Величие духа женщины в поэме Н. А. Некрасова «Русские женщины»




Скачать 133.76 Kb.
Название Величие духа женщины в поэме Н. А. Некрасова «Русские женщины»
Дата публикации 20.07.2016
Размер 133.76 Kb.
Тип Урок
edushk.ru > История > Урок
Тема: Величие духа женщины в поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины»
Цель урока: Анализ поэмы, знакомство с историческим материалом, положенным в основу поэмы.

Задачи урока: 1. Продолжить изучение жизни и творчества Н.А. Некрасова, познакомить учащихся с историей создания поэмы “Русские женщины”, с ее героинями - женами декабристов.

2. Прививать навыки “игрового” выразительного чтения эпизодов поэмы.

3. Развивать умение размышлять на заданную тему, оценивать поступки героев произведения (создать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе в классе).

Оборудование: компьютер, проекционный экран, презентация Mimiostudio, аудио запись поэмы, видео «Посвящение женам декабристов».

^ Пленительные образы! Едва ли

В истории какой-нибудь страны

Вы что-нибудь прекраснее встречали.

Их имена забыться не должны.

Н. Некрасов

Ход урока:

  1. Интрига. (исторические факты)

В ноябре 1825 года во время поездки на юг России в Таганрог неожиданно скончался император Александр I. Детей у него не было, и наследовать престол должен был брат Александра – Константин. Но он ещё при жизни Александра отрёкся от престола в пользу младшего брата Николая.
(Показ слайда №1) 13 декабря 1825 год. Санкт-Петербург. Ничто не нарушает тишину ночи. Всё уснуло, и только Медный всадник да яркие звёзды не спят. Ничто не предвещает трагедии.

(Показ слайда№2). Утро 14 декабря. Площадь наполняется людьми. Именно в этот день должна была состояться присяга новому императору Николаю Павловичу (НиколаюI ).

14 декабря 1825 года несколько воинских частей вышли на Сенатскую площадь, отказавшись подчиниться новому царю. Во главе их стояли молодые офицеры-дворяне, цвет столичного высшего общества. Этих людей позднее стали называть декабристами.

Декабристы хотели до принятия присяги сенаторами и членами Государственного совета заставить их подписать «Манифест», в котором предлагали отменить крепостное право, провозгласить свободу слова, вероисповеданий, свободу занятий, передвижения, равенство всех сословий перед законом, уменьшение срока солдатской службы.

Несколько раз Николай I присылал «для увещевания» генералов, митрополитов, несколько раз конница атаковала полки восставших. К вечеру царь отдал приказ расстрелять восставших. Восстание в Петербурге было подавлено через несколько часов. Началось расследование и расправа над участниками.

Царское правительство жестоко расправилось с декабристами. К следствию было привлечено 570 человек, более ста были осуждены на каторгу и поселение в Сибирь, многие офицеры разжалованы в рядовые и высланы в разные губернии под надзор полиции. Заключенных лишали дворянства, званий и почестей. Солдат приказали прогнать сквозь строй и направили на Кавказ в действующую армию. Пять декабристов – поэт Константин Федорович Рылеев, Павел Иванович Пестель, Сергей Иванович Муравьёв-Апостол, Михаил Павлович Бестужев-Рюмин и Петр Григорьевич Каховский – были повешены в Петропавловской крепости.


  1. ^ Работа по теме урока.

- Как вы думаете, какое отношение имеет это историческое событие к нашему уроку и творчеству А.Н. Некрасова?

(Некрасов посвятил поэму героическим женщинам, которые отправились вслед за своими мужьями, назвав ее «Русские женщины»)

(Показ слайда№3) Я предлагаю назвать сегодняшний урок «Величие духа женщины в поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины».

«Есть женщины в русских селеньях…» Эти знаменитые строки знает в наше время каждый. Николаю Алексеевичу Некрасову в своем творчестве удалось показать, что великие женщины есть не только в «селеньях», но и в высшем свете. Самым ярким, самым сильным произведением, прославляющим силу и волю русской женщины, в творчестве Некрасова стала знаменитая поэма «Русские женщины» («Декабристки»).

^ Работа над эпиграфом.

  1. История создания поэмы.


В июле 1826 года осужденных начали небольшими группами отправлять в Сибирь навстречу неизвестности, навстречу каторжной судьбе. Там, за горами и реками лягут они в сырую землю, там, за туманом расстояний и времен растают их лица, развеется память о них. Таков был умысел царя. В те дни царем было запрещено любое упоминание о декабристах, а Россия плакала о них, ведь почти каждый родовитый дворянский дом потерял или сына, или мужа, племянника. (Показ слайда№4) И как же был неприятно удивлён царь, когда получил прошения женщин - жён декабристов о позволении для них отправиться за своими мужьями в Сибирь. Под маской либерального царя скрывался мстительный и жестокий человек: было сделано всё возможное и невозможное, чтобы остановить женщин, желавших разделить, облегчить участь своих мужей, отправленных на каторгу: запреты, угрозы, законы о лишении их всех прав состояния. Но женщин, удивительных русских женщин было не остановить никакими преградами. Одиннадцать жён и невест, последовавших добровольно в Сибирь, разрушили умысел царя. О подвиге этих удивительно хрупких и удивительно сильных душою и верных женщин создал своё произведение Н.А. Некрасов.

^ Подготовленный ученик 1.

Приехав в Карабиху в 20-х числах мая 1871 года, поэт рассчитывал в середине лета ехать за границу, но работа над поэмой так захватила его, что он отказался от поездки за границу. Основная работа над текстом первой части поэмы «Княгиня Трубецкая» была закончена 23 июля 1871 года.

Узнав, что у Михаила Сергеевича Волконского, сына декабриста, хранятся записки матери, поэт выпросил разрешение прочесть их. Поскольку Волконская писала по-французски, а Некрасов французский знал плохо, записки читал и переводил М.С. Волконский.

«Дело было в Петербурге. Читали три вечера,- вспоминает он,- …при этом Николай Алексеевич по нескольку раз в вечер вскакивал со словами: «Довольно, не могу», бежал к камину, садился и, схватясь руками за голову, плакал, как ребёнок».

Здесь же, у Волконского, поэт набросал для себя краткое изложение записок. Эти наброски были использованы при работе над поэмой.

Жена брата поэта, Фёдора Алексеевича, вспоминала: «Однажды, после нескольких дней интенсивной работы, Николай Алексеевич пришел к брату сказал: «Пойдёмте в парк, под кедр, я буду читать «Русские женщины», я написал конец». Мы пошли, и поэт своим, немного глухим, голосом прочёл всю поэму. Мы слушали с затаённым дыханием и не могли удержаться от слёз.

Когда он кончил и взглянул на своих слушателей, то по взволнованным лицам и влажным глазам понял, какое сильное впечатление произвело на всех его произведение».

^ Подготовленный ученик 2. В 1872-1873 годах в журнале «Отечественные записки» выходят две части поэмы «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая» и «Княгиня Волконская».

Задумывалась и третья часть. Об этом поэт говорит и в эпилоге к «Княгине Трубецкой»:

Быть может, мы, рассказ свой продолжая,

Когда-нибудь коснемся и других,

Которые, отчизну покидая,

Шли умирать в пустынях снеговых.

Третья часть поэмы должна была быть посвящена Александре Григорьевне Муравьевой.

В основу сюжета новой поэмы, так же как и в основу «Русских женщин», Николай Алексеевич собирался положить мемуарные источники, «Записки княгини Волконской», и воспоминания декабристов. К сожалению, осуществлению этого плана помешал ряд причин. Главная из них - цензура. Новая поэма, посвященная декабристам, так и не была написана.



  1. ^ Основная часть урока. Изучение поэмы “Русские женщины”.

Жёны декабристов оказались достойны своих мужей. Сейчас трудно сказать с уверенностью, что побудило каждую из них порвать с прошлым и обречь себя на добровольное изгнание, из которого не все они вернутся.  А.И. Давыдова, вернувшись из ссылки, говорила: “Какие героини? Это поэты из нас героинь сделали, а мы просто поехали за нашими мужьями...”  Наверное, в этом и есть величие их подвига, что они просто поехали за мужьями. Последуем и мы за этими женщинами.

(Показ слайда№5)

  1. Анализ 1-ой части поэмы.

^ А) Слушаем в записи отрывок из 1-ой части поэмы. (Показ слайда№6)

Б) Словарная работа:

Медвежья полость – покрывало на ноги в санях, экипаже, карете.

Образок – икона, уменьшительно от «образ».

^ В) Беседа по содержанию.

- Как начинается 1-я часть поэмы? Что описывается в ней?

(с описания «на диво слаженного возка» и переживаний графа-отца, отправляющего свою дочь в Сибирь)

- Зачем граф-отец повесил в правый уголок возка икону?

- Какие чувства испытывает он в этот момент?

- Как объясняет княгиня Трубецкая свой отъезд? Найдите в тексте эти слова.

(«Но долг другой, и выше и трудней меня зовет…»)

- Что просит она у отца?

(^ Благословления в дальний путь).

- Какое чувство у отца, по мнению княгини Трубецкой, должен вызвать поступок дочери?

(Чувство гордости…)

“Бог весть, увидимся ли вновь...” — размышляет княгиня, расставаясь с отцом. Оставляет ли Некрасов надежду на встречу?  

- Почему же “княгиня-дочь куда-то едет в эту ночь”? Что заставляет её покинуть дом и родных?

Перечитайте строфы I–III и найдите главные слова, которые нам это объяснят.

Это слово — долг. Мы ещё раз встретим его на страницах поэмы. Но есть и ещё одно слово, очень важное для понимания характера героини:

^ Далёк мой путь, тяжёл мой путь,

Страшна судьба моя,

Но сталью я одела грудь...

Гордись — я дочь твоя!..

На какие же слова нам надо обратить внимание? Это слово “гордись” и однокоренное с ним “гордость” — они будут переходить со страницы на страницу. И, объясняя губернатору, зачем она следует за мужем, княгиня скажет:

^ Приняв обет в душе моей

Исполнить до конца

Мой долг, — я слёз не принесу

В проклятую тюрьму —

Я гордость, гордость в нём спасу,

Я силы дам ему!
Гордость и долг — вот два понятия, на которых держится поэма. Но для того чтобы исполнить долг, женщинам приходится вступать в борьбу с теми, кто им в этом мешает.

- А кто стремится им помешать? (Царь и губернатор, выполняющий его волю).

- Что необычно в поэме? Чем она напоминает драматическое произведение? Как построена? (Это диалог, но не просто разговор двух действующих лиц. Это спор, это противостояние, это борьба. Какова цель губернатора, и какова цель княгини? (Читаем диалог в лицах.)


  1. ^ Анализ 2-ой части. (Показ слайда№7)

- Что является центральным эпизодом этой части поэмы?  (Встреча княгини Трубецкой с иркутским губернатором)

- Почему губернатор так не хотел, чтобы княгиня ехала дальше? (Он получил строжайший приказ царя любыми средствами удержать ее и не разрешить ехать вслед за мужем).

^ А) Инсценировка диалога “Трубецкая у губернатора”.
Цейдлер. Позвольте -с.

Я согласен сам,

Что дорог каждый час.

Но хорошо ль известно вам,

Что ожидает вас?

Бесплодна наша сторона,

А та - еще бедней.

Короче нашей там весна,

В казарме общей надо жить,

А пища: хлеб да квас.

Пять тысяч каторжников там,

Озлоблены судьбой,

Заводят драки по ночам,

Убийства и разбой.

Поверьте, вас не пощадят,

Не сжалится никто!

^ Княгиня Трубецкая. Ужасна будет, знаю я,

Жизнь мужа моего.

Пускай же будет и моя

Не радостней его!

Цейдлер. Но вы не будете там жить:

Тот климат вас убьет!

Я вас обязан убедить,

Не ездите вперед!

^ Княгиня Трубецкая. Живут же люди в том краю,

Привыкну я шутя.

Цейдлер. Живут? Но молодость свою

Припомните.. .дитя!

Княгиня Трубецкая. Пусть смерть мне суждена-

Мне нечего жалеть.

Я еду! Еду!

Я должна Близ мужа умереть.

Цейдлер. Да. Вы умрете, но сперва

Измучите того,

Чья безвозвратно голова

Погибла. Для него

Прошу: не ездите туда!

^ Княгиня Трубецкая. Покинув Родину, друзей,

Любимого отца,

Приняв обет в душе моей

Исполнить до конца

Мой долг,- я слез не принесу

В проклятую тюрьму-

Я гордость, гордость в нем спасу,

Я силы дам ему!

Цейдлер. Да. Откровенно говорю

Вернитесь лучше в свет.

^ Княгиня Трубецкая. Благодарю, благодарю

За добрый ваш совет!

Цейдлер. Но он же вас не пощадил?

Подумайте, дитя: О ком тоска?

К кому любовь?

Увлекся призраком пустым

И - вот судьба!.. И что ж?..

Бежите вы за ним,

Как жалкая раба.

^ Княгиня Трубецкая. Нет! Я не жалкая раба,

Я женщина, жена!

Пускай горька моя судьба-

Я буду ей верна!

О, если б он меня забыл

Для женщины другой,

В моей душе достало б сил

Не быть его рабой!

Но знаю: к родине любовь

Соперница моя,

И если б нужно было, вновь

Ему простила б я!..

Пусть смерть мне суждена-

Я еду! Еду! Я должна

Близ мужа умереть!
^ Б) Беседа по содержанию.

Основная часть построена в форме диалога между княгиней Трубецкой и губернатором Иркутской губернии, который пытается уговорить княгиню вернуться домой.

- Сколько времени провела княгиня в пути до встречи с губернатором?

(^ Два месяца).

- Какой художественный прием использует Некрасов, чтобы показать, что путь действительно был очень тяжел?

(Прием сопоставления: спутник княгини так устал, что тяжело заболел, и дальнейший путь княгиня Трубецкая продолжала одна).

- Почему лично сам губернатор встретил княгиню?

(Губернатору пришла бумага с просьбой любыми средствами вернуть княгиню назад домой).

- Какие доводы приводит губернатор, говоря о том, что княгиня немедленно должна вернуться домой?

(Путь верст до восьмисот, восемь месяцев зимы, люди душой черствы, жизнь в общей казарме, что ее ждет смерть, потеря всех прав, имущества…).

(Показ слайда№8)

1. Отъезд убил отца.

2. Тяжёлая, неустроенная жизнь на каторге.

3. Соблазны столичной жизни.

4. Уязвлённая гордость.

5. Отречение от прав.

6. Дорога вместе с каторжниками.
- Сколько дней уговаривал княгиню губернатор?

- Какой довод он приводит последним, самый страшный?

(«Я отпустить не в праве вам, княгиня, лошадей! Вас по этапу поведут с конвоем…»)

- Что значит идти по этапу? (Текст стр. 242-243).

- Почему Трубецкая на все доводы отвечает отказом?

- Кто оказывается морально более стойким в этом диалоге?

- Какие черты характера проявила героиня в этой сцене?

- Каков финал этой части поэмы?

(Губернатор осознает моральное превосходство княгини и обещает в три дня довезти ее на место, даже если за это его снимут с должности)
Что толкало женщин в дорогу?

Любовь — чувство, которое наверняка было очень важным для решения отправиться в добровольное изгнание. И всё-таки поэт подчёркивает, что есть чувство выше и чище любви мужчины к женщине и женщины к мужчине:

        ^ О, если б он меня забыл

        Для женщины другой,

        В моей душе достало б сил

        Не быть его рабой!

        Но знаю: к родине любовь

        Соперница моя,

        И если б нужно было, вновь

        Ему простила б я!..

Эти строки раскрывают чувства любви к Родине, патриотизма. Показывают, что жены декабристов их единомышленники.

^ V. Вывод. Итог урока. (Показ слайда №9)

- Какие качества обозначил в героинях поэмы автор?

- Сумел ли Некрасов выразить глубину чувств женщин, силу их мужества?

Поэзия Н.А. Некрасова учит нас чувствовать красоту и щедрость русского характера, главной особенностью которого является умение понять другого человека, как самого себя, счастье радоваться его счастьем или страдать его страданием. Н.А. Некрасов не закончил поэму о женщинах, отправившихся за своими мужьями. Но каждая из тех, кто разделил участь мужа, достойна того, чтобы о ней помнили.

Тюрьму, каторгу и ссылку пережили только 8 из 11 женщин. После указа об амнистии декабристов 28 августа 1856 года вместе с мужьями вернулись только пятеро. (Мария Волконская, Полина Анненкова, Елизавета Нарышкина, Анна Розен, Наталья Фонвизина). Трое вернулись из Сибири вдовами (Мария Юшневская, Александра Ентальцева, Александра Давыдова). Александра Муравьева, Камилла Ивашева, Екатерина Трубецкая умерли и похоронены в Сибири. Пройдя рука об руку с мужем тяжкий 28-летний путь каторги и ссылки, Трубецкая всего двух лет не дожила до того дня, когда декабристам и их женам было разрешено вернуться в Россию.

Согласны ли вы, что жен декабристов можно назвать героинями? Их подвиг и сейчас привлекает внимание поэтов.

Высок и свят их подвиг незабвенный!
Как ангелы-хранители они
Являлися опорой неизменной
Изгнанникам в страдальческие дни.

Звучит романс «Посвящение женам декабристов»

Оценки за урок. (Показ слайда №10)

Домашнее задание «Соответствует ли современная русская женщина Некрасовскому идеалу?»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Величие духа женщины в поэме Н. А. Некрасова «Русские женщины» icon Основные изменения в организме женщины во время беременности
Во время беременности возникает новая функциональная система мать — плацента — плод, обусловливающая множество изменений в организме...
Величие духа женщины в поэме Н. А. Некрасова «Русские женщины» icon Или нет, это не изменит ничто в них имеются в виду довольно часто...
Другие женщины вмешиваются еще под фамилиями мифологического займа: Arthemide (iv-27, ix-74, x-35), Aréthuse (I-87), Latona он же...
Величие духа женщины в поэме Н. А. Некрасова «Русские женщины» icon Ожирение и нарушения репродуктивной функции женщины
...
Величие духа женщины в поэме Н. А. Некрасова «Русские женщины» icon «Курпатов А. 5 великих тайн мужчины и женщины»: Нева; Санкт Петербург,...
«Курпатов А. 5 великих тайн мужчины и женщины»: Нева; Санкт Петербург, Москва; 2005
Величие духа женщины в поэме Н. А. Некрасова «Русские женщины» icon Тема: «Любовная лирика Н. А. Некрасова» (Две любви Н. А. Некрасова)
Цели: внести дополнительные сведения в представление учащихся о личности Н. А. Некрасова
Величие духа женщины в поэме Н. А. Некрасова «Русские женщины» icon Течение и ведение беременности по триместрам
Деторождение является основной биологической и важной социальной функцией женщины
Величие духа женщины в поэме Н. А. Некрасова «Русские женщины» icon Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины
В данной книге рассмотрены физиологические, психические и социальные различия мужчин и женщин с учетом многочисленных отечественных...
Величие духа женщины в поэме Н. А. Некрасова «Русские женщины» icon «слово о матери»
...
Величие духа женщины в поэме Н. А. Некрасова «Русские женщины» icon Григорий Крейдлин Мужчины и женщины в диалоге I: невербальные гендерные стереотипы
Подобными мало законными обобщениями о коммуникативном поведении людей, к сожалению, заполнены исследования лингвистов, психологов...
Величие духа женщины в поэме Н. А. Некрасова «Русские женщины» icon Темы курсовых работ по дисциплине «Управление персоналом» Особенности...
Использование возможностей, заложенных в социальной политике предприятия при управлении персоналом
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов