Скачать 126.44 Kb.
|
Под названием “транспортная задача” объединяется широкий круг задач с единой математической моделью. Классическая транспортная задача – задача о наиболее экономном плане перевозок однородного продукта или взаимозаменяемых продуктов из пунктов производства в пункты потребления, встречается чаще всего в практических приложениях линейного программирования. Линейное программирование является одним из разделов математического программирования – области математики, разрабатывающей теорию и численные методы решения многомерных экстремальных задач с ограничениями. Огромное количество возможных вариантов перевозок затрудняет получение достаточно экономного плана эмпирическим или экспертным путем. Применение математических методов и вычислительных в планировании перевозок дает большой экономический эффект. Транспортные задачи могут быть решены симплексным методом однако матрица системы ограничений транспортной задачи настолько своеобразна, что для ее решения разработаны специальные методы. Эти методы, как и симплексный метод, позволяют найти начальное опорное решение, а затем, улучшая его получить оптимальное решение. ^ Однородный груз сосредоточен у m поставщиков в объемах ![]() ![]() ![]() Исходные данные транспортной задачи обычно записываются в таблице (таб1.1).
Таблица1.1. ![]() ![]() В ![]() ![]() ![]() В транспортных задачах под поставщиками и потребителями понимаются различные промышленные и сельскохозяйственные предприятия, заводы, фабрики, слады, магазины и т.д. Однородными считаются грузы, которые могут быть перевезены одним видом транспорта. Под стоимостью перевозок понимаются тарифы, расстояния, время, расход топлива и т.п. ^ Переменными (неизвестными) транспортной задачи являются ![]() ![]() Так как произведение ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Система ограничений задачи состоит из двух групп уравнений. Первая группа из m уравнений описывает тот факт, что запасы всех m поставщиков вывозятся полностью: ![]() Вторая группа из n уравнений выражает требование полностью удовлетворить запросы всех n потребителей: ![]() Учитывая условие неотрицательности объемов перевозок, математическую модель задачи можно записать так: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() В рассмотренной модели транспортной задачи предполагается, что суммарные запасы поставщиков равны суммарным запросам потребителей, т.е. ![]() Такая задача называется задачей с правильным балансом, а ее модель – закрытой. Если же это равенство не выполняется, то задача называется задачей с неправильным балансом, а ее модель – открытой. Математическая формулировка транспортной задачи такова: найти переменные задачи ![]() Математическая модель транспортной задачи может быть записана в векторном виде.. Тогда математическая модель транспортной задачи запишется следующим образом: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ^ Теорема1. Для того чтобы транспортная задача линейного программирования имела решение, необходимо и достаточно, чтобы суммарные запасы поставщиков равнялись суммарным запросам потребителей: ![]() ^ транспортной задачи называется любое допустимое решение, для которого вектор-условия, соответствующие положительным координатам, линейно независимы. Ввиду того, что ранг системы векторов-условий транспортной задачи равен m+n-1, опорное решение не может иметь отличных от нуля координат более m+n-1. Число отличных от нуля координат невырожденного опорного решения равно m+n-1,а для вырожденного опорного решения меньше m+n-1 Любое допустимое решение транспортной задачи можно записать в ту же таблицу, что и исходные данные. Клетки таблицы транспортной задачи, в которых находится отличные от нуля или базисные нулевые перевозки, называются занятыми, остальные – незанятыми или свободными. Клетки таблицы нумеруются так, что клетка, содержащая перевозку ![]() ![]() ![]() Для того чтобы избежать трудоемких вычислений при проверке линейной независимости вектор-условий, соответствующих положительным координатам допустимого решения, вводят понятие цикла. Циклы также используются для перехода от одного опорного решения к другому. Циклом называется такая последовательность клеток таблицы транспортной задачи (i1,j1), (i1,j2), (i2,j2), … , (ik,j1), в которой две и только две соседние клетки расположены в одной клетке или столбце, причем первая и последняя клетки также находятся в одной строке или столбце. Цикл изображают в таблице транспортной задачи в виде замкнутой ломаной линии. В любой клетке цикла происходит поворот звена ломаной линии на 900. Простейшие циклы изображены на рис1, где звездочкой отмечены клетки таблицы, включенные в состав цикла. Теорема3. (о взаимосвязи линейной зависимости векторов-условий и возможности образования цикла). Для того чтобы система векторов-условий транспортной задачи были линейно зависимой, необходимо и достаточно, чтобы из соответствующих клеток таблицы можно было выделить часть, которая образует цикл. Следствие. Допустимое решение транспортной задачи Х=( ![]() ^
Нулевые перевозки принято заносить в таблицу только тогда, когда они попадают в клетку (i,j), подлежащую заполнению. Если в очередную клетку таблицы (i,j) требуется поставить перевозку, а i-й поставщик или j-й потребитель имеет нулевые запасы или запросы, то в клетку ставится перевозка, равная нулю (базисный нуль), и после этого, как обычно, исключается из рассмотрения соответствующий поставщик или потребитель. Таким образом, в таблицу заносят только базисные нули, остальные клетки с нулевыми перевозками остаются пустыми. Во избежание ошибок после построения начального опорного решения необходимо проверить, что число занятых клеток равно m+n-1 и векторы-условия, соответствующие этим клеткам, линейно независимы. Теорема4. Решение транспортной задачи, построенное методом северо-западного угла, является опорным. Метод минимальной стоимости. Метод минимальной стоимости прост, он позволяет построить опорное решение, достаточно близкое к оптимальному, так как использует матрицу стоимостей транспортной задачи С=( ![]() ![]() ![]() Теорема5. Решение транспортной задачи, построенное методом минимальной стоимости, является опорным. ^ В транспортной задаче переход от одного опорного решения к другому осуществляется с помощью цикла. Для некоторой свободной клетки таблицы строится цикл, содержащий часть клеток, занятых опорным решений. По этому циклу перераспределяются объемы перевозок. Перевозка загружается в выбранную свободную клетку и освобождается одна из занятых клеток, получается новое опорное решение. Теорема6. (о существовании и единственности цикла). Если таблица транспортной задачи содержит опорное решение, то для любой свободной клетки таблицы существует единственный цикл, содержащий эту клетку и часть клеток, занятых опорным решением. Означенный цикл. Ц ![]() ![]() - 5 + 6 + -
рис 2. Сдвигом по циклу на величину ![]() ![]() ![]() Т ![]() ![]() ![]() ^ Широко распространенным методом решения транспортных задач является метод потенциалов. Этот метод позволяет упростить наиболее трудоемкую часть вычислений – нахождение оценок свободных клеток. Т ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ^ Порядок решения транспортной задачи методом потенциалов следующий.
4если известен потенциал ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() если известен потенциал ![]()
^ Задача о размещении производства с учетом транспортных затрат. Имеется (проектируется) m пунктов производства с объемами производства ![]() ![]() ![]() ![]() Задача решается как транспортная задача, матрица стоимостей которой составляется как сумма матриц: С=( ![]() ![]() ![]() Вводится фиктивный потребитель. Затем задача решается обычным способом. Далее сокращается производство в пунктах, продукция которых в оптимальном плане перевозок поставляется фиктивному потребителю. ^ Имеется m групп людей (станков) численностью ![]() ![]() ![]() Составим математическую модель данной задачи по аналогии с транспортной задачей. Обозначим ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Для использования алгоритмов, разработанных для транспортной задачи, можно перейти от нахождения максимума к нахождению минимума. Для этого нужно умножить коэффициенты целевой функции на (-1), тогда целевая функция будет иметь вид ![]() ![]() ![]() Можно также изменить критерий оптимальности. Например, вместо ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
Задача 2 определение дипломатов районной олимпиады задача 3 отчет... Каждый документ должен иметь заголовок оформленный по правилам ведения деловой документации |
![]() |
Транспортная задача линейного программирования Необходимо составить план перевозок, при котором запросы всех пунктов потребления были бы удовлетворены за счет имеющихся продуктов... |
![]() |
Задача э/т Задача э/т – дать не просто описание э/явлений, а показать их взаимосвязь, т е раскрыть систему э/явлений, процессов и законов |
![]() |
Задача математической статистики Создание методов сбора и обработки статистических данных для получения научных и практических данных |
![]() |
М. А. Рыбникова о выразительном чтении Задача заключается … в том, чтобы научить живо понимать и переживать содержание, выраженное … живым потоком слов. Задача в том,... |
![]() |
1. Сущность понятия «Стратегический менеджмент». Главная задача стратегического... Ителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, адекватные воздействию окружающей среды и позволяющие... |
![]() |
Задача состоит в том, чтобы всем нам хорошо известный в общих чертах... Ф 65 Факты сознания. Назначение человека. Наукоучение / Пер с нем. — Мн.: Харвест, М.: Act, 2000. — 784 с. — (Классическая философская... |
![]() |
Задача воспитателя в области развития речи детей младшего дошкольного... Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества |
![]() |
Методические рекомендации «Исследование правовой культуры личности... Школа модель гражданского общества. Почти впервые в истории педагогики у школы появилась задача попытаться не только передать прошлое... |
![]() |
Экзаменационные вопросы по курсу «Проектирование и технология рэс» Задача технологии как науки – выявление физических, химических, механических и других закономерностей с целью определения и использования... |