Скачать 68.63 Kb.
|
А.А.Черепкова, учитель начальных классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Чечеульская средняя общеобразовательная школа», высшая квалификационная категория. Урок литературного чтения в 3 классе(1 – 4). Форма проведения урока: урок изучения нового материала с элементами дидактической игры-предположения. Тема: «Николай Алексеевич Некрасов. Стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы». Цели:
Оборудование. Учебник «Родная речъ-2»(ч.1), (авт. М. В. Голованова. В. Г. Горецкий. Л. Ф. Климанова М., Просвещение); портрет Н.А.Некрасова; грамзапись стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» в исполнении Виктора Хохрякова; раздаточный материал - карточки с вопросами; учебное пособие-плакат «Лесник спасает зайцев»;выставка детской литературы «Произведения Н.А. Некрасова». ^ I.Организационный момент. Учитель. Ребята! Сегодня у нас необычный урок, урок хорошего настроения. Мы будем вспоминать, предполагать, слушать, читать, думать, представлять, сосредоточенно работать и … улыбаться. Тогда нам всё будет по плечу. ^ Ребята вспомните, кто сказал эти слова? «Я лиру посвятил народу своему».(запись на доске). ^ Как вы их понимаете? Дети. Вырос среди простого народа и в своих стихах отражает его жизнь. Учитель. Сегодня на уроке продолжим знакомство с творчеством Н.А.Некрасова и прочитаем отрывок из стихотворения «Дедушка Мазай и зайцы» ^ Дети. В стихах Н. А. Некрасов рассказал, как тяжко живётся людям в крепостной деревне. Особенно много стихов написал о крестьянах и их детях. Это «Крестьянские дети», «Мужичок с ноготок» и др. Когда читаешь эти стихотворения, кажется, будто сами крестьяне рассказывают о своём труде и своих печалях - так хорошо знал Некрасов их жизнь и так близко принимал её к сердцу. Учитель. Только ли о народе писал Н. А. Некрасов? ^ Какие стихи вы читали? Дети. «Перед дождём». «Славная осень!...» (отрывок из стихотворения «Железная дорога»). «Мороз-воевода» или «Не ветер бушует над бором...» (отрывок из поэмы «Мороз. Красный нос»), Учитель. Почему поэт любит природу? Что связывает его с природой? Дети. Отец Некрасова запрещал ему дружить с детьми крепостных крестьян, потому что сам он выходец из дворянской семьи, но мальчик, выбрав удобную минуту, тайком убегал в деревню, где у него было много друзей среди деревенских детишек. Он купался с ребятами в речке, собирал вместе с ними ягоды, грибы, а когда наступала зима, и ребята уходили на Волгу кататься с крутых берегов на салазках, он и тогда не расставался со своими приятелями. Так любовь к полям, лесам своей родины, к её снегам и морозам зародилась у него ещё в детские годы. Учитель. Мороз-богатырь, Морозко - любимый герой русских народных сказок, которые рассказывала ему его няня, крепостная крестьянка. Сказки полюбились маленькому Николаю, и он запомнил их на всю жизнь. Стал поэтом и в своих стихах изображал этого богатыря весёлым, озорным и могучим чародеем. ^ . Цель: развитие поэтического вкуса и образного мышления. 1) Слово учителя. А сейчас проведём конкурс выразительного чтения двух отрывков из стихотворения «Мороз-воевода». Жюри конкурса: Гузова Г. С.- завуч по УВР в начальной школе, Нечипурук Н. Н. - учитель начальных классов, Кудинова Н. М. -учитель русского языка и литературы. ^ Вы герои стихотворения: Мороз-сила, Мороз- хвастун. Ваша задача постараться при чтении показать сначала могущество и силу Мороза, а затем весёлого хвастуна - Мороза. 3) Чтение отрывков из стихотворения (4 человека). ^ Имитация движениями рук и ног начала отрывка из стихотворения «Не ветер бушует над бором...» На слова «…бушует над бором»- движение рук вверху; «…побежали ручьи» - бег на месте; «…обходит владенья свои»-ходьба на месте. ^ Уже с раннего детства Некрасов был сильным, смелым, умел грести, плавать, метко стрелял из ружья. Став взрослым, в свободное от работы время любил скитаться по лесам и полям, любил охотиться. Это мы видим на фотографии, сделанной с рисунка Д. Шмаринова (показ фото). «Охота была для пего не одной забавой, но и средством знакомиться с народом»... говорит его сестра А. Л. Буткевич. Особенно дружил Некрасов с такими крестьянами, которые и сами любили охотиться. Много интересных историй рассказал поэту старый Мазай, с которым он нередко ходил на охоту. Жил Мазай в деревне Малые Вежи, среди дремучих костромских лесов, в болотистой, низменной местности, где водилось очень много всякой дичи. Эту историю Н. Л. Некрасов описывает в стихотворении «Дедушка Мазай и зайцы». Я предлагаю послушать это стихотворение в грамзаписи в исполнении Виктора Хохрякова. Во время прослушивания представьте картину происходившего; словесно попробуйте нарисовать то, что подсказывает вам ваше воображение. 2) Прослушивание грамзаписи стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». 3) ^ О каком интересном случае рассказал Дедушка Мазай? Когда этот случай произошёл? 4)Творческое задание. Словесно, нарисуйте то, что вы представили во время прослушивания. ^ Мы на уроке прочитаем только отрывок из этого стихотворения. В данном отрывке встретятся некоторые слова, которые требуют объяснения. Будьте внимательны и карандашом пометьте те слова, которые вам не понятны. ^ . 3) Лексико-словарная работа. Цель: обогащение словарного запаса. Запись на доске: «половодье»- весенний разлив реки от таяния снега (показ картин); «силки»- петля для ловли птиц; «гинут»- гибнут; «багры»- деревянные шесты с металлическими крюками и остриями; «аршин»- мера, длины, равная 71см; «сажень»- мера длины, равная 2м 13см; «гурьба»- шумливая группа; «гуторя»- говоря; «горемыки»- несчастливый, злополучный; «тягота не велика»- тяжесть небольшая; «зипуном»- крестьянская верхняя одежда; «озимь»- всходы озимого посева (засеянные осенью); «лёжа пластом»- плотным слоем; «дали стречка»- стремительно убежали. ^ 1) Самостоятельное чтение стихотворения обучающимися в полголоса. 2) Беседа по вопросам в парах.(Раздаточный материал- карточка с вопросами). - Когда же бьёт зайцев Мазай? (Никогда). - Каким вы представили себе деда Мазая? Опишите его внешний вид. - Нравится ли вам его речь? - Как он говорит? - Как старый Мазай относится к бедным зверькам? - Как относится Мазай к природе и ко всему окружающему? ^ Учитель. Какой же это был человек? Дети. Добрый, весёлый, не боится показаться кому-то смешным. Учитель. Весной во время половодья особенно трудно бывает животным. Многие из них даже погибают. Поэтому во время половодья животные нуждаются в помощи со стороны людей. Учитель. Посмотрите на плакат «Лесник спасает зайцев» и скажите, можно ли его соотнести с произведением Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». ^
Учитель. Как Мазай в течение своего рассказа называет зайцев? Дети. Бедные зверьки, команда косая, зайчики, горемыка, зайчишки, плуты косые, зверишки. Учитель. О чём это говорит? Дети. Дедушке Мазаю их жалко, он любит их. Хочет помочь им в беде. Учитель. - Все ли зайцы разбежались? - Как поступил Мазай с теми, кто не смог убежать? ^ Только ли потому Мазай не бьёт зайцев весной и летом, что «шкура плохая»? IХ.Обобщение изученного материала. Слово учителя с элементами беседы. Точность передачи рассказа Мазая в стихотворении говорит о великом мастерстве поэта Н. А. Некрасова, сумевшего сохранить выразительную речь, её эмоциональность. Смена ритма, тона в стихотворении: «И во весь дух Пошли зайчишки ...» помогают понять, как старый Мазай «подгоняет» зайчиков. Так же мы видим крестьянскую хозяйственность Мазая, беспокойство о своей жизни. Ведь не просто поехал Мазай в лодке кататься, а за чем? ^ Зайцы зайцами, а про дрова тоже не забывает. -Какое настроение создал поэт Некрасов, описав приключения старого Мазая? - А что из этого стихотворения вы узнали о самом поэте? ^ с. 242-244, выразительное чтение; сделать рисунки к особо понравившемуся отрывку; с. 252, задание № 2. ХI. Рефлексия урока. Комфортно ли вам было на уроке? Уверенно ли чувствовали себя? С интересом ли познавали новое? Используя «Барометр настроения» покажите это. ![]() Л ![]() ![]() |
![]() |
Урок по биологии в 10-м классе "Экологические законы природопользования" Тип урока: комбинированный (урок презентации знаний, урок введения нового материала) |
![]() |
Урок литературного чтения 4 класс тема урока : М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Парус» М. Ю. Лермонтова; учить видеть скрытый, переносный смысл стихотворений; продолжать формировать навыки выразительного чтения и умение... |
![]() |
Урок изучения нового материала; Форма урока Уяснить нравственные уроки автора, главные ценности, о которых говорит М. Ю. Лермонтов |
![]() |
Урок был проведен в 8 классе моу никитовская сош им. А. С. Макаренко Данная форма урока может быть использована в тех случаях, когда со следующего урока начинается изучение нового раздела, где необходимо... |
![]() |
Урок по химии в 9 классе «Щелочные металлы». Тип урока : изучение... На уроке сочетаются фронтальный, групповой и индивидуальный виды работы учащихся. Цели урока |
![]() |
План проведения урока с воспитанницами 10 класса по географии. Тема... Метод. Объяснение учителя с элементами практической самостоятельной работы воспитанниц |
![]() |
Мкоу бродовская сош урок литературного чтения во 2-м классе. Учитель... Организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению стихотворения К. Бальмонта «Снежинка». Продолжить обучение учащихся выразительному... |
![]() |
Урок 1 2010 г. Класс: 10 Тема: История создания Вооруженных Сил Российской Федерации Тип учебного занятия: Урок изучения материала и первичного закрепления новых знаний |
![]() |
Урок 2 2010 г. Класс: 10 Тема: История создания Вооруженных Сил Российской Федерации (2 часть) Тип учебного занятия: Урок изучения материала и первичного закрепления новых знаний |
![]() |
Сценарий урока» Урок русского языка в 6 классе по теме «Комплексный анализ текста» Урок русского языка в 6 классе по учебнику М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской. Повторение после изучения раздела «Словообразование... |