Скачать 387.07 Kb.
|
Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» (человек, природа, общество) для четвертого класса составлена с учетом:
Особое значение предмета « Окружающий мир» (человек, природа, общество) заключается в формировании у обучающихся начального звена целостного представления о мире и месте человека в нем. Цель курса: формирование представлений о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру. Задачи:
Основные содержательные линии курса:
Сведения о каждой составляющей этих линий носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так, сведения о природе включают элементы географии, геологии, метеорологии, почвоведения, биологии. Интеграция этих элементов создает условия для формирования у младших школьников представлений о природе как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом. Сведения о социальной составляющей окружающей действительности представлены в курсе элементами этики, эстетики, истории, психологии и других отраслей научного знания. Человек в данном курсе рассматривается как биосоциальное существо. В связи с этим сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе и знаниями о социальной действительности. У детей формируется первоначальное понятие о человеке как живом организме, выясняется его сходство с животными, а также различия между ними. Обращается внимание на такие отличительные особенности человека, как логическое мышление, членораздельная речь, сознательный труд с использованием орудий труда. Отмечаются важнейшие условия полноценного развития человека: общение с окружающим миром и его познание. На основе реализуемых межпредметных связей в курсе «Окружающий мир» обучающиеся усваивают общие способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем, возникающих в реальных жизненных ситуациях: умения организовать свою деятельность, определив её цели и задачи; взаимодействовать в группе в процессе этой деятельности; оценивать достигнутые результаты. В курсе формируются также исследовательские, коммуникативные и информационные умения. В процессе обучения формируется готовность следовать этическим нормам поведения в школе, на улице, дома, а также умение оценивать свои поступки и поступки других людей в соответствии с этими нормами. Принципы:
Ценностные ориентиры содержания курса:
Реализацию регионального компонента на уроках окружающего мира в 4 классе планируется проводить при работе над темами «Наш край», «Наша Родина на планете Земля», «Наши верные помощники», «Древняя Русь». Основные цели компонента: - Дать школьникам начальной школы первичные знания об истории, традициях, национальных праздниках народов, населяющих нашу республику. - Познакомить с достопримечательностями и, что немаловажно, людьми, прославившими родной край. Использование данного компонента на уроках способствует: - Обогащению обучающихся конкретными знаниями о родном крае. - Формированию активной гражданской позиции, патриотичности, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города. - Формированию экологических знаний обучающихся, вооружение их навыками грамотного использования природных ресурсов. ^ «Окружающий мир» (человек, природа, общество) 4 класс Наш край (22 ч) Значение природных условий края для жизни и деятельности людей. Погода: температура воздуха, облачность, осадки, ветер. Изменчивость погоды. Предсказание погоды. Вид местности. Рисунок местности, план местности, карта местности. Масштаб и условные знаки. Из истории создания карт. Формы поверхности суши: равнина, гора, холм, долина, овраг, балка. Изменение форм поверхности суши в результате естественного разрушения горных пород. Формы поверхности суши, созданные человеком: карьер, отвалы, насыпь, курган. Полезные ископаемые нашего края. Их значение в жизни человека. Почвы нашего края, их виды. Охрана почв. Природные сообщества: луг, лес, водоём. Разнообразие организмов в сообществах, их приспособленность к условиям жизни и взаимосвязи. Влияние деятельности человека на природные сообщества, их рациональное использование и охрана. Искусственные сообщества: поле и сад. Выращивание зерновых, овощных, технических, плодовых и ягодных растений. Животные искусственных сообществ, их связь с растениями. Уход за искусственными сообществами — условие их существования. Экскурсии: в смешанный лес, к водоёму, на луг или в поле. ^ (12 ч) Форма и размеры Земли. Карта полушарий. Материки и океаны. Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Тепловые пояса. Распределение света и тепла — основная причина разнообразия условий жизни на Земле. Путешествие по материкам: пустыня Африки, экваториальные леса Южной Америки, Антарктида, Австралия, Евразия. Наша Родина на карте. Формы поверхности России: равнины, горы. Основные водоёмы России: реки, озера, моря. Некоторые крупные города России. Основные природные зоны России: зона арктических пустынь, тундра, лесная зона, степи. Особенности природных условий в каждой зоне, разнообразие организмов, их приспособленность к условиям жизни и взаимосвязи. Зависимость жизни и деятельности людей от природных условий каждой зоны. Влияние деятельности человека на природные зоны. Охрана природы в каждой природной зоне. Основные экологические проблемы России. Причины нарушения природного равновесия и пути преодоления сложившейся ситуации. Международное сотрудничество по охране природы. Ответственность людей за будущее планеты Земля. ^ (34 ч) Что изучает история. Источники знаний о прошлом (былины, легенды, летописи, находки археологов). История на карте. История Отечества. Знакомство с основными этапами и событиями истории государства. Древняя Русь. Образование государства. Крещение Руси. Культура, быт и нравы древнерусского государства. Российское государство в XIII—XVII вв. Нашествие монголо-татар. Дмитрий Донской и Куликовская битва. Александр Невский. Объединение земель вокруг Москвы. Иван III. Конец ордынского ига. Грозный царь Иван IV. Смутное время на Руси. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Начало династии Романовых. Культура, быт и нравы государства в XIV—XVII вв. Российское государство в XVIII—XIX вв. Пётр I — царь-реформатор. Строительство Петербурга. Создание русского флота. Быт и нравы Петровской эпохи. Правление Екатерины II. Жизнь дворян, крепостных крестьян. Военные успехи: А.В. Суворов и Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы Екатерининской эпохи. М.В. Ломоносов и создание первого университета. Правление Александра I. Война с Наполеоном. Бородинское сражение. Полководец М.И. Кутузов. Реформы в России, отмена крепостного права. Александр II — царь-освободитель. Культура, быт и нравы в России XIX в. Россия в XX в. Революция в России и свержение самодержавия. Жизнь и быт людей в 20—30-е годы. Великая Отечественная война (1941—1945). Крупнейшие битвы Великой Отечественной войны. Тыл в годы войны. Основные вехи развития России во 2-й половине XX века. Основные достижения страны в науке и культуре. Изменения в быту и повседневной жизни. Ближние и дальние соседи России. ^ Обучающиеся должны знать: — о погоде: температуре воздуха, направлении ветра, облачности, осадках; — о предсказании погоды; — что такое план местности; — о географической карте; — формы поверхности суши: равнины, горы, холмы, овраги; — как Солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши; — об изменении поверхности суши в результате деятельности человека; — о горючих полезных ископаемых, рудах, удобрениях; — о необходимости бережного использования полезных ископаемых; — что такое природное сообщество; — признаки приспособленности растений и животных к условиям жизни в сообществах; — некоторые взаимосвязи между обитателями природных сообществ; — об использовании и мероприятиях по охране природных сообществ; — об особенностях природы своего края: формы поверхности, важнейшие полезные ископаемые, водоемы, почва, природные и искусственные сообщества; — об использовании и охране природы своего края; — правила поведения в природе; — о форме Земли, ее движении вокруг оси и Солнца; — об изображении Земли на карте полушарий; — о карте нашей Родины; — об особенностях природы и хозяйственной деятельности человека в основных природных зонах России; — основные этапы развития государства; — ключевые даты и события каждого этапа истории: — образование государства у восточных славян; 988 г. — крещение Руси; 1380 г. — Куликовская битва; 1613 г. — изгнание иностранных захватчиков из Москвы, начало новой династии Романовых; 1703 г. — основание Санкт-Петербурга; 1755 г. — открытие Московского университета; 1812 г. — изгнание Наполеона из Москвы; 1861 г. — отмена крепостного права; февраль 1917 г. — падение династии Романовых; 1922 г. — образование СССР; 1941-1945 гг. — Великая Отечественная война; апрель 1961 г. — полет в космос Ю. Гагарина; 1991 г. — распад СССР и провозглашение Российской Федерации суверенным государством; должны уметь: — проводить самостоятельные наблюдения в природе; давать характеристику погоды по результатам наблюдений за неделю и за месяц; — читать план с помощью условных знаков; — показывать на карте и глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названий), границы России, некоторые города России; — устанавливать связи между объектами и явлениями природы (в неживой природе, между неживой и живой природой, в живой природе, между природой и человеком); — находить дополнительную информацию; — приводить примеры полезных ископаемых (3—4); растений (3—4 примера) и животных изученных природных сообществ и природных зон России (4-5 примеров); — приводить примеры сельскохозяйственных растений своего края (4—5); работать со схемами, таблицами и моделями; — соблюдать правила поведения в природе; — находить на карте места важнейших исторических событий российской истории; — рассказывать о ключевых событиях истории государства; — рассказывать об основных событиях историй своего края. Обучающиеся могут знать: — о грозных явлениях природы; — о зависимости погоды от ветра; что такое масштаб; — некоторые сведения из истории создания карт; — о долинах, балках, курганах, насыпях, карьерах; о разнообразии почв; — о распределении воды и суши на Земле; — о круговороте веществ в природе; — об экологической пирамиде; — о защитной окраске животных; — как растения природных сообществ приспособлены к совместной жизни; — причины смены времен года; — имена исторических личностей, с которыми связаны основные этапы развития государства: князь Владимир, Александр Невский, Дмитрий Донской Иван III, Иван IУ, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, царь Алексей Михайлович, Император Петр I, Екатерина II, А. Суворов, П. Ушаков, М. В. Ломоносов, М. И. Кутузов, Александр II, Николай II, В. И. Ленин, И. В. Сталин, маршал Г. К, Жуков, Президент РФ Д. А. Медведев; — основные научные и культурные достижения своей страны; — культурные достопримечательности своего края; могут уметь: — предсказывать погоду по местным признакам; — применять масштаб при чтении плана и карты; отмечать на контурной карте горы, моря, реки, города и другие географические объекты; — объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком; давать оценку влиянию деятельности человека на природу; — определять причины положительных и отрицательных изменений в природе в результате хозяйственной деятельности человека и его поведения; — делать элементарные прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; участвовать в мероприятиях по охране природы; — пользоваться различной справочной литературой; — получать информацию, используя текст таблицы, рисунки; — сравнивать и делать выводы. ^ Количество часов в неделю по учебному плану - 2 ч. Количество часов по плану за год - 69 ч. Учебно - тематическое планирование
|
![]() |
Рабочая программа Предмет окружающий мир (человек, природа, общество)... Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир (человек, природа, общество)» составлена с учетом |
![]() |
Рабочая программа Предмет окружающий мир (человек, природа, общество)... Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир (человек,природа,общество)» составлена с учетом |
![]() |
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир (человек,природа,общество)» Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир (человек,природа,общество)» составлена с учетом |
![]() |
Рабочая программа составлена на основе примерной образовательной... А. А. Плешакова «Окружающий мир» (Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы. М.: Просвещение, 2011) в соответствии с требованиями... |
![]() |
Программа рассмотрена на заседании мо учителей начальных классов Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 1 класса разработана в соответствии с требованиями |
![]() |
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» разработана на основе... Окружающий мир: программа 1-4 классы / Н. Ф. Виноградова, -м., «Вентана-Граф», 2012 год,- 192с. (Начальная школа 21 века) и соответствует... |
![]() |
Курсовая работа место и роль предмета «Окружающий мир» Введение. Значимость курса «Окружающий мир» для сближения ребёнка с его естественным окружением |
![]() |
2, 2009 Глобальные проблемы ноосферы: природа, человек, общество, культура Казначеевские чтения №2, 2009. Глобальные проблемы ноосферы: природа, человек, общество, культура. Сборник докладов участников международной... |
![]() |
Рабочая программа по английскому языку для основной школы предназначена... Истика учебного предмета; сформулированы цели изучения предмета английский язык; описание ценностных ориентиров содержания учебного... |
![]() |
Рабочая программа по предмету «Литература» Ка учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Литература»; описание ценностных ориентиров содержания учебного... |