Урок литературного чтения в 3 классе(1 4). Форма проведения урока: урок изучения нового материала с элементами дидактической игры-предположения. Тема: «Николай Алексеевич Некрасов. Стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы»




Скачать 68.63 Kb.
Название Урок литературного чтения в 3 классе(1 4). Форма проведения урока: урок изучения нового материала с элементами дидактической игры-предположения. Тема: «Николай Алексеевич Некрасов. Стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы»
Дата публикации 30.06.2016
Размер 68.63 Kb.
Тип Урок
edushk.ru > География > Урок
А.А.Черепкова, учитель начальных классов

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Чечеульская средняя общеобразовательная школа»,

высшая квалификационная категория.
Урок литературного чтения в 3 классе(1 – 4).

Форма проведения урока: урок изучения нового материала с элементами

дидактической игры-предположения.

Тема: «Николай Алексеевич Некрасов.

Стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы».

Цели:

  • обучающие: продолжить знакомство обучающихся с творчеством Н. А. Некрасова и его произведениями; учить детей чувствовать поэзию слова; работать над умением выразительно читать стихи; познакомить со средствами выразительности: (тон, темп, ритм, рифма); обогащать словарный запас учащихся;

  • развивающая: развивать у обучающихся поэтический вкус и образное мышление, способности эмоционально откликаться на события, описанные автором в произведении; способствовать эстетическому развитию школьников;

  • воспитывающая: прививать бережное отношение к природе, к животным.


Оборудование. Учебник «Родная речъ-2»(ч.1), (авт. М. В. Голованова. В. Г. Горецкий. Л. Ф. Климанова М., Просвещение); портрет Н.А.Некрасова; грамзапись стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» в исполнении Виктора Хохрякова; раздаточный материал - карточки с вопросами; учебное пособие-плакат «Лесник спасает зайцев»;выставка детской литературы «Произведения Н.А. Некрасова».

^ Ход урока.

I.Организационный момент.

Учитель. Ребята! Сегодня у нас необычный урок, урок хорошего настроения. Мы будем вспоминать, предполагать, слушать, читать, думать, представлять, сосредоточенно работать и … улыбаться. Тогда нам всё будет по плечу.

^ II. Знакомство с темой урока. Повторение ранее изученного.

1) Беседа по вопросам.

Учитель.
Ребята вспомните, кто сказал эти слова? «Я лиру посвятил народу своему».(запись на доске).

^ Дети. Николай Алексеевич Некрасов. (Показ портрета).

Учитель.
Как вы их понимаете?

Дети. Вырос среди простого народа и в своих стихах отражает его жизнь. Учитель. Сегодня на уроке продолжим знакомство с творчеством Н.А.Некрасова и прочитаем отрывок из стихотворения «Дедушка Мазай и зайцы»

^ 2) Сообщения школьников с элементами эвристической беседы.

Дети. В стихах Н. А. Некрасов рассказал, как тяжко живётся людям в крепостной деревне. Особенно много стихов написал о крестьянах и их детях. Это «Крестьянские дети», «Мужичок с ноготок» и др. Когда читаешь эти стихотворения, кажется, будто сами крестьяне рассказывают о своём труде и своих печалях - так хорошо знал Некрасов их жизнь и так близко принимал её к сердцу.

Учитель. Только ли о народе писал Н. А. Некрасов?

^ Дети. Писал стихи о природе в разные времена года.

Учитель.
Какие стихи вы читали?

Дети. «Перед дождём». «Славная осень!...» (отрывок из стихотворения «Железная дорога»). «Мороз-воевода» или «Не ветер бушует над бором...» (отрывок из поэмы «Мороз. Красный нос»),

Учитель. Почему поэт любит природу? Что связывает его с природой?

Дети. Отец Некрасова запрещал ему дружить с детьми крепостных крестьян, потому что сам он выходец из дворянской семьи, но мальчик, выбрав удобную минуту, тайком убегал в деревню, где у него было много друзей среди деревенских детишек. Он купался с ребятами в речке, собирал вместе с ними ягоды, грибы, а когда наступала зима, и ребята уходили на Волгу кататься с крутых берегов на салазках, он и тогда не расставался со своими приятелями. Так любовь к полям, лесам своей родины, к её снегам и морозам зародилась у него ещё в детские годы.

Учитель. Мороз-богатырь, Морозко - любимый герой русских народных сказок, которые рассказывала ему его няня, крепостная крестьянка. Сказки полюбились маленькому Николаю, и он запомнил их на всю жизнь. Стал поэтом и в своих стихах изображал этого богатыря весёлым, озорным и могучим чародеем.

^ III. Конкурс чтецов.

Цель: развитие поэтического вкуса и образного мышления.

1) Слово учителя. А сейчас проведём конкурс выразительного чтения двух отрывков из стихотворения «Мороз-воевода».

Жюри конкурса: Гузова Г. С.- завуч по УВР в начальной школе, Нечипурук Н. Н. - учитель начальных классов, Кудинова Н. М. -учитель русского языка и литературы.

^ 2) Игра-предположение. Вы герои стихотворения: Мороз-сила, Мороз- хвастун. Ваша задача постараться при чтении показать сначала могущество и силу Мороза, а затем весёлого хвастуна - Мороза.

3) Чтение отрывков из стихотворения (4 человека).

^ IV. Физкультминутка.

Имитация движениями рук и ног начала отрывка из стихотворения «Не ветер бушует над бором...» На слова «…бушует над бором»- движение рук вверху;

«…побежали ручьи» - бег на месте; «…обходит владенья свои»-ходьба на месте.

^ V. Изучение нового материала.

1) Сообщение учителя.
Уже с раннего детства Некрасов был сильным, смелым, умел грести, плавать, метко стрелял из ружья. Став взрослым, в свободное от работы время любил скитаться по лесам и полям, любил охотиться. Это мы видим на фотографии, сделанной с рисунка Д. Шмаринова (показ фото).

«Охота была для пего не одной забавой, но и средством знакомиться с народом»... говорит его сестра А. Л. Буткевич.

Особенно дружил Некрасов с такими крестьянами, которые и сами любили охотиться. Много интересных историй рассказал поэту старый Мазай, с которым

он нередко ходил на охоту. Жил Мазай в деревне Малые Вежи, среди дремучих костромских лесов, в болотистой, низменной местности, где водилось очень много всякой дичи. Эту историю Н. Л. Некрасов описывает в стихотворении «Дедушка Мазай и зайцы». Я предлагаю послушать это стихотворение в грамзаписи в исполнении Виктора Хохрякова. Во время прослушивания представьте картину происходившего; словесно попробуйте нарисовать то, что подсказывает вам ваше воображение.

2) Прослушивание грамзаписи стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

3) ^ Беседа по вопросам.

О каком интересном случае рассказал Дедушка Мазай? Когда этот случай произошёл?

4)Творческое задание. Словесно, нарисуйте то, что вы представили во время

прослушивания.

^ VI. Чтение учителем отрывка из стихотворения.

1) Слово учителя.
Мы на уроке прочитаем только отрывок из этого стихотворения. В данном отрывке встретятся некоторые слова, которые требуют объяснения. Будьте внимательны и карандашом пометьте те слова, которые вам не понятны.

^ 2) Чтение.

3) Лексико-словарная работа. Цель: обогащение словарного запаса.

Запись на доске:

«половодье»- весенний разлив реки от таяния снега (показ картин);

«силки»- петля для ловли птиц;

«гинут»- гибнут;

«багры»- деревянные шесты с металлическими крюками и остриями;

«аршин»- мера, длины, равная 71см;

«сажень»- мера длины, равная 2м 13см;

«гурьба»- шумливая группа;

«гуторя»- говоря;

«горемыки»- несчастливый, злополучный;

«тягота не велика»- тяжесть небольшая;

«зипуном»- крестьянская верхняя одежда;

«озимь»- всходы озимого посева (засеянные осенью);

«лёжа пластом»- плотным слоем;

«дали стречка»- стремительно убежали.

^ VII. Чтение отрывка из стихотворения.

1) Самостоятельное чтение стихотворения обучающимися в полголоса.

2) Беседа по вопросам в парах.(Раздаточный материал- карточка с вопросами).

- Когда же бьёт зайцев Мазай? (Никогда).

- Каким вы представили себе деда Мазая? Опишите его внешний вид.

- Нравится ли вам его речь?

- Как он говорит?

- Как старый Мазай относится к бедным зверькам?

- Как относится Мазай к природе и ко всему окружающему?

^ 3) Беседа – обобщение.

Учитель. Какой же это был человек?

Дети. Добрый, весёлый, не боится показаться кому-то смешным.

Учитель. Весной во время половодья особенно трудно бывает животным. Многие из них даже погибают. Поэтому во время половодья животные нуждаются в помощи со стороны людей.

Учитель. Посмотрите на плакат «Лесник спасает зайцев» и скажите, можно ли его соотнести с произведением Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

^ VIII.Чтение стихотворения по цепочке.

  1. Чтение.

  2. Беседа.

Учитель. Как Мазай в течение своего рассказа называет зайцев?

Дети. Бедные зверьки, команда косая, зайчики, горемыка, зайчишки, плуты косые, зверишки.

Учитель. О чём это говорит?

Дети. Дедушке Мазаю их жалко, он любит их. Хочет помочь им в беде.

Учитель. - Все ли зайцы разбежались?

- Как поступил Мазай с теми, кто не смог убежать?

^ Дети. Отогрел, накормил.

Учитель.
Только ли потому Мазай не бьёт зайцев весной и летом, что «шкура плохая»?

IХ.Обобщение изученного материала.

Слово учителя с элементами беседы.

Точность передачи рассказа Мазая в стихотворении говорит о великом мастерстве поэта Н. А. Некрасова, сумевшего сохранить выразительную речь, её эмоциональность.

Смена ритма, тона в стихотворении: «И во весь дух

Пошли зайчишки ...»

помогают понять, как старый Мазай «подгоняет» зайчиков. Так же мы видим

крестьянскую хозяйственность Мазая, беспокойство о своей жизни. Ведь не просто поехал Мазай в лодке кататься, а за чем?

^ Дети. За дровами.

Учитель.
Зайцы зайцами, а про дрова тоже не забывает.

-Какое настроение создал поэт Некрасов, описав приключения старого Мазая?

- А что из этого стихотворения вы узнали о самом поэте?

^ Вывод: стихотворение глубоко «народное», полное уважения и любви к человеку и природе.

Х. Домашнее задание:
с. 242-244, выразительное чтение; сделать рисунки к особо понравившемуся отрывку; с. 252, задание № 2.

ХI. Рефлексия урока. Комфортно ли вам было на уроке? Уверенно ли чувствовали себя? С интересом ли познавали новое? Используя «Барометр настроения» покажите это. 
Лесник спасает зайцев «Старый Мазай разболтался в сарае…»






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературного чтения в 3 классе(1 4). Форма проведения урока: урок изучения нового материала с элементами дидактической игры-предположения. Тема: «Николай Алексеевич Некрасов. Стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы» icon Урок по биологии в 10-м классе "Экологические законы природопользования"
Тип урока: комбинированный (урок презентации знаний, урок введения нового материала)
Урок литературного чтения в 3 классе(1 4). Форма проведения урока: урок изучения нового материала с элементами дидактической игры-предположения. Тема: «Николай Алексеевич Некрасов. Стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы» icon Урок литературного чтения 4 класс тема урока : М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Парус»
М. Ю. Лермонтова; учить видеть скрытый, переносный смысл стихотворений; продолжать формировать навыки выразительного чтения и умение...
Урок литературного чтения в 3 классе(1 4). Форма проведения урока: урок изучения нового материала с элементами дидактической игры-предположения. Тема: «Николай Алексеевич Некрасов. Стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы» icon Урок изучения нового материала; Форма урока
Уяснить нравственные уроки автора, главные ценности, о которых говорит М. Ю. Лермонтов
Урок литературного чтения в 3 классе(1 4). Форма проведения урока: урок изучения нового материала с элементами дидактической игры-предположения. Тема: «Николай Алексеевич Некрасов. Стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы» icon Урок был проведен в 8 классе моу никитовская сош им. А. С. Макаренко
Данная форма урока может быть использована в тех случаях, когда со следующего урока начинается изучение нового раздела, где необходимо...
Урок литературного чтения в 3 классе(1 4). Форма проведения урока: урок изучения нового материала с элементами дидактической игры-предположения. Тема: «Николай Алексеевич Некрасов. Стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы» icon Урок по химии в 9 классе «Щелочные металлы». Тип урока : изучение...
На уроке сочетаются фронтальный, групповой и индивидуальный виды работы учащихся. Цели урока
Урок литературного чтения в 3 классе(1 4). Форма проведения урока: урок изучения нового материала с элементами дидактической игры-предположения. Тема: «Николай Алексеевич Некрасов. Стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы» icon План проведения урока с воспитанницами 10 класса по географии. Тема...
Метод. Объяснение учителя с элементами практической самостоятельной работы воспитанниц
Урок литературного чтения в 3 классе(1 4). Форма проведения урока: урок изучения нового материала с элементами дидактической игры-предположения. Тема: «Николай Алексеевич Некрасов. Стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы» icon Мкоу бродовская сош урок литературного чтения во 2-м классе. Учитель...
Организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению стихотворения К. Бальмонта «Снежинка». Продолжить обучение учащихся выразительному...
Урок литературного чтения в 3 классе(1 4). Форма проведения урока: урок изучения нового материала с элементами дидактической игры-предположения. Тема: «Николай Алексеевич Некрасов. Стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы» icon Урок 1 2010 г. Класс: 10 Тема: История создания Вооруженных Сил Российской Федерации
Тип учебного занятия: Урок изучения материала и первичного закрепления новых знаний
Урок литературного чтения в 3 классе(1 4). Форма проведения урока: урок изучения нового материала с элементами дидактической игры-предположения. Тема: «Николай Алексеевич Некрасов. Стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы» icon Урок 2 2010 г. Класс: 10 Тема: История создания Вооруженных Сил Российской Федерации (2 часть)
Тип учебного занятия: Урок изучения материала и первичного закрепления новых знаний
Урок литературного чтения в 3 классе(1 4). Форма проведения урока: урок изучения нового материала с элементами дидактической игры-предположения. Тема: «Николай Алексеевич Некрасов. Стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы» icon Сценарий урока» Урок русского языка в 6 классе по теме «Комплексный анализ текста»
Урок русского языка в 6 классе по учебнику М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской. Повторение после изучения раздела «Словообразование...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов