Скачать 0.61 Mb.
|
У![]() МОУ «Якиманско-Слободская средняя общеобразовательная школа» ![]() Семинар №3 «Роль классного руководителя в духовно – нравственном воспитании учащихся» Семинар №3 «Роль классного руководителя в духовно – нравственном воспитании учащихся» Составители: Погорелова Н.Е. директор МОУ «Якиманско-Слободская средняя общеобразовательная школа ^ заместитель директора МОУ «Якиманско- Слободская средняя общеобразовательная школа» Мозголова Л.В. классный руководитель Скрябина Н.В. классный руководитель Сарыкалина Е.Е. классный руководитель Чернышова С.М. классный руководитель Володина Н.А. педагог-психолог Материалы сборника адресованы в первую очередь руководителям образовательных учреждений, классным руководителям, педагогам-психологам и педагогам-организаторам, но могут быть интересны всем педагогам и широкой общественности, интересующейся проблемами образования. СОДЕРЖАНИЕ 1. Семинар № 3 «Роль классного руководителя ………………………..3-11 в духовно-нравственном воспитании учащихся». 1. Семинар №3 «Роль классного руководителя в ……………………….3-11 духовно – нравственном воспитании учащихся» 2. Приложения 2.1. Диагностика духовно-нравственного становления …………….11-16 личности учащихся. 2.2. Разработка классного часа: «Доброта в нас и вокруг нас»………….16-25 2.3. Сценарий совместного праздника, посвящённого……………………26-31 Дню Защитника Отечества и Женскому Дню «Мы рады всех поздравить» (5 класс) 2.4. Сценарий праздника для мам и бабушек………………………………31-41 «Мама, солнышко и я» 2.5. Сценарий литературного вечера, посвященного образу …………….41-50 матери в русской литературе «Книга о матери» 2.6. Сценарий классного часа «Я и моя семья»…………………………….50-52 Семинар № 3 «Роль классного руководителя в духовно – нравственном воспитании учащихся» Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем он свободнее, тем больше удовольствия доставляет ему жизнь. А.П. Чехов В настоящее время духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе приобрело особую значимость. Отсутствие духовного развития, как мы сейчас видим, привело к нравственному опустошению. Исчезли слова: добро – как источник радости, мир и согласие в душе, покаяние — отречение от зла; милосердие – как милость в сердце; благодать, которая вызвана добрыми делами и любовью к близким, и таких слов можно перечислять множество.
Поэтому особое внимание сейчас государство придаёт духовно – нравственному воспитанию Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям. Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности: – патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству; – гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство; – социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство; – человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество, – наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира; – семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода; – труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость; – традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога; – искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие; – природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание; Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей. Эффективным решением данной задачи является выстраивание в школах единой системы духовно-нравственного воспитания. Можно вычленить следующие направления системы духовно-нравственного воспитания в школе: ![]() ![]() патриотическое ![]() Экологическое ![]() ![]() ![]() ![]() Система духовно-нравственного воспитания ![]() ![]() ![]() Гражданско- правовое ![]() Художественно- эстетическое ![]() ![]() Спортивно- оздоровительное Классные руководители работают над решением следующих задач:
^ Экологическое направление Экологическое направление своей целью ставит воспитание экологической культуры школьников, убежденности в необходимости бережного отношения к природе. Экологическое направление осуществлялось в ходе проведения тематического КТД, массовых мероприятий. За последние годы сложилась традиция проведения в 4 четверти КТД экологической направленности. Классные коллективы приняли участие в следующих мероприятиях:
-тематические классные часы, беседы «Наши друзья птицы», «Они должны выжить», «Домашние животные», «По страницам красной книги», «Экология в нашем доме». -выступление экологических агитбригад. - игра по станциям «Экологические тропинки». - «Зеленая неделя», в рамках которой были собраны семена цветов и овощей, саженцы кустарников, кусты многолетних цветов, вырастили рассаду однолетников.
Результативность работы в этом направлении на уровне округа:
Патриотическое воспитание: Преследует цель: восстановить прерванную связь времен, возродить духовные ценности, вернуть утраченную любовь к родной земле, сохранить культурное наследие, воспитывать активную жизненную позицию. В этом году продолжена работа по сбору материалов и оформлению экспозиций для школьного музея. Классы приняли участие в КТД «Любимый сердцу уголок», «Дорогой героев» в рамках, которых были проведены мероприятия различных форм:
Учащиеся нашей школы приняли активное участие в окружных мероприятиях:
^ Преследует цель: создание оптимальных условий для гражданской социализации личности и направлено на приобщение детей к правовым ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения. Это направление реализуется через КТД, совместную работу с ГИБДД и ОДН. В классах проводятся такие мероприятия:
Художественно-творческое направление: реализуется через организацию и проведение вечеров «Осенний бал», «Новогодний карнавал», участие в КТД «Дружная семейка», через традиционные мероприятия «Первый и последний звонок», посещение Дворца культуры, концертов филармонии, концерты в приюте милосердия для пожилых людей «Рябинушка», бибилиотечные часы, «Уроки нравственности» = цикл бесед, кинолекториев по программе А. Лиханова и т.д. Каждый классный руководитель один классный час в месяц проводит по теме духовно-нравственного воспитания. Наиболее интересными в были классные часы: 1 кл. – беседа «Давайте жить дружно»; 3 кл. – беседа с элементами игры «Ежели вы вежливы»; 4 кл. – беседа с элементами игры «Волшебники добра». В средней школе самыми интересными классными часами стали: 5-б кл. – семейный праздник «Я, ты, он, она - вместе дружная семья»; 7 кл. – беседа «Экология слова»; 8 кл. – беседа «В человеке все должно быть красиво...»; 9 кл. – праздничное чаепитие «Дню Матери посвящается...»; в старших классах самые значимые классные часы: 10 кл. – «Поспешайте делать добро»; в 11 кл. – беседа «О матерях можно говорить бесконечно». Обеспечение условий для реализации детей в системе культурных ценностей осуществляю через активное сотрудничество с библиотеками школы и домов культуры посёлка фабрики имени Войкова и села Якиманская Слобода. Сотрудничество с библиотеками и школьным музеем способствует развитию навыков художественно-творческой деятельности, воспитанию любви к родному краю, историческому наследию, культуре своего народа. Спортивно-оздоровительное направление:: В школе разработана программа «Здоровье», которая своей целью ставит создание комплексной стратегии по сохранению и улучшению физического, интеллектуального и нравственного здоровья учащихся. Планирование работы в классах осуществляется с учётом школьной программы «Здоровье». Основными моментами деятельности данного направления было:
Работа по формированию здорового образа жизни ведется через работу спортивных секций, Дней здоровья, спортивные мероприятия, школьные спартакиады. Всего в спортивных кружках и секциях занимается 111 человек, что составляет 33 %. Было проведено 3 общешкольных Дня здоровья под названием «Быть здоровым это модно!», «День защиты детей от экологической опасности», «Спорт вместо наркотиков» Есть результаты участия в окружных мероприятиях:
Ученическое самоуправление. Обогащение духовной культуры учащихся осуществляется через активное участие в работе по самоуправлению в школе, где учатся решать вопросы разного характера. В школе созданы 3 детских общественных организации: «Солнцеград» (1-4 классы), «Ромашка» (5-8 классы), «Союз старшеклассников» (9-11 классы) Члены ДОО выполняют много различных функций: участие в социально – значимых акциях «Помоги ближнему», «Недели добра», «Поздравь ветерана», «Памятник», шефство над младшими школьниками и проведение новогоднего праздника для будущих первоклассников, посещение приюта милосердия для пожилых граждан «Рябинушка» с концертами, поздравлениями и помощью в уборке территории. дежурство по школе, по классу, организация и проведение генеральных уборок и субботников, также помощь в ремонте школьного оборудования, реализация социальных проектов «Детская площадка», «Фитодизайн в школе», серии классных часов «Труд и призвание», «В мире профессий», выставки технического и декоративного творчества, предметных недель. Независимо от возрастных различий приоритетными ценностями для школьников остаются: активная жизнь, познание (возможность расширения своего образования), здоровье, творчество (возможность творческой деятельности), уверенность в себе, красота природы и искусства, общественное призвание (уважение окружающих, одноклассников). В конкурсе «Самый классный класс», ежегодно в котором участвуют классные коллективы, учитывается активность учащихся в школьных и окружных мероприятиях, участие в различных акциях, смотрах, конкурсах. По количеству набранных баллов определиляются победители. Духовно-нравственное воспитание семьи предполагает реализацию системы духовно-просветительских и педагогических мероприятий в рамках программы «Семья», «Школа – социокультурный комплекс». В программу бесед с родителями по воспитанию у детей нравственных ценностей классные руководители включают следующие направления:
Проведены такие мероприятия:
Регулярным стало участие семей школы в окружном конкурсе «Семья года». В этом году чествовали достойные семьи Семяновых, Галятовых, Ильиных, Савиных, Евстюшиных, Малкиных, Запольских, которые были награждены грамотами УО и главы округа за создание условий для творческого развития своих детей и активное участие в жизни школы и округа. В этом учебном году школа работает как опорная в духовно- нравственном воспитании На практике коллектив педагогов реализует систему духовно-нравственного развития личности в школе. На ШМО классных руководителей рассмотрены вопросы по изучению теоретических и методических источников по проблеме духовно-нравственного воспитания; проведены сборы и систематизация материала; накоплен опыт работы. Коллективу школы предстоит огромная работа по развитию системы духовно-нравственных ценностей личности: гражданственности, патриотизма, уважения традиций семьи, толерантности и т.д. Для нам важно, чтобы у каждого ребенка проявилась способность анализировать поступки свои и других, опираясь на духовный эталон; чтобы каждый стремился преумножать свои положительные качества и избавляться от плохих, чтобы дети не зазубривали и выдавали правила нравственного поведения, сформулированные взрослыми, а научились размышлять над сутью нравственности каждого своего поступка, видеть ее корни. ^ Приложение 2.1. Диагностика духовно-нравственного становления личности Для учащихся 1-4 классов Диагностика нравственной мотивации Учитель. Я прочитаю вам четыре вопроса. Вам нужно выбрать из данных на них ответов один. 1. Если кто-то плачет, то я... а) пытаюсь ему помочь; б) думаю о том, что могло произойти; в) не обращаю внимания; г) буду смеяться над ним. 2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет шести- семи и говорит, что у него нет такой игры, а я скажу ему... а) чтобы он не приставал; б) что не могу ему помочь; в) чтобы он попросил родителей купить ему такую игру; г) что он может прийти с другом и поиграть. 3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру... а) я не обращу внимания; б) скажу, что он размазня; в) объясню, что нет ничего страшного; г) скажу, что надо лучше научиться этой игре. 4. Мой одноклассник на меня обиделся, а я... а) подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации; б) обижусь в ответ; в) докажу ему, что он не прав; г) не обращу на его обиду внимания. ^ Ключ положительных ответов: 1-а);2-г);3-в);4-а). Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником. 4 балла - высокий уровень; 2, 3 балла - средний; 0, 1 балл - низкий уровень. Для учащихся 5-8 классов Философское осмысление духовно-нравственных категорий образования 1. Хотите ли Вы знать больше о религии? (отметить 1 пункт)
2. Где Вы получаете знания о религии? (отметить 1-2 пункта)
3. Важно ли преподавать знания о религии в школе? (отметить 1-2 пункта)
3.5. иное... 4. О каких религиях Вы хотели бы знать больше? (отметить 1-2 пункта)
5. Как Вы считаете, что даёт религия людям? (отметить 1-2 пункта)
53. не приносит ни пользы, ни вреда
6. Считаете ли Вы себя (отметить 1 пункт)
7. Какие религиозные праздники Вы знаете?
8. Верите ли Вы в (отметить все важные для вас пункты)
9. Были ли Вы крещены?
10. Выделите 3 наиболее значимых на Ваш взгляд ценности: 10.1. семья; 10.2. образованность 10.3. свобода 10.4.зарплата 10.5. дружба 10.6. любовь 10.7. вера 10.8. власть 10.9. порядочность 11. Какие из 10 заповедей Вы знаете?
11.3.Не лжесвидетельствуй 11.4. возлюби ближнего своего
Для учащихся 9-11 классов духовно-нравственный потенциал личности
Приложение 2.2. Разработка классного часа ^ |
![]() |
Сценарий игровой программы для младших школьников ко Дню защитника Отечества В. Васнецова «Богатыри», карточки с фамилиями и званиями известных русских военачальников, 40 «снежков» (скомканные шарики из газет... |
![]() |
Дню Республики "Культура Независимого Казахстана" Ведущий: Здравствуйте, ребята! Я рады приветствовать Вас в и Поздравить Вас с одним из главных дат нашей Республики Провозглашения... |
![]() |
Сценарий утренника, посвященного Дню Конституции Российской Федерации для учащихся 3-4-х классов Не секрет, что патриотическое воспитание играет ключевую роль в учебно-воспитательном процессе, но, к сожалению, разработок по этой... |
![]() |
Чужой войны не бывает Дня Защитника Отечества в школе состоялась литературно-музыкальная композиция «Солдат войны не выбирает», подготовленная завучем... |
![]() |
Сценарий музыкального развлечения ко Дню защиты детей (1 июня) «…И в мирном мире жить» В центре зала стоит столик с небольшим вращающимся диском, как барабан на передаче «Поле Чудес». На диске установлена стрелка, которая... |
![]() |
«Космос человечеству» Разработка классного часа, посвященного Дню космонавтики, для учащихся 5 класса |
![]() |
Сценарий праздника во 2 классе Добрый день, милые женщины! Мы рады приветствовать вас на нашем праздничном утреннике. В эфире – праздничная программа передач 15-го... |
![]() |
Республиканский литературно-творческий конкурс проводится Министерством... Дню Республики Башкортостан и Году укрепления межнационального согласия в Республике Башкортостан «Пою мою республику» |
![]() |
О состоянии и проблемах правовой защиты объектов интеллектуальной... В эти дни в регионах России проходят различные мероприятия, приуроченные ко Всемирному дню книги и авторского права и Международному... |
![]() |
С. П. Вольваков Детская общественная организация «Наследники Отечества» является самодеятельным, добровольным объединением детей, подростков и взрослых,... |