Скачать 329.96 Kb.
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена
Биология. 10-11 классы – М.: «Просвещение», 2007. Авторы: Г. М. Дымшиц, О. В. Саблина
допущенным Министерством образования Российской Федерации: Беляев Д. К. и др. Общая биология. М.: «Просвещение», 2009г
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА:
. ЗАДАЧИ: - образовательные
- развивающие
- воспитательные
^ Технологии организации учебного процесса: - технология индивидуального обучения; - технология проектов; Технологии организации познавательной деятельности: - проблемное обучение; - личностно-ориентированное обучение; - деятельностный подход; - здоровьесберегающие технологии Данная рабочая программа рассчитана на 136 часов, по 68 часов в 10 и 11 классах соответственно, в связи с этим расширено изучение основных тем курса. ^
^ 10 КЛАСС Введение (2 ч). Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы. Тема 1. ^ История эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж. Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Синтетическая теория эволюции. Доказательства эволюции. Вид. Критерии вида. Популяция – структурная единица вида, элементарная единица эволюции. ^ «Описание особей вида по морфологическому критерию (на примере гербарных образцов)» Экскурсия №1. Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности школы) Тема 2. Механизмы эволюционного процесса (14ч). Движущие силы эволюции. Роль изменчивости в эволюционном процессе. Естественный отбор – направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора в популяциях. Изоляция – эволюционный фактор. Приспособленность – результат действия факторов эволюции. Видообразование. Основные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс. ^ №2 «Выявление изменчивости у особей одного вида (на примере гербарных образцов, наборов семян, коллекции насекомых и др.)». Лабораторная работа №3 «Выявление приспособлений организмов к среде обитания» Экскурсия №2 . Изменчивость у животных (коллекции краеведческого музея) Тема 3. Возникновение жизни на Земле (2ч). Гипотезы происхождения жизни. Развитие представлений о возникновении жизни. Современные взгляды на возникновение жизни. Тема 4. Развитие жизни на Земле (7ч). Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Многообразие органического мира. Принципы систематики. Классификация организмов. Тема 5. ^ Ближайшие родственники человека среди животных. Основные этапы эволюции приматов. Первые представители рода HOMO. Появление человека разумного. Факторы эволюции человека. Человеческие расы. Тема 6. ^ Предмет экологии. Экологические факторы среды. Взаимодействие популяций разных видов. Конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз. Сообщества. Экосистемы. Поток энергии и цепи питания. Экологическая пирамида. Биомасса. Свойства экосистем. Смена экосистем. Агроценозы. ^ №4 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)» №5 «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)» №6 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности» ^ №1 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности» Экскурсия №3 «Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы)» Тема 7. Биосфера. Охрана биосферы (3ч). Состав и функции биосферы. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Круговорот химических элементов. Биогеохимические процессы в биосфере. Эволюция биосферы. Роль живых организмов в биосфере. Тема 8. ^ Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Общество и окружающая среда. Биологические основы охраны природы. Сохранение и поддержание биологического разнообразия. Причины вымирания видов и популяций. Сохранение генофонда и реинтродукция. Биологический мониторинг и биоиндификация. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде. ^ №2 «Решение экологических задач» Практическая работа №3 «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения» 11 КЛАСС Тема 1. Химический состав клетки (9 ч). Биологически важные химические элементы. Неорганические (минеральные) соединения. Биополимеры. Углеводы, липиды. Белки, их строение и функции. Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения клетки. ^ №1 «Изучение каталитической активности ферментов в живых тканях (на примере каталазы)» Тема 2. Структура и функции клетки (8ч). Развитие знаний о клетке (Р. Гук, Р. Вирхов, К. Бэр, М. Шлейден, Т. Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Цитоплазма. Плазматическая мембрана. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи и лизосомы. Митохондрии, пластиды, органоиды движения, включения. .Ядро. Строение и функции хромосом. Прокариоты и эукариоты. ^ №2 «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание»; №3 «Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука»; №4 «Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий» Тема 3. ^ Обмен веществ и превращение энергии – свойство живых организмов. Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей. Обеспечение клеток энергией за счет окисления органических веществ без участия кислорода. Биологическое окисление при участии кислорода. ^ №5 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений» Тема 4. Наследственная информация и реализация ее в клетке (8ч). Генетическая информация. Ген. Геном. Удвоение ДНК. Образование информационной РНК по матрице ДНК. Генетический код. Биосинтез белков. ДНК – носитель наследственной информации, Значение постоянства числа и формы хромосом в клетке. Вирусы – неклеточные формы. Профилактика СПИДа. Тема 5. ^ Деление клетки. Митоз. Бесполое и половое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение. Искусственное оплодотворение у растений и животных. Тема 6^ ). Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов. Влияние алкоголя, никотина и наркотических веществ на развитие зародыша человека. Организм как единое целое. Тема 7. ^ Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя. Генотип и фенотип. Аллельные гены. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. Половые хромосомы. Наследование, сцепленное с полом. ^ №1 «Составление простейших схем скрещивания». Практическая работа №2 по теме «Решение элементарных генетических задач» Тема 8. ^ Модификационная и наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость. Мутационная изменчивость. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости Н. И. Вавилова. Наследственная изменчивость человека. Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека. ^ №6 «Изменчивость, построение вариационного ряда и вариационной кривой» Тема 9. Генетика и селекция (9ч). Одомашнивание как начальный этап селекции. Учение Н. И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Методы современной селекции. Успехи селекции. Генная и клеточная инженерия. Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека) Клонирование. ^ В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен знать, понимать
уметь
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
^
(Москва, «Мир», 1993 год)
(Санкт - Петербург, СОТИС, 1998 год)
(М., «Просвещение», 1981 год) Интернет-материалы 1. http//schools.perm.ru/modules/mylinks/viewcat/ php? cid=12. Пермский шкрольный городской портал 2. http://www/gnpbu./web --resyrs/Estestv --nauki--2. htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам 3. Сайт учителя биологии http://www.altavista.com — крупнейшая поисковая система «Altavista», http://www.mail.ru — бесплатная почтовая система. http://www.ed.gov.ru — сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. http://www.rfli.ru — Российский гуманитарный научный фонд. http://www.int-edu.ru — сайт Института новых технологий. http://www.rsl.ru — Российская государственная библиотека. http://www.gnpbu.ru — Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского. http://www.lib.msu.su — библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова. http://www.rs 1.ru/r_frame. asp?h t tp:// orel.rsl.ru — открытая русская электронная библиотека OREL. http://www.Iib.ru — библиотека Максима Мошкова. http://www.pedlib.ru — педагогическая библиотека. http://www.dic.academic.ru — словари и энциклопедии on-line. http://www.dictionary.fio.ru — Педагогический энциклопедический словарь. http://www.km.ru — портал компании «Кирилл и Мефодий». http://. vschool.km.ru — виртуальная школа Кирилла и Мефодия. http://www.referat.ru — сайт Московской коллекции рефератов. http://www.maro.newmail.ru — сайт Международной ассоциации «Развивающее обучение» — МАРО (система Д.Б. Эльконина — В.В.Давыдова). http://www.mccme.ru — сайт Московского центра непрерывного математического образования. htpp://edu. 1september.ru Издательский дом «Первое сентября» htpp://festival.1september.ru. фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://www. kinder, r u/defa ul t. htm — Интернет для детей. Каталог детских ресурсов. http://www.ug.ru — сайт «Учительской газеты» http://www.poisknews.ru — Интернет-газета научного сообщества «Поиск». http://www.yspu.yar.ni:8100/vestmk/i adex.html — научно-методический журнал «Ярославский педагогический вестник». http://www.edu.nsu.ru/-su/index. html - журнал «Сибирский учитель». http://educatron.recom.ru — журнал «Образование и общество». http://www. ves tnikne ws. ru/main/en ter /main.php — журнал «Вестник образования». h ttp://www. viofio. ru/vio_site/default. htm — журнал «Вопросы Интернет-образования». http://www. courier, com.ru — ежемесячный электронный журнал «Курьер образования». http://www. s kazochki. narod. ru/index_ flash. lit ml — сайт «Детский мир». Детские песни, мульфильмы, загадки и др, http://www.solnet.ee — детский портал «Солнышко». http://www.solnet.ee/skazki — книга сказок. http ://www. pspu. ас. ru/m irr ors/compu-ter-science/Project/index.html — игротека математического кружка Е.А. Дышинского. http://w ww .vkids.km.ru/default.asp — сайт для детей и родителей «Virtual Kids». http://www.library.thinkquest.org/27i 52/index.htra — сайт об оригами для детей и родителей. http:// playroom.com.ru — детская игровая комната. http://cd.vsem.ru — Интернет-магазин «Колибри». http://www .ozon.ru — Интернет-магазин Перечень учебного оборудования и наглядных пособий, необходимых для проведения уроков ^ Гербарий к курсу основ общей биологии Набор микропрепаратов по общей биологии Модель ДНК ОБОРУДОВАНИЕ ОБЩЕЕ ЛАБОРАТОРНОЕ ^ Микроскоп учебный УМ-301 2. Посуда и принадлежности для опытов Воронка лабораторная В-75-80 или В-36-80 Зажим пробирочный ЗП Колба коническая Кн-1-500-34 Колпак стеклянный с кнопкой и рантом Ложка для сжигания веществ ЛСЖ Цилиндр измерительный 250 мл. Чаша выпарительная ЧВП-1 Чаша коническая с обручем Шпатель фарфоровый Штатив лабораторный Набор посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ НПП 3. Приспособления Препаровальные инструменты: Иглы препаровальные Пинцет анатомический с насечкой Ножницы с одним острым концом |
![]() |
Рабочая программа «обж», 10 класс учитель Гагунов С. А. г. Светлый... Рабочая программа составлена на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Обж 5-11 классы», «Просвещение», 2009 г., под редакцией... |
![]() |
Рабочая программа «Обществознание», 8 (а, б, в, г) класс учитель... Рабочая программа составлена на основе «Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание 5-11 классы», «Просвещение»,... |
![]() |
Рабочая программа «История», 8 (а, б, в, г) класс учитель Коняхина... Рабочая программа составлена на основе «Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание 5-11 классы», «Просвещение»,... |
![]() |
Рабочая программа «История», 6 (а,б,в) класс учитель Чух М. А. г.... Рабочая программа составлена на основе «Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание 5-11 классы», «Просвещение»,... |
![]() |
Рабочая программа «История», 7 «а» класс учитель Гагунов С. А. г.... Рабочая программа составлена на основе «Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание 5-11 классы», «Просвещение»,... |
![]() |
Рабочая программа «Алгебра и начала анализа», 10 класс учитель Запорожец... Рабочая программа составлена на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра и начала анализа 10-11 классы» «Просвещение»,... |
![]() |
Пояснительная записка рабочая программа по физике составлена на основе... В. С. Данюшков, О. В. Коршунова), составленной на основе программы автора Г. Я. Мякишева (Программы общеобразовательных учреждений.... |
![]() |
Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена... В. Я. Коровиной (М. «Просвещение», 2007 г.) и учебника «Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия» для общеобразовательных учебных... |
![]() |
Рабочая программа по биологии 5 класс Пояснительная записка Биология 5–9 классы. М.: Просвещение, 2012), федерального перечня учебников, базисного учебного плана, рабочей программы «Биология.... |
![]() |
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Федерального... «Человек» автора Н. И. Сонина //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.:... |