Методическое пособие к курсу «Возрастная психология» Петрозаводск




Скачать 449.6 Kb.
Название Методическое пособие к курсу «Возрастная психология» Петрозаводск
страница 1/5
Дата публикации 30.04.2016
Размер 449.6 Kb.
Тип Методическое пособие
edushk.ru > Психология > Методическое пособие
  1   2   3   4   5
МО …

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Карельская государственная педагогическая академия»
Н.В. Юдин


Методическое пособие к курсу «Возрастная психология»
Петрозаводск

Издательство КГПА

2011
Рецензенты:

Румянцева А.В., канд. психол. наук, доцент кафедры общей психологии КГПА

Л.И.Теплова, канд. психол. наук, доцент кафедры педагогики и психологии ПетрГУ
Пособие предназначено для студентов заочного отделения педагогических ВУЗов и включает в себя конспективные материалы по основным блокам курса «возрастная психология». Также в пособии представлены материалы для самостоятельной работы…

Введение

Изучение проблемы человеческой индивидуальности, которой посвящено данное пособие, имеет длинную историю и характеризуется противоречивым отношением к самому факту существования различий между людьми. Так некоторые зарубежные психологи (преимущественно бихевиористы) игнорируют индивидуальные различия. Но любая психологическая характеристика существует только в индивидуальных формах.

В рамках психологии индивидуальных различий изучаются наиболее существенные характеристики, определяющие психологический облик человека, их структура и взаимосвязи; природа индивидуальных различий; анализируются уникальность конкретного человека и различия между группами.

Понятие индивидуальности используется в психологии при описании двух явлений. Во-первых, при анализе своеобразия психологических свойств человека, проявляющихся в разных сферах (интеллекте, темпераменте, личности). Во-вторых, при анализе иерархической организации психологических свойств человека.

В данном пособии описываются как своеобразные психологические свойства: интеллект, креативность, одаренность и др., так и разные подходы к описанию систем организации психологических свойств (Б.Г.Ананьева, В.М.Русалова, В.С.Мерлина и т.д.).
^ Цель курса: усвоение студентами знаний о психологических характеристиках различных этапов возрастного развития человека
Задачи курса:

  • Ознакомление слушателей с многообразием теоретических подходов к изучению пути развития человека в онтогенезе;

  • Приобретение знаний о психологических особенностях основных периодов жизни человека

  • Установление связи между имеющимся практическим опытом слушателей и теоретическими знаниями по возрастной психологии;


^ Раздел I. Теоретические основы возрастной психологии

Цель: освоить базовую терминологию курса возрастной психологии и основные теоретические подходы к пониманию развития.

Для понимания специфики возрастной психологии в первой теме этого раздела представлена характеристика ее предмета и методов; даны понятия возраста, развития и роста как базовые для всего курса.

Теории психического развития, представленные в последующих темах раздела, – это результат работы ученых, оставивших наиболее яркий след в возрастной психологии. Эти теории помогают другим ученым в построении своих исследований, практикам – в понимании тех явлений в развитии ребенка, с которыми они сталкиваются.

Теории призваны объяснять феномены, раскрывать связь между явлениями, показывать логику процессов развития. Однако важно отметить, что не существует «правильных» и «неправильных» теорий. Это связано во-первых, с тем, что процессы развития слишком сложны, чтобы одна теория могла претендовать на полное понимание развития человека. Во-вторых, каждая из приведенных концепций имеет как свои достоинства, так и недостатки: каждая подвергалась и подвергается критике.

В курсе возрастной психологии теории предлагаются как широкий, целостный взгляд с разных точек зрения на психическое развитие ребенка. В их числе:

  • Зигмунд Фрейд (изучение психосексуального развития ребенка);

  • Эрик Эриксон (психосоциальное развитие);

  • Лоуренс Колберг (развитие нравственности);

  • Эльконин Даниил Борисович и Выготский Лев Семенович (развитие деятельности);

  • Жан Пиаже (развитие интеллекта).


Тема 1. Возрастная психология как отрасль психологической науки.

Предмет возрастной психологии: раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе, установление возрастных периодов этого развития и причин перехода от одного периода к другому.

Основные понятия возрастной психологии отражают особенности изучаемого предмета: это рост, развитие и возраст.

^ Рост – это процесс количественных изменений внутренней структуры и состава входящих в объект отдельных элементов, без существенных изменений в структуре отдельных процессов. Например, рост запаса слов без изменения функций речи.

Развитие – процесс качественного изменения, который проявляется в появлении новообразований: новых механизмов, новых процессов, новых структур (например, появление первых слов).

Наиболее важные признаки развития:

  • расчленение ранее целостного элемента;

  • появление новых сторон, новых элементов в самом развитии;

  • перестройка связей между сторонами объекта.

Хронологический возраст – количество прожитых человеком лет.

^ Психологический возрасткачественно своеобразный период психического развития, характеризующийся, прежде всего, появлением новообразования, которое подготовлено всем ходом предшествующего развития. Хронологический возраст для психического развития – это лишь координата отсчета, та внешняя сетка, на фоне которой происходит процесс, становление личности ребенка.

^ Особенности психического развития

  • Закон метаморфозы: развитие есть цепь качественных изменений.

  • Развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени, и свой темп, который меняется в разные годы жизни. Так, год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве.

  • Закон неравномерности развития: каждая сторона в психике имеет свой оптимальный (сензитивный) период развития.

Психическое развитие – это цепь качественных изменений, где предыдущий этап подготавливает переход к последующему, но напрямую его не определяет.

^ Факторы, влияющие на развитие человека

Разные концепции по-разному представляют себе силы, влияющие на развитие психики, но наиболее общий взгляд позволяет выделить 3 таких фактора:.

I. Биологические факторы: генотип, физиология, травмы, пол, системы мозга.

Воздействие биологических факторов на психическое развитие может быть прямым: например, генетические нарушения приводят к болезни Дауна, проявляющейся, в частности, в сниженной обучаемости, задержке развития речи, мелкой моторики.

Однако чаще всего невозможно найти такую прямо действующую причину – биологические факторы действуют опосредованно: так, генетически люди не предрасположены к тому, чтобы становиться руководителями, но этому могут способствовать, например, некоторые черты темперамента, имеющие высокую генетическую составляющую.

II. Социальные факторы

Ури Бронфенбреннер предлагает рассматривать развитие человека в экологической перспективе – с точки зрения взаимодействия человека с его окружением, и выделяет четыре уровня, на которых общество влияет на человека.

  1. Микросистема – комплекс отношений между развивающимся человеком и непосредственной средой, включающей самого этого человека» (семья, школа, сверстники и пр.).

  2. Мезосистема – совокупность влияющих друг на друга микросистем. Речь идет о взаимосвязях между семьей, школой, группой сверстников.

  3. Экзосистема – социальные институты, не включенные в непосредственное окружение человека, но оказывающие на него опосредованное влияние (работа родителей – для ребенка, средства массовой информации, местные органы власти, субкультура района).

  4. Макросистема – определяющие жизнь законы, принципы, традиции, религиозные нормы, политическая система.

III. Способности человека, позволяющие ему познавать мир, себя и использовать эти знания в целях саморегуляции (А.Бандура):

  • способность к символизации (язык, схемы, формулы);

  • способность к предвидению, ожиданию событий;

  • саморегуляция (способность ставить цели и оценивать результат своих действий;

  • самоанализ (способность размышлять о себе);

  • викарное научение (т.е. способность к приобретению знаний, навыков через наблюдение или моделирование – например, действие по инструкции или по образцу).

Эмпирические методы возрастной психологии

  • наблюдение – получение информации путем непосредственного восприятия события

  • беседа (интервью) – получение информации во время диалога

  • эксперимент – искусственное инициирование психологических фактов для подтверждения или опровержения тех или иных гипотез

  • тесты – стандартизированные методики для испытания психических функций человека, отвечающие требованиям: надежности (баллы, получаемые разными испытуемыми, должны быть сопоставимы) и валидности (тесты должны на самом деле измерять то, для измерения чего они предназначены).

^ Организационные методы возрастной психологии

  • Лонгитюдный (продольный) метод предполагает изучение одних и тех же испытуемых в разные моменты их жизни. Этот метод дает уникальную информацию об индивидуальных путях развития, но при этом очень затратен и трудоёмок. Лонгитюдные исследования могут длиться десятки лет – на протяжении всей жизни человека.

  • Метод поперечных срезов направлен на одновременное изучение и сравнение нескольких групп испытуемых разного возраста. Несмотря на то что при помощи такого подхода невозможно оценить индивидуальное развитие, по сравнению с лонгитюдным исследованием оно является более коротким, обходится дешевле и в большей степени поддается управлению.

Вопросы для самоконтроля

  1. Назовите предмет возрастной психологии

  2. В чем отличие метода срезов от лонгитюдного метода?

  3. Чем отличается рост и развитие? Проиллюстрируйте примерами из сферы психического развития человека и из других областей.



  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическое пособие к курсу «Возрастная психология» Петрозаводск icon Методическое пособие к курсу "психология управления"
Методическое пособие предназначено для систематизации и организации аудиторной и самостоятельной работы по курсу "Психология управления",...
Методическое пособие к курсу «Возрастная психология» Петрозаводск icon Фмф. Возрастная & педагогическая психология. Вопросы к экзамену. Версия 0
Возрастная психология как отрасль психологической науки: предмет, проблемы, задачи
Методическое пособие к курсу «Возрастная психология» Петрозаводск icon Учебник «Возрастная психология» представляет собой развернутый курс...
В книге реализован периодизационный подход к анализу возрастного развития, методологические принципы которого заложены Л. С. Выготским,...
Методическое пособие к курсу «Возрастная психология» Петрозаводск icon Учебно-методический комплекс дисциплины психология развития. Возрастная...
...
Методическое пособие к курсу «Возрастная психология» Петрозаводск icon Примерный список литературы по психологии и педагогике
Абрамова Г. С. Возрастная психология. Учебное пособие для студентов вузов. 3-е изд., испр. М., 1998
Методическое пособие к курсу «Возрастная психология» Петрозаводск icon Методическое пособие по курсу «Информатика» для студентов, обучающихся по всем направлениям
Информатика. Сборник заданий для лабораторных занятий 2-го семестра. Word, Excel: Методическое пособие.– М.: Издательство мэи, 2003....
Методическое пособие к курсу «Возрастная психология» Петрозаводск icon Вопросы для обсуждения
Данное методическое пособие призвано оказать помощь студентам в организации их аудиторной и самостоятельной работы по курсу "Этнопсихология",...
Методическое пособие к курсу «Возрастная психология» Петрозаводск icon Вопросы к экзамену по курсу «Возрастная психология»
П. Я. Гальперин Метод «срезов» и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления
Методическое пособие к курсу «Возрастная психология» Петрозаводск icon Литература к курсу «Психология управления»
Мананикова Е. Н. Психология управления: Учебное пособие/ Е. Н. Мананникова. – 2-е изд. – М.: Издат торговая корпорация «Данков и...
Методическое пособие к курсу «Возрастная психология» Петрозаводск icon Методическое пособие по дисциплине «Психология и педагогика»
Лекция Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. Методы психологического исследования. История...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов