Скачать 2.76 Mb.
|
Министерство образования Российской Федерации ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для Государственных экзаменов по специальности: «Государственное и Муниципальное управление» — 061000 Москва 2002 г. УДК 351 (09) (470) (073) 6Н1 Методическое пособие для государственных экзаменов по специальности «Государственное и Муниципальное управление» — 061000; ГУУ., М. 2002. Составитель заведующий кафедрой государственного и муниципального управления доктор экономических наук, профессор ^ Ответственный редактор заведующий кафедрой государственного управления доктор исторических наук, профессор Н.И. Глазунова Обсуждена и рекомендована на заседании кафедры заведующий кафедрой государственного и муниципального управления 8 декабря 2002г. Обсуждена и одобрена научно-методической комиссией НМС ГУУ по специальности «Государственное и Муниципальное управление» -061000 20 декабря 2002г. © Государственный университет управления, 2002г. ISBN 5-215-01006-4 ^ Население — это совокупность людей, размещенных в пределах определенной территории. Изучение населения означает исследование его состава и структуры. Изучение населения в настоящее время проводится на уровне гос-ва и различных институтов. ^
Перепись населения — это основной источник сведений о населении, но не полный. Существуют и широко используются и др. способы получения данных о населении:
Перепись населения — это научно-организованная статистическая операция с целью получения данных о численности, составе и размещении населения. Перепись обеспечивает сведениями, необходимыми для развития экономики и эффективного управления. При использовании материалов переписи населения в сочетании с естественным движением населения получается подробная хар-ка о населения. 1897 г. — первая перепись населения в России. При переписях населения учитывают не только постоянно проживающее население, но и наличное население. Наличное население — это все население, находящееся в населенном пункте в данный момент, включая и постоянное и временное население. Существует 2 метода заполнения переписных листов:
Практическое значение учета:
Без достоверной инф-ии о населении невозможно эффективно управлять на той или иной терр-ии. В МУ играют большую роль демографические прогнозы. 2. Естественный прирост (убыль) населения. Возрастно-половая пирамида населения: ее построение, особенности и практическая значимость для национальной безопасности России. Существует 3 вида движения населения:
Прирост (убыль) населения хар-ся: 1. Рождаемость n=N/St (‰) N- число родившихся, в чел.; St- средняя численность населения за период t (год). 2. Уровень рождаемости (коэффициент смертности); m=M/St ^ 3. Коэффициент естественного прироста (убыли) населения; к=n-m=N-M/St=ΔS/SΔS — разница между числом родившихся и числом умерших, т.е. прирост населения в тыс. чел.В России рождаемость на уровне 9‰, смертность — 16‰, т.е. естественный прирост на уровне -7‰. Из этого можно сделать вывод, что в России наблюдается убыль населения. Также используется такой показатель, как число детей рожденных в среднем одной женщиной за всю жизнь. Для воспроизводства, что обеспечить положительный прирост должно быть 2,3 ребенка. Для России его величина = 1,2 ребенка. При изучении населения широко применяются пирамиды или поло-возрастные структуры населения, которые представляют собой наглядное графическое распределение населения по полу и возрасту, т.е. возрастным группам (от 0 до 4, от 5 до 9, от 10 до 14, от 15 до 19…). Пирамида представляет собой график, на котором по вертикали отложен возраст до 100 лет, а по горизонтали полосками показана численность отдельных возрастных групп в выбранном масштабе (%). Левая часть графика показывает количество мужчинами, а правая — женщин. Существует 3 вида пирамид:
В России рождаемость низкая, а смертность высокая. Практическая значимость пирамид: распределение населения по отдельным возрастным группам, по пирамиде возрастов населения можно судить об истории развития отдельных поколений. Последствия для нац. безопасности: 1) Угроза развитию страны через уменьшение трудовых ресурсов - Возрастает нагрузка на бюджет в свяхи со стрением населения - потери экономики за счёт интеллектуальной миграции («утечка умов») 2) Угроза для территориальной целостности страны - снижение числ. призывного контингента - вытеснение русского населения с окраин (напр., Дальний Восток) - потеря политического влияния России и т.д. ^ В настоящих условиях возрастающее значение приобретает понятие качества населения. Это понятие многоплановое. С одной стороны оно характеризует совокупную рабочую силу общества (т.е. квалификацию кадров, структура занятости трудовых ресурсов, численность работников с высшим образованием и т.д.), т.е. с одной стороны качество связано с трудовой активностью населения. С др. стороны, качество включает систему характеристик населения (продолжительность жизни, коэф. детской смертности, доля лиц с высшим образованием, состояние здоровья, реальные доходы, уровень занятости населения, ВВП на душу населения), т.е. качество жизни населения (жилищные условия, условия труда, условия окружающей среды). В последние годы в качество населения включают показатели информационной обеспеченности населения (развитость городской инфраструктуры, возможность получения образования, уровень безопасности жизнедеятельности, развитость сферы услуг). Разница в качестве жизни служит миграция населения. При оценке уровня жизни населения используются такие понятия как прожиточный минимум или стоимостная оценка минимальной потребительской корзины — для Москвы уже более 5000 руб. Минимальная потребительская корзина — минимальный набор жизненно необходимых товаров, продуктов и услуг. Она утверждается ежегодно Правительством г. Москвы. На основании анализа показателей рассчитывается индекс развития человеч. потенциала (ООН). По этому индексу первые места в мире занимают Норвегия, Канада, США, Япония; Россия занимает 71 место из 174 стран. Последствия для нац. безопасности: 1) Достаточно низкий уровень жизни ведёт к трудовой, интеллект. и бизнес-миграции. + см. вопрос 2 ^ 1) Авторитарный характер гос-ой власти на всех этапах русской истории, преобладание гос-ой собственности. 2) Политическое господство бюрократии и бюрократический хар-р управления. 3) Неразвитость гражданского общества, слабая степень структурированности общества 3) Персонификация политики и власти Негативным наследием русской государственности стало утверждение в сознании верховной власти «вотчинной» психологии (смотреть на государство как на свою собственность). Особенно негативную наследственность на ход и характер общественно-политической трансформации России носила персонификация политики, т.е. ориентация населения не на законы, а на лица. Это не способствовало утверждению правового сознания (сегодня эта проблема определяющая). Поскольку главной особенностью России являлась огромная роль гос-ва в жизни общества, естественно возникает вопрос каковы причины? Существует несколько подходов к объяснению этой особенности — наиболее распространенный является геополитический подход (многофакторный с учетом влияния географических особенностей политики). С точки зрения многофакторного подхода на Россию повлияли:
Одной из особенностей русской государственности является ее мобилизационный тип развития. Характерно: внешние факторы являются определяющими (т.е. стремление догнать). Это привело к неравномерному, противоречивому и скачкообразному характеру развития, перепрыгивания через необходимые этапы. Мобилизуя все ресурсы, гос-во ставило на первое место экономические интересы, а не интересы личности. Реформы проводились с верху на не подготовленной почве, в интересах государства. В условиях «догоняющей» модели, модернизация приобретает хар-р вторичной (отраженной). Она сопровождается обострением не только социально.-классовых, идейно-нравственных конфликтов общества, но и организационно-функциональным кризисом гос-ва. В свою очередь любая модернизация сопровождается:
«Догоняющая» модель развития ставила традиционную власть в исторические ловушки. Когда попытки превратить общество в цивилизационное заканчивались провалом (развалы государственности монархической и советской). Что касается типов управления Макс Вебер выделял кроме 3-х типов легитимного господства (1.-традиционное; 2.- рациональное (легальное); 3.-харизматическое) выделял 2 типа патриархального управления: 1) чисто патриархальное, на принципах личной преданности (древнерусская модель упр-я); 2) сословный. Принципиальное различие этих двух типов заключается в следующем: в чисто патриархальном сочетание монархического и республиканского (вечевого) начала. В Киевский период не сформировалась бюрократия, управление не отделялось от власти. В московском государстве формировалась бюрократия, возникла администрация (по территориальному признаку, потом по функциональному). Кроме этих 2-х типов следует выделить военно-бюрократическую модель управления при Петре 1 (была сформирована рациональная бюрократия в России). Признаки рациональной бюрократии:
^ Вся история России — перманентная история. Особенности и последствия реформ заключается в том, что они проводились сверху самой властью в ее интересах. Следовательно, реформы требовали усиления власти, особенно перед внедрением новых социальных отношений. Они сопровождались подавлением общества, порождали феномен отчуждения общества от власти. Власть становилась авторитарной, а реформы не доводились до конца, что требовало новых реформ. По утверждению некоторых историков (Ахиезер) Россия вынуждена развиваться по одной из 3 моделей:
Одной из особенностей русской государственности как сегодня подчеркивают исследователи является ее мобилизационный тип развития. Характерно: внешние факторы являются определяющими (т.е. стремление догнать). Это привело к неравномерному, противоречивому и скачкообразному хар-ру развития, перепрыгивания через необходимые этапы. Мобилизуя все ресурсы, гос-во ставило на первое место экономические интересы, а не интересы личности. Реформы проводились с верху на не подготовленной почве, в интересах государства. В условиях «догоняющей» модели, модер-ия приобретает хар-р вторичной (отраженной). Она сопровождается обострением не только соц.-классовых, идейно-нравственных конфликтов общества, но и организационно-функциональным кризисом гос-ва. В свою очередь любая модернизация сопровождается: 1) кризис участия (проблема формирования новой элиты); 2) кризис легитимности (утрата доверия власти); 3) кризис идентичности (слои не могут себя идентифицировать); 4) кризис распределения (способность власти справедливо распределять блага); 5) кризис проникновения (утрата управляемости обществом на различных уровнях). ^ Земская реформа Ивана IV, призванная уничтожить опустошавшую страну систему кормлений, предоставила широкие полномочия «земским» и «губным» старостам, избираемым населением. В задачу земских и губных властей входило преимущественно выполнение поручений центрального правительства по управлению, прежде всего сбор налогов. Решение ими местных проблем считалось второстепенным делом.. В 1708 году Петром I было создано восемь губерний, а к концу царствования число их дошло до двенадцати. Все управление губернией находилось в руках коронных чиновников — местное общество не принимало в нем никакого участия. Таким образом, петровская губерния являлась не местной самоуправляющейся единицей, а лишь частью административного механизма, главной функцией которого была организация армии и отыскивание финансов на ее содержание. В 1766 г. Екатерина издает манифест об избрании в комиссию депутатов от всех местностей и должностей для обсуждения местных нужд. Дворяне высылали от каждого уезда по депутату; городские обыватели по одному от города; прочие сословия и звания по одному от своей провинции. Наиболее важные реформы нашли свое отражение в первой части «Учреждения для управления Губерний Всероссийской Империи», изданной 7 ноября 1775 г. Империя делится Учреждением о губерниях на крупные местные единицы губернии, а те в свою очередь на более мелкие — уезды. Учреждение касается также городов и посадов. Дворянство было признано местным обществом — корпорацией, причем территориальными пределами этого общества были признаны границы губернии. Оно получило право периодических собраний, выбирало из своей среды: губернского и уездного предводителей дворянства, секретаря дворянства, десять заседателей верхнего земского суда, уездного судью и заседателей, земского исправника и заседателей нижнего земского суда. Подобным образом Екатерина II стремилась создать из всех сословий ряд местных организаций («сословных обществ»), предоставив им известные права «по внутреннему управлению сих обществ», а также возложив на эти организации осуществление большинства задач местного управления. Разделив империю на губернии и уезды, поставив во главе губерний наместников и создав органы местного самоуправления, где заседали наряду с коренными чиновниками и местные выборные люди, Екатерина стремилась провести принцип децентрализации власти и создать отдельные самоуправляющиеся единицы на местах. Однако в большинстве уездных городов вскоре было введено упрощенное самоуправление: непосредственное собрание всех членов градского общества и при нем небольшой выборный совет из представителей разных групп городского населения для отправления текущих дел. В небольших городских поселениях коллегиальное начало совсем уничтожалось, и все самоуправление было представлено в лице так называемых «городовых старост». Местное самоуправление времен Екатерины постигла та же участь, какой подверглись петровские ландраты и земские комиссары. Вместо того, чтобы подчинить администрацию контролю местных выборных органов, Учреждение о губерниях, наоборот, предоставляет привыкшей к власти и произволу бюрократии право контроля и руководства над молодыми, вновь созданными учреждениями, в связи с чем роль новых органов самоуправления оставалась крайне незначительной вплоть до реформы 1864 года, когда были введены земские и новые городские учреждения. Именно законодательство Екатерины II можно считать первой попыткой формирования российского муниципального права. |
![]() |
Учебно-методическое пособие Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневной, вечерней и заочной форм обучения |
![]() |
Учебно-методическое пособие Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневной, вечерней и заочной форм обучения |
![]() |
“Методическое пособие по программированию на языке Pascal abc”. Ерёмин О. Ф Методическое пособие рассчитано на школьников 9-11 классов, а также может быть полезно учащимся других учебных заведений среднего... |
![]() |
Методическое пособие для практических занятий красноярск 2002 ... |
![]() |
Учебно-методическое пособие по Новой истории стран Азии и Африки Брянск, 2008 Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневного отделения Исторического факультета, обучающихся по специальности... |
![]() |
Методическое пособие по курсу «Информатика» для студентов, обучающихся по всем направлениям Информатика. Сборник заданий для лабораторных занятий 2-го семестра. Word, Excel: Методическое пособие.– М.: Издательство мэи, 2003.... |
![]() |
Методическое пособие по организации антитеррористических мероприятий... Методическое пособие разработано в целях реализации решения Региональной антитеррористической комиссии под председательством Губернатора... |
![]() |
Учебно-методическое пособие Сураж 2009 Рекомендовано к печати научно-методическим... Учебно-методическое пособие предназначено для студентов средних профессиональных учебных заведений специальности 050720 «Физическая... |
![]() |
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Логистика» Учебно-методическое... Целью курса «Логистика» является формирование у студентов системного мышления при решении проблем управления коммерческими и некоммерческими... |
![]() |
Методическое пособие к курсу "психология управления" Методическое пособие предназначено для систематизации и организации аудиторной и самостоятельной работы по курсу "Психология управления",... |