Скачать 73.07 Kb.
|
Тема урока: «Итоговый урок по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души». Сравнительный анализ экранизации поэмы с авторским текстом». Цели: 1) рассмотреть роль художественной детали в создании образа персонажа; 2) сравнить экранизацию поэмы с текстом автора; 3) проверить знания учащихся по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»; 4) формирование творческой личности учащихся, воспитание их культуры. Предварительное задание: 1) подумать над проблемным вопросом: «Представьте, что вы являетесь сценаристами и режиссерами-постановщиками, снимающими художественный фильм по поэме «Мертвые души». Как бы вы решили проблему с многочисленными лирическими отступлениями в поэме Н.В.Гоголя?»; 2) перечитать 6 главу «Мертвых душ». Оборудование: художественный фильм М.Швейцера «Мертвые души», компьютерный тест «Лиро-эпический жанр», распечатанный на листах тест по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души». Ход урока
- Наш сегодняшний урок – итоговый по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души». Вам предстоит побывать в роли сценаристов и режиссеров-постановщиков, мы посмотрим видеофрагмент фильма «Мертвые души» и сравним, как рассказал о жизни персонажа поэмы Н.В.Гоголь и как о ней «рассказано» средствами кино, а также вы выполните итоговый тест по этому произведению.
- По жанру «Мертвые души» - поэма, то есть лиро-эпическое произведение, где лирическое и эпическое равноправно, где автор свободно переходит от повествования к лирическим отступлениям. В поэме нет героя, близкого автору, как это было в «Горе от ума» А.С.Грибоедова, «Герое нашего времени» М.Ю.Лермонтова. Автор в поэме противопоставлен помещикам, чиновникам-взяточникам и приобретателю Чичикову. Поэтому представление о тех нравственных нормах, с высоты которых Гоголь обличает крепостническую Русь, мы получаем из многочисленных лирических отступлений в поэме. Одно из лирических отступлений вы учили дома наизусть. ^ - Еще одним вашим домашним заданием был проблемный вопрос. Вы должны были представить себя сценаристами и режиссерами-постановщиками. Как бы вы решили проблему с многочисленными лирическими отступлениями в поэме Н.В.Гоголя? ^ - А теперь давайте посмотрим, как решил эту проблему сценарист и режиссер-постановщик Михаил Швейцер в художественном фильме, снятом по поэме «Мертвые души». ^ - Итак, Михаил Швейцер ввел в свой фильм роль Н.В.Гоголя, который в авторских раздумьях выражает свой нравственный идеал, обличает помещиков, чиновников и мечтает о будущем величии российского народа.
- Гоголь – общепризнанный мастер художественных описаний. Описания у Гоголя самоценны благодаря обилию предметно-бытовых деталей. Гоголь видит вещи как бы под микроскопом, они часто наделяются самостоятельной жизнью. На предыдущих уроках мы с вами говорили о художественной детали как средстве создания образа. Дайте определение термина «художественная деталь». Деталь – значимая подробность, позволяющая передать эмоциональное и смысловое содержание эпизода или всего произведения. Чаще всего в качестве детали изображаются предметы, придающие дополнительные черты портрету, обстановке, пейзажу, действиям, речи и т.д. - Рассмотрим роль художественной детали в создании образа Плюшкина.
Задание: при просмотре видеофрагмента обратите внимание на текст, свет, музыку, звуки, общий и крупный план.
Кому принадлежал дом?
Перед учащимися разложены разные вещи. Надо определить, кому из героев произведения они принадлежали:
- Как уже было сказано ранее, по жанру «Мертвые души» - поэма, лиро-эпическое произведение с элементами романа. И это не первое лиро-эпическое произведение, с которым мы познакомились. Мы уже читали в этом году такие лиро-эпические произведения, как баллада Жуковского «Светлана», роман в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Поэтому сейчас вы выполните компьютерный тест «Лиро-эпический жанр». ^
А) в любовной интриге; Б) в лирических отступлениях; В) в пейзажных зарисовках; Г) во вставных элементах.
А) медведь 1) Манилов Б) кот 2) Коробочка В) птица 3) Собакевич Г) мышь 4) Ноздрев Д) собака 5) Плюшкин
А) мешочки, коробочки 1) Манилов Б) сахар 2) Коробочка В) куча, прореха 3) Ноздрев Г) здоровье 4) Плюшкин
А) Манилов Б) Ноздрев В) Коробочка Г) Собакевич Д) губернатор
А) перерождение Чичикова в апостола Павла Б) окончательное падение главного героя В) возрождение России Г) социальные изменения в обществе.
А) Ноздрева Б) Коробочку В) Плюшкина Г) Манилова
А) приостановить развитие сюжета Б) опровергнуть суждение о безнаказанности властей В) показать бездуховность бюрократических законов Г) изобразить жизнь столичного чиновничества. - А теперь обменяйтесь тестами и проверьте, правильно ли выполнили их ваши одноклассники. Ответы: 1. Б; 2. А 3), Б 1), В 2), Г 5), Д 4); 3. А 2), Б 1), В 4), Г 3); 4. Б; 5. В; 6. В; 7. В.
|
![]() |
Мертвые и живые души в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души ” Гоголь умеет увидеть и показать обыденное под совершено новым углом зрения, в неожиданном ракурсе. И рядовое событие обретает зловещую,... |
![]() |
- Похождение, составленное по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» (Театр-студия п/р О. Табакова) |
![]() |
Зачетное задание по поэме н. В. Гоголя «Мертвые души» в изображении... |
![]() |
Большой театр Похождение, составленное по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» (Театр-студия п/р О. Табакова) |
![]() |
Моё восприятие образов помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Пушкиным и Грибоедовым. Развивая принципы критического реализма. Гоголь стал одним из величайших представителей этого направления... |
![]() |
Урок-исследование Оборудование урока: портрет Н. В. Гоголя; репродукции портретов помещиков, написанных А. А. Агиным, Бернадским, П. М. Боклевским,... |
![]() |
Прочитать поэму Н. В. Гоголя «Мертвые души», роман Ф. Стендаля «Красное... Прочитать поэму Н. В. Гоголя «Мертвые души», роман Ф. Стендаля «Красное и черное», повесть О. де Бальзака «Гобсек», новеллу Ги де... |
![]() |
«История создания, особенности жанра, композиции, сюжета, система... Вы уже знакомы с некоторыми произведениями великого писателя, в том числе с его бессмертной комедией «Ревизор». Вспомним её |
![]() |
Мир вокруг нас расцвечен красками. Летом краски ярче и теплее, зимой... А что может подарить сказка? Много динамичных, ярких мазков. Но с каждым последующим произведением в мир светлых красок начинают... |
![]() |
Пояснительная записка. 9 класс литература в IX В центре внимания находятся важнейшие произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя: «Евгений Онегин», «Герой нашего... |