Скачать 0.88 Mb.
|
Пояснительная записка Рабочая программа по математике для 4 класса разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторской программы УМК «Перспективная начальная школа» А. Л. Чекина «Математика», утверждённой Министерством Образования РФ, в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования. Рабочая программа рассчитана на 137 часов в год (4 часа в неделю). За год проводится 11 проверочных и контрольных работ. В конце учебного года – итоговый тест. ^ используются следующие учебно-методические пособия: 1. Чекин, А. Л. Математика : 4 класс : учебник : в 2 ч. / А. Л. Чекин ; под ред. Р. Г. Чураковой. – М. : Академкнига/Учебник, 2010. 2. Захарова, О. А. Математика в вопросах и заданиях : 4 класс : тетрадь для самостоятельной работы № 1, 2 / О. А. Захарова, Е. П. Юдина ; под ред. Р. Г. Чураковой. – М. : Академкнига/Учебник, 2010. 3. Чекин, А. Л. Математика : 4 класс : метод. пособие / А. Л. Чекин. – М. : Академкнига/Учебник, 2008. Предлагаемый начальный курс математики имеет целью не только ввести ребенка в абстрактный мир математических понятий и их свойств, охватывающих весь материал обязательного минимума начального математического образования, но и дать первоначальные навыки ориентации в той части реальной действительности, которая описывается (моделируется) с помощью этих понятий, а именно: окружающий мир как множество форм, как множество предметов, отличающихся величиной, которую можно выразить числом, как разнообразие классов конечных равночисленных множеств и т. п., а также предложить ребенку соответствующие способы познания окружающей действительности. Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания. Имеется полное согласование целей данного курса и целей, предусмотренных обязательным минимумом начального общего образования, которые заключаются в овладении знаниями и умениями, необходимыми для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования; развитии личности ребенка и, прежде всего, его мышления как основы развития других психических процессов: памяти, внимания, воображения, математической речи и способностей; формировании основ общих учебных умений и способов деятельности, связанных с методами познания окружающего мира (наблюдения, измерения, моделирования), приемов мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение), способов организации учебной деятельности (планирование, самоконтроль, самооценка и др.). Основная дидактическая идея курса может быть выражена следующей формулой: через рассмотрение частного к пониманию общего для решения частного. При этом ребенку предлагается постичь суть предмета через естественную связь математики с окружающим миром. Все это означает, что знакомство с тем или иным математическим понятием осуществляется при рассмотрении конкретной реальной или квазиреальной (учебной) ситуации, соответствующий анализ которой позволяет обратить внимание ученика на суть давнего математического понятия. В свою очередь такая акцентуация дает возможность добиться необходимого уровня обобщений без многочисленного рассмотрения частностей. Наконец, понимание общих закономерностей и знание общих приемов решения открывает ученику путь к выполнению данного конкретного задания даже в трудном случае, когда с такого типа заданиями ему не приходилось еще сталкиваться. Логико-дидактической основой реализации первой части формулы является неполная индукция, которая в комплексе с целенаправленной и систематической работой по формированию у младших школьников таких приемов умственной деятельности, как анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия и обобщение, приведет ученика к самостоятельному «открытию» изучаемого математического факта. Вторая же часть формулы носит дедуктивный характер и направлена на формирование у учащихся умения конкретизировать полученные знания и применять их к решению поставленных задач. ^ настоящего курса является значительное увеличение роли, которую мы отводим изучению геометрического материала и величин, что продиктовано группой поставленныx целей, в которых затрагивается связь математики с окружающим миром. Без усиления этих содержательных линий невозможно постичь указанных целей, так как ребенок воспринимает окружающий мир прежде всего как совокупность реальных предметов, имеющих форму и величину. В вычислительном плане особое внимание уделяется способам и технике устных вычислений. В курсе математики выделяются несколько содержательных линий: числа и операции над ними, величины и их измерение, текстовые задачи, элементы алгебры. ^ к концу четвертого года обучения Учащиеся должны знать/понимать: • использование натуральных чисел для счета предметов, для упорядочивания предметов, для измерения величин; • название и запись чисел до класса миллиардов включительно; • ряд целых неотрицательных чисел, его свойства и геометрическую интерпретацию; • основные принципы построения десятичной системы счисления; • дробные числа, их математический смысл и связь с натуральными; • смысл операций сложения, вычитания, умножения и деления; • взаимосвязи между изученными операциями; • существующую зависимость между компонентами и результатом каждой операции; • сравнение дробей с одинаковыми знаменателями; • измерение вместимости с помощью выбранной мерки; • связь вместимости и объема; • стандартные единицы объема (кубический сантиметр, кубический дециметр, кубический метр); • связи метрической системы мер с десятичной системой счисления; • особенности построения системы мер времени; • существование многогранников (призма, пирамида) и тел вращения (шар, цилиндр, конус); • отличительные признаки сюжетной арифметической задачи; • различные способы краткой записи задачи; • различные способы записи решения задачи; • рациональный и нерациональный способы решения задачи; • решение задач с помощью уравнений; • задачи с вариативными ответами; • алгоритмический подход к пониманию сущности решения задачи; • комбинаторные и логические задачи. • названия компонентов всех изученных арифметических действий (операций), знаки этих действий, законы и свойства этих действий; • таблицы сложения и умножения однозначных чисел; • особые случаи сложения, вычитания, умножения и деления; • правила порядка выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок; • термины, связанные с понятием «уравнение» (неизвестное, корень уравнения); • свойства некоторых геометрических фигур (прямоугольника, квадрата, круга); • единицы длины, площади, объема, массы, величины угла, времени и соотношения между ними; • термины, связанные с понятием «задача» (условие, требование, данные, искомое, решение, ответ); • условные обозначения, используемые в краткой записи задачи; уметь: • называть и записывать любое натуральное число до 1000000 включительно; • сравнивать изученные натуральные числа, используя их десятичную запись или название, и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков; • сравнивать дробные числа с одинаковыми знаменателями и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков; • сравнивать дробные числа с натуральными и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков; • выполнять сложение и вычитание многозначных чисел на основе законов и свойств этих действий и с использованием таблицы сложения однозначных чисел; • выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначные и двузначные на основе законов и свойств этих действий и c использованием таблицы умножения однозначных чисел: • вычислять значения выражений в несколько действий со скобками и без скобок; • выполнять изученные действия с величинами; • решать уравнения методом подбора, на основе связи между компонентами и результатом действий и на основе использования свойств равенств; • определять вид многоугольника; • определять вид треугольника; • изображать и обозначать прямые, лучи, отрезки, углы, ломаные (c помощью линейки); • изображать и обозначать окружности (с помощью циркуля); • измерять длину отрезка и строить отрезок заданной длины с помощью измерительной линейки; • находить длину незамкнутой ломаной и периметр многоугольника; • определять величину угла и строить угол заданной величины (c помощью транспортира); • вычислять площадь прямоугольника; • выражать изученные величины в разных единицах; • распознавать и составлять текстовые задачи; • проводить анализ задачи с целью нахождения ее решения; • записывать решение задачи по действиям и одним выражением; • выполнять доступные по программе вычисления с многозначными числами устно, письменно и с помощью калькулятора; • проводить простейшие измерения и построения на местности (построение отрезков и измерение расстояний, построение прямых углов, построение окружностей); • измерять вместимость емкостей с помощью измерения объема заполняющих емкость жидкостей или сыпучих тел; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: • для того чтобы решать простейшие задачи на вычисление стоимости купленного товара при расчете между продавцом и покупателем (с использованием калькулятора при проведении вычислений); • вычислять площади земельных участков прямоугольной формы с проведением необходимых измерений. ^ В результате изучения образовательной области «Математика» младший школьник имеет возможность: • получить представление о натуральном числе и нуле, понять особенности натурального ряда чисел, научиться записывать и прочитывать натуральные числа в десятичной системе счисления; • научиться выполнять устно и письменно вычисления с натуральными числами (в пределах миллиона); • получить представление о свойствах операций над целыми неотрицательными числами, о взаимосвязи между операциями; • научиться находить неизвестный компонент арифметического действия; • усвоить смысл отношений «больше на ...», «меньше на ...», «больше в ... раз», «меньше в … раз» и их связь с арифметическими действиями; научиться изображать на схемах эти отношения и использовать такие схемы при решении арифметических сюжетных задач; • усвоить правила порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок; • научиться записывать решение текстовой задачи в виде выражения и по действиям, рассматривая эти записи как однозначные предписания последовательности (алгоритмы) действий; • научиться соотносить геометрические фигуры и предметы окружающего мира; познакомиться с плоскими геометрическими фигурами и линиями (точка, прямая и кривая линии, отрезок, ломаная, угол, многоугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг), простейшими пространственными фигурами (куб, призма, пирамида, шар, цилиндр, конус) и некоторыми их свойствами; научиться изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге; • получить представление о величинах (длине, площади, объеме (вместимости), величине угла, массе, времени, стоимости) и их измерении; • усвоить единицы величин и соотношения между ними; учиться складывать и вычитать величины, умножать и делить величину на число; • приобрести опыт измерения и вычисления длины отрезка и периметра многоугольника, научиться строить отрезок заданной длины, вычислять площадь прямоугольника (квадрата) и треугольника; • получить представление о зависимостях между величинами, характеризующими процессы движения, работы, «купли-продажи»; • учиться решать традиционные текстовые задачи, используя знания этих зависимостей; • приобрести первоначальные умения в построении простейших логических рассуждений, в выполнении мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, классификации и др. ^ «Числа и вычисления». Ученик имеет возможность: • читать и записывать изученные натуральные числа; устанавливать отношения «равно», «меньше», «больше» между числами и записывать их, используя знаки >, < или =; • представлять любое трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых; • записывать числовые выражения, содержащие 3–4 действия (со скобками и без них), и вычислять их значения; • устно выполнять арифметические действия над числами в пределах 100 (или легко сводимые к действиям в пределах 100); • устанавливать связи между отношениями «больше на ...», «меньше на ...», «больше в ... раз», «меньше в ... раз» и арифметическими действиями, использовать их при решении арифметических текстовых задач; • выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное число), проверку вычислений; • сравнивать объекты по величине (длине, массе, количеству), узнавать время по часам; • выбирать при измерении величин соответствующие единицы; по записи величины с помощью числа и единицы величины узнавать, какую величину измеряли; сравнивать величины по их численным значениям; • выполнять сложение и вычитание длин, масс и других величин; умножать и делить величину на число; • применять знание изученных зависимостей между величинами при решении арифметических текстовых задач; • решать простые и составные (в 2–3 действия) арифметические сюжетные задачи. «Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин». Ученик имеет возможность: • узнавать геометрические формы в окружающей обстановке; устанавливать отношения между предметами пространства: выше – ниже, такой же по высоте; слева – справа; снизу – сверху; ближе – дальше; спереди – сзади; перед, после, между и т. д.; • распознавать на рисунках (чертежах) прямые и кривые линии, отрезки и ломаные; углы; прямоугольники и квадраты; круги; пространственные фигуры (куб, пирамиду, шар); • устанавливать отношения между отрезками (длиннее, короче, такой же по длине; состоит из двух отрезков); • изображать отрезок с помощью линейки, круг (окружность) – с помощью циркуля; • строить прямоугольник по заданным длинам сторон с помощью линейки на клетчатой бумаге; • строить квадрат по заданной стороне с помощью линейки на бумаге; • измерять длины отрезков, строить отрезки заданной длины, вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата). «Задача и процесс ее решения». Ученик имеет возможность: • выделять условие и требование задачи; • называть объекты задачи и соответствующие им величины; • переводить отношения между величинами, рассматриваемыми в задаче, на язык арифметических действий, используя схематические чертежи, краткую запись и другие вспомогательные модели задачи; • записывать решение арифметической сюжетной задачи в виде выражения и по действиям (с пояснением или вопросами); • выполнять проверку найденного решения задачи. ^
|
![]() |
Рабочая программа по математике для 4 класса разработана на основе... Умк «Перспективная начальная школа» А. Л. Чекина «Математика», утверждённой Министерством Образования рф, в соответствии с требованиями... |
![]() |
Рабочая программа по математике класс: 4а, б Программа по математике для 4 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного... |
![]() |
Программа разработана на основе: требований федерального государственного... Авторской программы предметных курсов умк «Начальная школа XXI века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой |
![]() |
Примерная рабочая программа к курсу «Изобразительное искусство»,... Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной... |
![]() |
Рабочая программа по литературном чтению для 4 класса разработана... Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования,... |
![]() |
Рабочая программа по математик е для 5 класса разработана на основе... ... |
![]() |
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного... «Русский язык» для начальной школы, разработанной Ивановым С. В кузнецовой М. И., Петленко Л. В. в рамках проекта «Начальная школа... |
![]() |
Рабочая программа по алгебре для 8 класса основной общеобразовательной... Государственного стандарта основного общего образования по математике, примерной и авторской программы Ю. Н. Макарычева для общеобразовательных... |
![]() |
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса разработана... Рф №373 от 10. 2009 г.), примерной программы по учебному предмету «Изобразительное искусство». Начальная школа (Москва «Просвещение»... |
![]() |
Рабочая программа «Литературному чтению», умк «Школа 2100» Примерной программы начального общего образования (Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х ч. – М.: Просвещение,... |