Рабочая программа Предмет окружающий мир (человек, природа, общество) Класс 1 4 умк «Перспективная начальная школа»




Скачать 0.6 Mb.
Название Рабочая программа Предмет окружающий мир (человек, природа, общество) Класс 1 4 умк «Перспективная начальная школа»
страница 1/6
Дата публикации 17.05.2016
Размер 0.6 Mb.
Тип Рабочая программа
edushk.ru > География > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 26»

городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан


Рассмотрено

на заседании МО

учителей начальных классов

протокол №_________

от «___»_______ 20____г.

руководитель МО

________А.М.Рахматуллина

Согласовано

заместитель директора

МБОУ «СОШ №26»

городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан

_________Е.В.Козлова

«___»_________ 20____г.

Утверждаю

Директор МБОУ «СОШ №26»

городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан

__________А.А.Кириллов

Приказ №____

«___»_________ 20____г.





^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предмет окружающий мир

(человек, природа, общество)

Класс 1 - 4

УМК «Перспективная начальная школа»



Составитель –

учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 26»

городского округа город Стерлитамак

Республики Башкортостан

Пыркова Наталья Юрьевна

Год составления рабочей программы 2011


^ Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета « Окружающий мир (человек,природа,общество)» составлена с учетом:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования( утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009г. №373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009г., регистрационный номер 17785)

  2. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №26»

  3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2010 №2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на текущий учебный год»

  4. Учебного плана МБОУ «СОШ №26» на 2011-2015 учебный год (приказ № 339-О от 31.08.11г.)


В процессе изучения предмета «Окружающий мир (человек,природа,общество)» младшие школьники получают возможность систематизировать, расширять, углублять полученные ранее (в семье, в дошкольном учреждении, из личного опыта взаимодействия с природой и людьми) представления о природных и социальных объектах, осмысливать характер взаимодействий человека с природой, особенности взаимоотношений внутри отдельных социальных групп (семья, класс, школа). Осваивая правила безопасного, экологически грамотного и нравственного поведения в природе и обществе, младшие школьники осознают важность здорового образа жизни, уважительного и внимательного отношения к окружающим людям (разного возраста, разной национальности, с нарушением здоровья и др.), бережного отношения к природе, историческим и культурным ценностям. Усвоение учащимися элементарных знаний о природе, человеке, обществе, о важнейших событиях в истории Отечества и освоение разных способов познания окружающей действительности (наблюдение, эксперимент, измерения, классификация и др.) создают условия для их успешного продолжения образования в основной школе.

Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир(человек,природа,общество)» представлены в программе тремя содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».
^ Целями изучения курс� «Окружающий мир (человек,природа,общество)» в начальной школе является формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных универсальных учебных действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).

^ Основными задачами реализации содержания, в соответствии со Стандартом, являются:

- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта;

-формирование у школьников УУД, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение;

- развитие умений работы с научно-популярной и справочной литературой, проведения фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений;

- воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование экологической культуры, навыков нравственного поведения;

- формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

- осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;

- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

^ Общая характеристика учебного предмета
Программа разработана на основе авторской программы по окружающему миру О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, Л.Г. Кудровой и программы по учебным предметам.1- 4 кл.: в 2 ч. / Сост. Р.Г.Чуракова - М.: Академкнига/Учебник , 2011 г. ) Проект «Перспективная начальная школа»,

Основной особенностью содержания курса «Окружающий мир (человек,природа,общество)» является его интегративный характер. В едином курсе объединяются знания о природе, человеке, обществе, важнейших событиях в истории российского государства. Человек предстаёт перед учениками как биосоциальное существо, часть живой природы и член общества: член семьи, коллектива учеников, сообщества жителей родного края, гражданин государства. Это позволяет объединить в едином курсе знания о природе и социальной действительности, что создаёт условия для формирования у обучающихся необходимых обществу нравственных и мировоззренческих убеждений. Интегрированный характер самого курса реализуется на доступном данному возрасту уровне, что дает широкие возможности для реализации метапредметных связей всех предметных линий начальной школы. Это позволяет осуществить очень важную пропедевтическую роль курса для дальнейшего изучения предметов естественного и гуманитарного циклов в основной школе.

В процессе его изучения обучающиеся могут объединять информацию, используемую в разных дисциплинах, разные способы и средства её отображения: в слове, в естественнонаучном, историческом, математическом понятии, в рисунке, в мелодии, в рукотворном изделии, расширяя и углубляя представления об объектах и явлениях окружающего мира. Например, на уроке математики ученики узнают способ отображения целого и составляющих его частей с помощью диаграммы, на уроке окружающего мира они используют диаграмму, с помощью которой показывают соотношение суши и воды на земной поверхности. Понятие «симметричное тело» изучается на уроках математики и окружающего мира, закрепляется на уроке технологии при создании изделий симметричной формы. Тема «Во что веровали наши предки» изучается на уроке «Окружающего мира», на уроке технологии ученики делают обереги, которые наши предки помещали на свою одежду, жилища.

При отборе содержания были положены следующие концептуальные идеи: разнообразие и красота объектов окружающего мира, их изменчивость и её закономерности, взаимосвязи и взаимозависимости в природе и обществе. Учебный материал, тематически повторяющийся в разные годы обучения, служит основой для интеграции в него последующих знаний и умений в системе развития, с обогащением новыми сведениями, связями и зависимостями, с изменением уровня сложности. При этом в процессе «открытия» нового знания осуществляется переход от разрозненных фактов к их системе согласно принципам системности (целостности, структурности, взаимозависимости, иерархичности) и спиральной структуре (каждый следующий виток расширяет и углубляет знания). Так, например, первоклассники знакомятся с разнообразием растений, выявляя их внешние признаки, третьеклассники наблюдают изменения, происходящие в жизни растений в связи со сменой сезона, рассматривают развитие растения от семени до семени, в 4 классе они изучают способы приспособляемости растений к природным условиям разных природных зон, выявляют значение растений для природы и др.

Согласно культурологическому подходу обучающиеся приобщаются к культурному наследию народов нашей страны, воплощенному в фольклоре, народных традициях, обычаях, искусстве, религиозных верованиях.

Кроме того, мысленно путешествуя по материкам и океанам Земли, ученики знакомятся с историей их открытия, узнают, что на нашей планете много стран и народов с разным образом жизни, с памятниками культуры, созданными творчеством многих поколений жителей нашей планеты.

Исторический и обществоведческий материал представлен на «макроуровне» – государство Россия (его прошлое и настоящее) и «микроуровне» – семья, родной край (город, село, область). Школьники постепенно знакомятся с важнейшими историческими событиями, с выдающимися людьми, памятниками истории и культуры Древней Руси, Московского государства, Российской империи, СССР, Российской Федерации. Немало места уделено героической борьбе народов нашей страны с внешними врагами: противостоянию Руси кочевникам, монгольскому нашествию, крестоносцам, в Отечественной войне 1812 г. и Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.

Реализуя принцип деятельностного подхода по курсу «Окружающий мир(человек,природа,общество)» объектом внимания и деятельности ученика служит не только внешний мир в его многообразии, взаимосвязях и способы его изучения, но и познание самого себя, своих способностей и возможностей, оценка некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу, саморазвитию и регуляции своих отношений с миром природы и людьми. При этом учитываются психофизиологические возможности младшего школьника, особенности восприятия окружающего мира, способы мышления (эмоционально-образное, и рационально-логическое), его интересы. Представление целостной картины мира, раскрытие общих взаимосвязей её компонентов, обучение разным способам познания мира развивает познавательный интерес ученика, его интеллектуальные и творческие способности, эмоционально-эстетическое восприятие мира природы и культуры.

Принцип вариативности реализуется через включение в содержание учебного материала системы заданий по степени сложности, объёму, что предоставляет возможность активно включаться в процесс учения на разных уровнях (репродуктивном, продуктивном, креативном), применять знания в нестандартной ситуации.

В соответствии с общими дидактическими принципами системности, доступности, наглядности, преемственности, с учётом краеведческого, экологического, сезонного принципам обучения, обучающиеся узнают о разнообразии флоры и фауны, форм суши, видов водоёмов, о Земле как планете Солнечной системы, о природных сообществах и природных зонах, о сезонных изменениях в природе и в жизни человека. Изучают свойства воздуха, воды, почвы, веществ, необходимых для всего живого на Земле, обсуждают проблемы, связанные с их загрязнением и осознают необходимость бережного отношения к окружающей среде. Получают начальные представления о развитии растительного организма, о стадиях развития некоторых групп животных, о том, как функционирует и развивается организм человека, от чего зависит его здоровье.

Курс создаёт содержательную базу и для формирования универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных. В процессе изучения окружающего мира обучающиеся осуществляют поиск информации из разных источников и её обработку (запись, обобщение, структурирование, презентацию в разных формах, вербальной и наглядной); планируют и выполняют небольшие исследования по выявлению свойств, причинно-следственных связей, последовательности протекания природных и социальных процессов и др. При этом выполняются все компоненты учебной деятельности: постановка задачи, планирование действий по её решению, оценивание результатов действий, формулировка выводов. Одновременно школьники учатся сотрудничать с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивают различные способы взаимной помощи партнёрам по общению.

В процессе изучения курса используются: наблюдения за природными объектами и явлениями, выполнение практических работ, в том числе исследовательского характера, творческие задания , создание собственных простых моделей и т.д.

Анализируя информацию о природных объектах, выявляя их существенные признаки, объединяя в группы, обучающиеся овладевают приёмами умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), осваивают метод классификации - один из основных способов упорядочивания информации об окружающем мире.

Большое внимание уделяется выявлению изменений в окружающем мире, связанных с жизнедеятельностью человека, в процессе непосредственных наблюдений объектов и явлений природы обучающимися во время экскурсий и прогулок к памятникам зодчества и современной архитектуры, в парки, в музеи. Обязательны при этом кратковременные прогулки (1 и 2 классы) и предметные или комплексные экскурсии (3 и 4 классы) для изучения объектов природы или творений человека в их естественных условиях.

Система заданий для пошагового первичного закрепления и итогового контроля, представленная в рабочих тетрадях и в тетрадях для тестовых заданий, способствует индивидуализации и дифференциации обучения, предоставляет обучающимся возможность самооценки, самоконтроля, саморазвития.

Формированию универсальных учебных умений способствует и проектная деятельность обучающихся, осуществляемая в урочное и во внеурочное время. Обучающиеся осуществляют поиск информации из разных источников, учатся объединять знания из разных образовательных областей, обобщать их представлять в разных формах (вербальной и наглядной). Участие в проектной работе способствует самореализации и самовыражению обучающихся, развивает их личностные качества.


^ Место учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Окружающий мир (человек, природа, общество)» относится к образовательной предметной области «Обществознание и естествознание».
^ Согласно учебному плану МБОУ «СОШ № 26» на изучение предмета «Окружающий мир (человек, природа, общество)» в начальной школе выделяется 236 учебных часа. Из них в 1 классе – 66 часов, во 2 – 34 часа, в 3, 4 – по 68 часов.
^ Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Мир многогранен, интересен и всё время изменяется – необходимо наблюдать и познавать его. Наука, искусство, религия, как способы познания человеком самого себя, природы и общества.

Природа жизненно необходима и ранима – нужно знать об этом и беречь её красоту и гармонию. Природа планеты Земля - общее достояние человечества, её сохранение - важнейшая задача всех народов Земли.

В мире и в России живут разные народы – надо уважать их обычаи и традиции, жить с ними в дружбе и согласии. Опыт человечества и предков богат и пригодится в жизни – следует изучать и уважать его.

Личность, уважающая ценности семьи и общества, любящая своё Отечество, хранящая традиции своих предков, готовая к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми, адекватно ориентирующаяся в современном конфликтном, динамично меняющемся мире, свободно выбирающая собственную жизненную позицию и уважающая мнения других, – основа жизнеспособности, духовно-нравственной консолидации, развития и благополучия российского общества.
Реализацию этнокультурного компонента на уроках окружающего мира планируется проводить при работе над темами

«Наш край», «Наша Родина на планете Земля», «Наши верные помощники».

Основные цели этнокультурного компонента:

- Дать школьникам начальной школы первичные знания об истории, традициях, национальных праздниках народов, населяющих нашу республику.

- Познакомить с достопримечательностями и, что немаловажно, людьми, прославившими родной край.

Использование данного компонента на уроках способствует:

- Обогащению обучающихся конкретными знаниями о родном крае.

- Формированию активной гражданской позиции, патриотичности, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города.

- Формированию экологических знаний обучающихся, вооружение их навыками грамотного использования природных ресурсов.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа Предмет окружающий мир (человек, природа, общество) Класс 1 4 умк «Перспективная начальная школа» icon Рабочая программа Предмет окружающий мир (человек, природа, общество)...
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир (человек, природа, общество)» составлена с учетом
Рабочая программа Предмет окружающий мир (человек, природа, общество) Класс 1 4 умк «Перспективная начальная школа» icon Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир (человек,природа,общество)»
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир (человек,природа,общество)» составлена с учетом
Рабочая программа Предмет окружающий мир (человек, природа, общество) Класс 1 4 умк «Перспективная начальная школа» icon Рабочая программа по математике для 4 класса разработана на основе...
Умк «Перспективная начальная школа» А. Л. Чекина «Математика», утверждённой Министерством Образования рф, в соответствии с требованиями...
Рабочая программа Предмет окружающий мир (человек, природа, общество) Класс 1 4 умк «Перспективная начальная школа» icon Рабочая программа по математике для 4 класса разработана на основе...
Умк «Перспективная начальная школа» А. Л. Чекина «Математика», утверждённой Министерством Образования рф, в соответствии с требованиями...
Рабочая программа Предмет окружающий мир (человек, природа, общество) Класс 1 4 умк «Перспективная начальная школа» icon Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» (человек, природа, общество)
Федерального Закона от 29. 12. 2012г. №373-фз «Об образовании в Российской Федерации»
Рабочая программа Предмет окружающий мир (человек, природа, общество) Класс 1 4 умк «Перспективная начальная школа» icon Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» разработана на основе...
Окружающий мир: программа 1-4 классы / Н. Ф. Виноградова, -м., «Вентана-Граф», 2012 год,- 192с. (Начальная школа 21 века) и соответствует...
Рабочая программа Предмет окружающий мир (человек, природа, общество) Класс 1 4 умк «Перспективная начальная школа» icon Аннотация к рабочей программе по изобразительному искусству класс...
Отражение в традиционном народном искусстве верований, труда и быта народа. Древние корни народного искусства. Каждый человек с раннего...
Рабочая программа Предмет окружающий мир (человек, природа, общество) Класс 1 4 умк «Перспективная начальная школа» icon Основная образовательная программа начального общего образования...
Анников, а также концептуальных положений умк «Перспективная начальная школа» и умк «Начальная школа XXI века», реализующих фундаментальное...
Рабочая программа Предмет окружающий мир (человек, природа, общество) Класс 1 4 умк «Перспективная начальная школа» icon Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» 3 класс (2 часа в неделю)
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. (Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение»,...
Рабочая программа Предмет окружающий мир (человек, природа, общество) Класс 1 4 умк «Перспективная начальная школа» icon Аннотация к рабочей программе по математике класс 3 умк «Перспективная начальная школа»
Получение новой разрядной единицы – тысячи. «Круглые» тысячи. Разряды единиц тысяч, десятков тысяч, сотен тысяч. Класс единиц и класс...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница