Методические рекомендации по развитию допол­ нительного образования детей в общеобразовательных




Скачать 2.72 Mb.
Название Методические рекомендации по развитию допол­ нительного образования детей в общеобразовательных
страница 1/18
Дата публикации 13.07.2016
Размер 2.72 Mb.
Тип Методические рекомендации
edushk.ru > Культура > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18












Содержание

От авторов 5

Раздел I. Методический конструктор внеурочной
деятельности школьников 7


Раздел II. Формы организации внеурочной

деятельности школьников 16

  1. Познавательная деятельность 16

  2. Проблемно-ценностное общение 19

  3. Досугово-развлекательная деятельность (досуговое
    общение) 25

  4. Игровая деятельность 29

  5. Социальное творчество (социально-преобразую­
    щая добровольческая деятельность) 51

  6. Художественное творчество 64

  7. Трудовая (производственная) деятельность 80

  8. Спортивно-оздоровительная деятельность 87

  9. Туристско-краеведческая деятельность 107

Раздел III. Как разработать программу внеурочной
деятельности школьников
115

  1. Примерная программа организации внеурочной
    деятельности старших подростков 117

  2. Примерная образовательная программа внеуроч­
    ной деятельности учащихся 8 класса 132

Раздел IV. Диагностика эффективности внеурочной
деятельности школьников
139

  1. Изучение изменений в личности школьника —
    субъекта внеурочной деятельности 141

  2. Изучение детского коллектива как среды внеуроч­
    ной деятельности школьников 161

  3. Изучение профессиональной позиции педагога —
    организатора внеурочной деятельности школьников . . 166

Раздел V. Нормативное обеспечение внеурочной
деятельности школьников
181

5.1. Примерная должностная инструкция заместителя
директора по внеурочной работе 181

  1. Примерная должностная инструкция педагога-ор­
    ганизатора 186

  2. Примерная должностная инструкция классного
    руководителя 189

  3. Примерная должностная инструкция педагога до­
    полнительного образования 193

  4. Примерная должностная инструкция воспитателя
    группы продлённого дня 197

Раздел VI. Дайджест нормативных документов,
регулирующих внеурочную сферу школы
202

  1. Концепция модернизации дополнительного обра­
    зования детей Российской Федерации на период до
    2010 года (проект) 202

  2. Методические рекомендации по развитию допол­
    нительного образования детей в общеобразовательных
    учреждениях (Приложение к письму Минобразования
    России от И июня 2002 г. № 30-51-433/16) 209

  3. О повышении воспитательного потенциала обще­
    образовательного процесса в общеобразовательном уч­
    реждении (Письмо Министерства образования Россий­
    ской Федерации от 2 апреля 2002 г. № 13-51-28/13) 216

  4. Методические рекомендации о расширении дея­
    тельности детских и молодёжных объединений в об­
    разовательных учреждениях (Письмо Минобразования
    России от 11.02.2000 г. № 101/28-16) 219

1 От авторов

С большой долей вероятности можно утверждать, что в ближайшее десятилетие педагогу предстоит работать в условиях:

  • расслоения населения (в том числе детей и молодёжи)
    по уровням обеспеченности и уровням образованности;

  • плотно работающих с сознанием ребёнка различных
    средств массовой информации (телевидение, Интернет, пе­
    чать, FM-радио) и видео-аудио-компьютерной индустрии;

  • разрастания в обществе стилей и форм жизнедеятель­
    ности и отдыха, уводящих и отчуждающих от реальности;

  • экспансии молодёжной субкультуры, ориентирующей
    молодых людей на удовольствия и потребление;

  • разреженности систем идей, определяющих обществен­
    но-коллективные формы жизни и формы самоидентификации
    личности;

  • нарастания межнациональных, межконфессиональных,
    межпоколенных и иного рода межгрупповых напряжений.

Достойно ответить на эти вызовы сможет только педагог, постоянно осуществляющий в отношении их ценностное са­моопределение и способный организовать и поддержать самоопределение детей. То есть, иными словами, педагог с позицией воспитателя.

Воспитание в школе — это не специальные мероприятия. Как подчёркивается в Примерной программе воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование), «подход, при котором воспитание сведено к проведению ме­роприятий и фактически отделено от содержания деятельнос­ти ребёнка в школе, в семье, в группе сверстников, в обще­стве, от его социального и информационного окружения, усиливает объективно существующую в современной культу­ре тенденцию к изоляции детской субкультуры от мира не только взрослых, но и от старшего поколения детей и моло­дёжи. Это приводит к ещё большему нарушению механизмов трансляции культурного и социального опыта, разрыву свя­зей между поколениями, атомизации личности, снижению её жизненного потенциала, росту неуверенности в собственных силах, падению доверия другим людям, обществу, государ­ству, миру, самой жизни».

Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в кото­рой единственно возможно присвоение (а не просто узнава­ние) детьми ценностей. При этом воспитание принципиаль­но не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охва­тывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах

разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художе­ственную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудо­вую и др.) деятельность.

Именно так ставится вопрос в новом Федеральном государ­ственном образовательном стандарте общего образования, где внеурочной деятельности школьников уделено особое внима­ние, определено пространство и время в образовательном процессе.

Наша книга о том, как организовать воспитывающую вне­урочную деятельность школьников, как целенаправленно дос­тигать в ней воспитательных результатов и эффектов, в ка­ких культурных формах и на каком содержании это лучше делать, как проектировать различные образовательные прог­раммы внеурочной деятельности и претворять их в жизнь. Ре­шение этих задач заложено нами в оригинальный методичес­кий конструктор. Хочется надеяться, что творческая работа педагогов с методическим конструктором внеурочной дея­тельности поможет школе обрести второе дыхание — жизнь после уроков.

^

Методический конструктор внеурочной деятельности школьников


Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации ор­ганизация занятий по направлениям внеурочной деятельнос­ти является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, ис­пользуется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Виды и направления внеурочной деятельности. Для ре­ализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:

  1. игровая деятельность;

  2. познавательная деятельность;

  3. проблемно-ценностное общение;

  1. досугово-развлекательная деятельность (досуговое обще­
    ние);

  1. художественное творчество;

6) социальное творчество (социально преобразующая
добровольческая деятельность);

  1. трудовая (производственная) деятельность;

  2. спортивно-оздоровительная деятельность;

  3. туристско-краеведческая деятельность.

В базисном учебном плане выделены основные направле­ния внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятель­ность.

Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Например, ряд направлений сов­падает с видами деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество).

Военно-патриотическое направление и проектная деятель­ность могут быть реализованы в любом из видов внеурочной деятельности. Они представляют собой содержательные при­оритеты при организации внеурочных занятий. Общественно полезная деятельность может быть опредмечена в таких ви­дах внеурочной деятельности, как социальное творчество и трудовая (производственная) деятельность.

Следовательно, все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной де­ятельности школьников основывать на видах деятельности.

^ Результаты и эффекты внеурочной деятельности уча­щихся. При организации внеурочной деятельности школьни­ков необходимо понимать различие между результатами и эф­фектами этой деятельности.

Результат — это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, школьник, пройдя туристический маршрут, не только переместился в пространстве из одной географической точки в другую, пре­одолел сложности пути (фактический результат), но и приоб­рёл некое знание о себе и окружающих, пережил и прочув­ствовал нечто как ценность, приобрёл опыт самостоятельного действия (воспитательный результат). Эффект — это послед­ствие результата. Например, приобретённое знание, пережи­тые чувства и отношения, совершенные действия развили че­ловека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

Итак, воспитательный результат внеурочной деятель­ности — непосредственное духовно-нравственное приобре­тение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

^ Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

В сфере школьного воспитания и социализации имеет мес­то серьёзная путаница понятий «результат» и «эффект». При­вычны утверждения, что результатом воспитательной деятель­ности педагога является развитие личности школьника, формирование его социальной компетентности и т. д. При этом упускается из виду (вольно или невольно), что развитие личности ребёнка зависит от его собственных усилий по са­мостроительству, от воспитательных «вкладов» в него семьи, друзей, ближайшего окружения, других факторов, т. е. разви­тие личности ребёнка — это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания и социализа­ции (в том числе сам ребёнок) достигли своих результатов. Тогда в чём же результат воспитательной деятельности педа-

гога? Невнятность понимания самими учителями результатов своей деятельности не позволяет уверенно предъявлять эти результаты обществу, рождает общественное сомнение и не­доверие к педагогической деятельности.

Но может быть, гораздо более серьёзное последствие не­различения педагогами результатов и эффектов в том, что утрачивается понимание цели и смысла педагогической дея­тельности (особенно в сфере воспитания и социализации), ло­гики и ценности профессионального роста и самосовершен­ствования. Например, сегодня в школьном образовании резко обострилась борьба за так называемого хорошего ученика, в том числе и потому, что такой ученик гарантированно пока­зывает высокие результаты обученности и воспитанности. Не вполне понимая результаты и эффекты своей работы, не умея внятно предъявить их социуму и при этом испытывая давле­ние с его стороны, учителя таким непедагогичным образом страхуются от профессиональных неудач.

Становится ясным, что педагог-профессионал видит ре­зультаты своей работы прежде эффектов. Никакая увлечён­ность процессом деятельности не отменяет для него необхо­димости добиваться воспитательного результата. В любом воспитательном эффекте он различает свой вклад и вклад других субъектов воспитания и социализации.

^ Классификация результатов внеурочной деятельности учащихся. Воспитательные результаты внеурочной деятель­ности школьников распределяются по трём уровням.

^ Первый уровень результатов — приобретение школьни­ком социальных знаний (об общественных нормах, устрой­стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор­мах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Например, в беседе о здоровом образе жизни ребёнок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. Информации будет больше доверия, если сам педагог культивирует здоровый образ жизни.

^ Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со­циальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие школьников между собой на уров-

не класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной сре­де ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

^ Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в са­мостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для дру­гих, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязатель­но положительно к нему настроены, юный человек действи­тельно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без ко­торых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социаль­ными субъектами за пределами школы, в открытой общест­венной среде.

Достижение трёх уровней результатов внеурочной дея­тельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентич­ность в её страновом, этническом, тендерном и других ас­пектах.

Например, неоправданно предполагать, что для становле­ния гражданской компетентности и идентичности школьника достаточно уроков граждановедения, занятий по изучению прав человека и т. п. Даже самый лучший урок гражданове­дения может дать школьнику лишь знание и понимание об­щественной жизни, образцов гражданского поведения (конеч­но, это немало, но и не всё). А вот если школьник приобретёт опыт гражданских отношений и поведения в дру­жественной среде (например, в самоуправлении в классе) и уж тем более в открытой общественной среде (в социаль­ном проекте, в гражданской акции), то вероятность станов­ления его гражданской компетентности и идентичности суще­ственно возрастает.

При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Пе­дагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить исполь­зуемыми формами внеурочной деятельности достижение ре­бенком первого уровня результатов. Во 2 и 3 классах, как

10

правило, набирает силу процесс развития детского коллекти­ва, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создаёт благоприят­ную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов. Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трёх лет обучения в школе создаёт у младшего школьника к 4 классу реальную возможность вы­хода в пространство общественного действия (т. е. достиже­ние третьего уровня результатов). Такой выход для учени­ка начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной со­циальной ситуации конфликтность и неопределённость долж­ны быть в известной степени ограниченны.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по развитию допол­ нительного образования детей в общеобразовательных icon Методические рекомендации по развитию дополнительного образования...
В соответствии с планом реализации Программы развития воспитания в системе образования России Управлением воспитания и дополнительного...
Методические рекомендации по развитию допол­ нительного образования детей в общеобразовательных icon Образовательная программа состоит из основного (базового) и дополнительного...
Организация образовательного процесса в моу вечерней (сменной) общеобразовательной школе г. Зарайска Московской области
Методические рекомендации по развитию допол­ нительного образования детей в общеобразовательных icon Методические рекомендации разработано: гу нии питания рамн
Рекомендуемые среднесуточные наборы продуктов для питания детей 7 11 и 11 18 лет. Методические рекомендации
Методические рекомендации по развитию допол­ нительного образования детей в общеобразовательных icon Методические рекомендации по обеспечению здоровым питанием учащихся...
Настоящие Методические рекомендации распространяются на столовые и пищеблоки образовательных учреждений, организующие питание детей...
Методические рекомендации по развитию допол­ нительного образования детей в общеобразовательных icon Методические рекомендации по вопросам обеспечения безопасности детей...
Их из них, он становится информационной средой, без которой они не представляют себе жизнь. Вместе с тем, в Интернете содержатся...
Методические рекомендации по развитию допол­ нительного образования детей в общеобразовательных icon Название документа
Управлением специального образования совместно с Управлением воспитания и дополнительного образования детей и молодежи подготовлены...
Методические рекомендации по развитию допол­ нительного образования детей в общеобразовательных icon Министерство образования и науки российской федерации письмо
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
Методические рекомендации по развитию допол­ нительного образования детей в общеобразовательных icon Методические рекомендации по подготовке и оформлению курсовых работ по специальностям
Методические рекомендации составлены в соответствии с «Рекомендациями по организации выполнения т защиты курсовой работы по дисциплине...
Методические рекомендации по развитию допол­ нительного образования детей в общеобразовательных icon Методические рекомендации по организации дистанционного обучения...
Гаоу дпо «саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Методические рекомендации по развитию допол­ нительного образования детей в общеобразовательных icon Методические рекомендации для специалистов системы образования Пенза 2014 г
По данным зарубежных и отечественных психологов, буллинг – явление достаточно распространенное в школе. До 10% детей регулярно (раз...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов