Методическая разработка по дисциплине: «Анатомия и физиология человека»




Скачать 181.97 Kb.
Название Методическая разработка по дисциплине: «Анатомия и физиология человека»
Дата публикации 05.05.2016
Размер 181.97 Kb.
Тип Занятие
edushk.ru > Физика > Занятие
Государственное образовательное учреждение СПО

«Орехово-Зуевский медицинский колледж»


Методическая разработка


по дисциплине: «Анатомия и физиология человека»
Раздел: «Организм и его составные части»

Тема: «Ткани, определение, классификация.

Эпителиальная, соединительная, мышечная,

нервная ткани».


Специальность:
060108 «Фармация»
Преподаватель: Приходько Е.И.
2008 – 2009 учебный год

Государственное образовательное учреждение СПО

«Орехово-Зуевский медицинский колледж»



^ Рассмотрено и одобрено

на заседании ЦМК

«___» _____________200____г.

Протокол № ______

Председатель ЦМК

___________Мисник Н.В.

Утверждаю:

Заместитель директора по УПР

_______________Л.В.Миронова

Методист

_______________Ю.А.Макарова








^ Методическая разработка

по дисциплине: «Анатомия и физиология человека»
Раздел: «Организм и его составные части»
Тема:

«Ткани, определение, классификация. Эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная ткани».

Специальность:
060109 «Фармация»
Преподаватель: Приходько Е.И.
2008 – 2009 учебный год


Вид занятия:

Лекционное занятие.
Место проведения:

Медицинский колледж кабинет №203 « Анатомии и физиологии человека»
^ Продолжительность занятия:

90 минут
Группа:

21 Фарм
Обоснование выбора темы занятия:

Тема: «Ткани, определение, классификация. Эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная ткани» входит в состав раздела «Организм и его составные части» и соответствует требованиям государственного образовательного стандарта, который предусматривает использование знаний студентов в практической деятельности и при изучении специальных дисциплин. Тема актуальна, так как на основании полученных знаний студенты смогут в дальнейшем использовать полученные знания при изучении курса «Анатомии и физиологии человека».
^ Обоснование выбора вида занятия:

Учитывая большой объем материала и сложность усвоения, лекционное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала имеет вид обучения объяснительно-иллюстративный с использованием мультимедийных технологий (презентации).
^ Цели занятия:
Дидактические.

Формирование знаний студентов по теме: «Ткани, определение, классификация. Эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная ткани». Применение знаний при изучении специальных дисциплин и в практической деятельности.

Воспитательные.

Формирование профессионально-значимых качеств личности специалиста, привитие любви к избранной профессии. Воспитание у студентов добросовестного отношения к учебе и работе.

Развивающие.

Развитие познавательных процессов, способностей студентов, развитие логического мышления.

Профессиограмма занятия:

^ Студент должен представлять формирование различных видов тканей из зародышевых листков, местонахождение разных видов тканей и функцию в организме.

Знать:

- виды тканей;

- отличия различных видов тканей;

- строение эпителиальной, мышечной, соединительной и нервной ткани.

Уметь:

- показать на таблицах строение эпителиальной, соединительной, нервной и мышечной тканей;

- различать на таблицах различные виды тканей.

^ Карта оснащения занятия.

Таблицы: «Эпителиальная ткань», «Соединительная ткань», «Кровь», «Костная ткань», «Скелетная мышечная ткань», «Сердечная мышечная ткань», «Строение мышечного волокна», «Нервная ткань». Графы логической структуры, атласы.

Методическая модель занятия.

  1. Организационный момент 5 минут. Ознакомление с темой и планом занятия. Мотивация темы занятия.

  2. Контроль исходного уровня знаний 10-15 минут. Фронтальный опрос.

  3. Основная часть лекции 65-70 минут. Лекция объяснительно-иллюстративного характера с использованием таблиц, с поэтапным закреплением.

  4. Подведение итогов 5 минут. Логическое завершение занятия. Задание на дом.

Литература для преподавателей:

1. «Анатомия и физиология человека» Е.А. Воробьева, А.В. Губарь, Е.Б. Сафьянникова стр.4-8, 28-52.

2. «Анатомия человека» Р.П. Самусев, Ю.М.Селин стр.35-57

Литература для студентов:

1. «Анатомия и физиология человека» Е.А. Воробьева, А.В. Губарь, Е.Б. Сафьянникова стр.4-8, 28-52.


Методические указания для преподавателей

по этапам занятия.


№ п/п

Этапы занятия и

содержание

Методическое обоснование

Пояснения для преподавателей

1.

Организационный момент:

  1. приветствие

  2. проверка присутствующих

  3. проверка готовности к занятию

  4. сообщение темы, плана, цели занятия.


План занятия:

  1. Понятие ткани

  2. Виды тканей

  3. Эпителиальная ткань

  4. Соединительная ткань

  5. Нервная ткань

  6. Мышечная ткань

Организует и дисциплинирует студентов. Создает рабочую обстановку.

Преподаватель объясняет значение данной темы для изучения специальных дисциплин и важности знаний для фармацевтического работника.

2.

Контроль исходного уровня знаний. Приложение №1

Фронтальный опрос. Проверка знаний студентов по теме

Фронтальный опрос

3.

Изучение нового материала:

  1. Понятие ткани. Приложение №2.



  1. Виды тканей. Приложение №2.


  1. Эпителиальная ткань. Приложение №3.



  1. Соединительная ткань. Приложение №4.

5) Нервная ткань. Приложение №5.
6) Мышечная ткань. Приложение №6.

Работа с таблицами.

Работа с графами логической структуры.
Работа с таблицами и графами логической структуры

Работа с таблицами и графами логической структуры.

Работа с таблицами и графами логической структуры.
Работа с таблицами и графами логической структуры.

Обратить внимание студентов на особенности строения различных видов тканей.

Обратить внимание студентов на формирование различных видов тканей в эмбриональном развитии.
Обратить внимание студентов на особенности строения эпителиальной ткани.
Обратить внимание студентов на особенности строения соединительной ткани.
Обратить внимание студентов на особенности строения нервной ткани.
Обратить внимание студентов на особенности строения мышечной ткани


4.

Подведение итогов занятия.

Мотивация следующего занятия, активация самоподготовки.





Приложение №1.
Вопросы к фронтальному опросу.

    1. Дать определение науке анатомия и физиология.

    2. Дать определение понятию орган.

    3. Назвать системы органов.

    4. Охарактеризовать полые и паренхиматозные органы.

    5. Дать понятие системы органов.

    6. Перечислить плоскости тела человека.

    7. Перечислить оси тела человека, как они образуются.

    8. Перечислить основные анатомические понятия, определяющие положение органов, их частей в теле.


Приложение № 2.

Ткань – это система клеток и межклеточных структур, обладающих общностью развития, строения и выполняющих определенную функцию.

Ткань



Нервная Эпителиальная Соединительная Мышечная

Приложение №3.

Эпителиальная ткань покрывает поверхность тела и полости различных трактов и протоков, за исключением сердца, кровеносных сосудов и некоторых полостей. Кроме того, практически все железистые клетки – эпителиального происхождения. Слои эпителиальных клеток на поверхности кожи защищают тело от инфекций и внешних повреждений. Клетки, выстилающие пищеварительный тракт от рта до анального отверстия, обладают несколькими функциями: они секретируют пищеварительные ферменты, слизь и гормоны; всасывают воду и продукты пищеварения. Эпителиальные клетки, выстилающие дыхательную систему, секретируют слизь и удаляют ее из легких вместе с задерживаемой ею пылью и другими инородными частицами. В мочевой системе эпителиальные клетки осуществляют выделение и реабсорбцию (обратное всасывание) различных веществ в почках, а также выстилают протоки, по которым моча выводится из организма. Производными эпителиальных клеток являются половые клетки человека – яйцеклетки и сперматозоиды, а весь путь, который они проходят от яичников или семенников (мочеполовой тракт), покрыт специальными эпителиальными клетками, секретирующими ряд веществ, необходимых для существования яйцеклетки или сперматозоида. Эпителий представляет собой пласты, покрывающие внутренние и внешние поверхности организмов. Его основной функцией является защита соответствующих органов от механических повреждений и инфекции. В тех местах, где ткань организма подвергается постоянным нагрузкам и трениям и «снашивается», клетки эпителия размножаются с большой скоростью. Нередко в местах больших нагрузок эпителий уплотняется или ороговевает. Свободная поверхность эпителия также может выполнять функции всасывания, секреции и экскреции, воспринимать раздражения. Эпителиальные клетки удерживаются вместе цементирующим веществом, содержащим гиалуроновую кислоту. Так как к эпителию не подходят кровеносные сосуды, снабжение кислородом и питательными веществами происходит путем диффузии через лимфатическую систему. В эпителий могут проникать нервные окончания.

В зависимости от формы клетки и количества клеточных слоев эпителий делится на несколько типов.

Наименее специализированным из всех является кубический эпителий. Его клетки, как следует из названия, имеют в поперечном разрезе кубическую форму. Этот тип эпителия выстилает протоки многих желёз, а также выполняет секреторные функции внутри них.

^ Кубический эпителий.



Клетки плоского эпителия тонкие и уплощённые; протоплазматическими связями они плотно соединяются друг с другом. Благодаря этому они не препятствуют диффузии различных веществ в те органы, которые эти клетки выстилают: альвеолы лёгких, стенки капилляров.

Высокие и довольно узкие клетки цилиндрического эпителия выстилают желудок и кишечник. Разбросанные среди цилиндрических клеток бокаловидные клетки выделяют слизь, защищающую эти органы от самопереваривания, и одновременно создают смазку, помогающую в продвижении пищи. На свободной поверхности клеток нередко встречаются микроворсинки, увеличивающие всасывающую поверхность.

^ Плоский эпителий.



Цилиндрический эпителий.


^ Мерцательный эпителий.


Мерцательный эпителий похож на цилиндрический, но несёт на своей поверхности многочисленные реснички. Он выстилает яйцеводы, желудочки головного мозга, спинномозговой канал и дыхательные пути.

^ Многослойный эпителий.


Многослойный эпителий состоит из нескольких слоёв клеток; внутри кубических, а снаружи – более плоских, называемых чешуйками. Толщины этой ткани достаточно, чтобы защитить покрываемые органы от просачивания различных веществ и механических повреждений. Чешуйки могут оставаться живыми (например, в пищеводе, протоках желёз) или ороговеть, превратившись в кератин (наружная поверхность кожи, слизистая щёк, влагалище). Клетки многослойного эпителия переходного типа (мочевой пузырь, мочеточник) способны растягиваться. 

Иногда бокаловидные секреторные клетки образуют многоклеточную железу. Экзокринные железы выделяют секрет на поверхность эпителия, а эндокринные с эпителием не связаны и выделяют секрет в пронизывающие их капилляры. Продукты, вырабатываемые железами, могут выводиться из клетки тремя способами:

  • мерокриновый механизм (потовые железы и др.): выделение происходит через мембрану, и цитоплазма не расходуется;

  • апокриновый механизм (млечные железы): вместе с секретом отторгаются внешние слои цитоплазмы;

  • голокриновый механизм (сальные железы): разрушается вся клетка.

Формирование желёз различных типов.



7





^ Приложение №4.

Соединительная ткань, или ткани внутренней среды, представлена разнообразной по структуре и функциям группой тканей, которые располагаются внутри организма и не граничат ни с внешней средой, ни с полостями органов. Соединительная ткань защищает, изолирует и поддерживает части тела, а также выполняет транспортную функцию внутри организма (кровь). Например, ребра защищают органы грудной клетки, жир служит прекрасным изолятором, позвоночник поддерживает голову и туловище, кровь переносит питательные вещества, газы, гормоны и продукты обмена. Во всех случаях соединительная ткань характеризуется большим количеством межклеточного вещества. Выделяют следующие подтипы соединительной ткани: рыхлую, жировую, фиброзную, эластическую, лимфоидную, хрящевую, костную, а также кровь. Соединительная ткань – главная опора организма животного. Она составляет скелет, соединяет между собой различные ткани и органы, окружает некоторые органы, защищая их от повреждения. Соединительная ткань состоит из клеток различных типов, располагающихся обычно далеко друг от друга; их потребности в кислороде и питательных веществах, как правило, невелики.



1

Соединительные ткани. Слева направо: рыхлая соединительная ткань, плотная соединительная ткань, хрящ, кость, кровь.

Рыхлая соединительная ткань состоит из клеток, разбросанных в межклеточном веществе, и переплетённых неупорядоченных волокон. Волнистые пучки волокон состоят из коллагена, а прямые – из эластина; их совокупность обеспечивает прочность и упругость соединительной ткани. По прозрачному полужидкому матриксу, содержащему эти волокна, разбросаны клетки различных типов:

  • овальные тучные клетки окружают кровеносные сосуды; они вырабатывают матрикс, а также продуцируют гепарин (противодействие свёртыванию крови) и гиспарин (расширение сосудов, сокращение мышц, стимуляция секреции желудочного сока);

  • фибропласты – клетки, продуцирующие волокна;

  • макрофаги (гистоциты) – амёбоидные клетки, поглощающие болезнетворные организмы;

  • плазматические клетки – ещё один компонент иммунной системы;

  • хроматофоры – сильно разветвлённые клетки, содержащие меланин; имеются в глазах и коже;

  • жировые клетки;

  • мезенхимные клетки – недифференцированные клетки соединительной ткани, способные при необходимости превращаться в клетки одного из перечисленных выше типов.

Фибропласты и макрофаги в случае повреждения способны мигрировать к повреждённым участкам тканей. Рыхлая соединительная ткань окутывает все органы тела, соединяет кожу с лежащими под ней структурами, покрывает кровеносные сосуды и нервы на входе и выходе из органов.

Плотная соединительная ткань состоит из волокон, а не из клеток. Белая ткань содержится в сухожилиях, связках, роговице глаза, надкостнице и других органах. Она состоит из собранных в параллельные пучки прочных и гибких коллагеновых волокон. Жёлтая соединительная ткань находится в связках, стенках артерий, лёгких. Она образована беспорядочным переплетением жёлтых эластичных волокон.

Жировая ткань содержит, в основном, жировые клетки. Жировая клетка состоит из центральной жировой капли, а ядро и цитоплазма оттеснены к мембране. Этот тип ткани предохраняет лежащие под ней органы от ударов и переохлаждения.

 Скелетные ткани представлены хрящем и костью. Хрящ – прочная ткань, состоящая из клеток (хондробластов), погружённых в упругое вещество – хондрин. Снаружи он покрыт более плотной надхрящницей, в которой формируются новые клетки хряща. Хрящ покрывает суставные поверхности костей, содержится в ухе и глотке, в суставных сумках и межпозвоночных дисках.

Из кости построен скелет позвоночных животных. Она состоит из клеток, погружённых в твёрдое вещество, состоящее на 30 % из органики (в основном, коллаген) и на 70 % из гидроксиапарита Ca10(PO4)6(OH)2. В ней содержатся также натрий, магний, калий, хлор и другие вещества. Такое сочетание материалов сильно повышает устойчивость костной ткани на растяжение и изгиб. Костные клетки (остеобласты) находятся внутри особых лакун, связанных между собою кровеносными сосудами.


Кость.

2


^ Поперечный разрез плотной костной ткани.






3




Костная ткань делится на три вида. Губчатая костная ткань состоит из тонких костных элементов, называемых трабекулами; пространство между ними заполнено жёлтым (жировые клетки) или красным (эритроциты) костным мозгом. На срезе плотной костной ткани можно увидеть многочисленные цилиндры, образованные концентрическими костными пластинками. В центре каждого такого цилиндра имеется гаверсов канал, через который проходят артерия и вена, лимфатический сосуд и нервные волокна. Мембранная костная ткань не имеет хрящевых зачатков, а образуется непосредственно в кожном слое. Губчатая кость характерна, в основном, для зародышей, а мембранные кости имеются в черепе, нижней челюсти и плечевом поясе.

Дентин по своему составу напоминает кость, но содержит больше неорганического вещества. Здесь нет лакун и гаверсовых систем. Клетки дентина расположены на его внутренней поверхности, от них отходят пронизывающие зуб кровеносные сосуды и нервные окончания, а также особые отростки, вырабатывающие коллаген.

Миелоидная ткань (костный мозг) вырабатывает кровяные тельца – эритроциты и гранулоциты. Лимфоидная ткань производит лимфоциты.

^ Кровяные клетки в костном мозге.



4

Приложение №5

Нервная ткань характеризуется максимальным развитием таких свойств, как раздражимость и проводимость. Раздражимость – способность реагировать на физические (тепло, холод, свет, звук, прикосновение) и химические (вкус, запах) стимулы (раздражители). Проводимость – способность передавать возникший в результате раздражения импульс (нервный импульс). Элементом, воспринимающим раздражение и проводящим нервный импульс, является нервная клетка (нейрон). Нейрон состоит из тела клетки, содержащего ядро, и отростков – дендритов и аксона. Каждый нейрон может иметь много дендритов, но только один аксон, у которого бывает, однако, несколько ветвей. Дендриты, воспринимая стимул от разных участков мозга или с периферии, передают нервный импульс на тело нейрона. От тела клетки нервный импульс проводится по одиночному отростку – аксону – к другим нейронам или эффекторным органам. Аксон одной клетки может контактировать либо с дендритами, либо с аксоном или телами других нейронов, либо с мышечными или железистыми клетками; эти специализированные контакты называются синапсами. Аксон, отходящий от тела клетки, покрыт оболочкой, которую образуют специализированные (шванновские) клетки; покрытый оболочкой аксон называют нервным волокном. Пучки нервных волокон составляют нервы. Они покрыты общей соединительнотканной оболочкой, в которую по всей длине вкраплены эластические и неэластические волокна и фибробласты (рыхлая соединительная ткань). В головном и спинном мозгу присутствует еще один тип специализированных клеток – клетки нейроглии. Это вспомогательные клетки, содержащиеся в мозгу в очень большом количестве. Их отростки оплетают нервные волокна и служат для них опорой, а также, по-видимому, и изоляторами. Кроме того, они имеют секреторную, трофическую и защитную функции. В отличие от нейронов клетки нейроглии способны к делению. Нервная ткань состоит из нервных клеток – нейронов и клеток нейроглии. Кроме того, она содержит рецепторные клетки. Нервные клетки могут возбуждаться и передавать электрические импульсы.

Нейроны состоят из тела клетки диаметром 3–100 мкм, содержащего ядро и органоиды, и цитоплазматических отростков. Короткие отростки, проводящие импульсы к телу клетки, называются дендритами; более длинные (до нескольких метров) и тонкие отростки, проводящие импульсы от тела клетки к другим клеткам, называются аксонами. Аксоны соединяются с соседними нейронами в синапсах.

^ Различные типы нейронов.



Аксоны и дендриты. 1








2

^ Поперечный срез нервного волокна.






3




Нейроны, передающие импульсы к эффекторам (органам, отвечающим на раздражения), называют моторными; нейроны, передающие импульсы в центральную нервную систему, называют сенсорными. Иногда сенсорные и моторные нейроны связаны между собой при помощи вставочных (промежуточных) нейронов.



4

^ Строение сенсорного и моторного нервов.

Пучки нервных волокон собраны в нервы. Нервы покрыты оболочкой из соединительной ткани – эпиневрием. Собственная оболочка покрывает и каждое волокно в отдельности. Как и нейроны, нервы бывают сенсорными (афферентными) и моторными (эфферентными). Встречаются также смешанные нервы, передающие импульсы в обоих направлениях. Нервные волокна целиком или полностью окружены шванновскими клетками. Между миелиновыми оболочками шванновских клеток имеются разрывы, называемые перехватами Ранвье.

^ Нейрон сетчатки.



5




Клетки нейроглии сосредоточены в центральной нервной системе, где их количество в десять раз превышает количество нейронов. Они заполняют пространство между нейронами, обеспечивая их питательными веществами. Возможно, клетки нейроглии участвуют в сохранении информации в форме РНК-кодов. При повреждении клетки нейроглии активно делятся, образуя на месте повреждения рубец; клетки нейроглии другого типа превращаются в фагоциты и защищают организм от вирусов и бактерий.

Приложение №6

Мышечная ткань. Мышцы обеспечивают передвижение организма в пространстве, его позу и сократительную активность внутренних органов. Способность к сокращению, в какой-то степени присущая всем клеткам, в мышечных клетках развита наиболее сильно. Выделяют три типа мышц: скелетные (поперечнополосатые, или произвольные), гладкие (висцеральные, или непроизвольные) и сердечную.

Мышечная ткань состоит из высокоспециализированных сократительных волокон. В организмах высших животных она составляет до 40 % массы тела.

^ Продольные срезы поперечнополосатой, гладкой и сердечной мышцы.



1



Различают три типа мышц. Поперечнополосатые (их также называют скелетными) мышцы являются основой двигательной системы организма. Очень длинные многоядерные клетки-волокна связаны друг с другом соединительной тканью, содержащей в себе множество кровеносных сосудов. Данный тип мышц отличают мощные и быстрые сокращения; в сочетании с коротким рефрактерным периодом это приводит к быстрой утомляемости. Активность поперечнополосатых мышц определяется деятельностью головного и спинного мозга.

Гладкие (непроизвольные) мышцы образуют стенки дыхательных путей, кровеносных сосудов, пищеварительной и мочеполовой систем. Их отличают относительно медленные ритмичные сокращения; активность зависит от автономной нервной системы. Одноядерные клетки гладких мышц собраны в пучки или пласты.

Наконец, клетки сердечной мышцы разветвляются на концах и соединяются между собой при помощи поверхностных отростков – вставочных дисков. Клетки содержат несколько ядер и большое количество крупных митохондрий. Как следует из названия, сердечная мышца встречается только в стенке сердца.

 

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка по дисциплине: «Анатомия и физиология человека» icon Методическая разработка интегрированного открытого мероприятия конкурса...
Дисциплины «Основы латинского языка с медицинской терминологией», «Анатомия и физиология человека»
Методическая разработка по дисциплине: «Анатомия и физиология человека» icon Пояснительная записка Методическая разработка открытого урока по дисциплине «Экономика»
Методическая разработка открытого урока по дисциплине «Экономика» разработана в соответствии с рабочей программой и календарно-тематическим...
Методическая разработка по дисциплине: «Анатомия и физиология человека» icon Учебник по курсу "Возрастная анатомия, физиология и гигиена"
«Психологии» Института экономики, управления и права с 2002 года. Является автором 38 опубликованных научных обзоров и статей. В...
Методическая разработка по дисциплине: «Анатомия и физиология человека» icon Анатомия цнс введение
Анатомия и физиология относятся к биологическим наукам; предмет их изучения – живые организмы
Методическая разработка по дисциплине: «Анатомия и физиология человека» icon Методическая разработка для студентов по дисциплине «экологические основы природопльзования»
Данная методическая разработка призвана помочь вам в освоении дисциплины «Экологические основы природопользования»
Методическая разработка по дисциплине: «Анатомия и физиология человека» icon Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить»
Методическая разработка (научно-методическая, опытно экспериментальная) должна иметь следующую структуру
Методическая разработка по дисциплине: «Анатомия и физиология человека» icon Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине...
Титульный лист – название темы, фамилия и курс автора, предмет, фамилия преподавателя
Методическая разработка по дисциплине: «Анатомия и физиология человека» icon Контрольная работа по по учебной дисциплине оп. 03. «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»
Методические указания для самостоятельной работы по профессиональному модулю пм. 01. Организация мероприятий направленных на укрепление...
Методическая разработка по дисциплине: «Анатомия и физиология человека» icon Методическая разработка изучения темы «История второй мировой и Великой Отечественной войны»
Методическая разработка изучения темы “Вторая Мировая и Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945
Методическая разработка по дисциплине: «Анатомия и физиология человека» icon Анатомия и физиология
Движение крови по сосудам. Регуляция кровообращения. 26. Кровеносные сосуды, их роль в кровообращении
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов