Аттестационные вопросы




Скачать 1.78 Mb.
Название Аттестационные вопросы
страница 1/16
Дата публикации 21.02.2016
Размер 1.78 Mb.
Тип Документы
edushk.ru > Финансы > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
АТТЕСТАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ
Государственного экзамена для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения (специальность «Финансы и кредит», специализация «Банковское дело»)
I. ОБЩИЙ РАЗДЕЛ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
1. Сущность финансов, их специфические признаки, назначение.

Финансы являются одной их важнейших экономических категорий, отражающей экономические отношения в процессе создания и использования денежных средств. Их возникновение произошло в условиях перехода от натурального хозяйства к регулярному товарно-денежному обмену и было тесно связано с развитием государства и его потребностями в ресурсах.

Финансы - экономические отношения, связанные с формированием, распредлелением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства, а также обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, но не всякие денежные отношения являются финансовыми. Основные признаки финансов:

- Денежные отношения. Деньги являются материальной основой существования и функционирования финансов (они всегда имеют денежную форму выражения).

- Распределительный характер финансовых отношений. Областью возникновения финансов является стадия воспроизведенного процесса, на который происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в производственном продукте.

- Финансовые отношения. Всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов. Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений. Использование финансовых ресурсов осущ. в основном через денежные фонды специального целевого назначения. Общегосударственные фонды - централизованные, все остальные - децентрализованные.

Сущность финансов проявляется в ее функциях.

Значение финансов в том, что с помощью различных фондов денежных средств, формирования доходов на этапах распределения поддерживает определенные пропорции между производством и его потреблением. Необходимость финансов состоит в потребности субъектов хозяйствования и государства в ресурсах, обеспечивающих их деятельность. Финансы необходимы для распределения стоимости общественного продукта.

^ 2. Функции финансов и их реализация в экономике РФ.

Сущность финансов проявляется в ее функциях.

Финансы выполняют три основные функции: распределительную, контрольную и регулирующую.

- Распределительная функция финансов связана с распред. валового внутреннего продукта и его основной части - национального дохода. Финансовые отношения возникают на стадии распределения и перераспределения национального дохода. Первичное распределении осущ. в сфере материального производства. В результате первичного распределения нац. дохода среди участников матер. Пр-ва образуются следующие виды доходов: з\плата рабочих, служащих. Из оставшейся суммы предприятие должно выделить часть возмещающую потребленные средства производства, обеспечивая непрерывность процесса . Вторичное распределение - перераспределение нац. дохода между производственной и непроизводственной сферами, отраслями мат. производства, регионами страны, формами собственности и социальными группами населения. Благодаря распределительной функции осущ. возмещение стоимости потребленных средств производства и образования доходов в различных формах. А также формируются фонды целевого назначения. Объектами выступают стоимость валового общественного продукта в денежной форме, а также часть нац. богатства (принявшего денежную форму), субъектами - юр. И физ. Лица (гос-во, предприятия, организации), являющиеся участниками воспроизводственного процесса.

- Контрольная функция - проявляется в контроле за распределением денежных средств на макро- и -микро уровне. Реализуется через деятельность государственных финансовых органов (налоговая инспекция) и финансовых служб внутри предприятия.

- Регулирующая функция. Распределительная и контрольная функции финансов проявляются не стихийно, а на основе законов и правовых актов. Совокупность правовых норм, положений, правовых актов позволяет регулировать финансовую деятельность на уровне государства. В целях регулирования экономики и соц. отношений, государством в лице органов федеральной власти, ЦБ РФ используются такие методы, как государственное бюджетное планирование, регулирование рынка ценных бумаг, налоговое и таможенное регулирование.

^ 3. Финансовая система РФ: структура и механизм взаимодействия ее элементов.

Финансовая система - совокупность различных форм и методов, регламентирующих различные сферы финансовых отношений, позволяющих образовывать централизованные и децентрализованные фонды денежных средств. Централизованные фонды - экономические денежные отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государством, аккамулируемых в государственной бюджетной системе. Децентрализованные фонды - денежные отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов предприятий, инвестиционная деятельность граждан, семьи.

Финансовая система РФ делится на две подсистемы:

1. общегосударственные финансы, за счет которых обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства на макроуровне:

- государственный бюдет

- Внебюджетный фонды

- Государственный кредит

- Фонды страхования

- Фондовый рынок

2. финансы хозяйствующих субъектов, используемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микро уровне:

- государственных

- муниципальных

- частных

- акционерных

- арендных

- общественных

Несмотря на разграничение сфер деятельности, финансовая система является единой.

Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства, перераспределении финансовых ресурсов между отраслями.

Общегосударственные финансы органически связаны с финансами предприятий с одной стороны, главным источником доходов бюджета является национальный доход, с другой стороны - процесс расширенного воспроизводства осуществляется за счет привлечения общегосударственного фонда денежных средств в форме бюджетных ассигнований и использовании банковских кредитов.

^ 4. Финансовый рынок, его значение в мобилизации и распределении финансовых ресурсов.

Финансовый рынок - совокупность финансовых институтов, направляющих денежные средства от собственников средств к их заемщикам. На этом рынке происходит обмен деньгами, предоставление кредита и мобилизация капитала.

Составляющие:

- рынок банковских ссуд (служит для пополнения оборотных средств),

- рынок ссудных капиталов (служит для пополнения основного капитала),

- валютный рынок (фиксируется официальный курс).

Главной задачей финансовых рынок является организация торговли финансовыми активами и обязательствами между покупателями и продавцами, в качестве которых могут выступать 3 группы экономических субъектов: государство, фирмы, домашние хозяйства.

Функционирование финансовых рынков предполагает определенную их сегментацию. В наиболее общем виде финансовый рынок состоит из 4 основных элементов, каждый из которых в свою очередь может быть детализирован и классифицирован по различным признакам.

Финансовый рынок:

- валютный рынок (Товаром является ин валюта, ц\бумаги, драг. металлы. Субъекты: банки, биржи, финансовые учреждения, объекты: финансовые требования, обозначенные в валютных ценностях)

- рынок золота ( сфера финансовых отношений, связанных с куплей-продажей золота как с целью накопления и пополнения золотого запаса страны, так и для организации бизнеса или промышленного потребления)

- рынок капиталов (рынок ссудного капитала, фондовый рынок)

- денежный рынок (дисконтный рынок, рынок межбанковских кредитов, рынок евровалют, рынок депозитных сертификатов).

^ 5. Финансовые ресурсы, их источники, факторы роста, основные направления использования.

Финансовые ресурсы - денежные доходы и поступления субъектов хозяйствования и государства, предназначенные для расширенного воспроизводства, материального стимулирования, удовлетворения социальных потребностей. Являются материально-вещественным воплощением финансовых отношений.

Источники финансовых ресрусов на макро уровне: ВВП (состоит из капитал+з\п+прибыль); доходы от внешнеэкономической деятельности; национальное богатство; привлеченные ресурсы.

Источники финансовых ресрусов на микро уровне: источники собственных финансовых ресурсов (оборудование предприятия); средства предприятия (з\п, отпускные); привлеченные средства (заемные, от продаж акций и облигаций); средства, получаемые предприятием в порядке перераспределения (из бюджета, страховые возмещения).

Финансовые ресурсы делятся на централизованные (выступают в форме бюджетных и внебюджетных фондов) и децентрализованные (формируются и субъектов хозяйствования)

Основные направления использования финансовых ресурсов:

- обеспечение воспроизводственного процесса - расходы на финансирование кап. Вложений, затраты на ремонт, на приобретение нематериальных активов, предоставление дотаций, формирование резервного фонда, выплаты страхового возмещения, финансирование НИОКР

- финансирование соц.-культурных расходов (выплаты нетрудоспособным, малоимущим, фин-е культ. учреждений, страховые возмещения по личному страхованию, оказание материальной помощи, социальные льготы)

- использование фин. Ресурсов на нужды обороны, правоохранительных органов

- расходы на выполнение финансовых обязательств перед учредителями и инвесторами, выплаты дивидендов акционерам, % по акциям промышленных предприятий.

Основные виды финансовых ресурсов на макро уровне: кредиты МВФ; налоги; отчисления во внебюджетн6ые фонды; платежи населения в местный бюджет.

Основные виды финансовых ресурсов на микроуровне: прибыль; амортизация; кредитные инвестиции; страховые возмещения; устойчивые пассивы; доходы от продажи собственных ценных бумаг ;паевые взносы членов; бюджетные субсидии.

6. Содержание и назначение финансовой политики. Особенности проведения политики РФ на современном этапе.

Вся система управления финансами базируется на финансовой политике государства. Финансовая политика- это самостоятельная сфера деятельности государства в области фин. отношений. Главное назначение фин. политики состоит в том, чтобы обеспечить фин. ресурсами реализацию гос. программ экономического и социального развития.

В разработке фин. политики участвуют законодательная и исполнительная власти. Основные направления фин. политики на текущий год и перспективу представляются в ежегодных посланиях Президента РФ Собранию.

На уровне субъектов РФ фин. политика ограничивается бюджетом и местными налогами.

Хорошо разработанная политика должна быть направлена на формирование мах возможного объема фин. ресурсов, так как они- материальная база любых преобразований. Фин. политика напрямую связанна с преобразованием и реформированием экономики и становлением в ней рыночных отношений.

В реальности государственная фин. политика реализуется при помощи шести ее составляющих:

-кредитно-денежная политика

-бюджетная политика

-налоговая политика

- инвестиционная политика

-социальная политика

-таможенная политика

Гос. Фин. политика последнего десятилетия в России, к сожалению, оторвана от приоритетного решения задач социально-экономического развития общества и провозглашает следующие приоритетные цели:

1. вхождение в мировую фин. систему

2.недопущение бюджетного дефицита

3. осуществление фин. стабилизации.

Таким образом, современная гос. фин. политика фактически направлена на продолжающиеся быстрое изменение социального общественного строя России.

^ 7. Государственные, региональные и муниципальные финансы: понятие, особенности, регулирование.

Государственные и муниципальные финансы - денежные отношения по поводу распр-я и перерас-я стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и его предприятий и использованием гос. средств на затраты по расширению производства, удовлетворение социально-культурных потребностей общества, нужд обороны и управления; они включают в себя:

- бюджет (эк. категория представленная денежными отношениями, возникающая у государства с юр. и физ. лицами по поводу перерас-я нац. дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда страны.

- внебюджетные фонды (специфическая форма пере-я и использования фин. ресурсов, привлекаемых для финансирования некоторых общественных потребностей). Источники формирования: целевые налоги, займы, доходы от лотерей, субсидии из бюджета, добровольные взносы и пожертвования. Внебюджетные фонды гарантируют целевое использование ресурсов в полном объеме их поступления и своевременном финансировании важнейших социальных мероприятий. Они выполняют роль финансового резерва.

- государственный кредит - денежные отношения, возникающие у государства с юр. И физ. лицами, в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств в распоряжении органов гос. власти. Формы кредита: государственные займы, казначейские ссуды.

- финансы предприятия - представляют собой совокупность денежных отношений, связанных с созданием, распределением и использованием денежных фондов и накоплений. Формируются за счет: собственных средств, заемных (кредиты банков) и средств, поступающих в порядке перераспределения (субсидии, страх. Возмещения)

Регион. финансы - система экономических отношений, посредством которой расп-ся и перерас-я нац. доход на экономическое и соц. развитие территорий. С помощью региональных финансов государство выравнивает уровни экономического и социального развития территорий. Региональные бюджеты - главная составляющая региональных финансов.

Региональные внебюджетные фонды - формируются из добровольных взносов предприятий и населения.

^ 8. Управление финансами: объекты и субъекты управления. Органы управления финансами, их задачи и функции.

Управление - совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата. Управление финансами - деятельность, связанная с проведением общей финансовой политики государства, направленная на сбалансированность всей финансовой системы. В качестве объектов управления выступают разл. виды финансовых отношений, а субъектами управления являются те организационные структуры, которые осуществляют управление.

В соответствии с классификацией финансовых отношений по их сферам выделяют три группы объектов: финансы предприятий; страховые отношения; государственные финансы.

Им соответствуют следующие субъекты управления:: финансовые службы предприятий; страховые органы; финансовые органы и налоговые инспекции.

Функциональные элементы управления финансами: планирование; оперативное управление ; контроль Органы управления финансами.

Общее управление финансами осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание и две его палаты - ГосДума и Совет Федерации. Их функции: рассм. и утверждение ФБ России; рассмотрение и утверждение отчета об исполнении ФБ; рассмотрение закона о налогах, сборах и обязательных платежах; установление размера государственного внутреннего и внешнего долга.

Оперативное управление - Министерство финансов. Минфин решает следующие задачи: разработка и реализация стратегических направлений финансовой политики; составление проекта и исполнение ФБ; обеспечение устойчивости гос. финансов; концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития

Подразделение Минфина - Главное управление фед. казначейства, отвечающее за кассовое исполнение бюджета. На эту систему возложен учет всех операций по гос.фин. ресурсам в безналичной форме.

Контроль за правильным исчислением, полнотой и своевр-ю взносов в бюджет возложен на Государственную налоговую службу и ее органы на местах - налоговые инспекции.

Для осуществления контроля над исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Аттестационные вопросы icon Аттестационные вопросы
Государственного экзамена для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения (специальность «Финансы и кредит», специализация...
Аттестационные вопросы icon Аттестационные билеты по технологии

Аттестационные вопросы icon Дополнительные вопросы билетов пис(К+ для сертификации студентов) Четвертые вопросы

Аттестационные вопросы icon Социология управления”: вопросы к экзамену вопросы менять нельзя,...

Аттестационные вопросы icon 1. Вопросы для всех профилей
Вопросы государственного экзамена по специальности «Международные отношения» в 2015 году
Аттестационные вопросы icon Примерные ответы на вопросы к экзамену По курсу: «основы психосоматики»
И. Плужников (ред.) – вопросы 1, 2, 10, 11, 12, 13, 16 (совм с Е. Щербиной), 17, 23, 31, 35, 36, 37, 38, 42
Аттестационные вопросы icon 6. Тесты Вопросы и задания для самопроверки
Каждый раздел несет свою смысловую нагрузку. Главным из разделов можно назвать первый, содержащий ключевые вопросы темы. В этом разделе...
Аттестационные вопросы icon 1 (контрольные вопросы и задания)
При ответах на вопросы необходимо делать ссылки на использованную литературу и нормативные акты
Аттестационные вопросы icon Вопросы к экзамену: Вопросы общей части
Роль рецепции римского права в развитии сравнительного правоведения в Западной Европе
Аттестационные вопросы icon 8. Философские вопросы это вопросы: 
С точки зрения материалистической философии соотношение философии и мировоззрения правильно выражается суждением
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов