Любви занимает особое место в лирике М. Ю. Лермонтова. Для него любовь — это страдания, она возвышенна и одновременно страшна. Страшна своим накалом страстей, глубиной пережива­ний, которые испытывает лирический герой. Он знает «одну, но пламенную страсть» Она разрывает лирического героя, его бро­са




Скачать 84.04 Kb.
Название Любви занимает особое место в лирике М. Ю. Лермонтова. Для него любовь — это страдания, она возвышенна и одновременно страшна. Страшна своим накалом страстей, глубиной пережива­ний, которые испытывает лирический герой. Он знает «одну, но пламенную страсть» Она разрывает лирического героя, его бро­са
Дата публикации 21.05.2015
Размер 84.04 Kb.
Тип Документы
edushk.ru > Философия > Документы
ГИА-2010: Экзамен в новой форме: Литература: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме\ авт.-сост. А.В.Фёдоров, Л.В.Новикова, Е.А.Зинина.- М.: АСТ: Астрель,2010. (Федеральный институт педагогических измерений)

Задание 2

В чём своеобразие любовной лирики М.Ю. Лермонтова?

Работа 1

Природа-мать! Когда б таких людей

Ты иногда не посылала б миру,

Заглохла б нива жизни...

Н.А. Некрасов

М.Ю. Лермонтов... Я думаю, нет такого человека, кто бы не знал этого имени. И все мы рано или поздно приходим к его твор­честву. Для кого-то Лермонтовучитель, который помогает найти себя и понять, где твое место в этом мире; для кого-то он — друг, с которым можно говорить обо всем, ничего не ута­ивая. Каждый находит в произведениях этого человека что-то для себя. Многим творчество М.Ю. Лермонтова помогает спра­виться с невзгодами судьбы, залечить раны, найти в себе силы двигаться дальше.

Тема любви занимает особое место в лирике М.Ю. Лермонтова. Для него любовь — это страдания, она возвышенна и одновременно страшна. Страшна своим накалом страстей, глубиной пережива­ний, которые испытывает лирический герой. Он знает «одну, но пламенную страсть»... Она разрывает лирического героя, его бро­сает из крайности в крайность:

^ Я не люблю тебя; страстей

И мук умчался прежний сон;

Но образ твой в душе моей

Все жив, хотя бессилен он...

Лирический герой и горд и слаб перед своей страстью. В нем борются два человека, один из которых «делает, а другой — су­дит». Поэт, в силу своей молодости, видит только черное и белое в этой жизни: либо полное обладание душой любимого человека, либо вовсе никаких отношений. «Я не унижусь пред тобою»...,в то же время пишет он любимой женщине. Лирический герой требует любви в ответ на свое чувство; ему нужно, чтобы его великую жертву оценили:

^ И так пожертвовал я годы

Твоей улыбке и глазам...

И тем не менее «сжигает все мосты»:

Знай: мы чужие с этих пор...

Чего же он хочет? Он не знает и сам. Безответная любовь действует на поэта, как медленный яд, она прожигает его сердце, но и жить без нее он не может. Эти страдания — еще один повод испытать себя, и только так, преодолев свою слабость, поэт мо­жет творить.

Мучения, которые лирический герой сам себе создает, терзая себя мыслями о своей несчастной любви, являются главным услови­ем его существования на этой земле. Без этих сильных, кружащих голову эмоций поэт не может жить. Он знает, что однажды эта тоска сожжет его изнутри, но остановиться лирический герой не может:

^ Я говорил тебе: ни счастия, ни славы

Мне в мире не найти; настанет час кровавый,

И я паду... Но и жалеть ни о чем он не намерен:

Тому судья лишь бог да совесть!..

Жизнь — это всегда борьба. Когда борьба заканчивается, то заканчивается и жизнь. И бороться нужно в первую очередь с са­мим собой: со своими страхами и слабостями. Именно такой сла­бостью и являлась для М.Ю. Лермонтова любовь. Он не научился «без нее дышать», но и жить с ней в гармонии у него не получа­лось. Эта внутренняя борьба и отразилась в его любовной лирике.

^ Бессмертен тот,

Чья муза до конца

Любви и красоте не изменяла...

М.Ю. Лермонтов остался верен себе. Он страдал много, а про­жил очень мало, но он так и не изменил своей пусть странной, но все же возвышенной и красивой любви.

Комментарий

Экзаменуемый демонстрирует глубокое понимание пробле­мы, предложенной в вопросе, формулирует свою позицию и ар­гументирует её. Ученик верно раскрывает своеобразие любовной лирики М.Ю. Лермонтова, однако в конце работы несколько су­жает общий вывод, высказывая мысль о том, что поэт «не изме­нил своей пусть странной, но всё же возвышенной и красивой любви». Речь, безусловно, должна идти не о любви, а об автор­ском представлении о любви. Данная ошибка может быть клас­сифицирована как фактическая или речевая, что для рассматри­ваемого сочинения предпочтительнее.

Отвечая на поставленный вопрос, учащийся неоднократно обращается к стихотворениям М.Ю. Лермонтова и других поэ­тов, разнообразно и умело вписывает цитаты из этих произведе­ний в текст своей работы. В то же время в сочинении не названо ни одно из цитируемых произведений. Это в некоторой степени обедняет работу школьника, однако не является достаточным основанием для снижения оценки по критерию 2 (обоснован­ность привлечения текста).

Экзаменуемый показывает понимание ключевого для данной темы понятия «лирический герой» и уместно использует его в ответе на поставленный вопрос.

Части сочинения логически связаны, мысль последовательно развивается, обретая необходимые подтверждения и обоснова­ния.

Работа ученика не свободна от речевых неточностей и оши­бок (помимо ошибки, упомянутой в начале комментария). Сло­восочетание «с невзгодами судьбы» может рассматриваться как речевой недочёт. В предложении «Страшна своим накалом страстей...» речевая ошибка заключается в неудачном порядке и сочетании слов. Фраза «либо вовсе никаких отношений» имеет очевидную разговорную окраску, что не соответствует стилю ученической работы.

^ Сочинение оценено 11 баллами (соответственно по критериям: 3;2;2;2;2).
Работа 2

В творчестве М.Ю. Лермонтова особое место занимает любов­ная лирика. Многие поэты писали на тему любви, но Лермонтов де­лал свои произведения особенными, они отличались от других тем, что у него был особенный взгляд на любовь, особое к ней отношение. Так в чем же своеобразие любовной лирики Лермонтова ?

^ Мне кажется, что в произведениях, где затрагивалась тема любви между людьми, присутствует некий трагизм. Так в произ­ведении «И скучно и грустно»он рассуждает на тему недолго­вечности любви. Говорит, что любовь не может быть вечна. — «А вечно любить невозможно.»

^ Она не обернется вечным счастьем, любовь скоротечна и не­постоянна.

Лирические герои Лермонтова часто страдают от неразделен­ной любви. Например в стихотворении «Утес», через образы тучки и утеса показывается трагичность и вся горесть такой любви.«И тихонько плачет он в пустыне.»

^ Еще в этом стихотворении Лермонтов использовал свой люби­мый приемолицетворение природы и надиление ее человеческими чувствами и переживаниями.

Герои Лермонтова погружены в безысходность, разочарование и страдания от своей любви. Мне кажется, что лирика Лермон­това пронизана пессимизмом, так как он считал, что жизнь — это несправедливый и порочный мир, в котором нет место чистой и вечной любви. Такие мысли, я думаю, были вызваны тем, что Михаил Юрьевич потерпел неудачи в любви и не смог найти и ис­пытать истинное счастье.

Комментарий

Проблема, предложенная в вопросе, в целом правильно по­нята экзаменуемым, но раскрывается в сочинении недостаточно глубоко и полно. Ученик указывает на трагизм как главную осо­бенность любовной лирики М.Ю. Лермонтова и связывает это с обшей тональностью его поэзии. Однако причины пессимизма лирического героя истолкованы в работе слишком прямолиней­но, что приводит в двух последних абзацах к фактической ошибке.

В сочинении имеют место недостатки, связанные с наруше­нием логики изложения. Вступление и заключение ориентиро­ваны на раскрытие поставленной проблемы, однако в основной части работы мысль повторяется, содержание этой части выпол­няет скорее иллюстративную, нежели аналитическую функцию.

Упоминание об олицетворении, использованном поэтом в сти­хотворении «Утес», не встроено должным образом в логику рас­суждения учащегося и поэтому обретает характер попутного за­мечания.

Экзаменуемый подтверждает свои выводы цитатами из двух стихотворений М.Ю. Лермонтова, каждое из которых названо.

В работе уместно используются такие термины, как «лири­ка», «образ», «лирический герой», «олицетворение», «тема», «трагизм» и др.

Отвечая на предложенный вопрос, ученик допускает речевые ошибки и недочёты. В первом абзаце необоснованно повторя­ются слова «особенный», «особый». Речевая избыточность имеет место в сочетании слов «тема любви между людьми». О несо­вершенстве письменной речи автора работы свидетельствуют также фразы: «Лермонтов делал свои произведения особенны­ми», «...через образы тучки и утёса показывается трагичность и вся горесть такой любви».

^ Сочинение оценено 7 баллами (соответственно по критериям: 2;2;2;1;0.
Работа 3

Своеобразие любовной лирики Лермонтова выражается бездо­ходностью ситуации, душевными страданиями, безответной или мимолетной любовью. Лирические герои в произведениях Лермон­това осознают безъысходность и безнадежность жизни и любви в этом обществе, в это время. «Доволен каждый сам собою,

^ Не беспокоясь о других, И что у нас зовут душою, То без названия у них» Мечты и воспоминания лирических героев:

«Ласкаю я в душе старинную мечту, Погибших лет святые звуки».

«Люблю мечты моей созданье»выражают «горечь и злость». Лирические герои погружаются в безъысходное разочарование. В стихотворении «И скучно, и грустно» Лермонтов пишет: «Лю­бить... но кого же?... на времяне стоит труда, а вечно любить невозможно».

^ Что тоже выражает безнадежность любви и пессимистичное отношение автора к ней.

В произведениях Лермонтова как-бы выражены его собствен­ные мысли, страдания, чувства. У Лермонтова был, по-моему, излишне пессимистичный взгляд на жизнь, вызванный, скорее все­го, порочным устройством мира вокруг него.

Поэтому, грусть, страдание, безысходность, разочарование, злоба — переплетены в его произведениях и предстают перед нами единым узором (картиной), в котором мы можем увидеть всю пе­чаль и тоску не только лирических героев его произведений, но и чувства самого Лермонтова. «Как я любил, за что страдал». Лю­бовная лирика Лермонтова наполнена печалью и страданием.

Комментарий

Отвечая на вопрос, ученик обнаруживает понимание постав­ленной проблемы, но раскрывает её поверхностно. Высказанное во втором абзаце утверждение о том, что «мечты и воспомина­ния» лирического героя «выражают «горечь и злость», является неверным. Пытаясь мотивировать трагический пафос лирики М.Ю. Лермонтова особенностями современной поэту общест­венной жизни, эпохи в целом, учащийся не раскрывает смысла местоимения «это», то есть не указывает временные границы эпохи, что приводит к фактической неточности. Такая же не­точность допущена в начале работы: слова «в этом обществе, в это время» не обретают в первом абзаце никакого конкретного смысла. Мысль о причинах пессимизма М.Ю. Лермонтова, вы­сказанная в предпоследнем абзаце, сформулирована слишком отвлечённо и лишена необходимых пояснений. Учащийся иска­жённо представляет себе соотношение понятий «лирический ге­рой» и «автор», чем объясняется фактическая ошибка, допущен­ная в первом предложении последнего абзаца.

Обращаясь к поэтическим произведениям, экзаменуемый не демонстрирует умения органично включать цитаты из них в текст собственного высказывания. Фрагмент стихотворения, ис­пользованный в конце первого абзаца, приведён вне связи с основным тезисом данной части работы.

Автор сочинения использует термин «лирический герой», но употребляет его во множественном числе, что свидетельствует о невысоком уровне осмысления школьником этого понятия.

Начало и конец сочинения соотносятся друг с другом и с те­мой, в то время как основная часть представляет собой набор тезисов, не связанных в единое, логически выстроенное раз­мышление. Автор сочинения затрудняется в абзацном членении текста.

В работе содержится большое количество речевых ошибок. В ряде случаев нарушены законы лексической сочетаемости слов («Своеобразие любовной лирики Лермонтова выражается безысходностью ситуации»; «Лирические герои в произведениях Лермонтова осознают безысходность и безнадежность жизни и любви...»). Придаточная часть сложного предложения («Что то­же выражает безнадежность любви...») оторвана от главной и превращена в самостоятельное предложение. Данная ошибка может быть также классифицирована как грамматическая. Рече­вая избыточность — немотивированное употребление слова «как бы» — в предложении «В произведениях Лермонтова как бы вы­ражены его собственные мысли, страдания, чувства» приводит не только к речевой несообразности, но и к искажению смысла высказывания.

^ Сочинение оценено 4 баллами (соответственно по критериям: 1;1;1;1;0).

Примечание: количество фактических ошибок, допущенных учеником, превышает норму, предусмотренную для оценки «1 балл» по первому критерию. Однако, учитывая показанное учеником понимание проблемы, а также принимая во внимание особую зна­чимость оценки по этому критерию для продолжения проверки, считаем допустимым выставление 1 балла по первому критерию. В противном случае проверка работы должна быть прекращена в связи с выставлением по первому критерию оценки «0 баллов».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Любви занимает особое место в лирике М. Ю. Лермонтова. Для него любовь — это страдания, она возвышенна и одновременно страшна. Страшна своим накалом страстей, глубиной пережива­ний, которые испытывает лирический герой. Он знает «одну, но пламенную страсть» Она разрывает лирического героя, его бро­са icon Литература 9 класс. Тема: Человек и природа в лирике М. Ю. Лермонтова. Цели урока
Образовательная: показать: а характерное видение природы М. Ю. Лермонтовым; б какое место занимает человек в мире в лирике М. Ю....
Любви занимает особое место в лирике М. Ю. Лермонтова. Для него любовь — это страдания, она возвышенна и одновременно страшна. Страшна своим накалом страстей, глубиной пережива­ний, которые испытывает лирический герой. Он знает «одну, но пламенную страсть» Она разрывает лирического героя, его бро­са icon Клайв Стейплз Льюис Любовь Клайв Стейплз Льюис Любовь Чедду Уолшу
Любовь, которая есть Бог. И я разграничил любовь нужду и любовь дар Типичный пример любви дара — любовь к своим детям человека, который...
Любви занимает особое место в лирике М. Ю. Лермонтова. Для него любовь — это страдания, она возвышенна и одновременно страшна. Страшна своим накалом страстей, глубиной пережива­ний, которые испытывает лирический герой. Он знает «одну, но пламенную страсть» Она разрывает лирического героя, его бро­са icon Русской национальной психологии
Этот образ чрезвычайно эмоционален, противоречив, ему свойственны и тончайшие, нежнейшие движения души, и в то же время слава скандалиста...
Любви занимает особое место в лирике М. Ю. Лермонтова. Для него любовь — это страдания, она возвышенна и одновременно страшна. Страшна своим накалом страстей, глубиной пережива­ний, которые испытывает лирический герой. Он знает «одну, но пламенную страсть» Она разрывает лирического героя, его бро­са icon Одиночества в творчестве М. Ю. Лермонтова а что такое счастие?` Тема...
Определены пять основных направлений тем итогового сочинения для его проведения в 2014/15 учебном году
Любви занимает особое место в лирике М. Ю. Лермонтова. Для него любовь — это страдания, она возвышенна и одновременно страшна. Страшна своим накалом страстей, глубиной пережива­ний, которые испытывает лирический герой. Он знает «одну, но пламенную страсть» Она разрывает лирического героя, его бро­са icon 1. Понятие о лирическом герое
Например, в стихо­творении М. Ю. Лермонтова «Сон» лирический герой видит себя смертельно раненным в долине Дагестана. Эмпириче­ской...
Любви занимает особое место в лирике М. Ю. Лермонтова. Для него любовь — это страдания, она возвышенна и одновременно страшна. Страшна своим накалом страстей, глубиной пережива­ний, которые испытывает лирический герой. Он знает «одну, но пламенную страсть» Она разрывает лирического героя, его бро­са icon Модификация темы любви как способ раскрытия образа лирического героя в вокальном цикле

Любви занимает особое место в лирике М. Ю. Лермонтова. Для него любовь — это страдания, она возвышенна и одновременно страшна. Страшна своим накалом страстей, глубиной пережива­ний, которые испытывает лирический герой. Он знает «одну, но пламенную страсть» Она разрывает лирического героя, его бро­са icon Литературная гостиная
Что такое любовь? Это тайна. Светлый мир открывается человеку. И всегда есть люди, которые чувствуют это с необычайной силой – поэты,...
Любви занимает особое место в лирике М. Ю. Лермонтова. Для него любовь — это страдания, она возвышенна и одновременно страшна. Страшна своим накалом страстей, глубиной пережива­ний, которые испытывает лирический герой. Он знает «одну, но пламенную страсть» Она разрывает лирического героя, его бро­са icon Основы конституционного права великобритании
Великобритания — развитое капиталистическое го­сударство. По размерам территории она в 40 раз меньше сша, по населению — почти в...
Любви занимает особое место в лирике М. Ю. Лермонтова. Для него любовь — это страдания, она возвышенна и одновременно страшна. Страшна своим накалом страстей, глубиной пережива­ний, которые испытывает лирический герой. Он знает «одну, но пламенную страсть» Она разрывает лирического героя, его бро­са icon Лекция Специфика процесса научного познания. Познание, отражение,...
Познание (гносеология) традиционно занимает важное место в философии. «Что я могу знать?» – И. Кант считал одним из важнейших вопросов;...
Любви занимает особое место в лирике М. Ю. Лермонтова. Для него любовь — это страдания, она возвышенна и одновременно страшна. Страшна своим накалом страстей, глубиной пережива­ний, которые испытывает лирический герой. Он знает «одну, но пламенную страсть» Она разрывает лирического героя, его бро­са icon Революции не могла также не появиться в поэзии Маяковского, своеобразного...
Сергей Есенин представлял народную поэзию, творчество, которое уходит своими корнями в деревню, в жизнь простого народа. У каждого...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов