Рабочая программа по биологии 11 класс рабочая программа по биологии для 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, примерной




Скачать 167.58 Kb.
Название Рабочая программа по биологии 11 класс рабочая программа по биологии для 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, примерной
Дата публикации 11.04.2016
Размер 167.58 Kb.
Тип Рабочая программа
edushk.ru > Биология > Рабочая программа
МБОУ

«средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №3 »













Рассмотрено

на заседании МО

протокол №1

от «   30   » августа 2013г

Согласовано

на НМС

протокол № _1_____

от «     31 » августа 2013 г.

Утверждено

директором

приказ № __517____

от «     31 »августа2013 г.

Рабочая программа

Предмет: биология

Класс 11 «А», «Б»

Профиль: базовый

Всего часов на изучение программы 35

Количество часов в неделю __1__

Учебник: Биология 11 класс, базовый уровень авторов И.Н. Пономаревой, О.А. Корниловой, Т.Е. Лощилиной, П.В. Ижевского под ред. проф. И.Н. Пономаревой: М.; «Вентана - Граф», 2012г.
Составила: Малявко Е.Д.

учитель биологии,

первая квалификационная категория

2013-2014 уч. год
Рабочая программа по биологии 11 класс

Рабочая программа по биологии для 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, примерной программы по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень) с учетом авторской программы по общей биологии для 10-11 классов под ред. проф. И. Н. Пономаревой (М., «Вентана - Граф», 2006). Рабочая программа ориентирована на использование учебника авторов И.Н. Пономаревой, О.А. Корниловой, Т.Е. Лощилиной, П.В. Ижевского под ред. проф. И.Н. Пономаревой: - « Биология» Базовый уровень для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений; М.; «Вентана - Граф», 2012г. Программа рассчитана на 35 часа в год (1 час в неделю). Рабочей программой предусмотрено проведение: - контрольных работ - 2 (в форме тестирования в формате ЕГЭ); - практических работ - 4; - лабораторных работ – 2

^ Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и программы среднего (полного) общего образования по биологии для 11 классов (базовый уровень) автора И.Н. Пономарева. (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2006.,) На изучение биологии на базовом уровне отводится в 11 классе - 35 часов. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 11-го классов предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к программе по биологии (базовый уровень):

освоение знаний:о биологических системах (клетка, организм); об истории развития современных представлений о живой природе; о выдающихся открытиях в биологической науке; о роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; о методах научного познания;

овладение умениями: обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения: выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

воспитание:убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизнидля: оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. В основе отбора содержания на базовом уровне лежит также культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественно-научной картины мира, ценностных ориентации и реализующему гуманизацию биологического образования. Для формирования современной естественно-научной картины мира при изучении биологии в графе рабочей программы «Элементы содержания» выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, факты, процессы и объекты, закономерности, законы.

Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Для реализации указанных подходов включенные в рабочую программу требования к уровню подготовки сформулированы в деятельностной форме. Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.

Ряд требований реализуется за счет формирования более конкретных умений.

^ Требования к уровню подготовки

- объяснять роль биологических теорий, гипотез в формировании научного мировоззрения - носит обобщающий характер и включает в себя следующие умения:

• выделять объект биологического исследования и науки, изучающие данный объект;

• определять темы курса, которые носят мировоззренческий характер;

• отличать научные методы, используемые в биологии;

определять место биологии в системе естественных наук;

• доказывать, что организм - единое целое;

• объяснять значение для развития биологических наук выделения уровней организации живой природы;

• обосновывать единство органического мира;

• выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

• отличать теорию от гипотезы.

Требование к уровню подготовки - объяснять роль биологических теорий, идей, принципов.гипотез в формировании современной естественно-научной картины мира - носит интегративный характер и включает в себя следующие умения:

• определять принадлежность биологического объекта к уровню организации живого;

• приводить примеры проявления иерархического принципа организации живой природы;

• объяснять необходимость выделения принципов организации живой природы;

• указывать критерии выделения различных уровней организации живой природы;

• отличать биологические системы от объектов неживой природы.

Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмот. При выполнении лабораторной работы изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции и т.д. Выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно-познавательной деятельности. ( Лабораторных работ – 2, практических работ 3, зачётов - 5)

В связи с большим объемом изучаемого материала и дефицитом времени большинство практических работ включено в состав комбинированных уроков или уроков изучения нового материала и могут оцениваться по усмотрению учителя. Некоторые практические работы, требующие длительного выполнения, рекомендованы в качестве домашнего задания.

Система уроков, представленная в рабочей программе, сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии. Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Общая биология. Базовый уровень.Учеб. для 11 класса , авторы И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е.Лощилина, П.В. Ижевский; Москва Издательский центр «Вентана- Граф», 2012 г.

^ Методические пособия для учителя:

1)Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2005. - 138 с;

^ 2) Сборник нормативных документов. Биология. Сост. Э.Д. Днепров, А. Г., Аркадьев. - М.: Дрофа, 2006;

дополнительной литературы для учителя:

1) Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;

2) Болгова И. В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;

3) Козлова ТА., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. - М.: Дрофа, 2002;

4) Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». - М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004;

^ 5) Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии.- М.: Просвещение, 1997;

6) Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с;

для учащихся:

1) Батуев А.С.,Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - ^ М.: Дрофа, 2004;

2) Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с. Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.

МULТIМЕDIА- поддержка курса «Общая биология»

• Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004

• Биология 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006

• Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа, Физикон. 2006


тематическое планирование




Тема курса


Кол-во

часов

Тип урока

Элементы содержания урока

Элементы дополни-

тельного содержания

Д.З





^ Тема 1. Организменный уровень организации жизни 18 ч.

18













1

Организменный уровень организации жизни и его роль в природе.

1

Усвоение новых знаний

Структурные элементы организменного уровня. Основные процессы организменного уровня




П.1

2

Организм как биосистема.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Гуморальная регуляция. Нервная регуляция. Наследственная информация.

Метаболизм

П.2

3

Развитие организма от зарождения до смерти – онтогенез. П.Р.№1

1

Комбинирован

ный урок

Онтогенез. Эмбриогенез. Морфогенез. Эмбриональный период. Постэмбриональный период. Стадии взрослого организма.




П.6

4

Размножение организмов (бесполое).

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Бесполое размножение. Спора. Клон. Вегетативное размножение.

Половое

Размножение

Оплодо

творение

П.4

5

Наследственность – основное понятие генетики.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Гены. Генотип. Фенотип. Геном. Хромосомная теория наследственности. Норма реакции.




П.7

6

Гены и признаки. Изменчивость признаков организма и её типы.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Наследственная изменчивость

(генотипическая); ненаследственная (фенотипическая) изменчивость.




П.8

7

Генотипические закономерности, открытые Г.Менделем при моногибридном скрещивании.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя.




П.9

8

Проявление генетических закономерностей при дигибридном скрещивании.

Л.Р.№1

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Третий закон Менделя. Рекомбинации.

Аллелльное и неаллель

ноевзаимо

действие генов

П.10

9

Проявление генетических закономерностей при дигибридном скрещивании.

1

Урок комплексного применения знаний

Анализирующее скрещивание.

Кодомини

рование

П.10

10

Генетические основы селекции. Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции.

1

Урок комплексного применения знаний

Искусственный отбор. Гибридизация. Гетерозис. Молекулярная гибридизация. Мутагенез. Полиплоидия.

Центры многообразия и происхождения культурных растений.




П.11

11

Генетика пола и наследование, сцепленное с полом.

1

Урок изучения

и первичного закрепления новых знаний

Онтогенез. Аутосомы. Половые хромосомы. Гемофилия.




П.12

12

Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

1

Комбинированный урок

Медицинская генетика. Генные болезни. Хромосомные болезни.

Типы

мутагенов

П.13

13

Этические аспекты применения генных технологий

1

Комбинированный урок

Этика. Биоэтический кодекс. Этические принципы.




П.14 -15

14

Факторы, определяющие здоровье человека.

Зачет №1

1

Урок комплексного применения знаний

Генотип. Среда обитания. Социальные факторы. Образ жизни. Культура личности




П.15

15

Творчество в жизни человека и общества.

Семинарское занятие.

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Феномен. Жизненный цикл человека.




П.16

16

Вирусные заболевания и меры борьбы с ними.

1

Урок комплексного применения знаний

СПИД. Вирусология. Метод непрерывного культивирования штаммов.




П.17

17

Обобщающий урок. Решение элементарных генетических задач;П.Р.№2


1

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков

Моногибридное, дигибридное, анализирующее скрещивание.







18

Обобщающий урок по теме «Организменный уровень организации жизни»

Зачет №2

1

Урок проверки и оценки знаний

Организм. Особь. Хромосома. Ген. Геном. Первый, второй и третий законы Менделя. Наследственность Изменчивость. Вирус. Вирусология.




П.1 -17




^ Тема2.

Клеточный уровень организации жизни. 9 ч.


9













19

Клеточный уровень организации живой материи. Значение и роль в природе.

Клетка как этап эволюции живого в истории Земли.


1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

ДНК. Генетический код. Репликация. Метаболизм. Элементарная форма жизни.

Эволюция первичной клетки

П.18
П.19

20

П.Р.№3 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений»

1

Комбинированный урок

Ядро. Органеллы. Включения. Цитоплазма. Хромосомы. Ядрышко. Гиалоплазма.

Много

образие

клеток

и

тканей

П.20

П.21

21

Непрямое деление клетки – митоз и мейоз.Л.Р.№2

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Профаза, метафаза, анафаза, телофаза. Гаметы. Гаплоидный и диплоидный наборы хромосом.




П.23

22

Структура и функции хромосом.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Гистоновые и негистоновые белки. Хроматин.Гистоны. Центромера. Теломеры.

Генетический код. Транскрипция и трансляция.




П24

23

Достижения медицинской генетики.

1

Урок усвоения новых знаний

Роль бактерий в природе






24

Микробиология на службе человека.

Зачет №3

1

Урок закрепления изученного материала

Патогенные микроорганизмы. Генная инженерия







25

История развития науки о клетке.

1

Комбинированный

Микроорганизмы. Бактерии. Токсины.

Дискуссион

ные

проблемы

цито

логии

П25

26

Гармония и целесообразность в живой природе.

Семинарское занятие.

1

Урок повторения и обобщения изученного материала

Целесообразность. Гомеостаз. Гармония. Кибернетика.




П.26

27

Урок обобщения и проведения итогов по теме «Клеточный уровень организации жизни»

Зачет №4

1

Урок проверки и оценки знаний

Прокариоты. Эукариоты. Органоид. Ядро. Хромосома. Биологическая мембрана. Митоз. Мейоз.




П46




^ Тема 3. Молекулярный уровень проявления жизни. 8 ч.

6













28

Молекулярный уровень жизни и его особенности

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Полимер, мономер. АТФ. АДФ. Биосинтез.




П.27

29

Химический состав клетки. Основные биологические молекулы живой материи.

1

Комбинирован

ный

Углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты.




П28-29

30

ДНК – носитель наследственной информации. Процессы синтеза в живых системах молекулярного уровня.

Зачет №5

1

Комбинированный

Фотосинтез. Световая фаза фотосинтеза. Темновая

фаза фотосинтеза.




П.29

31

Молекулярные процессы расщепления в элементарных биосистемах.

1

Урок усвоения нового материала

Биологическое окисление. Аэробное дыхание. Гликолиз.

Кислородный этап клеточного дыхания.

Фото

синтез.

Синтез белка.

П.32

32

Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема.

1

Комбинированный урок

Полимерный мусор. Пестициды. Диоксин.




П.33

33

Время экологической культуры.

Семинарское занятие.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Факторы деградации окружающей среды. Экологическая культура.




П.34




Заключение

2













34

Экскурсия на тему:

«Эволюция органического мира» (музей «Природы и Человека»)

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Уровни организации живой материи: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно – видовой, биогеоценотический, биосферный.







35

Урок обобщения и подведения итогов по курсу.

Итоговое тестирование

1

Урок проверки, оценки

знаний













Итого

35




































^ Критерии оценки знаний учащихся

Отметка 5:
полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;
четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно использованы научные термины;
для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;
ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.
Отметка 4:
раскрыто основное содержание материала;
в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
ответ самостоятельный;
определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.
Отметка 3:
усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;
определения понятий недостаточно четкие;
не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;
допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологий, определении понятий.
Отметка 2:
основное содержание учебного материала не раскрыто;
не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;
допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.
Отметка 1:
ответ на вопрос не дан.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по биологии 11 класс рабочая программа по биологии для 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, примерной icon Рабочая программа по биологии, 7 класс 2014-2015 уч г
Программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по...
Рабочая программа по биологии 11 класс рабочая программа по биологии для 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, примерной icon Рабочая программа по биологии в 7 классе. Составитель: Учитель биологии
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы по биологии для 7 класса «Животные», созданная...
Рабочая программа по биологии 11 класс рабочая программа по биологии для 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, примерной icon Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента...
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 9 классе средней общеобразовательной школы по учебнику: В. В. Пасечник
Рабочая программа по биологии 11 класс рабочая программа по биологии для 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, примерной icon Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента...
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования...
Рабочая программа по биологии 11 класс рабочая программа по биологии для 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, примерной icon Рабочая программа по биологии 10 11 класс учителя первой квалификационной категории
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, примерной программе среднего общего образования
Рабочая программа по биологии 11 класс рабочая программа по биологии для 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, примерной icon Рабочая программа по биологии для 9 класса
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, программы по биологии
Рабочая программа по биологии 11 класс рабочая программа по биологии для 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, примерной icon Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и авторской Программы основного...
Рабочая программа по биологии 11 класс рабочая программа по биологии для 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, примерной icon Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта (2004г.), примерной программы основного общего образования...
Рабочая программа по биологии 11 класс рабочая программа по биологии для 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, примерной icon Рабочая программа по биологии для 10 класса составлена на основе...

Рабочая программа по биологии 11 класс рабочая программа по биологии для 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, примерной icon Рабочая программа по биологии для 11 класса составлена на основе...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница