Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры»




Скачать 247 Kb.
Название Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры»
Дата публикации 12.08.2016
Размер 247 Kb.
Тип Рабочая программа
edushk.ru > Культура > Рабочая программа
c:\documents and settings\1.mcoko\рабочий стол\рабочие программы 2,4 класс\4 класс орксэ.jpg
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» для 4 класс, разработана на основе авторской программы учебного предмета «Основы православной культуры» Л.Л. Шевченко, изданной Центром поддержки культурно- исторических традиций Отечества в Москве в 2010 году и Инструктивно-методических рекомендаций по организации образовательного процесса в рамках изучения модуля «Основы православной культуры» комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 классов в рамках базисного учебного плана (ГОС 2004) в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2013-2014 учебном году».

Модуль «Основы православной культуры» – один из шести модулей (предметов) комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

^ Цель модуля - ознакомить школьников с историей, культурой и основными ценностями православного христианства. Изучение данного модуля не только расширит образовательный кругозор обучающихся, но и окажет воспитательное воздействие на процесс формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего еѐ культурные традиции, готового к межкультурному, межэтническому и межконфессиональному диалогу.

Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся начальной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

В рамках культуроведческого подхода происходит осмысление слов и понятий, имеющих культуросодержащее значение, определяемое ценностным отношением представителей определённой культуры к миру.

^ Изменения в авторскую программу не внесены.
В состав учебно –методического комплекта входят:

  1. Шевченко Л. Л. Основы православной культуры.Экспериментальное учебное пособие для учащихся общеобразовательных школ,лицеев,гимназий.-М.: Центр поддержки культурно- исторических традиций Отечества,2010

  2. ШевченкоЛ.Л.Основы православной культуры.Методическое пособие для учителя.-М.: Центр поддержки культурно- исторических традиций Отечества,2010



^ Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа:

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 мая 2010 года указывает на необходимость «обеспечения свободного выбора родителями школьников изучения их детьми» желаемого им модуля, который является обязательным для изучения в 4 классе начальной школы в объеме 35 час. (1 час в неделю) по выбору родителей, что соответствует базисному учебному плану и календарному учебному графику МБОУ «Старосельцевская НОШ».

^ Основной формой организации учебного процесса, является урок в сочетании с различными формами работы:

К формам учебной работы на занятиях в рамках курса ОРКСЭ будут применяться:

^ Взаимные вопросы и задания групп. После прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя, экскурсии и т.д. учащиеся сами формулируют вопросы и задания содержательного или проблемного характера, которые потом распределяются между группами.

Взаимообъяснение. Предметом деятельности в этой учебной ситуации может выступать как содержание изучаемого материала, так и собственно организация деятельности. В первом случае учащиеся выступают в роли учителя, рассказывая, демонстрируя или объясняя одноклассникам небольшой фрагмент темы. Во втором случае учащиеся дают одноклассникам рекомендации по организации работы в группе, поиску информации, предлагают свой алгоритм выполнения задания и т.д.

Беседа. В основе беседы лежит хорошо продуманная система логически связанных вопросов, которые по содержанию и форме соответствуют уровню развития учащихся и особенностям изучаемой темы. Беседа может быть репродуктивного или эвристического характера. В первом случае предполагается сознательное усвоение и последующее воспроизведений учащимися знаний. Беседа эвристического характера нацелена на стимулирование и мотивацию учебной деятельности учащихся, на создание проблемных ситуаций.

Интервью. Вопросы для интервью разрабатываются самими учащимися, а полученные ответы могут использоваться в дальнейшем, например, в качестве материала для создания проблемных ситуаций. Также результаты проведения интервью по особо важным разделам курса могут лечь в основу большого итогового проекта, который предполагается презентовать по окончании обучения.

^ Составление словаря терминов и понятий способствует систематизации и усвоению материала курса. Содержание словаря составляют понятия, наиболее характерные для конкретного содержательного модуля, являющиеся ключевыми для понимания мировоззренческой и культурной специфики изучаемого. Работа со словарем способствует не только пониманию сути изучаемых явлений и фактов, но и совершенствует навыки работы с источниками информации, навыки устной и письменной речи, т.к. требует создания точных, понятных, грамотных формулировок.

^ Составление галереи образов. Галерея образов может представлять собою выставку, оформленную учащимися, или, благодаря активному внедрению в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий, иметь виртуальный характер, например, она может быть выполнена с применением компьютерной программы Power Point.
^ Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе – требование современной методики и ориентация на интересы и возможности обучающихся. Информатизация является также и средством оптимизации процесса обучения.
При преподавании курса ОРКСЭ предполагается безотметочная система оценки по рекомендациям инструктивно-методического письма «О преподавании предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2012-2013 учебном году»

Оценка результатов обучения детей по модулям предусмотрена в основном в рамках последнего, завершающего раздела курса, в форме индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся и их обсуждения в классе.

Темами итоговых творческих исследовательских работ учащихся могут стать и семейные традиции, и семейные хроники, и рассказ о своих предках. Такую работу ученик не сможет выполнить без поддержки и помощи со стороны семьи.

^ Требования к уровню подготовки учащихся:
Требования к личностным результатам:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств её осуществления;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;

- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;

- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

- понимание значения нравственности в жизни человека и общества;

- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

- общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;

- осознание ценности человеческой жизни.

^ Календарно – тематический план для 4 класса




п\п

Наименование раздела и тем

Часы

учебного времени

Сроки прохождения

план.

факт.

I.

Культура и религия в жизни человека.

2ч.







1.

Россия – наша Родина.

1

7.09




2.

О вере, знании и культуре.

1

14.09




II

Священное Писание.

5ч.







3.

О чем рассказывает Библия?

1

21.09




4.

Что говорит о Боге православная культура.

1

28.09




5.

Добро и зло.

1

5.10




6.

Что говорит о человеке православная культура.

1

12.10




7.

О талантах и душе человека.

1

19.10




III.

Христос Спаситель. Христианское учение о спасении. Христианская этика.

10ч.







8.

Спасение.

1

26.10




9.

Спаситель.

1

2.11




10.

Чему Иисус Христос учил людей. Заповеди блаженства.

1

16.11




11.

Золотое правило жизни христиан.

1

23.11




12.

Добродетели и страсти. Какой я?

1

30.11




13.

Милосердие. Кто мой ближний?

1

7.12




14.

Жертвенная любовь.

1

14.12




15.

Победа над смертью.

1

21.12




16-17.

Проверь себя.

2

28.12

11.01




IV.

Православные традиции России.

5ч.







18

Православный храм.

1

18.01




19

Православные Таинства в истории России.

1

25.01




20

Священные образы. О чем рассказывает икона. Христианское искусство.

1

1.02




21

Христианская семья.

1

8.02




22

Православный календарь и праздники.

1

15.02




V.

Почитание святых в православном календаре.

8ч.







23

Святая Русь.

1

22.02




24

Верность.

1

1.03




25

Смирение

1

8.03




26

Ратный подвиг

1

15.03




27

Мужество

1

5.04




28

Христианская радость

1

12.04




29

Подвиг веры.

1

19.04




30

Как сохранить красивый мир? Святыни России.

1

26.04




VI.

Творческий проект «Диалог культур и поколений».

4ч.







31-

34

Сохраняем культурное наследие, святыни России. Обращение к школьникам 22 века. Золотая цепь святых

4

3.05

10.05

18.05

26.05




35

Резервный урок

1










Итого

35ч








^ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Россия — наша Родина. Обращение к детям. О духовных ценностях жизни людей.

Культура и религия. О вере, знании и культуре. О чем рассказывает религиозная культура? Культура, культурный человек, историческая память, религия, религиозная культура. Ценности жизни христиан. Любовь к Родине. Отечество. О вере, знании и культуре в жизни людей. Религиозные представления разных народов. Традиционные религии России. Христианство - одна из основных религий мира. Во что верят православные христиане. Иисус Христос. Православие - основная религия в России.

^ Священное Писание. О чем рассказывает Библия? Христианское понимание происхождения знания о Боге. Священное Писание. В какой книге написано о сотворении мира? Библия. Книги, входящие в состав Библии. Смысл жизни человека и правила жизни. Сотворение мира. Шесть дней творения. Обращение к Богу - молитва. Знаменитые люди - о Библии.

^ Священное Писание. Что говорит о Боге православная культура. Библия рассказывает о том, что Бог открыл о Себе людям. Христианское Откровение о Святой Троице. Явление Троицы Аврааму. Размышления святых о тайне Святой Троицы.

Содержание программы разработано в соответствии с программными темами комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (Основы православной культуры).

^ Добро и зло. Добро и зло в православной традиции. Добро и зло в ангельском мире. Добрые и злые ангелы. Ангел Хранитель.

Что говорит о человеке православная культура. Священная история рассказывает о Боге, мире, человеке: Бог - Творец красивого мира; как Бог создавал мир; сотворение человека; Адам - любимое чадо Божие; общение человека с Богом. Жизнь в Раю. Правила, данные человеку для жизни. Как зло появились в мире. Искушение Евы. Грехопадение. Изгнание из Рая. Взаимосвязь христианских понятий «послушание - радость».

^ Что говорит о человеке православная культура. О талантах и душе человека. Размышление маленького христианина о человеке: рождение; рост; развитие; смерть; душевные способности; способность воображения; внутренние душевные чувства; совесть; воля; вера в Бога; желание стать умнее и добрее; душа человека - свободная, разумная, бессмертная, желающая добра, верящая в Творца; сердце человека. Притча о талантах. Что такое талант? Ответственность человека за полученный дар. Чуткость, сострадательность к людям как самые главные дары Божий. Где они скрыты в человеке? Человек - образ и подобие Божие. Какими качествами украшается душа человека?

^ Христианское учение о спасении. Спасение. Пророки. Пророк Моисей. Как Бог спасал людей: десять заповедей. Царь Соломон.

Спаситель. Священное Писание рассказывает о Рождестве Христовом. Рождество в вертепе. Явление Ангелов. Поклонение волхвов. Почему Спаситель пришел в мир не грозным Судьей или земным Царем, а кротким Младенцем? О дарах волхвов, которые они принесли Христу: как они выглядят, где хранятся.

^ Христианская этика. Чему Иисус Христос учил людей. Заповеди блаженства. Что нужно человеку для счастливой жизни? Учение Христа. Заповеди блаженства. Блаженство- счастье. Нагорная проповедь. Радость выполнения заповедей. Апостолы и евангелисты Матфей, Марк, Лука, Иоанн. Радостная весть. Божественная благодать.

^ Христианская этика. Золотое правило жизни христиан. Главное правило христианской жизни: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Почему это правило можно назвать «золотым» правилом? Какие еще правила (заповеди) дал Христос людям (повторение заповедей Блаженства). Доброта моей души. Чем я могу поделиться? Следует ли мне ожидать ответного добра от людей? Что означают слова «круговая порука добра»? Понятия ответственности и обязанностей.

^ Христианская этика. Добродетели и страсти. Какой я? Что помогает и что мешает человеку подниматься по небесной лестнице? Добродетели и страсти. Как растет в человеке доброе? Притча о сеятеле. Препятствия на пути движения человека к добру. Что это такое? Какие бывают добродетели, какие -страсти. Как научиться бороться со страстями. Где находятся препятствия: внутри человека или вовне? Какие из них сильнее? «Доброе сердце - злое сердце» - как понимать это выражение? Поэма святителя Иоасафа Белгородского о сражении семи добродетелей с семью грехами. Какие добродетели с какими страстями борются? Отношение к труду. Труд души. Нелегкость духовного труда. Рассказ об этом средствами иконописи («Лествица» преподобного Иоанна Лествичника) - представление иконы; средствами светской и духовной поэзии. Древо талантов-добродетелей христианина.

^ Христианская этика. Милосердие. Кто мой ближний? Доброта и милосердие христианина. Притча о милосердном самарянине. Какой он - христианин? Долг и ответственность христианина. За что должен отвечать человек? Милость, милосердие, сострадание христианина. Евангельская притча о милосердном самарянине. Отражение темы милосердия в духовной поэзии (стихотворения Я.П. Полонского и М.Ю. Лермонтова).

^ Спаситель. Жертвенная любовь. Крестная Жертва. Христианское почитание Креста. Тайная Вечеря. Предательство Иуды. Смерть на Кресте. Погребение. Стража у Гроба. Апостол Павел о любви.

^ Спаситель. Победа над смертью. Самый великий праздник православного календаря. События праздника и его духовный смысл. Пасха - переход от смерти к жизни. Воскресение Христово. Русские поэты и писатели рассказывают о Воскресении Христовом. Исторические свидетельства описанных в Евангелиях событий. Туринская Плащаница. Библия о будущих судьбах мира. Страшный суд. Ответственность христианина.

^ Православный храм. Православные традиции жизни. Православный храм в жизни христиан. Храм - дом, посвященный Богу. Православный храм, его духовное и культурное значение. Духовная красота. Внешняя красота храма и духовная красота его создателя. Основные части храма. Колокола. Виды звона (перезвон, благовест, трезвон, набат). Символический смысл храма. Иконостас, четверик, алтарь, Престол.

Скиния-первый храм. Изгнание Христом из храма торговавших там. Русские поэты рассказывают о православных храмах, их устройстве, богослужении, колокольном пионе, христианской радости.

^ Православные Таинства. Православный храм и Таинства Православной Церкви. Начало христианской жизни в Таинстве Крещения. Крестные родители. Таинство Причастия -центр духовной жизни христиан. Тайная Вечеря. Установление Таинств Крещения и Причастия. Таинство Исповеди. Православное богослужение. Божественная Литургия. Евхаристия - благодарение. Духовный смысл Литургии. Правило веры - символ православной веры. Православный храм в традициях жизни православной семьи: крестины, венчание, отпевание. Московский Кремль - сердце духовной жизни России. Вера русских князей и традиции почитания святынь. Успенский собор - самый главный собор Московского Кремля. Венчание на царство Русских государей. Восхождение на церковный престол Патриархов. Правила поведения в храме.

^ Священные образы. О чем рассказывает икона. Символический язык православной культуры. Как человек воспринимает красоту окружающего мира? Христианская религия о мире материальном и нематериальном. Икона - окно в мир невидимый. Икона - христианская святыня. Кому посвящались христианские иконы? Что означает почитание иконы? Почему икона является священным изображением? История создания первой иконы. Спас Нерукотворный. Иконописные изображения. Фреска. Мозаика. Словарик иконописца. Иконография Христа. Духовная красота иконы. Картина и икона. Христианское искусство.

Христианская семья. Родина. Отчий дом - самое родное место на земле. Семья. Члены семьи. Предки и потомки семьи. Родительская любовь. Дар любви. Служение близким. Ценности жизни христианской семьи. Чему учат христиан заповеди Божий Поучения Евангелия о любви к ближним. Добрые дела любви. Священная история о почитании родителей. Дети Ноя. Христос Отрок. Его жизнь в Назарете. Традиции освящения христианского дома. Молебен. Иконы Спасителя и Богородицы.

^ Православный календарь и праздники. История церковного календаря. Устроение Церковью жизни христиан по церковному календарю. Чему посвящены православные праздники? Православные традиции жизни. Библия о посвящении седьмого дня недели Богу. Двунадесятые праздники. Какой праздник празднуется христианами чаще всего? Иконы праздников. Пост - подготовительные дни к празднику. В чем заключается православный пост? О духовном и телесном воздержании. Радости православного поста.

^ Почитание святых в православном календаре. Православие в России Святая Русь. Христианские святые. Что означает почитание святых? Христианский подвиг святых. Как христианство припало на Русь. Лики святых. О святых юных мученицах Вере, Надежде, Любови и матери их Софии. Изображение святых в иконописи. Икона «Все святые, в Земле Российской просиявшие». Отражение подвигов святых в духовной поэзии.

^ Православный календарь. Почитание святых. Верность. Сыновья князя Владимира - святые братья -князья. Христианский подвиг святых князей Бориса и Глеба. За что они прославлены? Добродетели, явленные святыми. О вере и верности. Мученики - страстотерпцы. Пример кротости и послушания Богу, показанный Христом. Евангельский рассказ «В саду Гефсиманском»). Любовь к Богу, кротость, любовь к ближнему - заповеди, выполнение которых святые князья засвидетельствовали мученической смертью. Рассказ о подвиге святых в житиях, иконописи, поэзии. Чтение евангельского текста и его соотнесение с подвигом святых Бориса и Глеба: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10,28). Как почтили память святых Бориса и Глеба? Архитектурные памятники в Честь святых, храмы, названия городов, поселков, улиц в разных городах.

^ Православный календарь. Почитание святых. Смирение.

О святом преподобном Сергии Радонежском в истории Руси. Детские годы Преподобного. Послушание родителям. Основание монастыря - центра духовной жизни Руси. Смиренный чудотворец. В чем проявляется добродетель смирения? Размышляем о добродетели смирения в жизни современного человека. О добродетели смирения рассказывают произведения духовной поэзии. Смирение - это сила или слабость? Объединение русских князей. Чему учил преподобный Сергий русских князей. Защита Отечества. Благословение князя Димитрия Донского на битву. Святые воины - схимонахи Троицкой Лавры Александр Пересвет и Родион Ослябя. Что защищали святые воины? Как преподобный Сергий помогал русским воинам на Куликовом поле. Ученики преподобного Сергия. Христианские добродетели, которые воспитывал в князьях Преподобный. О святых учениках преподобного Сергия.

Представление иконы: «Видение Сергию множества птиц» (фреска). Паломничество в Троице-Сергиеву лавру.

^ Православный календарь. Почитание святых. Ратный подвиг. Святые вожди в земле Русской. Защитники Отечества. Преподобный Илья Муромец. Как Илья Муромец богатырем стал. Что он защищал, с чем сражался. Святой богатырь, преподобный монах. Какие христианские добродетели почитались на Руси. Князь Димитрий Донской. Князь Александр Невский. О святом князе Александре Невском. Паломничество в Александро-Невскую Лавру. Святой Александр Невский на фреске собора Московского Кремля. О словах князя «Не в силе Бог, а в правде». В чем заключался подвиг князя? Защитник Отечества в наше время. Какие добрые дела во славу своего Отечества может совершить человек сегодня? Какие качества души ему для этого необходимы?

^ Православный календарь. Почитание святых. Мужество. Защитник русской земли святой Патриарх Ермоген. Его послания к русским людям. Оборона Троице-Сергиевой Лавры. Мученическая смерть Патриарха Ермогена. Из истории Троице-Сергиевой Лавры. Как почтили память монахов - защитников Троице-Сергиевой лавры: архимандрита Дионисия и келаря Авраамия Палицына? Надпись на гробнице Авраамия Палицына на Соловках. О мужестве в наше время. В каких делах оно проявляется?

^ Православный календарь. Почитание святых. Христианская радость. О святом преподобном Серафиме Саровском. Христианская радость. Отличается ли радость христианская от обычной, житейской? Что означают слова «радость о Господе»? Явления Пресвятой Богородицы преподобному Серафиму. Какую главную христианскую добродетель проявил святой Серафим Саровский? Христианское прощение. Почему Серафим Саровский всегда радостно встречал людей? Что питало его любовь к людям? Изображение жития преподобного Серафима в иконописи. Представление житийной иконы. Почитание христианских святынь. Паломнический маршрут в Серафимо-Дивеевский монастырь. Троицкий собор. Канавка Божией Матери.

^ Православный календарь. Почитание святых. Подвиг веры. Что такое подвиг? Как его объяснить в христианском значении? Русская Голгофа. Новомученики Российские. Что помогало Новомученикам сохранить мужество перед лицом злобы? Представление иконы: «Собор Новомучеников и Исповедников Российских». Как разрушили храм Христа Спасителя. Добро и зло в душе человека: созидателя - православного зодчего; разрушителя святынь - вандала.

^ Любовь и уважение к Отечеству. Как сохранить красивый мир? Святыни России. Что такое чудотворная икона? Почему на Руси сложились традиции почитания икон Пресвятой Богородицы? Из истории христианской культуры. «Тихвинская», «Казанская», «Владимирская», «Смоленская», «Донская», «Почаевская» иконы Божией Матери. История о том, как была спасена Москва от войск завоевателя Тамерлана. Словарик иконописца: основные иконографические типы изображений Богоматери - Умиление, Одигитрия, Оранта. Почему на Руси сложились традиции почитания икон Пресвятой Богородицы?

^ Творческие проекты «Диалог культур и поколений: сохраняем духовное, культурное наследие России».

Сохраняем святыни России. Сокровища духовные. Духовные завещания. Поучение князя Владимира Мономаха детям. Какие сокровища завещали родители детям в 17-18 веках? Духовное завещание святого Митрофана Воронежского. Наставления святого Тихона Задонского своим духовным детям. Какие добрые дела может выполнять современный человек, учитывая наставления святых?

^ Обращение к школьникам 22 века: «Желаю тебе». Какие ценности я хотел бы передать в наследство школьникам 22 века? Какие добрые дела может выполнять современный человек, учитывая наставления святых?

^ По святым местам моей Родины — России. «Герои России», «Русские святые», «Золотая цепь святых. Мои предки».

Средства контроля
В течение года планируется провести три диагностических работы.

Стартовая диагностика проводится в начале прохождения курса с целью выявления стартовых знаний по предмету в форме анкетирования.

Текущая диагностика проводится в конце первого полугодия в форме творческих работ с целью выявления уровня полученных знаний (урок 16-17. Проверь себя).

Итоговая диагностика проходит в конце учебного года в форме защиты творческих работ учащихся (урок 31-34)
Примеры контрольных заданий с понятиями предмета:


  1. Подчеркните слова, которые относятся к предмету «Основы православной культуры»: книга, акрополь, мифы, Библия, любовь, Заповеди Божий, Кремль, собор Парижской Богоматери, храм, крест, икона, святые.

  2. Продолжите предложение: «В начале сотворил ...».

  3. Подберите слова, противоположные по смыслу следующим: нетерпение, жестокость, зависть, гордость, себялюбие, раздражительность, непослушание.

  4. Подчеркните слова, с которыми связано слово «послушание»: своевольничать, гулять, слушать, слышать, исполнять.

5. Вставьте пропущенные слова и объясните смысл: «Чти отца твоего и , да благо тебе будет, и да долголетен ... на земле».

6. Нарисуйте картинку: «Дерево добродетелей и страстей» и расположите на их плодах следующие понятия: терпение, непослушание, благочестие, неусидчивость, милосердие, черствость, неуступчивость, воровство, прощение, смирение, порядочность, совестливость, злость, себялюбие (эгоизм), кротость, честность.

7. Допишите предложения: Человека называют добрым, когда ... Семья - это ...

Любить родителей - значит ...


Другие примеры контрольных заданий и примерные темы творческих работ содержатся в Методических рекомендациях и указаниях к проведению уроков для учителя.-М.: Центр поддержки культурно- исторических традиций Отечества,2010


^ Учебно –методические средства обучения
Основная литература
1.Шевченко Л. Л. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры.-М.: Центр поддержки культурно- исторических традиций Отечества,2010

  1. Методические рекомендации и указания к проведению уроков для учителя.-М.: Центр поддержки культурно- исторических традиций Отечества,2010


Дополнительная литература

  1. Бородина А.В. История религиозной культуры: основы православной культуры: учебное пособие.- М.: Издательский дом «Покров», 2003

  2. Духовное краеведение Белгородчины. Краткий словарь/ Автор-составитель: Чернова С.С. Центр духовного просвещения. Белгород, 2005

  3. Протоиерей Олег Кобец, А.Н. Крупенков, Н.Ф. Крупенков, История Белгородской епархии. - Белгород: Белгородская и Строоскольская епархия, 2006

  4. Резник Е.В., Чудина Ю.Ю. Религии мира. Православие. М.:ООО «ТД «Издательство «Мир книги», 2006

  5. «Слово о полку Игореве».- М.: «Детская литература», 1970


^ Интернет ресурсы:

Электронная гуманитарная библиотека - www.gumfak.ru

Государственный музей истории религии - www.gmir.ru

Сайт Общественной палаты - http://www.oprf.ru

Сайт Уполномоченного по правам человека в РФ - http://www.ombudsman.gov.ru

Дополнительные ресурсы:

Учебные видеоматериалы к урокам

Ресурсы школьной библиотеки и методического кабинета

Уроки ОРКиСЭ проводятся в кабинетах, оборудованных, экранно-звуковым оборудованием, компьютером.

Лист корректировки


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» icon Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»
«Основы религиозных культур и светской этики» (далее по тексту-Положение) регламентирует порядок организации преподавания учебного...
Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» icon Рабочая программа составлена на основе: Программ общеобразовательных...
Основы религиозных культур и светской этики Данилюк А. Я – М.: Просвещение, 2013
Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» icon Пояснительная записка Статус документа
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» для 4 классов, разработана...
Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» icon Рабочая программа основы религиозных культур и светской этики рабочая...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Ужовская средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» icon Рабочая программа «Основы мировых религиозных культур и светской...
«Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Губкина Белгородской области
Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» icon Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики
А также на основе Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы...
Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» icon Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и...
Приказ мо РФ от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального...
Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» icon Нормативными правовыми основами разработки и введения комплексного...
«Введение нового курса «Основы религиозных культур и светской этики» в четвертых классах в 2012-2013 учебном году»
Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» icon «Основы религиозных культур и светской этики»
Информация для родителей об особенностях курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» icon Рабочая программа «Основы мировых религиозных культур и светской...
Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов