II. История образования татарских сел Абдулинского района

ОглавлениеI. Введение ………………………………………………………………………………..2II. История образования татарских сел Абдулинского района …………………………5
Появление татар на территории Оренбургской области………………………5
История образования села Старые Шалты ……..………………………………..6
История образования села Тирис-Усманово ………………………………….7
История образования села Новый Тирис ………………………………………11
История образования села Ново Якупово …………………………………….12
История образования села Абдрахманово……………………………………..12
История образования села Чеганлы ………………………………………….13
История образования села Степановка 2 ……………………………………..14
III. Заключение ………………………………………………………………………….15IV. Литература ………………………………………………………………………….18V. Приложения ………………………………………………………………………….19Распад Советского Союза и образование на его территории пятнадцати независимых государств способствовали изменению подходов и усилению интереса отечественных ученых к изучению этнической истории народов, проживающих в современной России. Российская Федерация — многонациональная страна, здесь насчитывается более 160 наций и народностейПрактически все регионы в ее составе, в том числе и Оренбургская область, также являются полиэтничными. Поэтому изучение этнической истории народов России приобретает в современных условиях актуальное значение.
По данным переписи 2002 года, на территории Оренбургской области проживало 165967 татар. Это вторая по численности после русских национальная группа в крае, которая составляет 7,6% от общего населения1. Уникальное геополитическое положение данного региона на стыке Европы и Азии способствовало тому, что развитие оренбургских татар шло своим, особым путем. Между тем, сложный процесс формирования оренбургских татар остается до настоящего времени недостаточно изученным.
Вопрос о татарских миграциях в научной литературе освещен слабо: не установлены даты и обстоятельства возникновения многих населенных пунктов, места выхода и состав переселенцев. Но, несмотря на это, огромный материал по истории отдельных сел района все-таки остается неиспользованным, неизвестным как специалистам по истории, географии, этнографии так и широкому кругу читателей, интересующихся прошлым нашего края. Парадоксально, но факт, что мы лучше знаем историю зарубежных стран, чем историю своего села, района. Любому человеку было бы интересно узнать, какие древние люди жили здесь, какие кочевники проходили по этой территории, как осваивалась земля нашими прапрадедами?
В нашем многонациональном Абдулинском районе дружной семьей живут русские, мордва, чуваши, татары и многие другие народы. В 2008 году району исполняется 80 лет. И этот юбилейный год предполагается быть для нас особым. Наверняка больше будет уделяться внимание изучению истории и культуры народов, населяющих район. И мы решили внести свою лепту в это непростое дело, попытавшись исследовать, откуда появились татары в этих краях, как образовались татарские села Абдулинского района? К сожалению, нужно отметить, что история татарских сел нашего района изучена очень слабо. А долгожителей остается все меньше, и они навсегда уносят то, что передавалось из поколения в поколение. Что же останется нашим детям и внукам – продолжателям истории нашего края?
Таким образом, тема "История образования татарских сел Абдулинского района Оренбургской области" представляет большой научный, познавательный интерес.
исследовать миграцию татар и историю образования татарских сел на территории нынешнего Абдулинского района.
Задачи
внесение вклада в изучение истории Абдулинского района – более глубокое изучение истории сел;
осмысление своеобразия «мира татарской деревни» как истока самосознания человека;
формирование системы ценностных ориентаций: уважения к истории родной деревни, восхищение микротопонимикой родного края;
отражение истории малой родины в истории России.
В качестве объекта исследования рассматривается татарские села в пределах территории нынешнего Абдулинского района Оренбургской области. Предметом исследования выступают процессы заселения и связанного с ним этнокультурного развития татар Абдулинского района.
исследования включают период со II до начала XX вв..
Методы исследования.
Теоретические — изучение научных текстов по вопросам истории, фольклористики, этнографии, диалектологии, метод исторических параллелей.
Прикладные — собирательская деятельность (сбор географических названий и их объяснение, легенд, преданий, анализ архивных документов, интервью, поиск фотографий).
Документы центральных государственных архивов городов Москвы, Казани, Уфы.
Нужно отметить ценные исследования, проведенные в нашем районе в 1979 году этнографической экспедицией кафедры этнографии Московского Государственного университета под руководством Т. И. Ведерниковой. Эта экспедиция решала задачу исследования татарских сел Саратовской, Куйбышевской, Оренбургской областей, а также взаимного влияния татар и русских, татар и чувашей, татар и мордвы, татар и башкир. Академия наук Татарстана в 1998 году организовала экспедицию по изучению татарских сел Оренбургского района. В этой экспедиции участвовал и выпускник нашей школы, тогда аспирант Академии Наук Татарстана, ныне кандидат исторических наук Тухватуллин Айрат Халитович. В нашем районе участники экспедиции побывали почти во всех татарских селах и расспросили десятки старожилов о прошлом своего села, были записаны легенды, предания со слов старожилов.Немало материалов для изучения истории сел собраны в краеведческих музеях школ района. В Тирис-Усмановском музее накоплен богатый материал, собранный основателем музея Шайдуллиной Х.Г. Здесь и тексты мемуарной литературы и фольклорных произведений. Источником для нашей работы являются записи по истории села Тирис-Усманово оставленные нам Шайдуллиным Ильясом Закируловичем. Он интересовался этим вопросом еще до войны, собрал богатый материал. Когда его призвали в срочную армию, решил взять эту драгоценную для него тетрадь с собой, чтобы не прерывать работу. Но началась великая Отечественная война, и он был отправлен на передовую фронта. Волей судьбы оказался в армии Власова. Попал в плен, тетрадь была потеряна в городе Таллинн. Вернувшись после фашистского плена, сталинских лагерей он восстановил историю села. Решающую роль в изучении прошлого играют археологические раскопки. К сожалению, такого вида работы не ведутся в нашем районе. Но местные жители, работая на земле, находят интересные вещи. Весной 1933 года, когда Шайдуллин Хайдар, старший брат Шайдуллина И.З., когда пахал землю, нашел 1,5 метровый идол и много медных монет. Ильясу тогда было всего 13 лет, но он запомнил арабские буквы на монетах, датируемые 1600 г. 1607, 1615 г. Это было на пригорке развилки двух речек «Ташлы кул».В 1954 году, после схода талых вод, около поймы реки Тирис, Шайдулин И.З. обнаружил обгоревшую доску. На этом месте имелся большой слой золы, на площади 20 кв. м. При проведении раскопок данной местности был обнаружен искусно сделанный каменный нож. По виду материал ножа явно не из наших мест (напоминал мрамор). Это свидетельствует о проживании древних людей на территории нашего села.И даже сегодня глубоко в земле, во время строительных работ, когда необходимо зарыть бревно, замечают слой перегноя (навоза). Это говорит о том, что когда-то давно на этих местах были стоянки скота, которую перегоняли по Оренбургско-Казанскому тракту.Немаловажным источником для исследований являются и различного рода рукописные родословные книги, легенды, предания которые имеются почти в каждом селе, но они так и лежат "мертвым грузом", так как о содержании этих книг кроме хозяев никто почти не знает. При строго научной обработке такого рода источников мы смогли бы иметь неоценимый конкретный материал по истории отдельных сел, особенно дореволюционного периода.

Прошлое родного края, где он родился и вырос — не может не интересовать человека. Где же искать ответы на все эти вопросы? Можем ли мы вообще узнать, как жили люди до нас? Откуда же пришло в оренбургские степи, на территорию сегодняшнего Абдулинского района татарское население? Каково их историческое происхождение, как формировался язык, на какие группы делятся татары, какова их численность и где находятся основные районы расселения татар?Историческое развитие абдулинских татар неразрывно связано с развитием всего татарского народа. Степи сегодняшней Оренбургской области, расположенные между реками Урал (Яик) и Волгой, были пригодны для кочевой жизни. Поэтому города и села в этих районах возникли достаточно поздно.Прадеды сегодняшних татар — гунны и другие тюркские племена в этих местах вели кочевой образ жизни еще во II-VII веках. Позже в этих степях появляются новые хозяева: в первой половине VIII –Х веков – печенеги и во второй половине Х века половцы.
К концу ХII века побережье Яика превращается в юго-восточную границу волжских булгар и здесь появились несколько укреплений. 1229 году в этих местах булгары сразились с группой монголо-татар. А в 1236 году, не сумев противостоять против сил Бату хана, отступают. Об этих событиях сообщают и русские летописцы: «Из низовий булгарам пришли напуганные половцы, а позже и уцелевшие в бою у реки булгары — защитники границы. Имя этой реке – Яик». 2
В годы становления Золотой Орды территории по Яику превращаются в улус как административный субъект. Бату хан отдает эти земли своему младшему брату Шайбану. К этому времени на территории, относящейся современной Оренбургской области, уже были укрепления татар. Об этом говорится в исторических источниках. Они размещались по берегам рек Яик, Сакмар и др. Но во времена распада Золотой Орды были разрушены, местонахождения некоторых из них до сих пор неизвестны. С ХV – до середины XVI века в степях Яика была расположена Ногайская орда. После завоевания Казанского ханства ногайские мурзы признали себя вассалами русского царя, и перешли на государственную службу. До начала XVIII века здесь царствует кочевой образ жизни – здесь живут ногаи, башкиры и другие тюркские племена.В это время к России присоединяется Малый Жуз казахов. С этого времени царское правительство начинает строить укрепления по берегу Яика и кочевые народы начинают оседлую жизнь: они входят в только что созданное войско яицких казаков.
Татарские села начинают возникать в начале XVIII века. Татары в эти края перебирались, прячась от рекрутчины, насильственного крещения. Переселенцы были в основном из Казани. К 30-50 годам их численность намного выросла. Причиной этому была политика Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны по насильственному крещению. К концу 30-ых годов за помощь в подавлении восстания башкир татарским старшинам были пожалованы новые земли, разрешено принимать у себя беженцев. Отдается приказ строить новые деревни по Новой Московской дороге (Оренбургско-Казанский тракт)3.
По данным переписи населения 1747 года (II ревизия) появляются 54 новых села, между селами было около 20 верст и крестьяне, которые жили в этих селах, должны были вести ямскую (почтовую) службу. В Оренбуржье особенно крупными считались села: Бугульма, Старые Шалты, Тирис-Усманово, Старо-Якупово, Староаширово, Старокутлумбетьево, Наурузово, Дусметьево, Сарманай, Мустафино, Юзеево, Каргалы и другие. По ревизии татар делили на три группы – ясачные татары, мишари, типтяри. По данным 1747 года численность мужского населения типтяр было 28750. А 1798 году мишаре составляли 17045, типтяр – 50121, а ясачные татары были записаны как государственные крестьяне. 4
Строительство Казань – Оренбургского тракта было поручено татарскому мурзе генералу Масяй. Его даже освободили от военной службы, чтобы он все внимание обратил только строительству этой дороги. Говорят, такое доверие, и ответственное поручение генерал Масяй заслужил за боевые заслуги. Ему самому выделили огромную территорию земли на пересечении земель Оренбуржья, Башкирии и Татарстана, на долинах рек Ик и Кандыз. Сначала генерал Масяй приезжает в Казань, распространяет «прельщатые письма» (фэрман) в районе рек Идел, Кама, Урал. Строителям дороги обещает землю и волю и к нему стекаются безземельные бедняки, денщики, беглый люд. Строительство дороги начали со стороны Казани. Через каждые 20 – 25 км строили ямские (почтовые) станции. Путник здесь отдыхал, менял коней и продолжал путь. Генерал Масяй своей главной резиденцией выбрал Старые Шалты. Слово «шауты» означает «остановку» (тукталыш)5. Первые жители поселились на берегу реки Шалты. Топонимика села Река Шалты, «Мукле чишмә6», «Бахтияр чишмәсе», «Чатра урманы», «Мишәр бүләге». Названия улиц, принятые в народе: Мәчет урамы, Ат чапкан оч (улица конных бегов).
Число жителей по переписи 1989 года – 883 человека. На 2008 год число дворов-306, пустых-60 проживает 692 чел.
образовалось в 1737 году. Расположилось село на берегу реки Тирис. На этом месте первым поселился человек по имени Гусман. Граница земельных наделов, принадлежащих Гусману, обозначались так: справа (с запада) – воды Мочагая, слева (с востока) — воды Ик, с севера — Горелый мост, с юга — воды Сарай-Гирь. Вероятно, он был пожалован землей за участие в подавлении восстания башкир Эти земли были закреплены за Гусманом государством, путем составления договора. За использование этих земельных наделов он платил государству налоги и нес службу.
Река Тирис течет в обратном направлении по сравнению с другими близлежащими реками — с севера на юг, поэтому она называлась Киресу (с перевода татарского языка – обратная вода). Первоначальное название села Киресу – Гусман. Через некоторое время название упростилось: Тирис-Усманово.
В центральном Государственном Архиве Древних Актов (ЦГАДА, Москва) наиболее ранние сведения о деревне Тирис-Усманово содержится в материалах II ревизии по Бугурусланскому уезду за 1748 год. В итоговой записи числится 75 душ мужского населения.7
В материалах III ревизии за 1764 год имеются сведения о передаче земли из деревни Тирис-Усманово в новозаведенную деревню Урал.8
Описание деревни Тирис-Усманово имеются за конец ХVIII в. в ф. 1355. «Экономические примечания к планам генерального межевания по Бугурусланскому уезду: деревня Тирис-Усманово с деревнями, владение ясачных татар, однодворцев, тептерей из мордвы…число дворов татар 74, тептерей 3. Мужского населения 252…женского 320 (татар)».9
В списках населенных мест по Самарской губернии за 1864 г. значится: «Тирис-Усманово (старая) при речке Тирисяке…число дворов107, число жителей мужского пола -421, женщин — 452. Мечеть магометанская I.»10
В село со всех сторон стали собираться люди: с берегов реки Зея, из Казани, были и беглые солдаты. Гусман всех их принимал. Каждый народ образовал улицу. Те, что пришли из Тамбова поселились на улице, которую назвали «Домбау», те, что пришли из Зеи поселились на улице, которая сейчас называется Советская (раньше называлась Покровская), те, что из Казани улицу назвали – Восточной. При царе солдаты несли длительную службу –25 лет, самое малое 8 лет. Поэтому беглых солдат в то время было много. Они прятались в больших лесах, в оврагах и грабили людей. После этого всего царь издал закон о том, чтобы все богатые, в том числе и Гусман, принимали всех беглецов и оставляли на жительство. Если Гусман спрашивал у беглецов: «Вы, с каких краев?» — они отвечали: «Не знаем, забыли свою родину», поэтому их называли типтяри. Тептяри — этнографическая группа татар этносословного происхождения. Формирование тептярей происходило на территории современного Башкортостана и в восточных районах Татарстана. По происхождению термина тептяр нет единого мнения. Ряд исследователей выводит его от персидского «дэфтэр» — тетрадь, список, реестр (Гайнутдин Ахмеров со ссылкой на П.И. Рычкова, В.Н. Витевский). Дореволюционные историки объясняли это тем, что именно в тетрадях владельцы вотчин регистрировали арендаторов из переселенцев. Башкирский историк А.З. Асфандияров предложил версию трансформации башкирских слов «тибе–тибеле–типтере» в значении «вытеснять», «выталкивать», «быть отвергнутым». Административно тептяри с 30-х гг. XVIII в. делились на команды, управляемые старостами, сотниками, старшинами, и подчинялись Уфимскому и Мензелинскому воеводствам, Оренбургской комиссии.
В 1790 г. тептяри были переведены в разряд военно-служилого сословия, был сформирован тептярский полк. Законом «О разделении тептярского полка на два и о наполнении оных вновь избираемых из того же народа людьми» от 12 июля 1798 г. переводятся в подчинение Оренбургского военного губернатора. Численность тептярей по переписям: в 1735 г. составляла 11 294, в 1767 — 33 656, в 1796 — 52 193, в 1834 — 105 864, в 1858 — 140 895 душ муж. пола. В последний раз они были зафиксированы в переписи 1926 г. — 27 387 человек. В настоящее время тептяри — часть татарского народа.11 Это свидетельствует о том, что старшина Гусман принадлежал к группе типтяр и был пожалован огромной территорией земли за службу.
В Тирис-Усманово в то время были люди разных национальностей: чуваши, чермеши и татары. Чуваши по имени Удинка и Соудинка были родными. Соудинка принял исламскую веру и поселился в нашей деревне. Их родословная: сын Соудинки-Саука — Салиха- Сайфи. Люди по фамилии Сайфиевы до сих пор живут в нашем селе. По имени Удинка вместе с чувашами поселился на месте современной Степановки – 1 («Удинка» — так в народе до сих пор называют это село). Чермеши приняли исламскую веру и вместе с дедом Габдельманахом поселились в селе Тирис-Усманово за маленьким мостом.Родственник Гусмана по имени Габдулла вместе со своей родней и хозяйством поселился на место, где сейчас стоит Перовская мельница. Рядом с ним поселились семей 20-25 крещеных татар. После этого Габдулла стал разоряться, через некоторое время он переселяется на родину жены — в Старый Шар, а крещеные татары остались там и носили имя Габдуллы.
В 1885- 1887 годах там приступили к строительству железной дороги. В связи с этим со всех сторон стали сюда съезжаться люди. Так образовалось Абдулино, ныне районный центр, небольшой городок. Вот материал из энциклопедии: «Впервые Абдулино упоминается в 1795 году как «новозаведённая деревня Абдулова» с населением в 37 человек, названная в честь старейшины Абдулы Якупова. С 1811 года стала называться Абдулино».12 Видимо из-за фамилии основателя Якупова есть версия, что Абдулино основал выходец из села Ново-Якупово. На самом деле это не так.
Еще один родственник Гусмана по имени Байбулат вместе с семьей и хозяйством поселился на берегу реки Болок. Вскоре сюда съезжаются мордва. Байбулат не захотел жить с мордвами, потому снова вернулся в Тирис-Усманово. А то место, где он поселился раньше и до сих пор называется Булатовкой.В селе было три мечети. Первую мечеть построил купец, который приехал из Казани. В 1887 году по указу, в село Тирис-Усманово был прислан мулла Тухватулла сын Арслана из Нового Тириса. В скором времени Новый Тирис стал самостоятельным селом, поэтому он с отцом уехали к себе. После них приехал мулла по имени Хажейдини из села Кутлуева. В 1902 году была построена вторая мечеть, мулла — Хасанов Риян сын Габделфаттаха, позже Зиннур мулла. А третья мечеть была построена в 1918 году на средства 25 семей. Здесь муллой был Хабибулла сын Гарифуллы. Среди них всех образованным в народе считался Риян мулла.В 1817 году в селе Тирис-Усманово были базар и контора. Базар был многолюдный, так как сюда съезжались люди из Казани, Бугуруслана, Оренбурга. В1862 году базар был продан в Покровку, позже хотели вернуть, но не смогли. Также раньше село было районным центром. Но вскоре контора переселилась в Сарай — Гирь, а затем уже в Абдулино.
По всеобщей переписи населения 1897 года деревня Тирис-Усманово относилось Бугурусланскому уезду. «Сословие — бывшие государственные крестьяне, национальность – тептяре, вероисповедание – магометанское, положение населенного места – при реке Тирис. Расстояние в верстах – от Самары 230, от уездного города – 60, от квартиры земского начальника – 45, от квартиры Стан. Прис. -25, от ближайшей железной дороги – 13. Число дворов – 209, число жителей – мужского пола – 575, женского пола -602, итого – 1177. Количество надельной или собственнической земли в десятинах – удобной – 5339, неудобной – 513. Мечеть магометанская. Школа. 4 водяные мельницы».13
Первым этапом собирательной деятельности в деревне является фиксация народных географических названий. Географические карты регистрируют не все названия. Множество названий мелких географических объектов — малых поселений, ручьев, холмов, полян не записывается картографами. Эти микротопонимы известны по большей части только местным жителям, иногда употребляются только в одной деревне. Народные названия с живой речью, с говором связаны теснее, чем официальные, связаны с окружающим человека миром природы; народные микротопонимы отражают характер хозяйственной деятельности человека, историю края. 14
Леса села сохранили имена своих основателей. Например «Тэлэкей — лес» К этому лесу мост через реку Тирис проложил человек по имени Тэлэкей. Дорога Айдара – человек по имени Айдар проторил дорогу в чащобу леса. Гора “Мотаркыяр “. Такое название горы связано с именем жителя села Мотар. На окраине села, этот человек имел огород, выращивал там огурцы (кыяр). Так и называется эта гора Мотаркыяр. Лес «Шалкан булэк» имеет свою историю. Как будто бы когда-то в наших лесах водилось немало медведей. Охотники чтобы их поймать сажали много репы (шалкан по-татарски) у опушки леса. Медведи становились очень легкой добычей.Итак, фиксация народных географических названий — своеобразное очерчивание мира старой деревни с его границами, освоенными угодьями, водными и лесными объектами и т.д. Народные этимологии и топонимические легенды являются богатейшим материалом для изучения духовной культуры народа. Ясные по своей внутренней форме названия, может быть, и не нуждаются в расшифровке, но комментарии жителей всегда интересны и отражают современное отношение людей к языку и культуре. Конечно, надо учитывать несоответствие этих рассказов научной этимологии. Сохранение в памяти деревенских жителей народных топонимов — свидетельство бытования представлений о замкнутом мире «своей» деревни, предпочтение в назывании места «своим», а не официальным словом. Например, в селе Тирис-Усманово официальные названия улиц не совпадают с названиями, которые им дал народ. Улица Советская – Домбау (впервые заселились переселенцы из Тамбова), Садовая – Тау очы (Горная – рядом горы), Полевая – Кэжэ урамы (Козлиная – очень узкая улица), Казанская – Бирэн тыкырыгы (переулок «Обжора» — здесь на окраине был овраг, который поглощал весь мусор), Молодежная – Кытылдык («Избавились» На этой улице поселились семьи молодоженов, впервые нарушившие традиции жить с родителями). Что интересно, похожие названия улиц есть и в других селах.
В музее Тирис-Усмановской школы имеется уникальное генеалогическое дерево Хамидуллы, которая ведет начало еще с 1728 года. Хамидуллу маленьким мальчиком привезли из под города Казани села Керале из многодетной семьи. А у тети своих детей не было. Тогда по «Екатеринке» через наше село проезжали фаэтоны с девушками рабынями. Хамид влюбился в одну из них и попросил разрешения жениться на ней. Дядя выкупил невесту для него. Многие жители нашего села являются выходцами из этой родословной.15
В 50-60-е годы XVIII века русские помещики своих крестьян переселили в Бугурусланские и Бузулукские районы. Часть татар, желая сохранить свою свободу, вынуждены были построить новые деревни. В годы крестьянской реформы 1861 года это события повторяются вновь. Название сел, возникшие в этот период, начинается со слова «Новый» плюс название старого села из которого были основатели нового поселения. (Например, Новый Тирис, Ново-Якупово).

Оцените статью
Добавить комментарий