V олимпиада по химии «Юные таланты»

  • От :
  • Категории : Без рубрики

V олимпиада по химии «Юные таланты»
I этап
Итоговый тур.
Задания для 9 классаКаждое из заданий оценивается в 10 баллов.
Задача № 9-1
Если произвести электроискровое распыление золота, то образуются частицы металла со средним диаметром 0,05 микрометров. Сколько атомов золота содержится в каждой такой частице, если плотность золота составляет 19,3 г/см3?
Задача № 9-2
Под стеклянным колпаком помещают в открытых сосудах 400 г насыщенного раствора сульфата магния и 20 г безводного сульфата натрия. В результате поглощения паров воды сульфат натрия превращается в кристаллогидрат Na2SO4·10H2O. Определите массу MgSO4·7H2O, выделившегося из раствора после окончания гидратации Na2SO4. Растворимость MgSO4 составляет 35,5 г на 100 г воды.
^
Раствор, содержащий 2,665 г гидрата хлорида хрома (III) состава CrCl3H12O6, при действии избытка раствора нитрата серебра образует 2,87 г осадка. Объясните данное явление, приведите координационную формулу гидрата.
^ Восстановите левую часть уравнений (с учетом коэффициентов):
…→ 5S↓ + K2SO4 + 2MnSO4 + 8H2O
…→ NO + FeCl3 + NaCl + H2O
…→ J2 + 2KNO3 + Pb(NO3)2 + 2H2O
^ Среди реактивов была найдена баночка без этикетки с белым порошком. Вещество заметно не растворялось в воде даже при нагревании, но растворялось с газовыделением в разбавленных растворах кислот: соляной, азотной, серной. Полученные растворы дают белые осадки при добавлении растворов фторида, фосфата. При прокаливании на воздуходувной горелке навески порошка уменьшение массы составило почти 60%. Остаток растворим в воде, образует щелочной раствор.1. Какое вещество могло находиться в баночке?2. Как можно однозначно доказать состав порошка?3. Напишите уравнения реакций.
Задания для 10 класса
Каждое из заданий оценивается в 10 баллов.
^
Предложите путь превращения пропена в каждое из следующих соединений, используя необходимые реагенты. Запишите уравнения реакций, укажите условия их протекания. Для реакций (а) и (б) напишите механизм.а) 2-бромпропан,б) 1-бромпропан,в) 3-бром-1-пропен,г) пропаналь,д) пропиленоксид (эпоксипропан),е) бутиловый спирт.
^
При дегидратации насыщенного спирта, имеющего нормальную цепь углеродных атомов, получается алкен, который может существовать в виде геометрических изомеров. Алкен полностью реагирует с хлороводородом, полученным из 29,25 г хлорида натрия. Если полученный алкен сжечь, то образовалось бы 56 л оксида углерода (IV) (н.у.).Какой спирт и в каком количестве использован для получения алкена? Каково строение алкена? Напишите все уравнения реакций.
^
Смесь порошков двух неметаллов массой 20 г прокалили на воздухе, получив при этом белый порошок массой 30 г и легко растворимый в воде газ. Исследование свойств продуктов прокаливания показало, что порошок не растворяется в воде, устойчив к воздействию большинства кислот, но легко реагирует со фтороводородной кислотой и растворами щелочей. Водный раствор газа обладает кислой реакцией среды, даёт белые осадки c известковой водой и водными растворами нитрата серебра, сульфата кадмия и ацетата свинца. Используя приведённые данные, определите:1. Какие неметаллы составляли исходную смесь?2. Рассчитайте процентный состав смеси и объём газообразного продукта при стандартных условиях3 Напишите уравнения проведённых реакций.
(продолжение см. на обороте)
Задача № 10-4
С целью экономии и снижения вредного воздействия на окружающую среду после проведения экспериментов в школе отходы целесообразно использовать в качестве вторичного сырья для получения химикатов. Одним из отходов является раствор, который остается в аппарате Киппа после получения оксида углерода (IV) при взаимодействии карбоната кальция с соляной кислотой. 1. Напишите реакцию получения оксида углерода (IV).2. Изобразите схему аппарата Киппа, подпишите составные части аппарата. 3. Рассчитайте массу безводного хлорида кальция, который можно было бы извлечь из раствора после взаимодействия 100 г карбоната кальция с соляной кислотой. При расчете примите во внимание, что используемый карбонат кальция содержит 3,5 % примесей.4. Какое применение в школьной химической лаборатории может иметь хлорид кальция? 5. Как получают оксид углерода (IV) в промышленных масштабах? Приведите химические реакции.
^
Под стеклянным колпаком помещают в открытых сосудах 400 г насыщенного раствора сульфата магния и 20 г безводного сульфата натрия. В результате поглощения паров воды сульфат натрия превращается в кристаллогидрат Na2SO4·10H2O. Определите массу MgSO4·7H2O, выделившегося из раствора после окончания гидратации Na2SO4. Растворимость MgSO4 составляет 35,5 г на 100 г воды.
Задания для 11 класса
Каждое из заданий оценивается в 10 баллов.
^
При окислении 0,06 моль неизвестного органического вещества водным раствором перманганата калия образовалось 9,96 г оксалата калия, 13,92 г MnO2, 2,24 г KOH и вода. Какое вещество подверглось окислению? Напишите уравнение окисления ближайшего гомолога этого вещества кислым раствором перманганата калия.
^
16,3 г смеси α-аминокислоты и первичного амина (молярное соотношение 3:1) могут прореагировать с 20 г 36,5%-ной соляной кислоты. Определите качественный и количественный состав (в граммах) смеси, если известно, что оба вещества содержат одинаковое число атомов углерода.
^
Расшифруйте схему, напишите уравнения реакций.
Задача №11-4
Провели электролиз раствора KI массой 1 кг с массовой долей растворенного вещества 50 %. При этом сила тока составляла 5 А, а время электролиза – 5 ч 21 мин 40 с. Напишите уравнения реакций, протекающих на электродах, и суммарного процесса в ионно-молекулярном и молекулярном видах. Считая выход по току равным 100 %, рассчитайте массы продуктов электролиза и массовые доли продуктов, оставшихся в растворе.
(продолжение см. на обороте)
Задача №11-5
Начальная скорость химической реакции между водородом и парами хлора выражается кинетическим уравнением: w=Скорость реакции определяли при одной и той же температуре в четырех пробах газовой смеси:в стехиометрической смеси реагентов, которую обозначим (1);в смеси (1) с добавлением равного ей объема водорода;в смеси (1) с добавлением равного ей объема паров хлора;в смеси (1) при четырехкратном сжатии.
Найдите численное отношение начальных скоростей реакции во всех четырех случаях – w1: w2: w3: w4. Определите размерность константы скорости К, если скорость реакции выражена в моль/л·с, а концентрации реагентов даны в моль/л.

V олимпиада по химии «Юные таланты»

I этап

Итоговый тур.

Задания для 9 классаКаждое из заданий оценивается в 10 баллов.

Задача № 9-1

Если произвести электроискровое распыление золота, то образуются частицы металла со средним диаметром 0,05 микрометров. Сколько атомов золота содержится в каждой такой частице, если плотность золота составляет 19,3 г/см3?

Задача № 9-2

Под стеклянным колпаком помещают в открытых сосудах 400 г насыщенного раствора сульфата магния и 20 г безводного сульфата натрия. В результате поглощения паров воды сульфат натрия превращается в кристаллогидрат Na2SO4·10H2O. Определите массу MgSO4·7H2O, выделившегося из раствора после окончания гидратации Na2SO4. Растворимость MgSO4 составляет 35,5 г на 100 г воды.

^

Раствор, содержащий 2,665 г гидрата хлорида хрома (III) состава CrCl3H12O6, при действии избытка раствора нитрата серебра образует 2,87 г осадка. Объясните данное явление, приведите координационную формулу гидрата.

^ Восстановите левую часть уравнений (с учетом коэффициентов):

…→ 5S↓ + K2SO4 + 2MnSO4 + 8H2O

…→ NO + FeCl3 + NaCl + H2O

…→ J2 + 2KNO3 + Pb(NO3)2 + 2H2O

^ Среди реактивов была найдена баночка без этикетки с белым порошком. Вещество заметно не растворялось в воде даже при нагревании, но растворялось с газовыделением в разбавленных растворах кислот: соляной, азотной, серной. Полученные растворы дают белые осадки при добавлении растворов фторида, фосфата. При прокаливании на воздуходувной горелке навески порошка уменьшение массы составило почти 60%. Остаток растворим в воде, образует щелочной раствор.1. Какое вещество могло находиться в баночке?2. Как можно однозначно доказать состав порошка?3. Напишите уравнения реакций.

Задания для 10 класса

Каждое из заданий оценивается в 10 баллов.

^

Предложите путь превращения пропена в каждое из следующих соединений, используя необходимые реагенты. Запишите уравнения реакций, укажите условия их протекания. Для реакций (а) и (б) напишите механизм.а) 2-бромпропан,б) 1-бромпропан,в) 3-бром-1-пропен,г) пропаналь,д) пропиленоксид (эпоксипропан),е) бутиловый спирт.

^

При дегидратации насыщенного спирта, имеющего нормальную цепь углеродных атомов, получается алкен, который может существовать в виде геометрических изомеров. Алкен полностью реагирует с хлороводородом, полученным из 29,25 г хлорида натрия. Если полученный алкен сжечь, то образовалось бы 56 л оксида углерода (IV) (н.у.).Какой спирт и в каком количестве использован для получения алкена? Каково строение алкена? Напишите все уравнения реакций.

^

Смесь порошков двух неметаллов массой 20 г прокалили на воздухе, получив при этом белый порошок массой 30 г и легко растворимый в воде газ. Исследование свойств продуктов прокаливания показало, что порошок не растворяется в воде, устойчив к воздействию большинства кислот, но легко реагирует со фтороводородной кислотой и растворами щелочей. Водный раствор газа обладает кислой реакцией среды, даёт белые осадки c известковой водой и водными растворами нитрата серебра, сульфата кадмия и ацетата свинца. Используя приведённые данные, определите:1. Какие неметаллы составляли исходную смесь?2. Рассчитайте процентный состав смеси и объём газообразного продукта при стандартных условиях3 Напишите уравнения проведённых реакций.

(продолжение см. на обороте)

Задача № 10-4

С целью экономии и снижения вредного воздействия на окружающую среду после проведения экспериментов в школе отходы целесообразно использовать в качестве вторичного сырья для получения химикатов. Одним из отходов является раствор, который остается в аппарате Киппа после получения оксида углерода (IV) при взаимодействии карбоната кальция с соляной кислотой. 1. Напишите реакцию получения оксида углерода (IV).2. Изобразите схему аппарата Киппа, подпишите составные части аппарата. 3. Рассчитайте массу безводного хлорида кальция, который можно было бы извлечь из раствора после взаимодействия 100 г карбоната кальция с соляной кислотой. При расчете примите во внимание, что используемый карбонат кальция содержит 3,5 % примесей.4. Какое применение в школьной химической лаборатории может иметь хлорид кальция? 5. Как получают оксид углерода (IV) в промышленных масштабах? Приведите химические реакции.

^

Под стеклянным колпаком помещают в открытых сосудах 400 г насыщенного раствора сульфата магния и 20 г безводного сульфата натрия. В результате поглощения паров воды сульфат натрия превращается в кристаллогидрат Na2SO4·10H2O. Определите массу MgSO4·7H2O, выделившегося из раствора после окончания гидратации Na2SO4. Растворимость MgSO4 составляет 35,5 г на 100 г воды.

Задания для 11 класса

Каждое из заданий оценивается в 10 баллов.

^

При окислении 0,06 моль неизвестного органического вещества водным раствором перманганата калия образовалось 9,96 г оксалата калия, 13,92 г MnO2, 2,24 г KOH и вода. Какое вещество подверглось окислению? Напишите уравнение окисления ближайшего гомолога этого вещества кислым раствором перманганата калия.

^

16,3 г смеси α-аминокислоты и первичного амина (молярное соотношение 3:1) могут прореагировать с 20 г 36,5%-ной соляной кислоты. Определите качественный и количественный состав (в граммах) смеси, если известно, что оба вещества содержат одинаковое число атомов углерода.

^

Расшифруйте схему, напишите уравнения реакций.

Задача №11-4

Провели электролиз раствора KI массой 1 кг с массовой долей растворенного вещества 50 %. При этом сила тока составляла 5 А, а время электролиза – 5 ч 21 мин 40 с. Напишите уравнения реакций, протекающих на электродах, и суммарного процесса в ионно-молекулярном и молекулярном видах. Считая выход по току равным 100 %, рассчитайте массы продуктов электролиза и массовые доли продуктов, оставшихся в растворе.

(продолжение см. на обороте)

Задача №11-5

Начальная скорость химической реакции между водородом и парами хлора выражается кинетическим уравнением: w=Скорость реакции определяли при одной и той же температуре в четырех пробах газовой смеси:в стехиометрической смеси реагентов, которую обозначим (1);в смеси (1) с добавлением равного ей объема водорода;в смеси (1) с добавлением равного ей объема паров хлора;в смеси (1) при четырехкратном сжатии.

Найдите численное отношение начальных скоростей реакции во всех четырех случаях – w1: w2: w3: w4. Определите размерность константы скорости К, если скорость реакции выражена в моль/л·с, а концентрации реагентов даны в моль/л.

массовой долей растворенного вещества,водными растворами нитрата серебра,однозначно доказать состав порошка,рассчитайте массы продуктов электролиза,w скорость реакции определяли,предложите путь превращения пропена,школе отходы целесообразно использовать,подпишите составные части аппарата,произвести электроискровое распыление золота,используемый карбонат кальция содержит

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …