Скачать 49.39 Kb.
|
МБОУ лицей №4 муниципального образования г. Краснодар МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока по обществознанию Тема: «Религия как одна из форм культуры» (8 класс) Разработала: учитель истории и обществознания Нецветова О.М. Религия как одна из форм культуры Тип урока: урок – исследование с элементами проектной деятельности и использованием мультимедийной презентационной технологии. Цели урока: Обучающая:
Воспитательная:
Развивающая:
Основные понятия урока: Религия, анимизм, фетишизм, тотемизм, мировые религии, вера, религиозный культ, церковь, секты, свобода совести. Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска. Подготовка к уроку:
Ход урока
Одной из древнейших форм культуры является религия. Сложен и тернист был путь церкви в нашей стране. Сегодня интерес к религии чрезвычайно высок. Мы с вами являемся свидетелями того, как руководители нашего государства выстраивают свои отношения с представителями различных религиозных конфессий, используя потенциал религии в возрождении духовно- нравственных ценностей нации. Учитель знакомит с темой урока и поясняет цели, задачи урока, ставит его основные вопросы. 2. Мотивация. Учитель разъясняет роль духовной культуры в жизни современного общества. 3. Актуализация опорных знаний по теме «Религия». Учитель предлагает учащимся вспомнить, что такое религия, подумать и ответить, почему активное развитие науки и распространение научных знаний не уменьшает число верующих? 4. Формирование новых знаний Религия является одной из древнейших и основных (наряду с наукой, образованием, культурой) форм духовной культуры. В современной науке популярно определение религии, исходящее из признания ее основой веры в Бога («религия есть вера в Бога»). Наряду с ним широкое распространение имеют другие подходы к пониманию сущности религии: религия есть система взглядов, в основе которых лежит понятие священного, святого; религия есть одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей. РЕЛИГИЯ (от лат. religio —набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного Ядром религии является вера, именно в ней обнаруживаются важнейшие особенности, определяющие место религии в отношениях человека и мира. ВЕРА – свойство человеческого сознания, проявляющееся не только в религиозной, но и в других формах сознания. Религиозная вера складывается из: 1) собственно веры, т. е. убеждения в истинности основ религиозного учения; 2) знания наиболее существенных положений вероучения; 3) признания и следования нормам нравственности, содержащимся в религиозных требованиях к человеку; 4) соблюдения норм и требований, предъявляемых к повседневной жизни человека. Элементы структуры религии и уровни религиозного сознания представлены на слайдах. Существуют различные типы религии: монотеистические (основанные на вере в единого Бога) и политеистические (исповедующие многобожие), ритуальные (с акцентом на выполнение определенных культовых действий) и религии спасения (признающие главным вероучение, представления о мире и человеке, их посмертной судьбе), национальные (связанные с определенным народом или народами) и мировые (не признающие национальных различий). К национальным религиям относят синтоизм (у японцев), конфуцианство (у китайцев), иудаизм (у евреев). Главные мировые религии в современном мире — христианство (возникло в начале I тыс. н. э.), ислам (возник в VII в. н. э.), буддизм (возник в середине I тыс. до н. э.). Крупнейшие религии сегодня - христианство, ислам, буддизм. О роли мировых религий в современном мире говорят следующие данные. 1. Огромное большинство людей, живущих на Земле, являются приверженцами одной из существующих мировых религий. 2. Во многих странах мира религиозные объединения отделены от государства. Тем не менее влияние религии на политическую жизнь современного общества остается значительным (Слайд ). Ряд государств признает одну из религий государственной и обязательной. 3. Религия как форма культуры является одним из важнейших источников нравственных ценностей и норм, регулирует повседневную жизнь людей, хранит принципы общечеловеческой морали. Роль религии в возрождении и приумножении культурного наследия, приобщения к нему людей неоценима. 4. К сожалению, религиозные противоречия продолжают быть источником и питательной средой кровавых конфликтов, терроризма, стой разъединения и противоборства. Религиозный фанатизм губителен, он противостоит культуре, общечеловеческим духовным ценностям, интересам человека. Сейчас ваши одноклассники более подробно познакомят вас с особенностями мировых религий. Идет представление проектов и презентаций учащихся. Урок продолжает учитель. Одним из основных прав человека в современном мире является право на свободу совести. Согласно статье 28 Конституции РФ, «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними ». Свобода совести, таким образом, оставляет за человеком выбор между религиозной верой и атеизмом, который отрицает существование Бога, каких-либо сверхъестественных сил и религии. 5. Закрепление и обобщение: Класс отвечает на вопросы: 1. Почему христианство, ислам и буддизм названы мировыми религиями? 2. Какие общие черты можно выделить у рассмотренных религий? 3. Каковы между ними различия? 4. Что такое « свобода совести», что она означает для граждан демократических государств? 6. Итог урока Учитель предлагает учащимся самостоятельно сделать вывод по материалам урока. |
![]() |
Пояснительная записка Методическая разработка открытого урока по дисциплине «Экономика» Методическая разработка открытого урока по дисциплине «Экономика» разработана в соответствии с рабочей программой и календарно-тематическим... |
![]() |
Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить» Методическая разработка (научно-методическая, опытно экспериментальная) должна иметь следующую структуру |
![]() |
Методическая разработка урока обществознания в 10 классе Тема урока:... Содействовать совершенствованию умений выделять главное в содержании материала и составлять план-конспект, работать с различными... |
![]() |
План урока по дисциплине «русский язык и культура речи» Тема урока:... Методическая цель: продемонстрировать практическое использование интерактивных методов обучения в преподавании русского языка и культуры... |
![]() |
Методическая разработка открытого урока по учебной практике Тема:... Ок понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
![]() |
Методическая разработка по окружающему миру 2 класс по теме: Урок... ... |
![]() |
Методическая разработка урока технологии Цель урока : создание условий для расширения и обогащения творческого потенциала ребенка, раскрытию его индивидуальной неповторимости,... |
![]() |
Разработка урока по Истории древнего мира 5 класс Тема урока: Чему... Воспитать нравственные ценности, ориентиры и убеждения, на примере высказываний и жизни Конфуция как воплощения мудрости и лучших... |
![]() |
Методическая разработка для студентов по дисциплине «экологические основы природопльзования» Данная методическая разработка призвана помочь вам в освоении дисциплины «Экологические основы природопользования» |
![]() |
Методическая разработка изучения темы «История второй мировой и Великой Отечественной войны» Методическая разработка изучения темы “Вторая Мировая и Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945 |