Учебно-исследовательский проект




Скачать 371.01 Kb.
Название Учебно-исследовательский проект
страница 1/3
Дата публикации 16.08.2016
Размер 371.01 Kb.
Тип Документы
edushk.ru > Литература > Документы
  1   2   3
МОУ Октябрьская СОШ
Учебно-исследовательский проект

«Владимир Высоцкий-Пушкин ХХ века»
Авторы проекта:

Авдонина Светлана (11 класс)

Беломыльцев Евгений (11 класс)

Мачалкин Сергей (11 класс)
Научный руководитель:

учитель русского языка

и литературы Цветкова Л.В.

Оглавление
Введение...................................................................................................................2
Политическая обстановка в СССР в годы правления Л.И. Брежнева. Магнитофонная революция....................................................................................4
«Мне судьба – до последней черты, до креста/ Спорить до хрипоты...»...........7
«Может, кто-то когда-то поставит свечу/ Мне за голый мой нерв, на

котором кричу...»...................................................................................................10

«Лукоморья больше нет…» (Пушкинские традиции в творчествеВысоцкого)…………………………………………………………15
«Но кажется мне – не уйдем мы с гитарой/ в заслуженный и нежеланный покой...»..................................................................................................................26
Заключение..........................................................................................................28

Возможности практического применения полученных данных…………31

Перспективы дальнейшего изучения данной темы…………………………32

Приложение……………………………………………………………………33
Список используемой литературы……………………………………………37

Его слава поэта, голосом которого

кричит Время.

Ф. Абрамов
Введение

При жизни Владимир Высоцкий казался человеком непредсказуемым, способным на самый неожиданный шаг. И сейчас мы так же представляем себе Владимира Семеновича, как человека, идущего «поверх барьеров».

Личность Владимира Семёновича, безусловно, яркая и выдающаяся, но сегодня «спорить о Высоцком, о том подлинная он величина или мнимая, стало уже скучно», нужно «говорить о Высоцком не только как о «неповторимом феномене» (…), но и как о поэте, как о профессиональном литераторе, множеством нитей связанном и с реальностью современной жизни, и с реальностью современной поэзии»1. Его творчество охватывает многие стороны жизни, мы же остановились на социальном аспекте. Цель работы – это попытка через произведения Высоцкого отразить настроение эпохи, представить мироощущение человека, а также проблемы творчества и индивидуальности в тоталитарном государстве – ведь Высоцкий в своих песнях и стихотворениях в силу чуткого ощущения правды передавал то, о чём нельзя было говорить в открытую.

Актуальность темы заключается в том, что без выявления и осмысления этого основополагающего аспекта творчество поэта не может быть воспринято и истолковано верно. Он определяет его жизненную позицию, на нем строится вся поэтическая система поэта. Нами предпринимается попытка интерпретации указанного мотива в наиболее характерных для творчества поэта – песенника произведениях. Мы использовали интерпретационный метод с факторным анализом политической обстановки в стране в годы правления Л.И. Брежнева


^ Обзор литературы

Исследуя поставленную проблему, мы ознакомились с разнообразной литературой: от непосредственно стихотворений и песен Высоцкого до критических статей в советских газетах, воспоминаний его современников, трудов биографов.

Нашим основным источником было собрание сочинений Владимира Высоцкого, изданное в 1999 году издательством «Локид». Особый интнрес в этой книге представила вступительная статья А. Кулагина «Четыре четверти пути», в которой автор представил жизнь поэта через его произведения. Для полного изучения биографии мы воспользовались книгой Вл. Новикова «Высоцкий» в серии «Жизнь замечательных людей» и Ф. Раззакова «Владимир Высоцкий. По лезвию бритвы». Таким образом, у меня появилась возможность более детально овладеть биографией поэта для более точного понимания и достижения поставленной нами задачи.

Книга «Письма Высоцкого» и другие репортажи на радио «Свобода» привлекла нас тем, что она содержит множество интервью с Владимиром Высоцким. Также в своей работе мы обратилась к книге «Монологи со сцены», изданной недавно в России и Украине. В ней мы нашла ценную и необходимую информацию: Олег Терентьев, составитель данной книги, почти 20 лет собирал уникальные монологи Владимира Высоцкого, сохранившиеся на старых пленках с его концертов. С помощью этой книги нам удалось более ясно осмыслить живую мысль поэта.

Мы посчитали целесообразным обратиться к книге, написанной женой Владимира Высоцкого М. Влади, «Владимир, или Прерванный полёт». Она как никто другой знала Высоцкого, чувствовала терзания его души, видела, в каких муках рождаются его песни. Конечно, как каждая книга подобного рода, воспоминания Марины Влади достаточно субъективны, но, тем не менее, она оказалась очень познавательной относительно реалий советской эпохи, причём глазами стороннего наблюдателя.

При сопоставительном анализе стихотворений В. Высоцкого и А. Пушкина мы обратились к сборнику стихов А. Пушкина(т.2).

^ 1. Политическая обстановка в СССР в годы правления Л.И. Брежнева.

Магнитофонная революция

«Не хлебом единым жив человек» - это евангельская истина очень часто цитировалась в первые годы прихода к власти Л.И.Брежнева. Уже на закате правления Н.С.Хрущева отмечалась активность творческой интеллигенции, прежде всего в политике, сопровождавшаяся публичными дискуссиями между высшим руководством и писателями, художниками, артистами. Для многих представителей культуры «стабильность» означала надежду на бóльшую свободу. Небольшой «просвет между хрущевской оттепелью и расцветом брежневской эпохи» - так для многих и останется это время, как счастливый миг.

В сентябре 1965 в Москве были арестованы писатели Андрей Синявский и Юлий Даниэль, которые были мало известны за пределами определенного круга и публиковали свои произведения (сатирические и критические заметки о советской власти) под псевдонимами за рубежом. В частности Андрей Синявский был известен как Абрам Терц. Совесткое общество в произведения Терца-Синявского представлено резко отрицательно (Суд идет) или гротесково (Любимов). В общественной жизни СССР эти аресты обозначили памятную дату. Это был вызов: писатели, обратившись к зарубежным издательствам, нарушили неписаный закон советского образа жизни, в то время поиск поддержки за границей был равносилен предательству. Незадолго до того Б.Л.Пастернак по такой же причине был не только заклеймен властями, но практически остался в изоляции среди коллег (его роман «Доктор Живаго» впервые был напечатан в 1957 году в Италии, но травля началась еще тогда, когда власти узнали, что рукопись находится за границей). Но на этой раз реакция была совершенно другой. В центре Москвы на Пушкинской площади прошла демонстрация протеста против ареста писателей, небольшая, всего в несколько человек, но такого случая, начиная с 20-х годов еще не было.

Реакция еще больше усилилась во время процесса, начавшегося в январе 1966 года. Советское правительство настораживали несогласия внутри страны, которые уже нельзя было не замечать. Формировалась оппозиция – явление скорее политическое, нежели культурное. В публикациях о процессе появлялось только то, что подтверждало обвинительное заключение. Но родные и близкие обвиняемых писали другие отчеты, которые начали ходить по рукам. Так родился новый метод борьбы. Протест стал явным. Оппозиция нашла способ распространения своей информации. Репрессии стали усиливаться.

А тем временем в советскую жизнь вошло новое явление – «самиздат». Из-за жесткой цензуры неугодные властям произведения искусства и политические идеи не могли проникнуть в официальную печать, но теперь был найден альтернативный подход – они перепечатывались на машинке и передавались от одного человека к другому.В середине 60-х годов «самиздат» становится явлением в культурной жизни общества. В «самиздате» печатались такие поэты и писатели, как Н.И.Глазков, А.И.Солженицын.

В мае 1967 года А.И.Солженицын пишет письмо IV съезду Союза писателей, на который он не был приглашен (КГБ обвинил его в сотрудничестве с немцами во время войны, уже с 1966 года сочинения писателя перестают печатать, а опубликованные изымают из библиотек), в этом письме он в самых острых выражениях осуждает гибельный характер цензуры и требует ее отмены. На съезде писателей письмо не было зачитано, но практически все были с ним ознакомлены. 84 человека открыто и письменно поддержали А.И.Солженицына – было написано коллективное письмо съезду. Все эти документы появились в «самиздате» и попали за границу.

Процесс Даниэля-Синявского и письмо Солженицына стали двумя ключевыми точками в эволюции советского общественного мнения 60-х годов. Они выделялись на фоне растущей интеллектуальной деятельности.

Идеологический контроль над литературой, бюрократическое вторжение в самую интимную сферу индивидуальной творческой деятельности постепенно приводили к утрате поэзии как своеобразного жанра, где поэт мог бы свободно излагать свои чувства и эмоции.

Но была и особенная черта культуры 60-х - 70-х годов - так называемая «магнитофонная революция». Записи песен, а также сатирических выступлений, воспроизводимые в домашних условиях, практически не поддавались контролю и получили массовое распространение. Непризнаваемые официально, они вошли в быт, в сознание миллионов людей. Признанными лидерами здесь были В. Высоцкий, Б. Окуджава, Ю. Ким, Ю. Визбор, Е. Клячкин, Н. Матвеева, песни которых пользовались популярностью и всеобщей любовью. «Магнитофонная революция», пожалуй, - это единственная бескровная революция в России в XX веке.

    Магнитофон стал неизменным спутником бардовской (авторской) песни, которая определилась как важный пласт советской культуры и повседневности в 1960 — начале 1970-х годов. Публицист Лев Аннинский вспоминал свою первую встречу с Булатом Окуджавой, которая произошла в одной из московских коммуналок. Поэт пел под гитару. Сосед по коммуналке, послушав какое-то время «…кинулся к себе и вернулся, таща свой «Спалис» или «Днепр» — такой же огромный, ящероподобный, как все магнитофоны той поры, с помощью двух монет он состыковал шнуры и подключился к нашему»2. Песни Александра Галича и Юрия Визбора, Булата Окуджавы и Новеллы Матвеевой, Юрия Кукина и Юлия Кима, а, главное, Владимира Высоцкого, распространялись в советском обществе именно благодаря магнитофонам. Они крутились на магнитофонных лентах в каждой квартире и ознаменовали собой социологический феномен, который долго не желали признать власти – фактически установившийся в обществе плюрализм мнений. Это был полный провал официальной идеологии.

^ 2. «Мне судьба – до последней черты, до креста/ Спорить до хрипоты...»

(В.С. Высоцкий)

В поэтическом мире Высоцкого чаще всего повторяется местоимение «я», тем самым автор показывает, что берет на себя ответственность за свои слова, что он не боится говорить от имени собственного. Лирический герой Высоцкого – бунтарь, мятежник. Но этот мятеж направлен больше против несовершенства жизни вообще – старости, смерти, забвения, чем против советской власти. Ведь люди верили в нее, просто были «не те вожди». И правление каждого последующего вождя – это каждый раз новая эпоха в истории Советского Союза.

Высоцкий написал портрет эпохи правления Брежнева. «Я пишу о нашем времени, в котором есть много юмора и много недостатков»3, - говорил поэт.

Высоцкого слушали не потому, что он был запрещен и не из-за манеры исполнения, а потому, что он формулировал то, что многие пытались сказать, говорил то, о чем говорили на кухнях.

Повсеместно признанный художник зачастую в России «изгнанник». Если художник благополучен душевно (или, в меньшей мере, материально), он имеет мало побудительных причин для творчества, у него нет желания протестовать. Тут-то и проявляется противоречие между художником и властью. Правда, А.И.Солженицын назвал писателя в России вторым правительством. Надо думать, оппозиционным, а то и правительством в изгнании. При всём при этом политика всегда была гибельна для художника, ушедшего в неё. Поэтому писатель обычно ходит по краю, что мобилизует его чувства. Творить он может преимущественно в таких условиях.

Высоцкий обострил эти обстоятельства в своей подчёркнуто независимой творческой жизни, что вызвало дополнительную меру сочувствия у поклонников. Эта несгибаемость красноречиво отразилась в «Беге иноходца»:

Мне набили раны на спине,

Я дрожу боками у воды.

Я согласен бегать в табуне —

Но не под седлом и без узды!

(«Бег иноходца» 1970)

Принципом жизни, отражающей отношение Высоцкого ко времени, в котором он жил, явилась формула «не как все». Лирический герой многих песен – человек, пытающийся жить и действовать не так, как все, проявляя свою индивидуальность, в противовес провозглашаемому временем единообразию и единомыслию:

Я скачу, но я скачу иначе,-

По камням, по лужам, по росе.

Бег мой назван иноходью – значит:

По-другому, то есть – не как все…

(«Бег иноходца» 1970)

Под седлом, в узде, но – без него!

(«Бег иноходца» 1970)

Оказывается, главное – «без него»: можно быть «под седлом, в узде» и в то же время сохранять свою позицию при условии, что нет того, кто контролирует, управляет. Вся беда исходит от него. Заметим, что тот, кто правит у Высоцкого обезличен. И «без него» герой может достичь определенных высот и результатов :

…Я пришел, а он в хвосте плетется –

По камням, по лужам, по росе…

(«Бег иноходца» 1970)

Последние заключительные строки создают парадоксальную ситуацию :

…Я в первые не был иноходцем –

Я стремился выиграть, как все!

(«Бег иноходца» 1970)

В центре песни «Чужая колея» – герой, пытающийся выбраться из «чужой колеи», то есть жить «не как все», своей жизнью.

Основная, главная идея песни «Чужая колея» заложена уже в самом названии. Эта песня, как и многие другие песни В.Высоцкого, аллегорична: колея подразумевает под собой проторенную общую дорогу жизни, что противоречит индивидуальности.

Сам виноват – и слезы лью, и охаю:

Попал в чужую колею глубокую.

Я цели намечал своина выбор сам –

А вот теперь из колеи не выбраться.

(«Чужая колея» 1973)

Как и в песне «Моя цыганская», где дорога жизни героя обставлена темным лесом и нет возможности свернуть с нее:

Вдоль дороги – лес густой

С бабами –ягами,

А в конце дороги той –

Плаха с топорами.

(«Моя цыганская» 1967/68)

здесь своеобразным пространственным ограничителем выступает определенная линия, «колея», из которой «не выбраться». Тот же мотив обнаруживается и в песне «Горизонт», где дорога жизни предлагается герою как дорога «по шоссе», «параллельно проводам». Но, как и во всех вышеперечисленных случаях, герой песни «Чужая колея» пытается найти свой путь, свою дорогу жизни, он пытается «выбраться» из колеи.

Герой обладает некой свободой, поскольку сохраняет реальную возможность выбора и предпочтения. Он сам выбирает свои цели, однако на пути к этим целям «попал в чужую колею».

^ 3. «Может, кто-то когда-то поставит свечу/ Мне за голый мой нерв, на котором кричу...»

(В.С. Высоцкий)

Пусть кружит над Москвою
Охрипший его баритон,
Ну а мы вместе с ним посмеемся
И вместе поплачем.

Б. Окуджава

Теперь я к основному перейду.

Один, стоявший скромно в уголочке,

Спросил: «А что имели вы в виду

В такой-то песне и в такой-то строчке?»
Ответ: во мне Эзоп не воскресал,

В кармане фиги нет – не суетитесь, -

А что имел в виду – то написал, -

Вот – вывернул карманы – убедитесь!

(«Я все вопросы освещу сполна» 1970/71)

Цель большинства стихотворений Высоцкого - снять с читателя
розовые очки, высмеять его благодушие и окунуть в мир высших ценностей человеческого бытия. Поэзия Высоцкого не оставляет шанса на спасение в неизменной действительности.

Написанная в конце лета 1968 «Охота на волков» была в первую очередь связана с личными переживаниями Высоцкого, с той травлей, что развернулась тогда против него в прессе, но случайно совпавшее с рождением этой песни осложнение ситуации в Чехословакии (войска СССР и четырёх других стран Варшавского договора вступили в Чехословакию, чтобы прекратить происходивший там процесс реформ) расширило значение этой песни, придало ей даже политический оттенок.

Загнанный зверь в «Охоте на волков» - это сам Высоцкий, который летом 68-го года (именно тогда написана эта песня) выдержал первую травлю в советской печати - серия статей, помещенных как в центральной (статья «О чём поёт Высоцкий?» в газете «Советская Россия» от 9 июня 1968 года ), так и в провинциальной прессе (статьи в «Тюменском комсомольце» и в «Тюменской правде»). Эти разгромные статьи имели целью опорочить имя поэта и его творчество. Нужно было дать достойный отпор, и в ответ на злобные нападки прогремела "Охота на волков".Он действительно ощущал травлю, как и многие ранимые творческие люди, опередившие свое время:

Рвусь из сил и из всех сухожилий,
Но сегодня - опять, как вчера,-
Обложили меня, обложили,
Гонят весело на номера.

(«Охота на волков» 1968)

Но Высоцкий был уверен, что вырвется из загона:

Я из повиновения вышел –

За флажки, - жажда жизни сильней!

Только сзади я радостно слышал

Удивленные крики людей.

(«Охота на волков» 1968)

«Враги» высоко оценили "Охоту", запретив ее исполнение в спектакле театра на Таганке.

То же самое произошло и с песней «Банька по-белому», которая была написана одновременно с «Охотой», она токже была запрещена: Высоцкий прямо высказывает своё отношение к сталинским репрессиям:

А потом на карьере ли, в топи ли,

Наглотавшись слезы и сырца,

Ближе к сердцу кололи мы профили,

Чтоб он слышал, как рвутся сердца.

(«Банька по-белому» 1968)

Местоимение «он» выделено курсивом – нетрудно догадаться, на кого акцентирует внимание автор:

Сколько веры и лесу повалено,

Сколь изведано горя и трасс!

А на левой груди – профиль Сталина,

А на правой – Маринка в анфас.

(«Банька по-белому» 1968)

В «Райских яблоках» герой песни попадает в рай, который оказывается ни чем иным как зоной. Высоцкий мастерски обыгрывает сходство двух, казалось бы, противоположных полюсов бытия:

Прискакали – гляжу – пред очами не райское что-то:

Настоящий пустырь и сплошное ничто – беспредел.

И среди ничего возвышались литые ворота,

И огромный этап – тысяч пять – на коленях сидел.

(«Райские яблоки» 1978)

Поистине тюрьмой, адом обернулся для России двадцатого века тот «рай», который сулили ей пришедшие к власти. Но Владимир Семенович пишет не о политике (он никогда не считал себя политическим певцом), он – лирик. И в сюжете баллады постоянно звучит мощная лирическая нота, свидетельствующая о глубоко личном переживании народной трагедии:

В дивных райских садах наберу бледно-розовых яблок...

Жаль, сады сторожат и стреляют без промаха в лоб.

(«Райские яблоки» 1978)

Судьба героя его поздней лирики неотделима от общенациональной судьбы. По выражению критика Вл. Новикова, «Высоцкий всегда один и всегда со всеми»4.

Высоцкий пародирует стереотипы сознания и языка, стертые от частого и бездумного употребления. Он низводит набившие оскомину лозунги советской эпохи :«За хлеб и воду и за свободу – Спасибо нашему совейскому народу!», Высоцкий придумал слово «совейский».

Песни и стихи Высоцкого не изолированы друг от друга, они вступают в диалог, в спор, группируются явные и неявные циклы , сам Владимир Семенович говорил: «песни и стихи я пишу на разные сюжеты. У меня есть серии песен на военную тему, спортивные, сказочные, лирические. Циклы такие, точнее. А тема моих песен одна - жизнь».

В интервью радио Италии в 1979 Высоцкий признался, что не считает себя писателем: «мне даже сложно назвать себ поэтом. <�…> я в своих стихах рассказываю о том, что меня беспокоит в этой жизни. <�…> что происходит в мире, что происходит в моей стране. Что мне нравится, что мне не нравится. Когда я пишу свои песни, я пытаюсь разобраться в этом. Главное в моих песнях – это человек.»5

Проявляя свободу воли, человек непременно вступает в открытое противостояние с теми, кто пытается его ограничить. Смирение же убивает свободу.

А люди все роптали и роптали,

А люди справедливости хотят:

«Мы в очереди первыми стояли, -

А те, кто сзади нас, уже едят!»

(«А люди все роптали и роптали…» 1966)

Ропот сам по себе – это уже выражение несогласия, протеста, но для достижения целей свободной воли этого мало, как мало и просто «справедливости хотеть». Люди желают справедливости, но не хотят за нее выступить открыто. Высоцкий показал в, казалось бы, бытовой ситуации корни русского менталитета: непротивление. Почему бы людям открыто не заявить о своем недовольстве, не высказать свою позицию несогласия? Нет, слышен только ропот.

Мотивировка сложившейся ситуации («Мы в очереди первыми стояли, - /А те, кто сзади нас, уже едят!») парадоксальна:

Им объяснили, чтобы не ругаться:

«Мы просим вас, уйдите, дорогие!

Те, кто едят, – ведь это иностранцы,

А вы, прошу прощенья, кто такие?»

(«А люди все роптали и роптали…» 1966)

В другом случае теми, «кто едят», оказываются «делегаты». Возникает своеобразная оппозиция: иностранцы – люди – делегаты. Причем, иностранцы и делегаты оказываются намного выше и важнее простых людей. Значит, человек вне социального звания не ценен? Дело в том, что «иностранцы» и «делегаты» сумели проявить свою волю (пусть даже она несправедлива в отношении остальных), добившись таких постов, которые ценятся в обществе; люди тоже могли бы (даже не пробиваясь вверх по социальной лестнице) быть уважаемыми наравне с «иностранцами» и «делегатами». Но вся суть в том, что они не могут или не хотят «ругаться», чтобы высказать свою волю открыто и суметь за нее постоять. Безвольный человек обществом постепенно затаптывается, не ценится.

Само построение произведения довольно примечательно: оно состоит, по сути дела, из 2-х четверостиший, которые, повторяясь с изменением одного-двух слов и чередуясь, образуют песню. В одном четверостишие говорится о «ропоте» людей, в другом – объяснения администратора. Эта повторяемость строф уже на интонационном уровне создает ощущение непрерывности, неразрешаемости ситуации.

И это на фоне повседневного ожидания советскими людьми неминуемого счастья, тем более, что его обещали их вожди. Конечно, такая вера отчасти возмещала постоянную неустроенность жизни. Кроме того, все устремлённые в будущее жить в настоящем не умели, а может, не хотели в силу его скучности и обременительности для этих мечтателей.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-исследовательский проект icon Моу «соболевская средняя школа» Орехово-Зуевского муниципального...
Цель исследования: выявление характерных для стиля «Своей газеты» синтаксических конструкций
Учебно-исследовательский проект icon Моу «Скороднянская сош» Исследовательский проект: «Конфеты… Конфеты? Конфеты!»
Манзюк Кристина, ученица 2 «Б» класса, Решетникова Виктория, ученица 2 «Б» класса
Учебно-исследовательский проект icon Проект Головкина Никиты, Нечаевой Анастасии, учащихся 11 класса,...
Исследовательский проект Головкина Никиты, Нечаевой Анастасии, учащихся 11 класса, по теме: «Война и мир в романе Л. Н. Толстого...
Учебно-исследовательский проект icon Моу сош №15 исследовательский проект
Образовательные: обобщить знания учащихся о гигиене полости рта; изучить строение полости рта и зубов; выяснить, какой вред приносит...
Учебно-исследовательский проект icon Чайные традиции в Англии и России. (исследовательский проект)
Целью данного проекта является изучение чайных традиций в Англии и России, а цель определяет следующие задачи: Дать характеристику...
Учебно-исследовательский проект icon Бизнес план (проект по выращиванию овощей и семян в открытом грунте) Адрес
Цель: Создать систему хозяйствования, направленную на производство продукции с целью получения дополнительной прибыли, реализуемой...
Учебно-исследовательский проект icon «Организация проектной деятельности на уроках технологии»
Цель: научить учащихся творчески использовать знания и трудовые умения для решения задач, выдвигаемых практикой. Знать, что такое...
Учебно-исследовательский проект icon Проект "ЛГ" и Комитета по культуре Госдумы "
Совместный проект "ЛГ" и Комитета Государственной Думы Российской Федерации по культуре
Учебно-исследовательский проект icon Проект «Хоккейной коробке вторую жизнь»
«Марковская средняя общеобразовательная школа» Каменского муниципального района Воронежской области направляет для участия в номинации...
Учебно-исследовательский проект icon Исследовательский реферат
Красноярская региональная детско-молодежная общественная организация «научное общество учащихся»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов