Скачать 126.18 Kb.
|
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ 6 класс (35 ч) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Предлагаемая программа ориентирована на учебник Е.В.Агибаловой, Г.М.Донского «История Средних веков» и является частью учебно-методического комплекта по истории Средних веков, в который входят также «Методические рекомендации к учебнику «История Средних веков». 6 класс» (авторы: Е.В.Агибалова, Г.М.Донской). Программа курса охватывает период с конца V по XV в., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность проследить огромную роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в современную цивилизацию. Задача курса — показать самобытные черты Средневековья, его непохожесть на современный мир, с тем чтобы помочь ученикам не судить свысока о давно ушедших веках, а стремиться их понять и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям. Курс построен по проблемно-хронологическому принципу, что позволяет уделить необходимое внимание и наиболее важным сквозным проблемам Средневековья, и особенностям развития каждого региона, а также проследить динамику исторического развития и выделить в рамках Средневековья его основные этапы. Хотя курс включает историю Европы, Азии, Африки и Америки, однако основное внимание уделено истории Европы. Там, где это возможно, акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России. ^ — сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории; — осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия; — охарактеризовать наиболее яркие личности Средневековья, их роль в истории и культуре; — показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали); уделить при этом особое внимание истории мировых религий — христианства и ислама. ^ — умения связно пересказывать текст учебника, отделяя главное от второстепенного; — умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий; — умения сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия; — умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям; — умения полемизировать и отстаивать свои взгляды; — умения самостоятельно анализировать исторические источники, как письменные, так и вещественные и изобразительные; — умения работать с исторической картой; — умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений. ПРОГРАММА Введение (1 ч) Происхождение понятия «^ » (здесь и далее подчеркнуты основные и опорные понятия каждого раздела; подробнее об их выделении см. в кн.: Ведюшкин В. А., Шевченко Н. И. Методические рекомендации к учебнику «История Средних веков». 6 класс.— М., 2001). «Светлый» и «темный» образы Средневековья. Географические и хронологические рамки Средневековья. Периодизация истории Средних веков. Источники по истории Средних веков: письменные, изобразительные, вещественные. Роль археологии в изучении истории Средних веков. ^ Тема 1. Западная Европа в раннее Средневековье (8 ч) Великое переселение народов и падение Западной Римской империи. Образование и отличительные черты германских королевств. Остготская Италия. Франкское завоевание Галлии. Хлодвиг. Усиление королевской власти. Организация управления государством. «Салическая правда». Принятие франками христианства. Изменения в положении церкви в IV в. Споры вокруг понимания христианства и формирование христианской ортодоксии. Отцы церкви. Никейский собор. Ереси. Арианство. Формирование и состав христианского канона. Структура и иерархия духовенства. Возникновение папства. Церковный приход. Монашество. Бенедиктинский устав. Жизнь средневекового монастыря. Франкское государство в VI—VIII вв. Усиление власти майор-домов. Карл Мартелл и его бенефициальная реформа. Бенефиций и феод. Создание Папского государства. Войны Карла Великого. Принятие императорского титула и его значение. Управление империей. Верденский раздел, его причины и значение. Походы викингов, их причины и последствия для Западной Европы. Государства викингов в Европе. Норманны и Англия. Норманны в Америке. Франция и Германия в IX—XI вв. ^ во Франции. Борьба германских королей с венгерской опасностью. Усиление королевской власти в Германии и создание Священной Римской империи. Императоры и церковь. Истоки средневековой культуры. Церковь и культура. Споры вокруг античного наследия. Система образования. «Каролингское возрождение». Книга в раннее Средневековье. Историческая роль раннесредневековой культуры Западной Европы. ^ Особенности развития Восточной Римской империи по сравнению с Западной. Территория и население. Константинополь — столица Византии и воплощение ее могущества- Особенности императорской власти. Расцвет Византийской империи при Юстиниане. Судьба Византии в VII—XI вв. Взаимоотношения с Русью. Роль античного наследия в культуре Византии. Возникновение и отличительные черты византийской церковной архитектуры. Собор Святой Софии. Храм как образ мира и синтез искусств. Византийская иконопись. Борьба иконоборцев и иконопочитателей. Прародина и расселение славян. Западные, восточные и южные славяне. Складывание славянских государств: Болгарии, Великой Моравии, Чехии, Польши. Принятие христианства в славянских странах в условиях соперничества Рима и Константинополя. Значение принятия христианства. Создание славянской письменности. Условия жизни и занятия арабов. Племенное устройство и верования. Проповедь Мухаммада. Хиджра. Победа новой веры. Причины и ход объединения арабов. Ислам. Коран. Обязанности мусульман. Возникновение Халифата. Арабские завоевания. Причины успехов арабов. Сунниты и шииты. Омейяды и Аббасиды. Распад Халифата. Ислам и культура стран Халифата. Роль арабского языка. Расцвет науки, литературы и искусства. Мечеть. Быт и культура повседневной жизни. ^ РАЗДЕЛ II. РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (17 ч) Тема 3. Феодальное общество (4 ч) Складывание нового устройства общества. Формирование зависимого крестьянства. Сословия: теория и практика. Феод и установление вассальных отношений. Понятие феодализма. Сеньоры и вассалы. Феодальная иерархия. Рыцарство. Вооружение и боевая тактика рыцарей. Война и «Божий мир». Воспитание, занятия и образ жизни рыцарей. Замок. Геральдика. Рыцарская культура. Кодекс рыцарской чести. Куртуазность. Крестьяне и сеньоры. Понятие и структура сеньории. Повинности. Жизнь крестьянина. Натуральное хозяйство. Крестьянская община, ее функции и значение. Быт и культура крестьян. Упадок городской жизни в раннее Средневековье. Причины возникновения и расцвета средневековых городов. Борьба городов с сеньорами. Социальная структура города. Патрициат. Организация управления. Облик средневекового города. Жизнь и быт горожан. Средневековое ремесло. Цехи, их роль в экономике и повседневной жизни городов. Организация торговли. Торговые пути. Ярмарки. Возникновение банков. Новое в мировосприятии горожан. Основы могущества церкви. Материальные богатства церкви, их источники. Упадок морального авторитета церкви в Х-—XI вв. Клюнийская реформа. Разделение церквей. Различия между католицизмом и православием. Борьба папства и империи в XI в. Причины и начало ^ , их участники. Ход и результаты Первого Крестового похода. Государства крестоносцев на Востоке. Духовно-рыцарские ордены. Третий Крестовый поход. Четвертый Крестовый поход, его переломный характер. Упадок и конец крестоносного движения. Значение Крестовых.походов. Папство в зените могущества. Ереси XI—XIII вв. (катары, вальденсы), причины их широкого распространения. Борьба церкви с ересями. Альбигойские войны. Инквизиция. Нищенствующие ордены, их роль в укреплении католической церкви. ^ Начало объединения Франции. Слабость и сила королевской власти, ее союзники в деле объединения страны. Успехи Филиппа II Августа. Укрепление королевской власти при Людовике IX Святом. Филипп IV Красивый и возникновение Генеральных штатов. Сословная монархия. Конфликт с папством и «авиньонское пленение». Воздействие нормандского завоевания на развитие феодальных отношений в Англии. Могущество королевской власти в конце XI— XII вв. Анжуйская держава. Реформы Генриха II Плантагенета. Столкновение с церковью. Великая хартия вольностей, ее историческая роль. Возникновение и отличительные черты английского парламента. Новый этап борьбы империи и папства. Политика Фридриха I Барбароссы и Фридриха II Гогенштауфена в Италии и в Германии. Колонизация земель западных славян. Возникновение Швейцарского союза. Усиление князей и ослабление императорской власти во второй половине XIII—XIV вв. Возникновение университетов. Университетское образование. Жизнь студентов. Вера, разум и опыт в средневековой науке. Рационализм и мистика. Роль алхимии и астрологии в развитии научных знаний. Схоластика. Архитектура и изобразительное искусство эпохи расцвета Средневековья. Романский и готический стили, их отличительные черты. Ухудшение условий жизни европейцев в XIV в. «Черная смерть», ее экономические и социальные последствия. Освобождение крестьян от личной зависимости. Обострение противоречий между крестьянами и сеньорами. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Причины и начало Столетней войны. Франция на краю гибели. Жанна д'Арк и перелом в ходе войны. Ее завершение и итоги. Владение герцогов Бургундских в XV в. Борьба французских королей с бургундскими герцогами и завершение объединения Франции. ^ Людовика XI. Война Алой и Белой розы в Англии. Усиление королевской власти в Англии при Генрихе VII Тюдоре. Объединение Испании и завершение Реконкисты. Религиозная политика Фернандо и Изабеллы. Изменения в культуре Западной Европы в XIV—XV вв. Развитие личностного начала. Изобретение книгопечатания и его значение. Возникновение культуры Возрождения в Италии. Гуманизм и гуманисты. Литература и искусство раннего Возрождения в Италии. Польша в XIV—XV вв. Внутренняя политика Казимира III Великого. Борьба с агрессией Тевтонского ордена. Династическая уния Польши и Литвы. Грюнвальд. Расцвет Чехии в XIV в. Нарастание социальных, этнических и религиозных противоречий. Ян Гус. Гуситские войны и их значение. ^ Страны Балканского полуострова в XIV—XV вв. Ослабление Византии, Болгарии и Сербии. Усиление Османской империи. Османские завоевания на Балканах. Византия в поисках спасения. Ферраро-Флорентийская уния. Гибель империи ромеев. Воздействие поздневизантийской культуры на другие страны. Природные условия Индии, ее богатства. Занятия населения. Индийская община. ^ . Роль кастовой системы в индийском обществе. Делийский султанат. Религии Индии. Достижения индийской культуры. Периодизация истории Китая в эпоху Средневековья. Китай и его соседи. Великий шелковый путь. Борьба с северными кочевниками. Монгольское владычество и его свержение. Императорская власть и чиновничество. Достижения китайской науки, литературы и искусства. Объединение монголов и создание державы Чингисхана. Завоевания монголов, причины их успехов. Распад монгольской державы. Завоевания Тимура. Самарканд во времена Тимура и Улугбека. Общие черты и различия держав Чингисхана и Тимура. Освоение человеком Америки. Проблема контактов доколумбовой Америки со Старым Светом. Цивилизации майя, ацтеков и инков, их достижения и особенности развития. ^ ИТОГОВЫЙ УРОК ПО ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ (1 ч) Значение Средневековья в мировой истории и культуре. РЕЗЕРВ (3 ч) Календарно-тематическое планирование по истории средних веков в 6 классе Учебник: Агибалова Е. В., Донской Г. М., История средних веков: Учебник для 6 класса. – М.; Просвещение, 1998. ^ Донского Г.М
|
![]() |
Рабочая программа по истории для 6 класса Пояснительная записка.... Программа ориентирована на учебник Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского под редакцией д-ра ист наук А. А. Сванидзе «Всеобщая история.... |
![]() |
Программа составлена на основе примерной программы по истории на... Бойцов М. А. Шукуров Р. М. «История средних веков». 6 класс. 11 изд. М.«Русское слово». 2008 |
![]() |
- Л. Г. Косулиной по курсу «История России» и примерной программы основного общего образования по «Истории средних веков» и учебника... |
![]() |
Программа курса “История зарубежной литературы средних веков, Возрождения,... Общая характеристика литературы Средних веков. Периодизация. Факторы формирования и основные направления. Роль церкви в формировании... |
![]() |
Рабочая программа по истории 6 класс Программа рассчитана на 2013-2014 учебный год, История средних веков 33 ч, История России 36 ч |
![]() |
Рабочая программа по истории 6 класс составлена в соответствии с... Агибалова Е. В., Донской Г. М. «История Средних веков»- 2010, ориентированной на использование учебника Агибалова Е. В, Донской... |
![]() |
Рабочая программа по истории 6 класс А. А. Данилов «История России 6-9 классы», Агибалова Е. В. «История средних веков, 6 класс» (сб. «Программы общеобразовательных учреждений.... |
![]() |
Агибалов Е. В., Донской Г. М. Всеобщая история. История средних веков. 6 кл Рабочая программа предназначена для изучения истории в основной школе (5-9 классы) базовый уровень рабочая программа разработана... |
![]() |
Рабочая программа по истории Средних веков (6 класс) составлена с... «Просвещение», 2010 г программы под редакцией Н. И. Шевченко «История Средних веков», издательство «Просвещение», 2011 г., требований... |
![]() |
Программа по предмету «История» для 5-9 классов составлена на основе... А. А. Вигасина, Г. И. Гордера Е. В. Агибаловой для 5 класса; Г. М. Донского и А. А. Данилова и Л. Г. Косулина для 6 класса; А. Я.... |