Драгомилов А. Г., Маш Р. Д. Биология. Человек. 8 кл.: учебник для учащихся 8 класса общеоб­разовательных учреждений




Скачать 320.2 Kb.
Название Драгомилов А. Г., Маш Р. Д. Биология. Человек. 8 кл.: учебник для учащихся 8 класса общеоб­разовательных учреждений
страница 1/2
Дата публикации 04.04.2016
Размер 320.2 Kb.
Тип Учебник
edushk.ru > Биология > Учебник
  1   2
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Новосельское


РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей естественных наук.

Руководитель ШМО:

__________/Т.В.Приезжева

Протокол № ___ «__»_____2015г.


СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР:______/Н.Н.Брюханова/
«__»_____2015г.


УТВЕРЖДЕНО Директор школы с. Новосельское:
__________/А.В.Погодин /

Приказ№__ «__»___2015г.




^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Биология, 8 класс.
Составил: Приезжева Татьяна Владимировна, учитель химии и биологии,
I квалификационной категории


Принято на заседании

педагогического совета

протокол № ____ «__»_______2015г.


2015- 2016

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Человек и его здо­ровье» для 8 класса «Человек» авторов А.Г. Драгомилова, Р.Д. Маша Биология в основной школе: Программы. – М.: Вентана-Граф, 2005 и Основной образовательной программы МБОУ-СОШс.Новосельское.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 кл.: учебник для учащихся 8 класса общеоб­разовательных учреждений. – М.:Вентана-Граф, 2010. Данный учебный предмет входит в цикл естественных наук.

Цель:

Развитие знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья.

Изучение места и роли человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.

Изучение строения и процессов жизнедеятельности организма человека.

Задачи:
Познакомить учащихся с анатомией, морфологией, гигиеной – науками о человеке, этапами их развития.

Познакомить с особенностями строения внутренних систем организма человека.

Раскрыть роль человека в природе.

Продолжить формировать представление о единстве живой природы.

Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последо­вательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анато-мии, физиологии и гигиены, приво­дится знакомство с разноуровневой организацией организ-ма человека. На последующих уроках дает­ся обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

За счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала в программу введены све­дения по экологии человека, о влиянии разнообразных экологических факторов на организм человека, о зави­симости процессов жизнедеятельности и здоровья лю­дей от природных и социальных факторов окружающей среды. Практические работы ориентируют учащихся на активное познание свойств организма человека и разви­тие умений по уходу за ним. Изучению состояния свое­го организма и его здоровья служит ряд опытов и само­наблюдений.

Предусмотрено также усиление гуманистических и нравственных аспектов знания о человеке и отношения к человеку как личности.

Биологическое понятие о жизни, ее характерные чер­ты: способность к размножению, рост и развитие, раз­дражимость, подвижность, питание, движение, обмен веществ и энергетический обмен, историческое разви­тие. Человек как личность. Общий обзор организма че­ловека.

Понятие о здоровье, о здоровом образе жизни. Охра­на здоровья, восстановление трудоспособности. Поня­тие о реабилитации. Ценность и невосполнимость чело­веческой жизни,

^ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ осуществляется следующим образом:

1.Индивидуальная (персональная), групповая, фронтальная, классно-обобщающая проверки.

2.Письменная, устная проверки, семинар, ролевая игра, деловая игра, сочинение, домашняя самостоятельная практическая работа.

3.Графическая, программированная, автоматическая проверки, тестирование.

4.Зачет, уплотненный опрос, комбинированный контроль.
Для реализации данной учебной программы используются следующие методы и формы поставленных задач: беседа, лабораторная работа, практическая работа, рассказ, экскурсия, презентация, лекция, проблемное изложение материала и т.д




В учебном плане МБОУ-СОШ с.Новосельское в 2015-2016 уч.году на изучение биологии в 8 классе предусмотрено ^ 70 часов.
Лабораторных работ: 5 Практических работ:4

Ожидаемые результаты обучения


      - объяснять роль биологических теорий, гипотез в формировании научного мировоззрения 

         носит   обобщающий характер и включает в себя  следующие умения:

- отличать научные методы, используемые в биологии;

- определять место биологии в системе естественных наук;

- доказывать, что организм - единое целое;

- объяснять значение для развития биологических наук выделения уровней организации

     живой  природы;

- обосновывать единство органического мира;

- выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

     - определять принадлежность биологического объекта к уровню организации живого;

    приводить примеры проявления иерархического принципа организации живой природы;объяснять необходимость выделения принципов организации живой природы.



Учебно - тематический план





Тема

Кол-во часов

В том числе

Лаб.р.

Прак.р.

1

Введение.

1







2

Общий обзор организма человека.

5

1




3

Опорно-двигательная система.

8

1

1

4

Кровь и кровообращение.

9

1




5

Дыхание.

5

1




6

Пищеварение.

7

1




7

Выделение.

2







8

Кожа.

4




1

9

Эндокринная и нервная системы.

7







10

Органы чувств.Анализаторы.

6




1

11

Поведение и психика.

6




1

12

Индивидуальное развитие организма.

5







13

Итоговый контроль.

3










Итого:

70

5

4







Содержание тем учебного курса
^ Тема 1. "Введение. Организм человека: общий обзор" - 6 часов.

Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека. Место человека в живой природе. Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность. Ткани. Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция.

^ Тема 2. "Опорно-двигательная система" - 8 часов

Строение, состав и соединение костей. Скелет человека. Первая помощь при травмах. Мышцы: их строение и значение. Работа мышц. Нарушения осанки и плоскостопие. Развитие опорно-двигательной системы.
^ Тема 3. "Кровь. Кровообращение"- 9 часов

Внутренняя среда организма. Значение крови и ее состав. Иммунитет. Тканевая совместимость и переливание крови. Строение и работа сердца. Круги кровообращения. Движение лимфы. Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях
^ Тема 4. "Дыхание" - 5 часов.

Значение дыхания. Органы дыхания. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Болезни органов дыхания, их предупреждение. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражениях органов дыхания.

^ Тема 5. "Пищеварение" - 7 часов.

Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости и желудке, изменение питательных веществ в кишечнике. Регуляция пищеварения. Заболевания органов пищеварения.

^ Тема 6. «Обмен веществ и энергии» - 3часа.

Обменные процессы в организме. Нормы питания. Витамины.
В соответствии со стандартом биологического образования

учащиеся должны знать
^ Тема 7. "Выделение. Кожа". –2часа

Строение и функции почек. Предупреждение их заболеваний. Значение кожи и ее строение. Нарушения кожных покровов и повреждения кожи. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание

^ Тема 8. "Эндокринная систем и нервная системы»- 7 часов

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

Значение, строение и функционирование нервной системы. Вегетативная нервная система. Спинной мозг. Головной мозг. Как действуют органы чувств и анализаторы. Орган зрения и зрительный анализатор. Заболевания и повреждения глаз. Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. Органы осязания, обоняния и вкус


Требования к уровню подготовки учащихся

^ УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

  • место и роль человека в системе органического мира;

  • сходства и отличия человека от животных;

  • уровни организации организма человека;

  • процессы жизнедеятельности организма человека;

  • взаимосвязь строения и функций органов человека;

  • особенности второй сигнальной системы;

  • особенности обмена веществ, причины нарушений и их последствия;

  • предотвращение болезней ЗОЖ;

  • основные меры профилактики здоровья человека.

^ УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

  • находить органы человека;

  • распознавать системы органов на таблицах, рисунках;

  • проводить простые биологические исследования: наблюдения за состоянием своего организма (измерение температуры тела, кровяного давления, массы и роста, частоты пульса и дыхания);

  • определять нормы рационального питания;

  • анализировать и оценивать влияния факторов окружающей среды, как факторов риска на здоровье.

  • составлять план изучаемого материала, использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам,

  • находить в тексте сведения для составления таблиц и схем.

    Перечень учебно-методического обеспечения

1.Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 кл.: учебник для учащихся 8 класса общеоб­разовательных учреждений. – М.:Вентана-Граф, 2010.

2.Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. Биология. Человек. 8 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. Пособие для учителя. М.: Дрофа, 2009г.

3.Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. Биология. Человек. 8 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. «Биология. Человек. 8 класс», М.: Дрофа, 2009г.

4.Панина Г.Н. Биология. Диагностические работы. 6 – 9 классы (авторская линия В.В.Пасечника) .

5.Рохлов B.C. Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1997. - 240с: ил.;

Список основной и дополнительной литературы

1)Государственный образовательный стандарт общего образования, Примерная программа основного общего образования по биологии и Программа курса «Человек и его здо­ровье» для 8 класса «Человек» авторов А.Г. Драгомилова, Р.Д. Маша. .

2) Воронин Л.Г., Маш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физио­логии и гигиене человека: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1983. – 160с: ил.;

3) Никишов А.И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. – М.: Дрофа, 2003. – 96с: ил.;

4) Рохлов В.С. Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. для учителя. – М.: Про­свещение, 1997. – 240с: ил.;

5) Семенцова В.Н., Сивоглазов В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. «Биология. Человек». – М.: Дрофа, 2006. – 144с.

6) Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биоло­гия. Человек. – М.: Дрофа, 2004. – 224с;

7)Воронин Л.Г., Маш Р. Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1983. - 160с: ил..

Никишов А. И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. - М.: Дрофа, 2003. - 96с: ил.;










Календарно-тематическое планирование


п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

^ Элементы содержания

ИКТ

Дата

План.

Факт.

ВВЕДЕНИЕ (1 час)

1

Биологическая и соци­альная природа чело­века. Науки об организ­ме человека.




1

Биологическая природа и социальная сущность чело­века. Природная среда, со­циальная среда, биосоци­альная природа человека. Науки о человеке.










ТЕМА 1. ОБЩИЙ ОБЗОР ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА (5 часов)

2

Общий обзор организма человека. Место чело­века в живой природе.




1

Место и роль человека в системе органического ми­ра, его сходство с животны­ми и отличие от них.











3

Клетка, её строение, химический состав, жизнедеятельность.


1


Клеточное строение орга­низма человека. Строение и процессы жизнедеятельности организма их зна­чение. Рост и развитие, воз­будимость.



ЭОР «Биология.Человек.»







4

Ткани животных и че­ловека. Л.Р. №1 «Просмотр под микроскопом эпителиальных, соединительных и мышечных тканей»


1


Ткани животных и человека. Нейрон. Межклеточное вещество.











5

Органы, системы орга­нов, организм. Нервная и гуморальная регуляция.


1

Строение и процессы жиз­недеятельности организма человека. Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Рефлекс.










6

Зачет «Общий обзор организма человека».


1

Строение и процессы жиз­недеятельности организма человека.











Тема2. Опорно-двигательная система (8часов)

7

Скелет. Строение, со­став и соединение кос­тей. Л. Р.№2 «Исследование свойств нормальной, жжёной и декальцинированной костей

.


1

Опора и движение. Строе­ние и функции опорно-двигательной системы. Строение опорной системы. Строение кости. Соединения костей. Строение сус­тава











8

Скелет головы и скелет туловища.

П. р. №1 «Опр-е нарушений осанки и плоскостопия»

1

Скелет голо­вы. Скелет туловища. Позвоночник и его отделы. Приспособление скелета человека к прямохождению и трудовой деятельности.










9

Скелет конечностей.


1

Скелет поясов. Скелет верхней конечности. Приспособление скелета человека к прямохождению и трудовой деятельности.

.







10

Первая помощь при растяжении связок, вы­вихах суставов и пере­ломах костей.


1

Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи при травмах опор­но-двигательной системы.


ЭОР «Биология.Человек»







11

Мышцы человека. Работа мышц.


1

Обзор основных мышц человека. Мышцы ту­ловища и конечностей. Ды­хательные мышцы. Сухо­жилия. Функции двигатель­ной системы.










12

Нарушение осанки и плоскостопие.


1

Осанка. Признаки хорошей осанки. Нарушение пра­вильной осанки. Плоскосто­пие. Коррекция. Предупреж­дение плоскостопия и ис­кривления позвоночника.












13

Развитие опорно-двигательной системы.


1

Со­блюдение правил здорового образа жизни. Развитие

опорно-двигательной систе­мы. Факторы риска – гиподина­мия.










14

Зачет «Опорно-двигательная система».

.

1

^ Задания «Проверьте себя» к теме «Опорно-двигательная система».

Повт. §6-13




ТЕМА3. КРОВЬ И КРОВООБРАЩЕНИЕ (10часов)

15

Внутренняя среда. Зна­чение крови и её со­став. Л.р. №3 «Сравнение крови человека с кровью лягушки»


1

Внутренняя среда организ­ма. Кровь, ее функции. Плазма крови, клетки крови. Свертывание крови.

Лабор. практикум










16

Иммунитет.


1

Иммунитет. Иммунная сис­тема человека. Антигены и ан­титела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммунитет. Вакцинация.










17

Тканевая совмести­мость и переливание крови.


1

Группы крови. Переливание крови. Групповая совмести­мость крови, групповая со­вместимость тканей. Резус-фактор.











18

Строение и работа сердца.


1

Кровеносная система. Серд­це и кровеносные сосуды. Строение и функции сердца










19

Круги кровообращения.


1

Транспорт веществ. Крове­носные сосуды. Большой и малый круги кро­вообращения. Значение кровообращения.




ЭОР «1-СРепетитор»








20

Движение лимфы.


1

Лимфатическая система. Лимфа, лимфатические ка­пилляры, лимфатические сосуды, грудной проток, лимфатические узлы. Отток лимфы. Функции лимфоуз­лов.










21

Движение крови по со­судам.

1

Кровеносная система. При­чины движения крови по со­судам. Давление крови на стенки сосуда. Измерение артериального давления. Пульс.










22

Предупрежде-ние забо­леваний сердца и сосу­дов. Первая помощь при кровотечениях.


1

Сердечно-сосудистые забо­левания, причины и преду­преждение. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья.


.







23-24

Зачет «Кровь и крово­обращение».
Тестирование по теме «Кровообраще -ние»


2

Задания «Проверьте себя» к теме «Кровь и кровообращение» ЭОР «1-СРепетитор»





ТЕМА 4. ДЫХАНИЕ (6 часов)

25

Значение дыхания. Ор­ганы дыхания. Строение легких.


1

Дыхание. Система органов дыхания. Строение легких. Связь с кровенос­ной систе-мой.


ЭОР «Биология.Человек»







26

Газообмен в легких и тканях.

1

Обмен газов в легких и тка­нях. Механизм вдоха и вы­доха. Дыхательные движе­ния. Нейрогуморальная ре­гуляция дыхания.












27-28

Гигиена дыхания. Лабораторная работа №4 «Опр-е состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха».

2

. Заболевания органов дыха­ния и их профилактика. Соблюдение сани­тарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. .










29

Контроль знаний по теме «Дыхание».

.

1

Задания «Проверьте себя» к теме «Дыхание»




30

Контрольная работа №1

Урок контроля знаний уча­щихся.

1

Контрольная работа по темам «Кровь и кровообращение. Дыхание».




ТЕМА 5. ПИЩЕВАРЕНИЕ (7 часов)

31

Значение и состав пи­щи.


1

Питание. Пищевые продукты и питательные вещества. Пища как био­логическая основа жизни.










32

Органы пищеварения.


1

Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. Органы пищеваре­ния: пищеварительный и пищеварительные железы.

ЭОР «Биология.Человек»







33

Пищеварение в ротовой полости. Регуляция пищеварения.

Л. Р. №5 «Действие ферментов слюны на крахмал и ферментов желудочного сока на белки»

1

Строение и функции пище­варительной системы. Пи­щеварительные железы. Пищеварение в ротовой по­лости. Роль ферментов в пищеварении. Пищевари­тельные ферменты ротовой полости. Нейрогуморальная регуля­ция пищеварения.

.







34

Пищеварение в желуд­ке. Регуляция пищеваре­ния.


1

Пищеварение в желудке. Пищеварительные фермен­ты желудка. Желудочный сок. Пепсин. Нейрогуморальная регуляция пищева­рения.









35

Пищеварение в кишеч­нике. Всасывание пита­тельных веществ.


1

Переваривание пищи в две-

надцатиперстной кишке Всасывание пита­тельных веществ. Строение и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс.










36

Гигиена питания. Про­филактика заболеваний органов пище-варения.


1

Соблю­дение санитарно-гигиенических норм и пра­вил здорового образа жизни. Вредные и полезные при­вычки, их влияние на со­стояние здоровья.










37

Контроль знаний по те­ме «Пищеварение»


1

Задания «Проверьте себя» к теме «Пищеварение».




ТЕМА 6. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ (3 часа)

38

Обменные процессы в организме.


.

1

Обмен веществ и превра­щения энергии как необхо­димое условие жизнедея­тельности организма. Пла­стический и энергетический обмен










39

Нормы питания. Обмен белков, жиров, углево­дов.

.

1

Обмен и роль белков, угле­водов, жиров. Водно-солевой обмен. Определе­ние норм питания.











40

Витамины.


1

Витамины, их роль в орга­низме, содержание в пище. Суточная потребность орга­низма в витаминах. Гипо- и

гипервитаминозы А, В1, С, D. Проявления авитаминозов и их пре­дупреждение.

ЭОР «Биология.Человек»







ТЕМА 7. ВЫДЕЛЕНИЕ (2 часа)

41

Строение и работа по­чек.


1

Выделение. Мочевыделительная система. Роль орга­нов мочевыделения, их зна­чение. Строение и функции почек. Нефрон - функцио­нальная единица почки. Удаление мочи из организ­ма.


ЭОР «Биология.Человек»







42

Предупреждение забо­леваний почек. Питье­вой режим.



1

Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Предупреждение заболева­ний почек. Фактор риска: пере­охлаждение. Вредные и по­лезные привычки, их влия-

ние на состояние здоровья.

.







ТЕМА 8. КОЖА (4 часа)

43

Кожа. Значение и строение кожи.

Практическая работа №2 «Определение
жирности кожи с помощью бумажной
салфетки»

1

Покровы тела. Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек. Функ­ции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти - роговые придатки кожи. Уход за кожей, волосами, ногтями. Кожные рецепторы, потовые и сальные железы.









  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Драгомилов А. Г., Маш Р. Д. Биология. Человек. 8 кл.: учебник для учащихся 8 класса общеоб­разовательных учреждений icon Рабочая программа учителя по биологии 8 класс Пояснительная записка...
В программе предусмотрены лабораторные работы. Программа рассчитана на 68 часов, т е. 2 часа в неделю. Данной программе соответствует...
Драгомилов А. Г., Маш Р. Д. Биология. Человек. 8 кл.: учебник для учащихся 8 класса общеоб­разовательных учреждений icon Колесов Д. В., Маш Р. Д. Биология. Человек. 8 кл
Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника (автор-составитель...
Драгомилов А. Г., Маш Р. Д. Биология. Человек. 8 кл.: учебник для учащихся 8 класса общеоб­разовательных учреждений icon Рабочая программа по предмету Биология для 8 класса
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 8 классе основной общеобразовательной школы по учебнику: «Биология. Человек»,...
Драгомилов А. Г., Маш Р. Д. Биология. Человек. 8 кл.: учебник для учащихся 8 класса общеоб­разовательных учреждений icon 8 класс Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н. Беляев «Биология. Человек»...
Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н. Беляев «Биология. Человек» 68 ч., 2 ч в неделю 2012/2013 учебный год
Драгомилов А. Г., Маш Р. Д. Биология. Человек. 8 кл.: учебник для учащихся 8 класса общеоб­разовательных учреждений icon Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным...
Рабочая программа предназначена для работы по учебнику Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, Н. И. Беляев Биология «Человек» 8 класс. Этот учебник...
Драгомилов А. Г., Маш Р. Д. Биология. Человек. 8 кл.: учебник для учащихся 8 класса общеоб­разовательных учреждений icon Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта (2004г.), примерной программы основного общего образования...
Драгомилов А. Г., Маш Р. Д. Биология. Человек. 8 кл.: учебник для учащихся 8 класса общеоб­разовательных учреждений icon Рабочая программа по предмету Биология для 6 класса
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 6 классе основной общеобразовательной школы по учебнику: «Биология. Живой...
Драгомилов А. Г., Маш Р. Д. Биология. Человек. 8 кл.: учебник для учащихся 8 класса общеоб­разовательных учреждений icon Рабочая программа по предмету Биология для 7 класса
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 7 классе основной общеобразовательной школы по учебнику: «Биология. Многообразие...
Драгомилов А. Г., Маш Р. Д. Биология. Человек. 8 кл.: учебник для учащихся 8 класса общеоб­разовательных учреждений icon Рабочая программа по предмету Биология для 9 класса
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 9 классе основной общеобразовательной школы по учебнику: «Биология. Общие...
Драгомилов А. Г., Маш Р. Д. Биология. Человек. 8 кл.: учебник для учащихся 8 класса общеоб­разовательных учреждений icon Пояснительная записка Исходными документами для составления рабочей...
Программа основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая биология» автора Н. И. Сонина / Программы для образовательных...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница