Скачать 165.91 Kb.
|
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ (2002) Гендина Н. И. Гендина Н. И. Концептуальные основы формирования информационной культуры личности (2002). Последние десятилетия XX столетия ознаменованы переосмыслением роли и места образования в обществе. Кризис системы образования приобрел общецивилизационный характер. В этой связи рассматривается вопрос о смене парадигмы образования и переходе от так называемого «поддерживающего» образования к образованию в течение всей жизни. При этом во главу угла ставится не просто освоение некоторого объема знаний, а формирование у человека умения учиться. В рамках концепции обучения в течение всей жизни пересматривается роль учебных заведений. Так, основной задачей школы все в большей мере становится формирование готовности личности к кардинальным изменениям в своей профессиональной деятельности несколько раз в течение своей жизни. Решение этой проблемы невозможно без учета такого компонента, как информационная культура личности. Понятие «информационная культура личности» представляет собой сложное и многозначное явление, изучением которого занимаются представители самых различных наук: философии, педагогики, библиотековедения и библиографоведения, информатики и др. Основная сложность связана с многозначностью самого понятия «информационная культура», вызванной полисемией лежащих в его основе базовых понятий - «информация» и «культура». Неопределенность при использовании этого термина усугубляется также из-за наличия множества близких, но не тождественных ему по смыслу понятий: «библиотечно-библиографическая культура», «культура чтения», «библиотечно-библиографические знания», «библиотечно-библиографическая грамотность», «информационная грамотность», «компьютерная грамотность». Следствием этого явилось наличие самых разных, порой диаметрально противоположных (гуманитарного и технократического) подходов к формированию информационной культуры. Однако для организации практической работы образовательных учреждений в этом направлении уже сегодня настоятельно требуется внесение терминологической ясности и выработка определения, отражающего весь комплекс проблем, связанных с формированием информационной культуры в современном обществе. В этой связи нами предлагается следующая трактовка понятия «информационная культура личности». Информационная культура личности ~ одна из составляющих общей культуры человека, совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе. Понимание сущности информационной культуры личности предполагает, прежде всего, ее осознание как одного из проявлений общей культуры человека (культура - от латинского cultura, что означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание). В отличие от стихийный явлений природы любая культура, в том числе и информационная, есть продукт человеческой деятельности. Человек — творец, созидатель культуры и вместе с тем ее пользователь. В этой двуединой связи с деятельностью человека заключено своеобразие информационной культуры. С одной стороны, обретение информационной культуры требует значительных усилий личности, а с другой - только информационная культура открывает современному человеку доступ к накопленным цивилизацией информационным ресурсам. Именно в связи с этим об информационной культуре человека судят не по тому, что он думает о себе сам или каким он желает казаться, а по реальным результатам его самостоятельной информационной деятельности. Информационная культура как одно из проявлений «культуры вообще» охватывает собой сферу отношений человека, отдельных социальных групп, общества к информации. Соответственно принято различать информационную культуру личности, информационную культуру определенной социальной группы (учителей, врачей, юношества и др.), информационную культуру общества в целом. Наступление информационной эры, переход к качественно новым технологиям работы с информацией, открывая широкие перспективы для удовлетворения информационных потребностей и запросов, вместе с тем существенно повышает требования к уровню информационной культуры личности, актуализируя тем самым задачи ее формирования. Анализ теории и практики формирования информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях, многолетнее изучение состояния информационной культуры различных социальных групп (учителей, юристов, врачей, студентов, школьников и других) позволяет утверждать следующее. Основной причиной низкой результативности, неэффективности деятельности библиотек и образовательных учреждений по формированию информационной культуры личности явилось нарушение принципа системного подхода в определении содержания работы с информацией и в организации информационного обучения, дефицит информационно-методического обеспечения этой деятельности, неподготовленность кадров, а также отсутствие мотивационного компонента, способствующего становлению информационного мировоззрения гражданина информационного общества. Нарушение принципа системного подхода в определении содержания работы с информацией проявилось в монодисциплинарном характере деятельности, которая сводилась к формированию библиотечно-библиографической грамотности, культуры чтения, компьютерной грамотности как отдельных, обособленных друг от друга направлений. Каждый из этих компонентов информационной культуры личности обладает несомненной полезностью. Вместе с тем автономное овладение знаниями и умениями, входящими в состав каждого из этих компонентов, не способно обеспечить формирование информационной культуры личности. Такой подход неправомерен с теоретической точки зрения, так как влечет неполноту, фрагментарность, отсутствие целостного представления о феномене информационной культуры; вдвойне не оправдан этот подход и с практической точки зрения, поскольку неизбежно влечет за собой дублирование, весьма расточителен и неэкономичен в отношении времени и сил, требуемых на овладение материалом. Однако информационная культура личности не может быть сформирована ив результате лишь механического сложения знаний и умений по каждому из этих компонентов. Только их органичное сочетание может обеспечить продуктивность ее формирования. Отсутствие системы в организации информационного обучения заключается в параллелизме и нескоординированности на государственном уровне деятельности библиотек и образовательных учреждений по формированию информационной культуры личности. Каждый из этих социальных институтов осуществляет свою деятельность обособленно: библиотеки не учитывают требований к знаниям и умениям в работе с информацией, заложенных в учебных программах общеобразовательных учебных заведений, а последние, в свою очередь, не опираются при реализации программных требований на возможности библиотек. В результате из-за нарушения принципов целостности, логичности, преемственности в изложении учебного материала, а также его неоправданного дублирования страдает качество информационной подготовки обучаемых. Дефицит информационно-методического обеспечения является следствием неразработанности общих концептуальных основ методического обеспе- чения информационного образования. В результате неоправданно узок ассортимент методического обеспечения, адаптированного к специфическим задачам деятельности библиотек и образовательных учреждений, в его составе преобладают в основном учебные программы, разработки отдельных уроков или библиотечных мероприятий. При этом они, как правило, не учитывают возрастные психофизиологические особенности и специфику деятельности обучаемых. Дефицит методического обеспечения характерен для работы не только с традиционными источниками информации, но и с электронными. Особо остро ощущается потребность в электронных учебных пособиях - гипертекстовых, мультимедийных, позволяющих решать задачи информационного образования на качественно новом уровне. Особую проблему представляет отсутствие кадров, владеющих как психолого-педагогическими, так информационными знаниями и умениями. В настоящее время эта проблема на государственном уровне не решается: в педагогических учебных заведениях не закладывают профессиональных знаний и умений работы с информацией; в учебных заведениях, готовящих библиотечно-информационные кадры, не предусмотрена в должном объеме профессиональная психолого-педагогическая подготовка. В результате учителя формируют у учащихся непрофессиональное, «облегченное» отношение к работе с информацией, а работники библиотек осуществляют обучение основам информационной культуры, поверхностно владея формами и методами педагогического воздействия, без дифференцированного подхода к определению содержания обучения различных категорий читателей. Негативное влияние на деятельность как учителей, так и библиотечных работников оказывает отсутствие в содержании и организации обучения мотивационного компонента, способствующего формированию у обучаемых убеждений в значимости информационных знаний и умений как основы достижения успехов в любом виде деятельности современного человека, становлению информационного мировоззрения гражданина информационного общества. Изучение причин низкой результативности деятельности библиотек и образовательных учреждений по формированию информационной культуры личности позволило обосновать общеметодологические принципы информационного образования: 1. Принцип культурологического подхода. 2. Принцип системного подхода. 3. Принцип интегративности. 4. Принцип деятельностного подхода. 5. Принцип технологического подхода. 6. Принцип непрерывности. Принцип культурологического подхода базируется на осознании глубокого взаимодействия категорий «информация» и «культура», на представлении о том, что информационная культура есть неотъемлемая часть общей культуры человека. С позиций культурологического подхода информационная культура закладывает мировоззренческие установки личности, формирует ее ценностные ориентации по отношению к информации как к элементу культуры, препятствует дегуманизации и замене духовных ценностей достижениями, вызванными к жизни научно-техническим прогрессом и беспрецедентным ростом и развитием новых информационных технологий в информационном обществе. Принцип системного подхода позволяет обеспечить целостность представления феномена информационной культуры, преодолеть за счет введения единой методологической базы изолированность при рассмотрении таких его традиционных компонентов, как библиотечно-библиографические знания, культура чтения, компьютерная грамотность, реализовать в соответствии с тезисом «целое больше, чем сумма его частей» достижение нового качества в определении содержания понятия «информационная культура» как залога эффективной деятельности по решению проблемы информационной подготовки граждан. Принцип интегративности дает возможность построения единой стратегии и тактики формирования информационной культуры личности с ориентацией на органичное взаимодействие как образовательных, так и библиотечно-информационных учреждений, каждое из которых в соответствии со своей спецификой призвано стать участником информационного всеобуча. Реализация данного принципа открывает перспективы гармонизации совместной работы этих социальных институтов по достижению общей цели - формированию информационной культуры личности. Принцип деятельностного подхода означает, что формирование информационной культуры личности строится не с позиций библиотекаря, информационного работника, пытающегося объяснить школьнику, студенту, учителю, как устроена библиотека, информационная служба или компьютер, и посвятить его в тонкости библиотечно-библиографической, информационной, компьютерной технологии, а с позиций пользователя, потребителя информации, исходя из тех информационных задач, которые он должен решать в ходе своей учебной, профессиональной или досуговой деятельности. Принцип технологического подхода позволяет рассматривать формирование информационной культуры личности как педагогическую технологию, включающую определенную совокупность методов и средств, обеспечивающих достижение заданного результата. Предполагает детальное определение конечного результата и обязательный контроль его точности как основы получения продукции с заданными параметрами. Обязательными требованиями при этом являются массовость и воспроизводимость полученных результатов. Нарушение этих требований и отсутствие хотя бы одного элемента в заданной технологической цепи неизбежно влекут снижение качества результатов. Процесс формирования информационной культуры личности только тогда обретает статус технологии, когда определена программа деятельности с четко сформулированной целью, алгоритмизированными действиями, ведущими к достижению поставленной цели (учебная программа), когда имеются средства реализации этой цели (учебно-методические, технические и др.), установлены требования к конечному продукту (знаниям и умениям) на каждом этапе обучения, существуют инструменты измерения уровня информационной культуры (тесты, контрольные задания и др.). Принцип непрерывности предусматривает использование возможностей всех звеньев системы непрерывного образования (дошкольного, общего среднего, среднего специального, высшего, послевузовского) для формирования информационной культуры личности. При этом в каждом из этих звеньев обучение основам информационной культуры должно быть обязательным и специально организованным. Условиями организации информационного образования являются: 1) внедрение в учебные планы образовательных учреждений всех типов специальной учебной дисциплины «Основы информационной культуры личности», призванной сформировать у учащихся целостную систему знаний и умений в области информационного самообеспечения. Данная учебная дисциплина должна получить статус обязательной в структуре учебных планов образовательных учреждений; 2) наличие учебно-программного (тематических планов, учебных программ), учебно-теоретического (учебников, учебных пособий), учебно-практического (сборников упражнений, практических заданий, практикумов, тренингов, деловых игр и т. п.), учебно-методического (методические разработки уроков, практических занятий и др.) обеспечения, средств диагностики уровня информационной культуры и контроля (тестирование) степени усвоения учебного материала. Доминирующим компонентом учебных материалов должны стать сведения, формирующие технологическое знание, содержащее ответ на вопрос «Как делать?» применительно к каждому конкретному информационному продукту или процессу. В составе учебной литературы, обеспечивающей формирование информационной культуры, должны быть представлены издания как в традиционной, так и электронной форме, ориентированные и на тех, кто учит, и на тех, кто учится; 3) использование распределенной информационно-учебной среды, включающей информационные ресурсы (фонды документов и информационных изданий, традиционные и электронные библиотечные каталоги), компьютерную технику, средства доступа к удаленным отечественным и мировым информационным ресурсам. «Распределенность» этой информационно-учебной среды состоит в том, что составляющие ее компоненты сосредоточены как в библиотечно-информационных, так и образовательных учреждениях. Это обусловливает необходимость их тесного взаимодействия в сфере информационного образования; 4) организация специальной подготовки кадров, способных на профессиональной основе вести занятия по курсу «Основы информационной культуры личности» с различными категориями обучаемых. Решение данной проблемы возможно при использовании профессионального потенциала учителей (преподавателей) и библиотекарей (информационных работников). Ключевой задачей подготовки кадрового корпуса информационного образования должно стать овладение как теми, так и другими технологией формирования информационной культуры личности на основе единого методологического подхода, предусматривающего единство понятийного аппарата. При этом для учителя (преподавателя) принципиально важно освоение основ профессиональной работы с информацией, основных законов функционирования документальных потоков информации в обществе, приемов и методов аналитико-синтетической переработки информации, критериев эффективного поиска информации, а для библиотекаря - знание психолого-педагогических основ обучения. Главная цель курса «Основы информационной культуры личности» - подготовка человека к продуктивному осуществлению познавательной деятельности, успешной самореализации в условиях информационного общества. Основными задачами курса являются: 1) формирование информационного мировоззрения личности; 2) приобретение знаний и умений по информационному самообеспечению учебной, профессиональной или иной познавательной деятельности. Информационное мировоззрение - система обобщенных взглядов на информацию, информационные ресурсы, информационные системы, информационные технологии, информатизацию, информационное общество и место человека в нем, на отношения людей к окружающей информационной среде, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. Информационное мировоззрение является своего рода стержнем, скрепляющим в единое целое все компоненты информационной культуры - библиотечно-библиографические знания, культуру чтения, знание возможностей новых информационных технологий. Приобретение информационных знаний, выработка информационных умений предполагает овладение рациональными приемами самостоятельного ведения поиска информации как традиционным (ручным), так и автоматизированным (электронным) способом, освоение формализованных методов аналитико-синтетической переработки информации, применение традиционной и компьютерной технологии для подготовки и оформления результатов своей самостоятельной познавательной деятельности. Итогом претворения в жизнь цели и задач курса является формирование творческой, свободной личности, способной реализовать конституционные права человека и гражданина на доступ к информации, использовать добытую информацию в интересах своего физического, духовного и интеллектуального развития, а также во имя прогресса общества, обладающей активной гражданской позицией, информационно ответственной за свое взаимодействие с информационной средой, убежденной в значимости информации и знаний для решения широкого круга социальных и личных проблем. Таким образом, курсу «Основы информационной культуры личности» отводится общеобразовательное и общеразвивающее место в системе образования. Успешная постановка и внедрение в учебный процесс курса «Основы информационной культуры личности» предполагает соблюдение всех общедидактических принципов: научности, систематичности, преемственности, доступности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, дифференцированное™, индивидуализации, прочности обучения. Отличительными особенностями курса «Основы информационной культуры личности» являются: - полидисциплинарный характер, означающий, что курс строится исходя не из представлений об одном из компонентов информационной культуры - библиотечно-библиографической, компьютерной культуре, культуре чтения (монодисциплинарный подход), а синтезируя достижения ряда научных дисциплин, изучающих феномен информационной культуры (информатика, библиотековедение и библиографоведение, прикладная лингвистика, логика, стилистика текста, прикладная психология, культура чтения и др.). Тем самым содержание курса «Основы информационной культуры личности» усиливается за счет использования информационного потенциала различных наук; - прагматическая направленность обучения, предполагающая вооружение обучаемых знаниями и умениями решения конкретных информационных задач в соответствии с категорией обучаемых и основными видами их учебной или профессиональной деятельности (информационное самообслуживание) в условиях современного информационного взрыва; - формализация и алгоритмизация представления материала, обеспечивающие снижение временных и интеллектуальных затрат при поиске и обработке информации, в частности с помощью компьютера; - блочно-модульный способ построения, заключающийся в том, что, независимо от категории обучаемых, в состав курса входят следующие обязательные блоки (разделы): «Информационные ресурсы и информационная культура общества», «Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения в библиотеках и службах информации», «Аналитико-синтетическая переработка источников информации», «Структура, правила подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной или профессиональной (учебно-методической, научно-исследовательской) деятельности потребителей информации», «Информационная культура и новые информационные технологии». Включение именно этих блоков объясняется тем, что в совокупности они формируют системное, целостное представление об информационной культуре, дают обучаемым знания и умения в области поиска, обработки и использования информации как в традиционном, так и в компьютерном вариантах. В состав каждого блока входят модули (темы). В пределах блока состав модулей может варьироваться в зависимости от категории обучаемых. Использование блочно-модульного принципа построения курса позволило выделить как постоянную, инвариантную часть курса «Основы информационной культуры личности», так и ее вариативную, изменяемую часть. Постоянная, инвариантная часть курса обеспечивает решение следующих задач: давать представление о вхождении мировой цивилизации в информационное общество, о сложности и многообразии существующих в обществе информационных ресурсов; вооружать обучаемых алгоритмами поиска, извлечения и аналитико-синтетической переработки и оценки информации, преобразования найденной информации и получения на этой основе новых данных; учить технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной, научно-исследовательской, профессиональной деятельности пользователя. Вариативная, меняющаяся в зависимости от категории обучаемых, часть курса «Основы информационной культуры личности» учитывает возраст, характер деятельности (учеба, работа), профиль и уровень подготовки, отраслевую специализацию, уровень информационной культуры, информационные потребности и другие факторы. Информационное образование охватывает собой (непосредственно и опосредованно) все стороны жизни человека и общества. В сферу и процесс информационного образования органично должны быть включены семья, школа, колледж, вуз, различные формы повышения квалификации и образования взрослых, средства массовой информации, информационные органы, учреждения культуры и искусства. Особое место среди социальных институтов, причастных к информационному образованию, занимают образовательные учреждения и библиотеки. Результативность их работы по формированию информационной культуры личности, отдельных социальных групп, общества в целом зависит от эффективности их взаимодействия, четкого распределения ролей по реализации курса «Основы информационной культуры личности». Ведущая роль в организации учебных занятий по курсу «Основы информационной культуры личности» должна быть возложена на образовательные учреждения. Только образовательные учреждения в ряду других социальных институтов способны оказывать свое каждодневное влияние на каждого учащегося, обеспечивая систематическую работу по его информационной подготовке. Непременным условием формирования информационной культуры личности на базе образовательных учреждений является наличие специально подготовленных педагогических кадров и адаптированного к специфике образовательной среды информационно-методического обеспечения. Сосредоточение основных ресурсов и средств информационного образования в библиотеках делает их важнейшим участником системы информационного образования. Именно библиотеки дают возможность в полной мере реализовать связь информационной теории с практикой, наглядно представить результаты эффективного решения различных типов информационных задач, ощутить проблемы неподготовленного потребителя информации при работе с реальными массивами информации, помочь ему осознать последствия собственной информационной неграмотности. Существенным фактором повышения эффективности работы библиотек по формированию информационной культуры личности является психолого-педагогическая подготовка библиотечных кадров, внедрение гибкого механизма взаимодействия библиотек с образовательными учреждениями. Исходя из блочно-модульного принципа построения курса и в соответствии с этим механизмом библиотеки должны занять лидирующие позиции в организации информационного обучения по тем модулям (темам), которые невозможно изучить вне библиотеки. В идеале требуется четкое разграничение, дифференциация степени участия библиотек и образовательных учреждений в едином процессе информационного образования. Однако на практике в силу неразработанности теоретических основ и методического обеспечения деятельности по формированию информационной культуры личности в условиях образовательных учреждений библиотеки еще долгое время будут вынуждены заниматься информационным образованием во всем многообразии этой работы. Преодоление трудностей на пути поиска плодотворных решений по разработке методов и средств информационного всеобуча, выработка эффективного механизма взаимодействия образовательных учреждений и библиотек потребуют объединения усилий управленцев и организаторов, теоретиков и практиков библиотечной и образовательной сферы. Лишь объединяя усилия многих, всех и каждого в отдельности, можно решить столь актуальную сегодня задачу информационного образования - задачу формирования информационной культуры |
![]() |
Информационная культура – понятие, сущность, структура ... |
![]() |
Информационное образование и информационная культура личности как... Гендина Н. И. Информационное образование и информационная культура личности как факторы развития информационного общества (2001) |
![]() |
Лекция №1. Введение: Развитие информационных технологий в информационную... Возникают информационная экономика, новая информационная инфраструктура промышленности и социальной сферы, формируется информационная... |
![]() |
Предмет и задачи школьного курса информатики Информация и информационная деятельность человека. Человек как биологическая система обработки информации. Общество как социальная... |
![]() |
Календарно-тематическое планирование учебного материала по курсу Информационная картина мира. Информационное общество. Информационная культура. Информация. Основные информационные процессы. Свойства... |
![]() |
Мкдоу базовский детский сад «Журавушка» Исходя из принципа «здоровый ребенок успешный ребенок», решение проблемы воспитания социально адаптированной личности невозможно... |
![]() |
Гендина Н. И. Информационная грамотность или информационная кульутра:... Проблемы становления информационного общества, и, прежде всего, место человека в таком обществе, в настоящее время являются предметом... |
![]() |
Гуманистическая, информационная, Познавательная, Регулятивная, Семиотическая, Ценностная О шпенглеру, понятия «культура» и «цивилизация» общезначимы, он считает, что культура — это организм, живущий примерно тысячу лет.... |
![]() |
Профилактика заболеваний нервной системы Функциональные нарушения работы нервной системы, вызванные воспитанием ребенка без учета его индивидуальных особенностей, насильственным... |
![]() |
2. Лекция 45 мин Место в учебном плане: первый урок по модулю “Информация. Информационная культура и информационные процессы” |