Вопросы к государственному экзамену
по специальной психологии
Специальная психология как наука. Связь со смежными дисциплинами. Разделы специальной психологии.
Методы психологического исследования детей с отклонениями в развитии.
общие и специфические закономерности аномального развития.
Понятие «норма» и «аномальное развитие». Теория Л.С. Выготского сложной структуры дефекта при аномальном развитии.
Понятие «психический дизонтогенез». Психологические параметры психического дизонтогенеза. Варианты психического дизонтогенеза.
Психологическая характеристика лиц с нарушениями интеллекта (легкая, умеренная, тяжелая, глубокая степень умственной отсталости).
Психологическая характеристика лиц с нарушениями зрения.
Психологическая характеристика детей с задержкой психического развития.
Психологическая характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи.
Психологическая характеристика детей с эмоционально-личностными нарушениями.
Психологическая характеристика детей с ранним детским аутизмом.
Психологическая характеристика детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Психологическая характеристика детей с комплексными психофизиологическими нарушениями.
Проблема комплектования коррекционных учреждений для детей с отклонениями в развитии. Система специальных коррекционно-образовательных учреждений для детей с отклонениями в развитии.
Особенности памяти детей с отклонениями в развитии.
Особенности восприятия детей с отклонениями в развитии.
Особенности поведения детей с отклонениями в развитии.
Особенности личности детей с отклонениями в развитии.
Особенности внимания детей с отклонениями в развитии.
Особенности эмоционально-волевой сферы детей с отклонениями в развитию
Особенности деятельности детей с отклонениями в развитии.
Особенности мышления детей с отклонениями в развитии.
Особенности речи детей с отклонениями в развитии.
Система взаимодействия параллельных служб в специальном образовательном учреждении.
Психологическая характеристика лиц с нарушением слуха.
Вопросы к государственному экзамену
по логопедии
Предмет, объект, цели и задачи логопедии. Внутрисистемные и межсистемные связи логопедии, ее взаимодействие со смежными дисциплинами.
Методологические основы логопедии, принципы и методы логопедии.
Основной понятийно-категориальный аппарат логопедии.
Этиология нарушений речи. Взаимодействие и взаимообусловленность причин, лежащих в основе речевой патологии.
Характеристика экзогенно-органических факторов в возникновении речевых нарушений.
Роль наследственных и социальных факторов в возникновении речевых нарушений.
Основные принципы анализа речевых нарушений.
Анализ структуры речевых нарушений. Речевые и неречевые проявления, характер их связей. Первичные и вторичные нарушения.
Критерии современной классификации речевых нарушений.
Клинико-педагогический подход к классификации речевых нарушений. Характеристика основных форм нарушений речи.
Психолого-педагогический подход к классификации речевых нарушений. Характеристика основных форм нарушений речи.
Общедидактические и специальные принципы, лежащие в основе логопедического воздействия.
Факторы, определяющие выбор методов логопедического воздействия.
Практические, наглядные и словесные методы логопедической работы.
Дислалия. Классификация дислалий. Характеристика отдельных форм.
Нарушения в строении артикуляционного аппарата, их влияние на состояние звукопроизношения.
Нарушения звукопроизношения, обусловленные аномалиями зубо-челюстной системы.
Общая характеристика нарушений звукопроизношения.
Нарушения произношения свистящих звуков. Методика коррекционной работы.
Нарушения произношения шипящих звуков. Методика коррекционной работы.
Нарушения произношения группы соноров. Методика коррекционной работы.
Дефекты озвончения и дефекты смягчения. Методика коррекционной работы.
Содержание работы при коррекции звукопроизношения. Цели и задачи каждого этапа.
Логопедическое обследование.
Артикуляционная гимнастика.
Составление плана работы с ребенком с дислалией.
Общая характеристика дизартрии. Классификация дизартрии.
Содержание коррекционной работы при дизартрии.
Отграничение легкой степени дизартрии от дислалии. Диагностические признаки.
Характеристика основных форм ринолалии и ринофонии.
Специфика нарушений устной и письменной речи у детей школьного возраста у детей с ринолалией.
Приемы коррекции звуковой стороны речи при ринолалии.
Нарушения темпа, ритма и плавности речи. Основные направления коррекционного взаимодействия.
Общая характеристика нарушений голоса. Методика коррекционной работы.
Заикание. Этиология, симптоматика.
Основные направления коррекции заикания в разных возрастных периодах.
Алалия. Этиология, симптоматика, механизм.
Характеристика моторной и сенсорной алалии и основные направления коррекционной работы.
Афазия. Этиология, симптоматика, механизм.
Афферентная и эфферентная моторная афазия.
ФФН. Методика логопедической работы.
ОНР. Основные направления и содержание коррекционной работы.
Уровни ОНР.
Содержание логопедической работы на каждом из уровней ОНР.
Психофизиологическая структура процессов чтения и письма.
Дислексия. Классификация, симптоматика.
Дисграфия. Классификация, симптоматика.
Особенности логопедической работы при разных формах нарушения письменной речи.
Система учреждений для детей с нарушениями речи.
Готовность к овладению грамотой.
Вопросы по Общей психологии
Специальность: Логопедия
Сознание как высшая форма психического отражения. Структура. Свойства сознания.
Понятие высших психических функций. Их строение и развитие,
Психологическая теория деятельности. Виды деятельности.
Потребности, их характеристика и классификация.
Мотивы, их виды и функции
Индивид, индивидуальность, личность.
Общее представление об индивидуальных психологических свойствах личности.
Общее представление о сенсорных процессах. Классификация видов ощущений и их характеристика. Проблемы измерения ощущений.
Общее представление о восприятии. Восприятие пространства, времени и движения.
Общее представление о внимании. Виды и свойства внимания и их характеристика.
Внимание как высшая психическая функция. Проблема развития внимания.
Общее представление о памяти. Виды и закономерности памяти.
Память как высшая психическая функция. Развитие памяти.
Общее представление о мышления. Виды мышления и их характеристика.
Мышление и речь. Проблема формирования понятий.
Язык и речь. Виды и функции речи.
Общее представление о воображении. Виды и функции воображения.
Общее представление о личности. Проблема развития личности.
Общая характеристика темперамента. Типологии темперамента.
Общее представление о характере. Основные типологии характера и его акцентуации.
Общая характеристика способностей. Виды способностей. Задатки и способности.
Проблема развития способностей. Способности и одаренность.
Общая характеристика волевых процессов.
Общая характеристика эмоциональных процессов. Виды и функции эмоций.
Основные этапы психического развития ребенка.
|