Скачать 86.22 Kb.
|
Урок по истории для 6-го класса по теме "Средневековая деревня и её обитатели" провел учитель истории Абуталипов Кадим Джиганшеевич Тип урока: комбинированный Форма урока: урок, с использованием ИКТ Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и бытом средневековых крестьян Задачи урока: образовательная: сформировать представление у учащихся о феодальных повинностях, крестьянской общине, подвести к пониманию того, что натуральное хозяйство – основа феодализма. развивающая: продолжить формирование навыков работы с историческими источниками, иллюстративным материалом, составления характеристики отдельных социальных групп средневекового общества, составления связного рассказа и участия в обсуждении продолжить формирование умения составлять схемы работа с новыми понятиями и терминами. воспитательная: формировать у учащихся понимание сути рыцарского поведения в средневековую эпоху и в современное время; воспитывать уважение к крестьянскому труду Оборудование: Мультимедиа аппаратура. Авторские презентации Раздаточный материал (^ Учебник «История средних веков» Е.В. Агибаловой, Г.М.Донского. М., 2005 Оформление доски: тема урока, план урока, новые слова (повинности, барщина, оброк, натуральное хозяйство), домашнее задание. Ход урока 1. Организационный момент. 2. Актуализация знаний по теме: «В рыцарском замке». Презентация 1. 1* Работа с классом. Проверку домашнего задания можно начать с фронтального опроса в форме викторины, используя по желанию учителя презентацию «В рыцарском замке». Вопросы викторины появляются по щелчку и сопровождаются иллюстрациями. Учащиеся, получившие наибольшее количество правильных ответов, получают оценку в журнал. 2*Работа с историческими источниками. Несколько учащихся до начала викторины получают раздаточный материал с заданием для подготовки, пока идет фронтальный опрос. Можно организовать работу в парах. (Карточки №1,2 – Приложение 1.) Далее ход урока идет согласно презентации. Учитель может сам контролировать количество заданий для опроса в зависимости от уровня подготовленности класса и времени для опроса. Слайд 2, 3, 4 1.Что означает слово «рыцарь» в переводе с германского? (Всадник, конный воин) 2.Каково было главное занятие рыцарей? (Война, военное дело) 3.Как рыцари относились к простым людям? (С пренебрежением, высокомерно, грубо, жестоко) 4. Каковы были главные развлечения рыцарей? (Турниры, охота, пиры) 5. Что такое герб? О чем он свидетельствовал? (Отличительный знак рода. Свидетельствовал о древности рода, знаменитых предках). 6. Что такое девиз? (Краткое изречение, объясняющее смысл герба) 7. Что такое турнир? ( Военное состязание рыцарей в силе и ловкости) 8. Кого называли герольдами? ( Специальных глашатаев, объявляющих имена рыцарей, вступающих в бой) 9. Кто допускался к турниру? ( До турнира допускали тех рыцарей, у которых отец, дед и прадед были свободными людьми) 10. За какие проступки в средние века рыцарей могли не допустить к участию в турнире? (За обиду, нанесенную даме, за нарушение клятвы, за ограбление имущества церкви, за убийство, за нарушение святости брака, за дачу денег под проценты) 11. Что такое «феод»? ( Это земельное владение, которое давалось за несение военной службы и передавалось по наследству). 12. Кого называли феодалами? ( Владельцев земли, которую они получили за несение военной службы) 13. Кто такие сеньоры и вассалы? (Сеньор – «старший» из феодалов, держатель земли - давал часть своих земель с крестьянами мелким феодалам за несение службы и присяги верности; вассал –подчиненный - получал земли и обязан был служить сеньору). 14. Что означал порядок: «Вассал моего вассала – не мой вассал»? (В Средние века сложилась феодальная лестница – отношения между феодалами - крупными, средними, мелкими - согласно их положению в обществе, когда один и тот же феодал был сеньором более мелкого и вассалом более крупного феодала. Вассалы должны были подчиняться только своим сеньорам). ^ Слайд 5 – работа с иллюстративным материалом – опишите, используя картинки, снаряжение и экипировку рыцарей. Слайд 6 – проблемный вопрос - Во время турнира рыцарей поджидали опасности: можно было получить увечье, травму при падении из седла и даже погибнуть. Но самым большим наказанием для участников турнира следует считать …пыль. Объясните, почему? ( Участвуя в поединке, рыцари с лошадьми поднимали пыль. Если рыцарь упадет лицом вниз, то из-за тяжести доспехов сам он без помощи не встанет, а пыль, влетая в ноздри, глаза, не дает человеку дышать, и он может погибнуть). Слайд 7 – работа с историческими источниками – Приложение 1. Карточка №1. Что описывается в приведенном отрывке: турнир или боевое сражение? В чем сходство турнира и битвы и в чем отличие? (Отвечают учащиеся, получившие это задание ранее) Слайд 8 – работа с историческими источниками – Приложение 1. Карточка №2. Расскажите о главных для средневекового рыцаря ценностях. Используйте при ответе средневековые тексты. (Отвечают учащиеся, получившие это задание ранее.) Вопросы классу :
3задание : составить связный рассказ, используя иллюстрации, новые понятия и термины. Слайд 9 – Представьте, что вы попали… в рыцарский замок. Расскажите, что он представлял. Слайд 10 - Представьте, что вы попали на рыцарский турнир. Расскажите, что вы увидели? Слайд 11 - Представьте, что вы попали на обряд посвящения в рыцари. Как он проходил? «Бросить перчатку» (Чтобы вызвать на поединок рыцарь бросал противнику перчатку. Тот, кто поднимал перчатку – принимал вызов. Сейчас это выражение означает - вызвать на спор, состязание) «Копья ломать». (На турнирах рыцари сражались на копьях. Им надо было выбить друг друга из седла ударом в железные латы. Копья ломались. Это выражение обозначает ожесточенную борьбу) «Открытое забрало». (Забрало – передняя часть шлема, которая защищала лицо рыцаря. Во время боя оно было опущено. Перед знакомыми людьми его не опускали, значит, намерения были добрые. Сегодня имеется в виду честное, открытое поведение) «Без страха и упрека» (В Средние века у рыцарей существовал кодекс рыцарской чести, согласно которому трусость, предательство считалось позором. Самым страшным была не смерть, а «позор и срам». Имеется в виду поведение согласно кодексу рыцарской чести – смелость, благородство, верность, великодушие) 3.Изучению новой темы: «Средневековая деревня и ее обитатели». Презентация 2. При изучении новой темы (Слайд 1), учитель, по желанию, может использовать презентацию «Средневековая деревня и ее обитатели». Основные положения темы учащиеся записывают в тетрадь в виде схемы, предварительно работая с текстом учебника Итак, мы с вами познакомились с жизнью феодалов. Они были собственниками земли: владели полями, лугами, лесами, реками и озерами. На землях феодалов жили крестьяне. Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью и бытом средневековых крестьян. План урока: (Слайд 2) 1* Отношения феодала с крестьянами. 2* Крестьянская община. 3* Жизнь крестьян 4* Натуральное хозяйство. 1* На землях свободной деревни возникает феодальная вотчина – земля феодала, передаваемая по наследству от отца к сыну. Пахотная земля в вотчине делилась на господскую и крестьянскую. (Слайд 3). Давайте узнаем, как складывались отношения между феодалами и крестьянами. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Прочитать п.2 § 12, С.97-98. Беседа по прочитанному материалу, запись схемы и новых понятий в тетрадь. Фрагменты схемы появляются по щелчку, чтобы ребята успевали записывать (Слайд 4). - Что такое «повинность»? (Это принудительные обязанности за пользование крестьянами землей феодала). - Какие повинности несли крестьяне? (Барщину и оброк) - Что называлось барщиной? (Все работы в поместье феодала) - Что такое оброк? (Это часть продуктов труда крестьянина, которую он отдавал своему хозяину). Свободных крестьян к XII веку почти не осталось. Но все они были несвободны по-разному. Одни были поземельно зависимыми, другие – лично зависимыми. (Слайд 5) - Положение каких крестьян было наиболее тяжелым? Почему? Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника – С. 98-99. 2* Рассказ учителя о крестьянской общине в рамках учебника. (Слайд 6) Крестьянская община ведала хозяйственными делами: делила землю, решала, что сеять и когда убирать урожай, владела угодьями поддерживала мир и порядок, сохраняла традиции помогала бедным выплачивать налоги оказывала упорное сопротивление феодалу, чтобы ограничить повинности и произвол господ Ребята, как вы думаете, злоупотребляли (проявление коррупции) ли своим служебным положением феодалы».
Учащиеся получают раздаточный материал: «Из описаний владений одного монастыря». X век. Приложение 1. ^ Данное задание предполагает не только формирование умения работать с текстом, но и несет воспитательный момент. Показывая на конкретных примерах тяжесть крестьянского труда, необходимо воспитывать в учащихся уважение к нелегкому труду сельских тружеников. Этой задаче служат и иллюстрации, сопровождающие презентацию. Прочитав документ, мы с вами узнали, что все необходимое для жизни крестьян и феодалов производилось в самой вотчине: и продукты питания, и оружие, и конная сбруя, и ткани, одежда. Только за приобретением соли и железа приходилось ездить туда, где их добывали. Такой тип хозяйства, где все необходимое производилось не для продажи, а для собственного потребления, называется натуральным. Натуральное хозяйство является основой феодального общества. (Слайд 8)
Средневековая французская пословица гласит: «С кого раз сдерешь шкуру, того не пострижешь дважды». В чем ее смысл? 5. Подведение итогов урока, выставление оценок в журнал. Домашнее задание. Прочитать §12. Выучить новые слова: вотчина, повинности, барщина, оброк, натуральное хозяйство. Подготовить развернутый ответ на вопрос: «Как жили крестьяне в Средние века». |
![]() |
Урок по теме «Our favourite food» Урок английского языка проводится в 3-м классе. Это заключительный урок по теме «Our favourite food» (раздел 1-й по учебнику Английский... |
![]() |
Урок биологии в IX классе. Этот урок разработан для IX класса учебник Этот урок разработан для IX класса ( учебник под редакцией И. Н. Пономаревой), но может быть проведен и в XI классе при условии усложнения... |
![]() |
Урок истории в 11 классе «Фашизм как феномен ХХ века» Образовательные актуализировать знания по теме тоталитаризма и фашизма в Европе,полученные на уроках истории, расширить и углубить... |
![]() |
Урок по теме «кислоты» Урок по теме «кислоты» в 8 классе. Учитель химии первой квалификационной категории Савич Т. Н |
![]() |
Урока «Известные люди» Пояснительная записка Урок по теме «Известные люди» Урок по теме «Известные люди» разработан для проведения в 9 классе на основе учебно-методического комплекса под редакцией К. И. Кауфман,... |
![]() |
Проверочная работа по истории для уч-ся 11 класса Задания по теме «Великая Отечественная война» При выполнении заданий этой части нужно выбрать один ответ из четырех предложенных |
![]() |
Урок по теме: "Паскаль. Квадратная матрица". 11-й класс Урок по теме “Квадратная матрица” входит в состав содержательной линии “Информационные технологии” |
![]() |
Урок по теме: «Земля». Задачи урока: обобщить и систематизировать знания по теме: «Земля» Урок проводится в форме соревнования между командами. Команды формируются по жребию до начала урока. Количество команд зависит от... |
![]() |
Рабочая программа по Истории рассчитана на обучающихся 11-го класса... М., Дрофа 2008г в соответствии с буп 2004г. Данная программа обеспечивает изучение курса истории России 20-начало 21в век и истории... |
![]() |
Урок математики во 2 классе по теме «Метр» Левчун Н. М. провела открытый урок математики во 2 классе по теме «Метр» с использованием групповых форм работы |