Рабочая программа по математике для 4 класса разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторской программы умк «Перспективная начальная школа» А.




Скачать 0.88 Mb.
Название Рабочая программа по математике для 4 класса разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторской программы умк «Перспективная начальная школа» А.
страница 1/7
Дата публикации 10.08.2016
Размер 0.88 Mb.
Тип Рабочая программа
edushk.ru > Математика > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7
Пояснительная записка

Рабочая программа по математике для 4 класса разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторской программы УМК «Перспективная начальная школа» А. Л. Чекина «Математика», утверждённой Министерством Образования РФ, в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Рабочая программа рассчитана на 137 часов в год (4 часа в неделю). За год проводится 11 проверочных и контрольных работ. В конце учебного года – итоговый тест.

^ Для реализации программного содержания используются следующие учебно-методические пособия:

1. Чекин, А. Л. Математика : 4 класс : учебник : в 2 ч. / А. Л. Чекин ; под ред. Р. Г. Чураковой. – М. : Академкнига/Учебник, 2010.

2. Захарова, О. А. Математика в вопросах и заданиях : 4 класс : тетрадь для самостоятельной работы № 1, 2 / О. А. Захарова, Е. П. Юдина ; под ред. Р. Г. Чураковой. – М. : Академкнига/Учебник, 2010.

3. Чекин, А. Л. Математика : 4 класс : метод. пособие / А. Л. Чекин. – М. : Академкнига/Учебник, 2008.

Предлагаемый начальный курс математики имеет целью не только ввести ребенка в абстрактный мир математических понятий и их свойств, охватывающих весь материал обязательного минимума начального математического образования, но и дать первоначальные навыки ориентации в той части реальной действительности, которая описывается (моделируется) с помощью этих понятий, а именно: окружающий мир как множество форм, как множество предметов, отличающихся величиной, которую можно выразить числом, как разнообразие классов конечных равночисленных множеств и т. п., а также предложить ребенку соответствующие способы познания окружающей действительности.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания. Имеется полное согласование целей данного курса и целей, предусмотренных обязательным минимумом начального общего образования, которые заключаются в овладении знаниями и умениями, необходимыми для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования; развитии личности ребенка и, прежде всего, его мышления как основы развития других психических процессов: памяти, внимания, воображения, математической речи и способностей; формировании основ общих учебных умений и способов деятельности, связанных с методами познания окружающего мира (наблюдения, измерения, моделирования), приемов мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение), способов организации учебной деятельности (планирование, самоконтроль, самооценка и др.).

Основная дидактическая идея курса может быть выражена следующей формулой: через рассмотрение частного к пониманию общего для решения частного. При этом ребенку предлагается постичь суть предмета через естественную связь математики с окружающим миром. Все это означает, что знакомство с тем или иным математическим понятием осуществляется при рассмотрении конкретной реальной или квазиреальной (учебной) ситуации, соответствующий анализ которой позволяет обратить внимание ученика на суть давнего математического понятия. В свою очередь такая акцентуация дает возможность добиться необходимого уровня обобщений без многочисленного рассмотрения частностей. Наконец, понимание общих закономерностей и знание общих приемов решения открывает ученику путь к выполнению данного конкретного задания даже в трудном случае, когда с такого типа заданиями ему не приходилось еще сталкиваться. Логико-дидактической основой реализации первой части формулы является неполная индукция, которая в комплексе с целенаправленной и систематической работой по формированию у младших школьников таких приемов умственной деятельности, как анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия и обобщение, приведет ученика к самостоятельному «открытию» изучаемого математического факта. Вторая же часть формулы носит дедуктивный характер и направлена на формирование у учащихся умения конкретизировать полученные знания и применять их к решению поставленных задач.

^ Отличительной чертой настоящего курса является значительное увеличение роли, которую мы отводим изучению геометрического материала и величин, что продиктовано группой поставленныx целей, в которых затрагивается связь математики с окружающим миром. Без усиления этих содержательных линий невозможно постичь указанных целей, так как ребенок воспринимает окружающий мир прежде всего как совокупность реальных предметов, имеющих форму и величину. В вычислительном плане особое внимание уделяется способам и технике устных вычислений.

В курсе математики выделяются несколько содержательных линий: числа и операции над ними, величины и их измерение, текстовые задачи, элементы алгебры.

^ Требования к уровню подготовки учащихся
по курсу «Математика»


к концу четвертого года обучения

Учащиеся должны знать/понимать:

• использование натуральных чисел для счета предметов, для упорядочивания предметов, для измерения величин;

• название и запись чисел до класса миллиардов включительно;

• ряд целых неотрицательных чисел, его свойства и геометрическую интерпретацию;

• основные принципы построения десятичной системы счисления;

• дробные числа, их математический смысл и связь с натуральными;

• смысл операций сложения, вычитания, умножения и деления;

• взаимосвязи между изученными операциями;

• существующую зависимость между компонентами и результатом каждой операции;

• сравнение дробей с одинаковыми знаменателями;

• измерение вместимости с помощью выбранной мерки;

• связь вместимости и объема;

• стандартные единицы объема (кубический сантиметр, кубический дециметр, кубический метр);

• связи метрической системы мер с десятичной системой счисления;

• особенности построения системы мер времени;

• существование многогранников (призма, пирамида) и тел вращения (шар, цилиндр, конус);

• отличительные признаки сюжетной арифметической задачи;

• различные способы краткой записи задачи;

• различные способы записи решения задачи;

• рациональный и нерациональный способы решения задачи;

• решение задач с помощью уравнений;

• задачи с вариативными ответами;

• алгоритмический подход к пониманию сущности решения задачи;

• комбинаторные и логические задачи.

• названия компонентов всех изученных арифметических действий (операций), знаки этих действий, законы и свойства этих действий;

• таблицы сложения и умножения однозначных чисел;

• особые случаи сложения, вычитания, умножения и деления;

• правила порядка выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок;

• термины, связанные с понятием «уравнение» (неизвестное, корень уравнения);

• свойства некоторых геометрических фигур (прямоугольника, квадрата, круга);

• единицы длины, площади, объема, массы, величины угла, времени и соотношения между ними;

• термины, связанные с понятием «задача» (условие, требование, данные, искомое, решение, ответ);

• условные обозначения, используемые в краткой записи задачи;
уметь:

• называть и записывать любое натуральное число до 1000000 включительно;

• сравнивать изученные натуральные числа, используя их десятичную запись или название, и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков;

• сравнивать дробные числа с одинаковыми знаменателями и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков;

• сравнивать дробные числа с натуральными и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков;

• выполнять сложение и вычитание многозначных чисел на основе законов и свойств этих действий и с использованием таблицы сложения однозначных чисел;

• выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначные и двузначные на основе законов и свойств этих действий и c использованием таблицы умножения однозначных чисел:

• вычислять значения выражений в несколько действий со скобками и без скобок;

• выполнять изученные действия с величинами;

• решать уравнения методом подбора, на основе связи между компонентами и результатом действий и на основе использования свойств равенств;

• определять вид многоугольника;

• определять вид треугольника;

• изображать и обозначать прямые, лучи, отрезки, углы, ломаные (c помощью линейки);

• изображать и обозначать окружности (с помощью циркуля);

• измерять длину отрезка и строить отрезок заданной длины с помощью измерительной линейки;

• находить длину незамкнутой ломаной и периметр многоугольника;

• определять величину угла и строить угол заданной величины (c помощью транспортира);

• вычислять площадь прямоугольника;

• выражать изученные величины в разных единицах;

• распознавать и составлять текстовые задачи;

• проводить анализ задачи с целью нахождения ее решения;

• записывать решение задачи по действиям и одним выражением;

• выполнять доступные по программе вычисления с многозначными числами устно, письменно и с помощью калькулятора;

• проводить простейшие измерения и построения на местности (построение отрезков и измерение расстояний, построение прямых углов, построение окружностей);

• измерять вместимость емкостей с помощью измерения объема заполняющих емкость жидкостей или сыпучих тел;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

• для того чтобы решать простейшие задачи на вычисление стоимости купленного товара при расчете между продавцом и покупателем (с использованием калькулятора при проведении вычислений);

• вычислять площади земельных участков прямоугольной формы с проведением необходимых измерений.

^ Основные параметры
потенциального уровня подготовки обучающихся


В результате изучения образовательной области «Математика» младший школьник имеет возможность:

• получить представление о натуральном числе и нуле, понять особенности натурального ряда чисел, научиться записывать и прочитывать натуральные числа в десятичной системе счисления;

• научиться выполнять устно и письменно вычисления с натуральными числами (в пределах миллиона);

• получить представление о свойствах операций над целыми неотрицательными числами, о взаимосвязи между операциями;

• научиться находить неизвестный компонент арифметического действия;

• усвоить смысл отношений «больше на ...», «меньше на ...», «больше в ... раз», «меньше в … раз» и их связь с арифметическими действиями; научиться изображать на схемах эти отношения и использовать такие схемы при решении арифметических сюжетных задач;

• усвоить правила порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок;

• научиться записывать решение текстовой задачи в виде выражения и по действиям, рассматривая эти записи как однозначные предписания последовательности (алгоритмы) действий;

• научиться соотносить геометрические фигуры и предметы окружающего мира; познакомиться с плоскими геометрическими фигурами и линиями (точка, прямая и кривая линии, отрезок, ломаная, угол, многоугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг), простейшими пространственными фигурами (куб, призма, пирамида, шар, цилиндр, конус) и некоторыми их свойствами; научиться изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге;

• получить представление о величинах (длине, площади, объеме (вместимости), величине угла, массе, времени, стоимости) и их измерении;

• усвоить единицы величин и соотношения между ними; учиться складывать и вычитать величины, умножать и делить величину на число;

• приобрести опыт измерения и вычисления длины отрезка и периметра многоугольника, научиться строить отрезок заданной длины, вычислять площадь прямоугольника (квадрата) и треугольника;

• получить представление о зависимостях между величинами, характеризующими процессы движения, работы, «купли-продажи»;

• учиться решать традиционные текстовые задачи, используя знания этих зависимостей;

• приобрести первоначальные умения в построении простейших логических рассуждений, в выполнении мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, классификации и др.

^ Потенциальный уровень подготовки ученика по темам:

«Числа и вычисления».

Ученик имеет возможность:

• читать и записывать изученные натуральные числа; устанавливать отношения «равно», «меньше», «больше» между числами и записывать их, используя знаки >, < или =;

• представлять любое трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых;

• записывать числовые выражения, содержащие 3–4 действия (со скобками и без них), и вычислять их значения;

• устно выполнять арифметические действия над числами в пределах 100 (или легко сводимые к действиям в пределах 100);

• устанавливать связи между отношениями «больше на ...», «меньше на ...», «больше в ... раз», «меньше в ... раз» и арифметическими действиями, использовать их при решении арифметических текстовых задач;

• выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное число), проверку вычислений;

• сравнивать объекты по величине (длине, массе, количеству), узнавать время по часам;

• выбирать при измерении величин соответствующие единицы; по записи величины с помощью числа и единицы величины узнавать, какую величину измеряли; сравнивать величины по их численным значениям;

• выполнять сложение и вычитание длин, масс и других величин; умножать и делить величину на число;

• применять знание изученных зависимостей между величинами при решении арифметических текстовых задач;

• решать простые и составные (в 2–3 действия) арифметические сюжетные задачи.

«Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин».

Ученик имеет возможность:

• узнавать геометрические формы в окружающей обстановке; устанавливать отношения между предметами пространства: выше – ниже, такой же по высоте; слева – справа; снизу – сверху; ближе – дальше; спереди – сзади; перед, после, между и т. д.;

• распознавать на рисунках (чертежах) прямые и кривые линии, отрезки и ломаные; углы; прямоугольники и квадраты; круги; пространственные фигуры (куб, пирамиду, шар);

• устанавливать отношения между отрезками (длиннее, короче, такой же по длине; состоит из двух отрезков);

• изображать отрезок с помощью линейки, круг (окружность) – с помощью циркуля;

• строить прямоугольник по заданным длинам сторон с помощью линейки на клетчатой бумаге;

• строить квадрат по заданной стороне с помощью линейки на бумаге;

• измерять длины отрезков, строить отрезки заданной длины, вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата).

«Задача и процесс ее решения».

Ученик имеет возможность:

• выделять условие и требование задачи;

• называть объекты задачи и соответствующие им величины;

• переводить отношения между величинами, рассматриваемыми в задаче, на язык арифметических действий, используя схематические чертежи, краткую запись и другие вспомогательные модели задачи;

• записывать решение арифметической сюжетной задачи в виде выражения и по действиям (с пояснением или вопросами);

• выполнять проверку найденного решения задачи.
^ Содержание программы «Математика»



п.п.

Содержательные линии.


Основные виды учебной деятельности

^ Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные (УУД)

^ Выпускник научится:

Получит возможность научиться:

Предметные

УУД



1.


Арифметическая


-осуществление упорядочения предметов и математических объектов

-выполнение арифметических вычислений.

Моделирование ситуаций арифметическими и геометрическими средствами

-планирование решения задачи

-сравнение разных способов вычислений, решения задачи, выбор рационального способа

-пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия

-поиск, обнаружение и устранение

-называть и записывать любое натуральное число до 1000000 включительно

-сравнивать изученные натуральные числа, используя их десятичную запись, записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков

-сравнивать доли одного целого и записывать результаты сравнения

-устанавливать (выбирать) правило, по которому составлена данная последовательность

-выполнять сложение и вычитание

-понимать количественный порядковый и измерительный смысл натурального числа

-сравнивать дробные числа с одинаковыми знаменателями

-сравнивать натуральные и дробные числа и записывать результаты сравнения


Личностные

-готовность ученика использовать знания в учении и повседневной жизни для изучения и исследования математической сущности явлений, событий, фактов, способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, выдвигать гипотезы,

-познавательный интерес к дальнейшему изучению математики.

-проявлять инициативу в оказании помощи соученикам.







^ Линия по изучению величин

Геометрическая

Линия по обучению решению арифметических сюжетных задач

Информационная линия


-разрешение житейских ситуаций, требующих умения находить геометрические величины

-описание явлений и событий с использованием величин

-выполнение геометрических построений


Решение задач

-работа с таблицами, диаграммами

-запись алгоритма с помощью блок-схемы

ошибок логического и арифметического характера.

-поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе

-сбор, обобщение и представление данных, полученных в ходе самостоятельно проведённых данных, опросов, поисков.

многозначных чисел

-выполнять умножение и деление многозначных чисел

-вычислять значения выражений в несколько действий со скобками и без скобок


-выполнять изученные действия с величинами

-решать простейшие уравнения методом подбора, на основе связи с компонентами и результатом действий

-решать задачи на вычисление геометрических величин

-выражать изученные величины в разных единицах

-понимать и использовать особенности построения системы мер времени

-определять вид многоугольника

-определять вид треугольника

-изображать прямые, лучи, отрезки, углы, ломаные и обозначать их

-изображать окружности

-измерять длину отрезка и строить отрезок заданной длины

-находить длину незамкнутой ломаной и периметр многоугольника

вычислять площадь прямоугольника и квадрата

-распознавать многогранники

-распознавать и составлять разнообразные текстовые задачи

-понимать и использовать условные обозначения, используемые в краткой записи задачи

-проводить анализ задачи, с целью нахождения её решения

-решать простейшие задачи на вычисление стоимости купленного товара

-решать задачи на движение

-решать задачи на работу, совместную работу

-решать задачи, связанные с расходом материала при производстве продукции или выполнении работ

-использовать таблицу как средство описания характеристик предметов, объектов,

событий

-читать простейшие круговые диаграммы.


-измерять вместимость в различных единицах

-понимать связь вместимости и объёма

-понимать связь метрической системы мер с десятичной системой счисления

-видеть аналогию между величинами

-проводить простейшие измерения и построения на местности

-вычислять площадь прямоугольного треугольника и произвольного треугольника, используя соответствующие формулы.

-находить рациональный способ решения задачи

-решать задачи с помощью уравнений

-использовать круговую диаграмму

-строить простейшие круговые диаграммы.

Коммуникативные

-взаимодействовать с соседом по парте, в группе


Регулятивные

-контролировать свою деятельность по ходу и ли результатам выполнения задания.
Познавательные

-подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков.

-владеть общими приёмами решения задач , выполнения заданий и вычислений.

-проводить сравнение, классификацию, выбирать наиболее эффективный способ решения или верное решение.

-строить объяснение в устной форме по предложенному плану

-использовать таблицы, проверять по таблице

-выполнять действия по заданному алгоритму

-строить логическую цепь рассуждений.


  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по математике для 4 класса разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторской программы умк «Перспективная начальная школа» А. icon Рабочая программа по математике для 4 класса разработана на основе...
Умк «Перспективная начальная школа» А. Л. Чекина «Математика», утверждённой Министерством Образования рф, в соответствии с требованиями...
Рабочая программа по математике для 4 класса разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторской программы умк «Перспективная начальная школа» А. icon Рабочая программа по математике класс: 4а, б
Программа по математике для 4 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного...
Рабочая программа по математике для 4 класса разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторской программы умк «Перспективная начальная школа» А. icon Программа разработана на основе: требований федерального государственного...
Авторской программы предметных курсов умк «Начальная школа XXI века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой
Рабочая программа по математике для 4 класса разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторской программы умк «Перспективная начальная школа» А. icon Примерная рабочая программа к курсу «Изобразительное искусство»,...
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной...
Рабочая программа по математике для 4 класса разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторской программы умк «Перспективная начальная школа» А. icon Рабочая программа по литературном чтению для 4 класса разработана...
Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования,...
Рабочая программа по математике для 4 класса разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторской программы умк «Перспективная начальная школа» А. icon Рабочая программа по математик е для 5 класса разработана на основе...
...
Рабочая программа по математике для 4 класса разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторской программы умк «Перспективная начальная школа» А. icon Рабочая программа составлена на основе федерального государственного...
«Русский язык» для начальной школы, разработанной Ивановым С. В кузнецовой М. И., Петленко Л. В. в рамках проекта «Начальная школа...
Рабочая программа по математике для 4 класса разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторской программы умк «Перспективная начальная школа» А. icon Рабочая программа по алгебре для 8 класса основной общеобразовательной...
Государственного стандарта основного общего образования по математике, примерной и авторской программы Ю. Н. Макарычева для общеобразовательных...
Рабочая программа по математике для 4 класса разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторской программы умк «Перспективная начальная школа» А. icon Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса разработана...
Рф №373 от 10. 2009 г.), примерной программы по учебному предмету «Изобразительное искусство». Начальная школа (Москва «Просвещение»...
Рабочая программа по математике для 4 класса разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторской программы умк «Перспективная начальная школа» А. icon Рабочая программа «Литературному чтению», умк «Школа 2100»
Примерной программы начального общего образования (Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х ч. – М.: Просвещение,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница