Скачать 72.33 Kb.
|
ПРОГРАММА КУРСА “История зарубежной литературы средних веков, Возрождения, XVII и XVIII веков” искусствоведы и культурологи, д/о, М.Р.Чернышов, 2011/2012 Средние века Общая характеристика литературы Средних веков. Периодизация. Факторы формирования и основные направления. Роль церкви в формировании средневековой литературы. Языческий скандинавский и кельтский эпос. Ирландский эпос. Бой Кухулина с Фердиадом (по хрестоматии). Скандинавский эпос. Исландские саги: Старшая Эдда: «Прорицание вёльвы». Младшая Эдда (по хрестоматии). Народный героический эпос и. Национальная специфика, образы главных героев в “Песни о Роланде” (Франция) и “Песни о моем Сиде” (Испания). Рыцарские и мифологические элементы в “Песни о Нибелунгах” (Германия). (Все – по хрестоматии) Понятие о куртуазной литературе. Темы и жанры рыцарской лирики. ^ (по хрестоматии). Причины и условия возникновения рыцарского романа. Основные тематические циклы. “Роман о Тристане и Изольде”(читать целиком в переложении Ж.Бедье). ВОЗРОЖДЕНИЕ Возрождение (Ренессанс) как особая эпоха развития европейской культуры. Роль античного наследия, куртуазной традиции и городской литературы средневековья в формировании литературы Возрождения. Понятие “ренессансного гуманизма”. Италия Творчество Данте Алигьери. Замысел, композиция, традиционное и новаторское в “^ ” и “Божественной комедии” (читать первую кантику «Ад»). Символика и реализм. Творчество Ф.Петрарки: основные жанры. Образ лирического героя “Канцоньере” (“Книги Песен” – по хрестоматии). Жанр сонета. “Декамерон” Дж.Боккаччо: синтез культурных традиций, значение обрамляющего рассказа. Мастерство Боккаччо-новеллиста. (Читать: Вступление. День 1: новеллы 1 и 3; день 2: нов. 9; день 3: нов. 5, 10; день 4: нов. 1, 5, 9; день 5: нов. 1, 9; день 6: нов. 4, 10; день 7: нов. 2, 7; день 8: нов. 3, 7; день 9: нов. 3, 6; день 10: нов. 8, 10). Франция Франсуа Вийон – поэт французского предренессанса. Основные жанры, темы, образ лирического героя. “Баллада о дамах минувших времен”. “Баллада истин наизнанку”. “Баллада поэтического состязания в Блуа”. “Баллада повешенных”. Ф. Рабле. “Гаргантюа и Пантагрюэль”: композиция, система образов, сюжет, проблематика. (Читать 1 и 2 книги). Северное Возрождение. Нидерланды “Похвальное слово глупости” Эразма Роттердамского (по хрестоматии). Образ Мории, композиция, характер смеха. Испания Структура романа П.Сервантеса “Дон Кихот”(Читать: т.1, главы 1-11, 20-26, 30-31, 47-50; т.2, главы 3-4, 9-10, 16-26, 30, 34-35, 42-47, 49, 51, 53, 73-74). Трагическое и комическое в образе главного героя. Дон Кихот и Санчо Панса. Образ главных героев и конфликт в “психологической” комедии Лопе де Вега “Собака на сене”. Англия Периодизация творчества Шекспира. Основные жанры. Шекспировский вопрос. Сонеты Шекспира. Основные черты комедий Шекспира: “Укрощение строптивой”, “Двенадцатая ночь”, “Как вам это понравится”, “Венецианский купец”. Любовные коллизии. Природа и человек. Игровое начало в комедиях. Типы героев. Сказочная фантастика в комедии “Сон в летнюю ночь”. Жанр исторической хроники в творчестве Шекспира. Проблема зла и власти в хронике В.Шекспира “Ричард III”. Историческая хроника В.Шекспира “Генрих IV” (2 части). Композиция, специфика конфликта, проблематика. Образ Фальстафа. Трагедия Шекспира “Ромео и Джульетта”. Образы героев. Движущие силы сюжета. “Гамлет” Шекспира. Образ героя, проблемы его истолкования. Трагедия Шекспира “Король Лир”. Мотивы и характер действий героев. Проблема познания и самопознания. Трагическая коллизия в “Отелло” В.Шекспира. Конфликт в трагедии В. Шекспира “Макбет”. «Римские» трагедии Шекспира: “Юлий Цезарь”, “Антоний и Клеопатра”. Трагикомедия “Буря” как “поэтическое завещание” Шекспира. Характер конфликта, образы главных героев. XVII ВЕК Барокко. Испания Понятие о барокко. Драматургия П.Кальдерона, основные темы и жанры. Проблематика свободы и ответственности в драме “Жизнь есть сон”. Плутовской роман как жанр: сюжет, тип героя, образ мира, позиция автора (на примере романа Ф.Кеведо “^ ”). Классицизм. Франция Эстетика классицизма. Н.Буало и его трактат “Поэтическое искусство” (по хрестоматии). Трагедия П.Корнеля “Сид”, причина и суть его конфликта с Французской Академией. Проблематика трагедии Корнеля “^ » и “Федра”. Роль надчеловеческого начала в конфликте. Биография и общая характеристика творчества Ж.Б.Мольера. Основные принципы “высокой комедии”. Проблематика и поэтика комедий Мольера “Тартюф”, “Дон Жуан”, “Мизантроп”, «Мещанин во дворянстве». Фарсовая эстетика в комедии Мольера “Плутни Скапена”. ^ Франция Личность и творчество Ф.Вольтера. Философская повесть “Кандид”. Общественная и творческая деятельность Д.Дидро. Роман “Монахиня” как произведение просветительского реализма. Место Ж.-Ж.Руссо во французском Просвещении, его философские, эстетические и педагогические идеи. “Исповедь” Руссо как психологический документ и литературный жанр. Образы героя и героини в романе А.Прево “История кавалера де Грие и Манон Леско”. Драматургическое новаторство П. Бомарше в комедиях «Севильский цирюльник» и “Женитьба Фигаро”. Англия Проблематика и поэтика романа Д.Дефо “Робинзон Крузо”. Особенности творческой личности Дж.Свифта. Памфлет “^ ”. Сатира Свифта в “Путешествиях Гулливера” (читать 1 и 4 части полностью, 2 и 3 по хрестоматии). Поэтика “комической эпопеи” Г.Филдинга (“^ ”). Чувствительность и ирония в романе Л.Стерна “Сентиментальное путешествие”(по хрестоматии). Германия Немецкое Просвещение. Эстетические идеи Г.Э.Лессинга в трактатах ^ . Драма Лессинга “Эмилия Галотти”: особенности сюжета и конфликта. Движение “Бури и натиска” в немецкой литературе. Понятие о сентиментализме. Раннее творчество Гете, роман “Страдания юного Вертера” (по хрестоматии). Нравственно-философская проблематика трагедии Гете “Фауст”. Раннее творчество Шиллера. Штюрмерская поэтика драмы “Разбойники”. “Коварство и любовь” Шиллера как “мещанская трагедия”. Исторические драмы Шиллера “Мария Стюарт”, “Вильгельм Телль”. ^ читать не обязательно. Примечание по организации курса Применительно к курсу действует балльно-рейтинговая система оценки работы студентов. Баллы начисляются каждому студенту за рубежные контрольные работы по программным текстам. Всего 3 работы: 1) Средние века и Возрождение без Шекспира (5 вопросов, максимум 25 баллов), 2) Шекспир (6 вопросов, максимум 30 баллов), 3) 17-18 века (7 вопросов, максимум 35 баллов). Дополнительные 10 баллов могут быть начислены «за активность», например, за авторское эссе или коллективную постановку. Всего – 100 баллов. Экзамен проходит в виде письменной работы, состоящей из 14 открытых вопросов на знание теории, программы и текстов. Максимум – 100 баллов. С вопросами и за консультациями можно обращаться по адресу mrchernyshov@k66.ru |
![]() |
Программа ориентирована на учебник Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского «История Средних веков» Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского «История Средних веков» и является частью учебно-методического комплекта по истории Средних веков,... |
![]() |
Лекция 1 Историческое содержание и периодизация эпохи Средневековья... Бердичевский А. М.: Методические материалы к курсу "История зарубежной литературы Средних веков и Возрождения" |
![]() |
Программа курса “история зарубежной литературы XVII-XVIII веков” Поэзия барокко. “Поэмы Уединения” (1612–1613) Луиса де Гонгора (Испания) (1561–1627). Стихотворения Джона Донна (Англия) (1572–1631)... |
![]() |
- Л. Г. Косулиной по курсу «История России» и примерной программы основного общего образования по «Истории средних веков» и учебника... |
![]() |
1. Общая характеристика культуры Средневековья. Периодизация литературы... Общая характеристика культуры Средневековья. Периодизация литературы Средних веков и эпохи Возрождения |
![]() |
Программа составлена на основе примерной программы по истории на... Бойцов М. А. Шукуров Р. М. «История средних веков». 6 класс. 11 изд. М.«Русское слово». 2008 |
![]() |
История философии Средних веков и Возрождения Толкование о душе.//Хосроев А. Л. Александрийское христианство. По данным текстов из Наг Хаммади. М., 1991. С. 205-214 |
![]() |
Рабочая программа по истории 6 класс составлена в соответствии с... Агибалова Е. В., Донской Г. М. «История Средних веков»- 2010, ориентированной на использование учебника Агибалова Е. В, Донской... |
![]() |
Россия на рубеже XVIII xix веков Цели и задачи урока: выявить общие закономерности и особенности развития России на рубеже XVIII – XIX веков |
![]() |
Рабочая программа по истории 6 класс Программа рассчитана на 2013-2014 учебный год, История средних веков 33 ч, История России 36 ч |