Скачать 198.79 Kb.
|
![]() Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на основании «Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой- Санкт Петербург ЦДК проф.Л.Б.Баряевой,2011год. Рабочая учебная программа предназначена для учащихся 5-6 ГУО класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Предлагаемая программа и тематическое планирование ориентирована на учебник для 3 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/В.В.Эк изд.-М.: «Просвещение», 2013./ Математика в специальной коррекционной школе VIII вида является одним из основных учебных предметов. ^ -Формировать абстрактное понятия числа, величины, геометрической фигуры; -Формировать умение планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль; -Формировать положительную мотивацию к учению; -Развить интерес к учебным занятиям; -Выработать умение слушать учителя и выполнять его задания. -Воспитать трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, настойчивость, любознательность; -Развитие зрительного восприятия и узнавания; -Коррекция и развитие познавательной деятельности, личностных качеств ребенка; -Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках. ^ Обучение общеобразовательным предметам в коррекционной школе имеет практическую и коррекционную направленность. Практическая направленность обучения заключается прежде всего в том, что все, что изучается в школе, необходимо умственно отсталым детям в их практической жизни. Кроме того, все знания и навыки они получают практическим путем в процессе упражнений. Коррекционная направленность заключается в использовании специфических методов и приемов обучения с целью исправления психофизических недостатков умственно отсталых школьников с опорой на их сохранные возможности. Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов. Обучение математике должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях. Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приемов классификации и дифференциации, установлении причинно-следственных связей между понятиями. Не менее важный прием — материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником, самостоятельная работа и др. Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках математики учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами. Рабочая программа разработана с учетом интеллектуальных, индивидуальных и психофизиологичесских особенностей учащихся класса. Ученики не умеют считать, не ориентируются во времени, на странице в тетради, не называют геометрические фигуры, не различают цвета. У них слабо развита мелкая моторика. С большим трудом усваивают программный материал , нуждаются в разнообразных видах помощи, в четком неоднократном объяснении. Каждое задание принимают как новое. Знания усваиваются механически, быстро забываются. Память кратковременная. Словарный запас значительно ниже возрастной нормы и представлен преимущественно обиходной лексикой. Поэтому обучение ведется по упрощенной программе. Темы на урок неоднократно повторяются. Материал по изучаемым темам сокращен до уровня приобретенных ранее учениками ЗУН. ^ Формы работы: -урок; - индивидуальная работа с учеником; -коллективная работа. Приёмы обучения: -сравнение (нахождение и различия, выделения существенных признаков); -классификация; - дифференциация; - установление причинно-следственных связей между понятиями; - материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. ^ - словесные (беседа, объяснения и др); -наглядные (демонстрация, иллюстрации) ; -практические (наблюдение, упражнения, экскурсия, игры, самостоятельная работа,и др). ^ - игровые; -здоровьесберегающие; -личностно-ориентированные; - дифференцированного обучения; -ИКТ. Основные содержательные линии курса (разделы, структура)
Нумерация Таблица разрядов, классы. Простые и составные числа. Числовые выражения. Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание. Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через разряд. Сложение двузначного числа с однозначным и вычитание однозначного числа из двузначного . Присчитывание и отсчитывание по 2. Таблица умножения и деления Понятие умножения. Название компонентов умножения. Знак умножения. Таблица умножений чисел 2, 3, (в пределах 20). Деление. Знак деления. Название компонентов деления. Таблица деления на 2, 3 ( в пределах 20). Взаимосвязь таблицы умножения и деления. Деление на равные части и по содержанию. Простая арифметическая задача на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз. ^ Единица (мера) длины дециметр. Обозначение: 1дм. Соотношение: 1дм = 10 м. Единица (мера) массы – килограмм. Обозначение – 1 кг. Единица (мера) времени – час. Соотношение: 1 час. = 60 мин. Определение времени по часам. Понятия ровно час, половина часа. ^ Построение кривой и прямой линии, луча, отрезка в разном положении. Построение прямоугольника, квадрата, треугольника по самостоятельно поставленным точкам. Построение прямого, острого и тупого углов. Выделение их на геометрических фигурах. Название вершин, углов, сторон многоугольника, треугольника, прямоугольника. ^ - устный счет; - решение простых арифметических задач с помощью дидактического и счетного материала; - работа с геометрическим материалом; - самостоятельное выполнение работы; - работа над ошибками, способствующая раскрытию причин, осознанию и исправлению ошибок; - индивидуальные задания. ^ Учащиеся должны знать: смысл арифметических действий умножения и деления (на равные части и по содержанию), различие двух видов деления на уровне практических действий, способа чтения и записи каждого вида деления; таблицы умножения и деления чисел в пределах 20, переместительное свойство произведения, связь таблиц умножения и деления; порядок действий в примерах в 2—3 арифметических действия; единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени, соотношения изученных мер; порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года. ^ уметь: считать, присчитывая, отсчитывая по единице и равными числовыми группами по1, 2, в пределах 20; откладывать на счетах любые числа в пределах 20; складывать и вычитать числа в пределах 20 без перехода через разряд приемами устных вычислений; использовать знание таблиц умножения на 2,3 для решения соответствующих примеров на деление; различать числа, полученные при счете и измерении; определять время по часам (время прошедшее, будущее); находить точку пересечения линий; Примечания. 1. Продолжать решать примеры на сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток с подробной записью. 2. Обязательно знание только таблицы умножения числа 2, получение частных от деления на 2 путем использования таблицы умножения. 3. Достаточно умения определять время по часам только одним способом, пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах, месяцев в году. 4. Исключаются арифметические задачи в два действия, одно из которых — умножение или деление. ^
Учащиеся должны уметь: Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: -ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения и др.); -сравнения и упорядочения объектов по различным признакам: длине, площади, массе, вместимости; -определения времени по часам; -решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.). ^ I четверть.
^
^
^
Перечень учебно-методического обеспечения. 1. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. - М.: Школа-Пресс, 1994. 2. Залялетдинова Ф.Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе. – М.: Просвещение, 2007. 3. Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы: Пособие для учителей / Под ред. В.Г.Петровой. – 2-е изд., перераб. – М: Просвещение, 1992. 4. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике во вспомогательной школе. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1976. 5. "Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью" под редакцией Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой- Санкт Петербург ЦДК проф.Л.Б.Баряевой,2011год. 6. учебник для 3 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/В.В.Эк изд.-М.:«Просвещение», 2001./ 7. Фефилова Е.П., Поторочина Е.А. Поурочные разработки по математике. 1 класс. – М.: ВАКО, 2005. 8. Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1990. |
![]() |
Программа для детей с тяжелой и умеренной степенями умственной отсталости Обучение детей с тяжелой и умеренной степенями умственной отсталости проводится по Программе, рекомендованной Министерством социального... |
![]() |
Пояснительная записка Программа обучения и воспитания учащихся с... Мственно отсталых детей» составленные сотрудниками нии дефектологии апн ссср, М., 1983 года издание и утвержденные заместителем министра... |
![]() |
Моро М. И., Волкова С. И. Математика. Рабочая тетрадь для 1 класса начальной школы. 2 части «Математика» составлена на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования, примерной... |
![]() |
Е. А. Клочкова «1» сентября 2014г Рабочая программа разработана на основании адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью... |
![]() |
Е. А. Клочкова «1» сентября 2014г Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе адаптированной основной образовательной программы для обучающихся... |
![]() |
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» Предлагаемая рабочая программа составлена на основе примерной программы по литературе, соответствует федеральному компоненту Государственного... |
![]() |
Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе... Программы «Литература» под редакцией В. Я. Коровиной и учебного плана школы. Рабочая программа ориентирована на использование учебника... |
![]() |
Рабочая программа по учебному предмету Математика Программа основного общего образования по математике содержит следующие разделы |
![]() |
Учебному предмету «Профессионально-трудовое обучение» (Столярное дело) для учащихся 10 11 класса Разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 10 11 классы под редакцией В. В.... |
![]() |
Рабочая программа по предмету «математика», алгебра 9 класс базовый уровень Рабочая программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений |