С. Бочаров «Роман Л. Толстого «Война и мир» Лауреатом премии А. И. Солженицына 2007 года с формулировкой «за филологическое совершенство и артистизм в исследовании путей русской литературы; за отстаивание в науч




Скачать 1.21 Mb.
Название С. Бочаров «Роман Л. Толстого «Война и мир» Лауреатом премии А. И. Солженицына 2007 года с формулировкой «за филологическое совершенство и артистизм в исследовании путей русской литературы; за отстаивание в науч
страница 1/13
Дата публикации 16.05.2016
Размер 1.21 Mb.
Тип Документы
edushk.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

С. Бочаров «Роман Л. Толстого «Война и мир»


Лауреатом премии А. И. Солженицына 2007 года с формулировкой «за филологическое совершенство и артистизм в исследовании путей русской литературы; за отстаивание в научной прозе понимания слова как ключевой человеческой ценности» стал профессиональный литературовед Сергей Григорьевич Бочаров. Присуждение литературной премии филологу, даже не литературному критику, выглядит, на первый взгляд, парадоксально. Но только на первый взгляд. Во всяком случае, применительно к Сергею Георгиевичу Бочарову. Его научные труды полностью отражают его профессиональное кредо, зафиксированное в предисловии к книге избранных трудов и статей «Сюжеты русской литературы»: «Литературоведение – это тоже литература, и филолог – это писатель, он не только имеет дело с исследуемым словом другого писателя, он работает с собственным словом сам, без чего ему не откроется и исследуемое слово».

Сергей Григорьевич Бочаров родился в 1929 году в Москве, в 1952 году закончил русское отделение филологического факультета МГУ, работает в отделе теории литературы ИМЛИ.

Основные труды ученого собраны в трех сборниках: «О художественных мирах» (М., 1985), «Сюжеты русской литературы» (М., 1999), «Филологические сюжеты» (М., 2007). Известность в профессиональных кругах ему принесли две замечательные и весьма полезные для учителя-словесника книги: «Роман Л. Н. Толстого «Война и мир»» (М., 1963 – после первого еще 3 издания в разные годы), «Поэтика А. С. Пушкина. Очерки» (М., 1974). Кроме того, отметим весьма содержательные статьи ученого о романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» в книге «О художественных мирах» и других, работы по творчеству Ф. М. Достоевского, А. Платонова.

Вклад ученого в науку оценен очень высоко, о чем свидетельствуют слова В. Н. Топорова из предисловия к юбилейному сборнику статей друзей и коллег С. Г. Бочарова, приуроченному к 75-летию ученого и названному его словами «Литературоведение как литература»: «Сергей Георгиевич – из тех немногих избранных, званных на пиршество смысла за его серьезность, несуетность, устойчивость перед соблазнами, глубину, верность смыслу до забвения себя самого ради невреждения смысла и нахождения этого "неврежденного" смысла во всей его силе».

Ученик и собеседник М. М. Бахтина С. Г. Бочаров воспринимает и интерпретирует тексты литературных произведений как форму диалога писателя с миром, современностью, историей и вечностью. Диалога, в котором особое место принадлежит читателю (для нас читателю-школьнику), так как именно читатель дает новую жизнь тексту, реконструируя и трансформируя в своем сознании авторский замысел и авторскую концепцию мира.

С. Г. Бочарова справедливо называют одним из самых ярких представителей «литературной герменевтики» в России. Ключевая же категория этого философского и литературоведческого направления «герменевтический круг» предполагает постоянное движение мысли от целого к части и от части к целому, постоянно расширяя границы понимания текста. Именно так действует ученый в публикуемой на сайте книге о романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Отталкиваясь от толстовской автохарактеристики художественного мира как «лабиринта сцеплений», ученый показывает, как причудливо взаимосвязаны в романе-эпопее жизнь души, жизнь природы и история, как ценность человеческой личности проявляется в соприкосновении со стихией бытия, врывающейся в формализованную и механическую жизнь общества. Учитель-словесник найдет в книге не только глубокие, интересные и увлекательные (а читать статьи С. Г. Бочарова всегда интересно) анализы отдельных сцен романа, но и краткие и емкие характеристики толстовской концепции мира и истории. Например, анализ сцены охоты в сопоставлении со страницами, посвященными Бородинскому сражению, стал классическим образцом литературоведческой интерпретации эпизода. Обращенность стиля ученого к читателю (постановка ключевых проблем, акцентуация противоречий, риторический дискурс повествования, сопоставление разных точек зрения) являет собой образец методически построенной книги.

Таким образом, читая литературоведческий разбор романа Л. Н. Толстого «Война и мир» в «исполнении» С. Г. Бочарова, учитель-словесник найдет в нем не только необходимый и полезный материал для подготовки уроков, но и пример диалогического выстраивания концепции.

Иными словами, литературоведческий почерк С. Г. Бочарова обладает несомненной методической ценностью: урок литературы, в конечном итоге, это тоже герменевтическое упражнение. В нем по законам этой философской школы многообразие голосов и точек зрения не проявление хаотической непредсказуемости мысли, а, наоборот, свидетельство богатства смыслов.

С. В. Федоров

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

С. Бочаров «Роман Л. Толстого «Война и мир» Лауреатом премии А. И. Солженицына 2007 года с формулировкой «за филологическое совершенство и артистизм в исследовании путей русской литературы; за отстаивание в науч icon Роман Льва Толстого «Война и мир» лежит в основании величественного...
«Война и мир» лежит в основании величественного здания русской классической литературы. С непревзойденным мастерством Толстой воссоздал...
С. Бочаров «Роман Л. Толстого «Война и мир» Лауреатом премии А. И. Солженицына 2007 года с формулировкой «за филологическое совершенство и артистизм в исследовании путей русской литературы; за отстаивание в науч icon Проект Головкина Никиты, Нечаевой Анастасии, учащихся 11 класса,...
Исследовательский проект Головкина Никиты, Нечаевой Анастасии, учащихся 11 класса, по теме: «Война и мир в романе Л. Н. Толстого...
С. Бочаров «Роман Л. Толстого «Война и мир» Лауреатом премии А. И. Солженицына 2007 года с формулировкой «за филологическое совершенство и артистизм в исследовании путей русской литературы; за отстаивание в науч icon 4. с какой целью Л. Н. Толстой вводит в роман образ купца Ферапонтова?...
...
С. Бочаров «Роман Л. Толстого «Война и мир» Лауреатом премии А. И. Солженицына 2007 года с формулировкой «за филологическое совершенство и артистизм в исследовании путей русской литературы; за отстаивание в науч icon Контрольная работа по русской литературе (2 половина 19 века)
Какой общей идее, по утверждению Л. Н. Толстого, подчинено все действие романа «Война и мир»?
С. Бочаров «Роман Л. Толстого «Война и мир» Лауреатом премии А. И. Солженицына 2007 года с формулировкой «за филологическое совершенство и артистизм в исследовании путей русской литературы; за отстаивание в науч icon Конспект урока литературы в 10 классе на тему: «Счастье это просто....
Открытый Всероссийский конкурс культурологических, образовательных, социально-просветительских
С. Бочаров «Роман Л. Толстого «Война и мир» Лауреатом премии А. И. Солженицына 2007 года с формулировкой «за филологическое совершенство и артистизм в исследовании путей русской литературы; за отстаивание в науч icon Открытый урок в 10 классе. Человек и природа в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Цель урока
Оформление доски: портрет великого писателя в окружении иллюстраций к роману и кинофильму «Война и мир», ряд художественных картин,...
С. Бочаров «Роман Л. Толстого «Война и мир» Лауреатом премии А. И. Солженицына 2007 года с формулировкой «за филологическое совершенство и артистизм в исследовании путей русской литературы; за отстаивание в науч icon Герои и антигерои в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир»

С. Бочаров «Роман Л. Толстого «Война и мир» Лауреатом премии А. И. Солженицына 2007 года с формулировкой «за филологическое совершенство и артистизм в исследовании путей русской литературы; за отстаивание в науч icon ...
Тесты по романам Л. Н. Толстого «Война и мир» и Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
С. Бочаров «Роман Л. Толстого «Война и мир» Лауреатом премии А. И. Солженицына 2007 года с формулировкой «за филологическое совершенство и артистизм в исследовании путей русской литературы; за отстаивание в науч icon В чём состоит смысл заглавия романа Л. Н. толстого «Война и мир»?
Какое значение на пути исканий князя Андрея имело его ранение на поле Аустерлица?
С. Бочаров «Роман Л. Толстого «Война и мир» Лауреатом премии А. И. Солженицына 2007 года с формулировкой «за филологическое совершенство и артистизм в исследовании путей русской литературы; за отстаивание в науч icon Задания для 10 класса по литературе Учитель Суворова С. Е. Темы сочинений...
В романах Толстого «душа человеческая изображается с реальностью, еще небывалой в на­шей литературе» (Н. Н. Страхов)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов