Скачать 0.61 Mb.
|
ДИПЛОМНАЯ РАБОТАна тему: Криминалистическая профилактика преступлений ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Обоснование выбора темы исследования и ее актуальность. Современный этап развития нашего общества характеризуется коренными изменениями во всех сферах его жизнедеятельности. Построение правового государства, переход к рыночной экономике, возникновение новых политических и социально-экономических связей как внутри страны, так и за ее пределами, привели к движению все слои населения, материальные и культурные ценности. Однако с увеличением объема глубины и сложности социально-экономических изменений и преобразований вероятность принятия поспешных и недальновидных решения, реализация которых может нанести огромный ущерб, возрастает. Чтобы избежать этого, требуется выявление перспектив развития научных, социально-экономических, правоохранительных и других процессов в обществе. Важную помощь в этом деле должна оказать прогностическая деятельность, которая проявляет себя в частности, в криминалистической профилактике преступлений. Указанные изменения коснулись и криминальной сферы, ее количественных и качественных характеристик. Криминализация новых социально-экономических сфер повлекла за собой появление новых, неизвестных до сего времени видов преступлений и механизмов их совершения. Это говорит о необходимости максимального расширения горизонтов, социального предвидения, составной частью которого является правовая профилактика. Потребность в прогнозировании не вызывает сомнений. Увеличение числа известных и появление новых способов совершения преступлений обусловливают необходимость повышения эффективности деятельности работников правоохранительных органов. Требуют их готовности к расследованию и предупреждению таких преступлений. Результативность этой готовности, как показала практика, во многом зависит от умения работников правоохранительных органов предвидеть наступление тех или иных криминальных событий, а также последствий результатов своих действий и предупреждать нежелательные последствия. Предвидение имеет место в деятельности по расследованию и предупреждению преступлений, но в большинстве своем носит интуитивный и стихийный характер. Именно этим обстоятельством можно в определенной мере объяснить наличие некоторых негативных моментов в деятельности правоохранительных органов, а также в процессе подготовки специалистов в юридических учебных заведениях. Интерес к прогнозированию в криминалистике возник не сегодня. Первые идеи о необходимости разработки криминалистических прогнозов были высказаны в конце 60-хх гг., но проблема эта до сих пор не получила своего разрешения, что в первую очередь вызвано неразвитостью теоретических и методологических основ криминалистической прогностики. Отсутствие таких основ тормозит переход науки от экстенсивных к интенсивным формам развития, усиливает роль эмпирического предвидения, осуществляемого на базе малоэффективных количественных методов уголовной статистики. В погоне за эмпирикой криминалистика нередко идет вслед за практикой, хотя для обеспечения постоянного прогресса в деятельности по борьбе с преступностью она должна опережать по темпам развития практику, снабжать ее новыми идеями, рекомендациями. А это опять же невозможно без предвидения будущего, без фундаментальных исследований еще непознанных закономерностей развития и существования механизмов совершения будущих преступлений, а также деятельности правоохранительных органов по их раскрытию, расследованию и предупреждению. Более того, сама криминалистика нуждается сегодня в прогностической оценке, чтобы с ее помощью определить наиболее перспективные направления своего развития. Изложенные соображения обусловили актуальность темы исследования и ее выбор. Объект и предмет исследования, Объектом для научного познания является реальный фрагмент бытия – профилактика и прогнозирование в криминалистике, их теоретические и практические аспекты. Он устанавливает границы и пределы научного поиска, определяя предметную область научных исследований. В этой связи предметом данных научных исследований являются: история возникновения и формирования проблемы криминалистической профилактики и прогнозирования, их цели и задачи, принципы, функции, методология прогнозирования, информационные и медицинские аспекты разработки прогнозов, методика прогнозирования, а также критерии оценки и формы реализации криминалистических прогнозов. Цель и задачи исследования. Целью настоящего исследования является изучение криминалистической профилактики и прогнозирования и их основных положений. Задачи исследования: - изучение данных научного обобщения и анализа теоретических аспектов и практики криминалистического прогнозирования; - исследование генезиса теории криминалистического прогнозирования; - исследование предмета теории и ее целевого назначения и задач, а также понятия теории криминалистического прогнозирования: - исследование ее функций и структуры. - исследование основных принципов теории криминалистического прогнозирования и профилактики; - изучение методологических и методических основ теории; - исследование информационной базы, используемой в криминалистическом прогнозировании; - исследование медицинских аспектов криминалистической прогностики; - изучение методики разработки криминалистических прогнозов; - исследование понятия криминалистического прогноза; - разработка классификации криминалистических прогнозов;. - исследование критериев оценки и форм реализации криминалистических прогнозов, Методология и теоретическая основа исследования. Методологическую основу работы составляют современные научные исследования в области философии и науковедения. К ним можно отнести работы И.Д. Андреева, П.В. Копнина, В.М.Кедрова, И.М. Марчука, П.А. Рачкова, И.А. Умова, А.Д. Урсула, А. Эйнштейна. Значительное место отводилось изучению и использованию основополагающих научных работ ученых-криминалистов: P.С. Белкина, О.Я. Баева, А.Н. Васильева, И.А. Возгрина, Г.Л. Грановского, И.Ф. Герасимова, Ф.В. Глазырина, Л.Я. Драпкина, А.В. Дулова, Г.А. Зорина, Г.Г. Зуйкова, А.Н. Колесниченко, В.Е. Коноваловой, В.Я. Колдина, Ю.Г. Иоруховв, А.А. Закатова, Л.Л. Каневского, В.П. Лаврова, А.М. Ларина, И.М. Лузгина, В.А. Образцова, Н.С. Полевого, Н.И. Порубова., А.Р. Ратинова, Н.А.Селиванова, Л.А. Соя-Серко, В.И. Шиканова, А.Р. Шляхова, С.И. Цветкова, Н.П. Яблокова и др. Большое значение для проведения исследования имели положения, содержащиеся в работах психиатров: П.В. Ганнушкина, Э. Кречмера, В.В. Ковалева, К.Леонгаряа, А.Е.Личко, М.Трамера. Основой также являются работы по социальному прогнозированию И.В. Бестужева-Лады, Г.М. Доброва, Д.М. Гвишиани, В.А. Лисичкина и др. При подготовке работы изучались и использовались законодательные акты. Кроме того изучалась нормативная база деятельности российских правоохранительных органов. В процессе работы изучено около 57 архивных уголовных дел. Осуществлялся анализ документов прокуратуры, материалов экспертной практики, а также материалов дисциплинарной практики в правоохранительных органах. Научные исследования проводились на базе правоохранительных органов и учебных заведений системы МВД - автором проинтервьюировано 45 работников следственных, оперативно-розыскных и экспертных подразделений системы органов внутренних дел, прокуратуры и суда, изучено 37 экспертных заключений. При подготовке работы использовались методы логики, математики, социологии и т.п. Научная новизна исследования. Впервые необходимость создания теории криминалистического прогнозирования была обоснована Р..С. Белкиным в 1969 г. Отдельные аспекты ее рассматривались в разное время Г.Л. Грановским, Г.Г. Зуйковым, И.Я. Фридманом, Г.Ф. Горским, В.А. Образцовым, О.Я. Баевым, Г.А. Зориным, П.Д. Биленчуком, К.И. Сотниковым. Новизна представленного исследования заключается в попытке творческого синтеза криминалистического прогнозирования и профилактики преступлений, в едином подходе к пониманию связи данных явлений. Теоретическая, практическая значимость исследования. Основной целью, поставленной перед настоящим исследованием является изучение теоретических основ и практики криминалистического прогнозирования в аспекте профилактики преступлений. В работе изучаются закономерности, присущие процессу разработки прогнозов, а также закономерности и тенденции в прогнозируемых объектах. Данная теория призвана служить связующим звеном между криминалистикой и смежными с ней общественными и техническими науками. Кроме того, посредством указанной теории осуществляется внутренняя интегративная связь между разделами самой науки криминалистики. Прикладное значение заключается в оказании помощи в разработке криминалистических прогнозов для раскрытия, расследования и, прежде всего - предупреждения преступлений. Подготовка настоящего исследования также связана с изучением информационно-аналитических, организационно-управленческих структур и прогностических подразделений в системе правоохранительных органов. Исследования позволяют создать интегрирующие прогностические системы на стыке (местных и центральных) органов государственного управления и правоохранительных органов. Кроме того, внедрение криминалистического прогнозирования в процесс разработки правовых актов позволит значительно повысить эффективность их регулирующего действия. Настоящее исследование связано с решением основной задачи изучения научной и практической деятельности в сфере борьбы с преступностью. Глубокое изучение теоретических основ криминалистического прогнозирования позволяет осмыслить основы учебного процесса в области преподавания криминалистики и других дисциплин в юридических вузах и системе повышения квалификации сотрудников правоохранительных органов. Прогнозы в этом направлении имеют особое значение, т.к. определят характер влияния на следующее поколение сотрудников правоохранительных органов и формирование их профессиональных навыков. Структура и объем работы. Исследование состоит из введения, двух глав, включающих в себя четыре параграфа, заключения, списка использованной литературы. Структура, последовательность и объем изложения материала обусловлены стремлением создать целостное представление о криминалистической профилактике и ее научной основе - прогнозированию и их прикладного значения. Глава 1. ПРОГНОЗ КАК НАУЧНАЯ ОСНОВА ПРОФИЛАКТИКИ §1. Прогноз как научное предвидение Прогнозы, как основа профилактики, являются частью предвидения и, таким образом, не идентичны последнему. Прогноз—научное предвидение. Но существует и ненаучное предвидение. Кроме того, следует отличать и эмпирическое предсказание, которое занимает как бы промежуточное положение между научным и ненаучным предвидением. Ненаучным называется такое предвидение, которое основывается на фантастических, нереальных, искусственно сконструированных взаимосвязях, нередко на видениях, «откровениях», то есть такое предвидение, единственная цель которого—манипулирование человеческими взглядами и поведением и которое не имеет фактической основы. Ясновидение, гадание, астрология и тому подобное также относятся к ненаучному предвидению. К той же группе относятся и пророчества — например, социальные утопии Нового времени. Следует подчеркнуть, что определение ненаучности не при всех обстоятельствах включает политико-историческую оценку общественной роли предвидения. К ненаучному предвидению относятся также предсказания утопического и религиозного характера, которые сыграли прогрессивную и революционную роль. Научным мы называем такое предвидение, которое представляет собой результат научной теории, полученный в рамках этой теории, опирающийся прежде всего на фундамент систематического научно-теоретического анализа закономерностей и условий их реализации. Только такой вид предвидения, исходящего из анализа данных условий, может обеспечить максимальную надежность предвидения и максимальную уверенность основанного на нем действия, наиболее полное проникновение в возможные, вероятные и необходимые тенденции будущего. Но отличительным признаком научного предвидения никоим образом не является абсолютно точное и полное знание будущего. Такое знание, как будет видно из дальнейшего, логически бессмысленно. Характерным для прогнозирования прежде всего является то, что оно опирается на познание законов и на действенную методику, и поэтому его результаты могут быть проверены, исправлены, уточнены и развиты дальше; оно ограничивается предсказанием того, что может быть предсказано вследствие своей диалектической детерминированности, исходя из прошлого и настоящего, как необходимое и вероятное. Эмпирическим называется предвидение, которое основывается на повседневном опыте людей, на фактической или мнимой взаимосвязи и регулярности, которое, однако, не опирается на теоретическую основу, теоретическое построение или оценку опыта, на изучение закономерностей происходящих процессов, В качестве примера можно привести так называемые народные приметы. Обычно эти предсказания сомнительны или неопределенны. Но это ни в коем случае не исключает того, что они могут иногда оправдываться либо случайно, либо в силу бессознательного отражения фактических закономерных взаимосвязей. Долгое время предвидение подобного рода играло значительную роль в жизни человека, проявляясь в форме разных житейских правил. Оно существовало довольно долго в условиях устойчивых и замкнутых карликовых хозяйств с их производственными и общественными отношениями. Иначе обстоит дело в настоящее время. В этих условиях эмпирическое предвидение абсолютно неудовлетворительно и может стать плохим советчиком, чаще указывающим неверные, нежели верные пути. Во избежание недоразумений необходимо подчеркнуть, что в повседневном общении часто употребляются словесные средства, которые внешне не отличаются от предсказаний, но не имеют значения предсказания в отношении их фактического идейного содержания. Часто встречаются индивидуальные или коллективные заявления, обязательства, планы, директивы, приказы, моральные нормы и т. д., излагаемые в форме предвидения будущего. Если кто-нибудь говорит: «Ко времени у я буду у пункта х», то это имеет по крайней мере два значения. В одном случае этим он утверждает, что благодаря закономерному процессу или определенному порядку (например, на железной дороге), на знание которых он опирается, он будет к назначенному времени в определенном месте х. Здесь речь идет действительно о предвидении, в известном смысле о научном предвидении. В другом случае он может выражать свою волю, свое субъективное намерение, желание достичь пункта х ко времени у. В последнем случае, строго говоря, предложение не выражает предвидения, оно не имеет значения предвидения; то, что имеется в виду при этом высказывании, представляет собой нечто другое. С особой силой подобные смысловые явления выступают при формулировании обязательств и вообще при формулировании различного рода проектов, планов. Иное, естественно, представляет собой предвидение, при разработке которого учитывается воздействие планов, обязательств, проектов и т. д. на реальные общественные процессы. Теперь обратимся к научному предвидению. Следует подчеркнуть принципиальную несовместимость научного предвидения, с одной стороны, и пророчества и утопизма—с другой. Это необходимо еще и потому, что в определенной части социально-теоретической литературы, к примеру в философии истории, стал заметен крен в сторону прорицательных исторических конструкций. В чем заключаются решающие отличия прорицаний от научных предвидений? Наряду с уже упомянутой противоположностью - прогноз опирается на знание реальных взаимосвязей (прежде всего закономерностей), а характерным для прорицаний является опора на откровения, видения, фантастические взаимосвязи—необходимо подчеркнуть следующее. Прорицания, как правило, невозможно опровергнуть научными аргументами, соображениями, ибо они не опираются на взаимосвязи, поддающиеся проверке. При прогнозах, напротив, важно, что наряду с простым утверждением в отношении будущего выступает утверждение, при помощи которого первое было добыто и которое должно обладать определенной логической структурой; именно на этой основе прогнозы могут быть проверены при помощи научно-теоретических суждений. С этим, далее, связано то, что прорицания по своей природе являются исключительными и выступают с претензией на абсолютную надежность и неизменную достоверность. Для прогноза характерным является то, что он представляет собой продукт мыслительного и трудового процесса и поэтому находится в состоянии развития, подъема от незнания к знанию, что прогностическое высказывание постоянно оправдывается с определенной степенью вероятности. И наконец, для прорицаний, как и для утопии, характерно, что они дают, как правило, готовую, статическую, застывшую, изолированную картину прорицаемых обстоятельств. Прогноз, напротив, всегда дает динамическую картину, в которой все прогнозируемые обстоятельства воспринимаются как моменты одного непрерывного диалектического процесса развития, причем последний может быть понят только исходя из реальных условий, противоречий, движущих сил и закономерностей. Утопизм имеет то общее с прорицанием, что утопия, как правило, также дает застывший, неподвижный образ предсказываемых обстоятельств. Все это связано еще с одним обстоятельством, которое имеет место и при прорицании, а при утопии сильнее выступает на первый план и определяет теоретико-познавательную сущность дела. Там, где при научном предвидении действуют реальные взаимосвязи и процессы (из которых возникает прогноз), при утопии действуют желания, оценки, моральные требования; они занимают место закономерных взаимосвязей и воспринимаются в качестве последних, так что в конечном итоге подобного рода предвидение представляет собой не что иное как простую экстраполяцию оценок и моралью/воззрений, или картину, которая изображает субъективные желания, оценки и требования как будущую действительность. К пониманию сущности прогноза можно прийти разными путями в зависимости от того, с какой точки зрения рассматривается проблема, в зависимости от того, в чем состоит практический определитель связи предмета с тем, что нужно человеку. Если к понятию прогноза подойти только с точки зрения логических структур, то определение будет выглядеть иначе, чем при обозначении прогноза как руководящего инструмента профилактики. Прогнозы суть продукты интеллектуальной деятельности людей. Что отличает их от других продуктов, что характеризует интеллектуальную деятельность, которая их создает? Предположим, мы хотим в определенное время To бросить камень со скалы и тут же сказать, в какое время Ti камень окажется на месте. Если мы хотим делать это не наобум, то должны знать некоторые вещи или по меньшей мере иметь о некоторых из них практическое суждение. Во-первых, мы во всяком случае должны знать закон, которому подчиняются свободно падающие тяжелые тела. Во-вторых, мы должны знать или оценить ряд условий, при которых начинается падение или которые влияют на падение. Мы должны знать высоту скалы. Мы должны учесть форму камня, которая при известных условиях может влиять на время его падения. Мы должны учесть сопротивление воздуха, которое различно в зависимости от направления ветра (встречный, попутный) и воздействие которого варьируется в зависимости от высоты скалы и увеличивающейся скорости падения. Ради простоты предположим, что форма камня и условия сопротивления воздуха лишь в незначительной степени влияют на свободное падение. Если вышеприведенное уравнение решать относительно и обозначить высоту скалы через s, то мы можем рассчитать время падения камня. Прибавив это время к Tо, мы получим искомое, до сих пор неизвестное нам время приземления камня; таким образом мы получим предсказание относительно Ti. Общий вывод из данного примера следующий. Во-первых, перед нами стоял вопрос относительно ранее неизвестного нам (в данном случае относительно времени Ti). Во-вторых, мы оперировали с известной нам закономерностью, господствующей в данном процессе, в ходе которого возможен неизвестный нам результат или неизвестное нам положение дел. В-третьих, мы имели значение или основанное на убедительных, разумных оценках предположение относительно решающих исходных и сопутствующих условий указанного процесса. В-четвертых, мы использовали указанные выше знания (частично, предположения) для получения обоснованного предвидения до того неизвестного нам положения вещей. Непосредственная цель всей интеллектуальной операции состояла в том, чтобы получить это высказывание о существовании возможного как конечный результат процесса, но до сих пор неизвестного нам явления. Это заключение было получено как вывод из определенных предпосылок, а именно из предположений относительно закономерности, исходных и сопутствующих обстоятельств этого процесса. Заключение, вытекающее из рассмотрения нашего примера, может быть обобщено. Таким образом, мы зафиксировали с логико-гносеологической точки зрения то решающее, что мы имели в виду говоря о прогностической деятельности мышления и результате-прогнозе. §2. Значение прогноза в профилактике преступлений Прогноз всегда представляет собой высказывание о ранее неизвестном положении вещей, которое мы получаем в рамках научной теории как итог, как заключение на основе вывода из известных или обоснованных предположений. Далее, выявляется логическая структура прогностической деятельности мышления, логический костяк, который лежит в основе процесса получения и обоснования прогноза. Эта структура может быть выражена схемой вывода от высказываний о закономерностях и высказываний об условиях их процесса к предположению о неизвестном. Только в очень редких случаях прогнозы могут быть получены легко и просто. В вышеприведенном примере использован очень простой физический закон, который к тому же точно известен и может быть выражен простым математическим уравнением. Очень благоприятными были исходные и сопутствующие условия, игравшие роль при свободном падении камня; они ясны, обозримы, могут быть мысленно выделены, легко измерены или в известной мере надежно оценены. Способ выведения неизвестного из наших знаний также весьма прост. Оно происходит при помощи несложной операции с простым математическим уравнением, с включением в него эмпирических данных. Напротив, типичными для прогностической деятельности являются несравненно более сложные случаи как в области естественных наук, так и в технических и особенно в общественных науках. Например, при прогнозе общественных процессов приходится иметь дело, как правило, с очень сложными комплексами. Различные области и явления общественной жизни вплетены в сложные общественные организмы и могут лишь очень условно, временно или в исключительных случаях быть изолированы, рассмотрены сами по себе («в себе») и изучены. Общественные прогнозы в конечном счете всегда предвидение—само собой разумеется, предвидение, которое соответствует указанным выше определениям прогноза,— относительно возможных (особенно будущих) обстоятельств поведения общественных систем. Конкретные общественные системы (например, химическая индустрия, общественное потребление, образование, отдельные отрасли науки и т. д.) интегрированы в зависимости от условий в системы более высокого порядка вплоть до современной общественной формации. Только временно они реализуют самостоятельный образ действий. В значительной части их поведение подчинено целой иерархии систем. Профилактика в конечном счете имеет дело с взаимоотношением систем, которые связаны с системами более высокого порядка. Прогнозы частичных процессов и явлений должны быть поэтому постоянно увязаны с прогнозом всей общественной системы и включены в него или исходить из него. Общественный прогноз вследствие этого—всегда сложный прогноз более высокой системой, которая интегрирует все частные системы в современных условиях и детерминирует их отношения. Поэтому каждый прогноз общественных процессов в наших условиях связан с прогнозом развития всей общественной системы. При таких условиях обычно имеют дело с множеством сложных механизмов действия закономерностей, Как правило, законы эти много сложнее, чем закон свободного падения тел. Часто знания не обладают свойством укладываться в математическую формулу. Так же сложно обстоит дело с начальными и сопутствующими явлениями в прогнозируемом процессе. Здесь действует практически необозримое множество факторов, которые необходимо включать, исходя из обусловливающих процессы критериев, в более крупные, поддающиеся обозрению, агрегированные комплексы и группы возможностей. Прежде всего необходимо отметить, что проблемы прогнозирования несравненно более сложны, чем в вышеуказанном примере в предидущем параграфе. Как бы сложно, однако, ни обстояло дело, общая характеристика прогноза и общая логическая структура прогностического мышления остаются одинаковыми. Прежде всего нужно знать решающие закономерности, которые определяют развитие событий сейчас и будут определять их в будущем. Сюда относятся, например, закономерности развития мировой науки и техники, взаимоотношения между различными элементами производительных сил (прежде всего между технико-объективными и человечески-субъективными элементами), закономерности развития эффективных правоохранительных структур и т. п. Далее, необходимо знать целый ряд важнейших условий, в которых начинается прогнозируемый процесс или которые влияют на его ход. Это только некоторая часть информации, которую нужно иметь как минимум, чтобы суметь высказать нечто разумное относительно развития производительных сил в определенный отрезок времени. Мы видим, что и в этом случае должна быть дана и дается общая характеристика прогноза и прогностического заключения, которые были показаны выше. Сказанное выше позволяет ученым сделать некоторые общие теоретические и методологические выводы, основополагающие для всякой прогностической деятельности. Во-первых, становится очевидно, какое значение имеет теория для прогностики. Без теоретического проникновения в происходящие процессы и без практического опыта, без творческого применения теории в прогнозируемых областях вообще немыслимо научное прогнозирование. Прогностическая деятельность есть прежде всего научно-теоретическая деятельность. Это значит, на каком бы участке общественной жизни, в какой бы области она ни проводилась, она должна пониматься и осуществляться как «непрерывный процесс», как постоянный творческий процесс труда и мышления. Речь идет не о том, чтобы наспех составить некую картину будущего и представить будущее в соответствии с некими произвольными требованиями. Проблема заключается в том, чтобы организовать ответственную, целеустремленную и непрерывную научную деятельность, которая должна быть свободна от всякой некомпетентности. Во-вторых, решающим условием всякого прогнозирования является знание закономерностей. Если не иметь информации или обладать очень неполной информацией относительно законов, определяющих ход прогнозируемого процесса, или не суметь их выявить, то в таком случае создание серьезного прогноза вообще невозможно. Конечно, невозможно получить полную информацию о всех действующих законах. Во многих случаях придется иметь дело с гипотезами о закономерностях. Но при этом нужно, во-первых, заранее знать, что ненадежность прогноза, как правило, тем больше, чем больше придется прибегать к гипотетическим высказываниям о законе, так что в итоге прогноз может потерять ценность. Во-вторых, осмысленное выдвижение гипотез в прогностических целях предполагает глубокое знание проблем закона и обилие фактических знаний относительно закономерностей данной области и других областей. Поэтому анализ закона развития (а это является важным теоретическим условием) — альфа и омега любого прогноза. В-третьих, решающее значение для прогноза имеет возможно более реальное и точное понимание определяющих условий, при которых начинаются прогнозируемые процессы и которые влияют на них. Это и предвидение реализации условии действия значительного (релевантного) для прогноза закона, и данные о других возможных условиях и факторах, могущих повлиять на прогноз. Как правило, информацию об исходных и сопутствующих условиях прогнозируемого процесса получить не менее трудно, чем информацию о законе развития. Большей частью приходится иметь дело вначале особенно при общественном прогнозировании, с необозримым количеством взаимодействующих факторов, которые затем могут быть включены в более крупные группы. Во многих случаях не могут быть заранее точно предугаданы также и исходные или сопутствующие обстоятельства, и можно считать большим достижением, если их удается обоснованно оценить, сделать убедительные предположения или включить их в большие группы вероятностей. По все это снова и снова требует теоретического осмысления прогнозируемого процесса. Эта проблема имеет большое значение с точки зрения методики разработки прогноза, так как ошибки при понимании или оценке условий прогнозируемых процессов возрастают при прогностической работе и оказывают потенциальное воздействие на прогностическое предвидение. Поэтому строжайшая объективность, научная достоверность, честность, исключение субъективизма при анализе и оценке исходных и сопутствующих условий являются непременной предпосылкой успешного прогнозирования. В общественной жизни прогностическая работа (это относится и к профилактике) становится специфической и в высшей степени важной формой общественной деятельности, которая требует применения растущей интеллектуальной и организационной активности. Это бросает свет на некоторые аспекты работы, важные для ее понимания и для понимания тенденций ее развития. Во-первых, прогностическая деятельность является неотъемлемой частью развивающейся системы общества, основополагающим элементом руководящей и управленческой деятельности, который различным образом связан с управлением в единое целое, в один оперативный цикл. Рост прогностической деятельности и вообще мыслительных функций в процессе управления должен рассматриваться как характеристика развития профилактической деятельности. Во-вторых, прогнозирование и планирование, которые функционально и организационно подчинены единому процессу профилактики, превратились в научные дисциплины, предшествующие данному процессу, в научно обоснованные, в научно исследуемые, в научно используемые части управленческой деятельности. Этот процесс соответствует обшей тенденции развития наук в период технической революции. Названный процесс изменения прогнозирования и планирования является необходимым, прогрессивным процессом, имеющим большое общественное значение. Он ведет также к обобщению, объективизации соответствующих моментов процесса профилактики, освобождению их от субъективизма, эмпирической и традиционалистской ограниченности. Он открывает широкое поле для применения современных научных достижений (моделирование, сложная балансировка, оптимальный расчет, сетевое планирование и т. д.); особенно здесь следует назвать развитие и применение диалектики как метода предвидения и целенаправленного действия. Прогнозы не могут штамповаться в короткое время. Они требуют серьезной, целенаправленной, хорошо организованной, постоянной работы. В-третьих, прогноз не может быть самоцелью. Решающим для всех организационных и теоретических проблем прогностической деятельности является оперативная ценность прогноза для максимального укрепления государственного и общественного порядка. Существует экономика прогностической деятельности, и прежде всего необходима ее организация и руководство ею. Требуется концентрация прогностической активности на тех процессах, которые являются решающими для всей правоохранительной системы. В-четвертых, прогнозирование представляет собой одну из важнейших форм коллективной работы, в особенности одну из важнейших форм вовлечения личности в процесс планирования и руководства общественным развитием, подготовки решений, контроля и критики. В этой связи следует учитывать, что прогнозирование имеет большое мировоззренческое и идеологическое значение, что оно представляет собой одно из важнейших средств развития сознания. Основные принципы прогнозирования и планирования должны стать самостоятельными составными частями общего образования. В-пятых, развитие прогнозирования предполагает в соответствии с требованиями научной управленческой деятельности наличие современной, безупречно функционирующей системы получения, накопления, передачи и переработки информации. Это важно, принимая во внимание то, что прогнозирование является непрерывным комплексным процессом, который должен протекать в параллельно и который одновременно иерархически организован. Здесь требуется применение принципов современных служб документации и информации, и особенно своевременной обработки данных. В этом заключены решающие технические предпосылки для дальнейшего развития прогностической деятельности, так как в небывалой степени расширяются как возможности накопления и получения информации—например, о закономерностях, об исходных и сопутствующих условиях, — так и имеющиеся в распоряжении человека потенциальные возможности перерабатывающих информацию систем. С тех пор как человек обращается за помощью к науке, он делает это с намерением лучше ориентироваться в окружающей действительности, не быть беспомощным по отношению к воздействующим на него силам природы, а использовать их для своих нужд; он стремится также понять господствующие в обществе отношения и развивать их в своих интересах. Предпосылкой осуществления этого является познание им существующих в природе и обществе взаимосвязей, умение отличать необходимые взаимосвязи от случайных, существенные ог несущественных, общие от единичных, выявление объективных законов природы и общества и объяснение с их помощью окружающей его естественной и общественной среды. Но если он хочет остаться на уровне объяснения мира, ему не удастся изменить его в соответствии со своими желаниями, потребностями и интересами. Чтобы не только объяснить мир, но и целенаправленно изменить его, человек должен, кроме того, обладать знанием возможных результатов своих действий, должен предвидеть или, по меньшей мере в известных границах, оценить последствия своей деятельности. Условием любой человеческой деятельности, преследующей определенную цель, является первоначальное представление человеком в идеальной форме результата этой деятельности, понимание результата и путей его достижения. От способа, при помощи которого создается мысленный образ желаемого результата, зависит, между прочим, и то, будет ли достигнут результат или нет. Человеку удается осуществить свой план только в том случае, если этот план не является чистым продуктом фантазии, если он не противоречит объективным законам Природы, общества и мышления и если человек имеет в своем распоряжении необходимые средства для осуществления задуманного плана. Иными словами, успех всякой деятельности в значительной степени зависит от того, насколько основательно предвидение, прогноз результатов этой деятельности. Интерпретация, объяснение мира и его практическое преобразование на основе научных прогнозов образуют в практической, целенаправленной деятельности и связанном с ней процессе познания нерасторжимое единство. Чтобы целенаправленно изменять мир, нужно прежде суметь объяснить его. С другой стороны, объяснение естественных или общественных взаимосвязей не является самоцелью познания, но первой ступенью практической целенаправленной деятельности человека, в которой проявляется его собственная сущность. Анализ и прогноз на этом диалектическом пути познания также играют значительную роль. Научная теория должна всегда решать двойную задачу: дать анализ существующего положения в области, взятой в качестве объекта, и предсказать новое, еще неизвестное положение. Результативность научной теории в большой степени зависит от того, в какой мере она может сочетать в себе обе эти функции: экспликативную и прогностическую. Экспликативная функция науки играет большую роль прежде всего на первом отрезке диалектического пути познания—от живого созерцания к абстрактному мышлению, от практики к теории—в то время как прогностическая функция имеет значение в первую очередь на пути от абстрактного мышления, от теории к практике; обе эти функции нельзя отрывать друг от друга и противопоставлять друг другу. Они образуют в процессе познания и практической деятельности неразрывное единство. Наука должна осуществлять также экспликативную и прогностическую функции, без чего немыслима профилактическая работа правоохранительных органов. |
![]() |
Дипломная работа на тему: Криминалистические проблемы раскрытия и... Общие положения криминалистических знаний по раскрытию и расследованию преступлений, связанных |
![]() |
Профилактика преступлений и правонарушений Профилактика преступлений и правонарушений среди подростков и ранняя профилактика девиантного поведения среди детей младшего школьного... |
![]() |
Дипломная работа Профилактика молодёжной наркозависимости как приоритетное направление деятельности социальных служб |
![]() |
Дипломная Работа на тему Аспекты взаимодействия категорий Языковая... Выпускная квалификационная работа рассмотрена на заседании кафедры и рекомендована к защите в гак |
![]() |
Дипломная работа на тему: Ложь и её детекция криминалистическими средствами Введение с. 4-6 |
![]() |
Дипломная работа должна Дипломная работа оформляется в виде текста с приложением, если это необходимо, графиков, таблиц, чертежей, карт, схем и других материалов,... |
![]() |
Дипломная работа на тему: Криминалистика в гражданском процессе Криминалистические особенности работы с доказательствами по гражданским делам |
![]() |
Дипломная работа выполнена в соответствии с требованиями Государственного... Сергеевой Олеси Михайловны, обучающейся по специальности «Экономика и управление на предприятии (электроэнергетика)», на тему |
![]() |
Дипломная работа на тему: «Криминалистика: прошлое, настоящее, будущее» Проблемы понятия криминалистики и место криминалистической науки в системе научного знания. 20 |
![]() |
Дипломная работа студента Торцова Никиты Алексеевича на тему: «совершенствование... Развитие некредитного сегмента деятельности коммерческих банков в условиях мирового финансового кризиса 7 |