Скачать 361.37 Kb.
|
Приложение 1 Задания для дифференцированного обучения Тема «Однокоренные слова и формы одного и того же слова» (V класс) I. а) Составьте текст на тему «Первый снег», используя однокоренные слова и формы одного и того же слова. б) Найдите лишнее слово: гвоздика, гвоздь, пригвоздить; шестой, шесты, шестнадцать; подарок, дарит дарим; справа, правильный, правильного. II. Выпишите из текста однокоренные слова и формы одного и того же слова: Зимой, раскопав снег, можно найти зеленые веточки с листочками и красными ягодками. Это брусника. Брусника – вечнозеленое растение. Оно и осенью не сбрасывает листья и под снегом остается зеленым. И ягодки под стать листочкам красивые, как осенью. III. К словам земля, снег, дорога, мысль, красивый, зеленеет подберите однокоренные слова и формы одного и того же слова. ^ I. Найдите лишнее слово: низкий, низвергать, ниспадать; расчет, растут, раздать; сжать, здание, здравница; воззвание, восстание, восток. II. Выпишите слова, в которых приставки меняют написание в зависимости от того, перед какой буквой в слове они стоят. Объединил друзей, оттолкнулся руками, сбиться с пути, беззвучно плачет, расстилается по земле, съезжает далеко, рассчитывать время, испечь пирог, сделать хорошо, бесшумный мотор. ^ Во..глас, ра..писание, бе..шумный, ра..жигать, и..кусить, ра..пилить, и..лучать, в..дыхать, в..крикнул, ..бежать. ^ I. а) Составьте текст, используя в нем слова с буквами е и о после щипящих в разных частях речи и морфемах. II. б)Составьте текст, в котором необходимо выбрать правильное написание слов с буквами е и о после щипящих. Вставьте пропущенные буквы; сгруппируйте слова разными способами. Береж..т, снеж..к, галч..нок, с мяч..м, реш..нный, беж..вый, испеч..т, свеж.., ещ.., ж..лудь, ж..нглер, чарующ.., ш..рох, освещ..нный, больш..го, ш..в, овраж..к, плюш..вый, еж..вый, ш..колад, ноч..вка, ож..г руку, стаж..р, чащ..ба. III. Вставьте пропущенные буквы, графически объясните написание. Ч..рный, стереж..т, сж..ванный, щ..лочь, сильный ож..г, плащ..м, руч..нка, ш..ссе, с товарищ..м, свеж..го (хлеба), больш..й, кипяч..ное молоко, парч..вый капюш..н, груш..вый, лапш..й, расч..ска, полуш..пот. ^ Тема «Фразеология. Культура речи» (VI класс) I. Подберите антонимы к фразеологическим оборотам: давать волю языку (держать язык за зубами); засучив рукова (спустя рукова); повесить нос (воспрянуть духом); за тридевять земель (рукой подать). II. а) Подберите синонимы к фразеологическим оборотам: кот наплакал; висеть на телефоне; звезда первой величины; развесить уши. б) Составьте два простых предложения, употребив в них фразеологические обороты. III. а) Найдите в толковых словарях фразеологизмы, в которых говорится о голове или о глазах. б) Подберите фразеологические обороты, в которых встречаются географические названия; имена собственные. ^ I. а) Найдите лишнее слово: к..снуться, прик..саться, к..согор; р..стет, р..сток, р..сторговать; прил..жить, сл..жный, прил..гательное; г..ра, г..реть, заг..релый; зап..реть, расст..лает, м..рить (друзей). б) Составьте три простых предложения, употребив слова с чередующимися гласными в корне; подчеркните грамматические основы. ^ Выполните упражнение из учебника. Приложение 2 МОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа имени А.Д. Бондаренко Волоконовский район Белгородская область» Заседание МежМО учителей русского языка и литературы Методическая разработка урока-исследования в 7 классе «Комплексное повторение изученного в 7классе. Текст как речевое произведение» Подготовила: Морозова А.С. 2006 ^ «Комплексное повторение изученного в 7классе. Текст как речевое произведение» Цели урока: - организовать деятельность учащихся по обобщению и углублению знаний, полученных в 7классе, по отработке навыков грамотного письма; - способствовать формированию теоретических знаний о языке и речи; - создать условия для развития у учащихся умения лингвистического анализа текста; - способствовать развитию культуры диалогового общения в группе и паре, воспитанию внимательного, вдумчивого читателя. ^ обобщение и углубление знаний и способов деятельности. Используемые технологии: технология дифференцированного обучения, технология работы с текстом. ^ индивидуальная, групповая работы, работа в парах, самостоятельная работа. Оборудование: толковые и фразеологические словари, распечатка текстов и заданий к ним, опорные карточки, карточки для самопроверки. ^ I. Слово учителя: - Любовь к родному языку связана с умением «вслушиваться, вдумываться в слово». Умение это надо развивать в себе, чтобы научиться хорошо говорить, писать, а также понимать произведения писателей, которые помогают нам почувствовать «волшебное знакомство слов», насладиться красотой их звучания и вдуматься в неисчерпаемую глубину их значения. (Все это позволит нам научиться передавать через слово наши мысли и чувства, все разнообразие отношений друг с другом и окружающим нас миром.) К таким писателям нужно отнести Е.И.Носова, с произведениями которого мы продолжаем работать на уроках русского языка. Вы никогда не задумывались, почему вместо слова текст иногда употребляется описательный оборот (перифраза) словесная ткань? Обратимся к словарю: Текст. Заимств. в XVIII в. из нем. яз., где Tekxt < лат. textus «словесное единство» < «ткань», производного от texo «тку». - Слово «помнит» свое изначальное значение, поэтому мы можем услышать применительно к анализу текста такие выражения: прикоснуться к словесной ткани, словесная ткань пронизана… Сегодня на уроке повторения изученного мы будем не только вспоминать грамматику, отрабатывать навыки грамотного письма, но и учиться искусству чтения, внимательного, вдумчивого, которое становится как бы сотворчеством с автором. Нашими произведениями будут произведения Е.И.Носова и тексты о Носове, посвященные процессу творчества, радостному и мучительному одновременно. II. Ц е л е п о л а г а н и е. Сообщение темы и целей урока. Ознакомление учащихся с текстами и заданиями к ним. Тексты читаются учителем и подготовленными учениками (на каждой парте лежит комплект текстов, что дает возможность ученикам воспринимать их не толоко на слух, но и зрительно). Т е к с т 1. ^ - Хочется уйти в тишину души, - рассказывает Е.И.Носов. – Есть тишина беззвучная, а есть гармония, когда в сердце может что-то зародиться. Это лучшая тишина. Внутреннее озарение, вдохновение мне нужно только для начала работы над вещью. Перед тем как сесть за стол, словно самолет перед взлетом, раскручиваюсь. А когда «взлетел», живу самим процессом творчества: фразой, союзом, запятой. Мысль спешит, а чувство иногда вязнет в раскинувшейся внезапно трясине слов.Можно, конечно, это место пробежать. Но возвращаюсь – надо его уверенно пройти. Опять перечитываю кусок, сопоставляю его с соседним, во все глаза гляжу, как они ложатся. Вот две фразы. Каждая сама по себе хороша. Но вместе почему-то не стыкуются. Может быть, убрать деепричастие? Изъял. Нет, теперь по смыслу глуховато… Перепишу-ка заново этот абзац!. ^ - Прочитайте текст, определите его тему и основную мысль. - Как вы поняли слова беззвучная тишина, гармония? Посмотрите в толковом словаре, каково значение слова гармония. - Какова роль деепричастий в речи? Чтобы ответить на этот вопрос, подумайте, почему текст Носова стал глуховат «по смыслу», когда он убрал деепричастие? Проведите лингвистический эксперимент: возьмите небольшой текст из упражнений учебника (тема «Деепричастие») и опустите деепричастия. Что изменилось? - Как вы думаете, почему В.Черкасов в своем рассказе передал мысли Е.Носова дословно, а не использовал косвенную речь? Какова роль прямой речи в тексте? - Какова роль вводных слов в этом тексте? Опустите вводные слова, прочитайте текст без них. Изменился ли он? - В каком значении использует автор слово выбеленную? От какого слова оно образовано? Поработайте со словарем. - Вчитайтесь в текст. Можно ли, используя рассказ Носова о процессе творчества, сделать вывод, что художественное произведение, как и всякий другой текст, - это единство речи (содержания, идеи) и языка (лексики, морфологии, синтаксиса)? Аргументируйте свой ответ. - Расскажите, как вы сами работаете над творческими заданиями, когда нужно «сочинить» текст: что у вас получается легко, что дается с большим трудом, а что не получается совсем? - Выполните задания по выбору: 1. Из 1-го абзаца (прямой речи ) выпишите глаголы, выполните их морфологический разбор. Расскажите, в чем грамматическая особенность каждого из них. 2. Определите вид глаголов из 2-го абзаца. Чем различаются глаголы совершенного и несовершенного вида? Сформулируйте различия в их значении. С какой, по-вашему, целью, автор, рассказывая о процессе творчества, использует глаголы и совершенного, и несовершенного вида? 3. Понаблюдайте, когда автор использует глаголы настоящего времени, а когда прошедшего и будущего. С какой целью это делается? 4. Определите лицо глаголов. Почему в тексте нет глаголов в форме 2-го лица? Какие формы глагола указывают на лицо, участвующее в речи? Т е к с т 2. Писать книгу – это все равно, что отправиться в дальнюю дорогу. Будут попадаться и вязкие места, сокрытые туманами неясностей и сомнений, где придется застревать в словах, утопать в непролазных фразах, блудить в сюжетной чащобе. Будут и крутые, непролазные взгорья, на которые поначалу нерасчетливо, по-мальчишески захочется взбежать единым духом, однако вскоре выбьешься из сил, остановишься с отчаянной мыслью бросить и повернуть обратно… Но встречаются и такие отрадные места, похожие на степные простры, когда шагаешь привольно и радостно и заранее видно, куда идешь. И все же самые счастливые минуты те, когда выберешься из трясины или когда из последних сил взойдешь-таки на гору. (Е.И.Н о с о в). - Прочитайте текст. К какому типу и стилю речи он относится? Аргументируйте свое мнение. - Каким образом, исходя из темы и основной мысли, можно разделить текст на абзацы? Запишите, схемами объяснив постановку знаков. - Из чего, по мнению автора, состоит процесс творчества? - Перескажите текст своими словами, как вы его поняли. - Запишите второй абзац. Графически объясните орфограммы. - Выполните (на выбор) следующие виды разбора: в дальнюю (дорогу), по-мальчишески (взбежать), (места) сокрытые, вязкие. - Докажите, что слово сокрытые – причастие. Т е к с т 3. Когда в художественную реальность Е.Носова входит образ войны, живописные элементы пересекаются с графическими. Выразительность колорита повести «Шумит луговая овсяница» достигается именно такими выразительными средствами. В звучную красоту ночи с тончайшей нюансировкой тонов в пределах серо-голубой гаммы (слепящей голубизны; трепетно-дымным голубым светопадом; ликующе-голубой цвет; кольчужно серебрилась; все голубело) вторгается черный цвет лунного затмения (угосающая луна) с мертвым незрячим ликом), который ассоциируется с образом войны. Живописный колорит образа мира уступает место скупой выразительности графического рисунка войны, метафорически скрепленного резким сочетанием красного и черного цветов. В контрастно-цветовой манере воссозданы образы войны и мира и в рассказе «Шопен, соната номер два». Синхронно взятый в двух временных плоскостях (прошлом и настоящем) один и тот же пейзаж в этом рассказе позволил словам заговорить на языке красок, а краскам обрести звучание слов. Образ войны, как картина приблизившегося прошлого, графичен, он скорбен по композиции цветовой гаммы: «… сухой ветер рассеивал золу с горячих еще пепелищ». Образ мира в его торжествующей реальности живописен, ликующе жизнерадостен: «Перед домами за весело раскрашенными штакетниками багряно кучерявилась вишневая молодь».(Л. Д у д и н а). - Как вы понимаете слова и словосочетания: живописные элементы, графические элементы, колорит, нюанс (нюансировка), ассоциируется, скрепленного метаморфически, синхронно, пейзаж, цветовая гамма, контраст? Обратитесь за помощью к толковому словарю. - Вчитайтесь в этот текст. Как вы понимаете его смысл? Перескажите своими словами. - Что вы знаете о цветописи? А о звукописи? Приведите примеры. - Какие еще средства языковой выразительности вам известны? Приведите примеры. - К какому стилю речи относится этот текст? Аргументируйте свой ответ. - Запишите 2-й абзац. Понаблюдайте, как в тексте используется цитирование. Какова его роль? Объясните орфограммы и пунктограммы. Сгруппируйте их. - Проведите литературоведческий эксперимент: исследуйте, в каком еще из прочитанных вами произведений Е.Носова или других писателей встречается цветопись. Приведите примеры. Т е к с т 4. ^ Иное писание похоже на вышивание крестом. Вместо иглы – белый лист бумаги. Слово – тот же вышивальный крестик. Оно тоже окрашено в определенный цвет, и прежде, чем положить на бумагу, его надо так же, как и шелковую нить, определить на цветность: не слишком ли бледно или наоборот – ярко. Опробовать душевно, не вопреки ли смыслу и желанию, не кричит ли нелепо? Слово к слову, крестик к крестику – и возникает многоцветный рисунок, а то и произведение подлинного искусства, если его творила рука мастера. Иногда закрадывается ошибка, и хорошо, если она замечена вовремя. Тогда легче подпороть неточность и взамен вставить единственно верное слово-стежок. ^ - Какие слова вы считаете наиболее важными для понимания этого текста? - Помогают ли эти слова определить тему и основную мысль текста? - Сформулируйте определение ключевых слов. - Перечитайте первое предложение. Какова его роль в данном тексте? - Докажите, что данный текст – рассуждение. - Какой способ связи между предложениями характерен для рассуждения? Покажите это на примере данного текста. - К какому стилю речи относится данный текст? Аргументируйте свой ответ. Задания на выбор учащихся: 1. Подчеркните грамматические основы простых предложений в составе сложного, назовите их вид: «Трудно работать таким кропотливым способом, но по-другому не могу, не умею.» 2. Произведите разные виды разбора: многоцветный, не умею, окрашено (оно), шелковую (нить), по-другому (не могу); 3. Спишите текст. Иллюстрацией каких орфографических правил могут быть слова данного текста? III. П л а н и р о в а н и е. Ученики знакомятся с заданиями к каждому тексту; определяют, какой текст и задания им интереснее; формируют пары, группы (кто-то решает работать индивидуально); отбирают необходимую справочную литературу. IV. И с с л е д о в а н и е. Самостоятельная работа учеников (по желанию в группах, парами, индивидуально). Индивидуальная помощь учителя. На данном уроке ученикам были предложены следующие опорные и справочные материалы: - толковые, фразеологические и другие словари; - опорные карточки. Ок 1. Ключевые слова – самые важные для понимания данного текста слова, несущие смысловую нагрузку. Они помогают более точно определить тему текста. Ок 2. «Труднее всего начало, именно первая фраза. Она, как в музыке, дает тон всему произведению, и обыкновенно ее ищешь весьма долго…» (М. Г о р ь к и й). «Первая фраза имеет решающее значение. Она определяет… звучание всего произведения в целом …». (И. Бу н и н). Ок 3. Основные средства связи между предложениями в тексте: л е к с и ч е с к и е (однотематическая лексика, лексический повтор, синонимы (в том числе контекстуальные), антонимы, союзы, местоимения, наречия, видовременная соотнесенность глагольных форм, числительные, частицы, вводные слова (указывающие на порядок явлений, мыслей и связь между ними), г р а м м а т и ч е с к и е (структурная соотнесенность предложений, неполные предложения, интонационные связи между предложениями (особая роль вопросительных предложений в тексте). Ок 4. Средства художественной изобразительности : з в у к о в ы е (благозвучие, аллитерация, ассонанс, повтор сочетаний звуков, ритм, интонация), л е к с и ч е с к и е (эпитет, сравнение, метафора, метонимия, синекдоха, олицетворение, гипербола). Ок 5. Доказывая, что отрывок является текстом публицистического стиля, отмечаем, что главная функция такого текста – воздействие на читателя. Чтобы вразить не только мысли, но и чувства, автор использует различные лексические (слова со значением оценки; синонимы, антонимы; стилистически окрашенная лексика; слова в переносном значении; лексический повтор) и грамматические средства (прилагательные в превосходной степени; безличное предложение; предложение с прямой речью; использование цитирования поэтического текста; сравнения). ^ ПК 1. Ключевые слова данного текста делятся на три группы: относящиеся только к теме вышивания и общие для обеих тем. В миниатюре «Вышивание крестом» автор проводит параллель между искусством писания и исскусством вышивания. Это тема текста. Главная мысль – писательский труд очень кропотлив, требует большого терпения и внимания к каждому слову-стежку. В тексте появилось авторское отношение к труду писателя.
V. Д и с к у с с и я. Устные высказывания учащихся. Приведем примеры устных высказываний учащихся (воспроизводится по видеозаписи). «Попробую, используя размышление Е.И.Носова, показать, что художественный текст – это единство речи (содержания, идеи) и языка (лексики, морфологии, синтаксиса). Тема текста – размышление писателя о процессе творчества. Об этом говорят ключевые слова: «тишина души», «гармония», «вдохновение», «внутреннее озарение», «процесс творчества», «трясина слов», «фраза», «выбеленная страница», «абзац», «черновик». Они помогают авторам рассказать о трудном и мучительном процессе творчества. Главная мысль выражена в последнем абзаце: «Порой на одну выбеленную страницу у меня приходится по двадцать черновых. Немудрено, надо добиваться сколоченности фраз». Определить ее мне помогли антонимы: черновик – выбеленная страница (выбеленная значит «выправленная»). О том, что процесс творчества долгий и мучительный, мне помогают сделать вывод глаголы. Когда автор рассказывает о том, как он работает, то использует глаголы несовершенного вида: раскручиваюсь, живу, спешит, вязнет, возвращаюсь, сопоставляю, гляжу. Глаголы несовершенного вида помогают ему показать длительность или незавершенность действия. Глаголы совершенного вида в этом тексте, мне кажется, помогают противопоставить тяжелым «мукам творчества» все остальное: сесть за стол, взяться, пробежать, пройти, убрать, изъял, перепишу-ка, взлетел. В этих глаголах движение, результат. Рассказать о трудном процессе творчества помогает синтаксис и пунктуация. Предложения в тексте, в основном, развернутые. Из 17 предложений 6 – сложные, в 4 есть однородные члены, в 2 – вводные слова. В тексте встречаются предложения с многоточием, риторическим вопросом и восклицательное предложение. Все это помогает изобразить, как долго и трудно создаются произведения, дает возможность сделать вывод о единстве речи и языка в данном тексте». «Читая размышление Е.И.Носова о процессе создания текста, о «муках творчества», я с удивлением узнал, что даже такому опытному и талантливому писателю приходится много работать над каждой строкой, предложением, словом. Бывают и у него минуты когда трудно поспеть за мыслью, потому что она «вязнет в трясине слов». Как я понимаю это выражение? Наверное, много слов, но все они не точные, неяркие, невыразительные. У меня самого другая беда – слов не хватает. Что же делать? Писать кое-как или списывать из книг? Думаю, что это не выход. Стараюсь больше читать, приглядываюсь, какими словами выражают мысли художники слова. Очень помогают мне такие уроки, как сегодня, потому что смотреть-то тоже с умом нужно. И конечно, как и Е.И.Носов, очень терпеливо, много раз переделываю написанное». «Тема первого текста – размышление писателя о «муках творчества». Основная мысль заключена, по-моему, в словах «надо добиваться сколоченности фраз». Я думаю, что «тишина беззвучная» - это когда сидишь и ничего не делаешь, ни о чем не думаешь. А «гармония» (по словарю Ожегова: «2. Согласованность, стройность в сочетании чего-нибудь») - это когда душа «поет» и в голове рождаются мысли. Как у поэта: «Не позволяй душе лениться…» Действительно, «это лучшая тишина», это «внутреннее озарение», «вдохновение». Но одного вдохновения мало, чтобы создать произведение. Нужно много трудиться, исписать десятки черновиков, чтобы получилось понятно и красиво. Мне пока все это дается тяжело, но я очень стараюсь». «Внимательно прочитав первый текст, могу сказать, что, по мнению Е.И.Носова, процесс творчества похож на «дальнюю дорогу». На ней «будут попадаться и вязкие места, сокрытые туманами неясностей и сомнений, где придется застревать в словах, утопать в непролазных фразах, блудить в сюжетной чащобе». Эта развернутая метафора помогает нам ярко представить, что труд писателя очень тяжелый, что «единым духом» не взбежать на вершину славы и признания. Зато как бывает радостно, «когда выберешься из трясины или когда из последних сил взойдешь-таки на гору». Счастлив человек, добросовестно, с душой выполнивший свою работу. Счастлив писатель, с честью преодолевший “муки слова”». «Мне очень понравилась миниатюра Е.И.Носова «Вышивание крестом». Как богат язык писателя! Как интересно рассказал он нам о том, что работа над текстом похожа на вышивание крестом, только «вместо иглы – мысль, вместо льняного холста – белый лист бумаги». Очень внимательно нужно относиться к слову, пробовать его, как нитку, «на цветность». Я понимаю эти слова писателя так: нужно кропотливо работать с текстом. Каждое слово, каждый знак должны соответствовать замыслу, стилю и типу речи, индивидуальному почерку автора. Поэтому как тяжело написать хорошее сочинение, тем более стихотворение или рассказ. Не зря говорят: «Муки творчества», «дальнюю дорогу»… VI. О б о б щ е н и е у ч и т е л я. - Читая и анализируя тексты, мы с вами рассматривали их как речевое произведение и пытались пройти нелегким путем вдумчивого читателя. Мы увидели, что в тексте важно все: и слово, и звук, и интонация. Важно, как он начинается: оказывается, первое предложение помогает понять, о чем будет текст. Увидели, как велика роль выразительных средств в тексте: они помогают автору более точно, ярко выразить мысли и чувства. Когда вы обсуждали выбранные тексты, то было видно, что вы понимали прочитанное по-своему. Это значит, что каждый текст неисчерпаем. И чем больше читательских глаз будет прикасаться к этой «словесной ткани», тем больше интересного и загадочного мы будем открывать в тексте. И все это поможет нам прийти к постижению авторского замысла. - Никто из вас не выбрал для самостоятельной работы текст Л.Дуниной. Вам показалось трудным размышлять о выразительных средствах? Мы вместе исследуем этот текст на одном из следующих уроков. VII. Письменная самостоятельная работа по повторению изученного: выполнить грамматические задания к текстам (на выбор). (Тетради с выполненными заданиями сдаются на проверку.) ^ МОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа имени ^ Заседание МежМО учителей русского языка и литературы Методическая разработка отрытого урока в 6 классе «Суффиксы –к- и –ск- в прилагательных» Подготовила: Морозова А.С. 2006 |
![]() |
Урока русского языка № Тема: повторение состава слова Задачи: отрабатывать умение определять способ образования слов; образовывать слова по заданной модели |
![]() |
Урок русского и немецкого языков на тему “Заимствованные слова”6класс Цели: после изучения темы учащиеся должны знать Почему слова из одного языка проникают в другой? Что происходит со словами- иностранцами”в... |
![]() |
Александр Мень «Христианство» Александр Мень произнёс эти слова за день до того, как был убит. Он предчувствовал близость своего ухода, и его слова |
![]() |
Конспект урока по обучению грамоте 1 класс «форма слова» и «родственные слова», обогащение и активизация словарного запаса |
![]() |
Вопросы для собеседования по русскому языку Лексика. Функция слова. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значение слов |
![]() |
«Состав слова» «Слова, отвечающие на вопросы что? Кто?» Электронные пособия к «Азбуке» (для использования при работе с интерактивной доской) |
![]() |
Композиция Слова: на какие части можно разделить памятник? Проблема жанра Слова (Слово как “воинская повесть”, “былина”, “песнь”, произведение ораторского искусства и др.) (по работе И. П.... |
![]() |
Обозначьте главные и зависимые слова. В какой форме употреблены зависимые слова? Беспокоиться (о) (дочь), тревожиться (за) (брат), пр дупредить (об) (опасность), предостеречь (от) (ошибка) |
![]() |
Домашнее задание по русскому языку, 9 класс Контрольная работа №1 Дополните выделенные слова в главных предложениях придаточными определительными, выбрав нужную форму союзного слова который. Перепишите,... |
![]() |
Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексический... Науки о языке, изучающий словарный состав языка, называется лексикологией |