Эльконина-Давыдова, системы Л. В. Занкова является формирование функционально грамотной личности, т е. человека




Скачать 208.76 Kb.
Название Эльконина-Давыдова, системы Л. В. Занкова является формирование функционально грамотной личности, т е. человека
Дата публикации 07.07.2016
Размер 208.76 Kb.
Тип Документы
edushk.ru > Математика > Документы
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММ ОТДЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ

ПРЕДМЕТОВ, КУРСОВ

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, РЕАЛИЗУЮЩИХСЯ В МБОУ СОШ №8 г. Выксы

Целью программы отдельных учебных предметов по УМК «Школа России», системы Эльконина-Давыдова, системы Л.В. Занкова является формирование функционально грамотной личности, т.е. человека, который:

обладает огромным потенциалом к саморазвитию, умеет учиться и самостоятельно добывать знания;

владеет обобщённым целостным представлением о мире (картиной мира);

привык самостоятельно принимать решения и нести за них персональную ответственность;

усвоил положительный опыт и завоевания предыдущих поколений, сумел проанализировать его и сделать своим собственным, тем самым заложив основу своей гражданской и национальной самоидентификации;

толерантен по своей жизненной позиции, понимает, что он живёт и трудится среди таких же личностей, как и он, умеет отстаивать своё мнение и уважать мнение других;

эффективно владеет вербальными и невербальными средствами общения и использует их для достижения своих целей;

способен жить в любом социуме, адаптируясь к нему.

Для выращивания функционально грамотной личности важнейшую роль играют не столько предметные результаты, сколько личностные и метапредметные результаты деятельности школьников. Это обеспечивается целостной системой работы с учениками, как на уроках, так и внеучебной деятельности.

Средствами достижения метапредметных результатов в учебниках УМК «Школа России», системы Л.В. Занкова, системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, прежде всего, являются: деятельностное (метапредметное) и предметное содержание, образовательные технологии; продуктивные задания.

^ 1. УМК «Школа России».

Общая цель обучения данной программы - формирование ведущей для этого возраста деятельности. Цель педагогов начальной школы - научить учащегося учить самого себя, т.е. учебной деятельности; цель ученика при этом - овладеть умениями учиться. Учебные предметы и их содержание выступают как средство достижения этой цели.

Работая с учебно-методическим комплектом «Школа России», школьник осваивает принципиально другую роль - «исследователь». Такая позиция определяет его заинтересованность процессом познания. А также усиление внимания к творческой деятельности учащихся, основанной на инициативе и самостоятельности каждого школьника.

Ведущей идеей учебно-методического комплекта «Школа России» является реализация одного из возможных путей модернизации начального образования, раскрытия новых подходов к целям, содержанию и методике обучения младших школьников в начальной школе.

В учебно-методическом комплекте реализован основной принцип обучения: начальная школа должна быть природосообразной, то есть соответствовать потребностям детей этого возраста (в познании, общении, разнообразной продуктивной деятельности), учитывать типологические и индивидуальные особенности их познавательной деятельности и уровень социализации.
С этой точки зрения особенно важен адаптационный период, организация которого должна помочь каждому первокласснику с учетом его готовности к школьному обучению безболезненно перейти от дошкольного детства к школьному этапу жизни. Поэтому авторы особое внимание уделили созданию новых интегрированных курсов, изучаемых в первое полугодие 1 класса («Грамота», «Окружающий мир» и др.), которые наряду с образовательными функциями обеспечивали реализацию функции «мягкой» адаптации детей к новой деятельности.

Методика обучения этим предметам строится на приоритетном использовании наглядно образного мышления как типичного для детей этого возраста, на особом внимании к игровым методам обучения и такой организации учебного процесса, которая обеспечивает ситуацию успеха для каждого ученика и возможность обучаться в индивидуальном темпе.

Учебно-методический комплект позволяет успешно решать одну из приоритетных задач начального образования – формирование основных компонентов учебной деятельности (если обсуждать позицию школьника, то это ответ на вопросы «зачем я учусь», «что я должен делать, чтобы решить эту учебную задачу», «каковы мои успехи и что у меня не получается»). Исходя из этого, методика обучения построена на целенаправленном использовании моделирующей деятельности, авторами создана система игр с правилами, которые развивают необходимые для учения качества. В содержании и структуре средств обучения отражены новые подходы к развитию контролирующей и оценочной деятельности учащихся (рубрика «Проверь себя», задания «Сравни свой ответ с текстом», «Найди ошибки» и др.). Обновление начальной школы означает переход с приоритета репродуктивной и инструктивной деятельности на приоритет поисково-исследовательский.

В учебно-методическом комплекте «Школа России» это достигается методикой, при которой школьник осваивает принципиально другую роль – не просто «зритель», «слушатель», «репродуктор», а «исследователь». Такая позиция определяет его заинтересованность процессом познания: ученик может выдвинуть свою гипотезу (рубрика учебника «Выскажи предположение»), выбрать и обосновать свой путь решения учебной задачи, вступить в дискуссию (задания «Выскажи свое мнение»). Обновление начальной школы означает усиление внимания к творческой деятельности учащихся, основанной на инициативе и самостоятельности каждого школьника. Это достигается применением в методике обучения «скрытых» образцов, преобладанием заданий проблемного характера (по сравнению с репродуктивными), наличием системы специальных творческих заданий, усложняющихся от класса к классу.

Развитие творчества авторы тесно связывают с совершенствованием такого психического процесса как воображение, поэтому в учебно-методическом комплекте впервые для начальной школы разработана система использования ролевой игры в обучении, которая дает возможность развивать различные грани ролевого поведения, а значит воображение и творчество ученика. Так, ролевая игра введена обязательным структурным элементом урока по окружающему миру, особенно в 1 и 2 классах.

Комплект учебников «Школа России» реализует в образовательном процессе право ребенка на свою индивидуальность. Все средства обучения содержат материал, который позволяет учителю учесть индивидуальный темп и успешность обучения каждого ребенка, а также уровень его общего развития. Во всех учебниках предусмотрено дополнительное учебное содержание, что позволяет создать достаточно высокий эрудиционный фон обучения, обеспечив снятие обязательности усвоения всех предъявленных знаний (ребенок может, но не должен это усвоить), дав возможность каждому работать в соответствии со своими возможностями (рубрики учебников «Для тех, кто хорошо читает», «Путешествие в прошлое», «Этот удивительный мир» и др.). Это определило авторскую позицию в создании новых подходов к дифференциации обучения: целенаправленная помощь и поддержка осуществляется в условиях гетерогенного (разноуровневого) класса.

Особое внимание авторы учебно-методического комплекта «Школа России» уделяют созданию особой эмоционально-положительной атмосферы обучения младших школьников, развитию учебной инициативы и самостоятельности. Методика обучения построена таким образом, что предоставляет каждому ребенку право на ошибку, на самооценку своего труда, самостоятельный анализ как процесса, так и результатов обучения (рубрика «Проверь себя», рекомендации учителю по формированию контролирующей деятельности школьников).

Каждый предмет вносит свой вклад в реализацию изложенных положений. Направленность процесса обучения, прежде всего, на формирование у младших школьников важнейшего новообразования этого возрастного периода – умения учиться является основой интеграции двух традиционно разных учебных предметов: обучения грамоте (чтение и письмо) и математики в единый курс «Грамота» (первое полугодие первого года обучения). Дети учатся и при этом овладевают знаниями в области родного языка и математики. Методика обучения грамоте исходит из возрастных особенностей шестилетних первоклассников и специально ориентирована на интенсивное развитие наглядно-образного мышления с помощью построения и использования пространственных моделей, а также постепенный переход детей от игровой деятельности к ведущей деятельности младшего школьника – учебной.

Именно этим объясняется длительный подготовительный период обеспечивающий, в том числе, и мягкую адаптацию детей к школьному обучению. И обучение грамоте, и обучение математике в курсе «Грамота» является органической частью непрерывного лингвистического и математического образования учащихся. Значительное место, которое занимает фонемный (звуковой) анализ, последовательность введения букв диктуются направленностью курса на формирование к младших школьников научного подхода к языку как к системе знаков, на введение детей в языковую теорию и решение различных лингвистических задач, обеспечивающих пропедевтику их будущей орфографической грамотности.

Новизна подходов к построению курса «Русского языка» заключается в том, что он является первым этапом непрерывного лингвистического образования учащихся: учебный материал излагается не концентрически, а линейно, реализуя научный подход к анализу языковых явлений. Курс «Русский язык» состоит из трех безусловно взаимосвязанных, но самостоятельных блоков: «Как устроен наш язык», (знакомство с основными лингвистическими знаниями), «Правописание» (формирование грамотного письма) и «Развитие речи» (развитие речи у учащихся). Эти блоки являются одновременно структурными единицами учебника и представляют собой объединение уроков, реализующих определенную цель обучения.

Ведущей идеей «Литературного слушания», являющегося частью курса «Литературное чтение», является углубление процесса восприятия художественного произведения, поддержка и развитие интереса к чтению в тот период, когда сам школьник еще не достаточно владеет навыком самостоятельного чтения (1-ый год обучения). Исходя из этого, уроки литературного слушания решают не столько дидактические задачи, связанные с детальным «препарированием» текста, сколько развивает оценочные суждения первоклассников, и умение анализировать эмоциональные состояния, вызванные слушанием конкретного произведения. Обновление содержания курса шло за счет расширения круга классических и современных произведений, при литературном анализе которых особое внимание уделялось сравнению произведений разных авторов, жанров и тематики, а также моделирующей деятельности учащихся.

Обновление содержания курса «Математики» шло за счет обогащения его сведениями из различных математических дисциплин (арифметики, алгебры, геометрии, логики) с целью установления перспективы математического образования и формирования готовности к систематическому изучению алгебры и геометрии в основной школе. Такой подход позволяет существенно повысить уровень математического образования школьников, развить их мышление и воспитать устойчивый интерес к занятиям математикой.

Отличительная особенность конструирования курса «Окружающий мир» – его интегрированный и культурологический характер, что позволяет учитывать особенности восприятия младшим школьником окружающего мира, развивать их общую культуру, эрудицию, творческие способности. В методике обучения преобладает поисковая и творческая деятельность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, фантазировать, играть. Для этого специально разработаны рабочие тетради «Учимся думать и фантазировать». «Учимся познавать окружающий мир».
^ 2. УМК «Система Л.В. Занкова»

Одним из апробированных вариантов обучения, целью которого являются, прежде всего, интересы личности, является психолого-педагогическая система, разработанная академиком Л.В. Занковым.
Опираясь на знания о ребенке, полученные разными специалистами, Л.В. Занков и его сотрудники на практике доказали положение о том, что развитие происходит как сложный процесс взаимодействия внешних и внутренних факторов (индивидуальных качеств ребенка). Такому пониманию соотношения обучения и развития отвечает особый тип обучения, который характеризуется: 1) исключительным вниманием к построению обучения, его содержанию, принципам, методам и проч. как отражающим социальный опыт, социальный заказ; 2) столь же исключительным вниманием к внутреннему миру ребенка: его индивидуальным и возрастным особенностям, детским потребностям и интересам.
Л.В. Занков понимает развитие как целостное движение психики, когда каждое новообразование возникает в результате взаимодействия интеллекта, воли, чувств, нравственных представлений ребенка. Речь идет о единстве и равнозначности в развитии интеллектуального и эмоционального, волевого и нравственного – тех образований метапредметного характера, которые составляют основные планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы начального образования. Методологическую основу требований Стандарта составляет системно-деятельностный подход.

Цель программы: оптимальное общее развитие каждого ребенка.

Задачи обучения: представить учащимся целостную широкую картину мира средствами науки, литературы и искусства.

Назовем наиболее важные особенности УМК, который разработан в соответствии с требованиями современной культурно-исторической эпохи, современным знанием о возрастных и индивидуальных особенностях младших школьников. Комплект обеспечивает:

-понимание взаимосвязей и взаимозависимостей изучаемых объектов, явлений, факторов благодаря интегрированному характеру содержания, что выражается в сочетании материала разного уровня обобщения (надпредметного, меж- и внутрипредметного ), а также в сочетании его теоретической и практической направленности, интеллектуальной эмоциональной насыщенности;

-актуальность, практическую значимость учебного материала для обучающегося;

-условия для решения воспитательных задач, социально-личностного, интеллектуального, эстетического развития ребенка, для формирования учебных и универсальных умений;

-активные формы познания, необходимые для решения проблемных, творческих заданий: анализирующее наблюдение, опыты, учебный диалог;

-возможность проведения исследовательских и проектных работ, развития информационной культуры;

-обеспечивает индивидуализацию обучения, которая тесно связана с формированием мотивов деятельности, распространяясь на детей разных типов по характеру познавательной деятельности, эмоционально-коммуникативным особенностям, по гендерным признакам.

-ознакомление с понятиями, необходимыми для дальнейшего образования.

УМК обеспечивает возможность использования в процессе обучения широкого спектра форм обучения: классных и внеклассных, фронтальных, групповых, индивидуальных в соответствии с особенностями класса и индивидуальными предпочтениями учеников. Для изучения результативности освоения учебных программ и разработанных на их основе УМК учителю предлагаются материалы по качественному учету успешности обучения школьников, в том числе и интегрированные проверочные работы, что вполне соответствует позиции Министерства образования и науки РФ. Целостность дидактической системы Л.В. Занкова обеспечивается благодаря взаимодействию всех ее частей, нацеленных на достижение оптимального общего развития каждого ребенка: задача обучения - представить школьникам общую целостную картину мира на основе науки, литературы, искусства и непосредственного познания; дидактические принципы системы - обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности, ведущая роль теоретических знаний, осознание процесса учения, быстрый темп прохождения учебного материала, работа над развитием каждого ребенка, в том числе и слабого; типические свойства методической системы - многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность; формы организации обучения; система изучения успешности обучения и развития школьников.
Выполнение задач построения новой школы, как и достижение цели системы общего развития, требует знания особенностей каждого школьника и ориентации внешнего воздействия (системы обучения) на наиболее полную реализацию его способностей. Ведущей задачей обучения родному языку становится развитие речи школьников во всех ее формах: внутренней, внешней (устной и письменной) – и во всех функциях: общения, сообщения, воздействия.

Цель обучения языку состоит не в заучивании правил, а в формировании навыков активного, осознанного, правильного и адекватного использования и понимания языковых средств в речи (освоение коммуникативной функции языка). Иными словами, мы должны создать условия для того, чтобы ребенок научился адекватно действовать в любой речевой ситуации. Курс характеризует яркая практическая направленность на пользование языком, на самостоятельную речевую деятельность. Правильность речи обеспечивают владение теорией языка и опыт речевого общения в устной и письменной форме. Авторскую задачу мы видим в том, чтобы в учебниках воплотить оптимальное соотношение и формы взаимообогащения системы языка и речевой деятельности. Это представление о языке соответствует ожиданиям новой информационной эпохи, которая требует от человека коммуникативной грамотности. И что не менее важно – это представление находит отражение в Примерной программе по русскому языку, разработанной РАО в рамках стандартов второго поколения1. Программа открывается рубрикой «Виды речевой деятельности», а дальше в систематическом курсе почти в равном объеме раскрыто содержание разделов «Система языка» и «Развитие речи» (причем в последнем разделе впервые развернуто представлены позиции по развитию и письменной, и устной речи, как это было сделано в нашей программе). Кроме того, впервые в стандартах специально выделена Программа «Информационная грамотность в начальной школе». Под этим понятием понимается «совокупность умений работы с информацией (сведениями)»2. В Программе подробно изложена работа с устным и письменным текстом, формирование умений применять средства информационных и коммуникативных технологий. Ее реализация предполагается на любых уроках, факультативах, в кружках

Роль математики трудно переоценить. Математика помогает младшему школьнику сделать первые шаги к пониманию научной картины мира, способствует развитию воображения, творческого и логического мышления, умения лаконично и строго излагать мысль, предугадывать пути решения задачи. Наряду с этим она воспитывает такие качества, как настойчивость, объективность, и дает школьнику необходимый материал для ориентации в современном мире. Исходя из общей цели, стоящей перед обучением в системе Л.В.Занкова, начальный курс математики должен решать следующие задачи:

-формировать основы предметных знаний, умений, навыков, а так же общеучебных умений, необходимых для успешного решения учебных, практических задач и продолжения образования;

-развивать образное и логическое мышление, пространственное воображение, математическую речь, волевые и эмоционально-нравственные качества личности;

-воспитывать интерес к математике как науке, обобщающей существующие и происходящие в реальной жизни явления и способствующей тем самым познанию окружающего мира. Созданию его широкой картины.

Курс «Окружающий мир» разработан в соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта для начального общего образования и психолого-педагогическими основами развивающей системы обучения Л.В.Занкова. В проекте Образовательных государственных стандартов нового поколения предмет «Окружающий мир», с одной стороны, рассматривается как фундамент для изучения значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории; с другой стороны, - как первый, единственный и последний предмет в школе, рисующий широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. Именно такое понимание роли учебного предмета изначально заложено в программу и учебники, разработанные в системе развивающего обучения. Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены в соответствии с тематикой Фундаментального ядра содержания данной предметной области в системе начального общего образования, а также с проблематикой, раскрытой в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Росси, и представлены в примерной программе содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».
^ 3. УМК системы Д.Б. Эльконина- В.В. Давыдова

Цель: формирование системы научных понятий, учебной самостоятельности и инициативности; развитие в ребенке умения необычно и глубоко мыслить.

Задачи: 1) Сформировать у выпускников начальной школы способности к рефлексии, которая в младшем школьном возрасте обнаруживает себя через:

- знание о своем незнании, умение отличать известное от неизвестного;

- умение в недоопределенной ситуации указать каких знаний умений не хватает для успешного действия;

- умение рассматривать и оценивать собственные мысли и действия «со стороны» не считая свою точку зрения единственно возможной;

- умение критично, но не категорично оценивать мысли и действия других людей.

2) Развивать способности к содержательному анализу и содержательному планированию.

Сформированность этих способностей обнаруживается, если:

- учащиеся могут выделить систему задач одного класса, имеющих единый принцип их построения, но отличающихся внешними особенностями условий (содержательный анализ);

- учащиеся могут мысленно построить цепочку действий, а затем безошибочно их выполнить.

3) Развить творческий потенциал, воображение учащихся.

Основными целями изучения курса «Математика» ( авт. – В.В.Давыдов, С.Ф.Горбов, Г.Г.Микулина, О.В.Савельева) являются формирование основ научного мышления ребенка в области математики, представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения.

Стержневым для всей школьной математики является понятие действительного числа. Поэтому основное содержание предмета «Математика» в начальной школе, связанное с понятием натурального числа, строится так, что натуральные числа, как и все другие виды чисел, вводимые позже, рассматриваются с единых оснований, позволяющих построить всю систему действительных чисел.

Таким основанием для введения всех видов действительных чисел является понятие величины.

Особое место в изучении понятия величины занимает «дочисловой» период. Действуя с разными предметами, дети выделяют параметры вещей, являющиеся величинами, т.е. свойства, для которых можно установить отношения равно, неравно, больше, меньше. При этом выделение каждой конкретной величины связано в первую очередь с овладением детьми определенным способом сравнения вещей и лишь во вторую со словом-термином. Так, представление о длине дети получают прикладывая предметы определенным образом друг к другу; о площади – через наложение плоских предметов друг на друга сначала непосредственно, а затем с разделением на части и перегруппировкой частей; об объеме как о «емкости» вещей – переливая воду из одного сосуда в другой.

Полученные в результате сравнения предметов отношения моделируются сначала с помощью других предметов и графически, а затем – буквенными формулами.

Число появляется как средство сравнения величин в ситуации пространственной или временной их разделенности. Одна величина в этом случае воспроизводится с помощью другой (единицы или мерки), которая повторяется в ней некоторое число раз. Действия измерения моделируются с помощью различных знаковых средств (чертежей, стрелочных схем, буквенных формул). Кроме того, процесс измерения как потенциально бесконечное повторение одной и той же величины (мерки) моделируется с помощью числовой прямой. В дальнейшем числовая прямая выступает как основная рабочая модель для прояснения смысла вводимых (новых) видов чисел и действий с ними.

Дальнейшее развитие числовой линии происходит по одной схеме. Каждая новая форма представления чисел или новый вид чисел возникает в связи с новым способом измерения величины, которые дети открывают, решая задачу воспроизведения величины при различных дополнительных ограничениях. Открытые детьми способы фиксируются в моделях, с помощью которых изучаются свойства «новых чисел», строятся правила оперирования ими. Таким образом, смысл числа и действий с ним один и тот же и определен до конкретных его реализаций. Наоборот, на его основании получаются все формальные правила и алгоритмы.

Обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности, заинтересованного в самоизменении и способного к нему, - такова главная задача любого УМК, реализующего образовательную систему Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, которая, бесспорно, является ярким воплощением деятельностного подхода.

Однако участвовать в учебном процессе в качестве его субъекта ребенок может лишь в том случае, если он способен осознавать не только воспроизводящие, исполнительские действия, но и объективные основания своих действий.

В целях обеспечения возможности формирования таких личностных качеств учащегося в УМК по русскому языку для 1 -4 классов авторы (В.В. Репкин и др.) предлагают начинать изучение систематического курса языка не с отдельных (частных) правил, а с общего принципа решения целого класса задач (проверки орфограмм), который затем последовательно конкретизируется на материале проверки разных типов орфограмм (безударных гласных, сомнительных согласных, непроизносимых согласных) во всех частях слова. Таким образом, решается также задача формирования системного знания, при котором усвоение материала оказывается более качественным, так как оно осуществляется главным образом в процессе понимания, а не заучивания.

Вместе с тем овладеть общим принципом проверки орфограмм и распространить его на все указанные случаи ребенок сможет только в том случае, если у него сформировано представление о некоторой системе лингвистических понятий (соотношение звука и буквы в слове, слабые и сильные позиции звуков, значимые части слова и пр.), на которую этот принцип опирается. В данном УМК последовательность и глубина изучения вводимых лингвистических понятий диктуется логикой формирования орфографического действия. Теоретические знания являются не самоцелью, а средством решения целого круга актуальных для младшего школьника практических задач, связанных с правописанием. Такое построение содержания способствует поддержанию учебной мотивации младших школьников, познавательного интереса к изучению языковых понятий, осознанию практической значимости изучаемой теории.

Все учебники для 1-4 классов (включая букварь) в анализируемом УМК имеют диалогический характер –каждая учебная задача возникает в нем как результат дискуссии между сквозными персонажами и формулируется в виде вопроса. Предполагается, что сюжеты проблемных ситуаций, предваряющих постановку учебной задачи, могут быть использованы учителем в качестве некоего сценария на уроках соответствующего типа. Коллективно-распределенный характер учебной деятельности, использование учебного диалога как основной формы урока ставит ученика перед необходимостью участия в обсуждении возникшей задачи и поиска путей ее решения, т.е. порождает содержательные мотивы общения на уроке. Развертывающаяся на этой основе общеклассная дискуссия ставит учащихся в ситуацию конкретной коммуникативной задачи, успешное решение которой требует учета и адекватной оценки всей совокупности условий общения, выбора соответствующих языковых средств, умения правильно использовать их.

Структура параграфа – основного компонента учебника в анализируемом УМК – последовательно отражает структуру учебной деятельности и воспроизводит ее основные звенья: момент постановки задачи, этапы поиска общего способа ее решения, освоение данного способа и его конкретизацию на широком практическом материале, контроль и оценку.

Контрольные задания намеренно включены в учебник, т.е. в обязательную часть комплекта, чтобы у каждого ребенка была возможность самопроверки в индивидуальном режиме.

В учебниках для 1-4 классов имеется специальный раздел «Для любознательных», расширяющий лингвистический кругозор ребенка.

В учебниках маркированы упражнения, специально предназначенные для самостоятельной работы, упражнения для организации работы в групповой форме, что создает условия для формирования умения учащихся вести диалог, обосновывать свою точку зрения.

Предметное содержание литературного чтения (авт. – Е.И. Матвеева)

и логика его построения в данной образовательной системе определяется закономерностями формирования учебной деятельности. В этом процессе создаются условия и для решения собственно предметных задач.

В области литературы – это задачи, связанные с формированием читательской компетентности, расширением литературного кругозора, развитием «чувства художественного слова», литературного вкуса.

В основу программы положены идеи отечественных и зарубежных исследователей: М.М.Бахтина, В.С.Библера, Л.С.Выготского, Г.-Г.Гадамера, М.М.Гиршмана, Ю.М.Лотмана. В их работах основной акцент делается на диалогическую «встроенность» сознания современного читателя в культурное пространство мира, создаваемого особым подбором изучаемых произведений.

При построении курса литературного чтения учитывается тот факт, что в отличие от других предметов школьной программы литература рассматривается образ, которому свойственна не логическая, конкретно-чувственная и эмоциональная убедительность. В связи с этим литературное чтение обращается в первую очередь к образной природе произведений, обладающих эстетическим достоинством, эстетической ценностью, являющейся важной составляющей формирующейся личности читателя. Воспитание культуры чтения невозможно без особой организованной деятельности в культурном пространстве урока и вне его.

Культурного человека, способного к саморазвитию, отличает сформированность самостоятельной читательской позиции, которая немыслима без культуры грамотного, внимательного, «тщательного» чтения, без умения четко и грамотно высказывать собственную точку зрения о прочитанном тексте, точно, полно и глубоко раскрывать художественный потенциал произведения – одним словом, «честно читать» (А.П.Скафтымов).

Исходя из этих позиций предметом рассмотрения литературного чтения является именно способ чтения, а его объектом – литературный текст.

Курс «Окружающий мир» (авт. – Е.В.Чудинова и Е.Н.Букварева) построен на основании теории учебной деятельности Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. Такую деятельность можно осуществлять только на специально организованном предметном содержании. Содержанием развивающего начального образования в системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова служат теоретические знания (в определенном философско – логическом их понимании).

Предмет «Окружающий мир» в системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова представляет собой полноценный образовательный концентр, в рамках которого учащиеся делают первый осмысленный шаг в освоении форм научного сознания. Целями изучения курса «Окружающий мир» является формирование основ научного мышления ребенка в области природы и социума, целостной картины мира, осознание места человека в мире, получение опыта продуктивного содержательного общения с людьми как представителями общества и опыта взаимодействия с природой.

Важнейшая линия курса – развитие оценочной самостоятельности учащихся, благодаря которой закладываются умения различать известное и неизвестное, критериально и содержательно оценивать процесс и результат собственной учебной работы, целенаправленно совершенствовать предметные умения.

Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены в примерной программе тремя областями (предметными линиями): «Природные и искусственные объекты как совокупности признаков и свойств», «Человек в пространстве», «Человек во времени».

К первой области относятся такие общие способы действия, как описание совокупности наблюдаемых признаков природного объекта, расположение группы объектов в порядке выраженности признака или состояния, условное измерение – оценка выраженности признака или состояния, группировка объектов, выявление отношения между выраженностью свойства у разных объектов. Предметом действия являются такие признаки объектов, как форма, цвет, длина, ширина, высота и пр.

Ко второй области относятся способы описания объекта как имеющего пространственную структуру – это запись маршрута, картосхема, профиль и рельеф как плоские отображения трехмерной местности, разрезы как изображения внутренней пространственной структуры объекта.

К третьей области относятся способы описания временных характеристик объектов – последовательности состояний, событий, измерения длительности промежутков между событиями, способы выявления и описания обусловленности изменений.

Одной из основных задач УМК «Окружающий мир» в системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова является обеспечение грамотности чтения информационных текстов – способности различать факты, описанные в тексте, понимать мысли автора текста, т.е. реконструировать логику его размышлений, вставать на его точку зрения, а также использовать информацию из текста для решения собственных задач.

Учебник для первого года обучения содержит 27 практических работ познавательного характера. Они провоцируют и организуют исследовательское поведение.

Провокация исследования осуществляется путем противопоставления разных мнений учеников об одном и том же предмете, презентации загадочных в каком-то отношении изображений; проблематизации.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Эльконина-Давыдова, системы Л. В. Занкова является формирование функционально грамотной личности, т е. человека icon Методология функционально-стоимостного анализа abc (фса)
Целью данной статьи является раскрытие сущности функционально-стоимостного анализа, простоты его применения, а также исключение элемента...
Эльконина-Давыдова, системы Л. В. Занкова является формирование функционально грамотной личности, т е. человека icon Анатомия человека наука, изучающая форму и строение тела человека...
Целью изучения предмета является формирование у студентов знаний о строении организма человека, как единой целостной системы, выявление...
Эльконина-Давыдова, системы Л. В. Занкова является формирование функционально грамотной личности, т е. человека icon 7. 1: Общие понятия о здоровье как основной ценности человека
Социальное развитие человека и его взаимоотношения с окружающими людьми. Формирование личности человека, значение и роль его взаимоотношений...
Эльконина-Давыдова, системы Л. В. Занкова является формирование функционально грамотной личности, т е. человека icon Концепция контроллинга и функционально-стоимостной анализ
В настоящее время одним из основных направлений развития системы управления предприятием является разработка и применение концепции...
Эльконина-Давыдова, системы Л. В. Занкова является формирование функционально грамотной личности, т е. человека icon Дипломная работа на тему Установление личности человека криминалистическими
Общие положения установления личности человека криминалистическими методами и средствами
Эльконина-Давыдова, системы Л. В. Занкова является формирование функционально грамотной личности, т е. человека icon Воспитание растущего человека как формирование развитой личности...
Веческой индивидуальности, обеспечивание роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека, через построение...
Эльконина-Давыдова, системы Л. В. Занкова является формирование функционально грамотной личности, т е. человека icon Задачи: формирование лидерских качеств и развитие творческих способностей...
Цель: всестороннее развитие личности обучающихся, жизненное самоопределение средствами туристско-краеведческой деятельности
Эльконина-Давыдова, системы Л. В. Занкова является формирование функционально грамотной личности, т е. человека icon 2. Основные виды внутриличностного конфликта в большинстве теоретических...
Такой основой является ценностно-мотивационная сфера личности. С этой важнейшей сферой психики человека связана его внутренняя конфликтность,...
Эльконина-Давыдова, системы Л. В. Занкова является формирование функционально грамотной личности, т е. человека icon Доклад «Физическое воспитание детей раннего возраста»
Одной из главных задач в работе детских дошкольных учреждений является поддержание и укрепление здоровья детей. Эта задача является...
Эльконина-Давыдова, системы Л. В. Занкова является формирование функционально грамотной личности, т е. человека icon Комплексная программа социально-ориентированной воспитательной системы
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов