Скачать 1.96 Mb.
|
Академия гуманитарных исследований Е. Я. Басин С. С. Ступин ПОЛНОТА как эстетическая категория Москва 2011 Евгений Яковлевич Басин Сергей Сергеевич Ступин ПОЛНОТА КАК ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ БФРГТЗ «СЛОВО» М., 2011.– 212 с. Редактор Т.В.Бондаренко В теоретические статьях данной книги («Полнота как художественная ценность», «Открытая форма в искусстве. К пониманию художественной «неполноты») разрабатываются антропологические, аксиологические и художественно-эстетические аспекты проблемы полноты. В поле зрения авторов широкий спектр актуальных вопросов философии, эстетики, теории искусства и психологии творчества: эмпатия, целостность, открытость, художественный бриколаж, импровизация, полисемантика и др. Вторую часть настоящей работы (хрестоматии) составили высказывания философов, искусствоведов, литературоведов, психологов и мастеров различных видов искусства, освещающие отдельные грани этого многосоставного феномена. ISBN 978-5-9290-0356-1 © Е.Я. Басин, С.С. Ступин, 2011 г. Светлой памяти Галины Владимировны Иванченко ^ В 2009 году увидела свет хрестоматия «Гармония. Полнота. Совершенство», авторами которой были Е.Я.Басин, Г.В. Иванченко и Ю.В.Рыжов. Настоящая книга посвящена только одной категории – полноте, что нашло отражение как в материалах хрестоматии, в предметном указателе, так и в двух проблемных статьях авторов. СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ 10 ^ С.С.Ступин Открытая форма в искусстве. К пониманию художественной «неполноты» 25 Хрестоматия 71 ФИЛОСОФЫ 71 Пифагор 71 Гераклит 71 Парменид 71 Платон 72 Аристотель 72 Чжань Янь-юань 73 Д. Юм 74 Ш.Л. Монтескье 74 Г.В. Лейбниц 74 Дж. В. Гравина 75 И. Кант 75 Г.В.Ф. Гегель 80 И.Г. Гердер 88 Наш дух подобен духу животного: чувственные силы <�…> своей мерой и объемом заполняют значительно большую часть нашей души, чем немногочисленные высшие способности (37, т.1, с. 564). 88 В. Гумбольдт 88 И.Г. Фихте 89 Ф.В.Й. Шеллинг 89 Л.А. Фейербах 90 Ф. Шлегель 90 Н. Гартман 91 В области пластики и многих предметов природной красоты речь идет о таких ценностях, как полнота сил, полнота жизни, здоровье, расцвет и созидательные силы. Подобным же образом обстоит дело в области поэзии (24, с.103). 92 ^ А. Бергсон 93 Ж. Маритен 93 Г. Рид 94 Дж. Дьюи 94 Э.С. Брэдли 96 В.Г. Паркер 96 Д.У. Готшальк 97 Х. Ортега-и-Гассет 97 Ф. Грильпарцер 100 М.М. Бахтин 100 А.Ф. Лосев 100 В.П. Шестаков 101 Э. Жильсон 103 Т. Адорно 108 Г. Зедльмайр 108 У. Эко 108 ПСИХОЛОГИ 114 Г. Рибо 114 Л.С. Выготский 114 Р. Арнхейм 115 ^ Вазари 117 Леонардо многое начинал, но ничего никогда не заканчивал, так как ему казалось, что в тех вещах, которые были им задуманы, рука не способна достигнуть художественного совершенства, поскольку он в своем замысле создавал себе разные трудности, настолько тонкие и удивительные, что их даже самыми искусными руками ни при каких обстоятельствах нельзя было бы выразить (17, с.12). 117 ^ В.М. Жирмунский 119 П. Файст 119 А.А. Каменский 120 Н.А. Дмитриева 122 Б.И. Додонов 122 Г.Н. Бояджев 123 Н.Н. Волков 124 М.В. Алпатов 127 Г.А. Недошивин 127 Р. Дж. Коллингвуд 128 М.С. Каган 129 С.П. Батракова 130 О.А. Кривцун 133 В.С. Турчин 136 В. Гор 137 Е.А. Кондратьев 143 ^ А. Дюрер 146 Н. Пуссен 146 В. Ван Гог 146 К. Моне 158 П. Синьяк 158 Ж. Руо 159 А. Дерен 159 Э. Делакруа 160 Г. Курбе 160 Х. Маре 161 М. Либерманн 162 М. Клингер 162 П. Клее 162 Э. Нольде 162 А. Модильяни 163 И.Е. Репин 163 В.И. Суриков 163 А.С. Голубкина 164 И.Э. Грабарь 164 И.Н. Крамской 164 Ф.А. Васильев 165 К.А. Коровин 165 В.В. Кандинский 165 Г. Вельфлин 166 Е.А. Розенблюм 168 К. Курокава 173 А.Г. Раппапорт 174 И.А. Азизян 176 <�…> открытая форма служит человеческой идентификации с новым миром. Здание, архитектурный объем – стоит, поднимается от земли к небу, простирается по земле, открывается к красоте гор, моря, реки или озера или закрывается от солнца, дождя, снега, от жестоких ветров, нарушенных промышленностью ландшафта или других неприятных видов. Своим существованием архитектурный объем осмысливает и визуализирует реальность человеческого существования между небом и землей, под небом и на земле, утверждая напряженность пространственной организации через свою вертикальность, ритмическое строение пространства по горизонтали (2, с.281.) 176 ^ Гораций 176 Г.Э. Лессинг 178 И.В. Гете 179 В. Гейнзе 182 Ф. Шиллер 182 И.Х.Ф. Гельдерлин 182 Новалис 183 О. Бальзак 183 П. Валери 185 Л.Н. Толстой 186 А.А. Блок 187 А.Н. Толстой 187 Б.Л. Пастернак 188 Ж. Кокто 189 ^ К.С. Станиславский 190 С.М. Эйзенштейн 195 С.В. Образцов 203 МУЗЫКАНТЫ, КОМПОЗИТОРЫ, МУЗЫКОВЕДЫ 204 Ф. Мендельсон 204 Ф. Шопен 205 М.И. Глинка 205 П.И. Чайковский 205 Ф.И. Шаляпин 206 Б.В. Асафьев 206 П. Булез 208 М. Сапонов 210 Г.Г. Нейгауз 211 Предметный указатель 212 Литература 217 |
![]() |
Ужасное как эстетическая категория в поэтиках Николая Гоголя и Франца Кафки Интертекстуальный параллелелизм в работах Н. Гоголя и Ф. Кафки как научная проблема |
![]() |
Е. Я. Басин С. С. Ступин Особое внимание уделено «метафорическому» аспекту межхудожественных аналогий («живописности» литературы, «музыкальности» поэзии,... |
![]() |
Е. Я. Басин искусство и воображение москва 2011 ббк 87 и 86 Книга состоит из трех теоретических статей, ранее опубликованных, и хрестоматии. В хрестоматию вошли высказывания об искусстве и... |
![]() |
Е. Я. Басин логика художественного творчества статьи хрестоматия москва 2011 ббк 87 и 86 Вниманию читателя предлагаются статьи, посвященные мало исследованным проблемам логики (и психологии) художественного творчества,... |
![]() |
Рабочая программа Курганской Жанны Алексеевны высшая квалификационная... А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой и Н. А. Николиной «Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 10-11 классы» (Москва,... |
![]() |
Тема: «Пертинентность информационного поиска» «достаточность». Отличие внешне схожих понятий полнота и достаточность заключается в том, что полнота связана с подготовительным... |
![]() |
Е. Я. Басин семантическая философия искусства москва семантическая философия искусства У семантика Ричардса с самого начала мы находим ясную постановку этих двух проблем как главных теорий искусства. «Две опоры, на... |
![]() |
Е. Я. Басин искусство и эмпатия москва 2010 ббк 87 и 86 Книга состоит из брошюры «Творческая личность художника» (ранее опубликованной) и хрестоматии. В хрестоматию вошли высказывания об... |
![]() |
Ф. А. Соколов Перевод как эстетическая интерпретация текста Библии, греческих и римских философов, эпосы, которые заложили основу западной культуры. Художественный перевод можно представить... |
![]() |
Анализ работы мо учителей начальных классов за 2013-2014 уч год Хлопкова С. А.( без категории), инструктор по плаванию Искрастинская И. А. (первая квалификационная категория); учитель-логопед Хромова... |