Урок 35 -36. Выразительные возможности слова «чаща»




Скачать 0.74 Mb.
Название Урок 35 -36. Выразительные возможности слова «чаща»
страница 1/7
Дата публикации 18.07.2016
Размер 0.74 Mb.
Тип Урок
edushk.ru > Музыка > Урок
  1   2   3   4   5   6   7
Уроки 35 – 47
Урок 35 -36. Выразительные возможности слова «чаща»
Урок 35.

Коллективная и индивидуальная творческая работа
У. Сегодня вы снова будет работать со словом, с его выразительными возможностями. Сначала поработаем вместе, а потом каждый из вас напишет сочинение. Какую задачу вы решаете, когда работаем со словом? Вспомните, с какими словами вы уже работали?

Д. «Первый», «последний», «волна», «зарница», «шелест», «шорох», «лепет», «шум». Нам надо было послушать себя: какое настроение вызывает у нас это слово?

У. Какое настроение, какие чувства вызывает не только значение слова, но и его звучание. Сегодня мы поработаем со словом «чаща». Кто первый попробует? Кто самый смелый?

Саша. Однажды я пошел за грибами. И я так занялся, что зашел… сам не знаю куда зашел. И вдруг мимо бежал заяц, и я спросил его: «Где я?» – «В чаще». И я пошел, нагнувши голову, и незаметно вышел.

^ У. Нашу ли задачу решал Саша?

Д.
Нет, он хотел рассказать про чащу, как он там заблудился.

У. Его там, наверно, ветки царапали: «пошел, нагнувши голову». Саша нам свое приключение в чаще рассказал, а наша задача была другая. Надо было вслушаться в звучание слова и заметить тот отклик, который рождает в нас само слово «чаща». Закройте глаза и все себя послушайте: как вам хочется произнести это слово? Какое настроение оно у вас вызывает?

^ Лена. Грязь, неуютно.

Аня.
Таинственное – звуки шипящие. Спокойно – тихие шорохи.

У. Это ты уже картину представляешь. Подожди немного.

Дима. Любование.

Зара. Таинственное, страшное, неожиданное.

^ У. А у Ани таинственное вместе со страшным или нет?

Аня.
Нет.

Катя. Загадочное.

Дима. Страшное. Вот строители пошли…

Павлик. Надо слово самому слушать, от «я» говорить.

У. Ты, Дима, решаешь свою задачу, а не нашу. Ты сам должен послушать слово «чаща» и подумать, какое настроение у тебя вызывают именно звуки.

^ Юля (произносит по-особенному). Испуганное.

У.
Теперь подумайте, что вы представляете, когда слышите слово «чаща»?

Д. (наперебой). Страшно, далеко в лес зашли. Таинственное: щебечут птички и я там. Испуг – шу-шу – из-под коряги уж вылезает. Идешь в темноте, слышишь шорохи.

У. Теперь, думаю, вы готовы написать сочинение на тему: «Когда я слышу слово «чаща»…»

Дети пишут сочинение. Учитель в процессе работы подходит к ним и переспрашивает: «Ты свою задачу решаешь или нашу? Ты подумал, какие звуки какое настроение вызывают?»
Урок 36

^ Обсуждение сочинений
У. Почитаем ваши сочинения на тему «Когда я слышу слово «чаща»…» Попробуем оценить, что получилось. Какая стояла задача?

Д. Надо было вслушаться в это слово и написать, что мы чувствуем, когда оно звучит, и что себе представляем.
Сочинение Сережи

Когда я слышу слово «чаща», то я засыпаю и слышу усыпительную музыку, и красивую чащу. И музыка до того играет момента, пока что-либо не перестанет говорить ласковое слово «чаща».
Учитель подводит детей к выводу, что Сережа справился: для его рассказчика-героя слово звучит ласково, вызывает сонное настроение.
^ Сочинение Иры

У меня слово «чаща» вызывает таинственное настроение. Когда я его слышу, у меня главные звуки [ Ч' ], [ Щ' ]. Мне кажется, что я иду по лесу и забрела в чащу. Каждый куст и каждое дерево похоже на чудовище, которое нападет на тебя и съест. У каждого зайца уши дрожат. Поэтому у меня и вызывает таинственное настроение. Мне хочется произнести это слово «ча-а-а-щ-ща». [ Ч' ], [ Щ' ] – это таинственные шипящие звуки. Звук [ Ч' ] похож на большую шипящую змею, у которой 6 глаз, а звук [ Щ' ] – на ветер и метель.
Учитель подводит детей к выводу, что Ира с задачей справилась: возникающие у героини представления связаны со звучанием согласных звуков.

У. Видите, какие разные могут быть настроения. В Сережином сочинении – сонное, ласковое, у Иры – таинственное. Одни и те же звуки рождают разные настроение и образы.
^ Сочинение Дины

Когда я слышу слово «чаща», оно звучит как-то таинственно и сказочно. Мне кажется, что я зашла в чащу, и была ночь, и совы смотрели на меня большими глазами. Как будто деревья, как люди – уродливые и безобразные – шипят. Я иду и дрожу, а когда я закончила на звуке [ А ], мне показалось, что я вышла из чащи.
^ У. У Дины в сочинении таинственное настроение. Близко оно тому таинственному настроению, которое возникает в сочинении Иры?

Д.


Итог обсуждения. Настроения похожи: В Ирином сочинении тоже какое-то «чудовище, которое нападет и съест», «у каждого зайца уши дрожат», а в Динином «деревья, уродливые и безобразные, шипят», и она пишет: «Я иду и дрожу». А разница есть?

Д. Для Иры главные звуки – согласные, а для Дины еще очень важный гласный звук [ А ], потому что когда она закончила на звуке «А», то ей кажется, что она вышла из чащи, и все кончилось.

^ У. Подумайте, чем похожи сочинения Кати (1) и Юли (2).
(1) Слово «чаща» вызывает у меня загадочное настроение. Я иду в густом-густом лесу, всюду огромные дубы, и они все время шепчутся. Всюду шорох, падают сухие ветки. И все эти звуки у меня вызываются звуками [ Ч' ] и [ Щ' ] в слове «чаща». А звук [ А ] вызывает у меня уханье сов, крик разных птиц.
(2) Слово «чаща» у меня вызывает настроение – как бы шелест листьев. Чаща – это такая глушь, и когда оказываешься в этой глуши, то чувствуешь себя на воле. Звуки в слове «чаща» у меня такие: [ А ], [ Ч' ], [ Щ' ]. Эти звуки и вызывают у меня шелест листьев.
^ Итог обсуждения. Слово «чаща» вызывает у девочек представление о звуках настоящего леса: о шелесте листьев, о шорохах, треске сухих веток, о криках птиц. Лес у них не только видимый, как было в предыдущих сочинениях, но, в первую очередь, звучащий.

^ У. На самом ли деле слово «чаща» содержит в себе звукоподражание, как, например, слово «шорох»?

Д.
Нет. Слово «чаща» называет густой лес и не подражает звукам.

У. Вот видите, звучание слова «чаща» может связываться в нашем представлении со звуками настоящего леса. И один может услышать, как Юля, шелест листьев, а другой, как Катя, - даже уханье совы, хотя там никакого звука [ У ] нет. Скажите, от этих лесных звуков рождается одинаковое настроение или разное?

^ Итог обсуждения. Настроение разное. В Юлином сочинении возникает представление о чем-то приятном, чувство свободы, воли. А в Катином выражено загадочное и немножко настороженное: дубы шепчут, падают сухие ветки, шорох, уханье сов.
^ Сочинение Андрея

Когда я слышу слово «чаща», то оно вызывает у меня радостное настроение, потому что у меня появляется надежда увидеть лося или зайца. Но, с другой стороны, это слово вызывает у меня немножко страшноватое настроение, потому что всем бывает немножко страшно. И радостное настроение вызывает звук [ А ], а страшноватое – [ Ч' ], [ Щ' ].
^ У. Что интересного вы заметили в этом сочинении?

Д.
Слово «чаща» вызывает сразу два разных настроения: и радостное, и страшноватое. Радостное настроение вызывает звук [ А ], страшноватое – [ Ч' ], [ Щ' ].

У. Андрей хорошо себя послушал. Он наделил своего рассказчика-героя очень сложным настроением. Одно и то же слово у одного человека может вызывать разные настроения. Помните, в Динином сочинении тоже, когда звучал последний звук [ А ], было такое чувство, что страшная чаща осталась позади.
^ Сочинение Маши

Когда я слышу слово «чаща», у меня возникает таинственное настроение, и еще у меня в голове получается картина. Как будто я иду по лесу и собираю чернику, но когда все собрала и оглянулась вокруг… я вижу темные деревья, страшные коряги. Слово «чаща» звучит по-разному для меня. В одном случае – оно звучит таинственно, а в другом случае – звонко, хотя в этом слове два глухих звука. Но для меня эти звуки [ Ч' ], [ Щ' ], когда я их произношу, звучат, и от этого тоже у меня строится картинка. Как будто я скачу на коне по чаще, все хрустит и звенит под копытами коня.
У. У Маши, как и у Андрея, слово «чаща» вызывает разные настроения. Но если Андрей в основном называет эти настроения, то Маша пытается рассказать, как они возникают у ее героини. Таинственное настроение возникает в основном из картинки, когда ей представляется, что она собирает чернику. А звонкое, стремительное настроение возникает как бы вопреки глухим звукам в слове «чаща». Появляется ощущение стремительного движения, и звона, и хруста. Наверное, тут уже Машина героиня скачет по зимнему лесу, по зимней чаще. Лес может звенеть только в какое время года? Почему?

^ Д. Зимой и весной, потому что льдинки, сосульки звенят. Снег замерзший.
Сочинение Димы

Когда я слышу слово «чаща», то мне как-то не по себе. Мне кажется, что слово «чаща» держит в себе какую-то злобу против меня. Но в то же время меня тянет куда-то, и я чуть-чуть боюсь.

«Чаща» звучит таинственно, кажется, что я в чаще, много зверей, и они хотят съесть меня. Но когда я и вправду оказался в чаще, то я ничего не боялся (и зверей там не было).

Я прихожу домой, и мне сразу кажется, что я в уютном доме.
У. Дима прекрасно показал в своем сочинении, как само слово может вызывать у его героя одно настроение и один круг представлений, а настоящая чаща – совсем другое.

Как вы понимаете последнее предложение: «Я прихожу домой, и мне сразу кажется, что я в уютном доме»? Что хотел сказать автор?

(Если дети в подобных ситуациях запутываются в объяснениях, можно спросить самого автора сочинения, что он имел в виду, а затем провести работу «поможем автору», которая прояснила бы его замысел).

^ У. Как вы думаете, слово «чаща» может вызывать очень много разных настроений?

Д.
Да.

У. Вы так думаете, потому что сочинения, которые мы отобрали для обсуждения, именно к такому ответу вас готовят. Но на самом деле все не так: большинство из вас связывает слово «чаща» со страшным настроением. Помните, мы говорили о двух словах, которые почти у всех вызывают приблизительно одинаковый круг настроений? Какие это были слова?

^ Д. «Первый» и «последний».

У.
(пишет на доске эти слова). А потом вы работали с таким словом, которое у каждого вызывало свое настроение. Какое это было слово?

^ Д. «Волна».

У.
(пишет на доске). Вот какие бывают разные слова! А слово «чаща» к какому типу относится: к таким, которые вызывают сходные настроения, или к таким, которые вызывают у каждого свое настроение?

Д.

У. Это слово, наверное, где-то посередине будет (пишет «чаща» между словами «волна» и «первый», «последний»). Оно не такое, как «волна», потому что у многих возникло страшное настроение, но и не такое, как «первый», «последний», потому что и разные настроения тоже возникли. Поэтому-то надо всегда очень хорошо себя слушать, чтобы понять свой собственный отклик на одно-единственное слово.
^ Уроки 37-39. Структура жанра «протяжная песня»


Тексты к урокам

Русские народные песни



Примечание. Песня – стихотворный жанр для пения. Чтобы дети прочувствовали песню как особый синтетический жанр, жанр не только литературный, но и музыкальный, песни должны звучать на уроках именно как музыкальные произведения. Для этого необходимы музыкальные записи. Использование музыкальных записей народных песен осложнено рядом причин. Записи песен, сделанные собирателями фольклора, трудно доступны, а, главное, вряд ли возбудят у детей ответное чувство, так как исполняют их обычно деревенские старики и старушки. В то же время профессиональные певцы поют народные песни в обработке, которая зачастую существенно искажает настоящее звучание песни.

В разработках уроков указаны наиболее популярные произведения народного творчества, записанные в исполнении таких знатоков народной песни, как Шаляпин, Зыкина, Левко. При подборе музыкального материала целесообразно обратиться за помощью к учителю музыки.
Урок 37
У. Сегодня начнем знакомиться с новым жанром народного творчества. ^ Откройте в своих тетрадях задание № 11. Прочитайте все четыре тексты.


1. (Колыбельная.)

Баю-бюшки-баю,

Не ложися на краю –

Придет серенький волчок,

Он ухватит за бочок,

Он ухватит за бочок

И потащит во лесок,

Под ракитовый кусток.

К нм, волчок, не ходи,

Нашу Катю не буди.

4. (Закличка.)

Весна, весна, красная!

Приди, весна, ясная,

Приди, весна, с радостью,

Приди, весна, с милостью,

С солнцем горячим,

С дождем обильным,

Принеси урожай

В наш счастливый край!



2. (Трудовая.)

Эх, дубинушка, ухнем!

Эх, эеленая, сама пойдет!

Подернем, подернем!

Да ухнем! […]
3. (Хороводная.)

Заинька, по сеничкам

Гуляй, погуляй!

Серенький, по новеньким

Погуливай, гуляй!

Некуда заиньке

Выскочити,

Некуда серенькому

Выпрыгнути.

Все ворота

Замкнуты стоят,

У всех ворот

По три сторожа стоят,

По три сторожа стоят,

По три девицы сидят.

Заинька, поскачешь –

Выскочишь,

Серенький, попляшешь –

Выпустят.



Дети читают.

^ У. К какому жанру вы бы их отнесли?

Д.
Здесь песни. Первая – колыбельная, третья – трудовая.

У. Вы правы. Это слова разных песен. Жанру народной песни мы и посвятим несколько уроков. Давайте послушаем две русские народные песни, которые родились на берегах самой главной русской реки Волги и которые вы можете услышать и по радио, и по телевизору. (Включает запись песен: «Вниз по матушке по Волге», «Волжские страдания».) В одном месте России родились две такие песни. Обе они связаны с рекой, даже слова про это есть. Похожи эти песни?

^ Д. Нет, они разные.

У.
В чем же разница?

Д.

Итог обсуждения. Песни различаются по настроению, и поют их, видимо, в разных случаях.

У. Вернемся к текстам песен, напечатанным в ваших тетрадях. Подумайте, чем эти песни различаются. Начнем с первой колыбельной песни. Когда поют колыбельные песни?

Д. Их поют, чтобы убаюкать ребенка.

^ У. Со второй песней посложнее. Вдумайтесь в слова. Кто знает, когда поют эту песню?

Д.
Наверно, как-то связано с танцем… Заиньке предлагают поплясать.

^ У. Это «хороводная» песня. Кто знает, что такое хороводная?

Д.
Под которую хоровод водить можно.

У. А что такое – «хоровод водить»?

Д. Все за руки берутся и по кругу идут.

У. За руки берутся – правильно. А вот по кругу ходят далеко не всегда. Это почти игра такая. Иногда в этой игре изображают какие-то трудовые движения: как бы сеют, как бы лен мнут. Хоровод мог и завиваться, как венок. Послушайте еще одну песню. По происхождению она – хороводная и называется «Посею лебеду на берегу» (включает запись песни).

Дети слушают.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок 35 -36. Выразительные возможности слова «чаща» icon Образовательная область «Чтение художественной литературы»
Обращать их внимание на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и...
Урок 35 -36. Выразительные возможности слова «чаща» icon Урок русского и немецкого языков на тему “Заимствованные слова”6класс
Цели: после изучения темы учащиеся должны знать Почему слова из одного языка проникают в другой? Что происходит со словами- иностранцами”в...
Урок 35 -36. Выразительные возможности слова «чаща» icon 4 Манипулятивные возможности слова "первый" Вопросы и отрицания,...
Манипуляции с классом сравнения: риторический прием или способ ввести в заблуждение?
Урок 35 -36. Выразительные возможности слова «чаща» icon Тема «Однокоренные слова и формы одного и того же слова»
Составьте текст на тему «Первый снег», используя однокоренные слова и формы одного и того же слова
Урок 35 -36. Выразительные возможности слова «чаща» icon Урок литературного чтения в 3 классе(1 4). Форма проведения урока:...
Н. А. Некрасова и его произведениями; учить детей чувствовать поэзию слова; работать над умением выразительно читать стихи; познакомить...
Урок 35 -36. Выразительные возможности слова «чаща» icon Урок по литературе в 8 классе "Слово о полку Игореве"
Цель урока: повторение и закрепление знаний; раскрытие живой связи “Слова” с литературой XIX-XX веков и другими видами искусства
Урок 35 -36. Выразительные возможности слова «чаща» icon Урок в 5 классе Тема: Понятие о речевой ситуации. Этикетные слова
Подвести к мысли о том, что внимательность и доброжелательность к другим людям проявляются в словах, тоне разговора, поступках
Урок 35 -36. Выразительные возможности слова «чаща» icon Урок по истории для 6-го класса по теме "Средневековая деревня и её обитатели"
Оформление доски: тема урока, план урока, новые слова (повинности, барщина, оброк, натуральное хозяйство), домашнее задание
Урок 35 -36. Выразительные возможности слова «чаща» icon Урок по биологии в 10-м классе "Экологические законы природопользования"
Тип урока: комбинированный (урок презентации знаний, урок введения нового материала)
Урок 35 -36. Выразительные возможности слова «чаща» icon Конспект урока по обучению грамоте 1 класс
«форма слова» и «родственные слова», обогащение и активизация словарного запаса
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов