Скачать 141.23 Kb.
|
Оценка эффективности инвестиций в производство и переработку продукции животноводства В.И. Чинаров, доктор экономических наук; Н.И. Стрекозов, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, академик (Всероссийский научно-исследовательский институт животноводства) Н.М. Морозов, доктор экономических наук, профессор, академик (Всероссийский научно-исследовательский институт механизации животноводства) С.Г. Литвинюк, начальник Управления технологического обеспечения животноводства и перерабатывающей промышленности ОАО «Росагролизинг» В животноводстве страны обострилась проблемы повышения эффективности отрасли и отдачи от созданного в ней производственного потенциала. По данным МСХ РФ за годы реализации Госпрограммы (2008-2012г) было введено новых и модернизировано молочных ферм и комплексов в целом по Российской Федерации в количестве 1308 объектов с общим поголовьем на 322,7 тысячи фуражных коров и более 400 тыс. скотомест для молодняка. Общий объем инвестиций из всех источников по этому направлению за 5 лет составил 112,95 млрд. рублей (почти 350 тыс. рублей на одну фуражную корову). Основная доля проектов попала в программу по субсидированию процентных ставок по кредитам, полученным на развитие молочного скотоводства. Однако поголовье крупного рогатого скота продолжало сокращаться, и ожидаемые индикаторы по производству продукции в скотоводстве не были достигнуты. В связи с этим все более актуальными становятся вопросы оптимизации структуры основных фондов отрасли, эффективного использования производственного оборудования на основе его модернизации. Но наращиванию производства мясной и молочной продукции, повышению качества и конкурентоспособности отечественных продуктов на внутреннем рынке страны препятствуют не только снижение поставок животноводческого сырья, а так же неудовлетворительное состояние материально-технической базы перерабатывающей промышленности. Поэтому повышение эффективности производства в животноводстве в ближайшей перспективе в значительной степени будет зависеть от того, как быстро и насколько эффективно будет решена проблема модернизации и обновления оборудования для переработки молока и мяса, так как без технического переоснащения перерабатывающих предприятий трудно обеспечить выпуск конкурентоспособной мясомолочной продукции. Серьезной проблемой для мясной и молочной промышленности является дефицит холодильных емкостей, а также хранилищ для сырья и готовой продукции. Не менее важное значение в мясомолочном подкомплексе страны имеет глубина промышленной переработки молока и мяса-сырья. Высокий уровень износа фондов основного вида деятельности большинства предприятий мясной и молочной промышленности, низкий технический уровень производства, неконкурентоспособность вырабатываемой мясомолочной продукции на устаревших производственных мощностях выдвигает проблему инвестирования предприятий по переработке животноводческого сырья в число первоочередных, не менее значимых, чем обеспечение животноводства новой техникой и оборудованием. Экономически обоснованным является переход на прямое субсидирование части стоимости приобретенной техники и оборудования для животноводства. Расчеты показывают, что при прямой субсидии в размере до 50% от стоимости приобретаемой техники и оборудования и одновременной отмене существующей системы субсидирования процентной ставки по инвестиционным кредитам нагрузка в абсолютном значении на бюджет не растет, а на сельхозпроизводителей существенно снижается. Одновременно в качестве одного из наиболее перспективных путей повышения внутренней конкурентоспособности скотоводства в целом и наращивания рентабельности сельскохозяйственных товаропроизводителей в частности, можно рассматривать интеграцию хозяйств скотоводческого направления и предприятий по первичной переработке с одновременной организацией собственной системы сбыта продукции. По нашему мнению, с целью обеспечения интересов государства в процессе реструктуризации и внедрения рыночных методов хозяйствования на предприятиях подкомплекса следует использовать холдинговые компании. Развитие холдинговых компаний в мясомолочном подкомплексе дает возможность сконцентрировать основные источники финансирования инвестиционных проектов на формирование оптимальных связей предприятий мясомолочного подкомплекса, повысить эффективность использования материальных, финансовых и других ресурсов на основе совместной деятельности. Сейчас большая часть прибавочного продукта, произведенного в скотоводстве, через систему цен перераспределяется в пользу переработки и сферы обращения. Монополизировавшие внутренний рынок сферы переработки и обращения при отсутствии внешней конкуренции (до вступления России в ВТО ставка таможенного тарифа на молоко и сливки была доведена до 25%, на говядину - до 50%) произвольно устанавливали себе высокие нормы прибыли, тем самым ограничивая потребительский спрос на конечную продукцию. И как следствие, вместо наращивания производственного потенциала и увеличения объема выпускаемой продукции происходит постоянный рост потребительских цен, который не влияет на рост доходности сельхозпроизводителей, снижает спрос на продукцию и эффективность их деятельности. При этом рентабельность производства молока остается низкой - 7-15%, что не позволяет осуществлять модернизацию и техническое переоснащение действующих объектов, создавать новые. В этих условиях сельхозтоваропроизводители вынуждены были сокращать производство продукции животноводства или строить собственные перерабатывающие цеха и самостоятельно заниматься реализацией своей продукции. Но это увеличивало потребность в инвестициях для приобретения машин и оборудования, а также для реструктуризации перерабатывающих цехов. Поэтому в интересах государства важно принятие действенных мер и выработки экономических механизмов, стимулирующих сельхозтоваропроизводителей к увеличению объемов производства и повышению качества сырья, а сферы переработки и реализации мясомолочной продукции к повышению ее потребительских свойств, снижению издержек. Стратегическая цель системы государственной политики развития мясомолочного подкомплекса заключается в создании благоприятной экономической, социальной и правовой среды и организационном обеспечении государством устойчивого функционирования мясомолочного подкомплекса. Ключевым моментом регулирования рыночных отношений в современных условиях является экономически обоснованный протекционизм по отношению к отечественным товаропроизводителям: во-первых, по отношению к производителям продукции животноводства, поскольку без государственной поддержки отечественных производителей животноводческой продукции, о чем свидетельствует опыт стран ЕС и Америки, невозможно добиться устойчивого развития этой отрасли; во-вторых, по отношению к перерабатывающим предприятиям, которые из-за устаревшего оборудования и несовершенства применяемых технологий не могут выдержать конкуренцию с зарубежными товаропроизводителями. Для комплексного решения стоящих проблем на основе бюджетного финансирования Минсельхозом России была разработана «Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года», в которой четко сформулированы основные цели:
До вступления России в ВТО объемы и направления субсидирования определялись исключительно приоритетами аграрной политики страны и возможностями ее консолидированного бюджета. С присоединением же Российской Федерации к ВТО страна будет вынуждена при выборе приоритетов учитывать соблюдение взятых на себя обязательств, базовых соглашений и принципов этой международной организации. По нашему мнению, в условиях членства России в ВТО и нарастающей конкуренции со стороны импортеров, необходимо незамедлительно вернуться к проблеме повышения эффективности на всех стадиях производства и переработки, на основе применения ресурсосберегающих технологий и инновационной техники, совершенствования организации труда и производства, подготовки и переподготовки кадров. Отмеченное позволит снизить издержки производства и затраты бюджетных средств на их компенсацию. Во главу угла на современном этапе должно быть поставлено ресурсосбережение как главное условие эффективного хозяйствования. Как показала практика, эффект от государственного софинансирования программ и мероприятий на техническое и технологическое развитие производства получают лишь те компании, которые строго соблюдают правила учетной политики, разделение прибылей с инвесторами, страхование инвестиционных программ, а также соблюдают требования государственного контроля за их экономической политикой. Большую роль и значение в проведении технического обновления предприятий по производству и переработке продукции с помощью финансовой аренды современного оборудования выполняют организации "Росагролизинга". Лизингополучателю при этом не требуется мобилизовывать значительный капитал для первоначальных вложений, проще решается проблема залога - им служит само оборудование, объем платежей определяется договором и не зависит от валютного курса, банковского процента по долгосрочному кредиту. К тому же арендная плата за оборудование относится на производственные издержки, а значит, и снижаются размеры налога, нет необходимости платить налог на имущество, полученное в лизинг (его собственником в течение всего срока действия договора остается лизингодатель) и т.д. Государственная поддержка лизинга как одного из направлений специализированной системы кредитования АПК осуществляется через ОАО "Рос- агролизинг". Наряду с уполномоченными банками эта организация определена в качестве инвестиционного агента по развитию агропромышленного комплекса России и выполняет задачи, поставленные Правительством РФ по обеспечению отечественных сельхозтоваропроизводителей современным оборудованием и высокопродуктивным племенным скотом. Одной из стратегических задач, поставленных перед ней является и комплексное обеспечение высокотехнологичным оборудованием всех структур АПК, участвующих в продвижении продукции от производства до потребителя. В то же время в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы занижена роль "Росагролизинга" в осуществлении технического оснащения предприятий по переработке мясомолочной продукции. В Госпрограмме в качестве количественных индикаторов эффективности инвестиционных вложений в агропромышленный комплекс используются лишь объемы создания дополнительных и модернизации существующих скотомест в животноводстве. Отмеченное привело к сокращению инвестиций в перерабатывающую промышленность за 2013 год более чем в 4 раза. Поэтому в качестве эффективного механизма контроля за реализацией предусмотренных государственной программой мероприятий и для объективной и полной оценки вклада ОАО "Росагролизинг" в развитие АПК России необходима универсальная методика пересчета дополнительных мощностей перерабатывающей промышленности в скотоместа на основе оценки эффективности инвестиций в производство и переработку продукции животноводства. Для соизмерения инвестиций в сельскохозяйственное производство и перерабатывающую промышленность в первую очередь необходимо привести их к единому сопоставимому показателю для молочнопродуктового подкомплекса, которым является отношение общих затрат на создание производственной мощности к их производительности за единицу времени. Для молочного скотоводства таким показателем может служить отношение средневзвешенных затрат на создание, реконструкцию одного скотоместа к продуктивности коров за год. Для молокоперерабатывающей промышленности аналогичным показателем может быть отношение средних инвестиций в объекты и оборудование для переработки молока за сопоставимый период времени к их средневзвешенной мощности. Аналогично с молочнопродуктовым подкомплексом для соизмерения инвестиций в мясное скотоводство, свиноводство и мясопереработку, необходимо приводить их к единому сопоставимому показателю для мясопродуктового подкомплекса, которым является отношение общих затрат на создание производственной мощности к их производительности в единицу времени с учетом структуры производства и переработки по видам мяса. Для мясного скотоводства таким показателем является отношение затрат на создание, реконструкцию одного скотоместа к среднесуточному привесу с учетом убойного выхода мяса, т.е. рублей на 1 кг говядины. Так как на предприятиях мясной промышленности используется универсальное оборудование, предназначенное для переработки говядины и свинины, при сопоставлении приведенных к продукции инвестиций в мясопродуктовом подкомплексе необходимо учитывать структуру производства и переработки по видам мяса. Мясная промышленность России в среднем за год перерабатывает более 1900 тыс. тонн мяса отечественного производства, из них 33% говядины и 67% свинины. Использование средних и средневзвешенных величин позволяет учесть тенденции по изменению структуры в перерабатывающей промышленности по мощности предприятий. Алгоритм наших расчетов объединяет нормативно-целевой подход, включающий методы экстраполяции на основе экспертных оценок и поисковый подход, что позволяет более широко использовать выявленные в процессе анализа закономерности, количественные взаимосвязи и их экстраполяцию на будущее при сохранении основных пропорций в динамике. Тенденции и результаты реализации государственных и отраслевых программ за предшествующий период, послужившие основой для принятия «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013- 2020 годы» использованы в методике в качестве информационной базы. Степень и глубина переработки молока и мяса повышают конкурентоспособность животноводства, но значение каждой сферы АПК в первую очередь определяется вкладом в наращивание общего эффекта, то есть прибыли, в продвижении животноводческой продукции от производителя к потребителю. Расчеты по определению доли каждого участника в формировании прибыли по всей цепочке показывают, что вклад перерабатывающей промышленности в создание прибавочной стоимости конечной продукции молочнопродуктового подкомплекса был в 3,7 раза выше, чем сельхозпроизводителей. В результате проведенных ГНУ ВИЖ исследований обоснован коэффициент пересчета мощности молочных цехов и заводов в «скотоместа для коров», который может быть использован для разработки инвестиционных проектов строительства молочных заводов с полным комплектом оборудования. Типовые модули заводов и цехов в молочной промышленности могут определяться с помощью формулы: См = Рном.мол х 47,2 где: См - количество созданных скотомест; Рном - номинальная мощность молочных цехов и заводов, тонн/сутки. Таким образом предлагаемая методика учитывает:
Для мясного подкомплекса использован аналогичный методический прием с учетом специфических особенностей мясного скотоводства и свиноводства Поскольку вклад мясоперерабатывающей промышленности в создание прибавочной стоимости конечной продукции мясопродуктового подкомплекса был в 1,45 раза выше, чем сельхозтоваропроизводителей мясного скотоводства и свиноводства, при расчете инвестиционных проектов по строительству новых мясокомбинатов и модульных цехов с полным комплектом оборудования коэффициент пересчета в «скотоместа» проектной мощности предприятий по первичной переработки мяса составляет - 41,0. Для инвестиционных проектов по модернизации и переоснащению молочных заводов в сельхозпредприятиях, цехов и предприятий по убою скота и первичной переработке мяса расчеты следует производить исходя из фактических затрат на оборудование и строительно-монтажные работы. Возможность использования на практике предлагаемого методического подхода подтверждается фактическими данными ФГУП э.х. «Кленово- Чегодаево» при модернизации молочного цеха мощностью 22 тонны молока в сутки для увеличения глубины переработки молока с целью повышения конкурентоспособности молочного скотоводства. Для реализации разработанного проекта хозяйством было израсходовано 16,6 млн. рублей, что эквивалентно инвестициям в создание 70 дополнительных скотомест в молочном скотоводстве. В животноводстве экономическим критерием роста конкурентоспособности является увеличение прибыли за счет совершенствования ассортимента продукции, ее качества и повышения потребительских цен. Проведенная модернизация молочного цеха обеспечила хозяйству получение ежегодной дополнительной прибыли в размере 4,15 млн. рублей. До модернизации каждая фуражная корова приносила хозяйству прибыль 62 тыс. рублей в год. Таким образом, экономический эффект от модернизации молочного цеха применительно к фактическим условиям хозяйства эквивалентен созданию дополнительно 67 скотомест для увеличения поголовья молочного стада. Высокая сопоставимость (отклонение менее 4,5 процентов) фактических данных и результатов расчетов по предлагаемым формулам подтверждает обоснованность предложенного методического подхода по расчету скотомест применительно к перерабатывающей промышленности. По нашим расчетам за 5 лет реализации Госпрограммы ОАО «Росагро- лизинг» передал в лизинг и модернизировал 40 цехов и заводов по переработке молока на сумму 906,76 млн.рублей, что эквивалентно в соответствии с изложенным методическим подходом созданию 19710 дополнительных скотомест. Помимо этого мясоперерабатывающая промышленность была проин- вестирована в объеме 888,05 млн. рублей. В целом деятельность ОАО «Рос- агролизинга» способствовала созданию и введению в действие дополнительно 23,6 тыс. скотомест, или дополнительно 9,4% от количества фактически введенных скотомест за этот период на новых животноводческих объектах. Литература
Аннотация. Для успешной реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы необходимо шире использовать наработанные механизмы инвестирования не только в животноводство, но и в отрасли занимающиеся переработкой ее продукции. Предложена методика приведения инвестиционных вложений в перерабатывающую промышленность к целевому индикатору Госпрограммы – создание дополнительных «скотомест». Ключевые слова: оценка эффективности, инвестиционная политика, перерабатывающая промышленность, животноводство, лизинг. Abstract. Tested investment mechanisms should be used not only in livestock production but in processing industry for the government program of agriculture development 2013-2020 successful realization. New method of the processing industry investments reduction to the government program target indicator («additional stalls creation») is proposed. Keywords: efficiency assessment, investment policy, processing industry, livestock production, leasing. |
![]() |
Введение Глава Теоретические и методические основы оценки эффективности инновационного проекта Оценка эффективности инвестиций в инновационный проект на примере зао «Полистарт» |
![]() |
Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных... Определение инвестиций, инвесторов, их роль в экономике. Типы инвестиций, инвесторов, их характеристики. Источники инвестиций. Понятие... |
![]() |
«Экономическая оценка инвестиций» Понятие денежного потока (притока, оттока) и классификация денежных потоков в экономической оценке инвестиций |
![]() |
Экономическая оценка инвестиций предмет и задачи дисциплины Цель – ознакомиться с теорией и практикой экономической оценки инвестиций в процессе осуществления инвестиционной деятельности |
![]() |
108. Показатели и оценка эффективности управления персоналом Первая группа показателей характеризует общую экономическую эффективность работы организации и включает такие показатели, как прибыль,... |
![]() |
Методические указания Производство и реализация продукции требуют... Производство и реализация продукции требуют расхода определенных видов ресурсов в натуральном выражении. Для оценки эффективности... |
![]() |
Методические указания Производство и реализация продукции требуют... Производство и реализация продукции требуют расхода определенных видов ресурсов в натуральном выражении. Для оценки эффективности... |
![]() |
Московский Гуманитарный Университет Оценка эффективности рекламной кампании Смирнова О. О. «Оценка эффективности рекламной кампании». Учебно-методические материалы |
![]() |
Рабочая программа Дисциплина «Экономическая оценка инвестиций» Цикл... Цель изучения дисциплины – ознакомление с теорией и практикой экономической оценки инвестиций в организации и финансировании инвестиционной... |
![]() |
34. Варианты учета затрат на производство Калькулирование это совокупность приемов учета затрат на производство и исчисления себестоимости готовой продукции |