Разработка урока искусства в 8 классе Тема урока: Человек в зеркале искусства




Скачать 104.52 Kb.
Название Разработка урока искусства в 8 классе Тема урока: Человек в зеркале искусства
Дата публикации 24.06.2016
Размер 104.52 Kb.
Тип Урок
edushk.ru > Культура > Урок
МОУ-СОШ имени 50-летия ВЛКСМ

Разработка урока искусства в 8 классе

Тема урока: Человек в зеркале искусства:

жанр портрета

Разработал

учитель ИЗО

Тарасюк Н.Н.

п. Нарынка 2011г

Тема урока: Человек в зеркале

искусства: жанр портрета.

 

Ц е л и: познакомить с историей возникновения портрета, тенденциях искусства новейшего времени, развивать пони­мание того, что в портретном изображении должен выражаться ха­рактер человека, его внутренний мир; формировать умение нахо­дить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем об­лике человека; активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения.

Оборудование: компьютерная презентация

Ход урока

Введение1. Организационный момент.

1. Приветствие.

У ч и т е ль. Искусство помогает познать человека. Не только увидеть его внешний облик,  но  и  понять  его  сущность,  характер,  настроение  и  др.  Послушайте стихотворение Николая Заболоцкого.

^ О красоте человеческих лиц

Есть лица подобные пышным порталам,

Где всюду великое чудится в малом.

Есть лица – подобия жалких лачуг,

Где варится печень и мокнет сычуг.

Иные холодные, мертвые лица

Закрыты решетками, словно темница.

Другие – как башни, в которых давно

Никто не живет и не смотрит в окно.

Но малую хижинку знал я когда – то,

Была неказиста она , небогата.

Зато из окошка её на меня

Струилось дыханье весеннего дня.

Поистине мир и велик и чудесен!

Есть лица – подобья ликующих песен.

Из этих, как солнце, сияющих нот

Составлена песня небесных высот.

 Сможете назвать тему нашего урока? (Ответы учеников) .

 

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

 

^ II.  Сообщение темы

1Человечество всегда дорожило теми художественными произведениями,

где выражен внутренний характер человека. Веками мыслители и художни-

ки пытались найти всеобщие критерии красоты и ценности. И.Э.Грабарь считал, что высшее искусство есть искусство портрета. Портрет – это познание человека. В портрете с с исключительной полнотой можно выразить самое трудное, самое ответственное для всякого искусства-

внутренний мир, душу человека , его дела, мысли и желания.

^ III. Основная часть.

Изучение нового материала.

1. Сообщение теоретических сведений. (1 слайд)

У ч и т е ль. Существует множество мнений по по поводу того, что такое

портрет.

Портрет - изображение человека или группы людей в произ­ведении живописи или скульптуры. Портрет является одним из ос­новных жанров живописи, скульптуры, графики, а также в литературе (словесный портрет).

Портрет в литературе- одно из средств художественной характеристики,

состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев, выражает своё отношение к ним.

В изобразительном искусстве портрет – это самостоятельный жанр,

целью которого является отображение визуальных характеристик модели,

На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир человека). Портрет может быть индивидуальным или изображать одно­временно несколько людей (быть двойным или групповым - вклю­чать не менее трех персонажей).

Специфический вид портрета - автопортрет.

Существует и сатирический портрет, где негативные черты мо­дели обусловливают появление портретной карикатуры -шарада.
Портрет – это летопись эпохи. Скульптор В.И. Мухина считала , что

лицо человека есть лицо истории.

История портрета - это практически история жи­вописи, формирование основных принципов изображения, жан­ровых форм, техники и письма, цветового решения.
2. р а с с к а з «Из истории возникновения портрета».

У ч и т е ль. Искусство портрета зародилось несколько тысяче­летий тому назад. Первые портреты был созданы египтянами. Они выполняли религиозно-магическую функцию: душа умершего должна была покинуть тело, а затем вернуться после судилища бо­гов к мумии своего владельца и поселиться в нем навечно. В соз­данных величественных статуях она чувствовала себя спокойно. Необходимо было соблюдать и портретное сходство, чтобы душа могла отыскать то тело, из которого она вылетела.

Конечно, огромные величественные изваяния создавались для увековечивания облика не простых людей, а правителей - фарао­нов, наместников бога на земле. Одним из известных портретов того времени является портрет Нефертити (около 1360 года до на­шей эры). (1-2 слайд)

Традиция возвеличивания выдающихся людей была распро­странена и в Древней Греции, где в период классики создавались идеализированные скульптурные портреты поэтов, философов, общественных деятелей. Авторы стремились подчеркнуть круг за­нятий портретируемого, его общественную функцию, но не забо­тились о сохранении индивидуальных черт изображаемого челове­ка (творчество Деметрия из Алопеки). Портреты с ярко выра­женной индивидуальностью для того времени были скорее исключением, чем правилом (портрет Фемистокла). ( 4-5 слайд)

Древнеримский портрет отмечен четкой передачей индивидуальных черт

модели, психологической достоверностью характеристик.(6-7-8 слайд)

Римский портрет связан с культом предков, со стремлением сохранить их

облик для потомков. Это способствовало развитию реалистического порт-рета.

Средневековье стало периодом подчинения личности определенным

правилам и канонам .Часто портрет представлял собой неотъемлемую

часть церковно-художественного ансамбля (изображение правителей ,их

приближенных. Художники и здесь смогли проявить свою индивидуаль -

ность, сохранив внимание к изобразительной стороне ( тщательная прорисовка фона и одежды). И подчеркнуть определенные нравственные

черты - тщеславие и гордыня .( 9 слайд )

Выдающиеся достижения в искусстве портрета связаны с эпохой Возрож -

дения, человек являлся высшим центром земного бытия.

Принципы ренессансного портрета, прочно утвердились в XVв . (Сандро

Боттичелли (10 слайд), Антанелло де Мессина (11 слайд).и др.)

Мастера высокого Возрождения – Леонардо да Винчи (12-13-14слайд),

Рафаэль(15 слайд) – не просто создали образы современников, но отразили

целый мир чувств, переживаний, настроений. Наделяют их силой интеллекта,

сознанием личной свободы, душевной гармонией, драматизмом.

Нидерландские ( Я. ванн Эйк, Лука Лейденский и др.)(16 слайд).Вписали

человека не только в конкретно – бытовую среду, но и в систему мирозда-

ния. Они использовали мифологические сюжеты, вводили в свои произве-

дения аллегорические фигуры и наделяли портретируемых условными чертами древних героев.

Отражение внутренней идеи художественного образа стало главным для

художников периода маньеризма. Эль Греко- его творчество отличается

резкими ракурсами и неестественно вытянутыми пропорциями, что вместе с

драматизмом и скрытым динамизмом изображаемого обуславливает глубину

восприятия модели. Эль Греко играет со светом, но строит свои композиции

не на принципе гармонии, а на идее контраста (17-18 слайд).

В сложные и противоречивые отношения с окружающим миром вступают работы Рембрандта (19слайд). Эмоциональной насыщенностью, любовью

к человеку тончайшие оттенков мысли и чувства отмечены портреты Ремб-

рандта. Яркие, полнокровные натуры привлекают фламандского художника

Рубенса (20 слайд).

Эпоха Просвещения XVIII в. Жизненная правдивость, точность социальных

характеристик, свойственны произведениям французских портретистов.

Портрет Ж.Б.С.Шардена ,У.Хогарт (21 слайд).


В XVI в. в условиях экономического и культурного роста в России получают распространение портреты- парсуны носившие характер условно –иконопис-

ный. От парсуны прослеживаются два направления – к провинциальному

и парадному портретам .Парадный портрет Ф. Рокотова., Д.Левицкого

( 22 слайд). XIX в. развивается психологический портрет- работы перед-

вижников И.Н.Крамского , И.Е.Репина, воплотился интерес к социально значимым, полным духовного благородства личностям.

Рубеж ХIX- начала ХХ века, на первый взгляд, привел к отказу от создаваемых веками принципов портретной живописи: разруша­лись пропорции модели, вводились геометрические фигуры. Вни­мание сосредоточивалось на раскрытии сложной гаммы человече­ских переживаний, поэтому внешнее подобие оказывалось вторич­ным (творчество импрессионистов, кубистов, авангардистов и т. п.). Среди выдающихся мастеров этого периода - Э. Дега, М. Шагал, П. Пикассо

( 24 слайд).

В ХХ веке русский портрет отличается жанровым и стилевым разнообразием. Среди его авторов - живописцы М. Нестеров, И. Бродский и др.

3. Беседа по работе И.Е.Репина .Портрет Н.И.Пирогова.
У ч и т е ль.

Творческий процесс создания портрета можно наглядно представить ,

воссоздав работу над одним из интереснейших произведений- репинским портретом Н.И.Пирогова. В Пирогове Репин видел одного из отечественных героев. Писал портрет без заказа, вопреки официальному вкусу. Пирогов

не отличался привлекательной внешностью. Беспокойный ,желчный старик

с огромной лысиной и колючим взглядом (портрет писался за несколько месяцев до смерти хирурга) .За внешним Репин увидел, как живая, острая

мысль светится в пытливом взоре Пирогова, какие напряженные складки

прорубила она между бровями, как энергично выдвинут подбородок вперед

и как упрямо сжаты обрамленные резкими морщинами волевые губы. Увидел, как гордо и крепко держится прекрасная голова на широких плечах.

Этот гениальный старик упрям, крут нравом.

Репин усаживает Пирогова так, чтобы в фокусе оказалась его характерно

вскинутая голова, и чуть – чуть поворачивает его в сторону . Вся левая часть лица окутывается тенью, приглушающей неприятное впечатление от дефекта

глаза, но не ослабляет общей динамики лица, а усиливаете от светотеневого

контраста , который создал этот поворот. Основной композиционный

стержень портрета был найден.Все должно быть сконцентрировано в лице, позе, жесте. Должны отразится только индивидуально неповторимые черты и то . что роднит его со многими другими деятелями русской культуры.
Репин выделяет фигуру Пирогова компактным силуэтом на темном фоне так,

что она напоминает могучую глыбу. Скошенная ось зрения портретируемого создаёт впечатление, что Пирогов смотрит резко в сторону. Морщины, складки на лбу, у глаз, плотно сжатых губ убедительно подчеркивают волевую собранность, целеустремленность портретируемого.

Репин не «списывал» оригинал , а творил произведение искусства- портрет.

В настоящем произведении искусства всегда присутствует не только объективное изображение жизни, но и личное отношение к делу, к объекту изображения художника, его позиция, его чувства и оценка.
 Физкультминутка

1.Упражнение для шеи.

Скрестив пальцы кистей, положить их сзади на шею (голову слегка наклонить вперед) и стараться разогнуть голову назад не­большими покачивающимися движениями. Руки, лежащие на шее, должны оказывать некоторое сопротивление. Таких движений сле­дует сделать 15-20, темп средний.

2.Самомассаж области плеч.

Правой ладонью круговыми движениями произвести растира­ние области левого плеча. Аналогичное растирание произвести ле­вой ладонью правого плеча. Вначале движения легкие, поверхно­стные, а затем с некоторым нажимом. Произвести 20 круговых движений на одном плече и столько же на другом.

3.Упражнение для рук.

Качающиеся движения полусогнутыми в локтях руками. Одна рука идет вперед, а другая назад, то есть примерно так же, как при беге. Сделать 20-30 движений, темп средний.

^ IV. Практическая работа.

 

 Задание
: работа с учебником

Найдите на разворотах учебника портреты, сравните их между собой,

определите сходные и различные черты. Дайте собственную трактовку

их образов. Какие портреты вы отнесете к традиционному классическому направлению, а какие к абстрактному искусству? Аргументируйте свое мнение.
^ V. Заключение
Итог урока.


1. Чтение мини сочинений .

2. Заключительное слово. Повторение и закрепление материала.

У ч и т е л ь. В ваших работах вы сумели выразить свое личное отношение

к изображенному. Почему портреты , выполненные с одного и того же человека, нетождественны между собой? Чем художественное сходство

отличается от прямого внешнего сходства? Специфика портрета предъявляет к художнику особые требования. Он должен быть сильной личностью,

интеллектуально и духовно зрелым для того, чтобы охватить и отразить емко

и полно изображаемого человека.

 

^ Домашнее задание: Подготовьте альбом, альманах, компьютерную презентацию (по выбору) на тему «Жанр портрета в культуре разных

времен».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 







Литература.

Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. В 3 т.М.- Л., 1949.

Андронникова М. Портрет и портретное сходство. Художник. 1974.N10.

Аксёнова М.Энциклопедия для детей . «Аванта +».Искусство.2005.

Мещерина Е.Г.Западноевропейская жанровая живопись .-М «.ОЛМА-ПРЕСС

Образование»,2006.

Е.П. Рачеева. Сокровища европейских музеев.-М.; « ОЛМА Медиа Групп»,

«ОЛМА – ПРЕСС» 2007.

Лушников Б.В.Рисунок.Портрет. ООО «Гуманитарный издательский центр

ВЛАДОС», 2004.

.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Разработка урока искусства в 8 классе Тема урока: Человек в зеркале искусства icon Разработка урока «Мир в зеркале искусства»
Развивающая: способствовать развитию познавательной деятельности и креативности учащихся
Разработка урока искусства в 8 классе Тема урока: Человек в зеркале искусства icon Методическое описание: Тип урока: изучение новых знаний. Цель урока:...
Содействовать эстетическому воспитанию школьников на примере произведений литературы и искусства
Разработка урока искусства в 8 классе Тема урока: Человек в зеркале искусства icon Методическая разработка урока обществознания в 10 классе Тема урока:...
Содействовать совершенствованию умений выделять главное в содержании материала и составлять план-конспект, работать с различными...
Разработка урока искусства в 8 классе Тема урока: Человек в зеркале искусства icon Тема: «Литературная гостиная — Золотая осень» (4 класс) Автор: Ермоленко...
Цель урока: Развивать и формировать культурную личность на основе высших гуманистических ценностей, отношение человечества к природе...
Разработка урока искусства в 8 классе Тема урока: Человек в зеркале искусства icon Разработка урока литературы в 9 классе по теме: «Серебряный век»
Тема урока: «Серебряный век» русской поэзии. Поэтические направления «серебряного века»
Разработка урока искусства в 8 классе Тема урока: Человек в зеркале искусства icon Разработка урока по мировой художественной культуре в 11 классе тема...
Цель : познакомить обучающихся с парадно-официальной архитектурой классицизма Западной Европы
Разработка урока искусства в 8 классе Тема урока: Человек в зеркале искусства icon 1. Роль эстетики мимесиса в формировании античной теории искусства...
Тема роль естественнонаучных представлений и натурфилософии в формировании теории искусства Нового времени
Разработка урока искусства в 8 классе Тема урока: Человек в зеркале искусства icon Урок по литературе в 8 классе "Слово о полку Игореве"
Цель урока: повторение и закрепление знаний; раскрытие живой связи “Слова” с литературой XIX-XX веков и другими видами искусства
Разработка урока искусства в 8 классе Тема урока: Человек в зеркале искусства icon Урок русской литературы в 10 классе Тема урока: По страницам великой...
Тема урока: По страницам великой жизни. Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель (1828-1910)
Разработка урока искусства в 8 классе Тема урока: Человек в зеркале искусства icon Тема урока: «Environmental Protection»
План конспекта урока английского языка, проводимого Капитоновой Анной Игоревной в 7 «Б» классе
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница