Разработка урока по Истории древнего мира 5 класс Тема урока: Чему учил китайский мудрец Конфуций




Скачать 149.51 Kb.
Название Разработка урока по Истории древнего мира 5 класс Тема урока: Чему учил китайский мудрец Конфуций
Дата публикации 26.05.2016
Размер 149.51 Kb.
Тип Урок
edushk.ru > История > Урок
Разработка урока по Истории древнего мира 5 класс

Тема урока: Чему учил китайский мудрец Конфуций.

Учитель: Михайлова Светлана Ивановна.

«Учитесь! Ибо жизнь всегда напоминает нам,

что любых наших знаний мало.

Когда человек перестаёт учиться,

он может потерять и то,

чему научился раньше».
Конфуций.


  1. Цели  урока:

- деятельностная цель:  формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), 

- содержательная цель: расширение понятийной  базы  за счет включения в нее новых элементов: Конфуций, конфуцианство.

- воспитательная цель: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе. Воспитать нравственные ценности, ориентиры и убеждения, на примере высказываний и жизни Конфуция как воплощения мудрости и лучших человеческих качеств.

.

2. Задачи:

- личностные: формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

- метапредметные: владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, работать по алгоритму, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

- предметные: способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности.



  1. Тип урока: урок открытия новых знаний

  2. Формы работы учащихся: работа в парах, фронтальная, индивидуальная

  3. Необходимое техническое оборудование: мультимедийный ПК, презентация «Древний Китай», карточки с заданиями для индивидуальной работы, работы в парах, алгоритм.



Оборудование:

1). Учебник: А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свеницкая;

«История Древнего мира», М. Просвещение, 2013 г.

2). Раздаточный материал. Тест «Индия».

3) мультимедиа

4) карта

^ ХОД УРОКА

I этап. Организационный момент.

Приготовились к уроку. А сейчас закройте глаза. Представьте себе чистое голубое небо, яркое теплое солнце. И частичку тепла мысленно подарите своим близким, тем кого вы любите.

^ А сейчас мы начинаем урок.

II этап. Актуализация опорных знаний по теме: «Природа и люди Древней Индии, касты»

Учащиеся работают с перфокартами(регламент 5 минут)

От материка Индию отделяют самые высокие_________________________ горы.

Берега Индии с запада, востока и юга омывают воды ______________________ океана.

Самые многоводные реки Индии это ______________________ и______________________ .

Индийский мудрец ______________________ учил, что главное– личные достоинства человека, а не его происхождение.

По верованиям древних индийцев, бог______________________ создал людей из разных частей своего тела.

В Индии выращивали ______________________ , ______________________ , ______________________ .

______________________ – группа людей с определенными правами и обязанностями.

Древнеиндийское общество в Индии делилось на______________________ , ______________________ , ______________________ , ______________________ , ______________________ .

План :

  1. Географическое положение и природные условия Китая.

  2. Занятия жителей китая.

  3. Конфуций – древнекитайский мыслитель.

  4. Учение Конфуция.

Мы познакомились с государством Индия, его местоположением, религиозными верованиями древних индийцев. Выяснили, что Будда, основатель мировой религии – буддизма, учил отдавать предпочтение личным достоинствам человека, а не его происхождению.

^ Определение темы урока.

Сегодня на уроке мы будем изучать новое государство, но тему вы должны определить сами. Я включу вам музыку и картинку по ним вы должны будете угадать в какую страну мы совершим путешествие. Символом какого государства является дракон. Звучит музыка «Танец Дракона». Слайд.

Усвоение новых знаний и способов действий.

Запись в тетрадь темы урока и составление таблицы.

  • 1. Географическое расположение Китая. ( 5 минут).

  • Работа с картой. Итак, для начала, мы должны как можно больше узнать о стране .

  • С чего начинается изучение незнакомой страны? – географическое положение.
    Показать на карте местоположение древнейшего Китая. –

  • В какой части света расположен Китай? В какой части Азии? – на юго-востоке Азии
    Показать на карте реки Хуанхэ и Янцзы.

  • Какой город сегодня является столицей Китая? (Пекин).

  • ^ СЛАЙД КИТАЙ.

  • Глядя на карту можно ли определить было ли развито земледелие, как вы об этом узнали.



  • Берега Хуанхэ сложены из лесса – горной породы, похожей на мелкий слежавшийся песок. Лессовые почвы мягкие, а при хорошем поливе – очень плодородные. Поэтому уже три с половиной тысячи лет назад на берегах Хуанхэ существовали посёлки земледельцев и скотоводов. В то же время берега Янцзы, покрытые густыми лесами, не были заселены. Какие крупнейшие реки древности они напоминают? – Тигр и Евфрат.
    Земледельцы Китая не боялись засухи и не спешили укрощать течение бурных рек. Однако немало бед причиняла Хуанхэ - «река, надрывающая сердце» или «река тысячи бед».



^ Слайд КОНФУЦИЙ

Изучая религию Индии мы выяснили, что Будда, основатель мировой религии – буддизма, учил отдавать предпочтение личным достоинствам человека, а не его происхождению. А в Китае жил мудрец Конфуций и с его биографией и деятельностью мы сейчас познакомимся и постараемся ответить на вопрос: актуально ли учение Конфуция в наше время 21 века, для нас с вами сегодня.

А сейчас приступаем к работе с алгоритмом.

^ 2.Конфуций - китайский философ.(12 минут)

Биография Конфуция.

I. Годы жизни и правления.

Конфуций (КУН ЦЮ) 551-479 гг. до н.э.

-Это годы жизни.

-Теперь ищем факты, которые помогут нам записать краткую биографию. Учащиеся читают текст и выделяют главное.

II. Этапы жизни и деятельности (краткая биография)

Записываем.

551 год до н.э. родился в г. Лу._В бедной аристократической семье, много учился.

В 22 года начал обучать сам, стал лучшим учителем в Китае.

В 42 года после смерти матери соблюдал траур три года.

В 50 лет начал политическую деятельность, но карьера прервалась.

Путешествует по Китаю. Редактирует книги.

Написал свою книгу «Луньюй». Беседы и рассуждения.

До конца жизни работал учителем и записывал свои мысли.

III. Основные действия и взгляды, решаемые проблемы.

Основная суть учений Конфуция сводилась к тому, что необходимо создать организованное общество, в котором люди будут довольны своим положением. Для этого всем следует жить в гармонии, быть честными, добрыми и законопослушными, а также уважать своих родителей. Правитель должен относится к народу, как отец к своим детям.

IV. Предшественники и последователи; положения, которые показывают сходство и различие взглядов нескольких исторических лиц.

Черпал мудрость из древних книг. Правитель из династии Хань в 202 г до н.э. принял идеи философа, и возвёл их в ранг религии. Так появилось религиозно - философское учение – конфуцианство.

V. Историческое значение личности

Историческое значение личности Конфуция в том, что ему удалось, пусть не при жизни, добиться того, что Китай развиваться по начертанному им пути. Не пути ужесточения законов, а гармонизации отношений.

^ Работа с текстом учебника стр. 105-106 высшая добродетель-уважение к старшим.

ВОПРОС: Что по мнению Конфуция было высшей добродетелью.


Физкультурная минутка(1-2 мин.)

Сейчас мы проведем небольшое исследование, самостоятельно прочитаете пункт 3 на стр. 107 и ответите на вопросы:

На чем писали древние китайцы?

Как назывались буквы?

Как выглядела книга?

Сравнить с письменностью Египта, Междуречья.

^ 3. Учение Конфуция. Как должны вести себя учтивые китайцы. (работа с текстом учебника стр. 108) (5мин.)

Работа в группах. (Учащиеся читают пункты учебника и отвечают на поставленный вопрос

1.Рассказать, как вели себя учтивые китайцы?

2. И можно ли Конфуция назвать учтивым китайцем?

Прав ли был применительно к нашему времени Конфуций, считавший , что воспитанного человека можно узнать по его поведению?).

Ребята, конечно правители, которые пришли к власти в Китае не прислушивались к Конфуцию и управляли государством, опираясь на жестокие законы. И только правитель из династии Хань в 202 г до н.э. принял идеи философа, и возвёл их в ранг религии. Так берёт начало Религиолзно - философское учение –конфуцианство.

Рефлексия. (5 минут) Работа с карточкой№2.(3 мин)

Я предлагаю обратиться к высказываниям Конфуция, прочитать их и решить , что можно сегодня нам взять для жизни, а что нет. Выбрать важную мысль. Для себя, для нашего времени подходит ли учение Конфуция. Что можно взять для себя лично?

Высказывания

принимаю (+)

не принимаю (-)

1.) Удачи тешат, неудачи – учат.




2) Дурные поступки люди делают от лени. Чтобы сделать добрый поступок, надо затратить труд.




3) Почтительный сын-это тот, кто огорчает отца и мать разве, что своей болезнью.




4)Учиться надо, чтобы совершенствовать себя, а не чтобы удивить других.




5) Секрет счастья прост, уступай дорогу встречному и делись куском хлеба с ближним.




6)Будьте почтительны к родителям и учителям вашим. Только в милосердии и самопожертвовании опережайте их.










Учащиеся самостоятельно читают высказывания и отмечают для себя, что сегодня актуально для них, а что нет. Когда учитель спрашивает, что подходит, а что нет, то выясняется, что и сегодня все его высказывания верны и актуальны. Учитель подводит учащихся к пониманию того, что это мудрость проверенная веками и даже после нас люди будут удивляться мудрости Конфуция.

Мудрые мысли Конфуция похожи на бесценные бриллианты, которые не меркнут, сколько бы лет не прошло. И многим людям помогают в жизни. Они помогают человеку всегда оставаться человеком, а это в жизни самое главное и трудное. Заслуга Конфуция в том, что он дал нам рецепт как надо жить, чтобы всем в обществе жилось хорошо, жить по правилу: «Не делай людям того, чего не желаешь себе». Тогда не будет войн, революций и других потрясений.

Китай – это страна, в которой всё уникально, мудро, удивительно! В этой стране всё величественно и потрясает воображение : Великая Китайская равнина, реки Хуанхэ и Янцзы. Китайская нация имеет многовековую историю и блестящую культуру. У китайского народа выработаны и воспитаны такие прекрасные традиционные черты характера, как трудолюбие, мужество, простота и доброта.

^ Что нового вы узнали на уроке?

Выслушать ответ.

Итог урока (3 мин)

Вернемся к нашему плану урока, что мы нового узнали.

Ребята как вы думаете, мы справились с поставленными задачами.

  1. Географическое положение и природные условия Китая.

  2. Конфуций – древнекитайский мыслитель.

  3. Учение Конфуция.

Какую мудрость вы взяли для себя.

Что вам больше всего понравилось?

Что у вас получилось лучше всего?

Что не получилось?

^ Спасибо за урок.

Д\З §22, приготовить пересказ биографии Конфуция.

Опережающее задание «Тайна Великой Китайской стены»(исп интернет ресурсов).

Раздаточный материал для урока.

^ Биография Конфуция

Конфуций (Кун Цю) (551-479 гг. до н.э.) - древний китайский проповедник и писатель. В историю мировой культуры Конфуций пошел как основоположник особой религии - конфуцианство. На самом же деле Конфуций родился в городе Лу (совр. Цюйфу, провинции Шаньдун) в благородной, но обедневшей семье аристократов чиновников и военных. Поэтому его жизнь была наполнена лишениями и одновременно страстным желанием пробиться и стать достойным и уважаемым членом общества.

Его отличало жадное стремление к знаниям. Юноша много читал и старался приобрести любые книги, какие только ему удавалось найти. Книг в то время было немного, и они писались на кусках дерева бамбука или шелке. В первую очередь его интересовали традиции и религии Китая, древняя история и литература.

Конфуций много учился и в 22 года начал обучать сам, вскоре прославившись как один из лучших педагогов Китая. В школе Конфуция дети изучали четыре дисциплины: мораль, язык, политику и литературу,

После смерти матери он последовал общепринятому обычаю - вернулся домой и соблюдал траур три года. Он отказался от всех удовольствий, только читал и занимался самообразованием. Ему тогда было 42 года.

В 50 лет Конфуций начал политическую деятельность и вскоре занял высокое положение в Лу, Но какое-то время спустя ему пришлось уйти со службы из-за интриг. После этого Конфуций в течение 13 лет путешествовал по Китаю, но так и не нашел применения своим способностям и идеям. В дальнейшем он уже не вернулся на службу и большую часть жизни занимался тем, что преподавал и служил домашним учителем детей в семьях знатных господ и официальных лиц. Кроме того, он собирал и редактировал основные философские книги «Шуцзин», «Ицзин», а также первую историческую хронику Китая «Чуныцо».

Учение Конфуция стало известно по книге «Луньюй» («Беседы и суждения»), составленной из записей, сделанных его учениками. Основная суть учений Конфуция сводилась к тому, что необходимо создать организованное общество, в котором люди будут довольны своим положением. Для этого всем следует жить в гармонии, быть честными, добрыми и законопослушными, а также уважать своих родителей. Правитель из династии Хань в 202 г до н.э. принял идеи философа, и возвёл их в ранг религии. Так появилось религиозно - философское учение –конфуцианство.

Он также утверждал, что управлять низшими классами следует, прежде всего, с помощью доброты и гуманного к ним отношения, а не с помощью силы. Конфуций сформулировал золотое правило нравственности: «Не причиняй другим то, чего не желаешь себе. Тогда ни в государстве, ни в семье не будет недовольства». Отсюда и происходит китайская традиция правления, когда правитель и его чиновники являются для народа «отцом и матерью». Подобные взгляды Конфуция основались на его особом отношении к семье и на поклонении предкам. Историческое значение личности Конфуция в том, что ему удалось, пусть не при жизни, добиться того, что Китай развиваться по предложенному им пути. Не пути ужесточения законов, а гармонизации отношений. В свою очередь корнями они уходили в традиции китайской культуры.

А сеКарточка№1

1.Китай расположен в……….

2Первые цивилизации возникли между реками ……и ……. по ……. ………. равнине.

3.Китай стал единым государством в ….веке до н.э.

Карточка №2

Высказывания

принимаю (+)

не принимаю (-)

1.) Удачи тешат, неудачи – учат. Всё хорошо в Поднебесной.




2) Дурные поступки люди делают от лени. Чтобы сделать добрый поступок, надо затратить труд.




3) Почтительный сын-это тот, кто огорчает отца и мать разве, что своей болезнью.




4)Учиться надо, чтобы совершенствовать себя, а не чтобы удивить других.




5) Секрет счастья прост, уступай дорогу встречному и делись куском хлеба с ближним.




6)Будьте почтительны к родителям и учителям вашим. Только в милосердии и самопожертвовании опережайте их.




^ Раздаточный материал для урока.

Биография Конфуция

Конфуций (Кун Цю) (551-479 гг. до н.э.) - древний китайский проповедник и писатель. В историю мировой культуры Конфуций пошел как основоположник особой религии - конфуцианство. На самом же деле Конфуций родился в городе Лу (совр. Цюйфу, провинции Шаньдун) в благородной, но обедневшей семье аристократов чиновников и военных..Его отличало жадное стремление к знаниям. Юноша много читал и старался приобрести любые книги, какие только ему удавалось найти. Книг в то время было немного, и они писались на кусках дерева бамбука или шелке. В первую очередь его интересовали традиции и религии Китая, древняя история и литература.

Конфуций много учился и в 22 года начал обучать сам, вскоре прославившись как один из лучших педагогов Китая. В школе Конфуция дети изучали четыре дисциплины: мораль, язык, политику и литературу, Учение Конфуция стало известно по книге «Луньюй» («Беседы и суждения»), составленной из записей, сделанных его учениками. Основная суть учений Конфуция сводилась к тому, что необходимо создать организованное общество, в котором люди будут довольны своим положением. Для этого всем следует жить в гармонии, быть честными, добрыми и законопослушными, а также уважать своих родителей. Правитель из династии Хань в 202 г до н.э. принял идеи философа, и возвёл их в ранг религии. Так появилось религиозно - философское учение –конфуцианство. Он также утверждал, что управлять низшими классами следует, прежде всего, с помощью доброты и гуманного к ним отношения, а не с помощью силы. Конфуций сформулировал золотое правило нравственности: «Не причиняй другим то, чего не желаешь себе. Тогда ни в государстве, ни в семье не будет недовольства». Отсюда и происходит китайская традиция правления, когда правитель и его чиновники являются для народа «отцом и матерью». Подобные взгляды Конфуция основались на его особом отношении к семье и на поклонении предкам. Историческое значение личности Конфуция в том, что ему удалось, пусть не при жизни, добиться того, что Китай развиваться по предложенному им пути. Не пути ужесточения законов, а гармонизации отношений. В свою очередь корнями они уходили в традиции китайской культуры.

Карточка №2

Высказывания

принимаю (+)

не принимаю (-)

1.) Удачи тешат, неудачи – учат.




2) Дурные поступки люди делают от лени. Чтобы сделать добрый поступок, надо затратить труд.




3) Почтительный сын-это тот, кто огорчает отца и мать разве, что своей болезнью.




4)Учиться надо, чтобы совершенствовать себя, а не чтобы удивить других.




5) Секрет счастья прост, уступай дорогу встречному и делись куском хлеба с ближним.




6)Будьте почтительны к родителям и учителям вашим. Только в милосердии и самопожертвовании опережайте их.




Карточка №2

Высказывания

принимаю (+)

не принимаю (-)

1.) Удачи тешат, неудачи – учат. Всё хорошо в Поднебесной.




2) Дурные поступки люди делают от лени. Чтобы сделать добрый поступок, надо затратить труд.




3) Почтительный сын-это тот, кто огорчает отца и мать разве, что своей болезнью.




4)Учиться надо, чтобы совершенствовать себя, а не чтобы удивить других.




5) Секрет счастья прост, уступай дорогу встречному и делись куском хлеба с ближним.




6)Будьте почтительны к родителям и учителям вашим. Только в милосердии и самопожертвовании опережайте их.





^ КАРТОЧКА №1 «Природа и люди Древней Индии, касты»

От материка Индию отделяют самые высокие_________________________ горы.

Берега Индии с запада, востока и юга омывают воды ______________________ океана.

Самые многоводные реки Индии это ______________________ и______________________

Индийский мудрец ______________________ учил, что главное– личные достоинства человека, а не его происхождение.

По верованиям древних индийцев, бог______________________ создал людей из разных частей своего тела.

В Индии выращивали ______________________ , ______________________ , ______________________ .

______________________ – группа людей с определенными правами и обязанностями.

Древнеиндийское общество в Индии делилось на______________________ , ______________________ , ______________________ , ______________________ , ______________________ .

Карточка №2

Высказывания

принимаю (+)

не принимаю (-)

1.) Удачи тешат, неудачи – учат. Всё хорошо в Поднебесной.




2) Дурные поступки люди делают от лени. Чтобы сделать добрый поступок, надо затратить труд.




3) Почтительный сын-это тот, кто огорчает отца и мать разве, что своей болезнью.




4)Учиться надо, чтобы совершенствовать себя, а не чтобы удивить других.




5) Секрет счастья прост, уступай дорогу встречному и делись куском хлеба с ближним.




6)Будьте почтительны к родителям и учителям вашим. Только в милосердии и самопожертвовании опережайте их.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Разработка урока по Истории древнего мира 5 класс Тема урока: Чему учил китайский мудрец Конфуций icon Пояснительная записка к рабочей программе по истории Древнего мира...
«Просвещение», ориентированной на использование учебника Вигасин А. А «Истории древнего мира»; Базисного учебного плана 2004 г; требований...
Разработка урока по Истории древнего мира 5 класс Тема урока: Чему учил китайский мудрец Конфуций icon Конспект урока по истории. Тема урока: Социально экономическое развитие...
Цель урока: Полвести учащихся к пониманию того, что именно феодально –крепостническая система долгое время не способствовала развитию...
Разработка урока по Истории древнего мира 5 класс Тема урока: Чему учил китайский мудрец Конфуций icon Пояснительная записка к рабочей программе по истории Древнего мира...
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории мо РФ...
Разработка урока по Истории древнего мира 5 класс Тема урока: Чему учил китайский мудрец Конфуций icon Пояснительная записка к рабочей программе по истории Древнего мира...
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории мо РФ...
Разработка урока по Истории древнего мира 5 класс Тема урока: Чему учил китайский мудрец Конфуций icon Разработка урока по английскому языку в 5 классе Тема: «Англо говорящие страны»
Ос н а щ е н и е у р о к а: географическая карта мира или глобус, резиновое кольцо
Разработка урока по Истории древнего мира 5 класс Тема урока: Чему учил китайский мудрец Конфуций icon Урок игра «Поле чудес» план урока тема урока
Тема урока: Проверочная работа за Iсеместр I курса. Специальность повар, кондитер
Разработка урока по Истории древнего мира 5 класс Тема урока: Чему учил китайский мудрец Конфуций icon Методическая разработка урока по обществознанию Тема: «Религия как одна из форм культуры»
Тип урока: урок – исследование с элементами проектной деятельности и использованием мультимедийной презентационной технологии
Разработка урока по Истории древнего мира 5 класс Тема урока: Чему учил китайский мудрец Конфуций icon Разработка урока чтения(4 класс). Тема. М. Ю. Лермонтов «Дары Терека»
Учебник: Климанова, Горецкий, Голованова: Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях
Разработка урока по Истории древнего мира 5 класс Тема урока: Чему учил китайский мудрец Конфуций icon Урока Тема урока Сведения по истории литературы
Виды деятельности учащихся по развитию аналитических, интерпретаторских и творческих умений
Разработка урока по Истории древнего мира 5 класс Тема урока: Чему учил китайский мудрец Конфуций icon Методическая разработка урока обществознания в 10 классе Тема урока:...
Содействовать совершенствованию умений выделять главное в содержании материала и составлять план-конспект, работать с различными...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница