Скачать 0.97 Mb.
|
МБОУ СОШ №1 р.п. Новоспасское
Рабочая программа учебного курса по истории для 5 класса (базовый уровень) Учитель истории и обществознания 2014-2015 учебный год. ^ Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы по истории. 5-9 классы. – Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы. М : Просвещение, 2011; Рабочей программы по всеобщей истории 5-9 классы. – Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А.Вигасина – О.С. Сороко-Цюпы. 5-9 классы. М.: Просвещение, 2011. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «История Древнего мира 5 класс». М: Просвещение, 2014г. Рабочая программа рассчитана на 70 часов. Общая характеристика курса Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся 5 классов к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на важные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего и среднего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История» даёт учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества. Курс истории в 5 классе является частью концентрической системы исторического образования. Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного и полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из них этих ступеней. Изучение истории позволяет систематизировать знания обучающихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации. Основные содержательные линии рабочей программы в 5 классах реализуются в рамках курса – «Всеобщая история. История Древнего мира». Внутренняя периодизация в рамках этого курса учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала. Реализация программы исторического образования в 5 классе предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории и обществоведения позволяет обучающимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни. Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания обучающихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом. Особенностью преподавания истории в 5 классах является то, что данный курс впервые изучается обучающимися. В начальной школе изучался курс «Окружающий мир», который позволял сформировать первичные знания о социальных объектах и явлениях как о компонентах единого мира. ^ В соответствии с базисным планом предмет «Всеобщая история» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени среднего (полного) общего образования. Базисный учебный план для образовательных учреждений РФ в целом выделяет 196ч на изучение всеобщей истории в 5-9 классах основной школы; для обязательного изучения учебного предмета «История Древнего мира» в 5 классе не менее 68ч ( два учебных часа в неделю). Всего 70 часов два раза в неделю. Цели обучения, воспитания и развития обучающихся Изучение истории в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
Исходя из поставленных целей можно определить следующие задачи обучения: - формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Античности; - овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История Древнего мира»; - воспитание толерантности, уважения к культурному наследию. Религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциал греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов; -формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира; -развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях; - формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества. Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур. ^ Предметные результаты: - овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны; - способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории; - способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве; - умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней; - расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом; - готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира. ^ - способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.; - овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; - способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); - готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении; - активное применение знаний и приобретенных умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме. ^ - осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; - освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; - осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; - понимание культурного многообразия мира, уважения к культуре своего народа и других народов, толерантность. ^ учащихся в 5 классе Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого учебного материала. Примерные виды контроля учебных достижений по предмету: устный опрос, тест, самопроверка, взаимопроверка, самостоятельная работа, исторический диктант, словарная работа, проверочная работа, сочинение, работа по карточкам и т.д. Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям: - способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; - способность к сотрудничеству и коммуникации; - способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику; - способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития; - способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии. Оценка достижения учеником метапредметных результатов осуществляется по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации. Главной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта. Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе проводится на основе соответствия ученика следующим требованиям: - соблюдение норм и правил поведения; - прилежание и ответственность за результаты обучения; - готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории; - наличие позитивной ценностно-смысловой установки ученика, формируемой средствами конкретного предмета. Достижения личностных результатов отражаются в индивидуальных накопительных портфолио обучающихся. и т.д. ^ История Древнего мира. Введение. Откуда мы знаем, как жили наши предки. Письменные источники о прошлом. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Счет лет в истории. Хронология – наука об измерении времени. Опыт, культура счета времени по годам в древних государствах. Изменения счета лет с наступлением христианской эры. Особенности обозначения фактов до нашей эры (обратный счет). Представление о понятиях: год, век, тысячелетие, эпоха, эра. ^ Тема 1 Первобытные собиратели и охотники. Представление о понятии «первобытные люди». Древнейшие люди. Наши далекие предки. Прародина человека. Археологические свидетельства первобытного состояния древнейшего человека. Орудия труда и складывание опыта их изготовления. Собирательство и охота – способы добывания пищи. Первое великое открытие человека – овладение огнем. ^ . Расселение древнейших людей и его особенности. Испытание холодом. Освоение пещер. Строительство жилища. Освоение промысла охоты. Охота как основной способ добычи пищи древнейшего человека. Умение сообща достигать цели в охоте. Новые орудия охоты древнейшего человека. Человек разумный: кто он? Родовые общины. Сообщество сородичей. Особенности совместного ведения хозяйства в родовой общине. Распределение обязанностей в родовой общине. ^ Как была найдена пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Человек «заколдовывает» зверя. Зарождение веры в душу. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. ^ Возникновение земледелия и скотоводства. Представление о зарождении производящего хозяйства: мотыжное земледелие. Первые орудия труда земледельцев .Районы раннего земледелия. Приручение животных Скотоводство и изменения в жизни людей. Последствия перехода к производящему хозяйству. Освоение ремесел. Гончарное дело, прядение, ткачество. Изобретение ткацкого станка. ^ . Племя: изменение отношений. Управление племенем. Представления о происхождении рода, племени. Первобытные религиозные верования земледельцев и скотоводов. Зарождение культа. Появление неравенства и знати. Развитие ремесел. Выделение ремесленников в общине. Изобретение гончарного круга. Начало обработки металлов. Изобретение плуга. От родовой общины к соседской. Выделение семьи. Возникновение неравенства в общине земледельцев. Выделение знати. Преобразование поселений в города. Повторение. Какой опыт, наследие дала человечеству эпоха первобытности? Переход от первобытности к цивилизации (неолитическая революция), выделение ремесла, появление городов, государств, письменности. ^ Измерение времени по годам. Как в древности считали года. Счет лет, которым мы пользуемся. Летоисчисление от Рождества Христова. Наша эра. «Линия» времени как схема ориентировки в историческом времени. Раздел 2. Древний Восток. ^ Государство на берегах Нила. Страна Египет. Местоположение. Разливы Нила и природные условия. Земледелие в Древнем Египте. Система орошения. Возникновение единого государства в Египте. Управление страной. ^ Жители Египта. Ремесла и обмен. Писцы собирают налоги. Жизнь египетского вельможи. О чем могут рассказать гробницы вельмож. Отношения фараона и вельможей. ^ . Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев. Военные колесницы египтян. Завоевательные походы Тут- моса з. Главные города Древнего Египта. ^ . Боги и жрецы. Храмы – жилища богов. Священные животные. Мифы. Фараон – сын Солнца. «Книга мертвых». Искусство древних египтян. Первое из чудес света. Пирамиды. Большой сфинкс. Внешний вид и внутреннее устройство храма. Гробница фараона Тутанхамона. Искусство древнеегипетской скульптуры: статуя, скульптурный портрет. Экспозиции древнеегипетского искусства в национальных музеях мира: Эрмитаж, Лувр, Британский музей. ^ . Загадочные письмена и их разгадка. Иероглифическое письмо. Египетские папирусы. Свиток папируса – древнеегипетская книга. Школа писцов. Изобретения инструментов отчета времени. Повторение. Достижения древних египтян. Неограниченная власть фараонов. Представления о загробном воздаянии. |
![]() |
Рабочая программа по математике «Согласовано» на «Утверждено» заседании шмо учителей на педагогическом совете начальных классов (протокол №1 от 29. 08. 2014г.) |
![]() |
Рабочая программа по окружающему миру «Согласовано» на «Утверждено» заседании шмо учителей на педагогическом совете начальных классов (протокол №1 от 29. 08. 2014г.) |
![]() |
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного... «Согласовано» на «Утверждено» заседании шмо учителей на педагогическом совете начальных классов (протокол №1 от 29. 08. 2014г.) |
![]() |
Рабочая программа по литературе 6 класс Рассмотрена и рекомендована к утверждению методическим объединением учителей филологии и обществознания |
![]() |
Программа обсуждена на заседании педагогического совета протокол... Е учреждение «департамент образования местной администрации городского округа нальчик» кабардино-балкарской республики муниципальное... |
![]() |
Программа рассмотрена на заседании мо учителей начальных классов Рабочая программа учебного предмета «Технология» для 1- 4 класса разработана в соответствии с требованиями |
![]() |
Программа рассмотрена на заседании мо учителей начальных классов Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 1 класса разработана в соответствии с требованиями |
![]() |
Программа цикла гос впо по специальности 030505 правоохранительная... Программа предназначена для слушателей факультета подготовки сотрудников горрайорганов. Рассмотрена на заседании кафедры юридической... |
![]() |
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры "Дерматовенерологии... Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... |
![]() |
Рабочая программа по истории для 5 класса Учитель: Клепикова М. В Рассмотрена и рекомендована к утверждению методическим объединением учителей гуманитарного цикла |