Урок географии в 7-м классе по теме "Природа Антарктиды"




Скачать 82.39 Kb.
Название Урок географии в 7-м классе по теме "Природа Антарктиды"
Дата публикации 07.03.2016
Размер 82.39 Kb.
Тип Урок
edushk.ru > География > Урок

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы /Н.И.Колдырина/

МОУ «Зубово-Полянская СОШ № 1»











Открытый урок географии в 7-м классе по теме

"Природа Антарктиды"











Разработала: Заиграйкина Валентина Алексеевна









2008-2009 учебный год



Цели урока:

1. Обучающие: познакомить с особенностями природы Антарктида: объяснить влияние географического положения на природные особенности континента, рельеф, различия в климате отдельных территорий; познакомить со своеобразием органического мира материка;

2. Развивающие: формировать умение работать с дополнительной литературой, анализировать полученную информацию, выбирать главное, обобщать, выделять причинно-следственные связи;

3. Воспитывающие: активизировать познавательный интерес к изучаемому материалу, используя нетрадиционную форму проведения урока, воспитывать географическую культуру.

Оборудование: карты Антарктиды (физическая, климатическая), иллюстрации и фотографии природных объектов Антарктиды, презентация, подготовленная в программе Microsoft PowerPoint.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

- Ребята, на прошлом уроке мы начали знакомство с новым материком – Антарктидой, который относится к группе Южных материков. На сегодняшнем уроке мы постараемся лучше узнать особенности природы этого материка. В конце урока каждый должен ответить на вопрос: «Антарктида - это самый ……. материк»

II. Основная часть урока.

1. Повторение пройденного материала.

Учитель:

- В «путешествие» мы отправимся на 2-х парусных судах, с помощью которых был открыт материк.

- Когда это было? Кто руководил экспедицией?

(В 1820 году первой русской антарктической экспедицией под командой Ф. Беллинсгаузена и М. Лазарева). (Слайд с текстом о географическом положении)

Ответ ученика у доски о географическом положении.

- Мы отправляемся к материку Антарктида. Он расположен в центральной части Южного полушария Земли, там, где линии меридианов, сближаясь, сходятся в одной точке – Южном полюсе. Это самый высокий и холодный материк. Здесь наблюдаются самые сильные ветры на Земле. Отсутствует постоянное население. Зимой Антарктида погружается во мрак полярной ночи, а летом Солнце не опускается за горизонт, освещая ледяную пустыню и в полуночные часы.

- Материк расположен в пределах Южного полярного круга. Шестая часть света – самый изолированный материк. От других он отделён огромными океаническими пространствами Атлантического, Индийского и Тихого океанов, глубинами, которые в среднем достигают 4-х тысяч метров. Наибольшая глубина – 8590 метров – находится во впадине Берда, к северу от моря Росса.

- Ближе всего Антарктида расположена к Южной Америке, от которой отделена проливом Дрейка на расстояние 960 км, до Австралии – 2575 км, до Африки – 3700 км.

- Континент окружён множеством островов, имеет форму окружности. Исключение – западная часть, которая представлена Антарктическим полуостровом. Здесь находится крайняя северная точка мыс Сифре – 63 ю. ш.

И ещё два больших изгиба в море Уэдделла и море Росса. Берега изрезаны слабо, материк омывает несколько морей. Все они носят имена мореплавателей-исследователей Антарктики: Уэделла, Амундсена, Росса, Беллинсгаузена. (Нанесите эти названия на свои контурные карты).

(Слайд об истории открытии)

Доклады учеников о Беллинсгаузене, Лазареве, Амундсене, Скотте.

- На территории Антарктиды построено 48 исследовательских и метеорологических станций, которые обслуживаются 12 странами мира.

- Каким станциям даны названия судов Беллинсгаузена и Лазарева?

(Станциям Восток и Мирный даны названия судов)

- Как называется самая крупная научная станция на материке?

(Самая крупная станция – Молодёжная, там находится аэрометеорологический центр)

2. Изучение нового материала.

А теперь познакомимся с особенностями рельефа. Он тоже зависит от географического положения материка.

(Слайд с текстом рельеф) открыть атлас с 48.

Подлёдный рельеф Восточной части образован на древней платформе, которая была частью Гондваны. Под тяжестью льда поверхность подлёдного ложа вдавлена в земную кору в среднем на 400-500 метров.

В Западной части рельеф горный, он сформировался в период альпийской складчатости. Это Антарктические Анды – продолжение Анд Южной Америки. Здесь находится высшая точка материка -5140 метров. Здесь горы часто выходят на поверхность над ледниковым покровом. Движение земной коры, появление в ней расколов привели к образованию вулканов. Они расположены в море Росса на островах. Конус действующего вулкана Эребус поднимается на высоту 3794 метра.

В своих недрах материк хранит большие богатства: каменный уголь, цветные металлы, железная руда, найдены следы нефти и природного газа и другие полезные ископаемые.

(Слайды с текстом о ледяном покрове и внутренних водах) .

Док.фильм 5 канал 9 марта (Столой айсберг, 11 тыс.метров из-за глобального потепления дрейфовал в море Росса, мог бы снабжать Северную Америку пресной водой)

Я вам расскажу о льдах Антарктиды. Ледниковый покров занимает 99% территории материка, он содержит около 80 % всех пресных вод Земли. Края ледникового покрова Антарктиды постоянно обламываются. Глыбы льда образуют айсберги. (Показ иллюстрации). Течения уносят айсберги в океан, где они постепенно тают. Некоторые столовые айсберги, которые имеют выровненную поверхность, как у стола, достигают в длину 120 км и могут существовать до 10 лет. Бурение ледового покрова даёт возможность судить о климате Земли в прошлые геологические эпохи, и при каких температурах происходило накапливание льда.

(Слайды с текстом о самом холодном, климатическая карта) .

- Почти вся Антарктида находится в антарктическом климатическом поясе. Приполярное положение, огромный ледниковый покров, большая высота материка – причина сурового климата Антарктиды. Снежно-ледовая поверхность континента подобно гигантскому зеркалу отражает почти 90 % солнечных лучей. В период полярной ночи происходит сильное выхолаживание материка. Тяжёлый холодный воздух из центральных районов растекается во все стороны по склонам ледникового покрова. Образуются стоковые ветры. Их скорость порой достигает на побережье 50- 60 м/с, а иногда и 90 м/с. Такой ветер может сбить с ног пешехода. Сухой снег, несущийся с большой скоростью, «перепиливает» толстые канаты и до блеска полирует металл.

Во внутренних районах материка зимние температуры опускаются до -60 – 70С, а летом не выше – 30 С. Преобладает ясная погода, осадков мало – в виде снега – 30-50 мм в год (показ на климатограмме). На станции Восток зарегистрирована температура – 89,2 С.

Климат ледникового склона мало отличается от климата внутриматериковой области. Узкая прибрежная полоса с субантарктическим климатом отличается большим количеством осадков – до 700 мм в год. Зимние температуры колеблются от -8 до – 35 С. Летом поднимаются до 0 и +2 С (показ на климатограмме).

Ну и как тут жить, можно выжить?! – И все же, жизнь на материке есть…

(Слайды с текстом о наименьшем количестве, органический мир) .

- Суровые условия материка – причина бедности органического мира. Большая часть Антарктиды лишена растительного и животного мира. Здесь находится Антарктическая пустыня. Современные организмы Антарктиды представлены мхами, лишайниками, микроскопическими грибами и водорослями. Жизнь присутствует почти повсюду. Даже в районе полюса холода в снегу обнаружены бактерии.

Очагами жизни в Антарктиде являются оазисы, в которых помимо растений найдены черви и бескрылые насекомые (показ иллюстрации).

- Воды у берегов Антарктиды богаты планктоном, которым питаются рыбы, птицы, тюлени, киты - самые крупные животные нашей планеты: синие киты, кашалоты, касатки.

Наземных млекопитающих в Антарктиде нет. Несколько видов тюленей (морской слон, морской котик, морской леопард и другие) обитают на побережье и островах. Тюлени большую часть времени проводят в воде или на морских льдах, лишь изредка выползают на берега антарктических оазисов. На суше они очень спокойны и миролюбивы. Насчитывается более десятка видов птиц: пингвины, буревестники, поморники и другие.

Доклад ученика о пингвинах.

На материке наиболее распространены пингвины Адели и императорские пингвины. Императорские пингвины достигают 80 – 120 см и весят до 60 кг. Пингвины Адели – в два раза меньше ростом и весят всего 5 – 6 кг. Все пингвины питаются рыбой. Общее число этих птиц достигает десятка миллионов особей.

Зимой большинство обитателей Антарктики улетает и уплывает на север. На материке остаются императорские пингвины. Они выводят потомство в разгар зимнего сезона.

Значение исследования Антарктиды.

(Слайд международный статус) .

- Антарктида не принадлежит ни одному государству. На научных станциях живут и работают, сменяя друг друга, учёные полярники. В 1959 году подписан Международный договор, запрещающий проводить любые действия военного характера с целью сохранения природы материка. В 1991 году Организация Объединённых Наций объявила эту землю «наследием человечества», теперь добыча и разработка полезных ископаемых в Антарктиде запрещена законом.

Начальник экспедиции:

- Исследования в Антарктиде проходят в исключительно трудных условиях. Но огромный интерес к изучению ледяного материка объясняется стремлением людей к знанию природы нашей планеты.

(Слайд туристы).

- В недрах материка обнаружены разнообразные полезные ископаемые.

- В Антарктиде сосредоточены огромные запасы пресной воды. От поведения льдов во многом зависит изменение уровня Мирового океана.

- Атмосфера над Антарктикой оказывает влияние на движение воздушных масс всей планеты. Изучая ледниковый покров можно не только составить летопись климатических изменений на планете, но и прогнозировать климат будущего.

Вот почему так важно вести наблюдения и исследования ученика.

(Слайд с текстом внутренние воды).

- Почти полвека назад учёные нашей страны после тяжелейшего пути достигли глубинных районов Центральной Антарктиды. У Южного магнитного полюса они основали научную станцию Восток. Именно здесь под много километровой толщей льда был обнаружен уникальный водоём – крупнейшее в Антарктиде озеро Восток. С 70-х годов ведётся глубинное бурение. Пройдено 3620 метров, и осталось 100 метров до тайны поверхности озера. Извлекая и изучая ледяные керны – колонки льда – учёные смогут заглянуть в далёкое прошлое Земли (показ фотографий).

Так что впереди нас ожидают новые открытия. На этом мы заканчиваем отчёт об экспедиции на Антарктиду.

3. Закрепление изученного материала.

Учитель:

- Закончена лекция об этом необычным и единственном по своей непохожести материке, который называют ледяным, безмолвным, пустынным, загадочным, белым.

- Давайте подведём итог, что же вы узнали об особенностях природы Антарктиды. Итак, прошу продолжить фразу.

- Антарктида – это самый (какой)……… материк?

самый последний был открыт;

самый южный;

самый высокий;

самый холодный, самый суровый климат;

самая низкая температура – 89,2 С;

самые сильные ветры;

самый безлюдный;

самый изолированный, удалённый;

самый ледяной, 99% территории; мощность до 2000 м;

самые большие запасы пресной воды до 80%;

самые большие айсберги;

самый бедный органический мир;

самые многочисленные колонии пингвинов;

самый безмолвный, пустынный;

самый белый;

самые крупные животные планеты питаются у берегов;

самый загадочный, мало исследованный.

III. Подведение итогов.

- Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо поработали на уроке. Очень хорошо подготовились выступающие. Вам было интересно услышать их сообщения? Я думаю, что они заслужили высокие отметки.

IV. Домашнее задание.

- Задание на дом: повторить природу Антарктиды &49

Творческое задание: мы закончили изучение Южных материков, к итоговому уроку подготовьте информацию «Самый – самый», по каждому материку выписать его рекорды подобно тому, как работали на уроке. Повторите географическую номенклатуру по Южным материкам.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок географии в 7-м классе по теме \"Природа Антарктиды\" icon Урок географии в 9 классе по теме: «Металлургический комплекс»
Прочитайте определение на с. 131 и на основе его составить технологическую цепочку производства чёрных металлов
Урок географии в 7-м классе по теме \"Природа Антарктиды\" icon Урок математики во 2 классе по теме «Метр»
Левчун Н. М. провела открытый урок математики во 2 классе по теме «Метр» с использованием групповых форм работы
Урок географии в 7-м классе по теме \"Природа Антарктиды\" icon Урок по теме «Our favourite food»
Урок английского языка проводится в 3-м классе. Это заключительный урок по теме «Our favourite food» (раздел 1-й по учебнику Английский...
Урок географии в 7-м классе по теме \"Природа Антарктиды\" icon Рабочая учебная программа курса природоведение (5 класс) Составитель:...
Курс «Природа» в 5 классе продолжает курс природоведения начальной школы. В 5 классе учащиеся получают доста­точную естественнонаучную...
Урок географии в 7-м классе по теме \"Природа Антарктиды\" icon Урок по географии в 8 классе по теме: «Особо охраняемые природные территории России»
Выяснить какие задачи они выполняют, чем отличаются; формировать понимание необходимости охраны природы
Урок географии в 7-м классе по теме \"Природа Антарктиды\" icon Урок по теме «кислоты»
Урок по теме «кислоты» в 8 классе. Учитель химии первой квалификационной категории Савич Т. Н
Урок географии в 7-м классе по теме \"Природа Антарктиды\" icon Сценарий урока» Урок русского языка в 6 классе по теме «Комплексный анализ текста»
Урок русского языка в 6 классе по учебнику М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской. Повторение после изучения раздела «Словообразование...
Урок географии в 7-м классе по теме \"Природа Антарктиды\" icon Урок по теме: «Земля». Задачи урока: обобщить и систематизировать знания по теме: «Земля»
Урок проводится в форме соревнования между командами. Команды формируются по жребию до начала урока. Количество команд зависит от...
Урок географии в 7-м классе по теме \"Природа Антарктиды\" icon Календарно-тематическое планирование по курсу географии «География...

Урок географии в 7-м классе по теме \"Природа Антарктиды\" icon Урока по географии в 8 классе по теме «Внутренние воды России»
Разработала: Ечина Любовь Николаевна, учитель географии моу «Покровская средняя общеобразовательная школа» Ивнянского района Белгородской...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница