Скачать 119.56 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 р.п. Чаадаевка Городищенского района Пензенской области Конспект открытого урока по литературе в 11 классе для учителей русского языка и литературы Чаадаевского кустового методического объединения. Тема урока: «Русская культура Серебряного века». Учитель: Лукъянова Надежда Ивановна 2009 год Тема: «Русская культура Серебряного века» ( Урок – семинар по теме) Цели урока по модульному обучению:
Оборудование урока: Фотопортреты поэтов, композиторов, художников Серебряного века; репродукции картин: М.А Врубель « Демон сидящий»(1890г.), В.А.Серов «Портрет К.А.Коровина» (1891), В.Э.Борисов - Мусатов «Призраки» (1902), Ф.А. Малявин «Вихрь» (1906), З.Е.Серебрякова «За туалетом» (1909). К.С. Петров – Водкин «Купание красного коня» (1912). Записи музыки С.Рахманинова, А.Скрябина. Эпиграф урока: «…Этот мир очарований, этот мир из серебра» Первая учебная часть модуля. Проблемный вопрос: Каким десятилетием, каким историческим событием можно очертить конечную границу Серебряного века? Вступительное слово учителя. Посмотрите вокруг себя… Так необычно всё. Что нас окружает: полотна художников и звуки музыки переносят нас в иные миры, с фотопортретов устремляют нна нас свои взгляды люди, чьи лица отмечены высокой думой. Это они сотворили чудо – подарили миру Серебряный век русской культуры. Я произношу слова: «Серебряный век». И повторяю снова: «Серебряный век». Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы слышите эти слова? Какие ассоциации вызывает звучание этих слов? Составим ассоциативную цепочку: «Серебряный век - …» (Ученики вместе с учителем составляют словесный ряд. Серебряный век – блеск, яркость, утончённость, бряцанье, хрусталь, бокалы, капель, металл, оружие, мгновенность, недолговечность, отражение, свечение, сияние, дымка, туман, волшебство, шёпот, уста, голоса, глаза…» Звуковой облик слов «Серебряный век» создаёт в нашем сознании особый мир, настраивает на разговор о чём –то возвышенном и прекрасном. В искусствознании и литературоведении это словосочетание обрело терминологическое значение. Сегодня Серебряным веком русской культуры называют исторически непродолжительный период на рубеже 19-20 веков, отмеченный необыкновенным творческим подъёмом в области поэзии, гуманитарных наук, живописи, музыки, театрального искусства. Историк На смену некоторому застою в экономической и политической жизни России последних десятилетий 19 века пришёл период социальных, политических потрясений. 1890 – начало эпохи экономического роста, реформы Витте. 1894 –начало царствования Николая Второго. С 1902 - массовое создание политических партий. 1903 – второй съезд РСДРП. 1904 – 1905 – русско - японская война. 1905 – 1907- первая русская революция. 1906 – создание Государственной думы. 1914 – начало Первой мировой войны. 1917 – Февральская революция; свержение самодержавия; Октябрьская революция. Искусствовед На фоне музыки «Вокализ» Рахманинова ученики представляет полотна, ставшие символами эпохи. М.Врубель Демон сидящий. В.Борисов – Мусатов. Призраки К.Петров – Водкин. Купание красного коня. Ф.Малявин. Вихрь. Важнейшее свойство эпохи – лирическое преображение всех видов искусства. Художники новой, поэтической эпохи отошли от материального быта и окружили метафизического героя вечными образами природы и мифологии. Живопись, подобно поэзии, прониклась лирическим, религиозным и философским началом. Нечто похожее можно сказать и о музыке: после тяготевших к исторической достоверности и социальной содержательности опер М.Мусоргского и П.Чайковского наступила эпоха Скрябина и С. Рахманинова. Для символистов первым из искусств, выражающим подлинные чувства человека, была музыка. Многие акмеисты воспевали зодчих и их творения, как наивысшие достижения человеческого духа. Футуристы считали высшим искусством живопись; почти все они были художниками. Но все они, представители разных поэтических направлений, ощущали непреодолимое влечение к богатому миру искусства. Литературовед. Русский поэтический Серебряный век истоками своими уходит в столетие 19 и всеми корнями прорастает в «век золотой», в гениальное творчество Пушкина, в наследие пушкинской плеяды. ^ Поэзия – это всплеск чувств, сердечная боль, безумство, апатия и всегда потрясение. Сколько бедствий, катастроф вобрал в себя период начала века! Надежда и разочарования, взлёты и падения, обретения и потери… А что ждало человека впереди? Этого не знал никто. Только поэты предчувствовали будущее. Предчувствие обретало форму стиха. Стих был ярок и индивидуален… Вторая учебная часть модуля. Проблемный вопрос: Каково основное содержание эпохи, именуемой Серебряным веком? Почему именно поэзия заняла в культуре ведущее место? Вслушаемся в голоса поэтов начала века. Узнаем, чем замечательны их судьбы, что их сближало и что разделяло их. Ученики представляют композицию «Я каждый миг исполнен откровенья». Музыкальное сопровождение – «Поэма экстаза» А. Скрябина. (Класс записывает имена поэтов и строки произведений). Владимир Сергеевич Соловьёв (1853 – 1900) «Хоть мы навек незримыми цепями…» Мирра (Мария Александровна Лохвицкая) (1869 -1905) «В кудрях каштановых моих…» Константин Дмитриевич Бальмонт (1867- 1942) «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнц…е» Дмитрий Сергеевич Мережковский (1865 – 1941) «Поэт» Фёдор Сологуб (Федор Кузьмич Тетерников) (1875 – 1936) «Мы в слепоте как будто не знаем…» Максимилиан Александрович Волошин (1877 – 19320 «Рождение стиха». Марина Ивановна Цветаева (1892 – 1941) «Душа и имя» Владислав Фелицианович Ходасевич (1886 – 1936) «Я угасну … Я угасну…» Велимир (Виктор Владимирович Хлебников) (1885 – 1992) «Ещё раз, ещё раз…» Игорь Северянин (Игорь Васильевич Лотарёв) (1885 – 1941) «Эгополонез» Владимир Владимирович Маяковский (1893 – 1930) «А вы могл ибы?» (Составление таблицы)
Вывод. (Запись в тетради) Каждый поэт – ярчайшая индивидуальность, бесспорно одарённая личность. Каждый считает, что он в ответе за будущее. Каждый стремится вобрать в своё творчество, в воображение и душу весь мир – космос, вечность, явления природы, культуры. Поэтому подобное стремление других поэтов воспринимается как посягательство на собственную вселенную. Отсюда и стремление защищать свой поэтический мир, оградить его от вторжения оппонентов и желание во чтобы то ни стало доказать свою правоту читателю. Чтобы отразить нападки противников, поэты объединялись в литературные группировки. В 1909 году И.Анненский в программной для Серебряного века статье «О современном лиризме» наметил задачи своего поэтического окружения: «Современная поэзия чужда крупных замыслов, и в ней редко чувствуется задушевность и очарование лирики поэтов пушкинской школы. Но зато она более точно и разнообразно, чем классическая, умеет передать настроение…». Новое мировоззрение требовало нового приёма. Таким стал символ – многозначное иносказание. (Подготовленные ученики делают подробное сообщение). Символизм – (знак, символ) – направление в искусстве 1870 – 1910 годов; универсальная философия, этика, эстетика и образ жизни этого времени. Акмеисты - высшая степень чего – либо, цветущая сила. Футуристы были одержимы идеей разрушения старого мира. Недаром одно из важнейших футуристических изданий самоопределилось именно как « пощёчина общественному вкусу» – в этом содержится указание на конфликтность и полемичность по отношению к предшественникам. Вывод. (Запись в тетради) Что даёт основания для объединения поэтов начала века, чьи творческие принципы столь различны, под общим понятием «творцы Серебряного века»? Что же объединяло таких разных поэтов? 1)все эти поэты – современники, их объединяет время, сама эпоха. Они убеждены, что участвуют в духовном обновлении России; 2)всем им свойственно ощущение внутреннего хаоса и смятения, душевной дисгармонии; 3)все они по – особенному, трепетно относятся к слову, образу, ритму; все они новаторы в области звуковой организации и ритмико – интонационной структуры поэтического произведения; 4)они склонны к манифестам, программам, декларациям с выражением эстетических вкусов, симпатий и антипатий; 5) их сближает и беззаветное поклонение искусству, преданное служение ему Третья учебная часть модуля. Есть ещё одна бесценная страница в истории Серебряного века. Это мир человеческих отношений, мир любви и дружбы людей. Обратимся к стихотворениям и посланиям поэтов, адресованным их современникам, к воспоминаниям о них. О чём говорят эти строки? (Ученики работают по карточкам) ^ «...Благодарность к тому, что в данное время является поэзией»
О.Мандельштам. ^ - благодарности к тому, что в данное время является поэзией. ^ уж на что они не похожи друг на друга, из разной глины. Ведь это все русские поэты не на вчера, не на сегодня, а навсегда. Такими нас обидел Бог. Народ не выбирает своих поэтов, точно так же, как никто не выбирает своих родителей. Народ, который не умеет чтить своих поэтов, заслуживает...(1923) . М.Цветаева. Ахматовой О муза плача, прекраснейшая из муз! О ты, шальное исчадие ночи белой! Ты черную насылаешь метель на Русь, И вопли твои вонзаются в нас, как стрелы. И мы шарахаемся, и глухое: ох! — Стотысячное — тебе присягает, — Анна Ахматова! — Это имя — огромный вздох, И в глубь он падает, которая безымянна. Мы коронованы тем, что одну с тобой Мы землю топчем, что небо над нами — то же! И тот, кто ранен смертельной твоей судьбой, Уже бессмертным на смертное сходит ложе. В певучем граде моем купола горят, И Спаса светлого славит слепец бродячий... — И я дарю тебе свой колокольный град, Ахматова — и сердце свое в придачу . ^ <�Цветаева>, Позвольте мне высказать глубокое восхищение перед совершенно крылатой мелодией Вашей книги «Разлука». ^ — почти вслух; и — почти распеваю. Давно я не имел такого эстетического наслаждения... Простите за неподдельное выражение моего восхищения и примите уверение в совершенном уважении и преданности (1922). М.Цветаева. Пастернак — большой поэт. Он сейчас больше всех: большинство из сущих были, некоторые есть, он один будет... ^ в! ...Пастернак: растрата. Истекание светом. Неиссякаемое истекание светом (1922). А.Белый. Поэзию Блока жалеть не умею: произношу подчас суровые приговоры ей; произнеся приговор, вижу ясно: я, русский, люблю поэзию, эту - поэзию «ветровую», — как «слезы»; чтобы не быть мне пристрастным, постараюсь я опираться на мате-риал ее дум, ее лирики, ее красок и звуков (1916) . Б.Пастернак. Какая радость, что существует и не выдуман Маяковский; талант, по праву переставший считаться с тем, как у нас пишут нынче и означает ли это все или многим меньше; но с тем большею страстью приревновавший поэзию к ее будущему, творчество к судьбе творенья. Оно ему не изменит (1916). М.Цветаева. Стихи к Блоку Зверю — берлога, Страннику — дорога, Мертвому — дроги. Каждому свое. Женщине — лукавить, Царю — править, Мне славить Имя твое. 1916 Итоги урока. Учитель обращает внимание на даты прозвучавших стихотворений и воспоминаний, просит учеников осмыслить их, систематизировать весь изученный материал. Ученики отмечают, что Серебряный век остался в душах, в сознании поэтов, сотворивших его, всю жизнь, до последних дней они мысленно уносились в те годы, беседовали уже с ушедшими из жизни, но такими дорогими и близкими людьми, восстанавливали в подробностях самые яркие, памятные события. Серебряный век стал их судьбой. Как они сотворили Серебряный век, так и он сотворил их. Не случайно и мы оказались под власть этого «мира очарований, мира из серебра»: читательское соучастие, сопереживание, стремление осмыслить произведения и самих творцов – это тоже одна из характерных черт уникальной художественной системы, в которой «искусство чтения становится не менее важным, чем искусство писания». Домашнее задание: Страницы по учебнику 118 - 160; собрать материал для сочинения на тему: «Мой любимый поэт Серебряного века |
![]() |
План работы методического объединения учителей русского языка, литературы Основная цель деятельности методического объединения: повышение качества обучения и преподавания русского языка, литературы, словесности... |
![]() |
Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе на тему «Обобщение... Учитель русского языка и литературы моу гимназии №2 Климанова Елена Алексеевна. Урок проведён 21. 12 2009 |
![]() |
Разработка урока по литературе в 9 классе Александрова Н. Е., учитель русского языка и литературы моу сош №19 гор. Твери |
![]() |
Конспект урока в 8 классе тема урока Основные задачи: Развитие иноязычной коммуникативной компетенции средствами английского языка |
![]() |
План конспект урока по литературе 7 класс Смирнова Е. Ю., учитель русского языка и литературы моу сош с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла №23,... |
![]() |
Доклад на гмо учителей русского языка и литературы в рамках Единого методического дня Обобщение педагогического опыта учителя русского языка и литературы моу «Гимназия №6» г. Воркуты |
![]() |
Конспект урока русского языка (2 класс) Все этапы урока подчинены общей теме «Зимние мотивы». На заключительном этапе урока проводится определение целей проекта, способов... |
![]() |
План конспект урока путешествия по риторике «Давайте говорить друг... Обычно мы в начале урока проговариваем скороговорки, сегодня четко произнесём пословицы и поговорки о добром, приветливом слове,... |
![]() |
Тема : «Петербург Ф. М. Достоевского» Конспект урока №2 по литературе в 10 классе с использованием информационно-коммуникационных технологий |
![]() |
2. Конспект урока стр. 4 6 Автор учитель русского языка и литературы II категории моу «Новошимкусская сош яльчикского района Чувашской Республики» |