Программа принята на заседании Утверждаю педагогического совета директор школы




Скачать 127.38 Kb.
Название Программа принята на заседании Утверждаю педагогического совета директор школы
Дата публикации 23.06.2016
Размер 127.38 Kb.
Тип Программа
edushk.ru > Математика > Программа
МКОУ «Берёзовская средняя общеобразовательная школа».

Программа принята на заседании Утверждаю

педагогического совета директор школы

Протокол № от « » 2013 г. _______________

Л.В. Заикина

Рабочая учебная программа

курса по выбору «Процентные расчёты на каждый день»

9 класс

2013 г.

Автор программы: учитель математики Калалб Екатерина Александровна.

Рецензенты: ________________________________________________________

____________________________________________________________________

Утверждено на заседании методического объединения учителей естественно-математического цикла, МКОУ «Берёзовская СОШ»

«___» ____________2013 г.

Руководитель ШМО: ___________/О.П. Гребенюк/.

Директор школы: ____________/Л.В. Заикина/.

Пояснительная записка

Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы «Проценты» на первом этапе основной школы, когда учащиеся в силу возрастных особенностей еще не могут получить полноценные представления о процентах, об их роли в повседневной жизни. На последующих этапах обучения повторного обращения к этой теме не предусматривается. Во многих школьных учебниках можно встретить задачи на проценты, однако в них отсутствует компактное и четкое изложение соответствующей теории вопроса. Текстовые задачи включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы, в КИМы и ЕГЭ, в конкурсные экзамены. Однако практика показывает, что задачи на проценты вызывают затруднения у учащихся и очень многие окончившие школу не имеют прочных навыков обращения с процентами в повседневной жизни. Понимание процентов и умение производить процентные расчеты в настоящее время необходимы каждому человеку: прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни.

Предлагаемый курс «Процентные расчеты на каждый день» демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии производства; ориентирует учащихся на обучение по естественно-научному и социально-экономическому профилю. Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков процентных вычислений, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности.

Цели курса:

  • сформировать понимание необходимости знаний процентных вычислений для решения большого круга задач, показав широту применения процентных расчетов в реальной жизни;

  • способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем.

Задачи курса:

  • сформировать умения производить процентные вычисления, необходимые для применения в практической деятельности;

  • решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;

  • привить учащимся основы экономической грамотности;

  • помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.

Данный курс предполагает компактное и четкое изложение теории вопроса, решение типовых задач, самостоятельную работу. Логический анализ содержания темы «Проценты» позволил выделить группы задач, которые и составили основу изучаемого курса. Каждой группе задач предшествует небольшая историческая и теоретическая справка. Кроме того, рассматриваются задачи с практическим содержанием, а именно такие задачи, которые связаны с применением процентных вычислений в повседневной жизни. Предлагаемые задачи различны по уровню сложности: от простых упражнений на применение изученных формул до достаточно трудных примеров расчета процентов в реальной банковской ситуации. В программе проводится примерное распределение учебного времени, включающее план занятий. Каждое занятие состоит из двух частей: задачи, решаемые с учителем, и задачи для самостоятельного (или домашнего) решения. Основные формы организации учебных занятий: рассказ, беседа, семинар. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать дополнительные задания для учащихся разной степени подготовки: уровень сложности задач варьируется от простых до конкурсных и олимпиадных. Содержание материала курса показывает связь математики с другими областями знаний, иллюстрирует применение математики в повседневной жизни, знакомит учащихся с некоторыми историческими сведениями по данной теме. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых и интересных задач.

Курс является открытым, в него можно добавлять новые фрагменты, развивать тематику или заменять какие-либо сюжеты другими. Главное, чтобы они были небольшими по объему, интересными для учащихся, соответствовали их возможностям. Программа мобильна, т. е. дает возможность уменьшить количество задач по данной теме (так как многие задания предназначены на отработку навыков по одному типу задач) при установлении степени достижения результатов. Блочное построение курса дает возможность учащимся, пропустившим по каким-либо причинам часть курса, спокойно подключиться к работе над другим разделом.

Программа может быть эффективно использована в 8-9 классах с любой степенью подготовленности, способствует развитию познавательных интересов, экономической грамотности, мышления учащихся, предоставляет возможность подготовиться к сознательному выбору профиля обучения и дальнейшей специализации. Минимальные требования к оснащению учебного процесса: раздаточный материал для проведения практических работ.

В силу большой практической значимости данный курс вызывает интерес, является средством обучения и средством развития интеллектуальных качеств личности учащихся. Для учащихся, которые пока не проявляют заметной склонности к математике, эти занятии могут стать толчком в развитии интереса к предмету и вызвать желание узнать больше. Хотя при изучении курса не ставится цель выработки каких-либо специальных умений и навыков, при достаточно полном рассмотрении вопросов курса несомненно появится прогресс в подготовке учащихся.

^ Требования к уровню подготовки

В результате изучения курса учащиеся должны:

- понимать содержательный смысл термина «процент» как специального способа выражения доли величины;

  • уметь соотносить процент с соответствующей дробью (особенно в некоторых специальных случаях: 50 % - 1/2/ 20 % - 1/5; 25%-1/4 и т. д.);

  • знать широту применения процентных вычислений в жизни, решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;

  • производить прикидку и оценку результатов вычислений;

- при вычислениях сочетать устные и письменные приемы, применять калькулятор, использовать приемы, рационализирующие вычисления.

^ Учебно-тематический план



Наименование тем курса

Всего часов

В том числе

Форма контроля










лекция

практика

семинар




1

Проценты. Основные задачи на проценты.


2

0,5

0,5

1

























2

Процентные расчёты в жизненных ситуациях.

2




1

1

























3

Задачи на смеси, сплавы, концентрацию.

2

0,5

0,5

1

























4

Решение задач по



















всему курсу

2




1




1


^ Содержание программы

Тема 1. Проценты. Основные задачи на проценты. (2 часа).

Сообщается история появления процентов; устраняются пробелы в знаниях по решению основных задач на проценты: а) нахождение процента от числа (величины); б) нахождение числа по его проценту; в) нахождение процента одного числа от другого. Актуализируются знания об арифметических и алгебраических приемах решения задач. Метод обучения: лекция, беседа, объяснение. Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач, самостоятельная работа.

Тема 2. Процентные расчеты в жизненных ситуациях. (2 часа).

Показ широты применения в жизни процентных расчетов. Введение базовых понятий экономики: процент прибыли, стоимость товара, заработная плата, бюджетный дефицит и профицит, изменение тарифов, пеня и др. Решение задач, связанных с банковскими расчетами: вычисление ставок процентов в банках; процентный прирост; определение начальных вкладов. Выполнение тренировочных упражнений. Форма занятий: объяснение, практическая работа. Метод обучения: выполнение тренировочных задач. Формы контроля: проверка самостоятельно решенных задач.

Тема 3. Задачи на смеси, сплавы, концентрацию. (2 часа).

Усвоение учащимися понятий концентрации вещества, процентного раствора. Формирование умения работать с законом сохранения массы. Обобщение полученных знаний при решении задач на проценты. Форма занятий: комбинированные занятия. Метод обучения: рассказ, объяснение, выполнение практических заданий.

Решение разнообразных задач по всему курсу. (1 час).

Форма занятий: практическая работа.

Методы занятий: беседа, творческие задания.

Форма контроля: самостоятельная работа.

Заключительное занятие. (1 час).

Итоговая проверочная работа.

ЛИТЕРАТУРА

Литература для учителя.

  1. Никольский, С. Н., Потапов, М. К., Решетников, Н. Н. Алгебра в 7 классе: методические материалы. - М.: Просвещение, 2002.

  2. Барабанов, О. О. Задачи на проценты как проблемы словоупотребления // Математика в школе. - 2003. - № 5. - С. 50-59.

  3. Башарин, Г. П. Начала финансовой математики. - М., 1997.

  4. Башарин, Г. П. Элементы финансовой математики. - М.: Математика (приложение к газете «Первое сентября»). - № 27. - 1995.

  5. Вигдорчик, Е., Нежданова, Т. Элементарная математика в экономике и бизнесе. - М., 1997.

  6. Водинчар, М. И., Лайкова, Г. А., Рябова, Ю. К. Решение задач на смеси, растворы и сплавы методом уравнений // Математика в школе.-2001.-№4.

  7. Глейзер, Г. И. История математики в школе (4-6 кл.): пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1981.

  8. Денищева, Л. О., Миндюк, М. Б., Седова, Б. А. Дидактические материалы по алгебре и началам анализа. 10-11 класс. - М.: Издательский дом «Генжер», 2001.

9. Дорофеев, Г. В., Седова, Е. А. Процентные вычисления. 10-
11 классы: учеб.-метод, пособие. - М.: Дрофа, 2003. - 144 с.

  1. Канашева, Н. А. О решении задач на проценты // Математика в школе. - № 5. -1995. - С. 24.

  2. Левитас, Г. Г. Об изучении процентов в 5 классе // Математика в школе. -№4.- 1991.-С. 39.

  3. Липсиц, И. В. Экономика без тайн. - М.: Вита-Пресс, 1994.

  4. Лурье, М. В., Александров, Б. И. Задачи на составление уравнений.-М.: Наука, 1990.

  5. Макконелл, К. Р., Брюс, С. Л. Экономика. - Т.1, 2. - М.: Республика, 1993.

  6. Рязановский, А. Р. Задачи на части и проценты // Математика в школе.-№ 1.-1992.-С. 18.

  7. Саранцев, Г. И. Упражнения в обучении математике. (Библиотека учителя математики). - М.: Просвещение, 1995. - 240 с.

  8. Симонов, А. С. Проценты и банковские расчеты // Математика в школе. - 1998. - № 4.

  9. Симонов, А. С. Сегодняшняя стоимость завтрашних платежей // Математика в школе. - 1998. - № 6.

  10. Симонов, А. С. Сложные проценты // Математика в школе. - 1998. -№ 5.



  1. Соломатин, О. Д. Старинный способ решения задач на сплавы и смеси//Математика в школе. - 1997. -№1. -С.12-13.

  2. Шевкин, А. В. Текстовые задачи. - М.: Изд. отд. УНЦ ДО МГУ, 1997.-60 с.

  3. Шорина, С. П. Обоснование старинного способа решения задач на смеси // Математика в школе. - 1997. - № 6. - С. 77.

Литература для учащихся.

  1. Виленкин, Н. Л. За страницами учебника математики. - М.: Просвещение, 1989. - С. 73.

  2. Виленкнн, Н. Л., Жохов, В. И., Чесноков, А. С, Шварцбурд, С. И. Математика 6. - М.: Дрофа, 2000.

  3. Денищева, Л. О., Бойченко, Е. М., Глазков, Ю. А. и др. Готовимся к единому государственному экзамену. Математика. - М.: Дрофа, 2003. -120 с.

  4. Егерев, В. К. и др. Сборник задач по математике для поступающих во втузы / под ред. М. И. Сканави. - М.: Высшая школа, 1988.

  5. Литцман, Е. Великаны и карлики в мире чисел. - М., 1959.

  6. Математика: Алгебра. Функции. Анализ данных. 8 класс: учеб. для общеобраз. учеб. заведений / под ред. Г. В. Дорофеева. -2-е изд., стереотипное. - М.: Дрофа, 2000. - 304 с.

  7. Математика: Алгебра. Функции. Анализ данных. 9 кл: учебник для общеобраз. учеб. заведений / под ред. Г. В. Дорофеева. -М.: Дрофа, 2000. - Глава IV.

  8. Перельман, Я. И. Занимательная алгебра. - М., 1967.

  1. Потапов, М. К., Олехник, С. Н., Нестеренко, Ю. В. Конкурсные задачи по математике: справочное пособие. - М.: Наука, 1992.-480 с.



  1. Решение задач и выполнение заданий с комментариями, ответами для подготовки к единому государственному экзамену: в 2 ч. -Ч. II / сост. В. Н. Студенецкая, 3. С. Гребнева - Волгоград: Учитель, 2003. - 104 с.

  2. Сборник задач по математике для поступающих в вузы. -М.: Высшая школа, 1989.

  3. Свечников, А. А. Путешествие в историю математики, или Как люди учились считать: книга для тех, кто учит и учится. - М.: Педагогика-Пресс, 1995. - 168 с.

  4. Соболь, Б. В., Виноградова, И. Ю., Рашидова, Е. В. Пособие для подготовки к единому государственному экзамену и централизованному тестированию по математике. - 3-е изд.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 352 с.

  5. Ткачук, В. В. Математика - абитуриенту: в 2 т. Т. I. - М.: МЦНМО,ТЕИС, 1997.

  6. Тынянкин, С. А., Тырымов, А. А. Что делать, или 2730 конкурсных задач. - Волгоград, 2002. - 416 с.

  7. Цыпкин, А. Г., Пинский, А. И. Справочное пособие по методам решения задач по математике для средней школы / под ред. В. Л. Благодатских. -М.: Наука, 1984.

  8. Шарыгин, И. ф. Решение задач: факультативный курс по математике. 10 класс. -М.: Просвещение, 1989.

  9. Шарыгин, И. Ф. Математический винегрет. - М., 1991.

  10. Шевкин, А. В. Текстовые задачи. - М.: Просвещение, 1997. -112 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа принята на заседании Утверждаю педагогического совета директор школы icon Программа принята на заседании Утверждаю Педагогического совета директор школы
Утверждено на заседании методического объединения учителей естественнонаучного цикла, мкоу «Берёзовская сош»
Программа принята на заседании Утверждаю педагогического совета директор школы icon Программа принята на заседании Утверждаю Педагогического совета директор школы
Утверждено на заседании методического объединения учителей естественно-математического цикла, мкоу «Берёзовская сош»
Программа принята на заседании Утверждаю педагогического совета директор школы icon Программа принята на заседании Утверждаю педагогического совета директор школы
Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой мо РФ (Москва...
Программа принята на заседании Утверждаю педагогического совета директор школы icon Рассмотрена на заседании педагогического совета утверждаю директор школы
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Березняговская основная общеобразовательная школа
Программа принята на заседании Утверждаю педагогического совета директор школы icon Рассмотрена на заседании педагогического совета утверждаю директор школы
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Березняговская основная общеобразовательная школа
Программа принята на заседании Утверждаю педагогического совета директор школы icon Рабочая программа по учебному предмету «литература»
Программа принята Утверждаю: на заседании педсовета школы Директор мбоу «сош №75»
Программа принята на заседании Утверждаю педагогического совета директор школы icon Программа обсуждена на заседании педагогического совета протокол...
Е учреждение «департамент образования местной администрации городского округа нальчик» кабардино-балкарской республики муниципальное...
Программа принята на заседании Утверждаю педагогического совета директор школы icon Приказ № от Программа принята на заседании педагогического совета школы протокол педсовета №2
Ii. Основная образовательная программа начального общего образования (1-4 классы) (фгос ноо второго поколения) стр
Программа принята на заседании Утверждаю педагогического совета директор школы icon Программа развития школы ( на период до 2021 года) «образовательная среда современной школы»
Принята на заседании Педагогического совета школы 19 января 2011 года протокол №2 и утверждена директором школы №57 Приморского района...
Программа принята на заседании Утверждаю педагогического совета директор школы icon Программа развития принята на заседании педагогического совета школы. Протокол №
Паспорт программы развития мкоу «Енапаевская средняя общеобразовательная школа» на 2013- 2018 годы
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница