Дипломная работа на тему: Криминалистическая профилактика преступлений




Скачать 0.61 Mb.
Название Дипломная работа на тему: Криминалистическая профилактика преступлений
страница 1/4
Дата публикации 24.07.2016
Размер 0.61 Mb.
Тип Диплом
  1   2   3   4

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА


 

на тему: Криминалистическая профилактика преступлений

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение

с.3

Глава 1. Прогноз как научная основа профилактики

 

с.11

       §1.Прогноз как научное предвидение

с.11

       §2.Значение прогноза в профилактике преступлений

 

с.18

Глава 2. Проблемы криминалистической профилактики

 

с.29

        §1.Профилактика правонарушений – необходимая предпосылка правового режима законности

 

с.29

        §2.Превенциональное значение криминалистического прогнозирования

 

с.40

Заключение

с.55

Список использованных источников

с.58

ВВЕДЕНИЕ

 

Обоснование выбора темы исследования и ее актуальность. Совре­менный этап развития нашего общества характеризуется коренными изменениями во всех сферах его жизнедеятель­ности. Построение правового государства, переход к ры­ночной экономике, возникновение новых политических и социально-экономических связей как внутри страны, так и за ее пределами, привели к движению все слои населения, материальные и культурные ценности. Однако с увеличением объема глубины и сложности социально-экономических из­менений и преобразований вероятность принятия поспешных и недальновидных решения, реализация которых может на­нести огромный ущерб, возрастает. Чтобы избежать этого, требуется выявление перспектив развития научных, социально-экономических, правоохранительных и других про­цессов в обществе. Важную помощь в этом деле должна ока­зать прогностическая деятельность, которая проявляет себя в частности, в криминалистической профилактике преступлений.    

Указанные изменения коснулись и криминальной сферы, ее количественных и качественных характеристик. Криминализация новых социально-экономических сфер повлекла за собой появление новых, неиз­вестных до сего времени видов преступлений и механизмов их совершения. Это говорит о необходимости максимального расширения горизонтов, социального предвидения, составной частью которого является правовая профилактика.

Потребность в прогнозировании не вызывает сомнений. Увеличение числа известных и появление новых способов со­вершения преступлений обусловливают необходимость повы­шения эффективности деятельности работников правоохрани­тельных органов. Требуют их готовности к расследованию и предупреждению таких преступлений. Результативность этой готовности, как показала практика, во многом зависит от умения работников правоохранительных органов предвидеть наступление тех или иных криминальных событий, а также последствий результатов своих действий и предупреждать нежелательные последствия.

Предвидение имеет место в деятельности по расследованию и предупреждению преступлений, но в большинст­ве своем носит интуитивный и стихийный характер. Именно этим обстоятельством можно в определенной мере объяснить наличие некоторых негативных моментов в деятельности пра­воохранительных органов, а также в процессе подготовки специалистов в юридических учебных заведениях.

Интерес к прогнозированию в криминалистике возник не сегодня. Первые идеи о необходимости разработки крими­налистических прогнозов были высказаны в конце 60-хх гг., но проблема эта до сих пор не получила своего разрешения, что в первую очередь вызвано неразвитостью теоретических и методологических основ криминалистической прогностики. Отсутствие таких основ тормозит переход науки от экстен­сивных к интенсивным формам развития, усиливает роль эм­пирического предвидения, осуществляемого на базе малоэф­фективных количественных методов уголовной статистики.

В погоне за эмпирикой криминалистика нередко идет вслед за практикой, хотя для обеспечения постоянного прог­ресса в деятельности по борьбе с преступностью она должна опережать по темпам развития практику, снабжать ее новы­ми идеями, рекомендациями. А это опять же невозможно без предвидения будущего, без фундаментальных исследований еще непознанных закономерностей развития и существования механизмов совершения будущих преступлений, а также дея­тельности правоохранительных органов по их раскрытию, расследованию и предупреждению. Более того, сама криминалистика нуждается сегодня в прогностической оценке, чтобы с ее помощью определить наиболее перспективные направле­ния своего развития.

Изложенные соображения обусловили актуальность темы исследования и ее выбор.

Объект и предмет исследования, Объектом для научного поз­нания является реальный фрагмент бытия – профилактика и прогно­зирование в криминалистике, их теоретические и практичес­кие аспекты. Он устанавливает границы и пределы научного поиска, определяя предметную область научных исследований. В этой связи предметом данных научных исследований являют­ся: история возникновения и формирования проблемы криминалистической профилактики и прогнозирования, их цели и задачи, принципы, функции, методология прогнозирования, информа­ционные и медицинские аспекты разработки прогнозов, методика прогнозирования, а также критерии оценки и фор­мы реализации криминалистических прогнозов.

Цель и задачи исследования. Целью настоящего исследования является изучение криминалистической профилактики и прогнозирования и их основных положений.

Задачи исследования:

- изучение данных научного обобщения и анализа теоретических аспектов и прак­тики криминалистического прогнозирования;

- исследование генезиса теории криминалистического прогнозирования;

- исследование предмета теории и ее целевого назначения и задач, а также понятия теории криминалистического прогнозирования:  

- исследование ее функций и структуры.

- исследование основных принципов теории криминалистического прогнозирования и профилактики;

- изучение методологических и методических основ теории;                                                

- исследование информационной базы, используемой в криминалистическом прогнозировании;

- исследование медицинских аспектов криминалис­тической прогностики;

- изучение методики разработки криминалистических прогнозов;

- исследование понятия криминалистического прогноза;

- разработка классификации криминалистических прог­нозов;.

- исследование критериев оценки и форм реализации криминалистических прогнозов,

Методология и теоретическая основа исследования. Методологическую основу работы составляют современ­ные научные исследования в области философии и науковедения. К ним можно отнести работы И.Д. Андреева, П.В. Копнина, В.М.Кедрова, И.М. Марчука, П.А. Рачкова, И.А. Умова, А.Д. Урсула, А. Эйнштейна.

Значительное место отводилось изучению и использова­нию основополагающих научных работ ученых-криминалистов:

P.С. Белкина, О.Я. Баева, А.Н. Васильева, И.А. Возгрина, Г.Л. Грановского, И.Ф. Герасимова, Ф.В. Глазырина, Л.Я. Драпкина, А.В. Дулова, Г.А. Зорина, Г.Г. Зуйкова, А.Н. Колесниченко, В.Е. Коноваловой, В.Я. Колдина, Ю.Г. Иоруховв, А.А. Закатова, Л.Л. Каневского, В.П. Лаврова, А.М. Ларина, И.М. Лузгина, В.А. Образцова, Н.С. Полевого, Н.И. Порубова., А.Р. Ратинова, Н.А.Селиванова, Л.А. Соя-Серко, В.И. Шиканова, А.Р. Шляхова, С.И. Цветкова, Н.П. Яблокова и др.

Большое значение для проведения исследования имели положения, содержащиеся в работах пси­хиатров: П.В. Ганнушкина, Э. Кречмера, В.В. Ковалева, К.Леонгаряа, А.Е.Личко, М.Трамера.

Основой также являются работы по со­циальному прогнозированию И.В. Бестужева-Лады, Г.М. Доброва, Д.М. Гвишиани, В.А. Лисичкина и др. При подготовке работы изучались и использовались законодательные акты. Кроме того изучалась норматив­ная база деятельности российских правоохранительных органов.

В процессе работы изучено около 57 архивных уголовных дел. Осуществлялся анализ документов прокуратуры, материалов экспертной практики, а также материалов дисциплинарной прак­тики в правоохранительных органах. Научные исследования проводились на базе правоохранительных органов и учебных заведений системы МВД - автором проинтервьюировано 45 работников следствен­ных, оперативно-розыскных и экспертных подразделений сис­темы органов внутренних дел, прокуратуры и суда, изучено 37 экспертных заключений.

При подготовке работы использовались методы логики, математики, социоло­гии и т.п.

Научная новизна исследования. Впервые необходимость создания теории криминалистического прогнозирования была обоснована Р..С. Белкиным в 1969 г.  Отдельные аспекты ее рассматривались в разное время Г.Л. Грановским, Г.Г. Зуйковым, И.Я. Фридманом, Г.Ф. Горским, В.А. Образцовым, О.Я. Баевым, Г.А. Зориным, П.Д. Биленчуком, К.И. Сотниковым.

Новизна представленного исследования заключается в попытке творческого синтеза криминалистического прогнозирования и профилактики преступлений, в едином подходе к пониманию связи данных явлений.

Теоретическая, практическая значимость исследования. Основной целью, поставленной перед настоящим исследованием является изучение теоретичес­ких основ и практики криминалистического прогнозирования в аспекте профилактики преступлений. В работе изучаются закономерности, присущие процессу разработки прог­нозов, а также закономерности и тенденции в прогнозируемых объектах. Данная теория призвана служить связующим звеном между криминалистикой и смежными с ней общественными и тех­ническими науками. Кроме того, посредством указанной теории осуществляется внутренняя интегративная связь между разде­лами самой науки криминалистики.              

Прикладное значение заключается в оказании помощи в разработке криминалистических прогнозов для раск­рытия, расследования и, прежде всего - предупреждения преступлений. Подго­товка настоящего исследования также связана с изучением информационно-аналитических, организационно-управленческих структур и прогностических подразделений в системе правоохранительных органов. Иссле­дования позволяют соз­дать интегрирующие прогностические системы на стыке (мест­ных и центральных) органов государственного управления и правоохранительных органов. Кроме того, внедрение кримина­листического прогнозирования в процесс разработки правовых актов позволит значительно повысить эффективность их регу­лирующего действия.

Настоящее исследование связано с ре­шением основной задачи изучения научной и практи­ческой деятельности в сфере борьбы с преступностью. Глубокое изучение теоретических основ криминалистического прогнозирования позволяет осмыслить основы учебного процесса в области преподавания криминалистики и других дисциплин в юридических вузах и системе повышения квалификации сотрудников правоохранительных органов. Прог­нозы в этом направлении имеют особое значение, т.к. опре­делят характер влияния на следующее поколение сотрудников правоохранительных органов и формирование их профессиональ­ных навыков.

Структура и объем работы. Исследование состоит из вве­дения, двух глав, включающих в себя четыре параграфа, заключения, списка использованной литературы. Структура, последовательность и объем изложения ма­териала обусловлены стремлением создать целостное представ­ление о криминалистической профилактике и ее научной основе - прогнозированию и их прикладного значения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ПРОГНОЗ КАК НАУЧНАЯ ОСНОВА ПРОФИЛАКТИКИ

 

 

§1. Прогноз как научное предвидение

 

Прогнозы, как основа профилактики, являются частью предвидения и, таким об­разом, не идентичны последнему. Прогноз—научное предвидение. Но существует и ненаучное предвидение. Кроме того, следует отличать и эмпирическое предсказа­ние, которое занимает как бы промежуточное положение между научным и ненаучным предвидением.

Ненаучным называется такое предвидение, которое основывается на фантастических, нереальных, искус­ственно сконструированных взаимосвязях, нередко на ви­дениях, «откровениях», то есть такое предвидение, един­ственная цель которого—манипулирование человече­скими взглядами и поведением и которое не имеет фактической основы. Ясновидение, гадание, астро­логия и тому подобное также относятся к ненаучному предвидению. К той же группе относятся и проро­чества — например, социальные утопии Нового времени. Следует подчеркнуть, что определение ненаучности не при всех обстоятельствах включает политико-историче­скую оценку общественной роли предвидения. К ненауч­ному предвидению относятся также предсказания уто­пического и религиозного характера, которые сыграли прогрессивную и революционную роль.

Научным мы называем такое предвидение, которое представляет собой результат научной теории, получен­ный в рамках этой теории, опирающийся прежде всего на фундамент систематического научно-теоретического анализа закономерностей и условий их реализации.

Только такой вид предвидения, исходящего из ана­лиза данных условий, может обеспечить максимальную надежность предвидения и максимальную уверенность основанного на нем действия, наиболее полное проникно­вение в возможные, вероятные и необходимые тенденции будущего. Но отличительным признаком научного пред­видения никоим образом не является абсолютно точное и полное знание будущего. Такое знание, как будет вид­но из дальнейшего, логически бессмысленно. Характер­ным для прогнозирования прежде всего является то, что оно опирается на познание законов и на действенную ме­тодику, и поэтому его результаты могут быть проверены, исправлены, уточнены и развиты дальше; оно ограничи­вается предсказанием того, что может быть предсказано вследствие своей диалектической детерминированности, исходя из прошлого и настоящего, как необходимое и вероятное.

Эмпирическим называется предвидение, которое ос­новывается на повседневном опыте людей, на фактиче­ской или мнимой взаимосвязи и регулярности, которое, однако, не опирается на теоретическую основу, теорети­ческое построение или оценку опыта, на изучение законо­мерностей происходящих процессов, В качестве примера можно привести так называемые народные приметы. Обычно эти предсказания сомнительны или неопреде­ленны. Но это ни в коем случае не исключает того, что они могут иногда оправдываться либо случайно, либо в силу бессознательного отражения фактических законо­мерных взаимосвязей.

Долгое время предвидение подобного рода играло значительную роль в жизни человека, проявляясь в фор­ме разных житейских правил. Оно существовало доволь­но долго в условиях устойчивых и замкнутых карлико­вых хозяйств с их производственными и общественными отношениями. Иначе обстоит дело в настоящее время.  В этих условиях эмпирическое предвидение абсолютно неудов­летворительно и может стать плохим советчиком, чаще указывающим неверные, нежели верные пути.

Во избежание недоразумений необходимо подчерк­нуть, что в повседневном общении часто употребляются словесные средства, которые внешне не отличаются от предсказаний, но не имеют значения предсказания в от­ношении их фактического идейного содержания. Часто встречаются индивидуальные или коллективные заявле­ния, обязательства, планы, директивы, приказы, мораль­ные нормы и т. д., излагаемые в форме предвидения бу­дущего. Если кто-нибудь говорит: «Ко времени у я буду у пункта х», то это имеет по крайней мере два значения. В одном случае этим он утверждает, что благодаря за­кономерному процессу или определенному порядку (на­пример, на железной дороге), на знание которых он опирается, он будет к назначенному времени в опреде­ленном месте х. Здесь речь идет действительно о предви­дении, в известном смысле о научном предвидении. В дру­гом случае он может выражать свою волю, свое субъективное намерение, желание достичь пункта х ко времени у. В последнем случае, строго говоря, предложение не выражает предвидения, оно не имеет значения предвиде­ния; то, что имеется в виду при этом высказывании, представляет собой нечто другое. С особой силой подоб­ные смысловые явления выступают при формулировании обязательств и вообще при формулировании различного рода проектов, планов. Иное, естественно, представляет собой предвидение, при разработке которого учитывается воздействие планов, обязательств, проектов и т. д. на ре­альные общественные процессы.

Теперь обратимся к научному предвидению. Следует подчеркнуть принципиальную не­совместимость научного предвидения, с одной стороны, и пророчества и утопизма—с другой. Это необходимо еще и потому, что в определенной части социаль­но-теоретической литературы, к примеру в философии истории, стал заметен крен в сторону прорицательных историче­ских конструкций.

В чем заключаются решающие отличия прорицаний от научных предвидений? Наряду с уже упомянутой про­тивоположностью - прогноз опирается на знание реаль­ных взаимосвязей (прежде всего закономерностей), а ха­рактерным для прорицаний является опора на открове­ния, видения, фантастические взаимосвязи—необходимо подчеркнуть следующее.

Прорицания, как правило, невозможно опровергнуть научными аргументами, соображениями, ибо они не опи­раются на взаимосвязи, поддающиеся проверке.

При прогнозах, напротив, важно, что наряду с про­стым утверждением в отношении будущего выступает утверждение, при помощи которого пер­вое было добыто и которое должно обладать определен­ной логической структурой; именно на этой основе про­гнозы могут быть проверены при помощи научно-теоре­тических суждений. С этим, далее, связано то, что прорицания по своей природе являются исключительными и выступают с претензией на абсолютную надежность и неизменную достоверность. Для прогноза характерным является то, что он представляет собой продукт мысли­тельного и трудового процесса и поэтому находится в со­стоянии развития, подъема от незнания к знанию, что прогностическое высказывание постоянно оправдывается с определенной степенью вероятности. И наконец, для прорицаний, как и для утопии, характерно, что они дают, как правило, готовую, статическую, застывшую, изолиро­ванную картину прорицаемых обстоятельств. Прогноз, напротив, всегда дает динамическую картину, в которой все прогнозируемые обстоятельства воспринимаются как моменты одного непрерывного диалектического процесса развития, причем последний может быть понят только исходя из реальных условий, противоречий, движущих сил и закономерностей.

Утопизм имеет то общее с про­рицанием, что утопия, как правило, также дает застывший,  неподвижный  образ   предсказываемых обстоятельств.

Все это связано еще с одним обстоятельством, кото­рое имеет место и при прорицании, а при утопии силь­нее выступает на первый план и определяет теоретико-познавательную сущность дела. Там, где при научном предвидении действуют реальные взаимосвязи и процес­сы (из которых возникает прогноз), при утопии дей­ствуют желания, оценки, моральные требования; они  занимают место закономерных взаимосвязей и воспринимаются в качестве последних, так что в конечном ито­ге подобного рода предвидение представляет собой не что иное как простую экстраполяцию оценок и мораль­ю/воззрений, или картину, которая изображает субъ­ективные желания, оценки и требования как будущую действительность.

К пониманию сущности прогноза можно прийти раз­ными путями в зависимости от того, с какой точки зре­ния рассматривается проблема, в зависимости от того, в чем состоит практический опре­делитель связи предмета с тем, что нужно человеку.

Если к понятию прогноза подойти только с точки зре­ния логических структур, то определение будет выгля­деть иначе, чем при обозначении прогноза как руководя­щего инструмента профилактики. Прогнозы суть продукты интеллектуальной деятельности людей.

Что отличает их от других продуктов, что характери­зует интеллектуальную деятельность, которая их со­здает?

Предположим, мы хотим в опреде­ленное время To бросить камень со скалы и тут же ска­зать, в какое время Ti камень окажется на месте. Если мы хотим делать это не наобум, то должны знать неко­торые вещи или по меньшей мере иметь о некоторых из них практическое суждение.

Во-первых, мы во всяком случае должны знать закон, которому подчиняются свободно падающие тяжелые те­ла. Во-вторых, мы должны знать или оценить ряд условий, при которых начинается падение или которые влияют на па­дение. Мы должны знать высоту скалы. Мы должны учесть форму камня, которая при известных условиях может влиять на время его падения. Мы должны учесть сопротивление воздуха, которое различно в зависимости от направления ветра (встречный, попутный) и воздей­ствие которого варьируется в зависимости от высоты скалы и увеличивающейся скорости падения.

Ради простоты предположим, что форма камня и ус­ловия сопротивления воздуха лишь в незначительной степени влияют на свободное падение. Если вышепри­веденное уравнение решать относительно и обозначить высоту скалы через s, то мы можем рассчитать время падения камня. Прибавив это время к Tо, мы получим ис­комое, до сих пор неизвестное нам время  приземления камня; таким образом мы получим предсказание отно­сительно Ti.

Общий вывод из данного при­мера следующий.

Во-первых, перед нами стоял вопрос относительно ра­нее неизвестного нам (в данном случае относительно времени Ti). Во-вторых, мы оперировали с известной нам закономерностью, господствующей в данном процессе, в ходе которого возможен неизвестный нам результат или неизвестное нам положение дел. В-третьих, мы име­ли значение или основанное на убедительных, разумных оценках предположение относительно решающих исход­ных и сопутствующих условий указанного процесса. В-четвертых, мы использовали указанные выше знания (частично, предположения) для получения обоснован­ного предвидения до того неизвестного нам положения вещей.

Непосредственная цель всей интеллектуальной опера­ции состояла в том, чтобы получить это высказывание о существовании возможного как конечный результат процесса, но до сих пор неизвестного нам явления. Это заключение было получено как вывод из определенных предпосылок, а именно из предположений относительно закономерности, исходных и сопутствующих обстоя­тельств этого процесса. Заключение, вытекающее из рас­смотрения нашего примера, может быть обобщено.

Таким образом, мы зафиксировали с логико-гносеологической точки зрения то решающее, что мы имели в виду говоря о прогностической деятельности мышления и результате-прогнозе.

 

 

 

§2. Значение прогноза в профилактике преступлений

 

Прогноз всегда представляет собой высказывание о ранее  неизвестном положении вещей, которое мы по­лучаем в рамках научной теории как итог, как заключение на основе вывода из известных или обоснованных предположений. Далее, выявляется логическая структура  прогностической деятельности мышления, логиче­ский костяк, который лежит в основе процесса получения и обоснования прогноза. Эта структура может быть выражена схемой вывода от высказываний о закономер­ностях и высказываний об условиях их процесса к предположению о неизвестном. 

Только в очень редких случаях прогнозы мо­гут быть получены легко и просто. В вышеприведенном примере использован очень простой физический закон, кото­рый к тому же точно известен и может быть выражен простым математическим уравнением.

Очень благоприятными были исходные и сопутствую­щие условия, игравшие роль при свободном падении камня; они ясны, обозримы, могут быть мысленно выде­лены, легко измерены или в известной мере надежно оце­нены. Способ выведения неизвестного из наших знаний также весьма прост. Оно происходит при помощи несло­жной операции с простым математическим уравнением, с включением в него эмпирических данных.

Напротив, типичными для прогностической деятель­ности являются несравненно более сложные случаи как в области естественных наук, так и в технических и осо­бенно в общественных науках. Например, при прогнозе общественных процессов приходится иметь дело, как пра­вило, с очень сложными комплексами. Различные обла­сти и явления общественной жизни вплетены в сложные общественные организмы и могут лишь очень услов­но, временно или в исключительных случаях быть изоли­рованы, рассмотрены сами по себе («в себе») и изучены. Общественные прогнозы в конечном счете всегда предви­дение—само собой разумеется, предвидение, которое со­ответствует указанным выше определениям прогноза,— относительно возможных (особенно будущих) обстоя­тельств поведения общественных систем. Конкретные об­щественные системы (например, химическая индустрия, общественное потребление, образование, отдельные от­расли науки и т. д.) интегрированы в зависимости от условий в системы более высокого порядка вплоть до со­временной общественной формации. Только временно они реализуют самостоятельный образ действий. В зна­чительной части их поведение подчинено целой иерархии систем. Профилактика в конечном счете имеет дело с взаимоотноше­нием систем, которые связаны с системами более высо­кого порядка.

Прогнозы частичных процессов и явлений должны быть поэтому постоянно увязаны с прогнозом всей обще­ственной системы и включены в него или исходить из него. Общественный прогноз вследствие этого—всегда сложный прогноз более высокой системой, которая ин­тегрирует все частные системы в современных условиях и детерминирует их отношения. Поэтому ка­ждый прогноз общественных процессов в наших усло­виях связан с прогнозом развития всей общественной си­стемы. При таких условиях обычно имеют дело с множеством сложных механизмов действия зако­номерностей, Как правило, законы эти много сложнее, чем закон свободного падения тел. Часто знания не обладают свойством укладываться в матема­тическую формулу. Так же сложно обстоит дело с на­чальными и сопутствующими явлениями в прогнозируе­мом процессе. Здесь действует практически необозримое множество факторов, которые необходимо включать, ис­ходя из обусловливающих процессы критериев, в более крупные, поддающиеся обозрению, агрегированные ком­плексы и группы возможностей.

Прежде всего необходимо отметить, что проблемы прогнозирования несравненно более сложны, чем в вышеуказанном примере в предидущем параграфе.

Как бы сложно, однако, ни обстояло дело, общая ха­рактеристика прогноза и общая логическая структура прогностического мышления остаются одинаковыми. Прежде всего нужно знать решающие за­кономерности, которые определяют развитие событий сейчас и будут определять их в будущем. Сюда относятся, например, закономерности развития ми­ровой науки и техники, взаимоотношения между различ­ными элементами производительных сил (прежде всего между технико-объективными и человечески-субъектив­ными элементами), закономерности развития эффективных правоохранительных структур и т. п. Да­лее, необходимо знать целый ряд важнейших условий, в которых начинается прогнозируемый процесс или ко­торые влияют на его ход. Это только некоторая часть информации, которую нужно иметь как минимум, чтобы суметь выска­зать нечто разумное относительно развития производи­тельных сил в определенный отрезок времени. Мы видим, что и в этом случае должна быть дана и дается общая характеристика прогноза и прогностического заключе­ния, которые были показаны выше.

Сказанное выше позволяет ученым сделать некоторые общие теоретические и методологические выводы, основопола­гающие для всякой прогностической деятельности.

Во-первых, становится очевидно, какое значение имеет теория для прогностики. Без теоретического проникно­вения в происходящие процессы и без практического  опыта, без творческого применения теории в прогнозируемых областях вообще не­мыслимо научное прогнозирование. Прогностическая де­ятельность есть прежде всего научно-теоретическая деятельность. Это значит, на каком бы участке общественной жизни, в ка­кой бы области она ни проводилась, она должна пони­маться и осуществляться как «непрерывный процесс», как постоянный творческий процесс труда и мышле­ния. Речь идет не о том, чтобы наспех составить некую картину будущего и представить будущее в соответствии с некими произвольными требованиями. Проблема за­ключается в том, чтобы организовать ответственную, це­леустремленную и непрерывную научную деятельность, которая должна быть свободна от всякой некомпетентности.

Во-вторых, решающим условием всякого прогнозиро­вания является знание закономерностей. Если не иметь информации или обладать очень неполной информацией относительно законов, определяющих ход прогнозируе­мого процесса, или не суметь их выявить, то в таком слу­чае создание серьезного прогноза вообще невозможно. Конечно, невозможно получить полную информацию о всех действующих законах. Во многих случаях придется иметь дело с гипотезами о закономерностях. Но при этом нужно, во-первых, заранее знать, что ненадежность прогноза, как правило, тем больше, чем больше придется прибегать к гипотетическим высказываниям о законе, так что в итоге прогноз может потерять ценность. Во-вторых, осмысленное выдвижение гипотез в про­гностических целях предполагает глубокое знание про­блем закона и обилие фактических знаний относительно закономерностей данной области и других областей. По­этому анализ закона развития (а это является важным теоретическим условием) — альфа и омега любого про­гноза.

В-третьих, решающее значение для прогноза имеет возможно более реальное и точное понимание опреде­ляющих условий, при которых начинаются прогнозируе­мые процессы и которые влияют на них. Это и предвиде­ние реализации условии действия значительного (реле­вантного) для прогноза закона, и данные о других воз­можных условиях и факторах, могущих повлиять на прогноз. Как правило, информацию об исходных и сопутствующих условиях прогнозируемого процесса получить не менее трудно, чем информацию о законе развития. Большей частью приходится иметь дело вначале особенно при общественном прогнозировании, с не­обозримым количеством взаимодействующих факторов, которые затем могут быть включены в более крупные группы.

Во многих случаях не могут быть заранее точно пре­дугаданы также и исходные или сопутствующие обстоя­тельства, и можно считать большим достижением, если их удается обоснованно оценить, сделать убедительные предположения или включить их в большие группы ве­роятностей. По все это снова и снова требует теоретиче­ского осмысления прогнозируемого процесса. Эта про­блема имеет большое значение с точки зрения методики разработки прогноза, так как ошибки при понимании или оценке условий прогнозируемых процессов возрастают при прогностической работе и оказывают потенциальное воздействие на прогностическое предвидение.

Поэтому строжайшая объективность, научная достоверность, честность, исключение субъективизма при анализе и оценке исходных и сопутствующих условий являются непременной предпосылкой успешного прогнозирования.

В общественной жизни прогностическая работа (это относится и к профилактике) становится специфической и в высшей степени важной формой общественной дея­тельности, которая требует применения растущей интел­лектуальной и организационной активности. Это бросает свет на некоторые аспекты работы, важные для ее по­нимания и для понимания тенденций ее развития.

Во-первых, прогностическая деятельность является неотъемлемой частью развивающейся системы общества, основополагающим элементом руководящей и управлен­ческой деятельности, который различным образом связан с управлением в единое целое, в один оперативный цикл. Рост прогностической деятельности и вообще мыслительных функций в процессе управления дол­жен рассматриваться как характеристика развития профилактической деятельности.

     Во-вторых, прогнозирование и планирование, которые функционально и организационно подчинены единому процессу профилактики, превратились в научные дисциплины, предшествующие данному процессу, в научно обоснованные, в научно исследуемые, в научно используемые части управленческой деятельно­сти. Этот процесс соответствует обшей тенденции разви­тия наук в период технической революции. Названный процесс изменения прогнози­рования и планирования является необходимым, про­грессивным процессом, имеющим большое общественное значение. Он ведет также к обобщению, объективизации соответствующих моментов процесса профилактики, освобож­дению их от субъективизма, эмпирической и традиционалистской ограниченности. Он открывает широкое поле для применения современных научных достижений (моделирование, сложная балансировка, оптимальный расчет, сетевое планирование и т. д.); особенно здесь следует назвать развитие и применение  диалектики как метода предвидения и целена­правленного действия. Прогнозы не могут штамповаться в короткое время. Они требуют серьезной, целенаправленной, хо­рошо организованной, постоянной работы.

В-третьих, прогноз не может быть самоцелью. Решаю­щим для всех организационных и теоретических проблем прогностической деятельности является оперативная цен­ность прогноза для максимального укрепления госу­дарственного и общественного порядка.

Существует экономика прогностической деятельности, и прежде всего необходима ее организация и руководст­во ею. Требу­ется концентрация прогностической активности на тех процессах, которые являются решающими для всей правоохранительной системы.

В-четвертых, прогнозирование представляет собой од­ну из важнейших форм коллективной ра­боты, в особенности одну из важнейших форм вовлече­ния личности в процесс планирования и руко­водства общественным развитием, подготовки решений, контроля и критики.

В этой связи следует учитывать, что прогнозирование имеет большое мировоззренческое и идеологическое значение, что оно представляет собой одно из важнейших средств развития сознания. Основные принципы прогнозирования и планирования должны стать само­стоятельными составными частями общего образования.

В-пятых, развитие прогнози­рования предполагает в соответствии с требованиями научной управленческой деятельности наличие современной, безупречно функционирующей си­стемы получения, накопления, передачи и переработки информации. Это важно, принимая во внимание то, что прогнозирование является непрерывным комплексным процессом, который должен протекать в параллельно и который одновременно иерархически организован. Здесь требуется применение принципов современных служб документации и инфор­мации, и особенно своевременной обработки данных. В этом заключены решающие технические предпосылки для дальнейшего развития прогностической деятельности, так как в небывалой степени расширяются как возмож­ности накопления и получения информации—например, о закономерностях, об исходных и сопутствующих усло­виях, — так и имеющиеся в распоряжении человека по­тенциальные возможности перерабатывающих информа­цию систем.

С тех пор как человек обращается за помощью к науке, он делает это с намерением лучше ориентироваться в окружающей действительности, не быть беспомощным по отношению к воздействующим на него силам приро­ды, а использовать их для своих нужд; он стремится также понять господствующие в обществе отношения и развивать их в своих интересах. Предпосылкой осуще­ствления этого является  познание им существующих в природе и обществе взаимосвязей, умение отличать не­обходимые взаимосвязи от случайных, существенные ог несущественных, общие от единичных, выявление объективных законов природы и общества и объяснение с их помощью окружающей его естественной и обще­ственной среды. Но если он хочет остаться на уровне объяснения мира, ему не удастся изменить его в соот­ветствии со своими желаниями, потребностями и интере­сами. Чтобы не только объяснить мир, но и целенаправ­ленно изменить его, человек должен, кроме того, обла­дать знанием возможных результатов своих действий, должен предвидеть или, по меньшей мере в известных границах, оценить последствия  своей деятельности. Условием любой человеческой деятельности, преследую­щей определенную цель, является первоначальное пред­ставление человеком в идеальной форме результата этой деятельности, понимание результата и путей его достижения.

От способа, при помощи которого создается мыслен­ный образ желаемого результата, зависит, между прочим, и то, будет ли достигнут результат или нет. Че­ловеку удается осуществить свой план только в том слу­чае, если этот план не является чистым продуктом фан­тазии, если он не противоречит объективным законам Природы, общества и мышления и если человек имеет в своем распоряжении необходимые средства для осуще­ствления задуманного плана.

Иными словами, успех всякой деятельности в значительной степени зависит от того, насколько основательно предвидение, прогноз ре­зультатов этой деятельности.

Интерпретация, объяснение мира и его практическое преобразование на основе научных прогнозов образуют в практической, целенаправленной деятельности и свя­занном с ней процессе познания нерасторжимое един­ство. Чтобы целенаправленно изменять мир, нужно пре­жде суметь объяснить его. С другой стороны, объясне­ние естественных или общественных взаимосвязей не является самоцелью познания, но первой ступенью прак­тической целенаправленной деятельности человека, в которой проявляется его собственная сущность.

Анализ и прогноз на этом диалектическом пути по­знания также играют значительную роль. Научная тео­рия должна всегда решать двойную задачу: дать анализ существующего положения в области, взятой в качестве объекта, и предсказать новое, еще неизвестное положе­ние. Результативность научной теории в большой сте­пени зависит от того, в какой мере она может сочетать в себе обе эти функции: экспликативную и прогностиче­скую. Экспликативная функция науки играет большую роль прежде всего на первом от­резке диалектического пути познания—от живого созер­цания к абстрактному мышлению, от практики к тео­рии—в то время как прогностическая функция имеет значение в первую очередь на пути от абстрактного мы­шления, от теории к практике; обе эти функции нельзя отрывать друг от друга и противопоставлять друг дру­гу. Они образуют в процессе познания и практической деятельности неразрывное единство. Наука должна осуществлять также экспликативную и прогностическую функ­ции, без чего немыслима профилактическая работа правоохранительных органов.

 

 

 

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Дипломная работа на тему: Криминалистическая профилактика преступлений icon Дипломная работа на тему: Криминалистические проблемы раскрытия и...
Общие положения криминалистических знаний по раскрытию и расследованию преступлений, связанных
Дипломная работа на тему: Криминалистическая профилактика преступлений icon Профилактика преступлений и правонарушений
Профилактика преступлений и правонарушений среди подростков и ранняя профилактика девиантного поведения среди детей младшего школьного...
Дипломная работа на тему: Криминалистическая профилактика преступлений icon Дипломная работа
Профилактика молодёжной наркозависимости как приоритетное направление деятельности социальных служб
Дипломная работа на тему: Криминалистическая профилактика преступлений icon Дипломная Работа на тему Аспекты взаимодействия категорий Языковая...
Выпускная квалификационная работа рассмотрена на заседании кафедры и рекомендована к защите в гак
Дипломная работа на тему: Криминалистическая профилактика преступлений icon Дипломная работа на тему: Ложь и её детекция криминалистическими средствами
Введение с. 4-6
Дипломная работа на тему: Криминалистическая профилактика преступлений icon Дипломная работа должна
Дипломная работа оформляется в виде текста с приложением, если это необходимо, графиков, таблиц, чертежей, карт, схем и других материалов,...
Дипломная работа на тему: Криминалистическая профилактика преступлений icon Дипломная работа на тему: Криминалистика в гражданском процессе
Криминалистические особенности работы с доказательствами по гражданским делам
Дипломная работа на тему: Криминалистическая профилактика преступлений icon Дипломная работа выполнена в соответствии с требованиями Государственного...
Сергеевой Олеси Михайловны, обучающейся по специальности «Экономика и управление на предприятии (электроэнергетика)», на тему
Дипломная работа на тему: Криминалистическая профилактика преступлений icon Дипломная работа на тему: «Криминалистика: прошлое, настоящее, будущее»
Проблемы понятия криминалистики и место криминалистической науки в системе научного знания. 20
Дипломная работа на тему: Криминалистическая профилактика преступлений icon Дипломная работа студента Торцова Никиты Алексеевича на тему: «совершенствование...
Развитие некредитного сегмента деятельности коммерческих банков в условиях мирового финансового кризиса 7
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов