Урока «Местное самоуправление»




Скачать 116.64 Kb.
Название Урока «Местное самоуправление»
Дата публикации 24.08.2016
Размер 116.64 Kb.
Тип Урок
edushk.ru > История > Урок
Тема урока «Местное самоуправление»

Цели урока:

Обучающая: обеспечить усвоение знаний по данной теме; опираясь на имеющиеся знания по теме «Конституция РФ», систематизировать их применительно к данной теме.

Развивающая: развивать умение учащихся самостоятельно отбирать, анализировать информацию, формировать собственную точку зрения по обсуждаемой проблеме.

Воспитательная: способствовать формированию у учащихся правовой и политической культуры, активной жизненной позиции, понимания ответственности и важности участия в местном самоуправлении.
План урока

  1. Понятие самоуправления.

  2. Из истории становления местного самоуправления.

  3. Конституция РФ о местном самоуправлении.

  4. Законы Краснодарского края о местном самоуправлении.

Учебно - методическое обеспечение урока:

Источники:

  1. Конституция РФ. - М., 2004.

  2. Законы о местном самоуправлении в Краснодарском крае. - Краснодар, 2004.


На доске:

  • тема и план урока.

  • плакат со схемой «Политическая система общества»

  • В наличии:

1. Задания группам по истории становления местного самоуправления 2.Закон о местном самоуправлении в Краснодарском крае 3. Тесты
Межпредметные связи:

история России, всеобщая история.
Термины и понятия: самоуправление, местное самоуправление, структура местного самоуправления, вопросы местного значения, представительный орган муниципального образования

^ Ход урока.

  1. Учитель:

Исторический опыт показал, что путь к конституционному строю, правовому государству, гражданскому обществу лежит через правильно организованное местное самоуправление.

Наиболее полное и широкое толкование термину «самоуправление» было дано еще в XVII столетии в Англии. Из Англии в 50-х г.г. XIX в. термин был заимствован Германией и в 60-х годах - Россией. Существует более 30 определений самоуправления.

В Конституции РФ и Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление определяется как самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Цель нашего сегодняшнего урока - выяснить, в чем заключается польза местного самоуправления для общества.

  1. ^ Работа в группах.

Попытаемся охарактеризовать роль каждого этапа в формировании местного самоуправления в России, а также попытаемся охарактеризовать современное понятие местного самоуправления с точки зрения международного права.

(Группам раздается дидактический материал и объясняются задания). ^ Задание для группы № 1.

На основании приведенного отрывка из книги историка В.Лугового «Выборы в средневековом Новгороде» дайте характеристику особенностям самоуправления в Новгороде. Определите структуру новгородского самоуправления.
Новгород был разделен не только на десять сотен, но и на пять самостоятельных административных районов (концов): Плотницкий и Славенский на восточной , Торговой стороне (на правом берегу Волхова), Загородский, Людин и Неревский на западной, Софийской стороне (на левом берегу Волхова). По мнению исследователей, Славенский, Неревский и Людин концы выросли из древнейших самостоятельных поселков-городов, а Плотницкий и Загородский образовались в XII - XIII вв.

В концах, в отличие от сотен, проживали бояре и зависимые от них люди. Управление этими единицами осуществлялось выбранным из боярства посадником. Чаще всего им был представитель Славенского конца - наиболее аристократической части города, которая постоянно враждовала с остальными районами.

С установлением республиканских порядков власть выборного посадника распространилась на все новгородские административно-территориальные единицы. Кончанская система постепенно наложилась на сотенную, но не поглотила ее. Существование сотен и улиц (более мелких единиц) было связано с

необходимостью судебно-полицейского управления и контроля. Во главе этих единиц стояли избираемые населением должностные лица - сотские и уличанские старосты.

В каждом новгородском районе имелось территориальное собрание- кончанское вече. Там принимались решения по различным повседневным вопросам, обсуждалась тактика поведения на общегородском вече, формировалось собственное ополчение, избирались должностные лица - кончанский староста и его помощники (кончанская управа). Принцип непосредственного участия новгородцев в управлении был положен в основу деятельности всех звеньев администрации.

На общегородском вече концы соперничали при выборах посадника и других должностных лиц, боролись за политическую власть и экономическое влияние, за контроль над огромной территорией Русского Севера. Эта борьба в течение нескольких столетий весьма серьезно влияла на развитие Новгородской республики. В ходе вечевых собраний их участников нередко захлестывали эмоции, приводившие к столкновениям и дракам. Иногда народ удавалось успокоить лишь духовным лицам во главе с архиепископом.
^ Задание для группы №2.

Прочитайте историческую справку о развитии самоуправления в эпоху Екатерины II. Сделайте вывод о характере реформирования местного самоуправления. Историческая справка.

Реформы Петра I скорее усиливали роль государства, нежели развивали идею местного самоуправления. Более глубокий след в области местного управления оставили реформы Екатерины //.При ней появляются «земские суды» и «земская полиция», «приказы общественного призрения», «земские повинности», самоуправление получают дворянство и городские сословия. «Земство» отождествляется с организацией жизни «по правде и совести», когда справедливость достигается через гармонию системы сословных интересов. С тех пор земская идея постоянно присутствовала во всех российских реформах.
^ Задание для группы №3.

Прочтите историческую справку о земствах в России. Охарактеризуйте структуру и функции земств в 1864-1917 г.г. в России. В чем заключался положительный опыт земств в России? Историческая справка:

Новое развитие идея земства получила после отмены крепостного права в 1861 году. До введения земств в стране существовало только сословное самоуправление. Однако теперь впервые создавалось всесословное самоуправление - самоуправление гражданское: земство выбиралось гражданами, а не корпоративными объединениями. В 1864-1917 гг. были проведены три земские реформы (1864г.,1890 г. и 1917г.). Все они преследовали цель децентрализации управления. Земские учреждения включали в себя распорядительный орган (земское собрание) и исполнительный (земская управа). Земства сами выбирали руководящие органы, сами определяли направление своей деятельности, подбирали и обучали кадры. Личный состав органов земства не принадлежал к профессиональному чиновничеству (так как исполнял свои обязанности не по назначению правительства, а по выбору местного населения). Земские учреждения решали практические задачи местного значения: народное образование, здравоохранение,

культурно-просветительная работа, пожарно-страховое и дорожные дела, сельское хозяйство, ветеринария, пути и средства сообщения, продовольственное дело, статистика и т.п.

Принципиальной основой земского самоуправления явилось привлечение к непосредственному участию в работе тех групп и лиц, нужды которых обслуживались. Так ломалась строгая корпоративность российского общества и складывалось общество граждан. Земства являлись одним из важнейших факторов развития страны, сохранения ее как единого целого.
^ Задание для группы №4.

Прочитайте историческую справку. Охарактеризуйте местное самоуправление с точки международного документа, принятого Советом Европы «Европейской хартии». Историческая справка:

Местное самоуправление существует не только в России, но и в других странах.
Общепринятое в мировой практике определение местного самоуправления,
принятое Советом Европы, дано в «Европейской хартии». Под местным самоуправлением в «Хартии» понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках
закона, под свою ответственность и в интересах местного населения. Это право
осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных
путем свободного тайного равного прямого и всеобщего голосования. Советы или
собрания могут располагать подотчетными и исполнительными органами. Органы
местного самоуправления провозглашаются «Хартией» как основа
демократического строя, поэтому принцип местного самоуправления должен быть
признан конституциями всех подписавших его стран.

3. В процессе подготовки к сегодняшнему уроку вам предлагалось изучить Главу 8. Конституции РФ. Каждой группе предлагается выполнить следующее задание. Необходимо ответить на следующие вопросы:
1^ . Под местным самоуправлением понимаетс��:

а) самостоятельность населения в решении определенных вопросов

б) самостоятельная деятельность, совершаемая под свою ответственность

в) решение местных вопросов

г) все перечисленное

  1. ^ Органы местного самоуправления:

а) являются частью государственных органов

б) полностью входят в систему государственной власти

в) отделены от государства и власти

г) нет верного ответа

  1. ^ Местному самоуправлению тождественно понятие:

а) «муниципалитет»

б) «локальность»

в) «община»

г) «земство»

4. К формам осуществления местного самоуправления относятся:

а) референдум

б) выборы

в) сход

г) все перечисленное

  1. Решение, принятое на местном референдуме, утверждается:

а) органами власти субъекта

б) главой местного самоуправления

в) в министерстве юстиции

г) не нуждается в утверждении

  1. ^ Местное самоуправление гарантируется:

а) правом на судебную защиту

б) запретом на ограничение прав местного самоуправления

в) правом обращения в органы государственной власти

г) всем перечисленным

  1. ^ Структура органов местного самоуправления определяется:

а) органами государственной власти субъекта

б) самостоятельно населением

в) населением совместно с органами государственной власти

г) нет верного ответа

  1. ^ Устав муниципального образования должен содержать:

а) описание границ и состава территории

б) структуру и порядок формирования органов местного самоуправления

в) условия и порядок организации муниципальной службы

г) все перечисленное

  1. ^ В ведении местного самоуправления находятся вопросы:

а) пользования и распоряжения муниципальной собственностью

б) организации и содержания муниципальных учреждений образования

в) организации утилизации и переработки бытовых отходов

г) все перечисленные вопросы

  1. ^ К ведению местного самоуправления не относится:

а) организация транспортного обслуживания

б) регулирование планировки территории

в) формирование местного бюджета

г) принятие региональных программ развития местного домоуправления

  1. ^ Наличие каких органов местного самоуправления является обязательным?

а) назначенных

б) выборных

в) временных

г) постоянных

  1. Срок полномочий депутата органа местного самоуправления не может быть меньше:

а) 1 года

б) 2 лет

в) 3 лет

г) нет верного ответа

  1. Территорию муниципального образования составляют:

а) городские поселения

б) сельские поселения

в) рекреационные зоны

г) все перечисленное верно

4.Учитель: 25 мая 2004 года Законодательным Собранием Краснодарского края был принят Закон о местном самоуправлении в Краснодарском крае.

Местное самоуправление в Краснодарском крае - это форма осуществления народом своей власти.
Задание группе №1:

Ознакомиться со статьей №10 Закона о местном самоуправлении в Краснодарском крае и подготовить сообщение на тему «Вопросы местного значения».
Задание группе №2:

Ознакомиться с главой №5 Закона и подготовить сообщение на тему «Муниципальные выборы».
Задание группе №3:

Ознакомиться со статьей №27 Закона и подготовить схему «Структура органов местного самоуправления». Подготовить сообщение с комментарием к схеме.
Задание группе №4:

Ознакомиться со статьей №28 Закона и сделать сообщение на тему «Представительный орган муниципального образования». В завершении урока учащимся предлагается ответить на вопрос: В чем польза местного самоуправления для общества? Учитель подводит учащихся к следующим выводам: В чем польза местного самоуправления для общества? Во-первых, местные нужды лучше всего знакомы самим жителям. Во-вторых, местное самоуправление развивает в гражданах самостоятельность, энергию и предприимчивость, они перестают ожидать всех благ от правительства, привыкая полагаться на самих себя.

В-третьих, общественная жизнь при наличии местного самоуправления равномернее распределяется по всему государству, а не стягивается к центру.

. В-четверг, местное самоуправление связывает администрацию с народом. Наряду с частными интересами у гражданина появляются общественные.

В-пятых, местное самоуправление дает гражданам ближайшее и практическое знакомство с общественными делами. И, наконец, последнее- местное самоуправление является серьезной подготовительной школой для государственных деятелей высших категорий, которые через него знакомятся с социальными проблемами рядовых граждан.

Дополнительные задания:

Одной из форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления является опрос граждан. Разработайте анкету для опроса граждан, проживающих на территории вашего квартала. Тема опроса «Организация транспортного обслуживания населенного пункта города».

МОУ СОШ№ 17 г. Кропоткин ул.Черноморская,79,т.6-40-03

Сценарий урока по обществознанию Для учащихся 10-х классов Тема «Местное самоуправление».

Учитель: Панченко Л.Н. 352386 г. Кропоткин, Краснодарского края, Ул.Светлая,9

2008г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока «Местное самоуправление» icon 3. Территориальная основа местного самоуправления Вопросы организации...
Местное самоуправление осуществляется в границах определенных территориальных единиц, на которые делится территория государства....
Урока «Местное самоуправление» icon Вопросы к государственному экзамену по специальности
Местное самоуправление в Российской Федерации: концепция, признаки, правовые основы, территориальная организация
Урока «Местное самоуправление» icon Судебник 1497г. Иван III
Правило, ограничивающее свободный переход крестьян. Разрешелся переход только один раз в год (за неделю до и через неделю после Юрьева...
Урока «Местное самоуправление» icon Станислав шевердин местное самоуправление против “второго рабства”
Да и мыслимо ли дело, чтобы в относительно короткие сроки в стране могли состояться десятки тысяч (!) сходов с принятием соответствующих...
Урока «Местное самоуправление» icon Статья Статус, цели и задачи Территориальное общественное самоуправление...
Территориальное общественное самоуправление «Товарищество новые Оржицы», далее тос является общественным объединением граждан Российской...
Урока «Местное самоуправление» icon «Ученическое самоуправление как условие развития лидерских качеств»....
Лицей – это маленькое государство, которое будет процветать, если каждый его житель научится нести ответственность за общее дело....
Урока «Местное самоуправление» icon Урока Тема урока Содержание урока
Развитие понятия о художественной литературе как образном отражении действительности
Урока «Местное самоуправление» icon Урока. Домашнее задание (2 мин) Ход урока
Цель урока: Познакомить ребят с понятиями файла и файловой системы и ее назначением
Урока «Местное самоуправление» icon 07. 00. 02 – Отечественная история
Государственные образова-ния на территории Беларуси, их внутренняя и внешняя политика, местное управление, классовая борьба, политические...
Урока «Местное самоуправление» icon Ученическое самоуправление
«курасовскаясредняя общеобразовательная школа» ивнянского района белгородской области
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница