«Игра как средство повышения эффективности урока» Выступление на педсовете учителя начальных классов Соловьёвой Н. В




Скачать 164.85 Kb.
Название «Игра как средство повышения эффективности урока» Выступление на педсовете учителя начальных классов Соловьёвой Н. В
Дата публикации 13.07.2016
Размер 164.85 Kb.
Тип Урок
edushk.ru > Литература > Урок
МБОУ «Грузсчанская средняя общеобразовательная школа»

«Игра как средство повышения эффективности урока»

Выступление на педсовете

учителя начальных классов

Соловьёвой Н.В.

2010г. 

В современной методике и практике обучения детей в начальной школе большое внимание уделяется оптимальному сочетанию различных форм, методов и средств обучения. Это позволяет более эффективно решать учебно-воспитательные задачи программы.

Но учебные задания, выполняемые на уроках, часто определяют однообразие мыслительной деятельности учащихся, реализуя лишь обучающие цели – закрепление знаний, формирование умений и навыков. Это отрицательно сказывается на развитии учащихся и на дальнейшем усвоение учебного материала.

Возможны ли счастливые лица на скучных уроках? Конечно, нет. Только безразличие и постоянные «одёргивания» учителя.

В последние годы существенно изменились приоритеты начального образования. Сегодня его главные цели – развитие творческой личности ученика.

Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без побуждения интереса, без внутренней мотивации освоения не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности. На уроке должны быть созданы условия, способствующие становлению и развитию у младших школьников личностных функций свободы и избирательности в поведении и учебной деятельности, нравственной рефлексии. И достичь этого можно игровой деятельностью на уроках.

Не я первая встала на этот путь поисков, как перехитрить маленьких учеников, не принуждая учиться. Многие коллеги рано или поздно приходят к выводу о том, что важным  условием повышения эффективности урока  является игра.

Спросите детей – любят ли они сказки и игры? Несомненно, все ответят – да.

Игра – одно из важных средств умственного и нравственного воспитания детей. Огромное значение  игре, как воспитательному средству придавал А.С. Макаренко: «Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре». Уроки с использованием игр или игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания, поскольку отдых от традиционного построения урока и введение игрового сюжета привлекают внимание всего класса. Содержание игры – это всегда осуществление ряда учебных задач. В игре ученики попадают в ситуацию, позволяющую им критически оценить свои знания в активном действии, привести эти знания в систему.

К этим важным выводам я пришла не сразу, а в процессе накопления знаний и опыта работы с младшими школьниками. Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребёнка с целью развития самостоятельности детей, интеллектуальных, коммуникативных  и творческих способностей.

Целевым ориентиром в обучении является развитие и формирование творческой индивидуальности человека. А самое начальное звено – осознание уникальности своего интеллекта, самого себя.

Переориентация сознания школьника с обезличенного общественного на сугубо личное социально важное развитие.

Свобода выбора, свобода участия, создание равных возможностей в развитии и саморазвитии.

Я подбираю такие игры или вношу в них изменения так, чтобы они способствовали развитию мышления, создавали ситуации проблемы, успеха, условия для дифференцированного обучения.

^ Цель: развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся через разнообразие игровых форм обучения.

Задачи:


  • Способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала.

  • Способствовать расширению кругозора учащихся.

  • Развивать у учащихся творческое мышление.

  • Способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроке.

  • Воспитывать нравственные взгляды и убеждения.

  • Способствовать воспитанию саморазвивающейся  личности. 

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребёнка.

1 группа– предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объём, материал, мир животных, мир людей и т.п.

2 группа– игры творческие, сюжетно-ролевые.  Эти игры в обучении – не просто развлекательный приём или способ организации познавательного материала. Игра обладает огромным эвристическим  и убеждающим потенциалом. Игры путешествия носят характер географических, исторических, краеведческих, следопытских «экспедиций», совершаемых по книгам, картам, документам. Все они совершаются школьниками в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями: геолога, зоолога, экономиста и т. д. Учащиеся пишут дневники, пишут письма «с мест», собирают разнообразный материал познавательного характера. В этих письменных документах деловое изложение материала сопровождается домыслом. Отличительная черта этих игр – активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности. Такие игры можно назвать практической деятельностью воображения. Происходит сосуществование игровой, учебной и трудовой деятельности. Учащиеся много и упорно трудятся, изучая по теме книги, карты, справочники. Творческие, сюжетно - ролевые игры познавательного характера не просто копируют окружающую жизнь, они являются проявлением свободной деятельности школьников, их свободной фантазией.

^ 3 группа игр,  которая используется как средство развития познавательной активности детей – это игры с готовыми правилами, обычно и называемые дидактическими.  Сюда следует отнести развивающие игры психологического характера: кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады и т.д. Как правило, они требуют от школьника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное – знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта  дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями школьник учится непреднамеренно, непроизвольно, играя. Дидактические игры вызывают у школьника живой интерес к предмету, позволяют развивать индивидуальные способности каждого ученика, воспитывают познавательную активность. Ценность дидактической игры определяется не по тому, какую реакцию она вызовет со стороны детей, а по эффективности в разрешении той или иной задачи применительно к каждому ученику.

^ 4 группа игр– строительные, трудовые, технические, конструкторские. Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх учащиеся осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач. Трудовая активность вызывает активность познавательную.

^ 5 группа игр-интеллектуальные – игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Интеллектуальные игры типа «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы»,  основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность.

Мы часто слышим о перегрузках в школе у младших школьников. На самом деле перегрузка прячется не в программном материале, а в нас самих, в нашем неумении найти правильные методы, приемы обучения на уроках. Важно, чтобы игровая задача полностью совпадала с учебной.

Поэтому задолго до начала учебного года меня волнуют вопросы: с чего начать? Как сделать обучение эффективным? Какими методами, средствами поддерживать интерес к учению?

Игры, игры-путешествия, игры-спектакли, игры-экскурсии – вот далеко не полный перечень того, что позволяет сделать урок интересным, доступным, помогает усвоить знания, повысить эффективность урока. В пути мы делаем остановки, на которых детей ожидают герои любимых сказок. Они дают задания, и, чтобы попасть на следующую станцию, малышам нужно их выполнить. Во время путешествий ставлю, прежде всего, учебные и развивающие цели: развитие логического мышления, речи, творческого воображения, смекалки. Этому помогают игры: «Аквариум», «Освободи птичку», «Кто соберет в дорогу больше вещей», «Цирк», «Собери букет», «Пирамидка», «Магазин». Принимая участие в этих играх, дети проявляют большую активность, так как все хотят быть покупателями, пассажирами, машинистами. Включая в процесс обучения детей игры и игровые моменты, нужно всегда помнить об их целях и назначении. Нельзя забывать, что за игрой стоит учебный процесс и задача учителя – научить малыша самостоятельно учится, формировать у него потребность активно относится к учебному процессу, помочь сделать серьезный труд детей занимательным, продуктивным.

Очень важно интересно начать урок, т. к. организационный момент предназначен для создания у учащихся рабочей настроенности и поэтому требует от учителя творческого подхода, вариации различных приемов, поиска своеобразной формы, отвечающей содержанию каждого урока и собственного стиля педагогической деятельности. Я, как и каждый учитель, стремлюсь к быстрому включению детей в работу. Для этого, чтобы заинтересовать ребенка с первых минут урока использую такие приемы: введение в урок с помощью сказочного сюжета, рифмованное  начало урока, начало урока с элементами театрализации, с эпиграфа к уроку; создание мотивации:  включение в содержание элементов новизны, необычности, интересности, занимательности, противоречивости, активный поиск и обсуждение учебной информации; эмоциональное вхождение в урок: поделись улыбкою своей, музыка в подарок, развиваем эмоции, посмотри в окно, цвет и настроение, моменты радости. Например, психологическая установка на урок: «Ребята, представьте себе, что вы удобно сели в кресло или на диван и приготовились смотреть фильм по телевизору. Но фильм почему – то не показывают. Вместо этого на экране видна завораживающая весенняя картина, звучит прекрасная музыка, и вы слышите стихотворение И.С. Никитина «Полюбуйся, весна наступает…». Какие у вас появились впечатления, пожелания?» Или составляем в начале урока «Азбуку хороших слов»:

«Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

- Доброе утро!

- Доброе утро солнцу и птицам,

- Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым…

Доброе утро длится до вечера».

 

Вспомните хорошие, добрые слова на букву «А» (аккуратный, аппетитный, ароматный, ангельский, авторитетный, активный и др.) Данный прием может быть использован на других уроках, но уже на другую букву.

Иногда вначале урока погружаю детей в атмосферу доброжелательности, т.е. дети берутся за руки и желают друг другу доброго дня, хорошего настроения и активной работы на уроке. Когда дети чувствуют положительную энергию друг друга – настроение и отношение к учебному процессу у них повышается.

Игра «Минутка» помогает в формировании ряда умений и навыков, обеспечивающих включение детей в учебную деятельность. Гномик «Минутка» напоминает детям: «Внимание! Проверь дружок, готов ли ты начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке; книжки, ручки и тетрадки?» Элемент соревнования «Какой ряд быстрее выполнит задание Минутки?» - активизирует детей. Гномик Минутка помогает и в формировании умения ориентироваться во времени и беречь его. Игра «Что можно сделать за одну минуту?»  помогает без нравоучений, в игровой форме помочь детям становиться учениками.

Урок русского языка во 2 классе. Вступительное слово:  сегодня у нас необычный урок. Мы проведем творческую игру по русскому языку, тема урока «Состав слова». Цели нашего урока – посмотреть, что еще плохо усвоено, над чем еще нужно поработать, а также выявить знатоков темы. Поможет мне в этом  профессор Корней Корнеевич и его помощники Приставкина, Суффиксов, Окончалкин (переодетые ученики или родители, на головах у них цилиндры с условными значками). Они приготовили сюрпризы для тех ребят, которые лучше всех будут справляться с заданиями.

На моих уроках происходят удивительные события.

В гости к ребятам приходят Незнайка и Буратино, весёлые человечки и диковинные звери. Они часто просят помощи, совета у ребят, как помочь, например, трём поросятам сосчитать жёлуди, а Буратино - разгадать схему слова, ребус или загадки. Звучит песенка с давно знакомыми словами, а ребятам надо найти в них название предметов. Однажды на урок пришли любимые детские игрушки. Среди игрушек и русская Матрёшка. Эта игрушка с секретом. Что за секрет? Открываем по одной матрёшке и в каждом задание. Например, в одной – счёт от данного числа в прямом направлении, в обратном направлении, через один, два, во второй – работа по составу числа, в третьей – составление задачи по примеру и т. п. На другом уроке у любимицы куклы Маши был день рождения. Она обратилась с просьбой помочь красиво подписать приглашения на праздник. Подписывать будет тот, кто лучше напишет в прописях. От игры, интересных заданий важной и трудной работе веду своих учащихся, развивая у них любознательность, инициативу. Например, игра на развитие памяти «Успей запомнить за минуту», начинается с простого вопроса «Сколько слияний ты запомнил с гласной  о» (на доске 10 слияний). Задания усложняются. «Кто больше слов запомнит из «волшебной» шкатулки?» (Здравствуйте, добрый день, до свидания, доброе утро, спокойной ночи, извините, пожалуйста, спасибо, будьте добры, простите) «Кто больше всех запомнит слов-описаний – котёнка?» (Шерстка серенькая, мягкая, гладкая, пушистая, теплая, ходит тихо, крадучись, неслышно, царапается). Хорошая игра для развития речи и памяти «Добавь следующие слова». Ученик называет предмет и передает эстафетную палочку соседу, тот придумывает второе слово, относящее, к этой же группе предметов и называет два слова по порядку и т.д. Пример: 1-й ученик– заяц, 2-й ученик – заяц, волк, 3-й – заяц, волк, лиса и т.д.

Когда знакомлю детей с задачей и ее составными частями (условие, вопрос, решение, ответ), трудности возникают в запоминании названия частей, их последовательности. Я делаю красочные «условия», «вопрос», «решение», «ответ» в форме «корон». Дети надевают короны, берут в руки числа для составления условия, решения, ответа, и задача оживает перед детьми. Причем учащиеся строго контролируют себя и товарищей, чтобы каждый персонаж сказал только свою часть задачи. Так намного легче решать вопрос усвоения детьми структуры задачи. Если дети понимают учебный материал, значит, не потерян интерес к дальнейшей учебной деятельности. Урок математики оживляют учебные задания творческого характера. Учу детей не шаблонному анализу. Включаю задания с недостающими данными. Для развития умения осуществлять анализ новой ситуации предлагаю нерешаемые задачи. Так, например, сначала дети решают задачу: «У Оли было 5 флажков, а у Тани – 3 флажка. Сколько флажков у девочек?» А потом предъявляю нерешаемую задачу: «У Оли – 5 флажков, а у Тани – 3 флажка. Сколько флажков у Саши?» Считаю, что при выполнении подобных заданий формируется гибкость мышления, которая играет важную роль при решении новых задач. Включаю задания на установление закономерности. Такие задания требуют самостоятельно осуществлять анализ ситуации.

На уроках русского языка, я, как и многие другие учителя, часто использую занимательные стихи, беседы, игры, загадки. Они оживляют урок, помогают раскрыть тему, готовят детей к восприятию того или иного правила, помогают ученикам запомнить новые термины. Важным приемом (и одновременно условием) развития креативности у детей является опора на чувство удивления, новизны, готовности принять нестандартную ситуацию. Ребенок должен быть уверен в том, что его нестандартные находки будут замечены, приняты и правильно оценены. В первом классе процесс творчества ярче всего выражается в рисовании, поэтому литературному творчеству начинаем учится через рисование. Очевидно, творческие силы ребенка сосредотачиваются на рисовании не случайно, а потому, что именно рисование дает ему возможность наиболее легко выразить то, что им владеет.

 «Шкатулка сказок», в шкатулке – цветные кружки. «1,2,3! Ну–ка, сказка выходи!» Дети по очереди достают кружки и те становятся персонажами. Кружки крепим на доску, по ним затем легко восстановить сказку. Красный – костер, желтый – цыпленок. Сразу можно начинать: «Во дворе горел костер. Увидел его цыпленок и побежал к костру». Достали черный – это туча. «Испугалась туча, что цыпленок обожжет перья. Полила она костер дождем, он и погас». Дети достают еще кружок, и сказка, как снежный ком, покатилась дальше, обрастая персонажами и событиями. «Что такое хорошо, и что такое плохо»: показываю, например, стакан, 1 группа детей ищет достоинства, чем хорош, а 2 группа – недостатки.

1 группа

2 группа

^ Стакан красив, на нем яркая наклейка.

Хрупкий,  его легко разбить.

 

Он прозрачный, виден цвет жидкости.

У него нет ручки. Горячий чай трудно держать

«Выгляни в окошко»- пофантазировать по картине, например, «Зимний пейзаж». Для творческого процесса очень важно уметь превращать непривычное в привычное и наоборот. Главное – за новой, непривычной проблемой, ситуацией увидеть нечто знакомое и, следовательно, решаемое известными средствами. Игры «Назови отличие»,«Поиск общего»«Группировка слов». При развитии творческого мышления эффективной оказывается работа с ассоциациями. Научившись самостоятельно устанавливать ассоциативные связи между предметами и явлениями, мы используем произвольное ассоциирование, что составляет основу мыслительного и творческого процессов. Приведу примеры.

^ Снег – одеяло, вата, тополиный пух, мука, сахар, пена.

Найди объект, который выполняет такие же или аналогичные функции.

Машина – лошадь, осел, муравей, поезд, птица, велосипед.

Аналогично можно провести по цвету.

Солнце – лимон, лиса, одуванчик.

Дети очень любят находить аналогию по ситуациям.

^ Переполненный автобус – селедка в бочке, деньги в кошельке, в столовой на перемене.

Интересные аналогии по свойствам.

Легкая – бабочка, лепесток, душа.

^ Скрипучая – дверь, голос, дерево.

Игра «Да - нет» учит детей задавать исследовательские вопросы. Один из детей загадывает какое – либо слово – понятие из русского языка, математики, окружающего мира. Другие – задают вопросы, на которые он отвечает либо «да» или «нет».

На уроках «Окружающего мира» целесообразно вести различные игры-диалоги. В теме «Семья» дети разыгрывают телефонные диалоги: «Мама и дочка», «Поздравляем бабушку», «Вызовем к больному врача», «Поговори с другом» и пр. В теме «Осень» организуется «лесное собрание», на котором звери, птицы, насекомые рассказывают о том, как они готовятся к зиме. Очень интересны игры – путешествия, которые происходят с использованием карты, глобуса, иллюстраций.  Игры – экскурсии, например, «На ярмарке», «В музее», «Экскурсия по родному краю» и др.

Интересно проходят и игры на основе литературных произведений – разыгрывание отрывков из сказок, рассказов, драматизация стихотворений, народных песенок, потешек,  закличек и пр. Изученный материал может стать основой проведения и таких известных игр, как «Поле чудес»«Знатоки»«Умники и умницы», где дети берут на себя роли как ведущих, так и игроков команд.

Очень любят дети нестандартные уроки. Обычно, такие уроки провожу в завершении изучения темы, либо начиная новую. Использую следующие виды нестандартных уроков: уроки в форме соревнований и игр (конкурсы, КВНы, викторины и т.д.); уроки – путешествия; уроки – фантазии; уроки – сказки, уроки – сюрпризы и др. Проведенный в 4 классе урок  русского языка «Следствие ведут знатоки» цели достиг. Игра помогла выполнить поставленные задачи: повторить и совершенствовать знания о существенных признаках глагола; развивать навыки точного употребления глаголов в речи. Дети с огромным желанием выполняли работу следователя, экспертов, свидетелей. Урок способствовал формированию боле прочных, глубоких знаний. На уроке математики в 3 классе «Урок - полет»дети, выполняя роль техника, пилотов, испытателя, диспетчеров, помогая НЛО, с большим удовольствием составляли и решали задачи, работали по перфокартам, повторяли и закрепляли знания таблиц умножения и деления. Интегрированный урок русского языка и чтения в 4 классе, «Урок -аукцион» в 1 классе по теме «Домашние животные». «Урок - спектакль» во  2 классе по теме «Работа с бумагой» оказали глубокое эмоциональное воздействие на детей, способствовали снятию внутреннего напряжения, скованности, которые свойственны многим детям. На таких уроках развивается речь, активизируется внимание детей, прививается интерес к предмету, воспитываются нравственные качества. И главное – всем интересно. На уроках где находится место игре, всегда царит хорошее настроение, а это залог продуктивной работе. Игра позволяет ворваться на урок юмору, фантазии, творчеству,  учит детей быть добрыми и справедливыми. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, учащиеся не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в новых ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию, совершенствуют и доводят до уровня автоматизированного навыка знания.

 

8. Заключение.

Игра возникает из потребности ребенка узнать окружающий его мир, причем жить в этом мире так, как взрослые. Не воображение порождает игру, а деятельность ребенка, познающего мир, творит его фантазию, его воображение, его самостоятельность. Игра подчиняется законам реальности, а ее продуктом может быть мир детской фантазии, детского творчества. Игра формирует познавательную активность, позволяет развивать внимание и память, создает условия для становления абстрактного мышления. Но это не значит , что занятия должны проводится только в форме игры. Игра – это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами и т.д. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности,   следовательно, благодаря игре,  повышается эффективность  урока, но при условии:

* систематического использования игровых методов и приемов в     образовательном процессе;

* учета возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста;

* создания комфортных психолого-педагогических условий, для становления гармонично-развитой подрастающей личности.      

Игра как психологическая проблема дает еще очень много фактов для научной мысли, еще много предстоит открыть ученым в этой области. Игра как проблема воспитания и обучения требует неустанных, каждодневных раздумий, требует творчества и фантазии от нас, педагогов. Я уверена, что обучать ребенка необходимо радостью, воспитывать его с большой любовью, а всю работу строить на интересе, поощрении, похвале. Воспитание и обучение ребенка – это большая ответственность, большой труд и огромная творческая радость, дающая сознание полезности нашего существования на земле.

Список литературы.

  1. Л. Васильева – Гангнус «Уроки занимательного труда».

  2. Дереклеева Н.И. Мастер – класс по развитию творческих способностей учащихся – Москва, «5 за знания», 2008. – 224с.

  3. О.Д. Дмитриева «Игра – одно из средств активизации познавательных интересов учащихся».

  4. Калугин М.А., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для младших школьников – Ярославль, «Академия развития», 1997. – 224с.

  5. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения – Ярославль, «Академия развития», 1997. – 237с.

  6. Н.Ф. Колганова «Игра в учебной деятельности младшего школьника».

  7. Ю.Г. Колот «Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики».

  8. Лакоценина Т.П. Необычные уроки в начальной школе – Ростов-на-Дону, ЗАО «Книга» изд-во Учитель», 2008. – 224с.

  9. О.С. Локтева «Игра как метод формирования положительного отношения младших школьников к учению».

  

 

  

                                                                                                                                                                                                                                                      

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Игра как средство повышения эффективности урока» Выступление на педсовете учителя начальных классов Соловьёвой Н. В icon Тема «Использование мультимедиа-технологий при конструировании уроков...

«Игра как средство повышения эффективности урока» Выступление на педсовете учителя начальных классов Соловьёвой Н. В icon Современные педагогические технологии как средство повышения качества...
Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. В россии проблемы результативности обучения активно разрабатываются...
«Игра как средство повышения эффективности урока» Выступление на педсовете учителя начальных классов Соловьёвой Н. В icon Лекция Информационные системы
В настоящее время информацию рассматривают как один из основных ресурсов развития общества, а информационные системы и технологии...
«Игра как средство повышения эффективности урока» Выступление на педсовете учителя начальных классов Соловьёвой Н. В icon Рабочая программа учителя начальных классов Глотовой Светланы Николаевны...
«О преподавании предметов в начальной школе в условиях перехода на фгос в Белгородской области в 2013-2014 учебном году» Белгородского...
«Игра как средство повышения эффективности урока» Выступление на педсовете учителя начальных классов Соловьёвой Н. В icon Система методической работы школы как средство повышения профессионализма...
На территории микрорайона имеются общекультурные, спортивные, государственные учреждения, как то: детские сады, спортклуб, отдел...
«Игра как средство повышения эффективности урока» Выступление на педсовете учителя начальных классов Соловьёвой Н. В icon Памятка для учителя по психолого-педагогическому наблюдению
Форма дневника разработана педагогом –психологом Шаманской Т. Б. при участии учителя начальных классов моу «Магистральнинская сош...
«Игра как средство повышения эффективности урока» Выступление на педсовете учителя начальных классов Соловьёвой Н. В icon Уроков математики как средство повышения эффективности обучения
Сведения об авторе опыта. Никуленко Татьяна Николаевна, учитель математики моу «чсош №1 с углубленным изучением отдельных предметов»,...
«Игра как средство повышения эффективности урока» Выступление на педсовете учителя начальных классов Соловьёвой Н. В icon Использование информационных технологий как средство повышения эффективности...
Использование современных информационных технологий в образовании – это уже не новшество, а реальность сегодняшнего дня для всего...
«Игра как средство повышения эффективности урока» Выступление на педсовете учителя начальных классов Соловьёвой Н. В icon Уроках математики. Попова В. Н. учитель начальных классов Содержание...
Система методических приемов как средство развития ключевых компетенций младших школьников на уроках математики
«Игра как средство повышения эффективности урока» Выступление на педсовете учителя начальных классов Соловьёвой Н. В icon Выступление на научно-практической конференции
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов