхождение
2 Происхождение человека icon Мифы пытаются дать ответ на следующие основные вопросы: происхождение...
Мировоззрение включает знания, ставшие убеждениями. Убеждения – стержень мировоззрения. Это основа мировоззрения, на нее опирается...
2 Происхождение человека icon Дать ответ на следующие основные вопросы: • происхождение Вселенной, Земли и человека
Гуманизм, неоплатонизм, натурфилософия как направления философии эпохи Возрождения
2 Происхождение человека icon Уроков по разделу «Биология. Человек» 8 класс. Модуль Систематическое...
В общих закономерностях психических процессов и индивидуально- личностных свойств
2 Происхождение человека icon Linda Palmer "Evolutionary Psychology. The Ultimate Origins of Human Behavior"
Основными темами книги являются: происхождение человека; эволюция человеческого мозга, сознания и языка; брачное, сексуальное, социальное...
2 Происхождение человека icon «Происхождение человека»
Некоторые важные особенности строения позволили человеку выделиться из природы и приобрести власть над ней. Какие это особенности?...
2 Происхождение человека icon Программа курса 1 Понятие общества 2 Происхождение общества и теории...
Многообразие значений понятий «общество», «цивилизация». Локальные и стадиальные подходы к классификации обществ. 8
2 Происхождение человека icon Программа под редакцией И. Н. Пономарева. Тема : «Разнообразие древних...
Тема: «Разнообразие древних пресмыкающихся. Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных»
2 Происхождение человека icon 7. 1: Общие понятия о здоровье как основной ценности человека
Социальное развитие человека и его взаимоотношения с окружающими людьми. Формирование личности человека, значение и роль его взаимоотношений...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница