Опыт реставрации подлинного мировоззрения михаила булгакова предисловие




Скачать 4.12 Mb.
Название Опыт реставрации подлинного мировоззрения михаила булгакова предисловие
страница 1/30
Дата публикации 30.04.2016
Размер 4.12 Mb.
Тип Документы
edushk.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30
Журавлёв Игорь Константинович

кандидат философских наук, доцент
ОПЫТ РЕСТАВРАЦИИ ПОДЛИННОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

МИХАИЛА БУЛГАКОВА
ПРЕДИСЛОВИЕ

Михаил Афанасьевич Булгаков – уникальный писатель, произведения которого являются не столько художественной литературой, сколько зашифрованным посланием к потомкам, т.е. к нам, перешагнувшим из века XX-го в век XXI-й. Расшифровывать послания великого россиянина необычайно интересно, однако мало находится охотников заниматься этим трудоёмким делом. Гораздо проще и спокойнее давать литературоведческую оценку его художественным шедеврам. Или даже религиозную оценку, прежде всего его «роману о сатане». В частности, модным становится риторический вопрос: за Христа автор романа «Мастер и Маргарита» или против? Этот вопрос можно сформулировать иначе: с кем он – со Спасителем или с сатаной? На этот вопрос критики затрудняются дать окончательный ответ.

Двойственное отношение к Булгакову проистекает от непонимания его мировоззрения, которое он, как и многие его современники, вынужден был скрывать. Его мировоззрение, разумеется, проявлялось в его гениальных произведениях, но выражалось «эзоповским языком», пробиваясь сквозь нагромождение «занимательных фактов и историй». Булгаков вынужден был приспосабливаться к внешним условиям, чтобы выжить в окружении, оказавшимся для него враждебным. Это – не недостаток его произведений, а мудрость гения. В этом Булгаков подобен Пушкину, чьё мировоззрение до сих пор остаётся предметом споров литературных критиков. Одной из причин этого является жёсткая цензура, которую приходилось преодолевать обоим великим писателям. Следует заметить, что и Пушкин, и Булгаков успешно цензуру преодолевали, однако тем самым вводили в заблуждение современников, ибо писали не для читателей своего времени, а для потомков, читателей XXI века, которые научатся «читать между строк». XXI век ещё только начался и мы пока неуютно себя чувствуем в творческой лаборатории обоих гениев. В связи с этим давайте вспомним строки из Священного Писания: «Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе».[21:гл.4,ст.23] Иисус Христос сказал эти слова в условиях враждебного окружения. Такое же враждебное окружение ощущали и великие выразители православного мировоззрения, такие как Пушкин, Булгаков и другие проповедники русского духа. Они тоже ищут поклонников, но не себе лично, а Отцу Небесному, от Которого русские люди, заражённые европейским атеизмом и другими «измами», отвернулись. Пушкин, Гоголь, Достоевский, Булгаков и другие великие россияне зовут человека вернуться к Богу. Поэтому сама постановка вопроса о том, с кем Булгаков: со Спасителем или с сатаной, является оскорбительной для памяти великого россиянина, посвятившего свою жизнь разоблачению лжи сатаны и утверждению правды Господа. К сожалению, этому мало кто верит, поскольку Булгаков не заклеймил сатанизм и не призывал к свержению атеистического режима. Более того, его образ Воланда-сатаны признан самым привлекательным в романе «Мастер и Маргарита». Булгаков понимал, что бороться с сатанизмом бесполезно. Достаточно сказать о нём правду, чтобы люди задумались и преодолели сатанизм в собственной душе, где он прочно обосновался.

Образ Воланда действительно очень привлекателен, но это нисколько не умаляет православное подвижничество Булгакова, показанное в этом романе и не только в нём. Если бы Воланд был у Булгакова другим, это было бы искажением исторической правды, от которой писатель никогда не отступал. Булгаков твёрдо верил, что сатана – не выдумка, а действительный исторический персонаж, но действующий «инкогнито», не показываясь людям, за редким исключением. Правилом сатаны является действовать через своих «полномочных представителей», какими, например, оказались большевики, захватившие власть в православной России. Булгаков считает, что большевики получили власть из рук сатаны. Поэтому они и вынуждены проводить скрытую политику сатанизма. Внешне их политика привлекательна, поскольку обставлена «красивыми декорациями» из гуманистических спектаклей. Благодаря этому им удалось привлечь на свою сторону значительную часть обманутого народа, но далеко не весь народ, остающийся в душе православным. Не случайно действие романа «Мастер и Маргарита» проходит на фоне всеобщего ожидания Пасхи.

Булгакова обвиняют в том, что его персонаж Иешуа – искажённый образ Христа. Булгаков предвидел эти обвинения и сознательно подчеркнул неоднозначность восприятия Христа людьми. Дело в том, что Спаситель являлся людям в различной ипостаси. Большинству – как Сын Человеческий, и только избранным – как Сын Божий. Булгаков даёт понять, что эта неоднозначность восприятия закрепилась в веках. Только в Православии Иисус Христос воспринимается как Спаситель и Жертвенный Агнец, а в европейском христианстве, берущем начало от Понтия Пилата, – лишь как вероучитель, давший миру религиозные идеалы, к которым необходимо стремиться, чтобы не погубить мир. Европейский мир вслед за Пилатом считает идеалы, провозглашёнными Христом, красивыми и недостижимыми. Стремясь сделать идеалы Христа достижимыми в земной жизни, католичество перерождается сначала в ереси, а затем – в атеизм и социализм, пришедшие из Европы в Россию. Булгаков показывает, что русские большевики и сочувствующие им верят в идеалы христианства, но не верят в Бога и поэтому реально служат укреплению царства сатаны, временно установившееся в России, как и в европейских странах. Великий русский писатель пришёл к нам, чтобы сказать: спасти гибнущий мир можно только любовью, завещанной Спасителем. Любовь – единственное оружие, против которого не может устоять сатана. Именно в этом – смысл верной и вечной любви Мастера и Маргариты, защитная броня которой не позволила сатане завладеть их душами.

Удивительно, но с Булгаковым произошла та же история, что и с Иисусом Христом. Получилось так, что нам предъявлено два Булгакова. Первый – тот, который и написал свои гениальные произведения. Но мы пока его плохо понимаем, поскольку ещё не доросли до его уровня. Второй – тот, который создан критиками. Именно этот «второй Булгаков» оказался неоднозначным: то ли ниспровергатель существующего общественного устройства, то ли сатанист, то ли просто растерявшийся интеллигент. Наряду с текстами, предъявленными нам Булгаковым, образовалось немалое количество «модернизированных» текстов, принадлежащих якобы тому же Булгакову. Но действительно тому же? Критики предъявили нам множество текстов из черновиков и дневников писателя, утверждая, что это и есть подлинные булгаковские тексты, которым только и можно верить, поскольку тексты опубликованных произведений «безнадёжно искажены цензурой». Точнее, сам автор их и исказил, но под давлением цензуры. Получается, что Булгаков под давлением цензуры изменил сам себе. Но это невозможно. Автор «Мастера и Маргариты» обладал удивительным даром обходить любую цензуру. Черновики же ему, как и любому крупному писателю, были необходимы в качестве подготовительного материала. Тот Булгаков, который навязывается нам критиками, – не подлинный, а искажённый. Поэтому и возникла необходимость реконструкции подлинного мировоззрения писателя, очищенного от домыслов тех критиков, которые просто не доросли до понимания его гениальных творений. Чтобы в проблеме «двух Булгаковых» разобраться, приходится анализировать не только его классические тексты, но и тексты его критиков. И это – далеко не теоретический вопрос. Нельзя не констатировать, что даже самые доброжелательные критики продолжают «распинать» светлую память Михаила Булгакова. Такой «посмертной участи» Булгаков не желал для себя. Он не претендовал на свет всенародной славы в православной России, но претендовал на покой, на понимание со стороны потомков. Покой, доброе и любовное отношение к себе он заслужил.

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ с. 5

1. ЖИЗНЬ КАК ТЕАТР АБСУРДА с. 8

1.1. Булгаков и Гоголь с. 8

1.2. На подмостках сцены с. 15

1.3. Театральные нравы с. 21

1.4. Режиссёры и актёры с. 27

1.5. Заведующий внутренним порядком с. 34

1.6. Смена декораций с. 41

1.7. Теория перевоплощения с. 47

2. ПОДЛИННЫЕ И МНИМЫЕ ТВОРЦЫ ЖИЗНИ с. 55

2.1. Книга Иова и парадоксы России с. 55

2.2. Эксперименты профессора Персикова с. 62

2.3. Луч жизни или луч смерти? с. 69

2.4. Жизнь земная и потусторонняя с. 80

2.5. Теория пролетариата с. 89

2.6. Михаил Булгаков и русская интеллигенция с. 96

2.7. Попытка пересотворить человека с. 104

3. ИЛЛЮЗИЯ ЖИЗНИ В ЦАРСТВЕ САТАНЫ с. 112

3.1. Древо познания – древо утраченной истины с. 112

3.2. Советская действительность и царство сатаны с. 118

3.3. Христианство истинное и искажённое с. 126

3.4. Маргарита и Мастер с. 134

3.5. Маргарита и сатана с. 141

3.6. Маргарита женщина и Маргарита ведьма с. 149

3.7. Любовь-гибель и любовь-спасение с. 155

4. ГИБЕЛЬ ЦАРСТВА САТАНЫ с. 164

4.1. Горят ли рукописи? с. 164

4.2. Православная традиция восприятия мира с. 171

4.3. Нельзя вернуться в прошлое с. 178

4.4. Ершалаим или Иерусалим? с. 185

4.5. Неоднозначный портрет противоречивой эпохи с. 191

4.6. Всё будет правильно, на этом построен мир с. 204

4.7. Михаил Булгаков и Данте Алигьери с. 213

ЗАКЛЮЧЕНИЕ с. 224

Литература с. 233
ВВЕДЕНИЕ

Наиболее известным, а вместе с тем и наиболее спорным произведением Михаила Булгакова является роман «Мастер и Маргарита». Именно на него чаще всего обращают внимание критики. Но здесь возникает вполне закономерный вопрос: а не продал ли великий русский писатель Булгаков свою душу дьяволу, получив взамен всемирную славу? Многие так и считают, особенно те, кто болеет душой за «чистоту православия», за торжество Истины Христовой. Священник Андрей Дерягин, например, приводит слова преподавателя Московской Духовной Академии М.М.Дунаева: «Мировоззрение автора «Мастера и Маргариты» оказалось весьма эклектичным. Но главное – антихристианская направленность его – вне сомнения. Недаром так заботливо маскировал Булгаков истинное содержание, глубинный смысл своего романа, развлекая внимание читателя побочными частностями. Тёмная мистика произведения помимо воли и сознания проникает в душу человека – и кто возьмётся исчислить возможные разрушения, которые могут быть в ней тем произведены?». [23] Когда один священник говорит о якобы антихристианской направленности «Мастера и Маргариты – это его личная позиция. Когда и второй священник повторяет его слова – это уже тревожная тенденция, заставляющая задуматься об отношении общества к Булгакову.

Следует заметить, что подобная безапелляционная позиция не является единственно обозначенной. Высказываются и другие, более взвешенные оценки. Например: «Так что не надо позорить русскую литературу и отождествлять позицию Булгакова и позицию Воланда. Если считать, что через Воланда Булгаков выразил именно свои мысли о Христе и Евангелии, то вывод придётся сделать слишком страшный. Если уж великий русский писатель сделал Сатану положительным и творческим образом в своём романе – значит, русская литература кончилась. Осталась журналистика, у которой можно учиться разве что владению языком». [12:133] Булгаков действительно вынужден был маскировать глубинный смысл своего романа, но не с целью обмануть читателей, а желая обойти атеистическую и антихристианскую цензуру. Это ему удалось, но ценой двойственного восприятия содержания романа и мировоззрения автора. Однако это ни в коем случае не означает двойственность провозглашаемой Булгаковым истины или эклектичность его мировоззрения. Речь может идти только о двойственности читательского восприятия и двойственном, неоднозначном характере той действительности, которую исследует и изображает Булгаков. Булгаков избегает прямых оценок этой неприглядной действительности, однако его отношение к ней резко отрицательно, и это очевидно.

«Для нас произведение «Мастер и Маргарита» – величайший соблазн; ну, а если учесть, что нити от всякого нашего деяния тянутся в мир иной, духовный, то можно предположить, что для бессмертной души Михаила Афанасьевича – это величайшая трагедия». [5:7] Это высказывание не совсем точное. Величайшим соблазном была вся наша жизнь в советской России, а величайшей трагедией для Булгакова была необходимость жить этой противоестественной жизнью и изображать её в своих произведениях. Такова судьба всех сатириков, бичующих общественные пороки, будь то Гоголь или современник Булгакова Зощенко. Не воспевал Булгаков общественные пороки, а бичевал их и предупреждал современников о смертельной опасности, которую несут они для нации и человеческой души. Поэтому кощунственным является утверждение, будто великий русский писатель создал «евангелие от сатаны».

«Это был художник ищущей мысли, сложно-трагического мировосприятия: с одной стороны, – не приемлющий уродливого лица нового социалистического времени, с другой – неизбежно опирающийся на неустойчивое сознание эпохи, разрушенной 1917 годом, не отыскавший опоры ни в советской «культурной» среде, ни в эмигрантской, ушедшей с белой гвардией». [15:5] Не опирался Булгаков на «неустойчивое сознание эпохи», а осуществил исследование сознания и дореволюционной эпохи, и послереволюционной, как и столкновение эпох в ходе гражданской войны. В то же время Булгаков в своей жизни и в своём творчестве опирается на православное мировоззрение, которое, несмотря на все домыслы критиков на этот счёт, отчётливо проявляется и в его наиболее значимом произведении «Мастер и Маргарита». «Книга Булгакова присутствует в высокой культуре России. Эта книга присутствует в обязательной школьной программе. Это книга, через которую проходят все наши дети. И если мы от имени Церкви заклеймим этот роман сатанизмом, мы окажем хорошую услугу именно антихристианским группам и движениям. Вот для того, чтобы «Мастер и Маргарита» не превращался в учебное пособие по сатанизму, для этого и Церковь должна снять клеймо сатанизма с этой книги. Впрочем…, Церковь никогда такого клейма и не ставила. Не надо отождествлять отдельные публикации отдельных церковных публицистов… с мнением всей Церкви». [12:149] Говоря о мировоззрении Булгакова, нужно верить прежде всего ему самому. Булгаков, в частности, пишет: «Когда я бегло поглядел у себя дома вечером номера «Безбожника», был потрясён. Соль не в кощунстве, хотя оно, конечно, безмерно, если говорить о внешней стороне… Соль в идее: Иисуса Христа изображают в виде негодяя и мошенника, именно его. Нетрудно понять, чья это работа. Этому преступлению нет цены». [8:106-107] Само собой разумеется, что человек, сказавший эти слова, не мог ни при каких обстоятельствах написать «апологию сатаны», в чём его несправедливо обвиняют те, кто не понял сокровенный смысл его лучшего произведения, в котором фактически подводятся итоги его творчества.

Следует заметить, что понять сущность мировоззрения Булгакова невозможно без анализа всего его творчества, не зацикливаясь на одном, хотя бы даже наиболее значимом произведении. Однако критики очень мало внимания уделяют другим романам, повестям и пьесам великого россиянина. Поэтому Булгаков до сих пор представляется создателем «романа о дьяволе». Помимо «Мастера и Маргариты» следует обратить внимание на такие его произведения, как «Записки покойника», «Роковые яйца», «Собачье сердце, «Белая гвардия», а также на его дневники. «Но более, чем скупые записи дневников, в том, что у Булгакова был опыт искренней молитвы, убеждают его книги. Вспомним последние строки «Белой гвардии»: «Перед Русаковым лежала тяжёлая книга в жёлтом кожаном переплёте. Глаза шли по строкам медленно и торжественно. «И увидал я мёртвых и великих, стоящих перед Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мёртвые по написанному в книгах сообразно с делами своими. Тогда отдало море мёртвых, которые были в них, и судим был каждый по делам своим… И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное… И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет». По мере того как он читал потрясающую книгу, ум его становился, как сверкающий меч, углубляющийся в тьму. Болезни и страдания казались ему неважными, несущественными. Недуг отпадал, как короста с забытой в лесу отсохшей ветки. Он видел синюю, бездонную мглу веков, коридор тысячелетий. И страха не испытывал, а мудрую покорность и благоговение. Мир становился в душе… Последняя ночь расцвела. Во второй половине её вся тяжёлая синева, занавес Бога, облекающий мир, покрылась звёздами. Похоже было, что в неизмеримой высоте за этим синим пологом у царских врат служили всенощную. В алтаре зажигали огоньки, и они проступали на занавесе целыми крестами, кустами и квадратами. Над Днепром с грешной и окровавленной и снежной земли поднимался в чёрную, мрачную высь полночный крест Владимира. Издали казалось, что поперечная перекладина исчезла – слилась с вертикалью, и от этого крест превратился в угрожающий острый меч. Но он не страшен. Всё пройдёт. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звёзды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?». [12:13-14] В романе «Мастер и Маргарита» Булгаков и рисует эту ночь, кажущуюся беспросветной, осенённой мечом вместо Креста, но которая обязательно пройдёт, и человечество увидит новое небо и новую землю Апокалипсиса. И поэтому у читателей, закрывших эту прочитанную книгу, подобную книге жизни, возникает не гнетущее, а светлое и освобождающее чувство, способное преодолеть тёмные соблазны сатанизма и вернуться к истинной вере в подлинного, а не искажённого Иисуса Христа. Воланд улетает во тьму преисподней, а мир остаётся в ожидании Воскресения Спасителя. И это – главный итог романа, да и всего творчества Булгакова. Казалось бы, ожидание напрасное, ибо Спаситель так и не приходит. Однако всякий православный россиянин знает, что Он обязательно придёт в предустановленное время. Смысл праздника Пасхи в том и заключается, чтобы показать Господу: «мы в Тебя верим, и знаем, что день встречи со Спасителем обязательно настанет. И будем ждать этой встречи столько, сколько понадобится. Если сами не дождёмся, то дождутся наши дети, внуки или правнуки. Да и ждать осталось немного. В это верит народ, в это верит и Булгаков, передавая свою веру читателям.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Опыт реставрации подлинного мировоззрения михаила булгакова предисловие icon Михаила Булгакова "Михаил Булгаков и Елена Шиловская: Шаг в вечность"
Михаил Булгаков и Елена Шиловская: Шаг в вечность, так будет называться литературный вечер календарь, который состоится 10 мая 2011...
Опыт реставрации подлинного мировоззрения михаила булгакова предисловие icon Крестные муки Михаила Булгакова
Булгаков, в традициях Пушкина, Гоголя и Достоевского, не критикует политический строй страны, а показывает, что формы правления в...
Опыт реставрации подлинного мировоззрения михаила булгакова предисловие icon Статья Михаила Елфимова по мотивам монографии А. М. Казанцева "Опыт...
Основы искуственного интеллекта" статья Михаила Елфимова по мотивам монографии А. М. Казанцева "Опыт и концепции компьютерного использования...
Опыт реставрации подлинного мировоззрения михаила булгакова предисловие icon Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»
Мы знаем только маленькую часть природы, только маленькую частичку этой непонятной, неясной, всеобъемлющей загадки, и все, что мы...
Опыт реставрации подлинного мировоззрения михаила булгакова предисловие icon Темы и герои романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Цели и задачи
Оборудование: портрет М. А. Булгакова, иллюстрации к роману (презентация), тексты романа, рабочие тетради учащихся, компьютер, экран...
Опыт реставрации подлинного мировоззрения михаила булгакова предисловие icon Урок литературы в 11 классе Тема урока: «Три мира в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Показать особенности жанра и композиционной структуры романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Опыт реставрации подлинного мировоззрения михаила булгакова предисловие icon Предисловие: от Льюиса Кэррола к стоикам
Предисловие переводчика
Опыт реставрации подлинного мировоззрения михаила булгакова предисловие icon Конспект открытого урока на тему: ««Собачье сердце»
Тема урока: «Собачье сердце» сатирическая повесть М. А. Булгакова. (Авторская позиция и способы её выражения. Особенности стилистики...
Опыт реставрации подлинного мировоззрения михаила булгакова предисловие icon Одесская национальная юридическая академия
...
Опыт реставрации подлинного мировоззрения михаила булгакова предисловие icon Исследовательская работа Тема: Значение имен в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Роман «Мастер и Маргарита» главный в творчестве Булгакова. Он писал его с 28-40 год, до самой смерти и сделал 8 редакций. Это «закатный»...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов