Скачать 0.55 Mb.
|
![]() ![]() ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙИнформацию см. на сайте: http://ege.iot.ru/ ЛИТЕРАТУРАпроекты для обсуждения:
Москва, 2007 Федеральное государственное научное учреждение «Федеральный институт педагогических измерений» (ФИПИ) с 2003 года проводит работы в области педагогических измерений, оценки качества образования, обеспечения эксперимента по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ) в России. Приоритетным направлением деятельности института является создание и апробация контрольных измерительных материалов для проведения ЕГЭ. В целях реализации этого направления в ФИПИ созданы Федеральные предметные комиссии разработчиков контрольных измерительных материалов по 13 учебным предметам и 11 Научно-методических советов по предметам. В сборнике представлены проекты трех документов, определяющих структуру и содержание ЕГЭ 2008 ода. Они подготовлены Федеральной предметной комиссией по литературе (председатель ФПК С.А.Зинин, д. п. н., профессор кафедры методики преподавания литературы МГПУ) и согласованы с научно-методическим советом ФИПИ по литературе (председатель НМС А.С. Карпов, д.фил.н., проф. Российского университета дружбы народов). 1. Кодификатор элементов содержания по учебному предмету для составления контрольных измерительных материалов ЕГЭ представляет основные элементы выносимого на проверку учебного содержания. Кодификатор составлен на базе обязательного минимума содержания среднего (полного) и основного общего образования (приказы Минобразования России от 19.05.98 №1236 и от 30.06. 99 №56) с учетом Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089). 2. Спецификация экзаменационной работы для выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений представляет все основные характеристики контрольных измерительных материалов по учебному предмету. В ней описывается назначение и структура экзаменационной работы, распределение заданий экзаменационной работы по частям, тематическим разделам, видам деятельности и уровню сложности, определяется система оценивания отдельных заданий и работы в целом, обозначаются условия проведения и проверки результатов экзамена и др. На основе плана экзаменационной работы, содержащегося в спецификации, формируются контрольные измерительные материалы. 3. Демонстрационный вариант КИМ представляет возможный вариант (образец) экзаменационной работы 2008года, содержит инструкцию по выполнению работы, дает примеры типов заданий, критериев оценивания ответов экзаменуемых. После рассмотрения на Ученом совете ФИПИ указанные проекты будут опубликованы для широкого общественного обсуждения в сети Интернет, в том числе на сайте ФИПИ http://www.fipi.ru. После их утверждения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки указанные материалы становятся документами, регламентирующими разработку КИМ ЕГЭ 2008г. и публикуются на сайтах http://ege.edu.ru и http://www.fipi.ru. ^ Новая версия ЕГЭ по литературе – результат многолетней экспериментальной работы, цель которой – поиск экзаменационной модели, наиболее адекватной специфике предмета. С этой точки зрения наименее эффективными показали себя задания с выбором ответа, структура которых не учитывает особенности литературного анализа, далеко не всегда предполагающего выбор единственно правильных», обобщенно-формализованных ответов. Использование в заданиях указанного типа т.н. ложных дистракторов (неверных ответов) применительно к литературе может привести к их актуализации в памяти учащихся в ущерб подлинно верным представлениям. В большей степени при работе с художественным текстом эффективно использование заданий с кратким ответом, проверяющих знание конкретных литературных фактов и отдельных элементов художественной формы (особенности композиции, жанровая специфика произведения, виды изобразительно-выразительных средств и т.п.). Однако наиболее важной, «несущей» конструктивной частью экзаменационной модели является ныне расширенный комплекс заданий, требующих развернутого связного ответа. В новой версии заданий с развернутым ответом семь. К каждому из предлагаемых для анализа художественных текстов (фрагмент эпического или драматического произведения, текст лирического произведения) отнесено три задания с развернутым ответом в объеме 5-10 предложений. Первое из них затрагивает проблематику произведения или фрагмента, его место и роль в произведении, второе – средства воплощения авторской идеи (с опорой на материал заданий с кратким ответом), третье требует включения анализируемого материала в литературный контекст. Таким образом обеспечивается «ступенчатая» схема разбора (от проблематики и авторской идеи – к средствам их воплощения и далее – к определению места данного автора в литературном процессе, перекличка его произведения с другими, сходными по проблематике и художественным решениям). В заключительной части работы экзаменуемый выполняет наиболее объемное задание, предполагающее создание полноформатного связного высказывания на литературную тему, сформулированную в виде проблемного вопроса (одного из трех предложенных по выбору). Эта часть неизменно присутствовала во всех предыдущих версиях ЕГЭ по литературе. Подобная комбинация заданий призвана обеспечить необходимую содержательную валидность экзамена и одновременно выявить уровень сформированности у выпускников основных учебных умений, соответствующих ряду важнейших предметных компетенций- читательских, литературоведческих и речевых. Проект ^ для составления контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2008 года Кодификатор составлен на базе обязательного минимума содержания основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказы Минобразования России «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» от 19.05 1998 г. №1236 и «Об утверждении обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования» от 30.06 1999 г. №56), стандарта основного общего образования по литературе и стандарта среднего (полного) общего образования по литературе (базовый и профильный уровни), утвержденных приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03 2004 г. № 1089. Во втором столбце указывается код элемента содержания, для которого создаются проверочные задания. Жирным курсивом указаны крупные блоки содержания, которые ниже разбиты на более мелкие элементы. Романы М.А. Булгакова «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита» в кодификаторе помечены кодом с дополнительным буквенным обозначением: 7.14.А и 7.14.Б, поскольку выпускникам предоставляется право выбора задания по одному из указанных произведений.
Проект СПЕЦИФИКАЦИЯ экзаменационной работы по литературе единого государственного экзамена 2008 г. 1. Назначение экзаменационной работы – оценить общеобразовательную подготовку по литературе выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений с целью государственной (итоговой) аттестации и зачисления в средние специальные и высшие учебные заведения. ^ Содержание экзаменационной работы определяется на основе следующих документов:
^ Экзаменационная работа по литературе в структурном отношении базируется на системе поэтапной проверки умений выпускников воспринимать и анализировать художественные произведения в их жанрово-родовой специфике с опорой на знания историко-литературного и теоретико-литературного характера. Подготовка к экзамену по литературе предполагает повторение учащимися всего материала курса, содержание которого определено обязательным минимумом по предмету. В демонстрационной версии 2008 года выделены три части, каждая из которых имеет различную ценность для определения уровня подготовки выпускников по литературе. В первой и второй частях предлагается выполнение заданий, включающих вопросы к анализу произведений, названных в обязательном минимуме содержания литературного образования. Проверяется умение выпускников определять основные элементы содержания и художественной структуры изученных произведений (тематика и проблематика, герои и события, художественные приемы, поэтические тропы и т.п.), а также рассматривать конкретные литературные произведения во взаимосвязи с другим материалом курса. Общая структура первых 2-х частей работы подчинена задаче широкого содержательного охвата литературного материала. Художественные тексты, предлагаемые для анализа, позволяют не только проверить знание учащимися конкретных произведений, но и способность анализировать текст с учётом его жанровой принадлежности. Последнее задание каждой из первых 2-х частей работы предполагает выход в широкий литературный контекст: проблематика анализируемого произведения (фрагмента) включается в литературные связи курса. Таким образом, опора на внутрипредметные связи изученного курса позволяет обеспечить дополнительный охват содержания проверяемого литературного материала. Последняя (3-я) часть работы требует от учащихся полноформатного развёрнутого высказывания на литературную тему проблемного характера (таким образом к отработанному в 1 – 2 частях литературному материалу добавляется ещё один содержательный компонент проверяемого курса). |
![]() |
Федеральный институт педагогических измерений биология Кодификатор элементов содержания по биологии для составления контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена... |
![]() |
Советы родителям старшеклассников по подготовке к егэ по русскому языку и литературе Ким-ов). Контрольно-измерительные материалы (ким-ы) готовит Федеральный институт педагогических измерений (фипи), поэтому для подготовки... |
![]() |
Чем интересна личность Пугачёва автору и главному герою романа «Капитанская дочка»? Гиа-2010: Экзамен в новой форме: Литература: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной... |
![]() |
Любви занимает особое место в лирике М. Ю. Лермонтова. Для него любовь... Гиа-2010: Экзамен в новой форме: Литература: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной... |
![]() |
Федеральный институт развития образования учебный центр план-график повышения квалификации ... |
![]() |
Рефератов для аспирантов по дисциплине «Экономика измерений» Теоретические основы экономических измерений – формирование парадигмы Новой экономики (экономики, основанной на знаниях) |
![]() |
Директор департамента автоматизации Метрологическое обеспечение производства, калибровка средств измерений теплотехнических величин, разработка методик выполнения измерений,... |
![]() |
1. 01. Определение плотности твёрдых тел Цель работы: ознакомление с методами измерений физических величин и расчетом погрешностей проводимых измерений на примере определения... |
![]() |
Ханты-мансийского автономного округа-югры Направляем для ознакомления и использования в работе информацию Федерального института педагогических измерений об изменениях, вносимых... |
![]() |
С решением о том, по какому пути пойти Гиа в 2009 году. По данным Федерального института педагогических измерений, у многих выпускников 9-х классов недостаточно сформировано... |