Конспект открытого урока по литературе в 11 классе для учителей русского языка и литературы Чаадаевского кустового методического объединения. Тема урока




Скачать 119.56 Kb.
Название Конспект открытого урока по литературе в 11 классе для учителей русского языка и литературы Чаадаевского кустового методического объединения. Тема урока
Дата публикации 22.05.2016
Размер 119.56 Kb.
Тип Урок
edushk.ru > Литература > Урок
Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 р.п. Чаадаевка

Городищенского района Пензенской области

Конспект открытого урока по литературе в 11 классе

для учителей русского языка и литературы Чаадаевского кустового методического объединения.
Тема урока:

«Русская культура Серебряного века».


Учитель:

Лукъянова Надежда Ивановна


2009 год
Тема: «Русская культура Серебряного века»

( Урок – семинар по теме)
Цели урока по модульному обучению:


  • ввести в удивительный мир русской культуры начала ХХ века;

  • не только интеллектуально, но и эмоционально постичь характер этой эпохи, эпохи всплеска, подъёма в науке и искусстве;

  • аргументировать тезис: «Серебряный век – явление русской культуры, основанное на глубинном единстве всех творцов»;

  • дать понятие о модернизме, о его течениях (символизм, акмеизм, футуризм);

  • выразительно читать стихи поэтов Серебряного века.


Оборудование урока:
Фотопортреты поэтов, композиторов, художников Серебряного века;

репродукции картин:

М.А Врубель « Демон сидящий»(1890г.),

В.А.Серов «Портрет К.А.Коровина» (1891),

В.Э.Борисов - Мусатов «Призраки» (1902),

Ф.А. Малявин «Вихрь» (1906),

З.Е.Серебрякова «За туалетом» (1909).

К.С. Петров – Водкин «Купание красного коня» (1912).

Записи музыки С.Рахманинова, А.Скрябина.

Эпиграф урока:

«…Этот мир очарований, этот мир из серебра»
Первая учебная часть модуля.

Проблемный вопрос:
Каким десятилетием, каким историческим событием можно очертить конечную границу Серебряного века?
Вступительное слово учителя.

Посмотрите вокруг себя… Так необычно всё. Что нас окружает: полотна художников и звуки музыки переносят нас в иные миры, с фотопортретов устремляют нна нас свои взгляды люди, чьи лица отмечены высокой думой. Это они сотворили чудо – подарили миру Серебряный век русской культуры.

Я произношу слова: «Серебряный век». И повторяю снова: «Серебряный век».

Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы слышите эти слова? Какие ассоциации вызывает звучание этих слов?
Составим ассоциативную цепочку: «Серебряный век - …»

(Ученики вместе с учителем составляют словесный ряд.

Серебряный век – блеск, яркость, утончённость, бряцанье, хрусталь, бокалы, капель, металл, оружие, мгновенность, недолговечность, отражение, свечение, сияние, дымка, туман, волшебство, шёпот, уста, голоса, глаза…»

Звуковой облик слов «Серебряный век» создаёт в нашем сознании особый мир, настраивает на разговор о чём –то возвышенном и прекрасном.

В искусствознании и литературоведении это словосочетание обрело терминологическое значение. Сегодня Серебряным веком русской культуры называют исторически непродолжительный период на рубеже 19-20 веков, отмеченный необыкновенным творческим подъёмом в области поэзии, гуманитарных наук, живописи, музыки, театрального искусства.
Историк

На смену некоторому застою в экономической и политической жизни России последних десятилетий 19 века пришёл период социальных, политических потрясений.

1890 – начало эпохи экономического роста, реформы Витте.

1894 –начало царствования Николая Второго.

С 1902 - массовое создание политических партий.

1903 – второй съезд РСДРП.

1904 – 1905 – русско - японская война.

1905 – 1907- первая русская революция.

1906 – создание Государственной думы.

1914 – начало Первой мировой войны.

1917 – Февральская революция; свержение самодержавия; Октябрьская революция.
Искусствовед

На фоне музыки «Вокализ» Рахманинова ученики представляет полотна, ставшие символами эпохи.

М.Врубель Демон сидящий.

В.Борисов – Мусатов. Призраки

К.Петров – Водкин. Купание красного коня.

Ф.Малявин. Вихрь.

Важнейшее свойство эпохи – лирическое преображение всех видов искусства. Художники новой, поэтической эпохи отошли от материального быта и окружили метафизического героя вечными образами природы и мифологии. Живопись, подобно поэзии, прониклась лирическим, религиозным и философским началом.

Нечто похожее можно сказать и о музыке: после тяготевших к исторической достоверности и социальной содержательности опер М.Мусоргского и П.Чайковского наступила эпоха Скрябина и С. Рахманинова.

Для символистов первым из искусств, выражающим подлинные чувства человека, была музыка. Многие акмеисты воспевали зодчих и их творения, как наивысшие достижения человеческого духа.

Футуристы считали высшим искусством живопись; почти все они были художниками. Но все они, представители разных поэтических направлений, ощущали непреодолимое влечение к богатому миру искусства.
Литературовед.

Русский поэтический Серебряный век истоками своими уходит в столетие 19 и всеми корнями прорастает в «век золотой», в гениальное творчество Пушкина, в наследие пушкинской плеяды.
^ Вывод (Записи в тетрадь).

Поэзия – это всплеск чувств, сердечная боль, безумство, апатия и всегда потрясение. Сколько бедствий, катастроф вобрал в себя период начала века! Надежда и разочарования, взлёты и падения, обретения и потери… А что ждало человека впереди? Этого не знал никто. Только поэты предчувствовали будущее. Предчувствие обретало форму стиха. Стих был ярок и индивидуален…

Вторая учебная часть модуля.

Проблемный вопрос:
Каково основное содержание эпохи, именуемой Серебряным веком?

Почему именно поэзия заняла в культуре ведущее место?
Вслушаемся в голоса поэтов начала века. Узнаем, чем замечательны их судьбы, что их сближало и что разделяло их.

Ученики представляют композицию «Я каждый миг исполнен откровенья». Музыкальное сопровождение – «Поэма экстаза» А. Скрябина.

(Класс записывает имена поэтов и строки произведений).
Владимир Сергеевич Соловьёв (1853 – 1900)

«Хоть мы навек незримыми цепями…»
Мирра (Мария Александровна Лохвицкая) (1869 -1905)

«В кудрях каштановых моих…»
Константин Дмитриевич Бальмонт (1867- 1942)

«Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнц…е»
Дмитрий Сергеевич Мережковский (1865 – 1941)

«Поэт»
Фёдор Сологуб (Федор Кузьмич Тетерников) (1875 – 1936)

«Мы в слепоте как будто не знаем…»
Максимилиан Александрович Волошин (1877 – 19320

«Рождение стиха».
Марина Ивановна Цветаева (1892 – 1941)

«Душа и имя»
Владислав Фелицианович Ходасевич (1886 – 1936)

«Я угасну … Я угасну…»
Велимир (Виктор Владимирович Хлебников) (1885 – 1992)

«Ещё раз, ещё раз…»
Игорь Северянин (Игорь Васильевич Лотарёв) (1885 – 1941)

«Эгополонез»
Владимир Владимирович Маяковский (1893 – 1930)

«А вы могл ибы?»
(Составление таблицы)

^ Автор, годы жизни

Поэтическая Я-концепция

В.Соловьев

(1853 - 1900)


«...Мы навек незримыми цепями

Прикованы к нездешним берегам»,

«...И в цепях должны свершить мы сами

Тот круг, что боги очертили нам»

М.Лохвицкая

(1869 - 1905)

«Слилось во мне сиянье дня

Со мраком ночи...»,

«Мне мил и солнца луч...

И шорох тайн манит меня»,

«...Суждено мне до конца

Стремиться вверх...»

К.Бальмонт

(1867-1942)


«Я заключил миры в едином взоре,

Я властелин»,

«Кто равен мне в моей певучей силе?

Никто, никто»

Д.Мережковский

(1865 - 1941)

«Сладок мне венец забвенья темный»,

«Я люблю безумную свободу»,

«Мчится дух мой к дальнему восходу»

Ф.Сологуб

(1863 - 1927)

«Я — бог таинственного мира,

Весь мир в одних моих мечтах»

М.Кузмин

(1875 - 1936)

«...Тот родник, что бьется в нас, —

Божественно неисчерпаем»,

«Из сердца пригоршней беру я радость»

М.Волошин

(1877-1932)

«В душе моей мрак грозовой...»,

«Из недра сознанья, со дна лабиринта

^ Теснятся виденья...»

М.Цветаева

(1892 -1941)

«...Душа не уснет в покое»,

«...Забыть не могу тоски я»,

«...Душу Бог мне иную дал:

Морская она, морская»

В.Ходасевич

(1886 —1939)-

«Я скитаюсь здесь напрасно

Путь далек мне...»

В.Хлебников

(1885 — 1922)

«...Я для вас // Звезда...»

И. Северянин

(1885 - 1941;

«Во всей вселенной нас только двое И эти двое — всегда одно...»

В.Маяковский

(1893 - 1930)

«Я сразу смазал карту будня...»


Вывод. (Запись в тетради)

Каждый поэт – ярчайшая индивидуальность, бесспорно одарённая личность.

Каждый считает, что он в ответе за будущее. Каждый стремится вобрать в своё творчество, в воображение и душу весь мир – космос, вечность, явления природы, культуры. Поэтому подобное стремление других поэтов воспринимается как посягательство на собственную вселенную. Отсюда и стремление защищать свой поэтический мир, оградить его от вторжения оппонентов и желание во чтобы то ни стало доказать свою правоту читателю.

Чтобы отразить нападки противников, поэты объединялись в литературные

группировки.

В 1909 году И.Анненский в программной для Серебряного века статье «О современном лиризме» наметил задачи своего поэтического окружения: «Современная поэзия чужда крупных замыслов, и в ней редко чувствуется задушевность и очарование лирики поэтов пушкинской школы. Но зато она более точно и разнообразно, чем классическая, умеет передать настроение…».

Новое мировоззрение требовало нового приёма. Таким стал символ – многозначное иносказание. (Подготовленные ученики делают подробное сообщение).

Символизм – (знак, символ) – направление в искусстве 1870 – 1910 годов; универсальная философия, этика, эстетика и образ жизни этого времени.
Акмеисты - высшая степень чего – либо, цветущая сила.
Футуристы были одержимы идеей разрушения старого мира. Недаром одно из важнейших футуристических изданий самоопределилось именно как « пощёчина общественному вкусу» – в этом содержится указание на конфликтность и полемичность по отношению к предшественникам.
Вывод. (Запись в тетради)

Что даёт основания для объединения поэтов начала века, чьи творческие принципы столь различны, под общим понятием «творцы Серебряного века»?
Что же объединяло таких разных поэтов?
1)все эти поэты – современники, их объединяет время, сама эпоха. Они убеждены, что участвуют в духовном обновлении России;

2)всем им свойственно ощущение внутреннего хаоса и смятения, душевной дисгармонии;

3)все они по – особенному, трепетно относятся к слову, образу, ритму; все они новаторы в области звуковой организации и ритмико – интонационной структуры поэтического произведения;

4)они склонны к манифестам, программам, декларациям с выражением эстетических вкусов, симпатий и антипатий;

5) их сближает и беззаветное поклонение искусству, преданное служение ему
Третья учебная часть модуля.
Есть ещё одна бесценная страница в истории Серебряного века. Это мир человеческих отношений, мир любви и дружбы людей. Обратимся к стихотворениям и посланиям поэтов, адресованным их современникам, к воспоминаниям о них.

О чём говорят эти строки?

(Ученики работают по карточкам)
^ КАРТОЧКА № 1

«...Благодарность к тому, что в данное время является поэзией»

  1. Прочитайте стихотворения поэтов начала века, фрагменты их ста­тей и писем.

  2. Вьшишите строки, которыми поэты характеризуют своих адреса­тов.

  3. Ответьте на вопрос: «Как эти произведения помогают понять лич­ностные качества их создателей?»

О.Мандельштам. ^ Нет ничего легче, чем говорить о том, что нужно, необходимо в искусстве... Это избавляет от очень непри­ятной вещи, на которую далеко не все способны, а именно - бла­годарности к тому, что в данное время является поэзией.

^ О, чудовищная неблагодарность: Кузьмину, Маяковскому, Хлеб­никову, Асееву, Вячеславу Иванову, Сологубу, Ахматовой, Пас­тернаку, Гумилеву, Ходасевичу, Вагинову- уж на что они не по­хожи друг на друга, из разной глины. Ведь это все русские поэты не на вчера, не на сегодня, а навсегда. Такими нас обидел Бог. На­род не выбирает своих поэтов, точно так же, как никто не вы­бирает своих родителей. Народ, который не умеет чтить своих поэтов, заслуживает...(1923) .

М.Цветаева.

Ахматовой

О муза плача, прекраснейшая из муз!

О ты, шальное исчадие ночи белой!

Ты черную насылаешь метель на Русь,

И вопли твои вонзаются в нас, как стрелы.

И мы шарахаемся, и глухое: ох! —

Стотысячное — тебе присягает, —

Анна Ахматова! — Это имя — огромный вздох,

И в глубь он падает, которая безымянна.

Мы коронованы тем, что одну с тобой

Мы землю топчем, что небо над нами — то же!

И тот, кто ранен смертельной твоей судьбой,

Уже бессмертным на смертное сходит ложе.
В певучем граде моем купола горят,

И Спаса светлого славит слепец бродячий...

— И я дарю тебе свой колокольный град,

Ахматова — и сердце свое в придачу .

^ 1916

А.Белый. Глубокоуважаемая Марина Ивановна
<�Цветаева>, Позвольте мне высказать глубокое восхищение перед совершенно крылатой мелодией Вашей книги «Разлука».

^ Я весь вечер читаюпочти вслух; ипочти распеваю. Давно я не имел такого эстетического наслаждения... Простите за не­поддельное выражение моего восхищения и примите уверение в совершенном уважении и преданности (1922).

М.Цветаева. Пастернакбольшой поэт. Он сейчас больше всех: большинство из сущих были, некоторые есть, он один будет...

^ ...И озарение: да просто любимец богов!

...Пастернак: растрата. Истекание светом. Неиссякаемое истекание светом (1922).

А.Белый. Поэзию Блока жалеть не умею: произношу подчас су­ровые приговоры ей; произнеся приговор, вижу ясно: я, русский, люблю поэзию, эту - поэзию «ветровую»,как «слезы»; чтобы не быть мне пристрастным, постараюсь я опираться на мате-риал ее дум, ее лирики, ее красок и звуков (1916) .

Б.Пастернак. Какая радость, что существует и не выдуман Мая­ковский; талант, по праву переставший считаться с тем, как у нас пишут нынче и означает ли это все или многим меньше; но с тем большею страстью приревновавший поэзию к ее будущему, творчество к судьбе творенья. Оно ему не изменит (1916).

М.Цветаева.

Стихи к Блоку

Зверю — берлога,

Страннику — дорога,

Мертвому — дроги.

Каждому свое.

Женщине — лукавить,

Царю — править,

Мне славить Имя твое.

1916
Итоги урока.

Учитель обращает внимание на даты прозвучавших стихотворений и воспоминаний, просит учеников осмыслить их, систематизировать весь изученный материал.

Ученики отмечают, что Серебряный век остался в душах, в сознании поэтов, сотворивших его, всю жизнь, до последних дней они мысленно уносились в те годы, беседовали уже с ушедшими из жизни, но такими дорогими и близкими людьми, восстанавливали в подробностях самые яркие, памятные события. Серебряный век стал их судьбой. Как они сотворили Серебряный век, так и он сотворил их.

Не случайно и мы оказались под власть этого «мира очарований, мира из серебра»: читательское соучастие, сопереживание, стремление осмыслить произведения и самих творцов – это тоже одна из характерных черт уникальной художественной системы, в которой «искусство чтения становится не менее важным, чем искусство писания».

Домашнее задание:

Страницы по учебнику 118 - 160; собрать материал для сочинения на тему:

«Мой любимый поэт Серебряного века

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект открытого урока по литературе в 11 классе для учителей русского языка и литературы Чаадаевского кустового методического объединения. Тема урока icon План работы методического объединения учителей русского языка, литературы
Основная цель деятельности методического объединения: повышение качества обучения и преподавания русского языка, литературы, словесности...
Конспект открытого урока по литературе в 11 классе для учителей русского языка и литературы Чаадаевского кустового методического объединения. Тема урока icon Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе на тему «Обобщение...
Учитель русского языка и литературы моу гимназии №2 Климанова Елена Алексеевна. Урок проведён 21. 12 2009
Конспект открытого урока по литературе в 11 классе для учителей русского языка и литературы Чаадаевского кустового методического объединения. Тема урока icon Разработка урока по литературе в 9 классе
Александрова Н. Е., учитель русского языка и литературы моу сош №19 гор. Твери
Конспект открытого урока по литературе в 11 классе для учителей русского языка и литературы Чаадаевского кустового методического объединения. Тема урока icon Конспект урока в 8 классе тема урока
Основные задачи: Развитие иноязычной коммуникативной компетенции средствами английского языка
Конспект открытого урока по литературе в 11 классе для учителей русского языка и литературы Чаадаевского кустового методического объединения. Тема урока icon План конспект урока по литературе 7 класс
Смирнова Е. Ю., учитель русского языка и литературы моу сош с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла №23,...
Конспект открытого урока по литературе в 11 классе для учителей русского языка и литературы Чаадаевского кустового методического объединения. Тема урока icon Доклад на гмо учителей русского языка и литературы в рамках Единого методического дня
Обобщение педагогического опыта учителя русского языка и литературы моу «Гимназия №6» г. Воркуты
Конспект открытого урока по литературе в 11 классе для учителей русского языка и литературы Чаадаевского кустового методического объединения. Тема урока icon Конспект урока русского языка (2 класс)
Все этапы урока подчинены общей теме «Зимние мотивы». На заключительном этапе урока проводится определение целей проекта, способов...
Конспект открытого урока по литературе в 11 классе для учителей русского языка и литературы Чаадаевского кустового методического объединения. Тема урока icon План конспект урока путешествия по риторике «Давайте говорить друг...
Обычно мы в начале урока проговариваем скороговорки, сегодня четко произнесём пословицы и поговорки о добром, приветливом слове,...
Конспект открытого урока по литературе в 11 классе для учителей русского языка и литературы Чаадаевского кустового методического объединения. Тема урока icon Тема : «Петербург Ф. М. Достоевского»
Конспект урока №2 по литературе в 10 классе с использованием информационно-коммуникационных технологий
Конспект открытого урока по литературе в 11 классе для учителей русского языка и литературы Чаадаевского кустового методического объединения. Тема урока icon 2. Конспект урока стр. 4 6
Автор учитель русского языка и литературы II категории моу «Новошимкусская сош яльчикского района Чувашской Республики»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница